|
ПРИЛОЖЕНИЯВопросы анкеты Шляхетского корпусаЗапросы, которыми требуется в сухопутный Шляхетский кадецкой корпус географические известия изо всех городов во всех губерниях и провинциях Российского государства для сочинения географического описания оных: 1. Город чем огражден, — каменною стеною или деревянною или земляным валом, палисадником или рвами? Показать меру их окружности, вышины, глубины. Цели ли оные ограждения или нет? В котором году город от кого и для чего построен? Сколько в нем самом и уезде душ мужеска полу? И какой герб имеет? Причем, ежели есть известия, описать и происхождение того гербу. Не был ли город, осажден, от кого разорен или мужественно оборонялся? 2. Много ли приходов внутри и за городом? И которые церкви каменныя или деревянный? Есть ли каменныя новыя и старинный казенный строения и каких оне времянех? От постройки есть ли каменныя домы тамошних обывателей и сколько? 3. На какой реке или на каком озере город построен и на которой стороне по компасу или по реке, вниз на обеих берегах или на островах? 4. Когда бывают в городе ярмонки? Есть ли гостиные дворы? Откуда больше и с какими товарами приезжают и которой день в неделе торговой? Каково купечество? 5. У обывателей какие есть промыслы? 6. В каких ремеслах народ больше упражняется и которое в лучшем состоянии находится? В чем имеет довольство, в чем недостаток? Как оной недостаток награждается? 7. Где есть по городам или по селам фабрики или рудные заводы? В каких от городов разстоянием и при каких реках? Что на тех заводах или фабриках приуготовляется? Давно ли заведены оные и кем и кому принадлежат? 8. Есть ли ряды и ярмонки в каких знатных селах? Чем больше торгуют, в какое время и откуды купцы съезжаются? 9. Где есть водяные мельницы с надлежащими плотинами, пильныя или хлебныя и на каких водах именно? 10. Где есть усолья, сколько солеварен, по многу ль черенов? Где есть озерная или морская самосадка или горная соль? Где есть старыя оставленные усолья, каков где россол? Во сколько времени соль из него вываривается и как велика положения выварка? 11. По рекам оных мест какие суда ходят по весне и в межень с чем куды и откуда? 12. По великим рекам и берегам, островам морей и знатных озер, где есть большия рыбныя ловли и какия рыбы больше ловятся? 13. У рек, по коим есть судовой ход, на которой реке вниз считая лежит нагорная сторона и на которой луговая, где те реки имеют вершины и куда впадают? Через какое протекают разстояние и какими местами? 14. По рекам, где ходят суда с товарами, не бывает ли препятствие от подмытых дерев з берегов весною или от летней пересухи? Сверх того означить, где есть пороги, какие именно и велики ли? Какое дно и какие берега у той реки — пещаные или каменистые? И есть ли бечевник, на которой стороне потечению вниз считая? 15. Где по рекам есть пристани купеческие? Ис каких же мест [82] оные с грузами приезжают и до которых мест сплавливают? И порозжия суда назад обращаются ли? 16. О которою пору по большей части реки при городах замерзают и выходят и где бывают вещния и осенний наводнения? И как велики быстрое или тихое течение река имеет? 17. Где есть переволоки, чрез кои с одной реки на другую товары сухим путем перевозят и при каких урочищах дорога лежит? По каким местам — гористым или ровным и на сколько верст? 18. При дорогах, по которым ездят и с какого города в ближние соседние города, какие где есть церкви, монастыри или училища? Где мосты, перевозы и чрез какие реки именно? И где дороги — лесами, полями, горами или водами и в каких расстояниях смежные городы? 19. Каждой губернии и правинцыи назначить пограничные городы и крепости, села и деревни или разделяющие их реки и другие виды поименно. 20. Где есть знатныя и высокие горы? — показать их положение и на которой ветер простираетца степные более места или леспыя? И какого лесу ростет больше? Когда начинают разцветать деревья? Когда опадает лист с которого дерева? 21. В каждой провинции каких родов хлебы сеютца больше? Плодовито ль выходят? Разсуждая общую перед посеенным прибыль за употреблением обывателей, оставшейся хлеб куды в каком множестве откуды именно каким путем и в какое время на продажу вывозят? И есть ли где чудесных растений, пещер или никаких особливых произведении натуры нет ли, — в траве или кладезей лекарственных? 22. Каким более болезням подвержены и чем от оных лечатца? 23. Какого где скота более содержат? Не гоняют ли оной куда на продажу, о которого пору и в каком количестве? Где конской и скоцкой падеж бывает, в какое время и от чего и какие средства для отвращения оного употребляютца? Каких по лесам зверей и птиц больше водитца? Где есть вредные гадины, саранча и о том подобном чрезвычайном множестве? Чем истребляют оных и в какое время они по большей части вред приносят? 24. Слышели ль — бывает гром и в котором месяце? А знают ли жители северное сияние? Часто ли оной бывает? 25. Ежели где есть какие в городах чертежи оных городов самих и окрестных мест, то оные купно с географическими известиями прислать или точные с них копии. 26. Назначить где есть старых городов оставшийся развалины или городища, — в каких состоят остатках и признаках и как их называют и нет ли о таковых древностях по преданию дошедших каких известей? 27. Также показать, где есть следы старых рек, которые ныне заросли и высохли, — в которую сторону простираются и как ныне их называют? В приморских местах не примечено ли где прибыли или убыли воды? Чрез сколько дней от рожденья месяца то случаетца? 28. От северных, сибирских городов и зимовей присылать известия об островах на Ледовитом море, которые ведомы тамошним жителям или промышленным людям. 29. В городах или монастырях, буде есть летописцы, присылать с них верные копии при географических известиях для истории Российской. 30. В котором уезде какой народ живет? — один или з другими смешенной? Где есть бывшие иноверцы, обращенные к православному закону греко-российскому, давно ли привели? Об оных идолопоклонниках [83] еще не обращенных, тако ж присылать известие — как оной имянуютца, что то имянование на языке их значит; какое счисление времени и как велик год имеют; откуда выводят свое происхождение; давно ли в тех местах поселились; от предков своих достопамятных каких приключений; в чем состоит закон их; о всевышнем существе имеют ли какое понятие; какие у них обряды, преступлении в супружестве; сколько жен иметь дозволено, могут ли оных отлучать по своей воле и с камими обстоятельствами; как погребение мертвых отправляетца; есть ли какое попечение о душе умершего? № 1 1761 г., марта 3. — Ответы Уржумской воеводской канцелярии на вопросы Анкеты Шляхетского корпуса На 1. Город Уржум был огражден стеною деревянною и вокруг того города со внешней стороны ров. Токмо ныне от множества лет город погнил, а ров осыпался и есть только один знак. А мерою кругом города 432 сажени. 1 А в котором году и для чего построен, неизвестно. В нем мужеска полу 323 да в уезде 10486, итого 10809 душ. 2 Гербу и о том происхождения не имеетца. Також и были ль оной от кого осажден, раззорен или мужественно оборонялся, неизвестно. На 2. Внутри того города кремль деревянной же. Но потому ж весь погнил и розвалился. А мерою кругом кремля 145 сажень. В том кремле Соборная церковь 3 каменная. Да внутри города одного прихода две церкви деревянные обветшалые. Да еще вне города прихоцкая церковь каменная. И церкви построены ныне, тому Соборная 65, две приходские деревянные 67 лет, другая приходская каменная 3 года. А в городе и за городом как казенного, так и у обывателей 4 каменного строения не имеетца. На 3. Оной город построен при реке Уржумке по течению на левой стороне, на одном берегу. На 4. В том городе ярмонки никогда не бывает и гостиного двора не имеетца. Только в воскресные дни уездные обыватели съезд 5 имеют с хлебом и с харачевыми припасами и с разною российского продукта мелочью. А купечество весьма скудное. На 5. У градских обывателей промысел земледелие имеют: от города в недельном разстоянии отъезжие дворы, где то земледелие и производят. На 6. Народ больше упражняется в земледелии, в поставках по подрядам всякого в строение годного лесу, то есть брусьев, бревен и тесу соснового, пихтоваго и еловаго. А которые оной ставить подряжают, то сплавливают для продажи на нис по Волге до Саратова, Камышенки, Царицына и Астрахани, ибо оные промышленники жительствуют около Вятки реки. А та Вятка река коммуникацию имеет с Камой, а Кама с Волгою. И который ис того народу до оных же городов Саратова, Камышенки, Царицына и Астрахани судами для продажи имеют хлебные отпуски. И те, которые имеют промыслы хлебные и лесные,— находятся в лутчем состоянии. А недостаток имеют больше в хлебе и тот недостаток свой исправляют наймом в работы. На 7. В Уржумском уезде фабрик не имеется. А имеетца от города Уржума в 25 верстах при реке Шурме рудной завод, на котором приуготовляетца медь, которой заведен Вяцкой провинцыи хлыновскими купцами Фонифатьем Дряхловым да Александром Прозоровым в 1735-м году. А ныне оной во владении состоит за туленином Перфильевым сыном Мосоловым. На 8. Знатных чрезвычайно сел не имеется. А хотя и имеетца по здешнему месту село Петровское, токмо рядов и ярмонок во оном съезду не бывает. [84] {«на 9» нет в сборнике. OCR} На 10. Усолья, солеварен, також соли самосадки и горной соли и старых оставленных усольев не имеется. На 11. По имеющейся от города Уржума в 10 верстах Вятке реке по весне суда ходят с хлебом, з дехтем и всякою мелочною деревянною посудою и заготовляемым казенным мачтовым лесом, також и партикулярные 6 с лесом же плоты от Вои реки даже до Саратова, Царицына и Астрахани. А в межень 7 вверх суда бывают с астраханскою и яицкою соленою рыбою. На 12. По реке Вятке и по берегу оной на луговой стороне знатные озера и вагова. А рыбы бывает в Вятке: стерлеть, красная рыбица, судок, лещ, щука, язь, линь, жерех, сом, окунь; в озерах — карась, лещь, язь, окунь, плотва. На 13. У реки Вятки, по коей судовой ход, — нагорная сторона состоит вниз но течению на правой, а луговая — на левой стороне. А где та река имеет вершину и чрез какое протекает разстояние и какими местами, о том здесь неизвестно. Токмо впала она, Вятка, в Каму реку. На 14. По оной же Вятке реке, по которой суда ходят, от помытых дерев з берегов весною и от летней пересухи препятствие бывает, токмо не всегда, а больше от маловодия. И по оной где пороги какие есть ли, неизвестно адно. У той реки и берега пещаные. А бечевника 8 по оной Вятке реке ни по которой стороне не имеется. На 15. По Вятке реке пристань имеется от города Уржума в 30 верстах при деревни Буйского городища, поставляемой судами от Соли Камския вниз Камою. А ис Камы вверх Вяткою до оной пристани в малых судах еще того Вяткою становится Вяцкой провинцыи до Вои реки. А Воею той же провинцыи до городов Хлынова и Слобоцкова. Порозжия суда ко оной пристани назад уже не возращаются. На 16. Имеющаяся под городом Уржумом река Уржумка замерзает ноября в половине месяца, а выходит апреля в первых числех. И вешнее наводнение бывает сажен на 200. А осенняго наводнения не бывает н течение имеет посредственное. На 17. Переволоков, где б с одной стороны на другую товары перевозили, здесь не имеется. {«на 18» нет в сборнике. OCR} На 19. Здесь пограничных городов, крепостей, сел и деревень не имеется, ибо город Уржум состоит внутри России. На 20. Здесь знатных и высоких гор не имеется. А места здесь более лесные и больше здесь лесу ростет сосновой, еловой, пихтоваго, осина, береза, вязь, клен, илем и дуб суховершинной. И лист опадает у березы сентября в последних, а вязу, клену, с ылму в первых, а дубу в половине октября. На 21. В ведомстве Уржумском хлебы сеются больше рож, ячмень, овес, полба, пшеница и иногда по благости божией оному урожаи с четверти 9 прибыли бывает по четверти ж и за употреблением обывателей ничего не остается, но токмо довольствуются сами. Чудных же ростоней, пещер, и протчаго, також и колодезей лекарственных здесь не имеется. На 22. Здесь жители болезням более подвержены горячкою, лихораткою да сердечною. И оные ничем не лечатся, ибо здесь лекарей не имеется. И которые от тех болезней свободу получают, но те по благости божией, а не чрез лекарство. На 23. Здесь скота больше содержат лошадей, коров, овец, коз, свиней и на продажу из оного никуды не гоняют, а довольствуются между собою. Когда ж по благости божеской прежде скотской падеж был, то оной в силу Правительствующего Сената указу, состоявшегося в прошлом 1746 году марта 17 числа указу, зарываются в землю и [85] делаются для того ямы. И от того отвращение бывает. А случался оной летнею и осеннею порою. Здесь больше зверей: медведя, зайца, лисицы, белки, горностая, волка. А временем бывают лося и олени. А птиц — гусей, уток, жеравлей, тетеревей, хотя и есть, токмо весьма мало. Вредных гадин имеется: змия, уж и еще наподобие змея собою светлая гадина, которая прозывается медень, кои и много повреждают до смерти скота. А ежели оную ударить, то разсыпается. Оная является только с весны по июль месяц. А саранчи и тому подобных гадин не имеется. И бывают оные в летнее время и ничем не истребляются. На 24. Здесь гром бывает в майе, в июне и в июле месяцех. Северного сияния жители здесь не знают и когда бывает, не видели. На 25. Здесь никаких чертежей не имеется. На 26. Здесь старых городов и городищ и о древностях известей не имеется. {«на 27–29» нет в сборнике. OCR} На 30. В Уржумском уезде народ живет русские и с черемисы, 10 и с татары новокрещены, черемиса и татара, а больше никого не имеется. Иноверцы, обращенные к закону греко-российскому, то есть показанные новокрещены здесь имеются, которые веру гречаскаго исповедания восприимали в разных годех. И некоторые из них есть, что в прежнюю 1724 года перепись в подушной оклад написаны рускими имянама. А с которого имянно году веру гречаскаго исповедания приняли, того знать невозможно. Идолопоклонники здесь имеются, то есть черемиса. А что то имянование на языке их значит, того они не знают. Токмо разумеют, что они сотворены от Адама. А в году имеют по тому ж 365 дней. А откуда выводят свое происхождение, того неизвестно. И они не знают. А поселение имеют в здешних местах в прошлых давних летех, чему и таких людей, которые бы совершенно могли поминать, нет. И никаких достопамятных приключеней от предков своих не слыхивали. Закон их состоит в том, что есть един бог, которой сотворил небо и землю и вся иже на ней. И о всевышнем существе понятие имеют, что он есть душе спаситель. Веровавшим в него при вступлении в супружество у них обряды бывают такие. Когда жениху по мысли сыщется невеста, но он взяв из своих черемис одного, в тот невестин дом пойдет. И естли с обоих сторон приятно, то со стороны невестины отец или мать требует Колыму 11 — деньгами по возможности. И когда то положат на Шере 12, что со стороны невестины призвана бывает женщина, которая у невесты должна спросить, имеет ли она с тем женихом в супружестве быть. И когда она, невеста, объявит, что имеет, то невеста должна подарить жениха платком, а жених деньгами по возможности. И потом в число договорного Калыма жених должен учинить уплату — отцу и матери дать по препорции. А в достальных деньгах должны невестины отец и мать жениху дать сроку, когда достальные принести. И как достальные принесет, тогда должны с обоих сторон положить на Шеру, когда быть свадьбе. И как Термиж 13 наступит, то жених со своим поездом 14 должен к невесте приехать. И приехав, невесту взять. И к себе в дом увести. И приехав к своему дому, кругом всего двора, вместо венчанья, объезжать три раза по солнцу. И как объедут, то вотти в избу. И жених с невестою переменяясь друг з другом, едят хлеб. И потом пойдут на двор и принесут в посуде пойла 15 и кругом того пойла со стороны жениховой, которой был при сватанье невесты, взяв жениха за руку, а жених — невесту, обойдут кругом три раза, также по солнцу. И как обойдут, то со стороны невестины женщина должна ей по их обыкновению надеть на голову Сурку 16 и как наденет, то взойти к жениху в ызбу. И в вечеру совершить супружество. А сколько им жен иметь, того положения у [86] них нет. Но по возможности об отлучении, по своей воли, жены имеют. То когда союзу с обеих сторон не будет, то должны собрать посредников, — сторонних людей, и оба должны оборотясь друг з другом спинами, держать плат. И тот плат один. Ис тех посредников должен пополам разрезать. И как разрежет, то оба должны друг от друга итти, не оглядываясь. И погребение же бывает у них при каждом жительстве. В поле изобрав удобное место, вырывая ямы, умерших кладут, обмыв теплою водою и переменя рубаху и порты и обувь белую; положа в гроб, зарывают. А пришед в дом, о душе умершаго попечение имеют, поставя на лавку с пойлом, какое случится, посуду. И к той посуде прилепя вощаную свечу и положа хлеба и протчего. И как та свеча догорит, как пойло, так и хлеб и протчее вынеся на двор, пойло выливают на дворе на землю. А хлеб и протчее бросают собакам. И более уже о душе умершаго попечения не бывает. СПб. ф. Архива РАН, ф. 3, оп. 10-6, д. 24, л. 2-5об — Подлинник. № 2 1761 г., марта 19. — Ответы Козьмодемьянской воеводской канцелярии на вопросы анкеты Шляхетского корпуса На 1. Город Кузмодемьянск никакою стеною не огражден, только одним рвом, мерою окружности 369 сажен, глубиною 4 аршина 17 с четвертью. И оное ограждение не все в целости, ибо местами от снегов вешних тот ров повредило и зделались вражнины. А в котором году тот город и от кого и для чего построен, о том за случившимися неоднократными пожарами в канцелярии и в архиве старых дел известия не имеетца. В том городе по ревизии состоит разного звания обывателей мужеска полу 1074 души, в уезде — 18489 душ. Гербу никакого не имеет. А был ли он в осаде или нет, известия за вышеписанными пожарными случаями не имеетца ж. На 2. Внутри города один приход Соборной. В том приходе две церкви каменные. За городом 4 прихода, в том числе у трех приходов церкви каменный, в четвертом деревянная. Старинных каменных казенных строеней — 1, выход с полаткою, в котором были кладены из стари казенной порох. А в какое время построен, — за вышеписанными пожарами прежних дел известия не имеетца. А у обывателей здешних каменных домов ничего не имеетца. На 3. Город построен на Нагорной стороне, вниз по реке Волге на одной Нагорной стороне. На 4. В том городе ярмонок никогда не бывает. Гостиных дворов нет. С товарами ниоткуда не приезжают. А привозят из уезду только один хлеб и съестные припасы и продаютца ежедневно. На 5. Отпускают суда с лесными припасами вниз по реке Волге до Астрахани, а другие маломочные торгуют на рынках съестными и протчими припасами. А в ремесле посадские упражняются больше в шерстобитном и делают епанчи, волоки и протчее тому подобное. На 6. Кроме пашни и лесного промыслу, другова ремесла никакова не имеют. А больше довольствуются крестьянскою работою в лесных угодьях, которое находится в лутчем состоянии, а протчие довольствуюца продажею хлеба. И при том некоторые зимним временем упражняются в извозе. На 7. Фабрик и рудных заводов не имеется. На 8. В вотчине Нижегородского архиерея в селе Покровском ежегодно бывает октября с 1 по 3 число, то есть два дня, небольшая [87] ярмонка. А и других селех как рядов, так и ярмонок не имеется. А купцы съезжаются из ближних городов Чебоксара, Царевосанчурска и Яранска. А больше торгуют лошедми, кожами коровьими и овечьими, конским убором и протчею мелочью, то есть лентами, выбойками, пуговицами. На 9. Мельницы имеются хлебные на малых водах, а именно по реке Юнге и по реке Арде и по другим малым же рекам. А пильных мельниц не имеетца. На 10. Усолья и солеварен как старых, так и новых нигде не имеетца. На 11. По реке Волге весною и в межень ходят суда казенные с солью и лесные, також и промышленников с хлебом и з другими товары, как малые, так и большие. Да по реке ж Ветлуге до Астрахани и из Астрахани до Кузмодемьянска. На 12. По реке Волге и в озерах около той реки имеются оброчные рыбные ловли. А рыбы ловитца в реке Волге как мелкая, так и большая — белуги, осетры и стерлядь. А в озерах одна мелкая — щуки, окупи, караси и протчая. На 13. У рек Волги и Ветлуги, считая вниз, Нагорная сторона называемая правая, а на лево — Луговая. А вершины тем рекам, впадают и чрез какое протекают разстояние и какими местами, о дальних местах известия не имеется. А чрез Кузмодемьянск и оного в уезде Горною стороною у самых гор, а Луговая — подле лесов и сенных покосов нискими местами. На 14. По реке Волге в дачах Кузмодемьянского уезду как весною так и летом судовому ходу никакова препятствия не бывает. А по реке Ветлуге хотя с лесным товаром суда и ходят, токмо одною весною, а летом от пересухи и от малой воды имеется тому ходу препятствие, а порагов нет. А бечевнику имеетца по одной реке Волге и то только по Нагорной стороне вверх тою рекою. На 15. По реке Ветлуге той реки на самое устье да на речке Рутке весною близ реки Волги на Луговой стороне имеютца две пристани, на которые пригоняют тех мест обыватели лес. И оной погружая в суда и плотами, сплавливают вниз по Волге до Астрахани и ближе в другие городы. А порозжие суда назад не обращаются. На 16. Река при городах по большей части замерзает в ноябре и декабре месяцах, а выходит в апреле. А наводнения вешний бывают более осенних и быстрое течение реки имеют. На 17. Таких переволоков в дачах Кузмодемьянского уезду не имеетца. На 18. От Кузмодемьянска на низ подле Волги в смежной город Чебоксар, которой разстоянием в 56 верстах. При дороге на Нагорной стороне состоит Ильинская пустынь, 18 а в ней церковь деревянная. А рек больших и перевозов, кроме одного мосту чрез речку Сундыръ, не имеетца. А вверх по Волге от Кузмодемьянска Нагорною стороною до города Василя разстояние 40 верст. И по той дороге состоит Спаской Юнгинской монастырь, да два села — Троицкое и Покровское, в коих церкви деревянный да Хмелевская пустыня, в ней церковь каменная. А перевозов и больших рек не имеетца ж. А есть мосты на речках Малой и Большой Юнгах да чрез речку Сумку и чрез речку Хмелевку. И те дороги полями и лесами. А горы хотя и есть, токмо небольшие. На 19. Казанской губернии и Свияжской провинцыи 19 на Луговой стороне вверх по реке Ветлуге до Галицкой провинции пограничное место называется Чернозерская пустынь. А Нагорною стороною вверх по реке Волге пограничная до Нижегородской губернии река Сура. И оная те губернии разделила. [88] На 20. Знатных и высоких гор не имеетца. На 21. Хлебы сеют больше рож, овес, ячмень и пшеницу. И выходит посредственно. От посеенной четверти, разсуждая, — общую прибыль по 3 и по 4 четверти. А другова хлеба не сеют. А оставшейся хлеб из уезду обыватели сухим путем в зимнее время на продажу возят в Ветлужскую волость разстоянием верст до ста. И продаетца четвертей до тысяча и более. Чудных растений, пещер, во траве и колодезей лекарственных не имеетца. На 22. Жители подвержены болезнями лихораткою и горячкою. А никакими лекарствами не лечатца, ибо здесь лекарей никого не имеетца. 23. Обыватели скота содержат — лошадей и коров, овец. На продажу кроме города Кузмодемьянска никуды не выгоняют. А в город привозят осенью и летом скотин до ста и более. А конской и скотской падеж бывает временно, больше летнею порою. А для отвращения оных употребляютца средства в силу публикованных о том указов. А по лесам звери водятца больше медведи и волки, а птиц мало. Вредных гадин, саранчи и тому подобное не бывает. 24. Гром бывает слышен более летнею порою с майя по сентябрь. И жители северное сияние знают. И тот гром бывает временно. На 25. Градских чертежей и окрестных мест никаких здесь не имеетца. На 26. Старых городов оставших развалин и городищ и об оном известей не имеетца. На 27. Следов старых рек в Кузмодемьянском уезде не имеетца. Також приморских мест не имеетца. На 28. Таковых мест не имеетца. На 29. В Кузмодемьянску и в монастырях летописцов никаких не имеетца. На 30. В здешнем уезде народ живет смешанной: русские с новокрещенами, которые в недавних годех, то есть с 1740-го году привели веру гречаского исповедания из иноверцов, то есть ис чуваш и ис черемис. А идолопоклонников, еще необращенных, никого не имеетца. СПб. ф. Архива РАН, ф. 3, оп. 10-6, д. 26, л. 2-7, — Подлинник. № 3 1761 г., сентября 10. — Ответы Царевосанчурской воеводской канцелярии на вопросы Анкеты Шляхетского корпуса На 1. В городе Царевосанчюрску каменного и деревянного города, и земляного вала не имеется. А имелся ров мерою 300 аршин, которой уже вес осыпался и находится токмо один признак. А кем оной город и в котором году построен, за пожарным времянем оной канцелярии познать невозможно. Осады на оной Царевосанчурской город ни от кого не было. А гербу не имеется. В городе Царевосанчюрску мужеска полу душ 149, а по уезду 8035. На 2. В городе Царевосанчюрску церквей старых имеется — внутри города два прихода: первой — Покрова Пресвятой Богородицы, при нем предел преподобного Алексея, человека богомольного. Оная построена в 7203 20-м году казенною суммою. При нем теплая церковь Богоявления, господа нашего Иисуса Христа, строена в 747 году раченьем бывшего Царевосанчюрского магистрата 21 бурмистром 22 Никитою Дерябиным. Второй приход Николая Чюдотворца, строена в 730-м году от доброхотных дателей. А за городом два прихода — первой, Троицы Живоначальной с пределом Благовещенья Пресветыя Богородицы, холодная, строена в 1716 году раченьем доброхотных дателей. Вторая [89] церковь теплая Пророка Ильи, строена в 751-м году от доброхотных же дателей. Второй приход, что был Новоспаской монастырь мужской, а ныне приходцкая Во имя всемилостивейшаго господа Иисуса Христа; при ней предел Пресвятыя Богородицы Тихвинской, строена она в 7207 23 году раденьем приходских доброхотных дателей, холодная, деревянная. Ныне вновь строятся две церкви каменных: первая — Во имя Пресвятыя Богородицы Тихвинской, холодная; вторая — Во имя Честнаго и главного пророка Предтечи Крестителя господа Иоанна, теплая. А домов в городе Царевосанчюрску обывательских каменных не имеетца, а имеютца деревянный и по большей части находятся ветхие. На 3. Город Царевосанчюрск построен по Кокшаге реке по Луговой стороне на одном берегу вверх. А островов по той Кокшаге против жительства не имеетца. На 4. В городе Царевосанчюрске никаких ярманок не бывает. И гостиного двора не имеетца. И съезду ниоткуда не бывает и никакими товары не приезжают. А только съезд в Царевосанчюрск бывает по воскресным дням и съезжаются Царевосанчюрского уезду уездные обыватели и продают хлеб, съястныя припасы и скотское сало, говяжье, баранье, мед, воск, хмель. На 5. Города Царевосанчюрска у обывателей промыслы бывают для гражданского доходу — харчевые только продажи. Да в коих годех случается в уезде урожай меду, воску, хмелю — покупаются по малому числу, а других промыслов не имеет. На 6. По городу Царевосанчюрску ремесленного народу не имеетца. А народ больше упражняетца вышеписанных же, что в пятом пункте показано, от посеву хлебу. На 7. В городе Царевосанчюрску и в Царевосанчюрском уезде по селам и нигде фабрик и рудных заводов не имеетца. На 8. В Царевосанчюрском уезде, кроме села Уреня, ярманок не бывает, а только бывает во оном селе Уроне съезд генваря 30 числа на праздник Трех Святителей с мелочным товаром и хлебом. Который приходския села и есть, но точию рядов и ярманок в тех селах не бывает. На 9. Близ города Царевосанчюрска по реке Кокшаге в Царевосанчюрском уезде водяные мельницы с надлежащими плотинами имеются хлебные. А пильных не имеетца. На 10. Усольев в Царевосанчюрском уезде старых и никаких не имеетца. На 11. В Царевосанчюрском уезде от города имеетца Уста река, разстоянием от города Царевосанчюрска во 100 верстах и впала в реку Ветлугу, по которой небольшим судам ход бывает. Река Намокша впала в реку Кокшагу, по которой в вешнее время никаким судам ходу не бывает. На 12. Великих рек в Царевосанчюрску и Царовосанчюрском уезду не имеетца. А имеетца только по вышеозначенной реке Кокшаге Подгородное озеро, в котором в вешнее время бывает рыбная ловля и ловится рыба щука, окунь, лещ, язь, линь и мелкая плотва. На 13. Оная Намокша течет с южной стороны на восток по правую сторону. На 14. По вышеписанной реке Усте малым судам ход бывает с рогожным кулями, а купеческим товаром ходу никогда по оной реке не бывает и помешательства как от пересухи, так и от протчаго не имеетца. На 15. По Царевосанчюрску и его уезду по рекам пристаней купеческих никаких нигде не имеетца. На 16. При городе Царевосанчюрску река как и протчия, Кокшага, [90] замерзают в октябре и ноябре месяцех, а выходят в мае месяце в последних числех. И бывает вешнее наводнение на полверсты и более. На 17. Царевосанчюрску по проезжим дорогам проезд бывает сухим путем по большим дорогам, а на сколько верст, неизвестно. На 18. При вышеозначенной большой Сибирской дороге ездят в город Царевосанчюрской из ближних соседних городов, кои состоят — первой, по Московской дороге город Кузмодемьянск разстоянием от Царевосанчюрска во 120. А по той дороге монастырей не имеетца. И тою дорогою езда бывает большими лесами, а лесами — малое число и чрез грязи имеются мосты. А рек, перевозов и гор не имеется. Второй — по Сибирской дороге город Яранск разстоянием в 56 верстах. И по той Сибирской дороге разстоянием от города Царевосанчюрска в 7 верстах имеетца село Вои Казанская Богоматери. Точню дорогою имеютца ясашные деревни, которая дорога состоит более в лесных местах, а поль малое число. И на грязях имеются мосты. Третей — город Царевококшайск имеетца по Казанской проезжей дороге разстоянием от Царевосанчюрска в 60 верстах. И по той дороге имеютца ясашные, 24 вотчинные 25 и новокрещенские 26 деревни и тою дорогою на грязях мосты, а перевозов не имеетца. На 19. Близ города Царевосанчюрска пограничных городов, ни крепостей и деревень и разделяющих рек и других вод не имеетца. На 20. Около города Царевосанчюрска и в Царевосанчюрской уезду знатных и высоких гор не имеетца. На 21. В Царевосанчюрском уезде хлебы сеются: рожь, пшеница, ячмень, овес и бывают с небольшим приплодом. На 22. В городе Царевосанчюрску и в Царевосанчюрском уезде народ болезням подвержен горячкою, чихоткою, насмокою, и тресовицею. А лекарств никаких не употребляют, понеже свидетельствованных лекарей 27 в Царевосанчюрску не имеетца. На 23. Скота градские и уездные обыватели содержат лошадей, коров, овец, коз. свиней. На 24. В городе Царевосанчюрску гром бывает в июне, июле месяцех. А скверное сияние бывает в тех месяцах часто. На 25. В Царевосанчюрском уезде водятся звери: лисица, куница, белка, заец, медведи, волки; птиц — дикие утки и гуси, дикие лебеди, журавли бывает пролетают. А чтоб им где водиться, таких удобных озер не находятся. На 26. По городу Царевосанчюрску никаких чертежей не имеетца. Па 27. По городу Царевосанчюрску и уезду старых городов оставшихся развалин и городищ ни в каких местах нигде не имеетца. На 28. Старых рек следов не имеетца. На 29. В городе Царевосанчюрске и уезде летописцов не имеетца. На 30. По городу Царевосанчюрску по большей части находятца российские и при том ис черемис крещеные. А протчих никаких народов не имеетца. СПб. ф. Архива РАН, ф. 3, он. 10-6, д. 130-а, л. 2-8 — Подлинник. Комментарии 1. Сажень — мера длины, равная 3 вершкам или 213,36 см. 2. Душ — имеется ввиду ревизских душ мужского пола по данным второй ревизии 1744-1748 годов. 3. Соборная церковь — главная или большая церковь в городе. 4. Обыватели — здесь, жители города или деревни. 5. Съезд — базар. 6. Партикулярное — частное. 7. Межень — периоды низкого уровня воды в реке. 8. Бечевник — способ передвижения, когда по берегу реки судно тянули бечевой тягой, т.е. толстой веревкой люди или лошади. 9. Четверть — здесь, в значении меры сыпучих тел, равна 8 пудам зерна. 10. Черемисы — марийцы. 11. Колым — калым, плата за невесту (мар — «Олно»). 12. Шер — буквально («бусинка» — на мар.); здесь, в значении счета и размера приданного в деньгах, скота или имущества. 13. Термиж — видимо, это срок, обусловленный народным свадебным обычаем. 14. Поезд — ряд повозок, следующих одна за другой на свадьбе. 15. Пойло — здесь, ритуальное блюдо, напиток, пиво. 16. Сурка — «турка», высокий женский головной убор на твердой основе с нашитыми на ней мелкими серебряными монетами. 17. Аршин — мора длины, равная 71,12 см. 18. Пустынь — небольшой монастырь. 19. Провинция — административная единица в составе губернии, включавшая в себя несколько уездов. 20. В 7203-м году — 1695-м году. 21. Магистрат — орган городского управления над посадским населением, возникший в 20-е годы XVIII века. 22. Бурмистр — выборное должностное лицо в городском магистрате из числа зажиточной городской верхушки. 23. В 7207-м году — 1699-м году. 24. Ясашные деревни — селения с проживавшими в них государственными крестьянами из числа бывших ясачных марийских и русских хлебопашцев. 25. Вотчинные деревни — русские владельческие селения, крепостное население которых принадлежало дворянам, монастырям или дворцовому ведомству. 26. Новокрещенские деревни — селения марийских крестьян, подвергнутых христианизации и обращенных в православную веру. 27. Лекарей — врачей. Текст воспроизведен по изданию: Материалы анкеты шляхетского корпуса о марийском крае начала 60-х годов XVIII века // Марийский археографический вестник, № 3. 1993 |
|