|
ОБРАЩЕНИЕ РАСКОЛЬНИКОВ В
ПРАВОСЛАВИЕ В 1788 ГОДУ
(Рассказ Ф. А. Прядильщикова) В 1788 году пермский наместник Волков (Правивший должность пермского и тобольского наместника генерал-губернатор Волков жил в Перми. - прим. И. В. Вологдин.) донес императрице Екатерине II об умножении раскольников по вверенным ему губерниям и выставил причиною зла то, что местное население совершенно забыто своими архипастырями: оба-де они пребывают безвыездно один в Вятке, а другой в Тобольске (До учреждения пермской епархии в 1799 году западная часть Пермской губернии была под ведением архиерея вятского, а восточная (за-Уралье) — митрополита всей Сибири, пребывавшего в Тобольске. – прим. И. В. Вологдин.). Донесение, вполне правдивое, не осталось без последствий. Побужденный Синодом, вятский епископ Лаврентий поспешил предпринять объезд западной стороны Пермской губернии, находившейся под его ведением и старался, сколько умел, возвратить заблудших ее жителей в лоно православия. Какого рода были меры, которыми хотели тогда образумить староверов, это расскажем со слов старика Власова, Ильинского уроженца (Село Ильинск в Пермском уезде. Тут центр управления Пермским имением Строгановых. – прим. И. В. Вологдин.). “Прибыв в наше село, так рассказывал Власов: архиерей остановился у управителя заводов Я. А. Бушуева, начальника — не мешает прибавить — хотя и кроткого, но почему-то не любившего староверов. Высокопочтенный гость открывает цель своей поездки, а тот, дело понятное, изъявляет личную готовность исполнять веления его преосвященства. Таким образом, власти духовная и мирская условились приняться за проповедь сообща. Поутру, смотрим, десятские погнали раскольников со всего Ильинска и ближних деревень к дому, где остановился Лаврентий. Народа собралось множество: кто по неволе, кто из любопытства. Часов около 8-ми святитель вышел для увещания народа на балкон. Православные, при виде владыки, тотчас скинули шапки; староверы же — ни один. [414] Напрасно управитель из окна дает знаки грубиянам, чтоб держал себя почтительно: они как будто не понимают знаков, продолжают стоять в шапках. Какими словами преосвященный начал речь, мне нельзя было расслышать, потому что я, вместе с прочею молодежью, находился вдали; заметил только, что речь сопровождалась угрозительными жестами: кажется, преосвященный рассчитывал более устрашить непокорных, чем убедить. Староверы, которые были ближе к балкону, заспорили с архипастырем весьма дерзко. Помню их выражения: “нет, не правда! ты, ваше благородие, послушай нас!” и тому подобные. Вскоре поднялся такой шум, что Лаврентий вынужден был прекратить беседу. Разогорченный, он удаляется внутрь покоев. “Заблаговестили к обедни. Православные потянулись с площади в церковь; староверы хотели уйти домой, но их оцепили полицейские служители и поворотили в след православных. Дорогой, конечно, не обошлось без ударов начальственными дубинками и тисканья за ворот. Кое-как, однако ж, полицейским удалось довести упрямцев до храма, втиснуть в него и запереть двери. Самым отчаянным из кержаков было объявлено от управителя, что если они осмелятся произвести хотя малейший беспорядок при службе, то будут взяты прямо из церкви в земскую, скованы тут, а затем отправлены в городе. Это поусмирило буянов. Спустя немного времени прибыл архиерей и стал совершать литургию. Чтоб не видеть наших обрядов и не внимать пению клира, большая часть староверов стояла всю обедню закрыв глаза и зажав ладонями уши. Некоторые хитростью освободились из храма: они расковыряли себе нос до крови и потому самой же полицией были вытолкнуты на крыльцо. Пред отходом литургии епископ опять произнес слово об истинной вере. К сожалению, проповедь с амвона столь же мало имела успеха, как и проповедь с балкона: ни одна заблудшая овца не обратилась на путь истинный. “Из Ильинска преосвященный отправился по тракту в Соликамск и далее. У наших кержаков не было Лаврентию иного названия, как “гонитель”. Текст воспроизведен по изданию: Обращение раскольников в православие в 1788 году // Русская старина, Том 1. 1870 |
|