|
О происхождении слова «протопоп».Митрополиту московскому Платону от
Петра Насылаемыми из Московской духовной консистории в разные годы, месяцы и числа в Московский Архангельский собор указами приписано мне прозвание протопоп, которое сложное речение по предшествующей частице «прото» с греческого языка значить первый, а вторая часть поп мне не вразумительна, ибо при произведении меня в Московский Архангельский собор настоятелем священнодействующий архиерей именовал меня протопресвитером, да и все чины церковные, начав от епископа до диакона, теми именами называются в православной церкви, какими они произведены. Например: никто не осмеливался архиерея называть архипоп, понеже поп есть речение варварское, в грубые времена сюда вошедшее, ничего приличного христианскому пресвитеру не заключающее и в священном писании не употребительное. Того ради ваше преосвященство покорнейше прошу, дабы благоволено было сие гнусное прозвание протопоп — вовсе уничтожить и законно произведенных протопресвитеров приказать писать и называть свойственными их званию именами. К сему прошению Архангельского [186] собора протопресвитер Петр Алексеев руку приложил. Генваря с « » дня 1779 года. Резолюция митрополита Платона. Прошение протопопское: 1) есть неосновательно. Название протопопа почитает он невразумительным и варварским, что само себе противоречит, ибо когда оно для него невразумительно, то не надлежало ему то речение называть варварским и гнусным, но удержаться, доколе бы в том вразумлен был. Ибо речение протопоп есть греческое, составленное из прото — первый, и попас — отец, батюшка, коим малые дети, по нежности выражения, родителей своих именуют. Сие тем доказательнее, что и ныне в греческой церкви священник называется попас, а протопоп — протопопас; отчего произошло и наше российское название поп и протопоп. А потому оно и не варварское и не гнусное. 2) Прошение протопопское есть дерзновенно. Ибо в Высочайше конфирмованных штатах Архангельский, так как и прочих соборов протопопы, наименованы протопопами, а в указе Св. Синода о произведении его, протопопа, в Архангельский собор предписано произвесть его в протопопа, да и при пожаловании ему, протопопу, креста к нам от графа Александра Андреевича Безбородко писано именем Ее Императорского Величества, и он, протопоп, назван протопопом, почему за всем сим ему, протопопу, речение протопопское называть варварским и гнусным есть не только дерзновенно, но и не извинительно. 3) Прошение протопопское, чтоб сие гнусное прозвание протопопов вовсе уничтожить — есть и безрассудное. Ибо хотя бы оно и подлинно было таково, но мне его вовсе уничтожить и запретить общее в России употребление никак невозможно. Что же протопоп именуется при произведении протопресвитером и сие правильно, так как и именование протопопа по принятому издревле обыкновению и по силе его есть не предосудительно и похвально. И потому все одно, протопопом ли кто себя именует или протопресвитером или протоиереем, так как и он протопоп обыкновенно не протопресвитером, но протоиереем подписывается, которое, именование с одного принято обыкновения. Консистории сие рассмотреть, и чему он за таковый дерзновенный вызов подлежателен и что аки бы он в наш кафедральный собор произведен в настоятеля, выписав из законов и учиня определение представить. Платон, митрополит московский. Сообщил А. Титов. Комментарии 1. О. Петр Алексеев, ум. 1801 г., автор капитального и до сих пор не утратившего своего значения «Церковного Словаря» (1773-1776), известен, между прочим, своим описанием Московского бунта во время чумы 1771 г. Довольно обстоятельная биография о. Алексеева напечатана в «Словаре» Венгерова т. 1, стр. 393. Текст воспроизведен по изданию: О происхождении слова «протопоп» // Русская старина, № 7. 1895 |
|