|
ПИСЬМА ГРАФА П. А. РУМЯНЦОВА-ЗАДУНАЙСКОГО, КАСАТЕЛЬНО ЕГО ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА 1I Ивану Михайловичу Александровичу. За прилагаемые вами труды и попечение о хозяйстве моем Парафеевском, как то наиболее из письма Семена Федоровича я узнал, и за присылку ведомостей, кои я исправно получил, усердно вас, моего любезного друга, благодарю, и обнадежась дружбою вашею покорно прошу умножить ваши одолжения приняв cиe село в полную вашу диспозицию, и как я во всем, что до домостроительства в нем, полагаюсь на вас, несомненно учреждать в оном надобное и полезное по собственному вашему рассуждению. Что до ткачей и прочих служителей, бывших при прежнем владельце, то не только на прежнем основании их оставить, но ежели они по усмотрению вашему надобны и достойны и прибавку учинить им смело можете. В рассуждении строения о коем вы пишете, я хочу приметить вам только то, что отягощение крестьян для меня несносно. Я желал бы, чтобы при моих потребах и они не могли чувствовать излишней тягости, и для сего самого и о хлебе советую прежде чрез Семена Федоровича или чрез кого заблагоразсудите, взять от Топальского управителя уведомление, по каким ценам покупается там хлеб, и ежели из того окажется, что цена не велико превосходная пред тою, как в Парафеевке, продать можно, то лучше, чтоб не затруднять из безделицы крестьян, которых я щажу и хочу видеть в изобилии, продать оный на месте и на те деньги для винокурни купить в Топале. А какому быть впредь строению, положите меры обще с Карлом Савиновичем, который скоро к вам будет.
Апреля 8-го. II Ивану Яковлевичу Селецкому. В бытность вашу в Яссах я сказал вам мое мнениe о прикосновенных дачах к моим местностями, коим образом желал бы я удаленным быть от всяких споров и тем более от навлечения жалоб. И хотя нет еще мне нужды входить в подробности и все обозревать, поелику теперь лежит cиe на отдатчиках, но вы судить можете по известным вам моим сентиментам, что весьма приятнее для меня было б, если при отыскании принадлежностей соблюдена будет толь настоящая во всем мера, чтобы прямо подлежащее мне не было потеряно и никто бы не остался по справедливости огорченным. Я слышу, что в некоторых местах коснулись владения Киевопечерской лавры, и других, где и довольных доказательств нет, без коих я ни во что входить не хочу. Постарайтесь обозреть все cиe прилежнее, и если где подлинно прямого и с довольною ясностию права нет, то назначивая только таковые имения доставать их сделками, или же предоставлять мне на предыдущее время иск об оных. Но что до рощи Ивана Петровича, коль оная неправильно мне принадлежит, я лучше хочу иметь его соседом мне доброжелательным и сделаться с ним нимало его не огорчая. Пожалуйте, поговорите с ним о сем обстоятельно, также и о деревне, которую он продать соглашался, отберите от него последнее слово о цене оной и меня уведомьте, но притом хочу вам приметить, что цена им объявленная прежде весьма велика, и коль ни кстати cии имения, но мне нет такой нужды, чтобы платить за них то, чего они не стоят, а ежели показана будет с его стороны умеренность, то я весьма рад буду, чтоб сгодится с ним к общему для обоих нас удовольствию.
Июля 18-го. III Василию Карповичу Карпову. Я писал к г. Александровичу, чтобы он склонил бывшего у графа Владиславича служителя Булича к продаже мне исключенных для него из Парафеевских дачь [193] частей, а как он ныне находится в Топале, то пожалуйте постарайтесь и вы уговаривать его к тому, внушая притом, что он, яко мужичий сын из Парафеевки, не может по праву обнадеживать себя в спокойном владении тою землею, и что я заплачу ему больше, нежели оная стоит денег, на которые полезнее и гораздо тверже для него будет купить имение в другом месте.
Июля 14-го. IV Ивану Михайловичу Александровичу. Не имея доныне от вас уведомления о имении г. Коченовского, которое он продать соглашался, начинаю уже сомневаться не отдумал ли он, может быть, несправедливо заключая, что я хочу достать оное с некоторым для него предосуждением и убытком, и потому прошу вас внушить ему, что мне совсем несвойственна алчность приобретать что либо за бесценок и что я ни от кого таким образом доставать не ищу и не желаю. Постараться, как возможно, сие не нужное и не подручное ему, а мне весьма надобное и с моими землями соединенное, купить от него, дав цену, хотя более несколько против обыкновенной у вас. Равным образом употребить все возможные способы достать исключенную графом Владиславом при продаже Парафеевки часть земли от Булича, и как я от Карла Ивановича слышал, что сей Булич мужичий сын, из Парафеевки же, и следовательно, не имеет права владеть оною, уговорить его к продаже, обнадежа, что я дам более за оную денег, чего стоит, а на сии деньги полезнее для него будет достать себе имение в другом месте. За тем я ожидать буду от вас уведомления.
Июля 14-го. V Ивану Яковлевичу Селецкому. Попечения ваши о соблюдении принадлежащего мне приносят мне новое удовольствие благодарить вас за оные. Правда, что не имел я охоты вступать в дело таким образом, как уже случилось, что вы и из прежних писем моих познали, но разматривая дело, нахожу я право мое на отобранные у них земли толь сильным и так законным, что … не могут без нарушения совести иметь на меня негодования. Вы говорите правду, что они не привыкли видеть подобные решения, но пусть их переносят дело в вышние суды; чем далее, тем для них хуже, когда везде, вместо кротости и смирения, откроется ненасытная их алчба, на жертву которой не устыдились они приносить спокойствие и имение ближнего, и не одного, но многих, разорить не домы только, но и целую слободу, что нимало с совестью несогласно. За покупку хутора у Наумовки благодарю. Окончайте пожалуйте также торг и с Пелонским и на оба сия хуторы совершите крепости, а деньги требуйте по приложенному у сего письму с Товальской экономии, когда понадобится и более 1 000 руб. Да приищите, пожалуйте, ежели нет у посторонних, хотя между мужичьими дачами, способное место для построения дома. Я разумею чрез слово: способное, чтобы тут и роща и родники или протоки, а по крайней мере удобность вырыть пруды была, чтобы не было трудностей завесть хорошенький сад, и ежели такое сыщите, то к оному и потребное число земли для хлебопашества и сенокосов, по числу полагаемого тут к содержанию скота, в одном углу выделить, а прочую землю всю раздайте по вашему усмотрению подданным. Волов с Парафеевки возмите; я приказал дать вам сколько надобно, о чем и письмо к г. Александровичу здесь же имеется.
Августа 2-го. VI Ивану Михайловичу Александровичу. Три письма ваши от 30 ноября я получил. Покорно благодарю вас за хорошее домостроительство и за все попечения, прилагаемые вами в моем хозяйстве, столько же и в склонении г. Коченовского на продажу его хутора. Пожалуйте постарайтесь совершить и крепость, и принять от него хутор и все документы, заплатите ему деньги, получа по прежнему моему письму от князя Платона Степановича, а крепость пришлите ко мне. Но что до Булича, копия купчей, от вас присланная, весьма явно показывает его упрямство, и я не иначе сужу, как надобно быть тут чему нибудь излишнему против выговоренного графом Владиславичем в купчей, и для того выписав из крепости пункт о называемом Власовкою хуторе Буляревском, посылаю его к вам и прошу обстоятельно изведаться: в таком ли сии имения пространстве, как оные уступлены графом Рагузинским отставному поручику Николаю Родионову, или под тем видом захвачены еще и другие земли самим Буличем, или ему даны от графа Моисея Ивановича? А потому вы сами, как правной человек, увидев все ли правильно ему принадлежит или суть и назаконно владеемые им дачи, а сверх того вошед и в скупли, видимые по купчей Алексея Родионовича, под именем хутора Лешковского, нет ли и между ними принадлежности до Парафеевки, обо всем меня уведомите, описав точно и породу Ивана Булича, действительно ли он мужичий сын из Парафеевки, ибо при исключении хутора из продажи, сам Булич, если он в числе подданных, не исключен. Однакож между тем увещевайте его и еще, и ежели успеете согласить на сносную цену, хотя и с небольшою передачею, то и крепость совершите, а деньги возьмите также от князя Платона Степановича.
Декабря 24-го. VII Григорию Григорьевичу *** (Фамилия неразборчива. OCR.). Вы знаете, что любители порядка в хозяйстве деревенском наблюдают, чтоб иметь хотя невеликое имение, но с надобными выгодами, и между перьвыми почетают не иметь совместников в одном или общем владении, а в Малороссии едва ли есть одно селение, где б не только между соседями, но и между господином и его подданными сие наблюдено было, а предубежденных, хотя ложными, но частию на суеверии основанными заключениями, трудно и на пользу преклонить. Я, претендуя быть подражателем сих благостроителей, хочу охотно соседям и своим подданным и деньги и часть земель в замен превосходно дать, чтоб сей приятный образ житья сдержать, а противный удалить. Деревни мои, в Переяславском полку лежащие, со всеми их принадлежностьми, чрез Коммиссию отданы. Я посылаю одного моего приятеля и сего вам вручителя к сочинению оным планов, а вас прошу по возможности споспешествовать мне и советом и действом, чтобы не держася сих старых сплетен, на пример Цыбли, а больше удаляясь, другие по мере заводимого там хозяйства, на количестве намеченной земли сенокоса и выгона, что из сих трех принадлежностей за удовольствием тамошних поселян останется, основываясь, назначить с уважением при избрании мест надобные выгоды и именно: 1-е. Чтоб поля пашенные в три руки разделенные, но совокупно в положении были; 2-е, по пропорции держимого на корме чрез зиму скота довольный выгон и сенокос имелся, надобный лес на дрова не в отдалении, а роща конечно при самом месте, где фольварок или хутор назначен будет; 3-е, водопой при реке, кринице, пруде или при удобном месте, чтоб оной впред сделать и в нем рыбу держать можно; 4-е, чтобы всякое такое хозяйство, фольварок или хутор, и при удобном месте и не менее имел как 128 дней пашенной земли в одной руке, а в двух других потомуж, всякий день полагая в 300 квадратных, или 20 длины и 15 ширины сажень, а в сенокосе таковых дней мерою 240. Но сие предположение делаю только для простого хозяйства и чего меньше неудобно оному быть, а где превосходные [198] угодия суть, то оно тем и полезнее; также не надлежит мешать образ сего простого хозяйства с заводами конскими, рогатого скота и овец, ибо там должно не на пашню уважать, но на сенокосы и выгон, и размерять по оному число лошадей, скота и овец, и нет там также нужды привязывать сие простое хозяйство. При всем таковом воображении моего желания в натуре откроются вам и образы, какими оных достигнуть, в рассуждении исчисления и разных примечаний, и препятствия, о которых я выше сказал, и тут то надобна мне ваша дружеская помощь и cтарание, чтобы вы, нашед близ или посреди моих дачь подобные места, не жалели ни денег, ни некоторого излишества в замене пашни, сенокоса и лесов. Тут мне кажется вдруг подобных два пункта и о которых вам и сообщаю: 1-е, вместо Цыбель, где владения с моими смешены, один такой фольварок, или два сделать при лесах моих при Днепре или при озерах; 2-е, в Городище, где хотя никаких соучастников во владении нет, но подданные, как на пример, Красов, а может быть и другие, имеют большие господарства, на настоящее же время господского ни сева, ни сенокоса нет, а положением оное место преимущественно всех других лучше и на средине, где и лучшие мельницы, и непременно настоящему господскому дому быть надлежит, но к хозяйству оное место по его чрезвычайной высоте не весьма удобно, а в близости оного, в правой стороне, идучи oт Переяславля, известный вам хутор войскового товарища Харченка весьма к тому способный, за которой и не жалейте заплатить деньги, или в замен дать в селе Цыблях на двор и огород, пашни, сенокосу, лесу, ибо прибавя к тому своей пашни и сенокоса, будет весьма хороший фольварок или хутор, и можно будет держать коров лучшего рода и лошадей для господского употребления и работ. Что до Демон Бирловки, то за удовольствием крестьян пашнею, сенокосом и выгоном, учредите также фольварок, или хуторок один или два, уважая на прибыль, от чего оная преимущественно больше быть может, Т. е. от хлебопашества ли или скотоводства, и тут именно назначить, где какому скоту быть и коликое число содержать можно. В заключение сего прилагаю записку, что считаю я за [199] нужное лучшего ради расположения хозяйства ведать, по коей покорно прошу сделать мне обстоятельное описание, и как все сие я вижу довольно только, то вошед во все подробности сказать об всем, как и где положено вы, по собственному вашему благоусмотрению, признаваете быть хозяйствам, и сочиня план ваших о том мыслей, прислать ко мне, коего я, почитая ваше искуство и знание в домостроительстве, при общем расположении хозяйства держаться буду.
Января 16-го. ЗАПИСКА, 1. Какое количество пашенной земли к господскому дому принадлежащей во всякой руке, в равных ли лапах, и в разных нивах, под каким они наименованием и на каком расстоянии от дома господского, какого свойства, т. е. в доброте земли и положении и каким зерном обсеиваются? 2. Колико какого зерна именно, озимого и ярового, на всяком из сих ленов или нив высевается, и сколько нажинается коп, и с тех вымолачивается зерна мер в лучшей, средней и худой? 3. День что значит в поле пашня, а косарь в сенокосе, то ли что днем обработать можно, или так принятое название для исчисления земли? Колико он имеет квадратных сажень или долготы и широты, и какое количество какого зерна высевается или сена укашивается? 4. С которого числа и месяца начинается полевая работа под ярову и озимое, и как она по степеням продолжается, и когда точно какое зерно признается за удобное сеять? 5. Орание и скорожение плугом ли или сохою производится? По скольку пар волов или лошадей подпрягается и что таким плугом или сохою в день обработывается земли? [201] 6. О сенокосах, к дому господскому принадлежащих, *** (Одна строка нечитаема. OCR.) и сколько во всяком пуд *** (Два слова нечитаемы. OCR.), какого оные свойства положением, т.е. сухия или наводняемые? Какая произрастает трава и коль отлична она от господского дома? В какое время сенокос начинается и когда оканчивается? 7. Коль вольны выгоны для пастбы скота, какого свойства грунты и трава, и какое количество, по свойству скота рогатого, лошадей и овец, на оном пасться может? NB. Ежели есть где хутора, то описи оным сделать в рассуждении пахотных земель и сенокоса по вышеписанному, показать, при реке ли, пруде или колодезях оные имеют положение? 8. О подданных, как они делятся по названиям, т. е. пашенные, или огородники, или бобыли, колико всякий из них имеет во всякой руке поля дней, что на оных высевает возов, какого зерна, а с сенокоса колико имеет возов, что окладного платит, или колико дней в неделю летом и зимою конно и пеше служит. Ежели есть где десятина, то с чего именно, или пряжа, то по скольку, и по общему, в том краю введенному обычаю излишествуют ли они в земле и облегчены в работах, или не терпят ли в первом нужды, а в последнем отягощения? 9. Полевые и другие в доме работы исправляют на своих ли харчах подданные или на господских, и не бывает ли, под именем толок, или других, подданным, по окончании полевых работ, утешения, и в чем оное состоит? 10. Жнец, косарь и молотник как дорого, из платы, или копы, или меры, наймается? 11. Разного звания люди, необходимо при доме надобные, что получают денег в год, или столового запаса в месяц, или же за общим столом какие потравы, сколько раз в день и какое пойло поименно? Господарь, смотритель или староста, лесничий, пасечник, сторож, господина или смотрительница, овчар, свинарь, пастух, и затем какою всякий из них обязан службою, и при каком числе скота на пример, при коровах коровник, при овцах овчарей и помощников? Комментарии1. Помещаем сии письма с благодарностью к почтенной особе, доставившей их. Мы знаем Задунайского как полководца: здесь виден он в своих частных отношениях, как семьянин и хозяин, и тем дополняется его характеристика для Истории. Р. Р. В. Текст воспроизведен по изданию: Письма графа П. А. Румянцова-Задунайского, касательно его домашнего хозяйства // Русский вестник, Том 4. 1841 |
|