Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПОТЕМКИНСКИЙ ПРАЗДНИК. 1

…Вообще делами он занимался мало, и казалось, что в Петербург приехал он для снискания перемены в своих увеселениях. Вельможи старались его угощать, и на пиршествах и балах, в почесть ему даваемых, старались сами ему прислуживать. Сам же дал всему двору и городу, на счет Императрицы, такой праздник, что роскошное оного изобретение, его переменчивая разнообразность и великолепная расточительность, соделали вероятностию повествуемое в сказках о волшебницах. Многие из подобных праздников, стоившие рублей по 20 т., были только обращики того великого празднества, которое он дал 9-го мая. Говоря о сем празднестве, коего находится столько неверных описаний надлежит читателя ознакомить с местом, где оное происходило, и которое кроме сего праздника достойно примечания.

Императрица построила дворец в отдаленной части города, но в прекраснейшем месте, на береге Невы, по предложение Потемкина, который в честь его прозван Таврическим. Состоял оный из главного здания, и двух флигелей, кои обширный двор образовали. Когда дворец сей поспел, подарила она его Князю Потемкину, который его после некоторых перемен в самом здании и примыкающемся к нему прекрасном саде, обратно продал Монархине за 460 т. рублей. Ныне, когда произошла речь о построении дома в вознаграждение его за взятье Измаила, избрал он опять сей Таврический дворец, и оный получил. Следственно получил он дом сей двоекратно, и сверх того 460 т. руб. Здание сие есть великолепнейшее и обширнейшее в [24] С.-Петербурге. На колоннах опирающийся фронтон над главным входом имел тогда надпись, металлическими буквами, изображавшую благодарность Потемкина великодушно его благодетельницы. Сей вход приводит в преддверие, для огромного здания не слишком обширное, в котором находится трое дверей, из коих состояние на правой и левой стороне ведут в разные залы и комнаты. Средними дверьми, находящимися противу входа, вступают в зал с куполом, освещаемый сверха. В вышине к куполу окружает сей зал галлерея, на которой стояли часы с органами, кои попеременно играли музыку славнейших сочинителей, и быв неприметны, в каждом входящем возбуждали приятное ощущение. В вечеру, когда Князь Потемкин давал празднество, на сей галлерее посажено было 300 человек, составлявших роговую музыку, коя, во время прибытия и отъезда Императрицы, играла, попеременно с голосами певчих, хвалу обладательнице седьмой части земного шара. Распещренное освещение сего единственного в своем роде зала в праздник Потемкина, сделано было с отличным вкусом. Исправное согласие вышины с шириною сего зала, и его чрезмерною длиною, составляет мастерское произведете зодчего искусства. Карниз оного опирается на четверном ряде столбов из белого вылощенного гипса, идущих по обеим длинным сторонам зала, отчего в нем происходят две узких галлерей, по концам которых поставлены друг против друга зеркалы чрезмерной величины, кои умножают предметы и дальновидность до бесконечности. Окна в сем зале находятся в двух узких сторонах, кои оканчиваются окружением. От сего ожидаемого недостатка надлежало бы полагать, что средина залы должна б быть темновата; однако ж сия часть получает свое освещение не токмо от купола весьма светлого, но и от состоящего напротив зимнего сада, из которого свет между столпов достаточно в зал впадает. Обе стороны, в которых находятся окны, отделены от пола несколькими ступенями. Одно из сих возвышений, с которого Императрица во время празднества смотрела балет, было покрыто драгоценнейшими Персидскими [25] шелковыми коврами. Под окнами стояла Турецкая софа, во всю стену длиною. На возвышении противуположенном находились музыканты. На каждой из сих эстрад стояло тогда по вазе из белого каррарского мармора с отменною резьбою; подножие оных сделано было из серого мармора. Поелику вазы сии имели совершенный размерь к пространству места, в котором находились, то можно заключить о величине оных и драгоценности. Князь Потемкин купил их из оставшего имения герцогини Кингстонской 2. Из оного же были и два паникадила из черного хрусталя, висевшие иад вазами. В них находились часы с весьма искусною музыкою; они куплены за 42 т. рублей. Кроме сих паникадил находились в зале еще 56, повешенных отчасти посреди залы, частью же между столпами. На каждом паникадиле в сей вечер горело не меньше 16 свеч. Вообще весь зал казался в огне, и от того духота была несносная. Кроме восковых свеч горело в нем 5000 лампад. Лампады были отчасти белые, и находились в определенном отстоянии от карниза, частью же пестрые, в подобие лилей, роз, тюльпанов и других крупных цветков, кои висели между столпов гирляндами. Действие от сего освещение превосходило все, что только в семь роде вообразить можно. По обеим сторонам при входе в зал, из ротонды поделаны были ложи, драпированные драгоценнейшими материями, и внутри украшенные великолепно. Под сими ложами находились входы в четыре ряда комнат и зал, которых окна были отчасти на двор, частью же в сад, а отчасти видимы из оных были отдаленности и берега Невы. Сии комнаты украшены были драгоценными обоями и картинами, купленными из оставшего имения после герцогини Кингстон; комнаты и приборы соответствовали богатству и могуществу хозяина. [26] Особливо же та из сих комнат, в которых в сей вечер Императрица и Великая Княгиня играли в карты, великолепием превосходили все другие. Обиты оные были обоями Гобелинскими; софы и стулья в них стоили 46 т. рублей. В одном из сих покоев находился славной золотой слон 3: были то средней величины часы, стоявшие перед зеркалом на марморном столе. Часы самые служат подножием маленькому слону, обвешанному малозначащими дорогими каменьями, на котором сидит Арап.

Ничто однако великолепием не превосходило зимний сад, примыкавший к большей галлерее, и в который вход был из круглого зала, между столпов. Величина оного была в шестеро больше, нежели славного зимнего сада в эрмитаже Императорском; расположен был оной также в английском вкусе, но несравненно лучше. Зеленеющийся, дерновый скат вел дорогою, обсаженною цветущими померанцовыми деревьями. Там видимы были лесочки, по окружающим которые решоткам обвивались розы и жасмины, наполняющие воздухе благовонием. В кустарниках видимы были гнезда соловьеве и других поющих птиц. Разногласное их щебетание было несравненно приятнее скучного единогласия. В сей вечер освещение и музыка бала возбуждали их к пению. В разных местах в земле, и в драгоценных горшках, на марморных и гранитных подножиях, видимы были в сем саде редчайшие кустарники и растения. Прохожи, иностранными деревьями обсаженные, срослись между собою столько плотно, что и днем в них было темновато. Печи, которых для зимнего сего сада потребно было не мало, скрыты были за множеством зеркал, одинокой величины и цены чрезвычайной. На дорожках сего сада и на малых [27] дерновых холмочках, видимы были на марморных подножиях вазы из того же камня, но другого цвета, либо истуканы из белого мармора, представлявшие гениев отчасти венчающих, частью же отправляющих жертвоприношение перед бюстом Императрицы, очень сходно изображенными В траве стояли великие из лучшего стекла шары, наполненные водою, в которых плавали золотые и серебряный рыбки. Посредине сада возвышался храм простого, но размернейшего устроения. Его купол, возвышавшийся до самого потолка сего сада, искуснейшею рукою и обманчиво росписанного под вид неба, и способствовавший к поддержанию потолка, опирался на 8 столпах из белого мармора. В оном по ступеням из серого мармора был вход к жертвеннику, служившему подножием изображению Императрицыну, иссеченному из белого мармора. Императрица представлена была в царской мантии, держащая рог изобилия, из которого сыпались орденские кресты и деньги. На жертвенники было подписано: «Матери отечества и моей благодетельнице». Здесь равномерно расставлены были лампады, имеющие подобие цветов, фестонами около столпов, как бы обвитые. Позади храма находилась великолепная листвяная беседка; внутренние стены оной состояли из зеркал; в день же празднества наружные решетки были украшены пестрыми лампадами, в подобии яблок, груш и виноградных гроздов. Далее в день празднества сад весь был еще несравненно более обыкновенного украшен. Все окна оного прикрыты были искусственными пальмовыми и померанцовыми деревьями, коих листья и плоды представлены были из разноцветных лампад, Другие искусственные плоды в подобие дынь, ананасов, винограда и арбузов, в приличных местах сада, были представлены также из разноцветных лампад. Для услаждения чувств, скрытые курильницы издыхали благовония, кои смешивались с запахом цветов помаранцовых и жасминных деревьев, и испарениями малого водомета, бьющего лавандною водою. Между храмом и листвяною беседкою находилась зеркальная пирамида, украшенная хрусталями, на верху которой блистало имя Императрицыно, подделанное под брилиянты, и от которого исходило на все стороны сияние. Близ оной стояли другие меньше огромные пирамиды, на которых горели трофеи, и вензеловые имена Наследника престола, Его Супруги и обеих Великих Князей, составленные из фиолетовых и зеленых огней. В сей только вечер окна зимнего сада были скрыты; в прочее время были то двери, вводящие в воздушной сад [28] таврического дворца. Потемкин хотя расположил сей сад с самого начала, но в последствие, с невероятными издержками, довел до чрезвычайного степени совершенства. Выгодное местоположение оного придавало ему много цены, а пособие искусства и еще оную возвысило. Сравняли место, сняли пригорки, где оным по плану быть не надлежало, насыпали новые холмы, для услаждение зрение дальновидностями. Прямым путем протекавшей речке дали течение извилистое, и вынудили из ней низвергающийся водопад, который упадал в марморный водоем. Построены великолепные мосты из железа и мармора; множество истуканов и памятников находилось еще в работе. В намерении том, чтобы из дома и сада можно было оглядывать прелестный дальновидности, приказал Князь Потемкин наскоро и вне окружности двора своего построить павилиёны и подобное; все сие как волшебством из земли возникло. Словом сказать, он употребил все к соделанию места сего приятнейшим жилищем. Во время последнего праздника в вечеру весь сад освещен был великолепнейшим образом, а воды украшены гондолами.

Тысячи художников и работников занимались несколько недель приготовлениями и распоряжениями к сему празднеству, которое назначено было в 9-е число Маия. Три тысячи особ придворных и прочих в городе, приглашены были чрез билеты, разосланные с офицерами; без сих билетов трудно было пройдти только сначала. Потемкин прибыл в Таврической дворец заблаговременно. Он имел на себе в сей день алый фрак, и епанчу из черных кружев, стоющую нескольких тысяч рублей. Всюду, где только на мужском одеянии можно было употребить брилиянты, оные блистали. Шляпа его была оными столько обременена, что трудно стало ему держать оную в руке. Один из адъютантов его должен был сию шляпу за ним носить.

В 6 часов с полудней ожидали Императрицу. Но до прибытия еще ее, по неосторожности произошел беспорядок, который продолжился и в самое прибытие Монархини. В сей день назначен был от Потемкина праздник и для народа, на площади пред Таврическим дворцом. Построены тут были не только качели и разного рода, но и торговые лавки, из которых назначено было раздавать народу безденежно платья, чулки, шляпы и тому подобное, также вареную и не вареную пищу и разные напитки. По распоряжению надлежало сему начаться в то время, когда Императрица будет проезжать. Однако же, по ошибке сочли экипаж [29] некоего вельможи, сходный к придворному, за карету самой Императрицы, и подали знак к началу народного празднества. Началось замешательство, подарки и прочее разхватали, толпяся столько, что экипажи Императрицын и прочие принуждены остановиться, и простоять более четверти часа. Напоследок прибыла Императрица с Великими Княжнами Александрою Павловною и Еленою Павловною; Великий Князь, Наследнике и Супруга Его вышли к Ней на встречу, а Потемкин принимал Монархиню из кареты. Двор промедлил несколько времени в ротонде; после сего Императрица се Высочайшею фамилиею перешла на эстрад галлереи. Вскоре после сего предстали 24 пары танцовщиков, из благородных знаменитейших фамилий, на отбор прекраснейших, в белом атласном платье, украшенном брилиянтами. Полы отличены были голубыми и розовыми перевязями. Предводительствовали оными молодые Великие Князи Александр Павлович и Константин Павлович, и Принц Виртембергский, брат Великой Княгини, их родительницы. Они танцовали с отличным искусством очень трудной балет, сочинение г. Лика; при окончании оного, отличил себя сей славный танцовщик солом. Между тем начало смеркаться; Потемкин поспешил ввести Императорскую фамилию в театр, устроенный в одном пространном зале театра, куды последовала и часть гостей, сколько дозволяло пространство места. Здесь представлены были две Французских комедии и два балета. Театральное представление было с намерением протянуто, чтоб выиграть время к довершению освещения. Все готово было, когда Императрица выходила из театра. Считают, что в сей вечер горело 140 тысяч лампад и 20 тысяч свечей восковых. Императрица, сопровождаемая Высочайшею фамилиею, препровождена была в зимний сад. Когда достигли храма, Князь бросился на ступенях пред олтарем и изображением своей покровительницы на колена и благодарил Монархиню за ее благодеяния; Она подняла его милостиво и поцеловала в лоб. Когда начался бал, Императрица и Великая Княгиня сели играть в карты: что продолжалось до половины двенадцатаго часа. После того начался ужин. Стол, за которым кушала Императрица с Наследником престола и Его Супругою, находился там, где был театр, и на самом томе месте, где стоял оркестр. Потемкин прислуживал за креслами Императрицы, пока она приказала ему сесть. На сем столе сервизе был золотой. На самом театре позади Императрицы находился стол на 48 особ, [30] за которым кушали благородные особы, танцовавшие балет в ротонде. Сверх того в сем театральном зале находилось 14 столов, установленных амфитеатром, по седми на каждой стороне. Гости проходили по средине, и садились в один ряд за столы, лицем к Императрице. Все столы освещены были шарами из белого и цветного стекла, что производило отменно приятный вид. В комнате пред театральным залом находился стол, примечание достойный в рассуждении своего буфета. На оном стояла суповая серебреная чаша необъятной величины, а по сторонам ее два соразмерной огромности ваза, доставшиеся из имения герцогини Кингстонской. В прочих комнатах было по крайней мере 20 столов. Сверх сего в одном зале накрыто было 8 столов, каждый на 20 приборов. По средние каждого стола стояло по цветущему помаранцовому дереву. Для каждого стола употреблена была драгоценнейшая посуда, серебреная или из лучшего фарфора, с отличнейшими ествами. Изобилие и вкус царствовали повсюду, и плоды, кои видели в зимнем саде стеклянными, на столах явились естественные и в великом множестве. Услуга производима была в сей вечер офисиянтами, одетыми в ливрею придворную, и князя Потемкина (которая была палевая с голубым и серебром); они разносили до конца празднества прохлаждения, плоды и напитки. После ужина продолжался бал до самого утра; но Императрица с Высочайшею фамилиею изволила отбыть в исходе второго часа по полуночи. Никогда не бывало, чтоб Монархиня у кого-либо так долго гостить соизволила. Потемкин, провождая Монархиню, в зале куппольной еще повергся к ногам ее, и казалось, что более прежнего был тронут. Многие чувствительность сию сочли за предчувствование близкой смерти. Он видел Монархиню в последний раз в своем доме. Сама Императрица была тронута до слез при сем прощании.

Издержки для сего праздника считали в 200,000 руб., но кажется, что сумма сия простиралась несравненно больше.

Род жизни князя Потемкина, в последнее его пребывание в С. Петербурге, превосходил все, что только можно себе представить безмерного в расточении, не обдуманного в излишестве, недеятельности, легкомыслии в рассуждении обрядов и гордости к своей отчизне…


Комментарии

1. Еще отрывок из той важной современной рукописи, недавно мне доставшейся, с которой читатели познакомились в прошедшем нумере. – М. П.

2. Сия герцогиня Кингстонская, урожденная мисс Гудленг, есть самая та, которая известна по странной своей тяжбе с супругом, по которой едва не лишилась головы. Она жила долгое время в С. Петербурге у Императрицы, а в Дрездене у вдовствующей Курфирстины. Обхождение ее с сами двумя Монархинями доказывает об отличных ее дарованиях. Она прибыла вторично в Россию, где близ С. Петербурга купила имение: в оном жила и скончалась.

3. О сем слоне сочинитель (Заглавие сочинения пропущено в подлинной рукописи. – П.) и его немецкий автор, помнится, г. Шторх, делают совершенно слоновое описание. Примечания достойнее сих часов были те часы, кои ведел я по смерти Потемкина в Таврическом дворце. Состояли оные из бронзового довольно высокого дерева, на котором находилась искуснейшей работы из металла, павлин, петух, сова и разные малые животные в естественной величине. Каждое из сих животных, когда часы производили бой, делали движения, от части же кричали природным своим голосом.

Текст воспроизведен по изданию: Потемкинский праздник // Москвитянин, № 3. 1852

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.