|
Выдуманное письмо о кончине Арсения Мацеевича.Письмо это поддельное, любопытно потому, что оно разошлось во многих списках, что свидетельствует о том живом интерес, который принимал русской народ в судьбе Мацеевича. «Ваше благородие, милостивый государь, дражайший родитель мой. Я ныне осмелюсь довести вашему благородию последовавшие ужасные обстоятельства, которые я с превеликою ужасностию и страхом самоличным всему был свидетель, которые новости, редко слыханные, сим, на рассуждение ваше, предлагаю. «Я отправлен был с монахом Арсением, который как через одну неделю, подозвав меня к собе, просил меня, чтоб я на прошение его склонился, чтоб его допустить, где случится, во церкви, для принятия Святых Таин, а что место было весьма степное, почему я отрекся; а он объявил чрез три дня, назначив село и час, в который в него вступим, и священника именем нарек. И как пришло самое то время, кое назначено, мы против оного села явились в самые те часы и минута назначена, и так паки просил меня, чтоб позволено было в церковь идти, объявил, что и священник уже в церкви; потому, будучи в церкви, пели тогда «Слава в вышних Богу», и по отпении просил он священника, чтоб начинал литургию, и я в том хотя и много препятствовал, однако склонился на его прошение, и как большой выход был, тогда видно было одеяние на нем архиерейское и сакос, а стоял он в алтаре против северных врат, а я стоял у правого крылоса, а команда моя у всех окон была расставлена; тогда, видев необычайное, в великом был удивлении, и как время пришло [198] святого причастия, тогда священник, отдав ему поклон земной, и просил по обыкновению их прощения и причастился он сам так, как архиерею надлежит, а по прочтении заамвонной молитвы, вышед мало из алтаря, просил меня, чтоб я шел к священнику на обед, но я все делал на прошение его как по неволе, а противоречить не смел, видя себе такое внезапное удивление; а священник, по окончании обедни, весьма просил меня прилежно; и так с превеликою торопкостию и пошли, а он (Арсений) остался во святом алтаре, и так церковь была заперта, а караул вокруг церкви был расставлен. И весьма скоро по обеде возвратились для взятия его, однако царские двери были растворены и он стоит среди оных врат на коленях в архиерейском одеянии мертв. И, рассмотри его, действительно усмотрена в руках его хартия, чтоб его во оной церкви погребсти, и просил у всех последнего прощения и поминовения, а на конце того всем православным царям, архиереям и иереям и всему православному собранию Божие благословение, однако в том прописал странное, аки провидя пророчески о России: — «Россия, рек, с тобою гнев Божий не коснит и погибель не дремлет: вси бо святые богоизбранные места то рекут: мощи святым презрены, церковное имение отъято и вкладчики благоверные и христолюбивые, не щадя отчизн своих, отдав все свое недвижимое имение, посвятив Богу и церкви святей, вопиют о отмщении своем! Видите, как благодать Божия умаляет! Смотрите себе плачевных. Течет едино по другом бедствия и все добро обращается злом, и естьли всевидящее око не умилостивится на воздыхание убогих, то от своя и своих истреблением, друг друга изгнетая, все погибнут, о чем царь и пророк, вопия к Бывшему, когда положил о создании церкви Иерусалимской намерение, вопиял ко Господу, обещаяся Богу Иаковлю: аще вниду в селение дому моего или взыду на одр постели моея, сице дам сон очима моима и веждом моима дремания и новой скраилама моима, дондеже обращу место Господеви, селение Богу Иаковлю. Какое усердие в то время было! О триипостасное Божество! влей в нынешнее время в сердцах их раскаяние о посвященном том имении Твоему святому имени, вложенном о возвращении ко храму святому Твоему и отврати праведный свой гнев, яко благословен еси во веки. Аминь». «Списано 23-го марта 1776 году». Найдено в бумагах А. П. Петрова, бывшего учителя ярославского духовного училища, ныне умершего, отец которого, П. И. Алешковский, родившийся в 1767 г. в Ростовском уезде, был в Ростове городским священником с 1792-го по 1814 год. Сообщ. в 1872 г. В. И. Лествицын. Текст воспроизведен по изданию: Выдуманное письмо о кончине Арсения Мацеевича // Русская старина, № 10. 1879
|
|