Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

К биографии А. Н. Радищева.

Из числа материалов, относящихся к жизни и литературной деятельности А. Н. Радищева, особенное значение имеют собственные свидетельства Радищева, а также и сведения, сообщаемые теми из его современников, которые имели полную возможность узнать и оценить его и как писателя, и как человека. Собирание подобных материалов, рассеянных в различных архивах, сопряжено с большими трудностями; некоторые черты делаются известными только благодаря счастливой случайности. В исследовании вашем о Радищеве мы привели те данные, которые показывают, какое участие в судьбе нашего писателя принимал граф П. В. Завадовский, первый по времени министр народного просвещения в России. Уже по окончании нашего труда и, можно сказать, только на днях мы получили несколько рукописей, составляющих всего две-три страницы, по имеющих значение как для биографии Радищева, так и для знакомства с взглядами на книгу Радищева современного ему русского общества. Ходатайствуя о помиловании Радищева, граф Завадовский главную вину видит в том, что злополучное «Путешествие» явилось не во время—«не ко времени». Завадовский был одним из образованнейших государственных людей эпохи Екатерины II, и слова его, как человека, близко знавшего образ мыслей государыни, служат весьма веским подтверждением той мысли, что существенная причине преследования Радищева кроется в появлении книги его во времена паники, вызванной событиями французской революции. По мнению других современников Радищева, вся вина его заключалась собственно не в содержании книги, а в неосторожных выражениях, встречающихся на ее страницах.

Через несколько дней по кончине императрицы Екатерины II участь Радищева была смягчена: он возвращен из ссылки, и ему дозволено «жить в своих деревнях». Считая императора Павла I своим благодетелем, Радищев обращался к нему с просьбами по тому или другому [245] поводу. В конце 1797 года Радищев просил дозволить ему ездить к своим престарелым родителям; в исходе 1800 года он просил о разрешении ему приехать в Петербург для свидания с детьми.

Приводим собственноручное, до сих пор нигде еще не напечатанное, письмо Радищева к императору Павлу 1:

«Всемилостивейший Государь! Дерзновение мое велико просить у Вашего Императорского Величества дозволения приехать в Петербург: но велико Твое и милосердие ко всем Твоим подданным. Милости Твои и щедроты столь общи и велики, благодеяния Твои столь велики, обильны и многи, что всякому дают смелость прибегнуть к Тебе, как к истинному отцу Твоих подданных, как к источнику милования, счастья и блаженства. К Тебе, о милосердый государь, воззову, как некогда возавал Давид к Богу: «Господи, услышь молитву мою, внуши молению души моя». Не ведаю, великий государь, могу ли быть достоин помилования, но когда нисхожу в сердце мое и не обретаю в нем ничего злобного, коварного или ухищренного, находя только десятилетнее и ежечасное раскаяние о моем преступлении, тогда совесть, внутренний и всегдашний судья человеков, дает смелость возавать к Тебе, источнику милосердия, с моей просьбой, к Тебе, великому государю, к Тебе, помилователю моему, ибо десятилетнее о мне решение, в Илимске меня заключавшее, милосердие Твое уже сократило, а срок десятилетний решения уже кончился. Причина, побуждающая меня просить Вашего Императорского Величества о дозволении мне приехать в Петербург, хотя маловажна кажется, но для чувствительного сердца довольна, а пред престолом Твоим благим, в очах только милосердого государя, может иметь оправдание, причина — желание видеть детей моих, находящихся в Петербурге в службе Вашего Императорского Величества: один в полку лейб-гренадерском, другой в морском кадетском корпусе гардемарином. Сего, семь лет почти товарищем бывшего моего изгнания, позволь, милосердый государь, да прижму к моей изнемогающей груди, ибо слышу благие его начинания. Не дерзнул бы, великий государь, прибегнуть с моей просьбой, если бы не имел в виду, что решение обо мне было на десять лет; что раскаяние мое есть всечасно, а паче всего что милосердие Твое есть неизреченно. Услышь, о государь, мое моление, и да причтуся в число ныне помилованных Тобою.

Всемилостивейший Государь

Вашего Императорского Величества

нижайший верноподданный

Александр Радищев.

Декабря 21 дня, 1800 года.

В сельце Немцове Калужской губернии Боровской округи».


Вскоре по восшествии на престол императора Александра I, Завадовский представил государю следующую (также в первый раз появляющуюся в печати) собственноручную записку о Радищеве:

«В Комиссии сочинения законов недовольно людей со способностями на сию по себе пространную часть: коллегский же советник, Александр [246] Радищев мог бы в сей работе быть полезен по своим дарованиям и склонности к письменному труду. Потому беру смелость просить об определения его в Комиссию членом. Отнюдь не умысел, как известно многим, а неосмотрительность и некое легкомыслие подвергнули его бедам за сочинение, выпущенное не ко времени. Но за то он понес только тяжкое наказание, что, избавленный монаршим помилованием, потщится усердною службою оправдать милость».

В дальнейшем ходатайстве о возвращении Радищеву принадлежавших ему прав говорится: «Коллегский советник Александр Радищев пожалован в сей чин в 1783 году, а в 1784 удостоен возложением на него ордена снятого равноапостольского князя Владимира 4-й степени. Потом в 1790 году изданием книги, сочиненной им в не осмотрительных выражениях, навлек на себя праведный гнев блаженные памяти государыни императрицы Екатерины Алексеевны, был лишен всех достоинств и послан на десять лет на житье в Илимск. По вступлении на престол покойного императора, оный Радищев из Илимска возвращен и велено жить ему в его деревнях, а по восшествии на престол ныне благополучно царствующего государя императора всемилостивейше прощен с прочими, и высочайше повелено возвратить прежнее его достояние.

После того, высочайшим Его Императорского Величества указом оный коллегский советник Радищев определен членом в Комиссию о сочинении законов с жалованьем по тысяче по пятисот рублей на год. Все прочие члены сей Комиссии получают жалованья по две тысячи рублей. В сравнении с ними можно б кажется и ему, Радищеву, таковое же определить. А притом как по самому содержанию всемилостивейшего указа, коим возвращен Радищев в прежнее его достояние, с возвращением чина его, который он прежде имел, кажется, следовало б возвратить и тот орден, который на него прежде возложен был; но об оном ничего не определено, то не благоугодно ли будет Его Императорскому Величеству пожаловать особое о том, куда следует, повеление».

Орден св. Владимира, учрежденный Екатериною II, имел особенное значение в глазах ее современников, и возвращение Радищеву этого ордена было окончательным доказательством того, что кара, постигшая Радищева, навсегда предана забвению государем, считавшим себя истинным преемником Екатерины II.

Сообщено М. И. Сухомлиновым.

Текст воспроизведен по изданию: К биографии А. Н. Радищева // Исторический вестник, № 1. 1889

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.