Семинарское торжество 1797 года.
Просматривая один рукописный сборник
прошлого века, мы нашли в нем не лишенное
интереса «Описание торжества муз при случае
всерадостного воспоминания о восшествии на
престол Его Императорского Величества
Всероссийского Государя Павла I в епархиальной
Рязанской семинарии, представленного 1797 года,
ноября 9 дня.» Описание это показывает, что в XVIII
столетии питомцы семинарии не устранялись
начальством от участия в общественной жизни и
что даже в стенах самых семинарий происходили
торжества и увеселения, сопровождаемые речами,
музыкой, пением, иллюминациями и т. п.,
привлекавшими многочисленных посетителей из
разных классов общества. Приводим «Описание» без
всяких изменений: «На самый высокоторжественный
день восшествия на престол Его Императорского
Величества ноября 6 дня по литургии говорил
проповедь тому дню приличную сам преосвященный
Сион, архиепископ Рязанский. Но чтобы более
ознаменовать общую для России радость и все
подданническое к Его Величеству усердие, Его
Преосвященство учредил в своей Епаршеской
Семинарии быть особому торжеству и открыть оное
богословским состязанием и освещением
семинарского двора с представлением прозрачной
картины. Вследствие сего, ноября в 9 день, по
должном приуготовлении и повестке, как собралось
великое множество народа и преосвященный с
почтеннейшими гостьями, при встрече вокальной и
инструментальной музыки, вошел в большую залу: то
в половине пятого часа начато словопрение по
обыкновению, именно: чтена учеником богословия с
кафедры предварительная большая речь. Потом
занимала слушателей музыка, а между тем
раздаваемы были листы с положениями
богословскими. По раздаче оных говорили ученики
богословия самые речи и противоположения; а к
ученикам приставали учители по них
поборствуюшие. Напоследок, для большего
возбуждения великоименитейших слушателей к
вниманию, и сам преосвященный говорил
противоположения. Посем учитель риторики читал с
кафедры особо на тот случай сочиненную оду. В
заключение всего говорена от ученика богословия
благодарственная речь. А как вышли посетители из
залы, то вдруг увидали весь семинарский двор
иллюминован. Учительские покои освещены были
свечами и двор плошками и фонарями. На средине
двора [647] к заднему концу
оного выставлена была новоизданная картина,
светом озаренная и очеса зрителей привлекающая.
При которой картине для встречи гостей
приуготовлены были в белой одежде шесть отроков,
муз означающее, а седьмой Аполлона. И как Его
Преосвященство с гостьями начал к ним
приближаться, то петы были ими особо сочиненные к
торжественному тому дню канты, при вокальной н
инструментальной музыке. Обозрев оную картину с
удовольствием, высоко именитые и благородные
посетители приглашены были от Его
Преосвященства в архиерейские, что в семинарии,
покои, где и угощаемы были по приличию торжества.
Когда же почтеннейшие гости пили за здравие
всеавгустейшего Монарха, отечество наше
возвышающего, и всей его пресветлейшей фамилии:
его хоры музыки воспевали в покоях Его
Преосвященства многие лета и канты к тому
пристойные; а на семинарском дворе против покоев
архиерейских, поставленные шеренгами
семинаристы возглашали: ура, ура, ура! потом
виват, виват, виват! и канты. И таким образом, при
радостном восхищении зрителей, торжественное
муз празднование кончилось в глубокий вечерь и
посетители в домы разошлись с немалым
удовольствием».
Сообщено И. В. Добролюбовым.
Текст воспроизведен
по изданию: Семинарское торжество 1797 года //
Исторический вестник, № 3. 1880 |