ШЛЕЦЕР А. Л.
Замечания иностранца о С.
Петербурге, в 1764 году писанные.
(Продолжение).
Петр III торжествовал потешными огнями
заключенный мир с Фридрихом Единственным.
Близорукие люди при подобных зрелищах, на
которые народ валит сотнями тысяч, должны
унимать свое любопытство и неподвергать себя
опасности быть задавленными, если они не имеют
при себе надежных путеводителей (надобно
вспомнить о несчастии, случившемся в Париже во
время бракосочетания Марии Антуанетты). Я и Ш.,
занявши место в одном ближнем саду, безопасно
смотрели на сие редкое зрелище, превосходившее
всякую картину человеческого воображения. Давно
уже носилась молва об изящности Русских
фейерверков, об отличном искусстве Русских, с
которыми никто еще в етом деле не сравнился.
Особливо же мне часто удавалось слышать, что им
известен способ [148] представлять
огонь в виде некоторой краски, чего в других
странах долго искали, но тщетно. - Етот фейерверк
продолжался два часа. Оглушающий гром
пушечный, который начинался в промежутках яркого
освещения, соделывал зрелище сие вместе и
величественным и ужасным и прекрасным. Оно
стоило 100000 рублей. С тех пор все фейерверки, какие
в других местах ни случалось видеть, казались мне
ребяческими игрушками.
В один большой праздник пришел я в придворную
церковь к обедне, с намерением послушать славной
Русской музыки - то есть музыки вокальной, в
которой никакой инструмент, ниже органы не
участвуют. Я имел столько чувства и столько
познаний о музыке, что что мог надлежащим образом
наслаждаться ею, непредаваясь слепому удивлению.
Надобно представить себе целый хор, состоящий из
12 басистов, 13 тенористов, 13 же альтистов и 15
дишкантов, то есть более пятидесяти человек
певчих; столько же юных воспитанников и
подрастающих учеников, беспрестанно
упражняющихся под руководством и надзором
Директора (имеющего чин Полковничий) и
Инспектора, бывших некогда придворными [149] певчими. При ежедневном
богослужении в придворной церкви поют немногие
из них и притом по простому напеву; но в
воскресные дни в присутствии Императрицы пение
их бывает сопровождаемо искуственными
прикрасами; в высокие же праздники они полным
хором поют нарочно сочиняемые Галуппием и
Украинцами (которые составляют музыкальный
народ в России, точно как Богемцы в Германии)
духовные концерты, содержащие в себе псальмы,
церковные песни и другие богослужебные тексты.
Сии концерты, в которых огненная Итальянская
мелодия соединяется с нежною Греческою,
превосходят всякое описание. С нежными, чистыми
голосами (и ни одной девушки, ни одного кастрата!)
мешаются самые густые: налои дрожат от пения
басистов. Мое изумление тут неимеет никакой
значительности; но многие чужестранные послы,
слышавшие музыку в Италии, Франции и Англии,
также изумлялись. И сам Галуппий, слушая в
первый раз полный церковный концерт в России,
воскликнул: un fi magnifico coro mai non ho sentito in Italia.
Текст воспроизведен по
изданию: Замечания иностранца о С. Петербурге, в
1764 году писанные // Вестник Европы, Часть 79. № 2. 1815
|