Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

«Школы должны быть обустроены по-разному»

Проект Я. Я. Штелина. 1761 г.

К 60-м гг. ХVIII в. в России все острее чувствовалась необходимость в грамотных и образованных гражданах, потребность в создании системы общеобразовательных государственных школ. Учиться в то время можно было лишь в Петербурге, Москве и Казани, только в этих городах существовали гимназии и два университета. Во всех остальных городах фактически не было никаких гражданских школ.

1 ноября 1760 г. граф И. И. Шувалов, куратор Московского университета, обратился в Сенат с «Проектом об учреждении гимназий и школ в России» 1. Шувалов предложил создать в больших (губернских) городах гимназии, а в малых (уездных) – школы грамотности, в которых можно было бы готовить детей к гимназиям. По окончании гимназического курса юноши должны были переходить в кадетский корпус, Академический или Московский университеты и по окончании там образования поступать на военную или гражданскую службу.

15 ноября 1760 г. Сенат рассмотрел представленный Шуваловым проект и принял указ, в котором, похвально отозвавшись «о патриотическом усердии куратора», одобрил его и нашел, что он направлен к «приведению молодых людей в лучшее состояние» 2. Указ предписывал Петербургской Академии наук и всем губернским городам предоставить сведения и соображения, которые окажутся нужными для реализации проекта. 17 ноября сенатский указ и проект Шувалова поступили в академическую канцелярию 3. Это послужило толчком к составлению членами Академии своих проектов школьных преобразований. В период с 9 февраля по 5 марта 1761 г. соображения о содержании и формах обучения, предложения о городах, в которых следовало открыть гимназии и начальные школы, представили академики И. А. Браун, С. К. Котельников, И.Э. Фишер, И. Э. Цейгер и адъюнкт А. П. Протасов. Академики Г. Ф. Миллер, К. Ф. Модерах и Ф. У. Т. Эпинус присоединились к проектам Брауна и Цейгера 4. Академики-иностранцы настаивали, «чтобы не всем без разбору в общих училищах обучаться» и чтобы круг предметов преподавания, даже начального, менялся в зависимости от социального положения учащихся, а Котельников и Протасов высказывались за единый [198] общеобразовательный курс для детей всех сословий, к тому же Котельников рекомендовал включить в программу всех школ обязательное изучение русского языка 5.

Об участии академика Я.Я. Штелина в разработке проекта школьных преобразований в документах ПФА РАН не встречается никаких упоминаний. Проект Штелина сохранился в Рукописном отделе Российской национальной библиотеке (РО РНБ) в Санкт-Петербурге. Этот документ, составленный на немецком языке, носит название: «Entwurf einer allgemeinen Grund – und Vorbereitungs-Schule, die mit leichter Muehe und ohne sonderliche Kosten in einer jeden Provinzial-Stadt des Russichen Reichs…angelegt werden koennte» (Проект всеобщей начальной и подготовительной школы, которая при небольших усилиях и без значительных затрат может быть заведена в провинциальных городах Российской империи). На проекте собственноручно начертано Штелиным: «Написано по желанию г. Шувалова и передано ему» 6. Данное замечание объясняет, почему в документах Академии наук нет этого документа.

Яков Яковлевич Штелин (1709-1785) прибыл в Петербург в 1735 г. после окончания Лейпцигского университета, где он изучал иностранные языки, литературу и искусство. В 1737 г. был избран академиком элоквенции (красноречие, ораторское искусство) и поэзии. Его творческая и научно-организационная деятельность была весьма разнообразна: филолог, историк, руководитель академических художественных мастерских, редактор немецкого варианта «Санкт-Петербургских ведомостей», автор фейерверков и иллюминаций, в 1765-1769 гг. конференц-секретарь Академии наук 7. Серьезное внимание вопросам просвещения он стал уделять, видимо, с 1742 г., когда Елизавета Петровна проявила заботу о воспитании и образовании своего племянника, будущего императора Петра III и поручила Штелину и академику Х. Гольдбаху (1690-1764) составить план его обучения 8. Рекомендации Штелина показались императрице наиболее подходящими, и он был назначен наставником к наследнику престола 9. Штелин принял участие и в создании учебной литературы. Он переработал и исправил немецкую грамматику для русского юношества, которую напечатали в 1741 г.

Публикация подготовлена в рамках проекта РГНФ № 05-03-03017а.

Публикацию подготовила и перевела документ с немецкого языка кандидат исторических наук Г. И. СМАГИНА.


 Проект всеобщей начальной и подготовительной школы, которая при небольших усилиях и без значительных затрат может быть заведена в провинциальных городах Российской империи

1761 г.

1. Если учитывать различные сословия, к которым принадлежат юноши, и образ жизни, к которому следует их приготовлять в школах, то и школы должны быть обустроены по-разному.

2. Итак, имеются общие, или начальные, школы, где не изучают ничего иного, кроме необходимых всем людям наук. Далее, средние школы или гимназии, где уже занимаются основами всех высших наук и гуманитарными науками, а также языками; и, наконец, высшие школы, университеты и академии, где должны изучать высшие специальные предметы, ученые дисциплины и языки.

3. Относительно большинства начальных и средних школ до сих пор было замечено, что их обустройство недостаточно для того, чтобы достичь цели, ради которой они, собственно говоря, и были основаны. Поэтому мудрость и радение о благе Отечества генерала-лейтенанта и камергера Шувалова 10 заслуживают тем большую благодарность и одобрение, что предложения Его превосходительства, исходя из размеров обширной Российской империи, требуют основания многих и лучше оборудованных школ, где можно было бы приготавливать к наукам молодых людей, до сих пор не охваченных высшим образованием, и таким образом университетское образование стало бы более всеобщим.

4. Дело в том, что настоящая цель начальной, или всеобщей, школы должна быть направлена на то, чтобы учить молодых людей вообще основам тех наук, без каковых не может обойтись ни один мещанин, ни один дворянин, какового бы сословия и образа жизни он ни был. Это: знание основ своей религии, умение читать напечатанное и написанное от руки, четкий почерк, четыре арифметических действия, понимание географической карты, особенно необходимо знать, где находятся провинции, города и где протекают главные реки Отечества и соседских стран; быть сведущим в главных законах Империи и быть осведомленным о главных исторических событиях своего Отечества.

5. Кто в свои 14-15 лет вынес из школы такие знания, тому, как простолюдину и неученому человеку, будет в случае нужды достаточно, чтобы взяться теперь за ремесло или торговое дело, или отправиться на военную, или гражданскую службу, где от него, как уже говорилось, не требуется ничего, кроме общих знаний, кроме как основательно изучать выбранное ремесло, торговое дело, или то, что относится к его службе.

6. Но этого недостаточно для тех, кто хочет посвятить себя ученому сословию и, следовательно, уже в средней школе или гимназии готовится к высшим наукам, а затем захочет продолжить заниматься самым основательным изучением наук в университете на одном из так называемых высших факультетов: теологическом, юридическом или медицинском. [201]

7. Здесь не идет речь об этих двух последних, то есть о хорошо обустроенной гимназии и настоящем университете. Мое нынешнее намерение рассказать лишь о первом и самом необходимом и неотложном, а именно о новом обустройстве всеобщей начальной, или подготовительной школы для всех сословий. Если бы мне выпала такая удача и я бы узнал, что мои предложения были не напрасны, а из них пожелали сделать некоторые выводы, то я бы и далее — если бы таковое потребовали — не отказался высказать мои соображения по поводу основания школы совсем иного типа, а именно особого реального училища, каковое не есть ни начальная школа, ни гимназия, ни университет, и где молодых людей, независимо от того, хотят ли они посвятить себя ученому сословию или нет, при одном условии, что они уже минули вышеупомянутую начальную школу, будут обучать для видимой пользы Империи реалиям природы и механическим искусствам, и будут направлять только к полезным знаниям.

8. В моей начальной или подготовительной школе — и таковые должны быть в каждом городе, расположенном не далее 100 верст один от другого — должны преподавать следующее:

1) Извлечение из религиозных законов или малый катехизис.

2) Чтение, а именно написанное рукой и печатное: обыкновенным шрифтом, церковнославянским и современным.

3) Письмо — по одному из самых четких и беглых образцов.

NB. Можно было бы отгравировать на меди 2 или 3 самых употребительных вида прописей и дать эти гравюры как образцы в школу. Одновременно эти прописи могли бы состоять из современных писем, обязательств, расписок и подобных формуляров, и одновременно тем самым явить новое руководство по написанию писем.

4) Начальные основания арифметики, а именно четыре действия.

5) Географию, а именно, во-первых, специальную карту провинции, где расположена школа, или еще лучше, специальную карту местности вокруг города, где находится школа, и одновременно план самого города в надлежащем масштабе. Затем общую карту России, карту четырех частей света и карту-глобус.

6) Очень краткий очерк российской истории по порядку русских великих князей и царей.

7) Краткое содержание главных законов Российской империи, изложенных по темам, главам и параграфам.

8) Если бы добавить к этому небольшой грамматический справочник либо на русском языке, либо на латыни, чтобы ученики получили хотя бы понятие о склонении и спряжении, понимали грамматические термины и хотя бы выучили латинский шрифт, то все это было для них неплохо и дало бы им хорошее руководство по правописанию родного языка и облегчило бы изучение иностранных языков.

9) Было бы также очень хорошо преподавать в такой начальной школе несколько раз в неделю самые первые и начальные основания геометрии, употребляя циркуль, угольник, транспортир и масштаб, хотя бы только несколько вечерних занятий в неделю для старших [202] школьников. И неплохо бы дать основы черчения, как при помощи инструментов, так и от руки.

9. По этим выше названным основным наукам совершенно легко можно было бы создать и напечатать необходимые учебники, каковые непременно необходимы для облегчения работы и надежности работы учителей.

10. Для управления такими начальными подготовительными школами можно было бы найти здесь, в стране, много подходящих людей — студента или даже гимназиста из Москвы, Петербурга, которого можно проэкзаменовать по этим вышеупомянутым учебным предметам и кого сочли способным, можно было бы хорошо использовать для этого, дав ему титул ректора городской школы или ранг младшего офицера, а также помощника, или младшего учителя, и, таким образом, полностью обеспечить учителями первый и второй классы. Кроме того, можно было бы за короткое время подготовить нужное число таких учителей в гимназии; и если бы они в течение нескольких лет справно исполняли свою должность, их можно было бы перевести в университет или на иную гражданскую службу, например, в коллегии, конторы и так далее, а на их место назначить других добросовестных учителей, надеясь и на их продвижение.

11. Поэтому такие городские школы должны находиться под при- смотром и попечением близлежащего университета, которому ректоры городских школ обязаны посылать ежемесячно или раз в три месяца свои рапорты, и при этом всякий раз особо сообщать, кто среди учеников особо выделяется усердием, способностями и смышленостью и предрасположен к высшим наукам; таких учеников в университетской или академической канцелярии следовало бы вносить в особые списки и согласно их особым способностям, проявленным уже с юности, предопределить их к определенным службам, как я наблюдал в школах и коллегиях иезуитов. Для подтверждения того, что посланные школьные рапорты верны и школы управляются хорошо, университет, под контролем которого находится школа, должен раз в полгода командировать туда профессора или другое лицо для проверки и организации общего экзамена, коему следует представить подробный о том отчет.

12. Также провинциальные городские школы должны посещать дети всех мещан, чиновников, квартирующих здесь офицеров, а также сыновья живущих по соседству в деревне дворян, которые не могут посылать своих детей в школу в Москву или Петербург, или содержать их дома под присмотром учителя, который может обучать их по вышеупомянутым предметам с 7—8 до 12—13 лет, пока они не получат школьный аттестат о том, что они полностью изучили начальные школьные уроки и были признаны способными поступать в среднюю школу или исполнять какую-либо службу или ремесло.

13. Родители посещающих такие школы учеников вносят плату за учебу раз в полгода, в зависимости от их состояния большую или меньшую, по первой, второй или третьей таксе, но бедные не платят совсем. Внесенные школьные деньги сдаются в школьную кассу и вместе с [203] особым университетским фондом служат для того, чтобы оплачивать школьное здание, дрова и свечи и жалование учителей 11.

РО РНБ. Ф. 871. Оп. 1. д. 64. Л. 1-9.


Комментарии

1. См.: Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1858. Т. 8. С. 113-121.

2. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 15. № 11 144. С. 564-565.

3. Петербургский филиал Архива РАН (ПФА РАН). Ф.3. Оп. 1. Д. 966. Л. 112.

4. Там же. Ф. 3. Оп. 1. Д. 258. Л. 34-49.

5. Подробнее см.: Смагина Г. И. Академия наук и российская школа. Вторая половина ХVIII в. СПб., 1996. С. 35-53.

6. РО РНБ. ф. 871. Оп. 1. д. 64. Л. 1.

7. См.: Пекарский П. П. История императорской Академии наук в Петербурге. СПб., 1870. Т. 1. С. 538-567; Штелин Я.Я. Записки об изящных искусствах в России. М., 1990; Staehlin K. Jacob von Stahlin, ein biographischer Beitrag zur deutsch-russischen Kulturgeschichte des 18. Jahrhunderts. Leipzig, Schapler, 1920.

8. См.: Штелин Я. Я. Записки... о Петре III, императоре всероссийском // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1866. Кн. 4. С. 67-118; Пекарский П.П. Указ. соч. С. 544.

9. Несмотря на то, что план Х. Гольдбаха не нашел одобрения Елизаветы Петровны, она в 1760 г. обращалась к нему еще раз. На этот раз Гольдбах представил свое «Мнение» об обучении великого князя Павла Петровича (РГАДА. ф. 2. Оп. 1. Д. 87. Л. 1-3; Пекарский П.П. Указ. соч. С. 168-169).

11. Шувалов Иван Иванович (1727—1797) — граф, государственный деятель, фаворит Императрицы Елизаветы Петровны. Покровительствовал просвещению.

12. Ни один из проектов школьных преобразований, составленных в Академии Наук в начале 1760-х гг., не был в то время осуществлен. Идеи, высказанные Я.Я. Штелиным и другими петербургскими академиками, нашли воплощение лишь через 20 лет в деятельности Комиссии об учреждении народных училищ.

(пер. Г. И. Смагиной)
Текст воспроизведен по изданию: "Школы должны быть устроены по-разному". Проект Я. Я. Штелина. 1761 г. // Исторический архив, № 1. 2007

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.