Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Клятва дворянина-старообрядца Воропанова

1769 г.

Читатели «Русской Старины» без сомнения помнят весьма замечательные по юмору, мастерству изложения и интересу содержания, записки Добрынина: «Истинное повествование или жизнь Гавриила Добрынина», напечатанная в нашем издании в 1871 году (тома III и IV). В этих записках, в числе многих других лиц, являются архимандрит в Рыльске в 1769 году Иакинф Карпинский и дворянин, старовер, Воропанов. «Рыльский архимандрит Иакинф Карпинский, повествует Добрынин, — была особа в числе ученых; в латинском языке называли его Цицероном. Его сочинения, есть книга печатных проповедей. Он был малоросл и тонок, чрезмерно честолюбив и горяч, а иногда чрезмерно скромен, иногда же чрезмерно весел, говорлив и забавен. Все архиереи его времен, знали и почитали его за ученость, но не любили его за самолюбие. Многие были из его учеников архиереями, в том числе и оба севские, т. е. Якубовский и Флиоринский. Ему неоднократно по старшинству и учености доставалось быть епископом, но, — как я слыхал от преосвященного Флиоринского, — один из синодальных членов на сей случай сказал: «он по натуре пигмей и думает о себе, что он с ивановскую московскую колокольню». А другой: «он достоин быть архиереем, но всю разницу по своему росту перепортить », и, между тем, как великаны пересуживали пигмея и переводили его из монастыря в монастырь, с архимандрии на архимандрию, т. е. из Севского-Спасского, — что потом архиерейский дом, — в Рыльский, Николаевский; из Рыльского — в Голутвин, из Голутвина в Белоозерский-Кириловский, Карпинский дожил до глубокой старости, и скончался мирно, не получив архиерейства, по причине, что был малого роста и высокого ума.»

В 1769 году архимандриту Карпинскому, по распоряжению Севского епископа Кирилла Флиоринского, довелось в Рыльске обращать в православие одного из староверов: то был дворянин Воропанов. Вот как рассказывает об этом подвижник раскола Добрынин в своем «Истинном повествовании». «В Рыльске преосвященный Кирилл Флиоринский [793] говорил свои поучения к народу, наполненные гонением на староверов, и жарким доказательством их заблуждения. А как сей старой веры держался один из дворян, обер-офицер в отставке, Сисой Воропанов, то преосвященный столь ярко на него наступил, что принудил его торжественно в церкви «проклясть и анафеме предать» все старообрядческие толки, и раскольникам не покровительствовать. Купцы выслушав с христианским терпением архиерейскую, в сильных выражениях, проповедь и угостив его жирными своими обедами, пивом , медами и добрыми наливками, остались по-прежнему при старой вере и при своих промыслах. А ревностный свой подвиг архиерей напоследок увенчал обрезанием бороды Воропанова; но как, по силе древней пословицы: «волос глуп, он везде растет», то и у Воропанова борода после выезда архиерейского выросла по-прежнему, не меньше архиерейской».

Результатом «наступления» архиерея Флиоринского на Воропанова было не только обрезание его бороды, но и клятва, отобранная от старовера, в том, что он отрекается от раскола. Это отречение было написано Флиоринским или архимандритом Карпинским, по крайней мере последний приводил Воропанова к присяге. Вот этот интересный документ:


—  «Я, нижеименованный, обещаю и клянусь Всемогущим Богом и пред Святым его Евангелием, что отныне и до конца моей жизни соединение веры, догматы и предания все где к Российской Православно Церкви с должною горячностью наблюдать, и их, по разуму Святой Церкви, разуметь со всяким моим усердием стараться буду, и никогда противного Святой Церкви ничего не только делом, но и мыслями иметь не стану; все же противные мудрования еретиков, раскольников, проклинать, и самих ересеначальников и учителей расколу, как то: Мартина Мниха, растрыгу Аввакума с его евангелием вечным и погибельным, всех их последователей, равно как и все злокозневое и душевредное учение и сети, хлыстовщину, поповщину, беспоповщину, дъяконовщину, козминовщину, сиропионовщину, онуфриевщину, стефановщину, чувственников, субботников, подреметников, рогожников, и все прочие богопротивные и удаляющиеся от Церкви Христовой сонмища и сборища, проклиная и анафеме предавая вечно, обещаясь под клятвою паки никогда в только в доме моем учителей раскольничьих не принимать, но и нигде с ними обращения не иметь, и к развратному их учению не внимать и не слушать, и от заблуждения такового как себя с домашними моими и крестьян моих хранить всячески и отводить должен. И буду где узнаю о кроющихся учителей раскольничьих, то о том не только где подлежит донести, но искоренять их, как мятежников веры и общего Церкви покоя нарушителей, обещаю по чистой совести Христианской; ежели какую потачку или укрывательство сделаю раскольникам, или сам впредь ложного и баснословного учения их держатся стану и впадших в таковые заблуждения отводить от того всякими мерами не буду и клятву мою эту в чем либо нарушу, то сам Бог свидетель моей совести в сей день да будет мне судья и отмститель грозный, и вечной милости его, как во временной, так и в вечной жизни, да буду чужд. Во всем сем намерении и обещании моем целую слова и крест Спасителя. Аминь. По сей присяге Николай Семенов, сын Воропанов, присягал и подписался.

«Приводил к присяге Рыльского Николаевского монастыря архимандрит
Иоакинф Карпинский».

Сообщ. из Рыльска Н. Н. Правиков.

Текст воспроизведен по изданию: Клятва дворянина-старообрядца Воропанова 1769 г. // Русская старина, № 1. 1879

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.