Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПУТЕШЕСТВИЕ КАПИТАНА БИЛЛИНГСА

ПЛАВАНИЕ КАПИТАНА ГАЛЛА

На Катере Черном Орле 1791 года.

Строение судна Черного Орла в Нижнекамчатске, под командою Капитана Галла. Сильное землетрясение. Спуск судна Черного Орла и выход его из реки в море. Плавание к острову Уналашке. Пребывание на сем острову; отплытие от оного к Берингову проливу и обратный путь к Уналашке.

1790 год. Апрель. Из описания путешествия Капитана Сарычева видно, что для исполнения порученной Капитану Биллингсу секретной Экспедиции, к предполагаемому плаванию по восточному Океану, построены были в Охотске два судна; одно наименовано Слава России, другое Доброе намерение, из коих последнее при выходе из реки Охоты разбилось, и по невозможности его починить тогда же было сожжено, чтоб чрез то достать употребленное к его креплению железо; которого часть, с прочими спасенными материалами, парусами и такелажем отправлены на судне Слава России в Камчатку, где предположил Капитан [72] построить вновь небольшое судно; и как на одной только реке Камчатке находится лиственичный лес удобный к судовому строению, то в 1789 году, по прибытии на зимовку в Петропавловскую гавань отправил он Тимермана Ускова берегом в Нижнекамчатск с предписанием заготовлять на сей реке леса, и выбрав способное место заложить катер по данному ему чертежу. Людей для работ велел требовать от Нижнекамчатского Городничего; между тем, в продолжение зимы, перевозили туда на собаках из Петропавловской гавани нужные к строению материалы и железо.

1790 года, К. Биллингс по прибытии с судном Слава России на вторичную зимовку в Петропавловскую гавань, нашел тут пришедшее из Охотска транспортное судно, привезшее оставленные там с разбитого судна Доброго намерения команду, провизию и материалы. Все сие, по наступлении зимнего пути, отправил он частями на собаках в Нижнекамчатск к строющемуся там судну. Назначенный командиром на оное Капитан Галл, 16 Декабря отправился из Петропавловской гавани на собаках в Нижнекамчатск и приехал туда 28 числа того ж месяца; он нашел вновь заложенное судно набранное набором. Тимерман Усков, бывший при строении, донес Капитану Гиллу, что в течение прошедшего лета работа шла не так поспешно, как бы [73] надлежало, по причине малого числа рабочих людей, которых давали ему по временам из козаков Нижнекамчатской команды; но при всем том успел он заготовить и сплавить по реке все потребное количество лесу.

Капитан Галл, желая сколько можно поспешить строением судна, чтоб при первом вскрытии вод спустить его на воду и успеть весною выйти в море к соединению с судном Слава России, сделал нужные к тому распоряжения, вытребовал к находившимся в работе людям еще из Нижнекамчатска и из Тигиля 25 козаков, к тому приехали из Большерецка, долженствующие поступить в настоящую команду судна 10 матрозов. Большое затруднение настояло в приуготовлении уголья для кузнечной работы, которое прежде сего жгли из березового лесу в ямах по берегам реки Радуги, в 7 верстах от города; но как годный для сего лес по времени истребили, то нашли другое удобное место вверх по Камчатке реке в двух верстах, изобильно не токмо сухим лиственничным лесом, годным к жжению уголья; но и находился тут сарай, из коего сделали кузницу для ковки якорей. Недоставало еще на подмазку судна густой смолы, которую посредством Земского Суда подрядили поставить тойонов Толбачинского и Чанинского острогов, по 6 рублей пуд. Между тем работа при [74] строении судна шла с поспешностью. 21 февраля приехал в Нижнекамчатск из Петропавловской гавани Штурман Прибылов с штурманскими припасами.

4 Апреля, в 6 часов вечера, находившиеся в Нижнекамчатске жители почувствовали столь сильное землетрясение, что трудно было человеку устоять на ногах; многие старые домы в городе повредило, печи расселись, и несколько труб обрушилось, колокола сами собою звонили и люди выбежали из домов, будучи объяты страхом; лед на реке Камчатке во многих местах растрескался и вода выступила сверх оного. Сие страшное землетрясение продолжалось одну только минуту; но некоторые из жителей чувствовали за несколько времени пред сим слабое колебание земли. Три человека Кенайцов, вывезенные из Америки в Нижнекамчатск на промышленическом судне, как скоро почувствовали колебание земли, то стали прыгать с странными телодвижениями; хозяин того дому, где они тогда были, выгнал их на улицу; но они и там не переставали прыгать до тех пор, как земля успокоилась. Капитан Галл спрашивал их о причине сего странного действия; они объявили ему, что в их земле весьма часто бывают землетрясения, и что при таковых случаях обыкновенно земляки их скачут для того, что при сем движении землетрясение не так кажется страшным, и проходит между тем нечувствительно. [75]

В 1756 году было здесь землетрясение еще сильнее нынешнего, и после того не чувствовали оного до сего времени.

5 Числа из огнедышущей Ключевской горы шел отменно против прочих дней густой дым, и чувствовали в разные часы потрясение земли.

6. Приехал из Петропавловской гавани в Нижнекамчатск Капитан Беринг, и явился в команду Капитану Галлу. Ввечеру в исходе 9 часа землетрясение возобновилось, но слабо, и продолжалось 30 секунд; потом чрез несколько времени чувствовали еще два сильные удара.

С 23 числа стали очищать и приуготовлять фундамент к спуску судна.

В сие время наступила теплая погода и снег начал таять.

27. Лед по средине реки Камчатки промыло на четыре сажени в ширину; потом в следующие дни понемногу ломало лед далее вниз по реке.

1 Маия чувствовано было небольшое колебание земли.

5. Против еленгов река очистилась от льда и с сего времени стали ловить в ней мелкую рыбу, называемую по-камчатски хахалчей, а по руски костюшкою: она составляет здесь знатную часть запасного корму для собаку, ибо красная большая рыба хотя и идет летом по реке во множестве, но по скорому ее ходу [76] и по быстрине реки не успевают здешние жители заготовлять достаточно.

7. В ночи на 7 число прошла река Радуга; она течение имеет многими и изгибами из ближних гор; весьма камениста и мелководна; впадает в реку Камчатку с левой стороны, и своим течением пресекает ее несколько вверх, так что обе сии реки при своем соединении составляют по левую сторону острый мыс, на коем расположен город Нижнекамчатск. Ширина Радуги при ее устьи до 50 сажен. Она, за 38 лет пред сим, впадала в Камчатку на версту выше сего места, но время от времени, подмывая левый берег и засыпая правый подавалась к городу, и наконец снесла многие городские строения. По вскрытии реки Радуги стала ловиться рыба Чевыча.

Капитан Галл, располагая по успешной работе происходившей при строении судна, надеялся спустить его на воду 12 числа сего месяца, о чем уведомил и Капитана Биллингса; но между тем встретившиеся препятствия оное остановили; ибо оказался совершенный недостаток в железе, так что вместо оного принуждены были употреблять плотничные инструменты, а также настояло великое затруднение в приуготовлении уголья к кузнечной работе, и наконец продолжавшиеся ненастные погоды долго препятствовали конопатить и смолить судно. [77]

13. Капитан Галл ездил к устью реки Камчатки для осмотру оного, и нашел, что у всех берегов на мелях лежал еще толстый примерзший к земле лёд.

31. Спустили судно на воду и назвали его Черным Орлом; оно вид имело катера, длина его на палубе 50, ширина 20, глубина 9 фут. На третий день по спуске поставили на него мачту, сделанную со стеньгою из цельного дерева; но как при обделке ее оказались вверху гнилые сучья, то принуждены были отрубить верх и сделать особую наставную стеньгу, а посему и весь такелаж должно было переделывать, от чего вооружение шло не так поспешно, как бы надлежало.

12 Июня катер переведен к устью реки Камчатки и поставлен подле зимовавшего там казенного транспортного судна, с которого следовало взять четыре медные 3 фунтовые пушки, и привезенные прошедшего лета из Охотска с разбитого судна Доброго Намерения.

При устье реки на правом берегу находится не большое Камчадальское селение и одна большая землянка, служащая вместо магазина для складки провианта.

По неимению каменного здесь балласта принуждены были положить в катер песчаный баласт.

По предписанию Капитана Биллингса Капитану Галлу велено к имеющейся морской провизии истребовать [78] еще от здешнего правительства 1000 кулей муки, и половину из оной перепечь в сухари, но по недостатку здесь провианта отпущено только 243 пуда муки и 55 пуд сухарей.

22. Катер совсем был готов к походу и вытянулся на средину устья реки, где положили якорь на глубине 3 1/2 сажен, в ожидании благополучного ветра к выходу в море.

С сего места взяты пеленги: Ключевская огнедышущая гора SW 76о. Маяк, при устье реки Камчатки SW 47°, в расстоянии 1 1/2 мили (Мили, как здесь, так и впоследствии упоминаемые должно разуметь Итальянские.) Камчатского мыса, к северо-востоку оконечность SO 63°, в 20 милях. Как сей мыс, виденный Англинскими мореплавателями бывшими с Капитаном Куком, определен наблюдениями в широте и долготе; то посему и взятому с катера на него пеленгу сыскана долгота устья реки Камчатки 163°, 3' от Гренвича.

Прикладный час здесь сыскать было невозможно; ибо полные воды были неприметны, по причине большой коренной в реке воды и сильного ее течения от 3 1/2 до 4 1/2 миль в час.

25. Ввечеру при тихом попутном ветре, с помощию буксира вышел Капитан Галл с катером Черным Орлом из устья реки Камчатки в море; но по [79] причине наставшего безветрия, отойдя 5 миль, принужден был стать на якорь на 5 саженях глубины при песчаном грунте. При выходе из реки, глубины по форватеру не было менее 14 фут.

26. Поутру Капитан Галл снялся с якоря и взял курс несколько севернее Берингова острова, который на 4 день плавания и открылся. В полдень 30 числа виден он быль на OSO в 8 милях; тогда по наблюдению найдена широта места 55°, 28'.

Капитану Галлу предписано было от Капитана Биллингса, по выходе в море из устья Камчатки реки, идти на первое назначенное сборное место у Берингова острова и ожидать тут судно Слава России до 29 Маия; но как сей срок давно уже прошел, то Капитан Галл не почитая уже нужным заходить к сему острову, направил путь по северную сторону гряды Алеутских островов прямо к острову Уналашке на второе положенное к соединению место.

2 Июля поутру в 3 часа увидели с судна Черного Орла Медный остров на SSO в 36 милях. В полдень шпрота по наблюдению найдена 55о, 31’, долгота счислимая 167о, 57’. Склонение компаса сыскано по Азимуфу 9°, 17' восточное.

Следующие дни продолжались ветры умеренные и отчасти попутные, переменявшиеся свое направление от S, SO и SW при туманной и сырой погоде. [80]

16. После полудни воздух несколько очистился, и тогда впереди усмотрели вершину высокой горы острова Акутана на OSO1/2O в 60 милях. На другой день поутру увидели ту же гору на SO 75о, и еще к SW открылись верхи гор острова Уналашки.

В полдень по наблюдению найдена широта места 54°, 42', долгота счислимая 189°, 2', тогда острова Уналашки северо-западной мыс был на SO 36°, в 35 милях. По положении сего пеленга на карту, Капитан Галл определил место судна, в долготе 192°, 27’, следовательно восточнее счислимого на 5о, 25’. Таковая разность произошла, как думать должно, от попутного течения моря.

Следующие два дни стояла пасмурная погода с дождем при крепком ветре от SO, который отнес судно несколько к западу.

20. Поутру в 9 часов утра открылся вдруг из-под мрачности на OSO высокий камень, стоящий в море отделенно от островов, в расстоянии 18 миль к N, от самого ближнего острова Умнака. Сей камень возвышается над водою на подобие пирамиды и издали весьма походит на судно идущее под парусами.

22. Поутру плаватели приближились к острову Уналашке, и в полдень были у самого входа в Капитанскую гавань по близости низменного мыса на коем находится Алеутское селение называемое Пестряково; [81] тогда из оного приехал к ним на байдарке Алеут, который сказывал, что судно Слава России приходило к острову, стояло несколько дней на якоре, и ушло опять в море, и что с оного оставлены люди в селении Иллюлюк. Капитан Галл, известясь об оном, пошел с судном в западное предместие Капитанской гавани, и обойдя по южную сторону остров Амакнак, стал на якорь подле селения Иллюлюк.

Здесь нашел он Лекаря Алегрети, зверовщика и матроза оставленных с судна Слава России, и при них морскую провизию с частию материалов нужных для Катера Черного Орла. Получал также письменное повеление от Капитана Биллингса, в коем он уведомляет его, что ожидая тщетно судна Черного Орла две недели, наконец принужден был, оставя в Капитанской гавани с лекарем Алегрети нужные для судна Черного Орла провизии и материалы, предпринять путь к Берингову проливу. Между тем предписывал ему, идти туда же не теряя ни мало времени, и назначил сборным местом губу св. Лаврентия, где намерен ожидать его до 20 Августа.

По сему предписанию надлежало Черному Орлу немедленно отправиться в повеленный путь; но как во время плавания к Уналашке примечена была в оном течь по 12 1/2 дюймов в час, то Капитан Галл решился прежде выходу в море осмотреть его, и для сего все [82] из судна выгрузил на берег, наконец и самый песчаный баласт, который надлежало переменить и положить вместо оного каменный, ибо песок, проходя по мелкости своей сквозь внутреннюю обшивку судна, засаривал не только что проходы воде - во льяло, но и самые помпы от песку портились. Чрез восемь дней судно было совсем готово, и все в него опять погружено.

Во время стояния катера здесь на якоре, погоды продолжались ненастные, ветры были хотя умеренные, но часто сильные вихри вдруг вырывались из-за гор.

Алеуты привозили на судно рыбу треску и палтусов, в замен оной дарили их табаком, который они с отменным удовольствием принимали и старались доставать его сколь можно более, выменивая оной у матроз на сухую рыбу, жиляные нитки и горлы сивучей, употребляемые ими на сапоги.

Алеуты сказывали, что зимовавшее на Уналашке судно купца Шелехова, взяло с сего острова 50 человек Алеут и 30 Алеутских женщин, отправилось в море, и пошло к северу на Котовые острова, найденные Штурманом Прибыловым, для промыслу морских зверей.

Капитан Галл роздал Алеутам посланные с ним из Нижнекамчатска повеления к Тоенам Алеутских островов, заключающие в себе предписания, [83] как должны они поступать с иностранными судами, ежели придут к их островам.

31. При тихом SO ветре катер снялся с якоря и пошел в море; но отошед 4 мили принужден был за противным ветром остановиться на якорь в восточном предместии Капитанской гавани против селения Имагни и простоять тут до 4 Августа; тогда при восставшем попутном ветре плаватели удалились в море и стали держать к Берингову проливу мимо Прибыловых островов.

7. Находились они по наблюдению в широте 57о, 33', 7 долготе счислена 190о, 28'. Вскоре после сего усмотрели с судна остров Св. Павла, который есть северный из Котовых, открытых Прибыловым островов; по пеленгам определился он в широте 57°, 16', долготе 190°, 49’. Здесь найдено склонение компаса чрез азимуф 21°, 36'.

11. При попутном свежем ветре, Капитан Галл надеялся сего дня засветло усмотреть остров Св. Матвея, названый Англичанами Гор, велел прибавить всевозможные паруса; но в 6 часов вечера увидел он, что остров сей по счислению находился еще в 23 милях на SO 84°, то и приказал держать на N в бейдевинд, будучи уверен, что сей курс будет на ночь безопасен. В половине двенадцатого часа ночи вдруг открылся пред судном в тумане берег в [84] двух только милях, и глубина оказались 10 сажен, почему поворотили судно на другой галс и легли на SSW. Чрез два часа после сего туман несколько очистился и показался гористый утесистый берег, а к SW от оного увидели отделенный большой утесный камень, который и признан за островок названный Англичанами Пеникль, лежащий по близости Горова острова. Хотя по счислению, веденному на катере, и почитали себя от него к востоку на 23 мили, но видно, что сильное течение моря к западу приближило судно к сему острову.

12. По рассвете, за густым туманом, усмотренной ночью земли мореплаватели уже не видали; курс стали держать к восточному мысу острова Св. Лаврентия, названному Англичанами Клярков.

15. В полдень по наблюдению найдена н широта места 61°, 17', долгота счислима 189°, 27'. Склонение компаса сыскано по азимуфу 25°, 8' восточное.

16. В полночь открылся в тумане на NWtN в двух милях камень на подобие пирамиды, находящийся на одном из трех маленьких островков, лежащих при северовосточном мысе острова Св. Лаврентия. Глубина оказалась 15 сажен, грунт ил с камнем. Мореплаватели обойдя сии островки держали курс к N, при туманной погоде.

18. Поутру в 9 часов открылся к N низменный [85] берег, в 5 милях и за ним посредственной высоты горы. Капитан Галл приказал держать на NNW1/2W вдоль, сего берега, который и почитал мысом Роднея, и не видя находящегося при оном маленького островка Следжь, надеялся вскоре увидеть другой небольшой островок в левой стороне, именуемой Кит, чтоб поверить чрез него свое счисление. В 11 часов по прочищении несколько туману увидел он на SSW маленький островок холмом, вскоре потом открылся и другой остров на StW; тогда уверился он совершенно, что сии два островка из числа трех островов называемых Гвоздевых, и что неизвестное попутное течение моря в прошедшие двои сутки, пронесло судно далеко вперед.

19. Поутру туман очистился и открылись все три Гвоздевы острова и восточный мыс Азии. Когда Капитан Галл положил пеленги на карту, тогда увидел что счисление пути веденное им было назади, по долготе к востоку 1о, 22', а по широте 1°, 11', к югу.

21. В 7 часов утра мореплаватели вошли в устье губы Св. Лаврентия, и стали на якорь на глубине 10 сажен, в двух милях от северного берега, против Чукотского селения называемого Унягма; вскоре увидели они едущих к ним от селения на кожаной байдаре 11 человек Чукчей, которые приближась к судну Черному Орлу остановились в некотором [86] расстоянии от него, и один из них держа в руке свернутую письмом бумагу, произносил с криком некоторые слова к Россиянам; но как на судне Черном Орле не было толмача знающего Чукотский язык, то слов сих не могли понять, а по телодвижениям Чукчей заключили, что они хотят отдать бумагу, но не смеют пристать к судну. Капитан Галл полагая наверное, что находящаяся у Чукочь бумага должна быть к нему от Капитана Биллингса, бывшего здесь с судном Слава России, старался он чрез знаки приглашать их на судно, предлагал им в подарок табак, бисер и прочие любимые ими безделицы, но они долго еще не решались приближаться, наконец осмелились и пристали к судну. Лекарь Алегрети сошел к ним в байдарку и приласкал их подарками, тогда двое из Чукчей взошли на судно; один из них поднес Капитану Галлу два моржовых зуба, за что отдарил он его табаком; другой имевший в руках привезенную бумагу, не отдавал доколе не дали и ему двух фунтов табаку. Капитан Галл, развернув бумагу, нашел в ней предписание к себе от Капитана Биллингса, следующего содержания “4 числа Августа по прибытии моем с судном Слава России в губу Св. Лаврентия ожидал прибытия вашего до 14 числа сего месяца; но как между тем предприял я путешествие берегом чрез Чукотскую землю; то судно и команду поручил [87] Капитану Сарычеву с предписанием, что нужно еще исполнить при следующем плавании. Ежели вы в губе Св. Лаврентия не застанете уже судна Слава России, то извольте следовать на остров Уналашку, где найдете Капитана Сарычева и от него получите мое наставление, по коему и должны поступать.“

Чукчи вскоре поехали обратно к селению. Все они были росту не малого, сложения крепкого и свирепого вида. Одежда на них была оленьи парки, штаны и торбасы; сверх платья надеты кишочные камлеи на подобие употребляемых на Алеутских островах. Вооружены были копьями и луками, колчаны висели за спинами наполненные стрелами; сверх сего каждый Чукча имел при бедре по большому ножу; матрозы приметили у них еще небольшие ножи спрятанные в рукавах платья (Во время бытия нашего здесь с судном Слава России, Чукчи совсем не показывали к нам недоверчивости; они принимали нас, как у себя на берегу, так и приезжали к нам ежедневно на судно без всякого оружия; притом обращались всегда дружески; но удивительно, что будучи предварены о прибытии к ним наших товарищей на другом судне, приняли их с таковою предсторожностию и вооруженные; может быть они почли судно Черный Орел не Российским а другим каким-нибудь неприятельским; или была то их хитрость, чтоб сим средством выманить у Россиян более для себя подарков. Примеч. Сарычева.).

Капитан Галл не находя надобности оставаться [88] здесь, и боясь упустить бывший тогда попутный ветр, приказал поднять якорь и вышел из губы Св. Лаврентия, направляя плавание свое к острову Уналашке. В полдень по наблюдению высоты солнца найдена широта места 65°, 36', тогда северный мыс при устье губы был от судна на NO 29°, 30'; а южный лежащий на другой стороне губы SW 34°, 00'. По положении сих пеленгов и широты на карту Капитана Кука, определилось на оной место судна в долготе 189о, 36' от Гренвича. От сего пункта мореплаватели начали вести счисление своего пути.

22. В полдень по наблюдению найдена широта места 64о, 12', долгота по счислению 190о, 56'. После полудни в 5 часов утра увидели верхи гор острова Св. Лаврентия на SO 40о.

23. По широте места сысканной чрез наблюдения и по счислению пути найдена долгота 191о, 33', а по пеленгам взятым на остров Св. Лаврентия и положенным на карту оказалась долгота 190°, 39'; следовательно разности между обеими долготами 54'; Капитан Галл полагает, что сие несходствие произошло от неизвестного течения моря, которое, думает он было из губы Нортон к западу (Во время трехсуточного стояния на якоре судна Слава России у Американского берега, между мысами Роднея и губою Нортон, я приметил также течение моря от губы Нортон к западу, которое увеличивалось иногда от полумили до полуторых миль в час. Примеч. Сарычева.). [89]

24. Погода была облачная с туманом и мокротою. В полдень миновали в 3 милях восточный мыс острова Св. Лаврентия.

До 29 числа продолжалась мрачная погода, а сего числа в полдень несколько прояснело и позволило мореплавателям взять высоту солнца, по коей найдена широта места 55°, 05'; долгота счислима была 193°, 56', склонение компаса сыскано чрез азимуф 18о, 8' восточное. По причине близкого расстояния до острова Уналашки, Капитан Галл приказал, в наступающую ночь держать судно в бейдевинд левым галсом под малыми парусами. На рассвете мореплаватели увидели Умнацкий столб или камень на SO 55°. В полдень широта по наблюдению найдена 54°, 7', долгота счислимая 193°, 55', а по пеленгам положенным на карту оказалась долгота 193°, следовательно западнее 55 минутами.

2 Сентября, вскоре после полудни, вошло судно Черный Орел в западное предместие Капитанской гавани и по тихости ветра стало на якорь в Натыкинской бухте. В сие время приехал на оное Капитан Сарычев, и тогда Капитан Галл узнал от него, что судно Слава России пришло к Уналашке 29 числа [90] прошедшего месяца и стоит ныне в Капитанской гавани против селения Иллюлюк. Между тем ветр совсем утих, почему судно Черный Орел провели буксиром по южную сторону острова Амакнака, и поставили его подле судна Слава России.

Текст воспроизведен по изданию: Путешествие капитана Биллингса чрез Чукотскую землю от Берингова пролива до Нижнеколымского острога и плавание капитана Галла на судне "Черный орел" по северо-восточному океану в 1791 году. СПб. 1811

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.