|
Новое о подложных указах
1762-1763 гг. о вольности крестьян
Среди источников по истории антикрепостнической мысли крестьян дореволюционной России особое место принадлежит документам, вышедшим из их среды — челобитным, подметным письмам, подложным указам, манифестам и т. п. Несмотря на то, что до нас дошло незначительное число подобного рода документов, они являются важным л неоценимым источником по изучению общественного сознания крестьян. В этой связи несомненный интерес представляют хранящиеся в фондах ЦГАДА два подложных указа об освобождении монастырских крестьян от власти духовенства, датируемых декабрем 1762 г. и 8 июня 1763 г. 1 Указы были составлены в период массового движения монастырских крестьян за «отбывательство» от духовных чинов и передачу в казенное ведомство. Именно это желание крестьянства и составляет основное содержание указанных документов. Не случайно правительство, понимая мобилизующую роль подобных подложных указов и манифестов и их возрастающее воздействие на сопротивление крестьян монастырским властям, издает специальные циркуляры по пресечению действий «превратных истолкователей и сочинителей» 2. Один из публикуемых указов (док. № 1) был составлен в декабре 1762 г. и адресован крестьянам Новоторжского Борисоглебского монастыря. Сохранился следственный материал, раскрывающий обстоятельства написания этого документа. 21 декабря в Новоторжскую воеводскую канцелярию крестьянин Семен Иванов из деревни Голянищево Новоторжского уезда представил подложный указ от имени Рекетмейстерской конгоры (занималась разбором жалоб и челобитных) об освобождении крестьян вотчины из-под власти Новоторжского Борисоглебского монастыря. Оказалось, что указ в вотчину поставили крестьяне Алексей Андреев и Матвей Петров, ранее отправленные сельским миром в Петербург для подачи челобитной на монастырские власти. Указ, несмотря на умеренный характер своего содержания (крестьяне освобождались от монастырских властей «впредь до указа»), оказал большое воздействие на всю сельскую округу. Крестьяне отказывались нести повинности в пользу монастыря и подчиняться приказчику Поповцеву, заявив, «что имеют они указ ни в чем монастыря не слушать» 3. Следует указать, что содержание подложного указа далеко выходило за рамки родной вотчины, оно охватывало интересы всех монастырских крестьян. Об этом свидетельствуют следующие строки из указа: «Да и протчим же крестьянам по поданному от них челобитью удела в Правительствующем Сенате стоять, а буде не будут, то тож можут получить, как выше сего писано» 4. Именно этим обстоятельством была обеспокоена местная администрация, которая пыталась выяснить составителей и распространителей «продерзостного пасквиля». Автор указа был вскоре арестован. Им оказался 23-летний грамотный дворовый человек Хрисанфор Сыпневский, житель сельца Филино Зубцовского уезда помещика А. П. Семичева. Из его показаний следствию выясняется, что в сентябре 1762 г. он, «убоясь» от помещика наказания, бежал в Москву, где занимался составлением челобитных помещичьим и монастырским крестьянам. В ноябре 1762 г. он встретился с крестьянином Матвеем Петровым из Новоторжского Борисоглебского монастыря, который обратился к нему с просьбой «написать ему указ... дабы крестьянам была льгота и от монастырского его архимандрита Наркиса и слуг не было им обид; по каковой... просьбе он... тот указ и написал» 5. Интересно то место показания X. Сыпневского, где говорится об обстоятельствах появления в «указе» подписей и печати: «...и того Козлова имя написал он с того, что тверского архиерея Зубцовского уезду села Никифоровского крестьянин приносил к нему... для прочтения челобитную, с надписью Козлова... а секретаря и канцеляриста, не знав, написал собою. И написавши, оное запечатал он внизу того сочинения черным сургучом, взавши... серебряный рубль, приложа на сургуч гербом...» 6. Власти сурово расправились с автором подложного указа: он был публично наказан кнутом и сослан на тяжкие работы в Нерчинск. Одновременно Юстиц-коллегия подготовила проект указа для «всенародного опубликования» об обстоятельствах возникновения и распространения подложного указа, составленного X. Сыпневским. Но указ не был опубликован в связи с секуляризацией монастырских земель в феврале 1764 г. 7 Во втором подложном указе (док. № 2) объявляется освобождение всего монастырского крестьянства из-под власти духовенства. Впервые этот указ появился в конце июня 1763 г. в вотчинах Рязанского архиерейского дома (село Князеве Займище Ряжского уезда) и Николаевского Венева (Тульский уезд) монастыря. Вскоре списки с указа были [64] обнаружены в селениях Духова (Новосильский уезд) и Ливенского Сергиева (Ливенский уезд) монастырей. К сожалению, мы не располагаем точными данными о том, сколько появилось таких списков с указа. Но известно, например, что подложный указ был распространен среди крестьян Белгородского Николаевского (село Старицы Белгородского уезда) и Донского (Деревня Фролово Малоярасловецкого уезда) монастырей 8. Следственный материал свидетельствует о том, что копии с подложного указа, как правило, доставали в Москве крестьяне-ходоки, отправленные от своих общин с жалобами на монастырские власти. Так, крестьяне Михаил Яковлев и Петр Савельев из Николаевского Венева монастыря заметили на допросе, что «со объявленного якобы именного указа копию дал им в бытность их для челобитья в Москве в Преображенской слободе... дьячок» 9. Аналогичные показания дали крестьяне-ходоки Леон Гуляев, Андрей Добряков из Духова монастыря и Рязанского архиерейского дома. Другой способ распространения подложного указа состоял в снятии копий с тех списков, которые поступали в указанные выше вотчины. Например, до нас дошли три списка с копии, доставленной из Москвы в вотчины Духова монастыря. Один из этих списков был подготовлен по просьбе крестьян Ливенского Сергиева монастыря новосильским посадским человеком Захаром Стародубцевым 10. Два других списка были сняты с копии непосредственно руководителями сельского мира Духова монастыря с целью распространения их по всей вотчине. В действительности подобных списков было больше. К такому выводу можно прийти при ознакомлении с допросом крестьянина Леона Гуляева, в котором, в частности, указано: «Списывали копии села Березова дьячок Василей Иванов, и, списав, отдал бывшим на сходе выборным, а с того списка, по просьбе села Игумнова выборного, в селе Задужном списал копию того села пономарь Григорий Миров». Новосильский воевода Юрасов также заинтересовался подложным указом, «приказав списать себе копию... и тот список он, воевода, отдал им, крестьянам, а объявленный от них ему, оставил у себя» 11. В общей сложности нами обнаружено семь списков с подложного указа от 8 июня 1763 г.: две копии, полученные крестьянами-ходоками в Москве, остальные — списки, составленные в вотчинах или в местных канцеляриях. При выборе текста к публикации были отобраны две копии с указа, которые достали крестьяне-ходоки в Москве. Текстологический анализ этих копий свидетельствует в целом об их идентичности. Однако копия с указа, распространенного среди крестьян Духова монастыря, сильно повреждена. Эта копия была обнаружена канцелярскими служителями в простенке одной из крестьянских изб в виде «изодранных сорока штук, кои и наклеены в... канцелярии на белой бумаге; только некоторых штук письменных не явилось» 12. В связи с этим публикуется текст с подложного указа, который был обнаружен у крестьянина Андрея Добрякова и распространен среди крестьян Рязанского архиерейского дома 13. Что касается других списков, то они содержат значительные ошибки смыслового характера и описки, допущенные писарями при списывании. Так, среди крестьян Духова монастыря ходили и такие списки с указа, в которых не упоминалось о переводе крестьян в разряд государственного ведомства 14. Но это не снижало степени борьбы крестьян в вотчине. По содержанию подложный указ от 8 июня 1763 г. можно разделить на две части: в первой — провозглашается отписка монастырских вотчин от духовных властей, определяется размер оброка и объявляется передача монастырских земель крестьянам; во второй — содержится краткое изложение указа Екатерины II от 12 мая 1763 г. об учреждении Коллегии-экономии 15. В заключение отметим, что подложный указ от 8 июня 1763 г. произвел большой общественно-политический резонанс. В центральной России усилилась борьба монастырских крестьян за освобождение от власти духовных феодалов. Не случаен и тот факт, что правительство, понимая антикрепостническую направленность подложного указа, издает 8 октября 1763 г. «во всенародное известие» указ о преследовании разгласителей подобных «пасквилей» и о приведений крестьян в повиновение 16. Но волнения не прекращались; 24 февраля 1764 г. правительство вынуждено было издать манифест о секуляризации монастырских земелы 17. Документы публикуются впервые, лишь отдельные фрагменты из них ранее упоминались в исследованиях. 18 Публикацию подготовил М. Ф. Прохоров, кандидат исторических наук. [65] № 1 1762 г. декабрь. — Подложный указ об освобождении крестьян Новоторжского Борисоглебского монастыря и крестьян других монастырей исполнять повинности монастырским властям По указу ея императорскаго величества, самодержицы Всероссийской, не Правительствующаго Сената ис Рекетместерской канторы. Сего 1762 году ноября 17 числа подано челобитье вотчины Новоторжского Борисоглебского монастыря деревни Хотинова от выборного Петра Васильева и все той вотчины рядовыя крестьяны по согласному их на мирском сходе приговору о их обидах и налогах, и о наглых разорениях от архимандрита Наркиса. И за теми ево, архимандрита, обидами прочь от него отрешить и за ним в послушани ево не быть, и в вышепоказанную вотчину им, архимандриту и прикащикам ево и служителям, не въезжать. Правительствующаго Сената Рекетместерская кантора приказала вышепоказанных просителей выборного Петра Васильева, токо ж той вотчины всех крестьян отнюдь не разарять, обид и налог как от канцелярей, так и архимандриту, своими прикащиками и слугами не чинить и оброков не брать, и на работу не гонять впредь до указу, а ежели той вотчины будут чиниться сверх оного указного термена от кого какия обиды, то от Правительствующаго Сената получить может жесточайшаго, в силу имянного ея императорскаго величества указу, штрафа. Да и протчим же крестьянам по поданному от них челобитью у дела в Правительствующем Сенате стоять, а буде не будут, то тож можут получить, как выше сего писано. Декабря дня 19 1762 году. Подписи: Иван Казлов, Помета: У сего указного термена ея императорскаго величества печать 20. ЦГАДА, ф. 248, д. 3400, л. 55. Подлинник. № 2 1763 г. июнь 8. — Подложный указ от имени Екатерины II об освобождении монастырских крестьян от духовных властей Божиею милостию мы, Екатерина Вторая, императрица и самодержица Всероссийская, и прочая, и прочая, и прочая. По вступлени нашем на Всероссийский императорский престол, и как нас многими челобитнами утруждают разнаго звания, чина, нет больши из монастырей от крестьян прозьбы; и по тому нашему императорскому величеству разсмотрению, что [за] не малое истязание и нападки от монастырей отказать и те монастыри оследовать и описать, что у них в год из економии выдать жалованья, а в тех вотчинах и в деревнях служкам не быть. А на тех крестьян монастырских положить новыя оклады по рублю з души и те деньги платить в города как подушныя, так и рублевый. А которыя земля пахотная была и луга за монастырем, то разверстать по себе, а который хлеб не молочен, то не замать до указу. А мы ныне определили особливую Коллегию- экономию духовных имений для управления теми церковными 21 расходами 22, которыя сверх 23 определенных доходов 24 на содержание духовнаго чина, по благопристойности быть имеют и содержания других в государстве нашем богоугодных дел. Чего ради и определили мы ныне всемилостивейше во оную коллегию, надеяся на особливое его прилежание и способность добра нашего, генералпорутчика князя Бориса Куракина (и) других правительств в государстве нашем, и о том мы самим предписано будет в Коллегию 25- экономию инструкциями в правление сих дел. И о всем повелели мы публиковать печатными указами во всем нашем государстве, о чем сим и публикуем. Дан в Москве 1763 году. Подлинной. Подписан собственою ея императорскаго величества рукою: тако, Екатерина. Печатан в Москве при Сенате июня 8 дня 1763 году. Помета: копия. ЦГАДА, ф. 280, oп. 1, д. 223, л. 14. Комментарии 1. ЦГАДА, ф. 248, Сенат и его учреждения, д. 3400, л. 55; ф. 263, V-й департамент Сената, oп. 1, д. 106, л. 26, 29 об.; ф. 280, Коллегия-экономии, оп. 1, д. 223, л. 3, 14; д. 440, л. 4, 56-68. 2. ПСЗ, 1-е собр., т. XVI, № 11893, 11945. 3. ЦГАДА, ф. 248, д. 3400, л. 41. 4. Там же, л. 55. 5. Там же, л. 51; д. 3632, л. 64 об. 6. Там же, л. 51 об; д. 3632, л. 64 об. 7. Там же, л. 60, 62; д. 3634, л. 451. 8. ЦГИА г. Москвы, ф. 421, Донской монастырь, oп. 1, д. 4633, л. 119 об.; д. 4631, л. 12, 71 об.; Сборник Харьковского историко-филологического общества, т. 4. Харьков, 1892, с. 133, 225-226. 9. ЦГАДА, ф. 248, д. 3400, л. 568. 10. Там же, ф. 280, oп. 1, д. 223, л. 15 об.; д. 440, л. 59 об. 11. Там же, ф. 263, oп. 1, д. 106, л. 32 об.; ф. 280, oп. 1, д. 440, л. 2-3. 12. Там же, д. 400, л. 59 об. 13. Там же, л. 12. 14. Там же, л. 66, 67. 15. Указ от 12 мая 1763 г. опубликован: ПСЗ, т. XVI, № 11814. 16. ПСЗ, т. XVI, № 11945. 17. Там же, № 12060 18. Завьялов В. А. Вопрос о церковных имениях при Екатерине II. СПб., 1900, с. 135-136; Семевский В. И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II, т. 2. СПб., 1901, с. 245-246. 19. Число не указано. 20. Печать не сохранилась. 21. В рукописи ошибочно «церковные». 22. В рукописи ошибочно «расходы». 23. В рукописи ошибочно «вновь». 24. В рукописи ошибочно «расходов». 25. В рукописи ошибочно слово «коллегию» вставлено за словом «инструкциями». Текст воспроизведен по изданию: Новое о подложных указах 1762-1763 гг. о вольности крестьян // Советские архивы, № 6. 1985
|
|