Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Из бумаг князя Г. А. Потемкина-Таврического.

I.

Собственноручная записка князя Потемкина к Екатерине Великой.

Протопоп Преображенского собора умер. На место его есть при посольстве в Парняге священник отличный поведением и ученостию. Перевод его на Французский язык богословии Платоновой доказывает, что он сей язык совершенно знает. Он годен будет к употреблению для школы бомбардирской. Да благоволите, Ваше Величество, его определить.

II.

Письмо князя Потемкина к архиепископу Евгению Херсонскому.

Преосвященнейший владыко,                    
Милостивый мой архипастырь!

Я препоручаю в любовь вашу Английского дворянина г. Полкера, любителя наук и знающего оные, особливо Греческий язык.

Как вы соединяете в себе знания разных веков, то вы наш Исиод, Страбон и Златоуст. Возьмите же труд сделать описание исторического нашего края, что он был в древности, где искони были славные мужи и обилующие грады: Ольвия, Мелитополь, острова Ахиллесова пути и прочая. Разройте покрывающую деяния древность и покажите, как тут цвели общества и как разрушили оный войны или нашествия народов диких, где проходил Джингис-хан с лютыми полками.

Ворисфен, носящий на себе флоты Россов древних, не даром тако наименован; брега же его напоминают светлый путь Первозванного Андрея, проповедавшего спасение отцам нашим.

Такой труд достоин вашего имени, и вы чрез сие обяжете того, который с отменнейшим почтением есть навсегда вашего преосвященства покорнейший слуга князь Потемкин-Таврический.

Примечание М. И. Ковалинского: «Сие письмо доказывает знания, вкус и отличные таланты князя Потемкина». [20]

III.

Письмо князя Потемкина к Московскому архиепископу Платону.

Преосвященнейший владыко,                    
Милостивый мой архипастырь.

Много благодарствую за писания ваши. Что же не отвечал прежде, в том извинить меня изволишь. Вы ведаете и недосуг мой, и душу мою, любезнейший отец! Угодно было всемогущему Богу возвысить меня так, как мне в ум не приходило. Я крепко уповаю, что Он со мною и днесь и впред будет и даст мне силу служить Его святой церкви. Сие правило началось во мне со младенчеством и кончится с жизнию (Существует «Канон Спасителю», составленный князем Потемкиным в 1791 году, не задолго до кончины. П. Б.). Аще Бог по нас, кто на ны? Приезжай, батюшко, к нам и верь, что я непоколебимо и пр.

IV.

Собственноручные письма митрополита Платона к князю Потемкину.

1.

Превосходительный господин генерал адъютант Григорий Александрович, милостивый государь мой.

Любовь ваша и в отсутствии также мне живо представляется, как бы я и на ваше приятнейшее лице взирал, и тем больше ею себя увеселяю, тем меньше сумнюся о продолжении ее к себе. Я приехал в Тверь сего Марта 16 числа, слава Богу, благополучно. Начинаю дела разбирать, коих гораздо число немалое, а особливо хочется поправлять духовенство, которое известно, что не в таком состоянии, в каком бы ему быть надлежало. Я знаю, что тебе, любителю благочиния, сие мое упражнение будет приятно, а между тем распоряжаю в мысли те обряды, которые на Страстной и Светлой неделе, по святительскому чину, будут совершаемы. Тебе же, любезнейшему моему государю приятелю, да дарует Бог всегда наслаждаться благодатью Его и священнейшие Помазанницы Его. О продолжении вашей любви не прошу, ибо о том не сомневаюсь, а довольно для меня оной надежно себя поручить, errwto moi filtate. Вашего превосходительства милостивого государя моего усерднейший слуга и богомолец Платон архиепископ Тверской.

1774 г. Марта 18 дня.
Тверь
[21]

Государю моему Николаю Борисовичу и Александру Николаевичу (Самойловым, отцу и сыну.) прошу поклониться и объявить мое грешное благословение.

2.

Превосходительнейший господин генерал-адъютант и лейб-гвардии Преображенский подполковник Григорий Александрович, милостивый государь мой (Дальше обычные начала писем опускаются. П. Б.).

Новая ко мне прилетела весть, весть для оного радостная, который в вашем счастии не меньше берет участия, как в собственном своем: вы пожалованы подполковником гвардии. Сим награждает Бог вашу добродетель, которую вы и в своем девизе носите. Поверьте, государь мой, что сия весть оросила меня слезами радостными. Дозвольте же мне при сем вам сказать пословицу Латинскую: Non minor est virtus aequirere, quam pacta tueri. Прославьте Бога вам благодетельствующего обращением Его даров в пользу общую. И сего сердечно вам желая, не престану о вас вопияти ко Господу.

thV sou exocolitoV
ProJumotatoV douloV kai sugceJhV (sic)
Platwn arciepiskopoV TjeriaV

1774 Марта 25 д.
Тверь.

P. S. Николая Борисовича поздравляю с его превосходительством. Сколько же я рад о его пожаловании! Спаси тебя Бог, что ты старика печального обрадовал.

3.

Поздравлял я ваше превосходительство с чином г. генерал-адъютанта, потом подполковника гвардии, ныне поздравляю с получением орденов Польских; а как на сих днях известился я, что вы получили орден С. Александра, то и с сим паки поздравляю. И как Монарша и Божия милость течет нам одна по другой струею изобильною и непрерывною, то и можете в радости душевной с Давидом петь: «благовестите день от дне спасение Бога нашего». А я, имея участие в вашем счастии, с вами буду припевать сей стих: «мне же зело честни быша друзи твои, Боже». Что же сия моя радость есть нелицемерна, то я, уже храня чрез несколько лет к вам свое почтение и усердие ненарушимо, несколько доказать мог. [22]

Весьма много обрадован и писанием нашим, особливо приятнейшею вестью о пожаловании брату моему носить крест на голубой ленте. Сии милость Е. И. В. дражайшия нашея Матери Отечества к брату моему и ко мне есть несказанна. И как я не сумнюсь, чтоб вы тому не споспешествовали, то прошу принять от меня и от брата моего искреннейшую мою благодарность. Я посылаю при сем три письма к Августейшей Императрице. Первое от меня благодарительное за пожалование брата; 2-е от брата в том же; 3-е от меня же с учителями благодарительное за пожалование суммы на содержание Семинарии Тверской. Прошу принять, государь мой, труд оные письма вручить Е. И. В. и притом своею изустною, по данному вам от Бога у Монарша престола дерзновению, дополнить рекомендациею и предстательством; ибо я столь восхищен милостию монаршей к брату моему, что его некоторым образом почитаю счастливее себя. Я, чрез одинадцать лет находяся при дворе, в должности для меня почтеннейшей и чрез то от других был отличен, но такого отличного знака получить не удостоился, каким по милости монаршей отличен брат мой. Но да будет во всем благословен Бог! Сердце царево в руце Божией. Более вас не утруждаю. А как при отъезде моем вы изволили отзываться, чтоб мне скучать вам своими письмами, то я теперь прошу вас своими дражайшими письмами не оставлять меня.

В. пр. м. государя моего усерднейший слуга и богомолец смиренный Платон архиепископ Тверской.

1774. Апреля 29 д.
Тверь.

4.

Нашего обер-прокурора, постигло несчастие. Что сей случай во мне должен произвести, сами в. пр. совершенно вообразить можете, так как и я могу понимать, что тот же случай в мыслях произвел ваших. Жаль его по человечеству. Но истинну сказать надобно, что многих он обеспокоил; в том числе и я имел участие. Но по христианской любви желаю ему от Бога и Помазанницы Его милосердого снисхождения. Когда б Бог даровал нам на место его человека не токмо честностию, но притом и благочестием отличного! В сем не я, но церковь Божия умоляет тя. Употреби ходатайство к благочестивейшей Монархине, церкви и православия Покровительнице. Ни на что столь богоугодно не можешь употребить нынешних благословенных для тебя обстоятельств, как на сие: да и не дозволяют нам нимало в том сумниться [23] твоя к Богу и церкви Его горячесть и к нам, да и ко всему духовенству любовь, о человече Божий и муже желанный! (Обер-прокурором назначен был Сергий Васильевич Акчурин, на место П. П. Чебышова. П. Б.)

1774. Мая 16 д.
Тверь.

5.

Я неоднократно по нашей ко мне любви принимал смелость беспокоить вас своими письмами, но в ответ что-либо получить счастья не имел. Не дивлюся. Знаю, сколько Бог теперь возложил на вас трудов и попечений. Но я имею чувствительное сорадование в счастии вашем и, всегда будучи надежен на благосклонность в. пр., не оставляю и не оставлю своими строками вам докучать. Прошу, м. г., приказать кому нибудь меня уведомить, что письма мои посланные до высочайшего лица Е. И. В. имели ли счастие быть вручены Е. В. Притом просил в. пр. о принятии в Преображенский полк племянника моего, протопопа Успенского сына, да и о зависании в службу в Преображенский полк здешнего Тверского воеводы Лукина малолетнего сына. Прошу в. пр. о том паки или по крайней мере вывести меня из беспокойства, не прогневал ли а тем любезную мне особу вашу. Впрочем я здесь упражняюся в делах должности моей и стараюсь, чтоб не бесполезен был Церкви и Отечеству на всяком месте владычества Божия. Вам же Господь Бог да споспешит во всех ваших намерениях и делах 1774. Июля 25 д.

1774. Июля 25 д.
Тверь.

6.

На сих днях удостоился получить чрез г. Самойлова от Е. И. В. собственною рукою писанное письмо, исполненное всемилостивейшего ко мне рабу своему благоволения и притом возвещающее о заключении славного для империи мира. Я не могу изъяснить, сколько я сим обрадован. И как я такового моего счастия почитаю быть причиною вашу ко мне любовь, то и приношу за оное чувствительнейшую мою благодарность. Простите моему малодушию, что я в недавно посланном к в. пр. письме изъяснялся, прося уведомления, что вручены ди мои письма Е. В. Теперь вижу, сколько каша ко мне любовь непременна и на оную всегда надежно полагаюсь. Прошу, м. г., вручить мое письмо Е. И. В., содержащее мою всеподданнейшую благодарность, также и Его И. Высочеству. А я что тебе воздам? Разве что буду всегда стараться быть достойным любви вашей.

1774. Июля 23 д.
Тверь.
[24]

7.

Мантию бархатную для ношения на моих грешных раменах, яко отменный знак всемилостивейшего Е. И. В. о мне нижайшем благоволения, я получил. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Что воздам и священнейшей Его Помазаннице, тако о мне благоволившей? Буду ли недостойные мои о дражайшем здравии ее приносить Богу молитвы? Но и без того и долгом моим, и чувствованием беспримерных ее ко мне благодеяний столь себя обязанным признаю, что сил моих и жизни моей достать на то не может. О счастлив я тогда буду, если исправлением должности моей хотя мало спасительным ее намерениям соответствовать возмогу! Ибо она, яко попечительнейшая Отечества Матерь, сею единственною жертвою благоугождается. Тебе же, благодетельнейший муж и церкви Божией усерднейший рачитель, да подаст Господь вся благая в праведное возмездие твоего к Церкви святой усердия, и монаршая милость, которую твои добродетели заслуживают, паче и паче к тебе да умножится. С таковым моим усердием и почтением нелицемерным пребуду навсегда Платон архиепископ Московский.

1775. Марта 1 дня.

(Сличи заметки митрополита Платона в Месяцеслове 1775 года, в Р. Архиве 1877 года III, 331.)

V.

Письма Петербургского митрополита Гавриила.

1.

Получив сегодня в десятом часу пополудни с почты донесение по секрету от преосвященного Астраханского, я его приобщаю при сем и покорно в. пр. прошу принять труд его прочесть и, если оно по вашему рассуждению окажется важно, доложить Е. И. В. Если и не такой важности, дать мне наставление, какое нам в Синоде по нему определение сделать. Я с отменным моим к вам почтением и усердием и пр.

1774. Мая 7. Спб.

2.

Превосходительный господин Григорий Александрович, м. мой г.

Сего числа получено предложение от князя А. А. Вяземского об определении в Синод в должность обер-прокурора г. Акчюрина. Он, будучи известен по честности его, премного обрадовался, обнадеживая себя грядущим спокойствием. Я не могу довольно изобразить радости и благодарности, с каковою нас всех обязывает в сем случае всемилостивейшая Государыня. [25] Милостивое ее на нас призрение да привлечет все милости от источника всех благ Бога. Мантию по приказанию в. пр. посылаю теперь и с особливым моим к вам усердием и почтением имею честь пребыть навсегда в. пр. всеусердный слуга и богомолец Гавриил архиепископ С.-Петербургский.

1774. Мая 13.

VI.

Письмо Псковского архиепископа Иннокентия.

Высокопревосходительный господин Григорий Александрович, Милостивый государь мой,

Мы за особливую милость Божию почитаем, что имеем ныне в вашем высокопревосходительстве благонадежного предстателя к высокомонаршему лицу.

Сие подает мне смелость трудить ваше высокопревосходительство о том, о чем я прежде никого не утруждал.

Я, получая по высочайшей Е. И. В. милости жалования в год по штату архиерейскому 2200 рублей, да. из Синода 1500 (с некоторою прибавкою), из сего содержу стол для меня, для всех дому моего монашествующих и для находящихся при мне певчих и прочих служителей; також лошадей, для выезда экипаж и прочее нужное исправляю.

Но как в Санктпетербурге и во Пскове все должно получать превосходною от прочих мест ценою, почему, наблюдая благопристойность, содержание мое недостаточно. Сие-то понудило меня в. высокопр. с покорностию моею просить, дабы в рассуждение сего благоволили употребить благосклонное и милостивое к Е. И. В. о мне старание, что усугубит мое к вам обязанность и почтение, с каковым я пребуду навсегда, в. в, м. г. моего, покорный слуга Иннокентий архиепископ Псковский.

1774 года, Октября дня.

VII.

Письмо фельдмаршала графа П. А. Румянцева-Задунайского.

Милостивый государь мой князь Григорий Александрович.

Всякий случай, последовавший в мою пользу, я обык относить вашему, мой милостивый князь, пособию, и ныне узнаю, что в определении моего сына министром в Франкфурт на Майне вы же участвовали по милостивой вашей ко мне благосклонности, за которую позвольте мне изъявить вам наипризнательнейшую мою благодарность и притом вас уверить о непреложном моем к вам усердии и душевной преданности, с каковыми навсегда [26] пребуду вашей светлости всепокорнейший и всепослушный слуга (собственноручно) Г. Румянцов-Задунайский.

28 Сентября 1781 года
Гомель.

VIII.

Письма А. II. Сумарокова к князю Потемкину.

1.

Милостивый государь.

Уже и отъезд Е. В. приближается, а я опасаюся, чтоб мне не ввергаться в отчаяние и в неисходимое злополучие от моей бедности. Я, уповая на предстательство в. высокопр., не писал в Москву; каким же образом мне помощью моего дома отселе вырваться? Помилуйте меня и доложив подпишите посланное. Мне и бездельником, живучи всегда честно, жить не хочется; ибо мне, не расплатився со многими, кои терпеть не могут, отселе и выйти нельзя. Описал бы я вам мою бедность и расстройку; mais tous (sic) les raisons sont faibles si v. e. ne veut pas faire ce quo je vous demande. Помилуйте меня. Покорнейший и ищущий с стенанием вашего вспоможения слуга А. Сумароков.

1774 г. Ноября 22.

23 числа есть день Александра Невского; так утешьте душу мою. Государыня перед днем восшествия своего (Сумароков хотел сказать: имянин.) воспомнит всегдашнее мое к ее освященной особе усердие. Она изволит ведать то, что она во все времена моя надежда, и вы о моем почтении к себе давно же ведать изволите. Неужели меши кто у вас повредил? Sans votre protection et resolution je passerai mal le jour dc mon patron, c. a d. de S-t Alexandre et sans la protection de mon patron de qui le pere a porte le meme nom et m’aimait beaucoup. Сделайте мне милость: я это заслужу.

2.

Помилуйте меня, м. г., ради самого Нога и ради всего, что вы на свете любите и почитаете. Я не о новости прошу, ибо я жалование каждый год наперед от 1-го дня Мая получаю. Я не прошу, чтобы мне было выдано сие жалование теперь; но чтобы только сообщено было, чтобы когда наступит Май, выдано мне было жалование по прежнему наперед: мне купец с тем и обещает дать до Мая деньги и как скоро подписано и сообщено будет, так скоро я деньги от него и получу. Отъезд Е. И. приближается и [27] праздники. Все разъезжаются; а я, не имея здесь никакого дела, прожинаюсь, ходя почти по миру и провождая многие дни почти без пищи. Заложил то все, что со мною привезено было. Вообразите мое состояние, ибо мне более ничего не осталося, как себя умертвить; а время к сысканию денег уже пропущено. Ваше высокопревосходительство со слезами вас просящий всепокорный слуга (собственноручно) А. Сумароков.

13 Декабря 1774 г.

IX.

Письмо М. М. Хераскова

М. г. Григорий Александрович!

Принужден будучи для слабого моего здоровия и ради домашних обстоятельств утруждать Е. И. В. о увольнении меня от службы, осмеливаюсь при сем случае нижайше просить в. высокопр., дабы употребили старание ваше в рассуждение моих недостатков о неходатайствовании мне такого содового до конца моей жизни дохода, какого по материнским Е. В. щедротам и по моей тридцатилетней заслуге достойным оказаться могу. Должен бы я был по форме просить чрез Сенат о моей отставке, но Сенат в силе законов может меня представить к награждению только чином, который при неимуществе моем будет мне в тягость; а как мое увольнение ничто иное быть может, как новый род моей службы Е. В., потому что я все то, что мне повелено будет касающееся до моих небольших способностей, исполнять готовым буду: то всемилостивейшее мне ежегодное жалование, которого ныне 1875 рублей получаю, и в уединении моем заслуживать надеюсь. Удостойте, м. г., вашего покровительства и вашей помощи такого человека, который, приняв от вас благодеяние, заключит вечную к вам благодарность и преданность в своем сердце и который все силы употребит доказывать свету, что люди, служащие беспорочно и посвящающие остаток жизни наукам и Музам во дни Великой Екатерины, по вашему предстательству наслаждались величайшими ее щедротами и материнским ее милосердием ободрены были. В. высокопр., м. г., всепокорнейший и преданнейший слуга Михайла Херасков.

1774 года Июль.

Текст воспроизведен по изданию: Из бумаг князя Г. А. Потемкина-Таврического // Русский архив, № 9. 1879

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.