Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДНЕВНАЯ ЗАПИСКА 1786-1787 гг. А. В. ОРЛОВА

В развитие русского театра и русской музыкальной культуры XVIII — первой половины XIX в. очень существенный вклад внесли крепостные или, как их называли современники, домашние театры. Возникали они во многих дворянских домах и усадьбах, но до сих пор еще остается неизученным и неописанным все многообразие форм и видов существования этих театров. Изучение их репертуара, уровня исполнительского мастерства, состава актерских трупп, условий творчества, длительности существования, художественного руководства и т. д. крайне затруднено из-за скудости фактического материала, оставшегося от многих таких театров. Некоторые мемуары XVIII-XIX вв. оставили нам упоминания о них, но здесь фиксируется, как правило, тот или иной отдельный эпизод из жизни какого-либо домашнего театра или мимолетное яркое впечатление от определенного спектакля. Наиболее изученным и описанным до сих пор является театр П. Б. и Н. П. Шереметевых.

В книге Т. А. Дынник 1 сообщается, что в России в XVIII-XIX вв. действовало 173 крепостных театра, но о многих из них сохранилось только упоминание современников, Что они «были». Среди таких театров, «которые были», Дынник вскользь упоминает театр «у Орлова в с. Отрада». 2

Речь идет о подмосковном имении Отрада, принадлежавшем графу Владимиру Григорьевичу Орлову, но, кроме этого короткого сообщения, никаких подробностей о нем мы не узнаем.

Владимир Григорьевич Орлов — пятый, младший брат знаменитых Орловых, которые выдвинулись в первые годы царствования Екатерины II. Мы привыкли воспринимать их со слов многих историков как бравых, напористых, ненасытных и необузданных в своих желаниях и в удовлетворении своих страстей. При более близком рассмотрении к такой характеристике подходят не все пятеро Орловых, а только трое средних — Григорий, Алексей и Федор. Пятый же — Владимир — был намного моложе их, и его характер формировался иначе. Владимир Григорьевич родился в 1743 г. Осиротев в три года, он жил в деревне из-за слабого здоровья на попечении няньки, которая приучала его к благочестию. Вскоре после переворота 28 июня 1762 г., возвысившего старших братьев, Владимир был отправлен в Лейпцигский университет, где пробыл с 1763 по 1766 г. Братья считали, что из-за слабого здоровья он не сможет сделать военной карьеры, и выбрали для него науку. Владимир больше всего увлекался астрономией, а в свободное время музыкальными собраниями любителей.

По возвращении из Лейпцига Владимир Григорьевич попадает в водоворот светской жизни и вскоре назначается на пост директора Российской Академии наук, с которого был уволен в конце 1774 г., после падения фавора Григория Орлова.

В начале 1775 г. Владимир Григорьевич покидает Петербург, обосновывается в Москве, в доме на Никитской улице и занимается благоустройством подмосковного имения Отрада. Здесь «между прочими упражнениями хозяйства хочется и музыку завести», 3 — пишет он брату Алексею Григорьевичу, который находился тогда за границей, и просит его купить и [144] прислать «разные музыкальные инструменты, также побольше хорошеньких арий и песенок». 4

Владимир Григорьевич, по мнению братьев, довольно рано женился, в 25 лет, на фрейлине Екатерины II Елизавете Ивановне Штакельберг. Супружество их длилось 49 лет и было на редкость счастливым. Владимир Григорьевич имел огромную тягу к сельской жизни, которую после путешествия своего в 1771 г. в Лондон заводит на английский манер. Он выписывает из Лондона многие предметы быта, например кареты, фортепиано, соломорезку и пожарную трубу с принадлежностями. «Строение отраднинского дома отличалось от многих домов XVIII века» — в нем было «более удобства, чем внешней показной роскоши». 5 В одном из многочисленных флигелей располагались физический и рудный кабинеты, где многое напоминало об Эйлере, Далласе и Гмелине — ученых, с которыми был близок Владимир Григорьевич. Большая библиотека располагалась в кабинете хозяина и в некоторых других комнатах. «Она не отличалась ни редкостью изданий, ни пышностью переплетов. Содержание библиотеки носило отпечаток современной науки и тогдашних взглядов на воспитание». 6 С рождением 28 июля 1769 г. первого сына Александра Владимир Григорьевич отдается целиком воспитанию детей, склонность к которому проявлял еще совсем молодым. Педагогические наклонности хозяина в отраднинском доме выдавали даже стены: в столовой, гостиной и биллиардной они «были покрыты раскрашенными изображениями птиц, рыб и бабочек, с подписанными под ними названиями». 7 Эти картинки были вырезаны из «Натуральной истории» Бюффона и наклеены на обои.

Вероятно, из педагогических соображений Владимир Григорьевич посоветовал своему сыну, когда тот подрос, вести дневник. И с октября 1786 г. Александр Владимирович ведет «Дневную записку», которую доводит до конца января 1787 г.

Этот дневник никогда не публиковался, даже в отрывках, тогда как почти все другие дневники и записки были изданы. В 1878 г. потомок В. Г. Орлова граф Владимир Орлов-Давыдов издал в двух томах «Биографический очерк графа Владимира Григорьевича Орлова». В эти два тома вошло много писем и большинство дневников, написанных и самим Владимиром Григорьевичем, как например «Дневник путешествия по Волге в свите Екатерины II в 1767 году», «Дневник путешествия в Киев в 1770 году», а также писанный Александром «Дневник путешествия в Нижний Новгород в 1786 году». О «Дневной записке» 1786-1787 гг. автор вышеупомянутого двухтомника говорит следующее: «Московский образ жизни с 25 октября 1786 года по 31 января 1787 года описаны в дневнике Александра», — и далее полстраницы отведены краткому перечню семейных происшествий. Между тем именно этот дневник семнадцатилетнего Александра и «московский образ жизни» 1786-1787 гг. являются теперь для нас, пожалуй, наиболее интересными. «Дневная записка» А. Орлова вводит нас в атмосферу московского быта 80-х годов XVIII в. Юноша очень живо пишет о том, что больше всего волнует его домочадцев и окружающих. Прежде всего, это погода. Вероятно, от нее зависела возможность общения, столь необходимая в Москве. Владимир Григорьевич, в отличие от своих старших братьев, не был расположен к азиатской роскоши; одевался очень просто и гулял чаще всего пешком, отпустив лакеев, один или с кем-нибудь из детей среди толпы незнакомых. Он прекрасно владел немецким и французским языками, знал хорошо английский, но в беседе и переписке предпочитал русский. 8

В своем дневнике Александр подробно описывает занятия, среди которых важное место отводится русскому языку, который преподает ему Харитон Андреевич Чеботарев. 9 Он являлся непререкаемым авторитетом в области правописания, так что даже сам Владимир Григорьевич просил его править свои письма. Александр вводит нас в круг близких друзей дома и знакомых, но, главное, он подробно описывает интенсивную музыкально-художественную жизнь их дома. Автор записок вечер за вечером перечисляет репетиции и концерты. Он называет произведения, которые исполняются, композиторов, исполнителей, а также дает характеристики качества исполнения и воздействия на слушателей. Перед нами во всей полноте вырисовывается облик этого домашнего театра с его своеобразными чертами, которые, вероятно, были свойственны и некоторым другим крепостным театрам конца XVIII в. В великолепных домашних концертах, которые, как следует из [145] записок, устраивались не только в имении Отрада, но с переездом в Москву приобрели постоянный характер, участвуют и известные западноевропейские музыканты, и любители из дворян, и крепостные. Судя по тому, что Фациус или Керцелли играют в этих концертах, уровень мастерства и прочих исполнителей, в том числе и крепостных, был очень высок. Репертуар обширен необыкновенно и свидетельствует о тонком вкусе. Перечень композиторов, чьи произведения здесь исполнялись, столь бесконечно разнообразен, что репертуар Шереметевского театра уже не кажется нам таким фантастически обширным. Владимир Григорьевич был одним из первых, кто оценил и обласкал молодого и малоизвестного тогда Дмитрия Бортнянского, сочинения которого составляют значительную часть репертуара его домашних концертов. В оркестре В. Г. Орлова вырос и впоследствии стал его капельмейстером Лев Гурилев — отец будущего композитора. Кроме того, из воспоминаний В. Орлова-Давыдова мы узнаем, что «оркестр был замечательно хорош и в том числе находилось несколько солистов, которые по смерти графа поместились с выгодою на московские театры». 10 И быт, и театр в этом доме отличались западноевропейской культурой: «<...> в числе дворовых графа не было никогда ни шутов, ни дурочек, профессии, игравшей роль во многих из вельможных домов того времени». 11

Среди посетителей и гостей этого дома мы встречаем очень интересных и просвещенных людей того времени. В качестве воспитателя для Александра был вызван из Лейпцига Иван Иванович Шварц. В доме Орловых бывали поэт И. И. Дмитриев и Н. М. Карамзин.

Александр Орлов доводит свой дневник до конца января 1787 г. Летом 1787 г. Александр вместе с И. И. Шварцем отправляется в Англию для лечения — он с 1785 г. начал кашлять. Во время этого путешествия Александр Владимирович начинает вести новый дневник, который напечатан в названном выше двухтомнике. Но болезнь прогрессирует, и из Англии юноша отправляется во Францию, где 12 октября 1787 г. он умирает.

«Дневная записка» Александра Владимировича Орлова предлагается читателю целиком, без всяких сокращений, так как для историков различных областей — быта, культуры, театра, музыки — могут оказаться важными даже отдельные штрихи, характеризующие данную эпоху. В подлиннике она представляет собой рукопись в лист на плотной сероватой бумаге, сшитую в журнал. Этот журнал скреплен с другими рукописями, в том числе со счетными тетрадями Александра Орлова за 1784-1787 гг. В этих счетных тетрадях зафиксированы все траты Александра. Среди них платежи за покупку певчих птиц, за «билеты для входу в концерт Гартмана, 12 по 3 руб. за каждый», 13 «Федюшке и Егорке за то, что хорошо пишут ноты, — 50 коп.», 14 «Ванюшке флейте, который был именинник недавно, — 15 коп.», 15 «вшивых порошков на 50 копеек» 16 и «Федюшке и Андрею по 50 коп. зверей смотреть». 17

Рукопись написана довольно разборчивым почерком, чернилами. Русский текст передается в современной орфографии, в итальянском и французском — сохраняются особенности написания подлинника.


ДНЕВНАЯ ЗАПИСКА 86 г. 18

8 окт. 1786 году выпал превеликий снег на талую землю, после пошли морозы, иные были 11 градусов, так что землю и под снегом крепко схватило. К 20 числу напал еще снежок, и дорога сделалась на санях прекрасная. Река так крепко замерзла, что на лошади можно было ехать.

22 числа поехали в Москву Шварц и Галети, 19 и мы гуляли на реке по льду до тенековской мельницы.

23 числа обоз музыкантов на санях. Поутру было 2 градуса морозу, подул полудно-западный ветер. После обеда было 2 градуса тепла и пошел маленький дождик.

24

Во всю ночь шел дождик, и снегу много согнало, и было так тепло, что почти весь снег согнало. На другой день назначено было ехать в Москву, и дни за два посланы были уже обозы в Москву. Мы пошли спать и не знали еще, позволит ли нам погода ехать.

25

Встали в 3 часа поутру, а поехали в 4. Дул еще московский сильный ветер, и морозу было 4½ градуса. Приехали в деревню Заборья в 12 часов, сия деревня [146] от нас 40 верст, из сего следует, что мы сделали эти 40 верст в 8 часов. Мы ехали оттого столь тихо, что предыдущие дни таило, а нынешний крепко морозило, то и сделался лед по всей дороге, так что скоро ехать способу не было, притом же у лошадей задние ноги не были подкованы и они часто падали. Из Заборья выехали в 1½ часу по полудни на свежих лошадях, а приехали в наш московский дом в 10½ часу, что делает 40 верст с лишком. Нашли тут Мадам, которую выписали из Швейцарии на место прежней Madam Arendz. Она приехала сюды тому с неделю и выдержала самый трудный поход, называется Madam Reymond.

Дядюшка Г. Федор Г. не живет у нас более по-прежнему, но у дядюшки Г. Алексея Г., подле которого купил место для построения дома.

Нынешний день женился музыкант, который у нас живет и учит на духовых инструментах. Он венгерец и называется Г. Оттенгоф.

26

Приезжали многие поздравлять с приездом.

27 вторник

Батюшка ездил с визитами, я учился на скрипке. Галетий учит у нас здесь: учит 3 раза в неделю во весь день, а 3 раза по половине дня, прочее время дает уроки; получает помесячно 100 рублей. У нас живет в доме музыкант Оттенгоф, который учит на духовой музыке наших ребят. Еще живет Иван И. Шварц, он смотрит за хозяйством, за нотами и учит петь по собственной охоте братца Гришеньку и девок Дуняшку и Анютку.

Нынешний год открылся новый клоб. 20

Я слышал очень печальные вести о хлебе: в иных местах, сказывают, мрут почти с голоду. В Смоленской губернии как скоро кто съест кусок оржаного хлеба, то он сделается сначала как пьян, потом как безумен. Сие вовсе проходит дни через два. Однако нашли способ помочь сему, и нет более сего действия — когда мешают количество ржаной муки с некоторым овсяной.

В Петербурге ржи четверть по 7 рублей, хотя весь хлеб, который хотели отправлять в Москву, остановлен (хотя из магазейнов берут, хотя подвоз не только из своего государства, но и из Данцига и из других мест). Здесь четверть по 4½ рубли. Капуста нынешний год отменно родилась и очень дешева, по две гривны воз, что ли.

28 среда

Учил меня Харитон А. Чеботарев российскому языку. Он начал поправлять мой журнал путешествия в Нижний Новгород.

29 четверг

С приезду нашего стояли все морозы. Нынешний день шел снег. Я учился на скрипке и аккомпанировать у Вейденгамера. Он учит у нас меня, сестриц, мальчика да девку на клавикордах 3 раза в неделю. Я намерен учить генералбае 21 следующим образом: теорию Г. Кирнберга, 22 а на практике учить же вещи, которые будут играть в концертах. Нынче учит также италианец Бетши 23 петь сестриц и девку Варюшу. Он привез 12 дуэтов славного Martini 24 для комнатной музыки без инструментов.

Sacchini 25 умер.

Дядюшка Г. Алексей Г. приехал из Острову. Он очень печален — лишился в августе супруги своей — тетушки Г. Авдотьи Николаевны семьи Лопухиной. Мать ее Анна Алексеевна Хитрова, отец давно очень умер. Оставила брата Дмитрия Н. и двух сестер. Была замужем 4 года, очень добрая женщина. Умерла моложе 25 лет. Оставила дочь Анну А. 2 лет и сына, которого не доносила 3 недели и после его родин умерла на третий день. Он называется Иван А., еще жив и довольно здоров.

Я тому уже более году как простудился и получил кашель, который продолжается еще до сих пор. Только в иное время бывает сильнее, в другое меньше. Франц Ф. Керестури приказал мне с нынешнего дня пить от сего кашля холодной воды стакан, как скоро встану из постели, а другой ввечеру, как ложусь спать.

Я нашел, что умеренная жизнь очень полезна, и для того перестал с приезду нашего сюды пить чай, кофий, есть заедки и сладкое пирожное.

30 пятница

Ныне ходил я гулять с батюшкою, братцем и Иваном И. Шварцем по улицам. Время было тепло, однако ж как мои руки очень знобки от того, что я их однова [147] ознобил дорогою, и перчатки не очень теплы были, то они крепко озябли. Пришед домой, успел только скинуть сертук, как мне сделалось очень дурно: глаза помутились, так что не мог более почти ничего видеть, уши залегли, в голове шумело и она кружилась; притом чувствовал дурноту по всему телу, которую не могу описать, и сделался очень бледен. Я сел поскорее и чрез несколько минут 2 или 3 — все миновалось и обыкновенный цвет лица возвратился. Сии припадки чувствовал я уже прошлую зиму, всего до обеда, и никогда в деревне. Как скоро пообедаю, то все проходит, однако никогда столь сильны не были, как нынешний день. Я едва ныне не лишился чувств.

Ввечеру учился с Харитон Андреичем, он поправлял мой журнал.

31 суббота

Я посылал по фехтмейстера и условился с ним, что он будет ездить ко мне три раза в неделю.

После обеда учился на скрипке, ввечеру на клавикордах, и была репетиция. Играли симфонию сочинения Г. Наумана, 26 квартет Гейдена, 27 другой Плейела, 28 еще 2 квартета на четырех волторнах.

Сказывают, Бибиков 29 отпускает всех музыкантов, какие у него служили.

Большая часть полков получили повеление идти в поход из зимних квартир.

Ноябрь 1 число

Была у нас обедня. Певчие у нас хорошо поют, но позван был Синодальный певчий. Он диакон. Он поет тенора — голос очень хорош, чист, велик и громок, но он никак петь не умеет: кричит и делает манеры и заглушил весь хор, так что его прекрасный голос вместо желаемого украшения, напротив того, испортил весь хор. Еще был другой тенорист, но его не было слышно за криком вышеупомянутого.

Мы обедали у Гроспапиньки 30 со всею семьею, даже и Наташенька и Оленушка были с нами. После обеда и часть вечера просидели у дядюшки Г. Алексея Г. Видели сестрицу Анну А. Прекрасный ребенок собою, послушностью и благонравием своим. Ей теперь полтора года.

Дядюшка Г. А. Г. послал прошлую зиму гуслиста и слепого скрипача своего к Крымскому Хану. 31 Они хорошо играют вместе, особливо русские песни. Возвратились от Хана сих днях. Он, получив позволение выехать из Российского государства, отослал их опять назад к дядюшке и сделал им большой подарок. Дядюшка заставлял их играть разные Татарские песни, между коими одна — любимая Хана. Они сказывали, что когда играют сию песню при нем, то и он и все прочие татары проливали слезы. Она его столь трогала, что он не мог ее долее двух или трех минут слушать. Потом заставлял играть что-нибудь другое, но любил ее столь, что заставлял ее снова играть. Сказывают, что слова ее имеют смысл, относящийся к прежнему его состоянию. Хан, как то я слышал от многих, имеет отличительные достоинства: между прочим щедр отменно.

(Кличка 32 Наместник умер. Он низкого происхождения, но его хвалили во многом).

2

Учился поутру фехтовать. Потом поправлял батюшка мой перевод. В одиннадцать часов ходили гулять. После обеда учился танцевать и русскому языку, а ввечеру занимался про себя.

3

Ездил в манеж и учился генералбасу.

4 среда

Я нынче сделаю расписание моей обыкновенной жизни во всю неделю. Встаю в шесть часов поутру, одеваюсь, молюсь богу, полощу рот, потом читаю одну или две главы из Евангелия. В половине седьмого часу встает батюшка, и я иду тогда к нему в столовую комнату, где собирается вся семья. Между тем, что другие пьют чай и кофе, читаю я в голос для батюшки из всеобщей гражданской истории сочинения Mr. de Thou. 33 Когда отопьют чай, то все идут по своим комнатам, чтобы заняться разными вещьми, а я, взяв ломоть хлеба с маслом, ем его и также иду в свою комнату. Вот что делаю всякий день до восьми часов.

В понедельник в 8 часов и поранее ездит ко мне фехтмейстер, и я учусь у [148] него около ¾ часа. После до половины одиннадцатого занимаюсь я или про себя, или поправляет у меня что-нибудь батюшка. От половины одиннадцатого, об эту пору, хожу обыкновенно гулять с батюшкою. В половине двенадцатого приходим домой, потом делаю что-нибудь про себя. После обеда ездит Marinvilli, а также Харитон А. Остальное время до 8 часов вечера занимаюсь про себя, в восемь же иду в комнату, где сидят батюшка и матушка. Потом ужинаю, а в десять ложусь спать. Во вторник только и разницы, что я в 10½ часов езжу в манеж, а после обеда учусь с Галетием и Вейденгамером. Таким образом провожу и другие дни недели, только заметить должно, что ввечеру по четвергам и субботам бывают музыкальные репетиции. По праздникам и воскресеньям бывают у нас всегда обедни. Нынешний день ввечеру умер московский наш проказа Прокофий Анкинфиевич Демидов 76 лет. 34

6 пятница

Нынешний день рождение сестрицы Сонюшки, 35 но завтра будут праздновать вместе с рождением Катеньки. 36

7 суббота

Нынешний день празднуются рождения обеих сестриц — Катеньке 17, а Сонюшке 12 лет исполнилось. Была обедня. Обедали у нас дядюшка Г. Федор Г., Гроспапинька, тетушка Г. Елизавета Ф. 37 и человек десять чужих. Ввечеру была музыкальная репетиция.

Некой Господин Вышеславцев, ехавши в карете с женою и с какою-то благородною девицею, вынул нож и стал их и себя самого резать. Слава Богу, он их легко поранил, а себя смертельно. Более обстоятельств сему анекдоту трагическому не знаю.

8 воскресенье

Была у нас обедня, и пел чужой певчий, который при полиции, при Графе Брюсе. Он тенорист, голос хорош и поет изрядно. Батюшка нанял его за 150 рублей в год.

Ввечеру батюшка и я были в театре у Графа Шереметева. Опера была «Несчастье от кареты» самая дурная, и актеры играли очень плохо.

9

От 8 октября до нынешнего дня стояли морозы, а снегу почти ничего нет. Ныне поутру было уже 2 градуса тепла.

10

В Нижнем Новгороде умер Алексей Алексеевич Ступишин, он был там Наместником, а потом жил там в отставке несколько лет. Ныне весной видели мы его часто во время пребывания нашего в Нижнем. Он был тогда здоров. Он умер с лишком пятидесяти лет. Его все почитали за очень доброго человека.

11

Мадам нашей бабушка вышла замуж 13 лет и народила 24 детей, из которых 13 остались живыми. Она же умерла 84 лет. Отец Мадамы нашей умер 88 лет, во всю жизнь был очень здоров, ни разу не принимал лекарства и не пускал крови, а умер очень скоропостижно: ходя по горнице сделался ему удар.

12

Здесь в Москве много очень свадеб, между прочим женится брат покойного фаворита Ланской на Грушевской; Аркадий Николаевич Анненков на Болтиной; некто Хомутов с Похвостовой и Александр Петрович Нащокин с Похвостовой.

Государыня намерена ехать в Крым. В свите назначены с нею из дам камер-фрейлина Протасова, из мужчин Граф Безбородко, Гр. Ангальт, Гр. Иван Чернышев, Иван И. Шувалов, Гр. Андрей Шувалов, Мамонов, Лев Алекс. Нарышкин, Василий Михаил. Ребиндер — вот знатнейшие из русских. Три министра чужестранных — французский Сегюр, английский Фаугерберт, цессарский Кобенцель. Вперед поехал князь Потемкин и поедут еще Гр. Скавронская и Гр. Браницкая. Сие путешествие будет стоить миллионы.

Все прошедшие дни от 9 числа была оттепель и шел дождик. С вчерашнего вечеру идет снег, и уже много очень напало теперь в 8 часов поутру.

13 пятница

Вчерась почти весь день шел снег, и его очень много напало, а ныне мороз 5 градусов. [149]

После обеда приехал Алекс. Григорьевич Гурьев, вчерась только что из деревни и прибыл. После обеда приехал прощаться Александр Андреич Ржевский с женою. Он едет в Петербург. Ввечеру заставляли петь мальчика 38 Александра Григор. Он почти не учился, а поет всякие арии, голосу почти нет, но удивительно, с какою свободностию он голосом правит и с каким искусством поет.

14 суббота

Мороз был поутру 1372 градусов. Ввечеру была репетиция. Началась:

1. Simphonie de Rosetti. 39

2. Хор Lieto viva. («Да здравствует радость!» (итал.).)

3. Duetto ah сага sposa errai, Sarti (Дуэт «Ах, дорогая супруга», Сарти 40 (итал.)) пела сестрица Катенька и Варя.

4. Duetto Dunque, de Rauzzini (Дуэт «Почему же», Рауццини 41 (итал.)) пели обе сестрицы Катенька и Сонюшка.

5. Mia speranza, Aria de Sarti («Моя надежда», ария Сарти (итал.)) пела Катенька.

6. Duetto Ne qiorn tuoi feliza, Piccini (Дуэт «Твои счастливые дни», Пиччини 42 (итал.)) пели Дуняшка и Анютка.

7. Оська концерт на скрипке.

8. Тимошка квартет на флейте.

9. Duetto Sarti мальчики Александра Гр.

10. Duetto Ah сага sposa errai (Дуэт «Ах, дорогая супруга, я странствовал» (итал.)) мальчики А. Г. Г.

11. Иже Херувимская Бортнянского 43, на три голоса, Александра Григорьевича певчие.

12. Хор церковный Бортнянского «Поите Богу нашему», наши певчие.

13. Aria Seil ciel m’abandona, Tarchi (Ария «Небо меня покинуло», Тарки 44 (франц.)) пел мальчик А. Г. Г.

15 воскресенье

Были у нас у обедни Александр Н. Лопухин с женою и Бригадир Сергей Андреич Полтьев. Обедали всем домом у Гроспапиньки. После обеда и часть вечера сидели у дяд. Графа Алексея Григорьевича. Ныне первый день, что начал ездить по бегу.

17 вторник

Ездил в манеж, и в первый раз посадили меня там на большие лошади.

18 среда

Тому более недели как занемог фехтмейстер, а теперь он здоров, и я ныне в первый раз опять начал учиться.

19 четверг

Танцмейстер занемог и перестал ездить. 21 суббота

Обедал у нас Николай Сергеич Всеволожский. Ныне был первый концерт, они всю зиму продолжатся по субботам. Были на концерте из господ: тетушка Графиня Елизавета Федоровна, Петр Сергеич Свиньин с женою, сестрою, двумя дочерьми и сыном, Сергей А. Всеволожский с двумя сыновьями и племянником, Степан В. Перфильев с женою, Иван А. Еврейнов с женою, Варвара А. Нарышкина, Авдотья С. Воронцова, Марья Л. Чуфаровская, Аполлон А. Волков, Сергей А. Полтьев, Александр Г. Гурьев, Петр П. Годен, Александр С. Протасов, Карла И. Гауптфогель, Харитон Андреич Чеботарев. Из чужестранных были: брат Галетиев, Вейденгамер, Бетши, Куртенер, 45 Торелли. 46 Диригировал Галети, вторую скрипку играл Денклер, 47 а бас Фациус. В симфонии было 9 скрипок, 2 альта, 3 баса, контрабас, 2 габои, 2 волторны, 2 фагота и флигель. Играли:

1. Simfonie de Naumann, ouverture nel opera Elisa. (Симфония Наумана, увертюра из оперы «Элиза» (итал.))

2. Duetto, Dunque, Rauzzini, primo, sec. (Дуэт «Почему же», Рауццини, 1-й и 2-й (итал.))

3. Duetto, Dilequa, Sarti. (Дуэт «Исчезновение», Сарти (итал.))

4. Coro (Хор (цтал-)) «Господь Спаситель» Еропкина.

5. Conzert de Violon, Qiornovichi (Концерт для скрипки, Джорновики 48 (итал.)) Оська.

6. Aria, Mia speranza, Sarti. (Ария «Моя надежда», Сарти (итал.)) [150]

7. Aria Seil ciel m’abandonna, Tarchi. (Ария «Небо меня покинуло», Тарки (франц.))

8. Conzert de Clavesin, de Kozeluch. 49

9. Conzert de Clarinette Алешка.

10. Duetto Ne qiorn tuoi feliza, Piccini. (Дуэт «Твои счастливые дни», Пиччини (итал.))

11. Conzert de Violoncello, de Facius. 50

12. Coro «Господи, кто обитает», Еропкина.

13. Duetto мальчики Александра Г. Гурьева.

14. Aria его же мальчики.

22 воскресенье

Была дома обедня, пели концерт «Радуйся» Бортнянского, очень хорошо. Начал читать по утрам деяния святых апостолов с Батюшкою. После обеда ездили со всею семьею прогуливаться и заехали на минутку у Александра Г. Гурьева, а потом были у Княгини Юсуповой.

25 среда

Ввечеру ездили к Александру Г. Гурьеву, у него был концерт. Играли: скрипки — Князь Федор С. Гагарин и Керцелли, 51 альта — Аполлон А. Волков, баса — Геринг, на клавикордах аккомпанировал — Фиригабер, а духовые инструменты играли мальчики Александра Г. Аккомпанировали не хорошо. Арии, которые пел мальчик, Фиригабер, кажется, очень дурно аккомпанирует. Мальчик пел очень хорошо, так что я не могу надивиться его способностям.

Играли квартет Плейела и другой Гайдена.

Гостей было человек более тридцати.

26 четверг

Уже более недели стоят легкие морозы, а нынче тает и было 2½ градуса тепла.

Ввечеру была музыкальная репетиция.

Нынешнюю неделю не удалось ездить в манеж за праздниками. Ныне празднуется кавалерский праздник Святого Георгия у дядюшки Гр. Алексея Г.

На сих днях получил Батюшка письмо от своего мужика именем Веревкин, из села Поречья и два древа его сочинения ж. Одно — древо зла, а другое — добра.

Сие письмо со держит разные мысли о вере, которые очень умны. Между прочим, доказывает он очень основательно, почему: мы должны почитать святых. Из сего письма видно также, что он много читал.

27 пятница

Намеряюсь описывать с нынешнего дня также все мои проступки и хорошие. Такое описание ежедневного моего поведения, надеюсь, принесет мне немало пользы, то есть тогда можно мне лучше ценить себя: не выше, не ниже. Прошу только у Бога милость, чтобы я ничего не скрывал и дал мне силу быть искренним. По сему намеренно и начинаю я с нынешнего дня исчеслять мои проступки: вставши поутру не помолился порядочно Богу. Поутру не очень прилежно учился.

А после сделал немалую вину против Батюшки, споря с ним о безделице и тем досадив ему. Из -сего исчисления моих проступков вижу, сколь я ныне виноват был против Бога и Батюшки. Им же двум обязан я всем, что я есть. Еще позабыл было, что я не был довольно ласков к Матушке и сестрицам. Шалил с людьми моими. Лениво вставал и не помогал камердинеру одевать меня. О, Боже мой! Сколь много проступков! Если б я не надеялся на твою милость, что ты меня исправишь, то, конечно, пришел бы я в отчаяние. Ввечеру еще сделал дурачество: проболтался в одной вещи, которую мне не должно было сказывать, и тем досадил Батюшке и Ивану И. Шварцу.

Ввечеру сидели у нас Александр Г. Гурьев и Петр А. Бахметев. С тех пор как мы приехали, был у нас Петр Ал. только раза два, за тем что он принужден был ездить в дом, где корь была, но теперь миновалась она.

Александр Г. подарил Батюшке борзую собаку, которая, как он сказывает, очень резва. Она породы Михайла Николаича Левонтьева собак, у которого собаки очень резвы.

На сих днях умер Федор П. Балк. Он не очень еще стар был, его хвалили, что он хороший человек был. Он был вдов и оставил одного малолетнего сына.

28 суббота

Поутру был довольно прилежен.

А после обеда нет. Впрочем, особливых проступков не делал. Весь день таело, а [151] к вечеру шел дождик. Ввечеру был концерт, и шло хорошо. Мальчики хорошо играли, пели также хорошо, а Фациус играл отменно.

Штуки были следующие:

1. Simphonie I de Pleyel, oeuvre III (Симфония I Плейела, опус III (франц. )) очень хороша для меня, и играли хорошо.

2. Aria Ah perche, Bianchi (Ария «Ах, почему», Бланки 52 (франц.)) пела сестрица Сонюшка, она изрядная.

3. Duetto Ah cora sposa errai, Nel opera Sabina di Sarti (Дуэт «Ах, дорогая супруга» из оперы «Сабина», Сарти (итал.)) пели сестрица Катенька и Варя, он очень хорош, мой фаворит.

4. Coro Lieto viva (Хор «Да здравствует радость!» (итал.)) хорош, не знаю, кто сочинитель.

5. Quatuor, pour le premier cors de Chape, de Khol (Квартет для первого состава капеллы, Коля (франц.)) дул Федюшка, изрядный.

6. Scene et Aria Col mio ben, Sacchini (Сцена и ария «Как мне хорошо», Саккини (итал.)) пела Катенька, Ricitatif в ней отменно хорош.

7. Sonate de Clavecin, Kozeluch играл Левка, мне не нравится.

8. Duetto, Affreta il momento, Nel opera Luzinda e Armidore, Paesiello (Дуэт «Приблизь мгновенье» из оперы «Люцинда и Армидор», Паезиелло 53 (итал.)) пели Дуняшка и Анютка, не дурен.

9. Conzert de Violon, de Qiornovichi (Концерт для скрипки, Джорновики (франц.)) играл Левка, хорош.

10. Aria, Non fuggi, Anfossi (Ария и фуга, Анфосси 54 (итал.)) пела Варя, нехороша.

11. Simphonie II Concertante de Cambini, Secunde Suite deux Violon principaux et Violoncello, (II концертная симфония Камбини, 55 вторая сюита для двух ведущих скрипок и виолончели (франц.)) Violino Primo играл Оська, Secundo 56 Алешка и Violoncello Федюшка, сочинение очень хорошо, а играли изрядно.

12. Concert de Violoncello, de Facius, очень хорош и сам сочинитель играл очень хорошо.

13. Coro qual foce (хор «Как пропасть» (итал.)) недурен.

14. Quartetto de Pleyel играли V. Primo Galetti, V. Secundo Денклер, Alto Егорка, Violoncello Facius, сочинение не хорошо.

Гостей были: Графиня Воронцова с дочерью, Аполлон А. Волков е женою, Гроспапинька, Князь Александр М. Голицын, Оберкамергер, Петр С. Свиньин, Александр Г. Гурьев, Сергей Ан. Полтьев, Михайло П. Нарышкин, Александр С. Протасов, Петр П. Годен, Иван Ан. Еврейнов, Николай С., Сергей С. и Всеволод Ан. Всеволожские, Николай Ф. Ртищев, Степан В. Перфильев.

29 воскресенье

Был ленив. Богу не молился порядочно. Поутру было 2 градуса холоду, а ввечеру 10.

У нас была обедня, пели новое «Слава Отцу» сочинения Ив. Ив. Шварца, она хороша, много выходок, пели дурно. Иже Херувимскую пели Архиерейскую. Она изрядная. «Милость мира» — сочинения Ивана И. Шварца — хороша, пели маленькие девушки очень хорошо. Концерт был «Услышит тя Господь» Бортнянского. Певчие его дурно выучили, теперь же поют его изрядно, концерт хорош.

30 число понедельник

Празднество Св. Апостола Андрея. Поутру было 15 градусов стужи. Я во все утро был ленив. Не молился порядочно Богу. В сих моих прегрешениях прошу у тебя прощения, милосердный Боже.

Мы обедали со всею семьею у Александра Г. Гурьева. Г остей у него никого более не было, кроме Петра А. Бахметева. Кушанье было очень хорошо приготовлено.

Ввечеру учился я с Харитоном Андреичем.

Декабрь 1 число вторник

Поутру было 15 градусов стужи.

Довольно прилежен был, по крайней мере не был ленив. Ездил в манеж, дядюшка был в манеже, и мне случилось говорить об ином и о другом с ним.

Учился после обеда с Галетием и Вейденгамером.

2 число среда

Нынче не приезжал меня учить Харитон Андреич. Он занемог простудою.

Поутру было 16½ градусов. [152]

3 число четверг

Ездил я в манеж. Градусов было 17½.

4 число пятница

Батюшка, Матушка, Катенька, Сонюшка и я обедали у Петра С. Свиньина. Гостиная его комната убрана картинами, которые нарисованы дочерьми его. Они мастерицы рисовать.

Градусов было 19½ стужи. Дом у Петра С. мне не понравился.

5 число суббота

Было 18 градусов.

Ввечеру был концерт, играны были следующие штуки:

1. Simplionie de Naumann хороша, в ней большое solo для Габон, дул Марко.

2. Duetto Apri che vaghirai, Nel opera Luzinda e Armidore (Дуэт «Открой и поброди» из оперы «Люцинда ж Армидор» (итал.)) пели обе сестрицы, он хорош.

3. Duettino qu’il gerno, Nel opera Armida, Sarti (Дуэттино «Что за царство!» из оперы «Армида», Сараи (итал.)) изрядно пели Дуняшка и Антошка.

4. Scene е сото О Stelle, Nel Luc. et Armidore, di Paisiello (Сцена и хор «О, свет звезды» из «Люцинды и Армидора», Паезиелло (итал.)) не хорош для меня.

5. Концерт на фортепиано сочинитель Schreder не хорош, играла Сонюшка не хорошо.

6. Duetto Tiache mia spose, di Sacchini (Дуэт «О, ты моя супруга», Саккини (итал.)) очень хорошо пели Катенька и Дуняшка.

7. Концерт на Габое, сочинение и играно было хорошо.

8. Aria Se cerca se dice, di Piccini (Ария «Если спросить, если сказать», Пиччини (итал.)) пела Варя, изрядная.

9. Концерт на виолончели, сочинитель Triclir 57 хорош, Федюшка играл его хорошо.

10. Aria Quanto е barbare, Nel opera Armida, Sarti (Ария «Как варвары» из оперы «Армида», Сарти (итал.)) моя любимая ария, пела Катенька.

11. Quartette de Pleyel, oeuvre II (Квартет Плейела, опус II (франц.)) не помню, который только, очень хорош, играли Violino Primo Оська, Y. Secundo Алешка, Alto Егорка, Basso Федюшка.

12. Фациус играл концерт на виолончели своего сочинения.

Гости были: Ольга Д. и Елизавета А. Столыпины, 58 Марья В. Шушкова, Аркадий Н. Анненков с женою, Александр Г. Гурьев, Петр С. Свиньин, Карла И. Гауитфогель, Филипп А. Кара, Иван А. Еврейнов, Иван А. Кашинцев, Василий М. Бердяев. Еще был чужестранный купец Cuortener и прочие наши музыканты.

6 число воскресенье

Николин день

У обедни были: Иван П. Архаров, он на сих днях приехал из Твери, где Наместником брат его Николай П. Иван Петр, овдовел нынче летом, у него осталося две дочери. Старшей два или три года. Были у обедни Петр П. Годен. Пели новый концерт Бортнянского «Отрыгну сердце», его не хорошо пели. После обедни пели в столовой концерты «Радуйся» и «Пойте Богу нашему». «Радуйтесь» — мой любимый и пели его мастерски. И «Пойте Богу нашему» очень хорош, притом же огромен он очень.

Нынче было поутру 18 градусов.

7 число понедельник

Было 11 градусов поутру. Я был ленив поутру.

8 число вторник

Ездил в манеж. После обеда был очень прилежен. Начал делать ширмы от глаз.

9 число среда

Поутру не ленив был, однако и не прилежен.

10 число четверг

Не очень здоров, расстроился желудок.

11 число пятница

Открылся у меня понос, мне легче стало.

12 число суббота

Выздоровел, только слаб еще. Ввечеру был у нас концерт. Играны были:

1. Симфония Гайдена. [153]

2. Сонюшка пела Aria, de Borghi 59 изрядная.

3. Дуняшка и Анютка пели дуэты Nel opera le Cognate in Contesa, di Zanetti (Из оперы «Невестка Графини», Жанетти (итал.)) не дурен.

4. Finale Coro Seil tul mio ben, Paesiello (Финальный хор «О, как мне хорошо», Паезиелло (итал.)) хорош, Тимошка дул на флейте не дурно.

5. Катенька и Варя пели дуэт Dilequa il tuo timore, Nel Armida di Sarti («Развеются твои сомнения», из «Армиды» Сарти (итал.)) очень хорошо, сочинение также хорошо.

6. Катенька пела Aria Quanto е barbare, Nel Armida di Sarti. (Ария «Как варвары», из «Армиды» Сарти (итал.).)

7. Варя пела Mia Speranca, di Sarti. («Моя надежда», Сарти (итал.).)

8. Фациус играл концерт своего сочинения.

9. Coro «Прославим» de Stabinger. 60

13 число воскресенье

Обедали у Гроспапиньки. Я был ввечеру в опере Графа Шереметева.

14 понедельник

Ввечеру были в концерте у Сартория. 61

15 вторник

Были в Клобе.

31 декабря

Время проводил весело и здоров до сего времени. Иногда был ленив, время было по большей части дурно.

<Вложен рецепт>

Два легкие телячьи вымыть чисто, изрезать в мелкие кусочки. Двенадцать реп очистить и тоже изрезать ломтиками. Положить оное в горшок муравленый; истолочь ¼ фунта леденцу красного и оное пересыпать. Налить на все сие две бутылки воды и горшок накрыть крышкой, замазать тестом, поставить в печь после хлебов и стоять до ночи, чтобы упрело. Потом процедить сок.

Пить сок теплый по чашке чайной ввечеру, спать ложась, и поутру.

ДНЕВНАЯ ЗАПИСКА С ПЕРВОГО ГЕНВАРЯ 1787 ГОДУ

1 число пятница Новый год

У обедни у нас было много гостей. Пела Катенька Иже Херувимскую триголосную Бортнянского. Хор пел стих «О тебе Радуется всякая тварь», сочинение и исполнение было хорошо. Концерт пела «Радуйся» — он мне более всех понравился, и пропели его мастерски.

Обедали у дядюшки Графа Алексея Г. Он мне подарил лошадь Красавцев сын.

Ныне в народе нужда велика и много разбоев. Следующее повествование доказывает, что единая нужда делает иных разбойниками, которые были прелестные люди в другое время. Ехал купец на паре из Украины в Москву. Напали на него в дороге разбойники: они грозят его убить и держат на груди его ножи. Купец для спасения жизни отдавал им все деньги, которые он с собою имел, а их было 2000 рублей, просил только, чтобы они не лишили его живота. Разбойники же отвечали: мы умираем с голоду и нам более-десяти рублей не надобно. Купец дал им двадцать пять рублей, чем они и довольны были и отпустили его ехать по своей дороге.

О, вы грабители и рушители! Такое впечатлейте в сердцах ваших сие повествование. Смотрите и стыдитесь, люди, лишенные всего, даже до того, что не могут насытиться, не прельщаются двумя тысячами рублей и берут столько, сколько нужно для удовлетворения необходимых нужд.

Не помню более, в каком городе живет -вдова-дворянка, у которой были трое детей. Она находилась в такой бедности, что-не имела чем накормить детей три сутки кряду. На третьи сутки пошла она просить милостыню. В то время идет мимо-избы или хором вдовы мужик. Он сжалился над криком голодных ребят и даж им много пирогов. Дети ели с такою неумеренностью, что в весьма скорое время умерли они все трое от того.

Князь Потемкин купил в Польше 50 000 душ за два миллиона с лишним.

До вечера просидели мы у дядюшки Графа Алексея Г., часа же два пробыли мы вечером у Гроспапиньки. В седьмом часу приехали домой и очень веселились до самого ужина: прятали булавку и искали ее с помощью скрипки, которая [154] скорее или тише играет, смотря по тому, приближается ли или удаляется от того места, где спрятана булавка. Николай Ф. Ртищев едет завтра в Лифляндию к своему полку, он полковник.

2 число суббота

Дай Бог мне с сегодняшнего вести себя сколько можно невиннее. Ввечеру был у нас концерт, между прочими делами: Ouverture и хор из Iphigenie en Tauride сочинитель Gluk. 62

Гостей было человек около 40.

3 число воскресенье

У нас была обедня. Часу в первом был у нас Алексей В. Нарышкин, он только что приехал из Петербурга. Послан в Кавказ осматривать губернию. В сей день просидели мы дома.

Среда 6 число Крещение

Была у нас обедня, пели концерт «Благословен Господь» Бортнянского. Батюшка, братец и я ездили в комедию, играли «Уксусника». 63 Эта комедия понравилась мне, заключает весьма хорошее нравоучение. Возвратившись домой, ездили мы все в клоб, где пробыли до первого часа. Там было всех 970 человек. Зала так велика, что и при таком числе людей — просторно.

9 число суббота

Дул у нас в концерте италиянец Гарринтон 64 на габое очень хорошо, а Вейденгамерова жена играла на клавирах, очень же хорошо. Гостей было много. Сестрица пела прекрасное Rondo in quel barbaro momento di Sarti, Nel opera Sabina. (Рондо «Какой страшный миг» из оперы «Сабина», Сарти (итал.).)

10 число воскресенье

У нас была обедня, пели концерт «Отрыгну». Гостей было много, которые и обедать остались, в том числе Петр Д. Еропкин наш Наместник, Князь Александр М. Голицын, Оберкамергер и др.

15 число пятница

Ездили мы в театр, играли «Женитьбу; Фигарову», 65 много в сей комедии смешного, и хотя она и очень долга, однако столь занимает беспрестанными любовными интригами, что время очень скоро проходит. В сей пиесе также много соблазнительного и вольного, так что дивлюсь, как позволили ее играть, и, конечно, не охотно поеду я в другой раз ее смотреть. Сочинитель ее Г. Beaumarchais. (Бомарше (франц.).) Она есть критика некоторых французских придворных, ее в Париже представляли более семидесяти раз.

16 суббота

В концерте было у нас более пятидесяти человек, и д. Алексей Г. приехал нынче в первый раз к нам в концерт. Мы делали два первых явления из «Альце-сты», но они шли очень дурно.

17 воскресенье

У нас была обедня, и мы пробыли дома весь день.

19 число вторник

Ввечеру ездили мы в клоб и пробыли там до одиннадцати часов. Там было всех 1159 человек.

22 число пятница

Нынче поутру был пожар в городе, сгорели палаты Михайла С. Потемкина, они подле дома Графа Шереметева.

23 число суббота

В концерте делали: les deux, premiere Scene de l’alceste de Gluk et la premiere Scene de l’lphigenie en Tauride, (две первых сцены из «Альцесты» Глюка и первая сцена из «Ифигении в Тавриде») и шло все довольно хорошо. Гостей было 39 человек, в том числе Сергей Л. Львов, 66 приехавший из Петербурга.

24 число воскресенье

Была обедня, пели концерт «Отрыгну» Бортнянского, очень хорошо. Сергей Л. [155] Львов был у обедни, и певчие наши полюбились ему очень. После обеда были мы у Гроспапиньки и у дядюшки Г. Алексея Г.

25 число понедельник

Нынче именинник Гришенька. 67

27 среда

Нынче поехали дядюшка Г. Алексей и Федор Г. на малое время на Битюг. 68

29 число пятница

Ввечеру ездили мы в театр Дмитрия Е. Столыпина. 69 Девки играют не дурно, а про одну можно сказать, что хорошо, мущины играют дурно. Все же поют очень не хорошо, оркестр отвечает пению.

30 число суббота

У нас был концерт, гостей мало было.

31 число воскресенье

После обедни поехали мы к Г.

Комментарии

1. Т. А. Дынник. Крепостной театр. Л., 1933, с. 32.

2. Там же, с. 34.

3. В. П. Орлов-Давыдов. Биографический очерк графа Владимира Григорьевича Орлова, т. I. СПб., 1878, с. 325.

4. Там же.

5. Там же, т. II, с. 8.

6. Там же, с. 9.

7. Там же, с. 13.

8. Там же, с. 24.

9. Харитон Андреевич Чеботарев родился в бедном семействе в Вологде в 1746 г. В 1755 г. поступил в гимназию при Московском университете, а в 1761 г. перешел в студенты. После окончания университета преподавал в нем, будучи «ординарным профессором истории, нравоучения и красноречия». Чеботарев был назначен первым ректором Московского университета. Вместе с профессором Барсовым занимался выписками из русских летописей, был автором многих «ученых трудов» и «ученых речей», популярных у современников. Харитон Андреевич был близким другом Н. И. Новикова, членом многих научных обществ. Умер в 1815 г.

10. В. П. Орлов-Давыдов. Указ, соч., с. 14.

11. Там же, с. 16.

12. Гартман Христиан Карл — немецкий композитор, флейтраверсист, родился около 1750 г. в Альтенбурге, умер в 1804 г. в Париже. Сочинял и концертировал в Германии и в Париже. В 1786-1788 гг. жил в Москве и Петербурге, где много выступал с концертами. В «Московских ведомостях» за 1787 г. публиковались объявления о его выступлениях: «Славный виртуоз г. Гартман, член Французской Академии Музыки в Париже, извещает чрез сие Почтенную публику, что он в будущую субботу января 30 даст в Маскерадной зале большой вокальный и инструментальный концерт, в котором он покажет свое искусство на флейтраверсиере (поперечная флейта, — Л. С.) совсем нового изобретения, с различными концертами, соло и в заключении с ариями из "Женитьбы Фигаровой" с вариациями, причем будут играть и разные другие виртуозы. Цена за вход 3 рубля. Билеты же получить можно в его квартире, состоящей на Дмитровке в доме г. Кожина у г. Клере» (27 января, № 8).

13. ГБЛ, ф. 219, 74.21, л. 25.

14. Там же, л. 8.

15. Там же, л. 26.

16. Там же, лл. 14, 18.

17. Там же, л. 25. Из «Московских ведомостей» за 1787 г. № 4 мы узнаем, каких зверей ходили смотреть Федюшка и Андрей: «Итальянец Антонио Белли с компаниею уведомляет Почтенную публику, что он привез из чужих краев разных зверей, как то: леопарда самого большого сорту и чрезвычайной красоты, мандрилью с синим лицом, паниона, имеющего собачье рыло, а руки и ноги человеческие, индийского истриса или дикообраза, некоторые птицы и льва набитого. Все сии звери хранятся в крепких железных ящиках, так что зрителям нет никакого опасения. Цена за вход на первое место 50 коп., на второе 25 коп. Живет он на Тверской в доме Юрья Володимеровича Долгорукова в корпусе, который к охотному ряду. Будут же оные звери показываемы поутру от 10 до 12 часов, а после обеда с 1 до 6 часу ежедневно».

18. ГБЛ, ф. 219, 74.21, лл. 101-133.

19. Галетти, кроме обучения музыке, давал еще приватные концерты, о которых печатались объявления в «Московских ведомостях» за 1787 г. Так, в № 5 читаем: «Господа Михайла Керцелли и Галетти уведомляют Почтенную публику, что они намерены дать 10 инструментальных и вокальных концертов, в которых разные чужестранные виртуозы, кои сюда приедут, свои таланты оказывать будут. Весь оркестр состоять будет из лучших иностранных музыкантов, кои играть будут разные и новейшие пиесы. Оные концерты начнутся в начале великого поста по 2 раза в неделю. Цена с каждого кавалера по 10 руб. и с каждой дамы по 5 руб. Билеты можно получить в главной Голландской музыкальной лавке у г. Шоха».

20. Московское Благородное собрание было основано в 1783 г. В конце 1784 г. для него был куплен дом князя В. М. Долгорукова на углу Охотного ряда и Большой Дмитровки, который перестраивал для клуба знаменитый Матвей Казаков. В «Московских ведомостях» за 1786 г. в № 85 от 24 октября сообщалось: «Чрез сие объявляется всем благородного клуба сочленам, что первое собрание имеет быть в новопостроенном Петровском (т. е. близ Петровки находящемся, — Л. С.) доме сего октября 27 числа, съезд начнется по полудни в 6 часов». В книге «Историческое и топографическое описание городов Московской губернии» (М., 1787) сообщается об этом клубе следующее: «Дом благородного клоба, великолепно членами оного отстроенный, имеет в себе залу, в коей до 2000 обоего полу помещается» (с. 34).

21. Генерал-бас — цифрованный бас, обозначавший нижний голос музыкальной пьесы. Над или под нотами в таком случае ставились цифры, обозначающие интервалы, на которые отстоят ноты верхних голосов от лежащих под ними нот нижнего голоса. Изобретение генерал-баса относится к началу XVII в. и на протяжении всего XVIII в. он считался наукой, бывшей синонимом науки о гармонии.

22. Кирнбергер Иоганн Филип (1721-1783), один из признанных теоретиков музыки XVIII в., заслуги которого по достоинству были оценены позже. Обучался у Кельнера-отца, Гербера и И. С. Баха в Лейпциге. В начале своей деятельности работал в качестве музыкального руководителя во многих домах и имениях польских аристократов. Затем, вернувшись в 1751 г. в Германию, был органистом и преподавателем игры на виолончели. Выступал как виолончелист, преподавал композицию, много сочинял для струнных инструментов. Особенно ценили современники его учебные музыкальные упражнения и комментарии к ним.

23. Бетшй — вероятнее всего, московское домашнее произношение имени Бечи, известного вокалиста и преподавателя пения, который жил в Москве в конце XVIII — начале XIX в. Он был учителем знаменитого русского тенора начала XIX в. Петра Александровича Булахова, славившегося безукоризненной методой пения и очень красивым тембром голоса (Московские ведомости, 1835, № 102).

24. Мартини Винченцо — итальянизированное имя испанского композитора Мартини-Солер (1754-1806). Музыкальное образование завершил в Болонье у Падре Мартини. Работал в Испании, Италии, Австрии, Великобритании и России. С 1779 по 1785 г. выдвинулся как оперный композитор, работавший в жанре оперы-серия. Его произведения отличались мелодичностью, изяществом, жизнерадостностью. С 1788 г. жил в Петербурге, где преподавал в Смольном институте и театральном училище.

25. Саккини Антонио Мария Гаспаре (1730-1786), итальянский композитор. Учился в Неаполитанской консерватории. С 1760 г. начал писать оперы. Был представителем неаполитанской оперной школы и сторонником Глюка. Работал в Германии, Англии, Франции, где в 1782 г. в Париже написал одну из лучших своих опер, принесших ему мировую славу, — «Эдип в Колоне».

26. Науман Иоганн Готлиб (1741-1801), немецкий композитор, особенно прославившийся операми «Милосердие Тита» (1769 г.), «Сулейман» (1773 г.), «Орфей и Эвридика» (1785 г.), наиболее популярная его опера — «Кора и Алонсо» (1782 г.).

27. Гайдн Франц Йозеф (1732-1809), известнейший немецкий композитор, один из основоположников венской классической школы наряду с К. В. Глюком и В. А. Моцартом. Им созданы 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 сонаты, а также большое количество концертов и камерных ансамблей различных составов.

28. Плейель Игнац Иосиф (1757-1831), австрийский музыкант, композитор, издатель (основатель французской фабрики «Плейель»), Учился у Вальхаля и Гайдна. Совершенствовался в Италии, общался с Д. Чимарозой, Дж. Паезиелло, Г. Пуньяне и др. С 1783 г. служил капельмейстером собора в Страсбурге. В 1791-1792 гг. дирижировал симфоническим оркестром музыкального общества «Профессиональные концерты» в Лондоне. С 1795 г. жил в Париже. Многие его произведения пользовались необыкновенной популярностью, особенно струнные квартеты, по стилю близкие Гайдну.

29. Скорее всего речь идет о Г. И. Бибикове, который был владельцем крепостного театра в Москве. В книге Н. Бочарова «Москва и москвичи» (вып. 1. М., 1881) на с. 72 среди перечня домашних театров Москвы 1797 г. указывается: «В доме генерал-майора и кавалера Гаврилы Ильича Бибикова был (театр, — Л. С.) назад тому шестой год, в котором находилось музыкантов и певчих 25 человек из крепостных г. Бибикова. В том числе актрисы две девки и актеров 6 мальчиков. Ныне же действий в оном никаких не имеется и музыканты, певчие, актеры и актрисы остались при своем господине в услужении». Об оркестре Бибикова писал в своем дневнике за 1789 г. Павел Болотов: «27 генв. <...> все, что имеет музыка искусного, совершенного и восхитительного, то все можно было найтить и в сем случае можно приписать Бибикову, потому что он весьма настоит в усовершенствовании своей огромной музыки. Сначала играли различные симфонии и концерты с содами различных инструментов девки, а особливо мальчик, поющий со всем оркестром, при аккомпанировании некоторых итальянцев, составили собою редко слышимый концерт. После этого играли различные штуки, как то Гейденовы концерты и пр. Наконец, славный музыкант Феер сказывал свое искусство в Плейеловых квартетах; все сие слушаемо было присутствующими с великими аплодированиями и весьма достойно <...> Когда выведен был оркестр, то играли концерты на клавикордах с Фееровым аккомпанированием, а потом следовали к тихо приготовленному ужину» (из книги «Музыка и музыкальный быт старой России» (Л., 1927, с. 201-202)).

30. Гроспапинькой в семье называли старшего из пяти братьев Ивана Григорьевича Орлова.

31. Крымский хан Шан-Гирей жил в России в плену сначала в Воронеже, потом в Калуге.

32. Кличка Франц Николаевич был губернатором в Курске. В «Московских ведомостях» за 1786 г. в № 92 от 18 ноября сообщается: «Из Орла; сего октября 28 дня здешний город поражен был печалию по причине скоропостижной кончины правящего должность генерал-поручика и кавалера Франца Николаевича Клички, который прибыл сюда из Курска на короткое время для обозрения здешней губернии».

33. Де Ту Жак Август (1553-1617), известный французский историк и государственный деятель. Изучив древние языки, он занялся юриспруденцией. После того как он стал свидетелем страшной Варфоломеевской ночи, начал проповедовать веротерпимость. Де Ту писал «Историю своего времени», которую рассматривал как главную задачу своей жизни. С 1604 по 1620 г. издал 138 книг «Истории», которая потом была переведена на многие западноевропейские языки.

34. Демидов Прокофий Акинфович (1710-1786) был известен своими чудачествами. В 1778 г. он устроил в Петербурге праздник с огромным стечением народа; следствием этого праздника было 500 смертей из-за чрезмерного количества выпитого вина. Предки Демидова были кузнецами при Тульских оружейных заводах, но, возвысившись при Петре I, получили в 1726 г. потомственное дворянство. Однако Прокофий Демидов выдал почти всех своих дочерей за фабрикантов-купцов, кроме младшей дочери, которая объявила, что пойдет только за дворянина. Тогда Демидов велел прибить к воротам доску с надписью, что у него есть дочь-дворянка и кто из дворян пожелает на ней жениться, чтоб приходил свататься. Случайно проходивший в это время мимо чиновник Станиславский первый прочел это объявление, явился к Демидову, сделал предложение и в тот же день был обвенчан с дочерью владельца миллионов. Биография Прокофия Акинфовича богата подобными эпизодами.

35. Софья Владимировна Орлова (1774-1844), младшая сестра Александра, вышедшая в 1790 г. замуж за Н. П. Панина.

36. Екатерина Владимировна Орлова (1770-1849), первая дочь В. Г. Орлова, вышедшая в 1799 г. замуж за Д. А. Новосильцева.

37. Елизавета Федоровна — жена Ивана Григорьевича Орлова.

38. Об этом мальчике удалось найти очень интересное сообщение в «Московских ведомостях» за 1787 г. (24 февраля, № 16): «Г. Гартман, член Королевской Французской Академии Музыки в Париже, будет иметь честь 5 числа марта дать в Маскарадной зале вокальный и инструментальный концерт, в котором он будет играть на флейтраверсиере разные нового сочинения концерты и соло; причем будут играть и другие лучшие виртуозы. Мальчик г. Гурьева, заслуживший одобрение от Публики, будет петь разные арии. Начало будет в 6 часов по полудни, цена за вход с персоны 1 руб. Билеты ж можно получить у г. Шоха и у самого г. Гартмана в д. г. Кожина у г. Клере и при самом входе». Имя же этого юного дарования осталось нам неизвестно.

39. Розетти Антонио (1746-1792), чешский композитор и дирижер. Настоящие имя и фамилия — Антонин Реслер. Сочинял оперы, симфонии, инструментальные концерты, струнные квартеты и другие камерные произведения, пользовавшиеся большой популярностью.

40. Сарти Джузеппе (1729-1802), итальянский композитор, ученик Мартини. Служил органистом в г. Фаэнце, затем там же в оперном театре. В 1753 г. написал первую оперу «Помпей в Армении». Затем переехал в Копенгаген, где работал в итальянской оперной труппе бр. Мингони, а позже возглавлял придворную капеллу здесь же. Вернувшись в Италию в 1775 г., становится руководителем консерватории в Венеции. В 1784 г. был приглашен в Россию на должность придворного капельмейстера. С 1786 г. находился при Г. А. Потемкине, а в 1790-е годы опять состоял на придворной службе. Сарти пользовался большим авторитетом как педагог. Среди его учеников: А. Л. Ведель, С. И. Давыдов, Л. С. Гурилев, С. А. Дегтярев, Д. Н. Кашин.

41. Рауццини Венанцио (1747-1810), известный итальянский композитор и тенорист. В 1765 г. выступил в Риме в женских ролях, имея большой успех из-за красивого голоса и выдающейся красоты. В 1767 г. пел в Мюнхене, в 1778 г. — в Лондоне и до 1787 г. преподавал там же. Написал восемь опер, пользовавшихся популярностью. Кроме того, сочинял струнные квартеты и фортепианные произведения.

42. Пиччини Николо Винченцо (1728-1800), итальянский композитор. Музыкальное образование получил в Неаполе. Создал большое количество произведений в жанре опера-серия, опера-буфф, писал музыку к французским лирическим трагедиям. Оперой «Памела, или Награжденная добродетель», написанной в 1760 г. по роману Ричардсона, наметил новое, лирико-сентиментальное направление в опере-буфф. В 1776 г. поселился в Париже, где в 1784-1789 гг. был профессором Королевской школы пения и декламации.

43. Бортнянский Дмитрий Степанович (1751- 1825), замечательный русский композитор. Родился в украинском городе Глухове и был в 1758 г. привезен в Петербург в придворную певческую капеллу. С 1769 по 1779 г. обучался в Италии, где были написаны и поставлены его первые три оперы. По возвращении служил капельмейстером при «малом» дворе наследника престола Павла в Гатчине и Павловске, на театрах которых ставились его оперы. С 1796 г. управлял придворной певческой капеллой. Явился классиком русской церковной хоровой музыки, писал инструментальные музыкальные произведения, оперы и романсы.

44. Тарки Анжело (1760-1814), итальянский композитор, ученик Тарантино и Саля. До 1797 г. писал оперы для многих театров Италии, затем уехал в Париж, где создал по заказу большое количество комических опер для французских театров, из которых самой известной была опера «Постоялый двор». Умер забытым.

45. Куртенер Франц — книгопродавец, содержавший позже одну из известных книжных лавок на Никольской улице.

46. Торелли — учитель итальянского языка, который, кстати, обучал актеров домашнего театра Шереметева.

47. Денклер — музыкант, служивший у Петра Сергеевича Свиньина. О нем мы узнаем из «Дневной записки путешествия в Нижний Новгород» (ГБЛ, ф. 219, 74.21, л. 60 об.): «После обеда заставлял Петр С. играть своих музыкантов, для которых он держит у себя Денклера и платит ему по пятисот рублей в год».

48. Джорновики Джованни (1745-1804), скрипач и композитор. Итальянец польского происхождения, родился в Палермо, умер в Петербурге. Ученик Люлли. С 1770 г., после выступления в Париже в духовном концерте, становится очень известен, но из-за долга чести вынужден был в 1779 г. покинуть Париж и переселиться в Берлин. В 1783 г. совершил поездку через Вену, Варшаву, Петербург в Стокгольм и везде имел шумный успех. С 1796 по 1802 г. жил в Берлине, Гамбурге и снова в Петербурге. Его произведения написаны легко, виртуозно, среди них особенным успехом пользовались концерты для скрипки в сопровождении струнных и духовых инструментов, струнные квартеты, скрипичные дуэты и сонаты для скрипки и баса.

49. Кожелух Леопольд Антон (1752-1818), чешский композитор. Был необычайно плодовит — писал оперы, музыку к театральным постановкам и балетам, симфонии, струнные трио и квартеты, произведения для духовых инструментов, для фортепиано и пр. Особенной известностью пользовалась опера «Покинутая Дидона». С 1778 г. жил в Вене, где занимался преподаванием.

50. Фациус Иоганн Генрих — виолончелист и скрипач. В 1780 г. он был приглашен Н. П. Шереметевым руководить его оркестром и быть в нем ведущим виолончелистом и второй скрипкой. Кроме этого, давал публичные концерты.

51. Керцелли — один из целой семьи музыкантов чешского происхождения, вероятнее всего Михаил Францевич (1740-1804). В 1783 г. он совместно с чешским музыкантом А. Дилем открыл в Москве школу, в которой обучались в основном крепостные музыканты. Он сочинительствовал и концертировал.

52. Бианки Франческо (1752-1810), итальянский композитор, дирижер и капельмейстер. Работал в Италии, Париже, Лондоне.

53. Паезиелло Джованни Грегорио Котальдо (1740-1816), итальянский композитор. Начальное музыкальное образование получил в школе иезуитов в Торанто, затем учился в консерватории в Неаполе. Его первая опера «Болтун» имела огромный успех в Болонье (1764 г.), что и определило дальнейшее направление его работы. С 1766 г. жил и работал в Неаполе и других городах, в 1776- 1784 гг. находился в Петербурге, где был придворным композитором, третьим после Б. Галуппи и Г, Траэтты. Писал музыку для придворных и городских театров, для придворных праздников, а также сочинял духовные концерты и инструментальную музыку и преподавал сановным персонам.

54. Анфосси Паскуале (1727-1797), итальянский композитор, ученик Пиччини. Прославился оперой «Верная жена» (1757 г.); в течение последующих лет создал 73 оперы. В 1780 г. приехал в Париж, где не нашел ожидаемого признания, затем отправился в Лондон, где выступал в качестве дирижера итальянской опертой труппы. После 1783 г. посетил Прагу, Дрезден и Берлин — города, в которых ставились его оперы. С 1791 г. становится главным капельмейстером духовной капеллы и пишет только духовную музыку — оратории, кантаты, мессы.

55. Камбини Джованни Джузеппе (1746-1825), итальянский оперный и балетный композитор, ученик Мартини. В 1770 г. поселился в Париже, писал легко и много. Он создал 19 опер, 60 симфоний, 144 квартета, несколько ораторий и другие произведения.

56. Violino Primo — первая скрипка, Violino secundo — вторая скрипка.

57. Триклир Жан Бальтазар (1745-1813), французский композитор и виолончелист. Выступал в разных городах Западной Европы, с 1783 г. работал в Дрезденской придворной капелле. Сочинял концерты и сонаты. Ему принадлежат также теоретические труды по музыке.

58. Столыпины Ольга Дмитриевна — дочь Дмитрия Емельяновича Столыпина, владельца домашнего театра, о котором речь пойдет ниже, родилась в 1769 г. Елизавета Алексеевна — дочь Алексея Емельяновича Столыпина, родилась в 1773 г. — бабушка М. Ю. Лермонтова.

59. Борги Луиджи — известный итальянский скрипач и композитор, ученик Поньяни. В 1744 г. обосновался в Лондоне, где приобрел известность как сочинитель сонат для скрипки, дуэтов, концертов и симфоний. В 1788 г. переезжает в Берлин.

60. Стабингер Матиас (1750-1815), немецкий композитор и флейтист. Сочинял оперы, квартеты и трио для флейты и струнных, музыку к драматическим спектаклям, водевилям и интермедиям. Создавал музыку к комическим операм, шедшим на московской сцене, на тексты князя Д. П. Горчакова: «Калиф на час», «Щастливая тоня», «Баба-яга» и др., кроме всего прочего обучал пению. Именно в годы, когда А. В. Орлов писал свой дневник, Стабингер жил и работал в Москве, оповещая о себе в «Московских ведомостях»: «Г. Стабингер чрез сие объявляет Почтенной публике, что вся музыка, как вокальная, так и инструментальная, о которой он известил в прошедшем ноябре месяце, готова и сверх той желающие могут иметь другую музыку его сочинения, то есть арии, дуэты, финалы. Итальянские оперы с партитурами, оратории, хоры. И еще имеет честь объявить, что он выдает две большие симфонии со многими принадлежащими инструментами, сочиненные в новом вкусе, и каждая имеет свое название: первая именуется Pot pourrit Попури, вторая Mafcerado Маскерад. Желающие иметь обе сии симфонии могут получить за 6 руб. совсем списанные. Он живет в доме г. Торелли, в приходе Николы Дербенского, в 9 части, под № 395» (1787, 30 января, № 9). «Г. Стабингер чрез сие извещает желающих отдавать ему мальчиков для обучения вокальной музыке, что он их берется содержать в своем доме и кормить. Он будет их учить музыкальной теории, познанию всех ключей и петь по-русски и по-итальянски, а для сего он будет иметь учителя итальянского языка. Он живет в доме г. Торелли, учителя итальянского языка, между Сретенскими и Мясницкими воротами» (1787, 24 марта, № 24).

61. В «Московских ведомостях» 1786 г. № 99 от 12 декабря было опубликовано следующее объявление: «Г. Фелиций Сартори имеет честь чрез сие уведомить Почтенную публику, что он в следующий понедельник, сего декабря 14 имеет дать последний свой инструментальный и вокальный концерт в маскерадном зале, в котором играть и петь будут разные музыканты и певицы, а именно г. Сартори играть будет на альте о 5 струнах, Мих. Демаре на фортепиано, г. Фациус на виолончели, г. Тимлер на гобое, г. Опиц на валторне; петь же будут г-жа Соколовская, девица Сартори и хор певчих».

62. Глюк Кристоф Виллибальд (1714-1787), известнейший немецкий композитор. Учился в Праге, жил и работал сначала в Вене, затем в Милане, где дебютировал оперой «Артаксеркс» в 1741 г. Здесь же были написаны и с успехом поставлены последующие его оперы. После переезда в Лондон близко сходится с Генделем. Пытается создавать качественно новые оперы, в которых содержание было бы тесно связано с музыкой. Принцип драматизации оперы был им воплощен наиболее полно в «Альцесте». В 1752 г. окончательно поселился в Вене, где стал дирижером королевской оперы. Глюк создал свыше 100 опер, симфонии, сонаты, трио и другие произведения.

63. «Уксусник» — драма Л.-С. Мерсье. С 1785 г. часто шла на сцене Московского Петровского театра Меддокса.

64. Гарентон. О нем в «Московских ведомостях» за 1787 г. в № 12 есть следующее объявление: «Г. Гарентон, член Королевской Шведской Академии Музыки в Стокгольме, объявляет чрез сие Почтенной Публике, что он сего февраля 15, то есть в понедельник, в Маскерадной зале даст концерт, в котором он окажет свое искусство на гобое, причем будут играть и петь и другие виртуозы. Цена за вход 2 рубля с персоны и билет можно получить от него самого. Он живет в Старой Басманной, в доме Александра Григорьевича Гурьева».

65. Премьера «Фигаровой женитьбы» состоялась 15 января 1787 г. «Московские ведомости» в № 4 сообщали: «От Петровского театра. В Пятницу, января 15, представлена будет большая новая комедия в 5 действиях, которая на здешнем театре никогда еще не была играна, переведенная с французского языка и называемая "Фигарова свадьба" с балетом».

66. Львов Сергей Львович — известный остроумец и чудак. Был военным, пользовался покровительством Г. А. Потемкина. Близкий друг романиста и драматурга Н. Ф. Эмина.

67. Григорий Владимирович Орлов — младший брат Александра.

68. Битюг — село в Воронежской губернии, где находился один из конских заводов А. Г. Орлова.

69. Столыпин Дмитрий Емельянович (род. в 1736 г.). В упоминаемом уже перечне московских домашних театров 1797 г. говорится и о театре Столыпина: «При доме майора Дмитрия Емельяновича Столыпина был театр, при коем состояло актеров 9, актрис 9, музыкантов 20 и певчих 16 человек» (Я. Бочаров. Москва и москвичи, вып. 1, с. 74). Дневник Александра дает нам дополнительный материал для истории и этого домашнего театра, уточняя, что он существовал уже в 1786-1787 гг.

 

Текст воспроизведен по изданию: Дневная записка 1786-1787 гг. А. В. Орлова // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1983. Л. Наука. 1985

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.