|
НОВЫЙ ДОКУМЕНТ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ КОНЦА XVIII ВЕКА (Из архива Тайной экспедиции)Среди материалов Тайной экспедиции имеется следственное дело о поляке Еленском 1. Состоит оно из двух томов и само по себе мало чем замечательно, но в нём находится заслуживающее внимания историка сочинение, относящееся к концу XVIII в., под названием «Благовесть Исраилю Российскому, то есть приверженным к Богу староверам Благочестивым». Чиновники Тайной экспедиции приписали авторство этого произведения Еленcкому, между тем знакомство с биографией и социально-политическими взглядами Еленского заставляет выразить серьёзные сомнения в том, что он мог быть автором названного выше сочинения. Приведём самые краткие сведения о его биографии. Сын мелкопоместного польского шляхтича Иосиф Еленский родился в 1756 г. в Минской губ., учился в иезуитской школе, много странствовал но Западной Европе; когда же он вернулся домой, то отец его уже умер, окончательно разорившись и завещав сыну одни лишь долги. Еленский пробует поправить свои дела, по безуспешно. Тогда он решает попытать счастья в С.-Петербурге и едет туда в 1792 году. Здесь ему удаётся устроиться в одной из сенатских комиссий, потом он получает более выгодное место в придворной конторе, где ведает закупкой воска для двора. Жизнь его как будто начинает налаживаться. Зимой 1794 г. Еленский получает письмо от одного родственника, курляндского помещика Кривца. который пишет ему, что в Прибалтике большой популярностью пользуется манифест о независимости Польши и о провозглашении её республикой. Один из экземпляров этого манифеста Криви прилагает к своему письму. После прочтения манифеста у Еленского созревает план познакомить с ним царское правительство. Ему кажется, что этот поступок даст ему возможность занять лучшее место на государственной службе. Он переводит манифест на русский язык и думает уже ехать с ним к Платону Зубову, но, боясь попасть в Тайную экспедицию, решает прочитать этот манифест кому-нибудь из своих знакомых, имеющих связи в высшем обществе, и через них передать его Екатерине II. О своём плане Еленский рассказывает своему другу, капитану Цибульскому. Последний обещает передать эту «безумную бумагу» или самому Зубову или кому-нибудь из его адъютантов, а сам сразу же от Еленского едет прямо в Тайную экспедицию. В ту же ночь Еленского арестовывают, и через некоторое время Тайная экспедиции приговаривает его за хранение «возмутительного манифеста» к шестилетнему заточению в Соловецким монастыре. По амнистии 15 марта 1801 г. он получает свободу и из Соловецкого монастыря отправляется в Прибалтику. Отсюда он осаждает правительство многочисленными проектами, которые касаются различных сторон государственного управления и общественной жизни России того времени. Однако все его планы не вызывают интереса у правительства. Тогда, разочаровавшись в политике, он увлекается скопческой ересью и становится главой одной из сект скопцов. В конце концов его вновь арестовывают, объявляют сумасшедшим и ссылают в Спасо-Ефимовский монастырь, где он и оканчивает свою жизнь. [101] Как же попала названная выше «Благовесть» в следственное дела Еленского? 20 июня 1797 г., находясь в Соловецком монастыре, А. Еленский подал архимандриту Иону, настоятелю монастыря, «Благовести» и просил его ознакомиться с этим сочинением, обещан потом открыть ему какой-то важный государственный секрет 2. Архимандрит, прочитав рукопись, нашёл «в ней содержание и приверженность к божьему и государственному узаконениям, прямо клонящееся к возмущению и вольности народной» 3. Вызвав Еленского, он долго допрашивал его о том, кто написал «Благовести», Еленский отвечал только, что не он и что тетрадь эту передал ему камердинер Захар Константинович 4. Затем Еленский вновь предлагал настоятелю монастыря открыть обещанный раньше важный государственный секрет, но Ион отказался его выслушать. По-видимому, следствие по данному делу велось в самом монастыре, потому что архимандрит Ион только через месяц после получения «Благовести» сообщал об этом рапортом архангельскому военному губернатору Ливеиу 5. Отдавая тюремному начальству это сочинение, Еленский думал, что он делает верный шаг, который принесёт ему слободу. Но рукопись не была никем подписана, подозрение пало на самого Еленского, и вместо желанной свободы он получил лишний год заключения. Между тем «Багровесть» была доставлена в Петербург, в Тайную экспедицию, оттуда она попала к Павлу I, который, прочитав её, приказал генерал-прокурору сената Куракину всякое дознание по этому делу прекратить. Рукопись была передана снова в Тайную экспедицию, и там её приобщили к делу Еленского. Так авторство этого сочинения было несправедливо приписано Еленскому. «Благовести» написана на десяти листах разными почерками, ни один из которых не напоминает почерк Еленского. Нам не удалось установить авторов «Благовести», но есть основания думать, что перед нами коллективный труд раскольников. В пользу этого предположения говорит и название сочинения и в ещё большей степени сам текст его, где мы встречаем неоднократные обращения к староверам, разные полемические выпады против официальной религии и довольно частые призывы к русским людям вернуться в лоно старой веры 6. Сочинение написано в 1796 г., об этом имеются указания в самом тексте. В третьей, заключительной части произведения авторы пишут: «От получения сего (т. е. «Благовести») до будущего 796 года по первое число сентября, дабы везде было известно во всей империи, а паче всего всем командам воинским в армии, во всех полках, во флоте, по всем кораблям и судам, всем гарнизонам и казакам и всему народу во всех селениях и городах, о вольности народной и уничтожении помещиков» Значение и интерес этого произведения для исторической пауки заключается прежде всего в том, что оно проникнуто духом борьбы, что своим остриём оно направлено против дворянства, духовенства, чиновничества, что, наконец, и нём в основном правильно переданы настроении и чувства социальных низов русского общества того времени. По своему содержанию «Благовесть» делится на три части. Первая — обличительная. Здесь даётся основательная критика государственных и общественных порядков России, доказывается несостоятельность и антинародная сущность её сословно-дворянского строя. Втирая часть представляет собой программу демократических преобразований страны, смысл которых заключается в ликвидации сословного строя и в установлении такого общественного порядка, где бы все граждане пользовались равными правами и имели одинаковые обязанности перед государством. Наконец, в третьей части намечаются конкретные пути осуществления этой программы. В начале первой части авторы дают беглый обзор прошлого пашей страны и пытаются выяснить, как произошло деление общества на сословия, как появилось в России крепостное право. Они дают любопытное для своего времени объяснение этим вопросам. «Прежде... не было звания в народе дворянского, ни крестьянского, — пишут они. — После того, как крестьяне стали удаляться от заповедей Нового завета, то Господь бог, наказывая народ, стал попускать. что люди людьми себе подобными стали владеть, яко скотами во многих государствах, что и в России от четырёх веков сие появилось. Как Россия не просвещения, тогда смежные государства, желая взять Россией попользоваться, делали неприятельские нападения. Россия оборонялась войной. В то военное время за отличную храбрость некоторые воинам, за небытием денег, жаловали землю с тем дозволением населять оную пленными людьми и оброки себе получать. Между тем последовали неурожаи хлеба, за ним голод. Тогда богатые люди исходатайствовали у царя указ, дозволяющий землю продавать и покупать, жалованную царями, а людей, если кто в голоде, прокармливать, а те должны обрабатывать прокормщикам и буде бы пожелали некоторые добровольно остаться навсегда, приписываться за прокормщиком дозволяется с платежом государственных податей. А како тогда было человеколюбие в народе, многие бедные люди записывались за богатыми. Итак, достопочтенные люди, имея за собой люден и собственную землю, стали [102] называться владельцами, после помещиками, напоследок дворянами. И как прежде было обыкновение знатных людей выбирать в судьи и в придворные вельможи, а храбрых воинов в начальники воинские, так после из звания дворянского хотя и нечестных людей в вельможи, в судьи и в военные начальники стали выбирать. Яко уже ученых в грамоте, в их звании довольно было, то и церковные чины оне занимали. Н как время по времени оно усилились, разбогатились, стали гордиться и должны были по воле духовных чинов и вельмож даже н цари поступать! Везде оне успевали: в пользу свою на войнах чины получать в отечество в награждение, за всякое благополучие церквям и дворянам цари имения раздавали, крестьян записывали и что народ неучёный выдумал в пользу отечества, то дворянин получал в награждение. И начали оне называться благородными, после господами, что дошло ныне до высокопревосходительства, княжеского и графского сиятельства, и так усилившись, оне многих царей истребляли, разные неспокойствия в отечестве делали, сами воцарялись и несчисленные непорядки от духовных чинов и дворянских исходили и до нынешнего времени от них исходят, и чуть не всю Россию в крепость себе взяли и всеми выгодами и народом завладели. И тако подобных им людей созданием господа по большой части в России находим (чего в протчих государствах вовсе нету) крестьян, холопов, мужиков канальев, шельмов и протчих мерзких именований. Вот где вам награждение за пролитую кровь предков ваших и вашу собственную, за распространение России и за всё устроение отечества, за прогнание неприятеля и протчие услуги» 8. Давая характеристику современному положению первого сословия, авторы замечают: «Дворянский чин успел завладеть народом Российским, переменить веру, произвести на истинных христиан гонение, мучение, ужас. Всякий сие читая, подумайте, что ещё дворяне не довершили и зла в отечестве не сделали, разве чего в аде не было, то нет в России» 9. Народ, как полагают авторы «Благовести», является создателем всех материальных и духовных ценностей России, строителем и защитником государства, а между тем он в рабстве. И ему они посвящают такие строки: «Ваша сила Россию распространила, вашей кровью Российская земля куплена и что только не устроено и сделано: города, флоты, армии и всё что ни есть вашими руками устроено. Вашим потом чела вся Россия питается и кормится и от неприятелей сохраняется Отечество, а вы за посеяние себе хлеба на пропитание дорого должны за кусок земли заплатить и даже по смерти за погребение тела, за место должны заплатить. Сколько же помещики или господа ваши съедают напрасно ваших трудов, сколько, рассердясь на лошадь или на кого-нибудь, человека убивают, за собаку человеку жизнь отнимают, что так погублено ваших братьев невинно, сколько в каторге, в неволе, в заточении находится. Неповинных людей счислить нельзя! Сколько выгнали господа за границу? Все края, все царства наполнены российского народа. А в Россию кто пришёл, разве который с виселицы сорвавшись или который ушёл из своего отечества, избегая наказания» 10 Не скрыт для авторов и истинный смысл екатерининской реформы государственного управления, сделавшей государственную машину ещё более тягостной и ненавистной для всех угнетённых классов. Они представляют себе, чьи интересы защищает современное им государство, и дают о нём следующий отзыв: «Устроили господа множество судебных мест, разделили на наместничества, на уезды, а что в них судебных членов и всякий кроме жалованья имеет доходу втрое против жалованья, а спросить с кого грабят, ежели не с крестьян, ремесленных людей, мещан, купцов. Ко всем судебным местам устроены воинские команды: кого караулить — крестьян, дабы не разжились, состояния своего не поправили, дабы съедать и грабить их — на сие оные устроены; вить нету внутри неприятеля иного, кроме господ судей и всякого звания благородного. Из них один убьёт человека, а другой заседающий в суде убийцу покрывает, а крестьян в каторгу за их злодеяния посылают. Умножают себя чином, на крестьян, мещан и купцов подати несносные налагают, дабы казне доставало на жалованье. Очистили крестьян из именья, сбирают их плачевные труды, очистили казну, ввели государство в долги во всех иностранных государствах. А дабы когда-нибудь народ не пришёл в чувствие, сами затевают нарочно войны не дельные» 11. Заканчивая обозрение государственных и общественных порядков России, сочинители «Благовести» приходят к следующему выводу: «Словом сказать, все судебные места без справедливости, все должности без порядку, все казны разворованы и злым употреблением наполнены. Так что кровью вашей государство устроенное во нечто обратилось!» Вторая часть «Благовести» является программной. В ней в форме присяги Павла I и помещиков изложены предполагаемые демократические преобразования страны, которые охватывают почти все вопросы государственного устройства и общественной жизни России того времени. Вначале все эти требования даются в обшей декларационной форме, а зачем они развиваются в 30 особых пунктах. Не все параграфы представляют одинаковый интерес, и нередко одна и та же мысль проводится в нескольких из них и, наоборот, в одном объединяются несколько требований или пожеланий, совершенно различных (по своему характеру. Присяга Павла I начинается словами: «Аз, Павел 1, император и самодержец всея [103] Малой и Белой России царь всех народов славянских, клянусь Господу Богу... народ весь Российский и славянский из крепости освободить, дворянство уничтожить, весь народ поровнять по заповедям господним и по любви... Старую веру, яко от апостолов святых подана християнам по истому завету, устроить, распри церковные между христианами заведенные уничтожить, армию на основании добродетели расположить, жалованье умножить в сухопутной и флотской армии на всех морях. Судебные места нынешние все уничтожить, зло искоренить, добродетель внести и насадить виноград... Все чины воинские, штатские, кроме армейских налицо служащих, уничтожить... По пунктам нижеозначенным поступить немедля». И далее следует 30 пунктов программы. Рассмотрим вначале требования политического характера: «Все звания дворянские, господские, графские, княжеские вовсе уничтожаются, и отныне впредь не будет никогда (где бы наше царство не распространялось) ни крестьян, ни дворян, ни помещиков под смертной казнью, а будет три сорта народов: земледельцы — первые, ремесленники — вторые, купеческие — третьи, и все они между собой равны и из них умные люди будут везде с царем присутствовать... Законы гражданские без числа умножавшиеся от разных царей все уничтожаются, а новые советом всего народа устраиваются... Судебные места со всеми присутствиями предадутся вечному забвению, начав от сената до нижних судов, а останутся разделённые места на губернии, наместничества, уезды ради полезного распоряжения народов, в которых один суд совестный всех будет разбирать (оне устроятся согласно с народом)... При государстве будет одно место — кабинет на 12 экспедиций разделённый» 13. Как видно из приведённого текста, авторы предлагают основательно изменить социально-политическую жизнь русского общества своего времени. Они требуют отмены крепостного права, уничтожения сословного деления общества. Авторы «Благовести» предлагают также отменять все существующее гражданское законодательство и разработать новое с согласия всего народа, уничтожать все судебные установления и заменить их новыми, наконец, ограничить власть монарха постоянным представительным учреждением. Такова их политческая программа. Вслед за ней идут требования экономического характера: «Земля, яко от непостижимого творца создана племени человеческому в пользу общую, то да никто не будет платить за землю никому, кто где пожелает селиться, дозволяется, только бы не сделал обиды ближним своим поселянам. На сие будет смотрение и ограничение... Все руды золотые, серебряные, медные, железные дозволяются обществу народному заводить без обиды ближнему... И казённые все заводы упомянутых сортов отдаются обще народу» В этом произведении русская общественная мысль XVIII в. чуть ли не впервые поднимается до требования ликвидации частной собственности на землю, её недра, а также и заводы. Вопрос об уничтожении помещичьей собственности, о свободном и равном пользовании землей поставлен в программе и разрешён в положительном для крестьянства смысле. Каждому гражданину страны даётся право владеть землёй, но при том непременном условии, что он не будет обижать своих ближних, т.е. эксплуатировать их. Гражданам предоставляется также право свободно заниматься торговлей, промышленностью, разработкой полезных ископаемых страны. Впрочем, относительно промышленности в проекте делается одна существенная оговорка: «В казне останутся заводы лошадиные, ружейные, пушечные, пороховые, суконные, что армии надобны, а протчие все обще народу отдадутся» 15. Для успешного развития земледелия авторы советуют основать нечто вроде научных сельскохозяйственных обществ. «Будут заведения дабы кроме северной части во всей империи разные овощные плоды в пользу и выгоду всего общества были бы сажены и заведены, чтобы Россия всем изобильна была» 16. Неизвестные сочинители «Благовести» уделяют большое внимание организации вооружённых сил, которые должны охранять не привилегии первого сословия, а границы государства и мирный труд его граждан: «Армии жалованье умножить. Яко армия нужна ради защиты отечества и спокойствия общенародного, то на морях всех, России принадлежащих, флоты укрепить и сухопутные две армии от востока до юга — константинопольскую, от юга до запада — александрийскую. Всем военным рядовым, флотским и сухопутным жалованье определяется в месяц деньгами по 1 рублю на старом пайке и обмундирование нужное прибавляется. При отставке всякому награждение 300 рублей и после, яко обитатель общенародный, солдат будет подати платить и какой пожелает род жизни изберёт. Раненые на войне солдаты без службы по уездам будут жить на всём готовом и пище и одежде каченной. Несмотря ни на какие лица из честных, постоянных и умных по показанию поведения товарищей из солдат жеребьями будут избираться капралы и унтер-офицеры, а из них тоже жеребьями — офицеры, знающие совершенно службу, а будет в военное время рядовой солдат чем отличаться, то в обер-штаб офицеры будут производиться» 17. Здесь не лишена интереса мысль о демократизации армии. Авторы высказывают соображения, что современная им армия, построенная на сословном принципе, не может быть надёжной защитой отечества. После этого авторы «Благовести» переходят к организации финансовой и налоговой [104] системы будущей России. Прежде всего они решительно требуют отмены косвенных налогов: «Все пошлины рыбные, соленые, винные и протчие уничтожаются, а только от торгующих и купечества самая малая пошлина в сумму народную назначается, из которой суммы им же самим при приключении с кем-нибудь упадка выделяться будет в помощь» 18. Равным образом они советуют покончить с ассигнациями и векселями: «Ассигнации уничтожаются все и векселя» 19. В будущем им кажется целесообразным установить единый прямой налог со всего мужского населения страны, создать два параллельных бюджета: государственный и общенародный. «Подати государству из души мужского пола 2 рубля в казну в год должны будут платить всякого звания люди, кроме, военнослужащих, пока в службе, а в сумму общенародную тоже со всякой души мужского пола по рублю всякий год должны будут платить. Государь из государственной казны должен армию и флоты содержать и политические дела. А из суммы общенародной награждение отставным солдатам, на содержание школ, пропитание бедных людей, вдов, сирот и протчие надобности общенародные должны употребляться» 20. Большое место в проекте уделено вопросам народного образования. Сочинители «Благовести» предлагают ввести всеобщее начальное обучение в стране: «Школы во всех уездах, в деревнях, сёлах, в монастырях должны учить обоего пола юных людей грамоте. Мужской же пол военном дисциплине. дабы всякий мальчик умел ружьё и всякие артикулы знал, что следует солдату. По истечении благодати божей, ежели кто из юных людей обоего пола окажется не умеющим грамоте, те после смерти без погребении на поле на съезденне псам будут помётаны и навеки сей закон строго наблюдаем будет» 21. Вопросы религии и нравственности также серьёзно занимают авторов «Благовести». Они ратуют за нравственную чистоту, верность и истинную любовь в отношениях между супругами 22. Программная часть «Благовести» заканчивается присягой помещика, которую заставляют его дать бывшие крепостные: «Аз (имя, отчество и фамилия), клянусь господом богом в том, что я повинуюсь повелению твоему, воле царской и общенародной, добровольно крестьян освобождаю из крепости, землю, которой владел я поныне, в пользу общенародную вручаю, дворянства, чину, достоинства звания господского отрицаюсь, яко мерзких и богу противных дел» 23. Таким образом, в «Благовести» затронуты почти все вопросы человеческого общежития: имущественные отношения, земельная собственность, государственное управление, организация вооружённых сил, налоговая и финансовая политика, промышленность, народное образование, социальное обеспечение, наконец, нравственность и религия. Необходимость демократических преобразований России, позволяющих ей выйти на путь капиталистического развития, — вот основная идея, которая нашли своё объективное выражение в этом произведении. Как же думали авторы осуществить свои замыслы? С «Благовестью» прежде всего должны были познакомиться староверы северных губерний. Сняв с неё как можно больше копий, они должны были разойтись с ней по всей России и читать её в каждом глухом селе. Больше всего, по мнению авторов. «Благовести» нужно было пропагандировать в армии и флоте. «Паче всего крепко армию вразумить и внушить им дабы, яко лишних грехов прикасающихся, не повернули орудия на свою братию и на свою кровь», — замечают они. Таким образом, «Благовесть» предполагалось вынести на всенародное обсуждение. Народ должен был сё всесторонне рассмотреть, дополнить, исправить её отдельные недостатки: «Ежели усмотрели правильные мужи даром духа святого, каков недостаток в сей «Благовести» к внушению народа, «Благовести» укрепить словами яснее и внятнее от существа дела не удаляясь только» 24. 1 сентября 1796 г., когда, как думали авторы, «Благовесть» будет уже известна по всей России, представители от каждого села и города, от каждой воинской части, т.е. представители всего народа, должны были собраться в С.-Петербурге. Здесь им предстояло обратиться сперва к Екатерине II с письмом, подписанным всеми гражданами России и требующим немедленного её отречения от престола 25. За тем они должны были явиться к Павлу I и заставить его дать им клятвенное обещание издать манифест в духе идей «Благовести». Так предполагали авторы воплотить в жизнь спой план обновления России. Нельзя сказать, что они не замечали трудностей, которые должны были возникнуть при этом, что они недооценивали тех сил как внутри страны так и вне её, которые могли помешать осуществлению этой программы. Сопротивление господствующих классов, казалось им преодолимым, поскольку они верили, что армия будет на стороне народа. Возможность иностранной интервенции, которую они считали вполне вероятной, вызывала у них серьёзные опасении. В этом случае они советовали в помощь армии вооружить народ. «Ежели неприятели, окружающие Россию, — писали они, — наваждением дьявольским вооружились в сия время [105] покаместь «Благовесть» божья не свершатся, то из народа выслать охотников до двухсот тысяч и стать крепко противу неприятеля, и неприятельским солдатам сообщить сию «Благовесть» на переводе их языка 26. Возникает вопрос, имела ли хождение «Благовесть» в народе. 1 сентября 1796 г. народные представители не собрались в С.-Петербурге. Но в годы 1796-1797 Российскую империю вновь потрясла волна крестьянских восстаний. Она захватила почти все центральные н северные губернии страны. В крестьянском движении этих лет принимало участие свыше 100 тыс. человек 27. Непосредственным поводом почти всех крестьянских выступлений того времени были слухи о вольности и ложные указы об освобождении крестьян, которые читались по самым глухим селениям страны. Может быть, тогда среди других манифестов имела хождение и разбираемая нами «Благовесть», и она сыграла немалую роль в народном движении 1796-1797 годов. Наше предположение становится ещё более вероятным, когда мы читаем приписку, сделанную в конце текста «Благовести» почерком, совсем не похожим на те, которыми написано это сочинение: «Доношу, что с сего подлинника пущено в мир 243 копии в местах, известных вам, а с оных же копий також не мало уже ходило. Здравствуйте и веселитеся. О, Господи! Скоро освободит Господь Бог наш» 28. Это произведение, вышедшее из народных низов, является ценным источником для изучения истории общественной мысли конца XVIII века.
Комментарии 1. Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА), ф. Госархива, разр, VII, оп. 7, д. 2849. 2. Там же, разр, VII. д. 2849, лл. 32-33. 3. Там же, лл. 30 -31. 4. Там же. Кто такой был Захар Константинович, чей камердинер, как к нему попала «Благовесть», нам не удалось установить. 5. ЦГАДА, разр. VII, д. 2849, лл. 30-31. 6. Там же, лл, 33, 37. 7. Там же, л. 37. 8. ЦГАДА, разр. VII, д. 2849, л. 32. 9. Там же. 10. Там же, л. 33. 11. Там же, л. 32. 12. Там же. 13. ЦГАДА, разр. VII, д 2549, л. 34. 14. Там же, лл. 34-35. 15. Там же, л. 35. 16. Там же. 17. Там же, л. 36. 18. Там же. 19. Там же, л. 34. 20. Там же, л. 36. 21. Там же, л. 37. 22. Там же. 23. Там же. 24. Там же, л. 38. 25. Письмо к Екатерине II, видимо, написано теми же авторами, оно приложено к тексту «Благовести» и по своему содержанию очень напоминает первую часть разбираемого нами сочинения (д. 2849, лл. 39-40). 26. Там же. 27. См. Губернаторские донесения о крестьянских движениях и другие материалы. ЦГАДА, ф. Госархива, разр. VII, д. 2918, части I и 11. 28. Там же, д. 2849, л. 38. Текст воспроизведен по изданию: Новый документ по истории русской общественной мысли конца XVIII века (Из архива Тайной экспедиции) // Вопросы истории, № 4. 1948 |
|