Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Наказ Казанского уезда Арской и Зюрейской дорог от прежде бывших ясачных крестьян

/С. 250/ 1767 года июня – дня, по силе состоявшагося прошлаго 1766 года декабря 14 числа Ея Императорскаго Величества публикованнаго Манифеста, велено всякаго звания жителям выбрать провинциальнаго депутата и препоручить ему все мирские недостатки, и во исполнение коего мы, нижеподписавшиеся, Казанскаго уезда Арской и Зюрейской дорог /С. 251/ прежде бывших ясашных крестьян выбранные, от мирских людей погостные поверенные, а именно (следует 20 имен), выбрали мы провинциальнаго депутата деревни Старой Мазины, Козму Петрова, и препоручили ему все наши мирские нужды и недостатки, а какие, о том явствуют ниже сего, кои и ему писменно подать от себя, где надлежит, о учинении с нами в следующих нуждах милостиваго разсмотрения.

1

Прошлаго 1754 года приписаны мы, именнованные, к новозаводимым заводам, Петровскому железному заводу покойнаго господина графа Петра Ивановича Шувалова и компанейщика его коллежскаго асессора Козмы Матвеевича, которые ныне состоят за дворянином Евдокимом Никитиным Демидовым, при котором заводе и по ныне находимся мы в работе безотлучно. [234]

2

И прошлаго 1763 года ноября 6 числа, по прибытию на реченный завод его сиятельства господина генерала квартирмейстера князя Александра Алексеевича Вяземскаго и по данному нам указу, в коем значит: 1) вырубить на угольное сжение дров кубических, по берг-коллежскому учреждению, восемь тысяч восемсот сажень, 2) скласть, одернить и осыпать, выжечь и выломать уголь двадцати саженных шестсот две кучи, 3) наработать железной руды три тысячи триста тридцать ящиков, весом в каждом ящик по ста по двадцати пудов, с вывозкою на завод на собственных своих лошадях.

3

Первая партия посылается на завод для рубки дров, марта с 1 числа, пятсот человек. А вырубить дров, по расположению, за престарелых, умерших, малолетных, слепых, увечных и протчих бездомовых, и за такия умиршия и протчия неимущия души, распологая те работы по себе, и зарабатываем за них одними годными. И причитается тех работ на каждаго годного, с теми накладными душами, по две с половиной души и более ж. А от пятнадцатилетняго возраста посылаются на оный завод в работу, но, как по многому расположению тех заводских работ, едва оные годны с великою нуждою. И за свои одни души вырубать дров и протчих работ не могут, нежели накладных. А которые в совершенном возрасте, те вырубают дров по семнадцати и по восемнадцати с половиною сажень. А хотя нам от конторы плата за каждую сажень, сверх плакату, по десяти /С. 252/ копеек и зачитается, токмо мы за выше и ниже изъясненным получать бы не желали. Ибо, за все те работы, рубка дров за каждую сажень приходит нам по тридцати по пяти копеек. А сами мы, за теми изнеможениями, нанимаем для оной рубки дров башкирцев и даем от каждой сажени по семдесят и по восемдесят копеек. Ибо оный завод от всех тех наших жительств состоит разсмотрением в пятистах верстах и более.

4

Вторая партия также посылается толикое ж число к кладке, дернению, осыпке, сжению куч, и ломке угля, августа месяца, а кучи класть, дернить, и осыпать, выжечь и выломать уголь – причиняется на каждую душу годную и негодную по десяти сажень. И за наступлением же зимнего времени оною работу случается исправить много никак невозможно. Из того завода отпускаются работные люди в домы свои; за далностью же онаго завода, в доработке тех положенных сажень, посылаются вторично в другой год летним временем с мая месяца. А когда оным кучам сжение бывает, то для заливания угля воду возим на собственных своих лошадях. А у кого собственных своих лошадей нету, то носят на себе. И за таковыми далнопроходными временами, а особливо неспособными работами, не точию [235] что иметь себе во время пашенной земли к насеянию хлеба и протчей страдной работы к прокормлению, но и совсем хлебопашества лишились, и живут завсегда при заводской работе безотлучно. А которые хотя по малому делу и сеют, токмо во время той заводской работы сеять того хлеба не допущают. В домах же наших и остаются старые и малолетные; токмо оные снять того хлеба не могут, который и пропадает без всякого снятия. И от того мы несем себе немалое отягощение, и великую скудость.

5

Третия партия посылается сентября месяца толикое же число, для добычи железной руды, и с вывозкою на завод на собственных своих лошадях, которая добыча руды наипуще приводит к отягощению в том, что добывается оная руда все порохом, ибо велят добывать самую материю, что сливается в горе под один камень; а которая добывается и без пороху, то из подкопа землю носим по неделе и более. И как те три партии в заводе находятся при помянутых работах, так и у протчих завсегда безотлучно, от чего при/С. 253/шли мы в платеже подушных денег и протчих государственных податей в несостояние. В таком намерении, продавая свой последний скот и протчее дешевою ценою, дабы в том платеж доимок на нас не было.

6

А по исправлению нами вышеписанных заводских работ, платы получаем, а именно: за рубку дров, о том написано выше сего, за кучную работу, кладку сделанную двадцати саженную в готовность скласть, одернить, осыпать, выжечь и выломать уголь – шесть рублев. А сами наймываем ко оной работе посторонних людей, затем иногда за болезиею или не хотя отстать от посева хлеба и быть с голодом, и даем по пятнадцати и по восемнадцати рублев. За добычу же руды по тридцати по пяти копеек за ящик, а сами наймываем, того ж ради случая, по шестдесять и по семдесять копеек за ящик, отчего пришли мы в великое отягощение.

7

А при котором выше упомянутом заводе, у добычи железной руды в городах и неспособных местах, работою приводим себя к отягощению в том, что хотя за вышепоказанныя работы платы и получаем, токмо той, нежели на платеж подушных денег, но и на одно пропитание себе не достает. А распокладывается на нас, на каждую душу, вывесть оной руды с обжогу на завод по триста пудов, при которой работе нам без лошадей быть никак не можно, ибо оный завод, как и выше сего явствует, от жительств наших состоит в далном разстоянии. Ибо к тому не точию, чтоб конскаго корма, и себе на пропитание хлеба завести не можно, при которой работе оный конский корм [236] и себе на пропитание хлеба покупаем дорогою ценой. А иные бедные из нашей братии, к оной покупке конскаго корма денег не имеют. То за неимением того корма, от голода многия лошади помирают, а протчие не толко для лошадей, но и для себя хлеба не имеют; чрез что тех лошадей и продают дешовою ценою. И от того, а паче от всех вышеписанных отягощенных работ, и за отдаленностю от наших жительств завода, к тому ж и за вышеизъясненные немогущии, кои тех работ сами исправлять не могут, пришли во всеконечное разорение и нищету. А если оных работ будет с нас не сбавлено, то мы и наипаче можем придти /С. 254/ совсем в несостояние к платежу государственных податей и можем последних своих домов лешиться.

Наказ подписан от имени уездных поверенных.

РГАДА. Ф. 342. Оп. 1. Д. 98. Ч. 2. Л. 222-224 об.; Сб. РИО. Т. 115. С. 254-259.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.