Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АЛЕКСАНДР ФОМИН

ОПИСАНИЕ БЕЛОГО МОРЯ

ПИСМО III

Белое море — оно есть залив северного Океана имеющий собственные губы — повод к его наименованию — фигура — разделение по губам и берегам — пространство — глубина — приливы — острова — окружающие его жители

Архангельск. Марта 28 дня 1793 года

Воображаю уже, не дождав еще от вас известия о доставлении вам второго моего писма, что вы мною [26] недовольны за толь обширное разбирание карт, и что вы пришли в нетерпеливость от ожидания обещанного путеописания, кое сему пространному приготовлению не может соответствовать. Так, и я в том несколько признаюсь, но описание Белого моря, кое я начать хочу, того от меня требует; по тому что сие море мало вам известно, а сия причина заслуживает ваше извинение.

Все вообще Белое море, по отношению ко всемирному Океану, есть залив морской; но относительно к его нарочитому пространству, носит имя моря, собственно разделяющегося на большие и малые заливы или губы. Я не сумневаюсь, что вы разумеете под сим именем не Ко[н]стантинопольское Белое море, соименующееся нашему для различения его от Черного Херсонского Моря: наше северное Белое море, может быть, названо так Агличанами, перьвыми из иностранцов в начале лета 1553 года его посетителями, увидевшими все его берега обеленные снегом.

Естьли вы видали изображенного на земле в гордом положении [27] морского льва, упершегося двумя своими лапами, и поднявшего голову и хвост к небу, то подобие сего изображения нарочито покажет вам начерченную фигуру Белого моря. Голову оного льва представляет Кандалакской залив или Кандалакская губа; правую и левую лапы, кажут губы Онежская и Двинская; губа Мезенская составляет уродливую выпуклость, несвойственную нижней части тела сего зверя; выход из сего моря в северный Океан, представляет конечное протяжение хвоста или катар; Терской берег изображает поверхнее очерчение сего зверя головы,, спины и хвоста. Сим образом видится Белое море на вышеописанной генеральной карте, когда оную пред собою положить, по направлению стран света, Воображаемая голова и хвост протягаются к северу, и первая лежит в стране западной, а последний, относительно к голове, в стране восточной. По оной же морских Офицеров карте Кандалакская губа представляется широкою округленною, и в таком положении подобится она фигурою голове льва [28] морского; но по другим картам, коих начертания сего места новейшие и удостоверенные опытности дают преимущество, показывается она суженною и остроконечною; и в сем случае можно представить ее подобною голове какого нибудь уродливого остроносого животного. Недостаточное сие уподобление натурально изображается долгим, искривленным, неравно разширяемым морским заливом, вид полукружия имеющим. Его устье или вход, смотря от Архангельска, обращен к северу, а конечность или кут к северозападу,

Сие средиземное морс разделяется, как уже показано, на главные губы или большие заливы; разделяется так же по берегам, между сими губами простирающим[и]ся и его окружающим; а сии береговые протяжения дробятся по селениям и урочищам, на оных берегах лежащим.

Главные губы суть: Кандалакская, Онежская, Двинская и Мезенская. Береговые между сими губами протяжения; Терская сторона, идущая от кута 1 Кандалакской губы в юговосток, к [29] востоку и в север до самого западного края Беломорского устья, т.е. до Святого носа 2; Корельской берег, от Кандалакской же губы в юговосток до кута губы Онежской; летний берег от кута губы Онежской в северозапад до Ухт-наволока и оттуда на восток до Двинских устьев; зимний берег или зимняя сторона от Двинских устьев в север и северовосток до губы Мезенской; Канинской полуостров или берег от Мезенской губы в север до Канинского носа или мыса, замыкающего восточный край Беломорского устья 3.

Береговые селения или урочища суть нижеследующие.

От Кандалакской губы к Святому носу по Терской стороне или берегу:

Кандалакша, селение.

Порьегуба, залив и деревня.

Умба, река и селение.

Деревня Оленица.

— Варзуга.

— Чаванга.

— Тетрина.

— Пялица.

— Поной. [30]

Урочище Орлов нос 4.

— Острой нос.

— Городецкая губа.

— Лумбовские острова и губа.

— Кукшинные острова и губа.

— Коковинской нос и губа.

— Орловец нос и за ним

— Губа долгая.

— Святой нос и за ним

— Губа Иоконская.

От Кандалакской же губы и от Кандалакши по Корельскому берегу до города Онега:

Кутовой залив Кандалакской губы.

Деревня и губа Княжая.

— Ковда.

— Кереть

Губа Гридина.

Деревня Калгалакша.

— Понгома.

Город Кемь.

Деревня Сорока.

Деревня Сума или Сумской острог.

— Колежма.

— Нюхча.

— Унежма.

— Кушерецкая.

— Ворзогоры. [31]

Город Онег, при устье реки Онеги.

От города Онега по летнему берегу до Двинских устьев:

Урочище Пильнемской наволок.

Деревня Кянда.

— Пурнема.

— Лямца

— и губа Пушлахта.

Орлов наволок.

Деревня Летняя Золотица.

Ухт Наволок.

Деревня Дураково.

— Лопшенга.

— Яренга.

Унская губа и Корги, называемые Унские Рога 5, Пертоминская пустыня или Монастырь. Деревня Красная Гора,

— и река Сюзма.

Посад Ненокса.

Деревня Солза.

Никольской Корельской монастырь

Двинские судоходные устья, коими Двина река море изливается между твердыми ее левым и правым берегами и между крайними к морю островами, называемыми Ягры, Омфал, Кумбыш, Голец и Мудьюжской, суть [32]

1) Никольское; между левым твердым берегом и островами, кои называются Ягры, проходное для мелких судов;

2) Пудожемское, между островами Ягры и Омфалом, проходное для небольших судов;

3) Мурманское, между островами Кумбышем и Гольцом, проходное для больших поморских судов;

4) Березовское, между островами Гольцом и Мудьюжским, широчайшее из всех, имеющее разные фарватеры и проходное для караблей. За Мудьюжским островом к правому твердому берегу есть водное пространство называемое Сухое море; но по оному кроме мелких карбасов ездить не можно. Разстояние между твердыми берегами, ширину Двины, от югозапада к северовостоку, составляющими, считается более сорока верст.

От Двинских устьев, от коих вверх по Двине около 60 верст лежит Архангельск, по зимнему берегу до Воронова носа или до Кедов, и оттуда до Мезенской губы и до реки Мезени следуют:

Мудьюжской остров, пред которым простирается на море [33] Архангельская корабельная рейда, углубляющаяся от речного слива называемого Бар.

Железные ворота или пролив между Мудьюжским островом и Никольскою косою (узкое продолжение в море плоской земли) из сухого моря в Белое.

Река и деревня Козла.

Урочище Керецкой нос

— Зимние горы, по Голландским картам Catsnoes, а по языку военных Навигаторов Канцес.

Деревня зимняя Золотица.

Деревня Ручья.

— Мегра.

— Майда.

— Кеды.

Урочище Воронов или Кедской нос.

Селение Койда.

Урочище Аврамов нос.

Река Кулой.

Берег Толстик.

Река Мезень, при которой в верьх в 40 верстах лежит город Мезень.

От Мезени по Канинскому берегу до Канина носа: [34]

Селение Семжа

Урочище Луханов мыс

Река Мара.

— Несь.

Урочище Михайлов нос.

Река Яжма.

— Чижа.

Каменная Конюшинская Корга.

Конюшин нос.

Река Кия.

— Шона.

Канин нос, противолежащий Святому носу.

По сим разделениям удобнее окажутся политические или гражданские наземные границы около Белого моря. Его окружают Архангельской Губернии округи Кольская, Онежская, Архангельская и Мезенская, с прикосновением Олонецкой Губернии округ, Кемской и Повенецкой, Кольской уезд стороны полярной, начав от Святого носа, примыкается к нему всем Терским берегом и частию Корельского до деревни Керети; Кемской и Повенецкой с западную сторону Корельским берегом от Гридинской губы до деревни Нюхчи. [35] Онежской по Корельскому ж берегу от деревни Унежмы до города Онега и оттуда по Летнему берегу вдоль Онежской губы до деревни Дуракова; Архангельской с Екваторской стороны, по летнему берегу от деревни Лопшеньга до Двинских устьев и оттуда по зимнему берегу до деревни Койды; Мезенской с той же стороны от Аврамова носа до реки Мезени и с восточной от Мезени до Канина носа.

По Географическим положениям крайние черты Белого моря на картах означаются по следующему:

Северная широта Восточная долгота от Ферро
Канинской нос 68° 18' 61°
Святой нос 67° 53' 57 1/2°
Кут или конец Кандалакской губы 67° 10' 49°
Терской берег, ближайшей к югу при деревце Тетрине 6 65° 40' 55°
Кут или конец Онежской губы 63° 38'. 55°
Двинские устья 64° 40' 56 1/2°
Кут Мезенской губы 66° 61°

Пространство Белого моря, измеряемое по картам в прямую линию, [36] составляет самая большая длина от Корельского до Зимнего берега с запада к востоку около 260 верст; Самая большая ширина между Ухт-наволоком на летнем и Тетриною на Терском берегах от юга к северу около 100 верст. Меншая ширина между Зимним и Терским берегами от Золотицы до Пялицы в северозапад около 60 верст. Между Канинским и Святым носами около 150 верст. Естьли же измерять по изкривлению, то длина Белого моря от Кандалакши до устья его между Канинским и Святым носами простирается около 700 верст: но естьли бы кто пожелал знать береговое окружение, так чтоб обмерять объезд его санною ездою тот мало ошибется, когда положит сию окольность около 2500 верст.

Глубина сего моря везде кораблепроходная и безопасная, кроме прохода между Терским берегом и Канинскою землею, где есть известные мореходцам мели называемые северные кошки, и кроме Мезенской губы, где стремительность приливов и [37] отливов и многие мелкие места для незнающих бедственны. Большая глубина на Генеральной Беломорской карте означена до 160 сажен.

Ежедневно двоекратные приливы и отливы воды по разности местоположений различны. Обыкновенно, т.е. кроме ветров и полнолуния, поднимается поверхность прибылой воды выше палой, в Мезенской губе ———————— 15 фут 7.

При Двинских устьях ——————————— 5 фута.

При Онеге ————————————————7 футов.

О Кандалакском приливе не известно: но по законам естества надлежит оному возвышаться не малопримечательно.

Островов на Белом море, кроме лежащих в Онежской и Кандалакской губах, и подле Корельского берега, весма мало. Они все нежилые, и те, кои лежат подле Терского берега, на морских картах часто сливаются с твердою землею. Один, выключая острова Онежской губы, остров Моржовец лежит от земли отдаленно в расстоянии от Воронова или Кедского носа к северу и северовостоку [38] около 25 верст. Острова лежащие подле матерой Терской земли, от Святого носа, по землемерческим картам означенные, по большой части без имян следующие:

Острова Кукшинные, числом —————— 3,

Зеленцы Булдырки —————————— 5

Без имени —————————————— 3

Лумбовские ————————————— 2

Без имени —————————————— 1

Тож против реки Русинихи ——————— 2

Тож по близости Поноя ———————— 8

Сосновец —————————————— 1

Без имени между Сосновцем и Пялицею — 1.

На летнем берегу против Ухт-наволока остров Жогжин (описание его в писме XV) один. По Корельскому берегу против Калгалакши и Понгомы означается несколько малых островов, кои именуются Лудами. Против города Кеми есть нарочитые скопления таковых же островов, из коих с именами Саторлуды, Горелы и Кузовские. Острова Кнуха и Жумжуй лежат отдаленнее к востоку, и будучи высоки, видны из Соловецкого монастыря в запад к северозападу. [39]

Пред Сумою лежит кучка островов, но имен их не написано.

В Кандалакской губе означено по землемерческой ландкарте 19 островов, но все они не именованы, Один из них против Порьегубы известен, по случаю изобретенных около 1740 года от партикулярных людей приисков самородного серебра и по взятию оных по том под ведомство Берг-Коллегии, которая усмотрев оных безнадежность оставила, называется Медведь. В Онежской губе насчитывается 50 островов, по средине ее параллельно с Летним берегом лежащих. Я нахожу в положении и свойстве их особенное примечание, кое объявлю в следующих писмах.

Жители, населяющие берега Белого моря по Терской стороне, древние Лапонцы или Лопари и Руские; по Корельскому берегу, Кореляки, из них соделавшиеся Рускими и п[е]реселенцы Руские; по Летнему и Зимнему берегам, древняя Заволоческая Чудь, орусевшая по смешению с рускими переселенцами; а по Канинской земле Сямоядцы. Лопари, Кореляки и [40] Сямоядцы сохранили употребление природных им языков: в прочих же один Российской разговор остался. Лопари и Сямоядцы ведут жизнь кочевную: перьвые переселяются два или три раза в год для приобретения жизненных необходимостей, кои натура переменою времен приуготовляет, и живут при обыкновенных летних, зимних и проч. урочищах в шалашах собранных из лесу и осыпанных землею, называя их вежами; последние переселяются часто и по большой части для оленьего корма, и конические их кибитки, собираемые и поставляемые удобно, называя их Чумами, перевозят с собою; Руские и Кореляки имеют жилища постоянные, при малом и ненадежном хлебопашестве. О умоначертаниях и нравах Беломорских прибережных жителей увидите вы описание в следующих писмах. [41]


Примечание на III писмо

1 Кут, древнее нарицательное имя, вышедшее почти из общего Российского словоупотребления. Оно означает конечную внутренность залива, реки, улицы и проч. И так еще в Архангельском областном простонародном языке употребляется. Так означают на прим. кут залива, кут правой или левой озера, кут печной, кутцовая речка т. е. имеющая вершину и конец, а не пролив, Я не находя в нашем языке другого подобного, столько же свойство вещи означающего, простого имени, принял его во употребление, дабы миновать сложности именований.

2 От положения сего мыса, приемлет различное название морской берег. Идущей в южновосточную сторону называется Терской, против которого море называется Белым: в северозападную, Мурманской, и море плещущее в него словет Мурманским. Каменная узкая, но высокая гряда составляет его параллельное протяжение с позади лежащим берегом, от коего он при окончании отдалился на 13 верст, От сего ж конца до внутреннего окончания влившейся за него глубокой губы тринадцать же верст, где впадает река Иоконга, давшая название сей губе Иоконскою, Следовательно дает он безопасное убежище кораблям от штурмов свирепствующих со сторон, кроме северной; но и от сих за островами надежные есть якорные места. Однакож, окружающие сей залив высокие горы, отнимая удобность из него выхода, немогущего принять ветров в пособие, делают сию гавань неупотребительною. Крейсирующие по веснам на высоте сего залива, для спершихся здесь льдов, иностранные корабли, естьли принуждены бывают от них сюда уклониться, то выжидают многое время своего выхода. По близости мысового берега на море приливы и отливы делают стремительное вод течение, против коего сила ветров в поднятии судов не всегда превозмогать может, и для того они ходят отдаленнее в море или по приморскому названию Голомяннее. Сию быстроту водную называют поморцы Святоноским Сувоем.

3 Канинской полуостров, которого северной конец называется Канин нос, окружают с западную сторону Белое море, с северную северной Океан с восточную Ческая губа. Прежде сего отделялся он с южную сторону от Мезенской земли сладкими водами двух рек Чижи, падающей в Белое море, и Чеши, в Ческую губу, которые изтекали из одного озера, и сии реки и озеро совокупно давали малым судам между Мезенскою и Канинскою землями проплав: но ныне сие изливающее те реки озеро поросло мхом и соделалось болотом; от него Канинская земля простирается в север около 150 верст. Вся Канинская земля есть камень, образованной рядами гор, идущих от севера к югу, и помещающий между ими болота, на коих растущею яголью питаются олени кочующих здесь Сямоедей. Гряда Канинских гор, унизясь и ознаменовав ощутительно каменное углубленное дно в Ческой губе, протягается по Мезенской округе в ту ж сторону под именем Тиманского или Тиуского камня, до стран оказывающихся к реке Вычегде. С него текут реки на восток и юг в Печеру и Вычегду: на запад в Мезень и самая Мезень. В сем камне во многих местах видны шиферные слои; истекают в нескольких реках нефтяные капи; почему заключать можно, что содержатся в нем флецы каменного уголья. Сверх сего довольно находится там серного колчедана, и бывала завожена разработка медной руды: но боязнь Зырянских, там обитающих крестьян, привела ее в ничтожество.

4 Между Поноем и Орловым носом при реке Русинихе в 1740 или в 1741 годах открыта медная руда, и от Берг Коллегии прислано было в Архангельск Горное Правление, а в сем месте учреждено большое заведение под управлением Саксонских рудокопателей: но по причине худого успеха все сие заведение вскоре уничтожено.

5 Описание Унской губы в писме XV. Здесь следует историческое, к ней принадлежащее известие. Государь ПЕТР Великий, едучи для важных своих намерений вторично из Архангельска по Белому морю на яхте в 1694 годе не путешествии в Соловецкой монастырь, захвачен был близь сих Рогов сильным ветром, чаятельно северным с северовосточным, которого стремление и опасность волн, ознаменующих каменья Унских Рогов, не позволяли пособием парусов отдалиться от берега, почему брошен якорь, но усиление ветра надежду на него отняло. Смерть предстояла, и Государь духовным напутствием от бывшего с ним на яхте Архангельского Архиерея Афанасия приготовился. Спасение представлялось в одной токмо удаче. Лотсман указывающий ход в Соловки, принял ее на себя, и Государь на его резоны положился. Яхта вбежала благополучно между Рогов в Унскую губу, и пристала к лежащему на восточной ее берегу небогатому монастырю Пертоминскому, которой в знак благодарения Богу одарован от Великого Государя деньгами, выстройками, землями и рыбными ловлями. История о сем приключении содержится в книжке под титулом, о высочайших пришествиях Великого Государя Царя и Великого князя Петра Алексеевича на Двину к Архангельскому городу, троекратно бывших, напечатанной в Москве при университетской типографии 1783. В сию губу заведен был первопришедшей в Россию в 1553 году корабль Аглинской для перезимования.

6 Терского берега ближайшая к югу крайняя окружность или пологой мыс, на генеральной Российской карте, положен при деревне Тетрине: но по генеральной Беломорской карте означается он между деревнями Варзугою и Оленницею, в трех почти милях к западу от перьвых. Следовательно по сей Беломорской карте положен оный южный мыс около десяти немецких миль западнее, и потому в градусах долготы разнствует.

7 Сей прилив, особливо когда веет сильный север, к берегам и в реки стремится весма страшно шумящими, последующий предъидущего превышающими валами, и сие явление отнимает возможность иметь здесь для больших судов рейду и вывозом из Мезени и других рек лесов и прочих тяжелых продуктов пользоваться. Тамошней пажитной скот знает время оного прилива и убирается заранее без понуждения с низких мест в скачки на возвышенные; ибо по начале прилива никакой успешной бег спасти его от смерти не может. Опасности смелого Конюшинского Тюленьего промысла сим приливом увеличиваются.

Текст воспроизведен по изданию: Описание Белого моря с его берегами и островами вообще; так же частное описание островной каменной гряды, к коей принадлежат Соловки, и топография Соловецкого монастыря с его островами; с приобщением морского путешествия в 1789 году в оный монастырь, представленное в писмах, архангельским именитым гражданином, Санктпетербургской имп. Академии наук корреспондентом и членом вольного экономического общества, Александром Фоминым. СПб. 1797

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.