|
КРЕСТИНИН В. В.КРАТКАЯ АРХАНГЕЛОГОРОДСКАЯ ИСТОРИЯ1УЧРЕЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ГИМНАЗИИ В ГОРОДЕ АРХАНГЕЛЬСКОМ Глава первая О внешних средствах, необходимых для доброго содержания сей гимназии § 1 Здание гимназии и доходы Сих ради навсегдашнее содержание сей гимназии по утверждении на оную штата, также и на постройку сего училища установить надлежащие суммы из прибавочных податей на иностранные питья и другие чужестранные же, к роскоши служащие товары, как о том в 1762 году посредством государственной Коммерц коллегии предложил тогдашней Комиссии о коммерции в своем сочинении об общих недостатках и поправлениях российской коммерции нынешней архангелогородской портовой таможни кассир Константин Пономарев. Такое или тому подобное от коммерческих доходов содержание сей гимназии иметь приличествует по существенному в учреждении сего училища намерению, коего основание есть польза и расширение коммерции. Оное же утверждается и примерами знатных городов лифляндских и естляндских, кои получают на городовые свои расходы, между которыми и гимназии состоят, часть из таможенных сборов. Быть же сему публичному училищному зданию, также и принадлежащей к нему ниже сего (глава 2, § 3) объявляемой для обедняемых детей школы, свободным от всяких полицейских служений. И есть ли под оную гимназию избрано будет оброчное место, тоб построить на оном с увольнением платежа оброчного, какого бы звания оной ни был. [355] § 2 Попечение магистратское о сей гимназии Важная от сей гимназии гражданству чаемая польза требует того и достойна, чтоб Архангелородской губернии магистрат по силе Магистратского регламента 1 (глава 10, § 1) почитал должностию своею попечение о благосостоянии и совершенстве сей гимназии. Сего ради пристойно сему судебному месту: 1) иметь ведомости изо всех подчиненных ему городов и посадов о числе и о возрасте всех посадских детей, также и от самой гимназии о числе учащихся, о времени и о качестве их учения; 2) стараться, чтоб число учащегося в гимназии юношества было неоскудно в рассуждении числа граждан в местах вышепомянутых; 3) содержать в самом магистрате принадлежащую на содержание оной гимназии казну за общими печатьми магистратских членов, инспектора гимназии и економа. А сим двум попечителям по письменным их магистрату представлениям потребное число денег оттуду выдавать в надлежащее время на жалованье учителям и на протчие расходы, определенные штатом сего училища. И по прошествии каждого года приходные их и расходные щеты свидетельствовать в магистрате; 4) надзирать над инспектором и економом гимназии – по данным ли правилам должность свою они исполняют. В случае же погрешностей, исправлять, что должно исправлять по законам; 5) производить суд и расправу по словесным и письменным, буде случатся об обидах, жалобам от учителей и на учителей гимназии в самом и в одном токмо архангелогородском магистрате, в коем при таких случаях для чести гимназии быть и соприсудствовать инспектору или економу гимназии, есть ли жалоба не на них будет касаться; 6) отрешать по общему совету и определению с инспектором и економом учителей гимназии соблазнительного жития, и на упалые места требовать новых откуду надлежит. § 3 Звание и должность инспектора и економа гимназии Как тому, так и другому быть всегда из архангелогородских граждан. Первый же из них был бы или член магистрата, или трибун (старшина), которой нибудь гражданской гильдии или и не чиновный человек, более разумом и добродетелию, нежели богатством знаменитый, и при том совершенно или нарочито знающий иностранные языки, также и общее понятие имеющий о науках. Сими свойствами одаренного человека в первое оное звание на неопределенное время назначивать всегда по общему выбору архангелогородских граждан и их трибунов. Есть ли же такое избрание от разгласия выбирающих будет некогда спорным или учинится донос, что достойному человеку предпочтен малоискусный, то о таких делах с ясными доказательствами быть решению в архангелогородском магистрате. А на оной апелляции в канцелярии императорской санкт-петербургской Академии наук, потому что сие ученое сословие большее имеет право решить таковую распрю, где ученость есть основанием. Выбранному же законно и приведенному к присяге инспектору принять к себе в товарищество вольно по собственному избранию другого достойного помощника под именем економа гимназии, которого магистрату представить и также присягать обязать. Должность их: 1) иметь письменные от учителей гимназии известия, и по оным сообщать от себя архангелогородскому магистрату по третям года ведомости имянные о числе учащихся, о времени и о качестве их учения; 2) посещать ежедневно или через день гимназию и во оной надзирать самое учащих и учащихся школьное дело, также и все постановленное о том в последующих главах наблюдать совершенно; 3) доносить магистрату с должными доводами беспристрастно неисправности учащих, есть ли оные окажутся вредительны учению и добронравию; 4) исправлять и записывать в скрепленные от архангелогородского магистрата шнуровые книги всю економию гимназии, и жалованье учителям выдавать; а о приходе и расходе третные и годовой репорты подавать в надлежащее время архангелогородскому магистрату, в котором весь оной приход и расход свидетельству подлежит; 5) содержать все письменные по их должности дела в особой конторе при гимназии, и оные по росписному списку преемникам сдавать. Чего ради также и для наблюдения порядка в гимназической библиотеке при открытии ее в уреченные дни для всякого состояния читателей быть при них наемному из штатной суммы писарю. К тому ж и сторожам гимназии под их же властию состоять. [356] Глава вторая О внутреннем состоянии сей гимназии § 1 Науки Быть и обучать в сей гимназии нужным наставлениям для произведения доброго купца и доброго гражданина. Сему же намерению споспешествовать кажутся: правописание собственного языка и исправное сочинение писем. Сим нужным обучением можно исправить письменную корреспонденцию наших российских купцов, которые по большей части в нынышнее время сочиняют свои письма неправильно, недостаточно и темно, от чего в торгу невозвратное упущение добрых случаев и затем действительный вред нередко случается. Арифметика Сим необходимым обучением совершенно исправится недостаток нынешних российских купцов, которые по большей части своими по старинному обыкновению строчными шариками, собственно под именем щетов известными, правильно могут токмо простые числа слагать, вычитать и умножать. Более же сего в трудных исчислениях оное орудие им не способствут верно. Итак, от толь скудного числительной науки знания премногое им закрыто, что правильному купцу ведать необходимо. Бухгалтерия простая и италиянская Сим обучением, без коего купец уподоблен быть может мореплавателю без компаса, российские купцы без сумнения свободятся от настоящего своего заблуждения. Сие же столь несумнительно, сколь достоверно то, что достаточные наши купцы, по большей части толь недостаточные о своих торговых промыслах, содержат записки и щеты, что по оным не знают точно своих годовых приходов и расходов. В трудных же между собою о торгах расщетах прямой путь и конец теряют, от чего бесчисленные затруднения, убытки, вражды и хлопоты приказные неудоборешимые рождаются, и самое причиняется банкрутство. География политическая и коммерческая Сею полезною и приятною наукою возбуждены быть могут российские купцы принимать полезнейшие меры в расширении коммерции с лучшею, нежели как ныне пользою, которой они лишаются от незнания мест, где у иностранных надлежит в последние руки продать, а из первых купить надобные товары. Учение о правах и история К первому причисляться могут: толкование о должности человека и гражданина из Пуфендорфа 2; общее понятие из российских законов о судебных обрядах наблюдать от каждого долженствуемых; особенное изъяснение уставов торговых собственного государства и соседних народов , сообщающихся с россиянами взаимным купечеством. Древняя же и новая история политическая и с нею коммерческая имеет при том дать примерами больший искусству навык. А сим полезнейшим обучением российские купцы поощрены будут не токмо к лучшему наблюдению общего добра с собственною пользою соединеного, но сверх того будут они неудобоуловляемы приказными, под исками смердящими лихоимством. Ибо оное без сумнения толико не усилилось бы в начальствующих, есть ли бы от подчиненных к тому поводу не было дароносными прошениями, ищущих от приказных руководства и защищения своему незнанию. Знание иностранных языков Нужные же языки для архангелогородской коммерции почитаются – немецкой, голландской, аглинской и французской. Сих познанием наши купцы могут беспосредственную корреспонденцию с оными народами и далее их стран умножить и продолжить; и тем восставить коммерцию свою и кредит, коих ради еще. [357] Навигация нужная есть наука для распространения коммерции от российских наших купцов мореплаванием посредством российских шиперов 3 и матрозов на российских же, при здешних купеческих верфях строющихся иностранным на продажу кораблях, от которых за перевоз товаров знатные суммы ежегодно выходят из государства иностранным, пользующимся сим преимуществом в коммерции от неискусства наших купцов российских. § 2 Ректор гимназии и учители На таком основании учений потребны быть в сей гимназии: 1 учитель правописания и сочинения писем, также и географии; 2 учителя немецкого языка, из которых одному читать и писать и етимологию, другому же синтаксис и немецкой штиль обучать, к тому ж и руководство показывать к познанию голландского языка; 1 учитель аглинского и французского языков; 1 учитель арифметики и бухгалтерии; 1 учитель геометрии и навигации; 1 учитель прав и истории. Ему ж быть и ректором гимназии и городским историографом, также и корреспондентом для ученых дел императорской санкт-петербургской Академии наук, чего ради в сем звании быть человеку, собственно говоря, ученому. Долженствуют же сии учители: a) не требовать и не брать за учение платежа сверх определенного жалованья от своих учеников, но их обучать туне в гимназии; b) кроме же того, в посторонние домы ни к кому для особенного обучения детей не ходить под штрафом вычета трети из годового жалованья за каждого такого ученика, чтоб от сего особенного обучения не было неудовольствия учащимся в гимназии. NB. Однако ж вольно в сию гимназию на обучение принимать и посторонних сверх гражданских детей и крестьянских по нижеследующему параграфу, на обучение навигации принятых, но чтоб каждому такому посторонному ученику по рассуждению инспектора и економа от восьми до пятнадцати рублев на каждый год платить, сколь долго он в сей гимназии будет обучаться. А сии деньги как казенные принимать и содержать, и употреблять их на умножение библиотеки гимназической и для переводу полезных книг о коммерции. c) В оной же гимназии с половины апреля до половины августа обучать учеников по шти, а во все достальные месяцы по пяти часов в сутки, кроме субботы и воскресенья, также и других свободных дней по Генеральному регламенту, сверх которых еще рекреационных 4 дней придается две недели в июле месяце иметь. NB. Изъемлется от сего правила в рассуждении еженедельных дней ректор гимназии, которому для разных по должности его упражнений обучать только трижды на неделе до полудни и по полудни в понедельник, в среду и в пяток. d) В данные же часы по сколько чего и каким способом словесных наук учителям обучать своих учеников, о том издать и, смотря по обстоятельствам и по времени, переменять ректору школьный устав, по которому, чтоб верное исполнение было, то как ему, так и инспектору гимназии и его товарищу, наблюдать прилежно и неослабно. И понеже нет здесь, в городе Архангельском, для вышепоказанных обучений достойных учителей. Напротив же того учеными людьми посторонние места по требованиям их снабдевать императорская санкт-петербургская Академия наук по ея регламенту (35 пункт) имеет право. Того ради и в сию гимназию от оной Академии всех словесных наук учителей, а учителя навигации от государственной Адмиралтейской коллегии, отправлять на определенное по рассуждению сих государственных мест время доколе обстоятельства здешнего города того требовать будут. Достального же учителя бухгалтерии от здешнего магистрата промыслить. § 3 Ученики Понеже сей гимназии бытие для общей пользы и просвещения гражданского чина учреждается, то и должно во оной обучать не токмо гражданских детей архангелогородского, но и всех протчих, находящихся в Архангелогородской губернии посадов, сколько [358] откуда учеников случится. Каждый же ученик должен в гимназию сию посредством ректора оной и инспектора вступать, и от них о своем отпуске по окончании и о навыке учения вид письменный иметь. И хотя неможно всякого ученика обязывать все проходить учения в сей гимназии назначенные, однако ж необходимо достаточных торговых людей дети должны во оной обучиться правописанию и порядочному сочинению писем, арифметике, и бухгалтерии по малой мере простой, есть ли италианской навык не всяк захочет и возможет, к тому ж географии, истории и прав. Языки иностранные обучать по произволению охотников, чего первостатейные купцы для своих детей, равно как и предозначенных нужных обучений, отнюдь пренебрегать не должны. А в противном случае инспектору гимназии и економу доносить о том магистрату на таких первостатейных, коих понуждать и преодолевать их нерадение властию магистрату. Ради же обучения навигации и необходимых с оною знаний сверх посадских принимать еще и из крестьян приморских здешнего и Мезенского уездов способных молодых людей, желающих себя препоручить правильному мореходному промыслу. И как первые обучения, то есть правописание, арифметика, бухгалтерия, география, знание прав и история, для всех правильных купцов и граждан необходимы вообще, так и сие последнее для ожидаемых купеческих российских шиперов навигации обучение особливо нужно и для чести, и пользы государству потребно. Того ради гимназии ректору и инспектору до окончания оных нужных учений не уволять никого из гимназии, есть ли кто непонятием своим сам к тому не подаст причину. В противном же случае отставших от гимназии, кроме законной причины, собственною или постороннею волею учеников возвращать для окончания начатого ими учения, и сего ради архангелогородскому магистрату властию своею вспомогать всячески. Еще же накрепко наблюдать инспектору и економу, чтоб обеднялые архангелогородского посада гражданские дети, добрую надежду остроумием своим о себе подавающие, не лишались в сей гимназии обучения, ибо по выпуске из оной таких бедных, но благообученных молодых людей можно и должно по благоусмотрению определять или к приказным делам в архангелогородской губернский магистрат, или брать на купецкие конторы в торговые служители и прикащики. Но дабы за бедностью и осиротением гражданские дети не лишались обучения и славено-российской грамоты, без чего вступать во оную гимназию невозможно, того ради на общем гражданском иждивении учредить по учиненному в архангелогородской губернской магистрат в прошлом 1763 году сентября 25 дня доношению особенную и всегдашную для бедных детей школу, в которой оных искусному и добронравному на гражданском жалованьи состоящему учителю обучать туне, да и быть сей школы также под надзиранием инспектора и економа гимназии. Глава третия О способах, служащих доброму успеху в учении сей гимназии § 1 Возбуждение к трудолюбию честию и пользою учащих и попечение о гимназии имеющих Сего ради сверх неоскудного жалованья удостоить ректора и учителей рангами за уряд 5 при всяких случаях во время их должности при сей гимназии. На таком же основании и инспектора и економа гимназии отметить рангами как для уважения их должности, так и для поощрения собственного их ко оной рачения, ибо они за сей многодельных труд, кроме чести иметь не могут другого награждения. § 2 Поощрение прилежности и любопытства учащихся публичными екзаменами и библиотекою при гимназии Первым быть дважды или трижды в год, причем ректору о пользе наук и о прилежании ко оным читать речи в собрании. Библиотеку же при гимназии общим иждивением купеческих городов и посадов, подчиненных архангелогородскому магистрату, учредить [359] пособием его власти, а советом – ректора, инспектора и економа гимназии из искусных архангелогородских граждан. По учреждении же сей библиотеки при гимназии состоять под начальством ректора оной, инспектора и економа, и отворять оную для учителей и учеников гимназии всегда, а в назначенные дни посторонним читателям всякого чина и состояния. § 3 Возбуждение охоты к навигации особенною пользою обучающимся оной Понеже в сие обучение вступать будут не торговые, но по большей части подлые и не богатые люди, как посадские, так и крестьяне, из коих, есть ли которые обучатся сей науки совершенно, то быть таким от рекрутского набору и от других служеб свободным. И обученным из крестьян вступать в архангелогородское гражданство, а служить им сперва в пристойных должностях при мореплавании под начальством иностранных шиперов на кораблях, особливо ж строенных при архангелогородском порте на купеческих верфях. И когда сим образом на практике искусство свое они докажут надлежащим свидетельством, то им тогда поручать от торговых людей российских начальство шиперское над их кораблями, на коих тогда состоять могут по большей части мореходцы из россиян. Итак, есть ли здешняя коммерция благообученными российскими купцами с успехом отправляема и расширяема, а российскими мореплавателями подкрепляема будет, то оная с помощию Божию исправится и будет совершенством своим умножать честь государственную и пользу. * * * Здесь приличное место было бы означить сей гимназии штат. Но как потребную на то сумму определить состоит во власти высокоучредженной Комиссии о коммерции, то и постановление оного штата ея же прозорливому остается благорассмотрению так, как и совершенное исправление всего настоящего плана о учреждении гимназии. Но буде по совершенном исправлении и по всемилостивейшем подтверждении сего плана время и разные обстоятельства дел потребуют некоторую учинить во оном перемену, тоб сие дозволить чинить с надлежащим подтверждением правительственных мест. Архангелогородец Василей Крестинин РГАДА. Ф. 397 (Комиссия о коммерции и пошлинах). Д. 445/3. Л. 15-25. 2 Правительствующему Сенату от архангелогородского губернского магистрата Доношение Его величества государя императора Петра Великого данный магистратам регламент архангелогородский губернский магистрат исполнить стараясь тем, чтобы по 21 главе сего регламента о малых городовых, где дети обучаются грамоте, школах, а по 10 о добром воспитании юношества и о исправлении в народе нравов иметь старание; того ради и к тому же наблюдения ради правительствующего Сената 1743 года апреля 20 дня указа, коим повелено всякого чина детей при обучении грамоте, учить букваря и катехизиса 6, определением сего губернского магистрата 1762 года генваря 24 дня обязан города Архангельского гражданин Василий Крестинин наблюдать при обучении детей оный указ правительствующего Сената. А сего 1764 года сентября 3 дня поданным доношением архангелогородскому губернскому магистрату он, Крестинин, представил : 1. Недостаток учащихся известный потому, что городских в подушном окладе положенных жителей дети мужеского пола не все бывают обучаемы грамоте, ибо многие родители отчасти для скудости своей, отчасти же и нерадения ради оставляют сынов своих без оного научения, но женского пола детей толь редко стараются родители их обучать нужному сему для разумной твари [360] знанию, что нет надежды сыскать во всем том поле грамотных пятидесятую часть между здешними жителями городовыми. 2. Недостаток учащих грамоте, ощущаемый в искусстве их потому, что между ними более неисправные, нежели искусные в славянороссийской ортографии 7 находятся учители и учительницы, вступающие в школьное дело как кто хочет, без всякого о своей способности свидетельства и состоящие без призрения градоначальнического. И сего ради превеликое число в народе людей худо обученных грамоте примечается, коих чтение и письмо на природном языке великое в себе показывает несовершенство. 3. Недостаток в наставлении детей учением о вере, благочестии и добронравии, ибо сопряженное с учением грамоте в малых школах нужное обучение катехизма не происходит; и состоявшийся правительствующего Сената 1743 года апреля 20 дня указ не исполняется, по которому велено учить всякого чина детей букварю и катехизму. Сие же между протчими причинами происходит, как кажется, и потому, что известный катехизм православной церкви греко-российской, на славянском наречии сочиненный, для высокого его сложения и пространства детское понятие превосходящего, также и букварь в одной части катехизма, то есть в толковании священного десятословия, нарочито пространный и затем детской памяти затруднительный, а в членах христианской веры сокращенный, а потому детскому понятию не довольно вразумительный, употреблять с пользою в малых оных школах невозможно без сокрашенния в сем роде сочинении, ясного и совершенного, каково в таком намерении сочинено. И между неизданными в народ типографским печатанием богословскими писаниями знаменитого ученостию и пастырскими трудами российской церкви теолога преосвященнейшего Феофана Прокоповича, новгородского архиепископа, состоит известно под наименованием «Краткое учение христианское малому отроку и невежде 8 всякому прислушающее, беседами учителя и ученика составленное» 9. 4. Сильное от сих недостатков, наипаче же от последнего, во нраве народном действие, оказывавшее себя чрез умножение пороков, разум и волю человеческую излишне заражающих от невежества главных оснований веры спасительной, от которой истекает все благонравие и доброе согражданство, как то упоминается и в имянном высочайшем ея императорского величества февраля 26 дня сего 1764 года указе. Доказательства же об оной общевредительности очевидными действиями состоят и уверяют: 1. Возросшие с 1745 года до многих тысяч рублев известные по указам и ведомостям на архангелогородском гражданстве штрафы за отчуждение святейшего причащения тайны, от которой удаление наше означивает совокупно удаленность мыслей наших от умствования о заслугах Спасителя рода человеческого (1. Коринфяном, глава 11, стих 26) 10; 2. Великое число обоего пола в нынешнем годе с малолетними детьми записавшихся под двойной оклад расколыциков наших, которые по суеверию своему, как означивается в предисловии вышеупомянутого букваря, все богочтение полагают во внешних обрядах и телесных обучениях, ниже помышляюще о самом основательном благочестии, и которые для такого злоупотребления душевных своих сил самыми худыми в обществе членами оглашаются праведно (Духовный регламент, часть 2, пункт 6 в разделе последнем). И что наивяще болезненно, они же воспитанием в неразумном своем расколе малолетних своих детей более государственному добру, нежели их своенравию принадлежащих, невежество в государстве умножают и оное вкореняют в потомстве нашем, уменьшивая в обществе число разумных, добрых и верных граждан. 3. Разные в народных наших обыкновениях негодности от оскудения доброго нравоучения, вкоренившиеся и силу свою показывающие еще при брачных, погребальных, позорищных и угощательных обрядах светских, где видимы ежедневными опытами и не только публике здешней явны, но знаемы и иностранным немалые древней грубости остатки вредительные злоупотреблением сил душевных. Того ради представляет он же, Крестинин, наводимый еще стыд российскому имени, отвратить и для народного просвещения и исправления нравов человеческих и действий, не соблаговолит ли правительство учредить: 1. Чтоб всякого чина и обоего, мужеского и женского пола городовых детей без изъятия всех обучать грамоте во оных малых школах, а бедных бы, которые платить за школьные труды учащим не в состоянии, обучать особенно и туне учителям, [361] долженствующим бы за то от магистрата из общего сбора получать жалованье так, как для сих неимущих в учрежденную при дворе ея императорского величества Комиссию о коммерции отсуду представлено в нынешнем годе. 2. Чтоб учителям и учительницам грамоте, какого бы они в городах чина не случились, о свом житии, которому надобно быть без явнособлазнительного порока, иметь и подавать в магистрат за руками знатного числа и лучших своих прихожан аттестаты, а потом искусство их в грамоте засвидетельствовать посредством школьного старшины; и тогда же допускать уже их к обучению детей грамоте, есть ли оные окажутся достойны. В противном же случае отнюдь бы их до того не допускать и на тех, кои таким несвидетельствованным мастерам поручат детей обучать, налагать бы штрафы по пяти рублев за каждого в своем роде ученика. Поощрения же ради к трудолюбию школьных исправных учителей во время и для нижеизъявляемых трудов их церкви и обществу гражданскому полезных давать им увольнение по примеру церковников от полицейских служений и тягостей. А должной за труды их от родителей или место родителей платы, чтоб оная была без оскудения, число, определенное по различию гильдии и чинов, уставить бы магистрату с советом старшин гражданских и школьного. А для крепкого во всем надзирания и попечения над оными школами быть бы со стороны гражданской власти старшине школьному из граждан, зависящуму от магистрата человеку в деле училищном искусному и добропорядочному, которому бы иметь как о учащих грамоте, так и обо всех учащихся оной и неучащихся в городе детях, именные росписи, и подавать третные и годовые ведомости о состоянии; также и до благосостояния малых оных школ потребные чинить представления, имея данное старшинам право по силе седьмой главы магистратского регламента. В рассуждениии же учения во оных школах о вере спасительной, о чем пространнее ниже, быть бы от духовной власти над теми же городовыми малыми школами надзирателю и главному экзаменатору катехизма из священников или диаконов слова Божия проповеднику, в священных языках искусному и в естественной и в откровенной богословии основательно ученому, и такового отправлять бы в наш город от святейшего правительствующего Синода, ибо между здешними городовыми священниками и диаконами ни единого основательно по вышеписанному теологии ученого человека нет и быть не уповательно; есть ли в епископской у нас семинарии учение кандидатов священства от грамматики начинающееся, а реторикою заключаемое, пребудет в виде настоящем. На содержание же достойному по означенным свойствам экзаменатору и проповеднику катехизма в городе Архангельском жалованья бы давать по сту и по двадцати рублев в год, и те деньги со всех и всякого чина прихожан наших городовых сбирать бы по учреждению от магистрата и попечением старшины школьного. 3. Чтоб с обучением грамоте во оных школах для просвещения народного божественным учением и во исполнение правительствующего Сената апреля 20 дня 1743 года указа присоединить учение катехизма обоего пола детям, не выключая никого, и ниже самых раскольнических, в раскол записанных и незаписанных детей возрастом не более пятнадцати лет, и для того бы во общее школам употребление иметь и печатать повелеть: 1. Означенное между письменными богословскими сочинениями преосвященного архиепископа Феофана Прокоповича «Краткое учение христианское малому отроку и невежде всякому прислушающее». 2. Выбранные из слова Божия ректором Иваном Гибнером библейные священные истории Ветхого и Нового завета к лучшему разумению догматического в катехизме учения поспешествующие, чего ради по сей, исправного перевода требующей книги 11, обучать бы детей читать вместо поныне употребляемого часослова, к коему или вместо коего, сию постороннюю помощь употреблять есть благословно (Духовный регламент, часть 2 в установлении о семинариях на конце). 3. Азбуку славенороссийскую новую и перед нынешнею исправнейшую и совершеннейшую, в которой бы после букв и слогов издать символ веры, священное десятословие, нужнейшие нашему юношеству молитвы ежедневные, о чем надлежит сочинения ясного и вразумительного к тому же краткие нравоучительные о благоповедении для детей правила, каковы видимы в в элементаре кенигсбергского издания Иваном Гартунгом 12, и напоследок месяцеслов. Сверх же того трудами ученейших членов санкт-петербургской императорской Академии наук издать бы печатанием и для самих учителей грамоты общее наставление – каким образом должно им при обучении и при всем школьном исправлении с детьми поступать. Но, дабы доброе учение в малых оных школах назначиваемое сеять не напрасно, [362] и, чтоб не учить детей с чаянием забвения учению их же, ибо и собственным опытом и примечаниями его, Крестинина, подтвердилось, что бывшие для обучения грамоте наставлению его вверенные дети, выучившие нужное, хотя не все из катехизма, забывали, то чрез несколько лет после вывода своего из школы, случавшегося по окончании грамоты большею частию около 11 или 12 детского их возраста во время, когда еще в сердцах, толь младых почерпнутое из катехизма божественное учение вкорениться глубоко и прозябнуть не может, чего ради нужно есть обучившимся грамоте детям в определенные дни до известного времени своих лет наставление о учении христианском повторять и принимать пред учителями и от учителей церковных, проповедников слова Божия. И того ради быть бы экзаменам катехизма чрез посвященного, как выше означено, служителя и проповедника слова Божия, и сего бы ради посещать ему, хотя однажды в месяц, каждую городовую для обучения детей грамоте случающуюся школу; а обучившимся грамоте и вышедщим из малых тех школ детям обоего пола каждому человеку, даже до 15 лет их возраста, в церкви публичный давать экзамен на всякий месяц двоекратно, ежели не чаще. От пятнадцати же до двадцати лет молодым людям мужеского пола, а женского до семнадцати лет давать бы публично еще экзамен во время приготовления их к восприятию святейшего таинства евхаристии 13. И достигшие указного двадцатилетнего возраста молодые граждане повинны о верности своей ко власти предержащей и о радении ко общему добру учинить бургерскую присягу по форме в магистратском регламенте под литерою Е, что все наблюдать бы магистрату и определеннному от него над школами старшине, достойному сего звания за самое свое искусство и ревность в деле училищном, и которому для того быть бы надзирателем при оных экзаменах школьных и церковных, чтоб наблюдать бы еще и приходским священникам. И еще магистрату бы и гражданству содержать на городовых общих доходах двух учителей – голосной и на орудиях музыки, из коих первый бы для христианского благочестия, а другой бы для непорочного увеселения, чтоб тем уменьшить забавы безчинные нынешние молодых людей обоего пола; из них способных учить узаконить. Но дабы родительская во оном обучении христианском, есть ли паче чаяния случится нерадивость богопротивная (Второзаконие, глава 6, ефесеем, глава 6) 14 возрасти во вред общества не могла, того ради и, чтоб насильнейшее повреждение сильнейшему быть и врачеванию, положить бы и взыскивать штраф на нерадивых, паче чаяния, родителях или место родителях за необучение обоего пола детей их грамоте и христианского чрез катехизм учения за каждого посадских необученного человека по 10 рублев, а за каждый, кроме законной причины, в церковном экзамене пропущенный день по пятидесяти копеек. А сколько за тоже положить штрафа прилично на людей протчих чинов, сие основательнее рассудить правительство может, и полезно, кажется, оным штрафным деньгам быть в числе указных доходов на жалованье белому священству. Таким образом, объявленные учащихся, учащих и самого учения недостатки и от сих вредительные в народе действия по уверению неложных опытов истинными и несумнительными, а для отвращения сего зла предложенные средства полезными и надежными архангелогородский губернский магистрат признавает, но с таким мнением, которым и предозначенное доношение между прочим заключено, что для совершенного решения настоящее дело взнести необходимо в правительствующий Сенат; кроме которого и ниже властию в других судебных местах сие дело решить невозможно, что кроме разных обстоятельств архангелогородский губернский магистрат познавает из именного высочайшего 1726 года июня 12 дня указа, подтверждаемого высочайшим же именным указом февраля 26 дня 1764 г. И того ради в силу ея императорского величества указов в архангелогородской губернском магистрате определено все вышеписанное правительствующему Сенату доношением от сего магистрата представить и просить, дабы в будущем 1765 годе с помощию Божиею и содействием святого духа под благословенным ея императорского величества государствованием действительно начать повсюдное для обоего пола и всеобщее по городам в отечестве нашем учение детям грамоте и учение катехизма совокупно, включая в первое по нынешнему времени детей обоего пола двенадцатилетние, а в в другое пятнадцатилетний возраст непревозшедших. А для исполнения по XII статьи данного от ея императорского величества губернаторам наставления, сообщить при чем надлежит от архангелогородского губернского магистрата с того определения копию господину [363] генерал-майору, кавалеру и Архангелогородской губернии губернатору Егору Андреевичу Головцыну, чтоб по рассуждению его превосходительства и о деревенских в здешней стране жителях для нужного и полезного им просвещения учением быть особенным и состоянию их приличным распорядком. И по оному определению настоящим доношением правительствующему Сенату от архангелогородского губернского магистрата и представляется покорнейше.
РГАДА. Ф. 248 (Сенат). Д. 3574. Л. 454-457. 3 1764 году декабря 9 в журнале Правительствующего Сената записано: слушано доношение Крестинина. Приказали: Понеже изображенные в оном доношении, представляемые от гражданина Крестинина о обучении по городам российского юношества обоего пола грамоте букваря и катехизиса средства, по рассуждению Сената признаваются основательными и надежными, юношеству же и обществу полезными, почему и на учреждение по городам таких школ и на таком основании и содержании, как он, Крестинин, и магистрат представляют, согласен; с тем еще присовокуплением, что оный гражданин Крестинин таковым полезным представлением заслуживает себе справедливую похвалу. А как оное его, Крестинина, представление, заключающеюся в нем матернею подражает высочайшим ея императорского величества всемилостивейшей государыни о пользе и благосостоянии подданных ея величества достохвальным намерениям и попечениям, самым же содержащимся в нем сочинением приобретает достоинство к любопытному оного прочтению. В рассуждении чего означенное архангелогородского магистрата доношение в копии поднести ея императорскому величеству при репорте с таким всеподданейшим от Сената представлением; есть ли бы оное высочайшей ея императорского величества апробации удостоилось, то не соизволит ли ея величество повелеть: 1. Таковые для обучения обоего пола малолетних городовых детей малые школы на первый случай учредить в городе Архангельском на представляемом содержании и под ведомством тамошнего магистрата, как и определенного к тому от оного старшины, а для примеру протчим городам о сем архангелогородского магистрата и гражданина Крестинина предприятии публиковать с пристойною оным магистрату и Крестинину за такое обучение юношества попечение похвалою, дабы чрез то они к дальнейшим о том стараниям, а другие городовые магистраты и граждане к подобным установлениям были поощрены. 2. Архиепископа Феофана Прокоповича сочинение под наименованием «Краткое учение христианское малолетнему отроку и невежде всякому прислушающее» напечатать и таковую азбуку, как Крестинин представляет сочиня (так в тексте. – А. Ч.), напечатать же от святейшего Синода, а в совокупление ко оной правила кенигсбергского издания Иваном Гартунгом, равно как и выбранные ректором Гибнером библейские священные истории Ветхого и Нового завета на российский язык со всякою исправностью перевесть в Академии наук, а по переводе для свидетельствования, дабы паче чаяния какового-либо в них православию предосуждения не было, и напечатания отослать в святейший Синод, от которого оные книги в архангелогородский магистрат и в другие городы, где подобные впредь школы учредятся, тако жив протчие училища немедленно разослать. 3. Для самых в тех городовых школах будущих учителей общее наставление, каким образом должно им при обучении и всем школьном исправлении с детьми поступать, сочинить и, напечатав, в те школы доставить реченной же Академии наук, паче же все сие предать во всевысочайшее ея императорского величества соизволение. РГАДА Ф. 248. Д. 3643. Л. 155 об. – 157. Комментарии 1. Регламент, или Устав Главного магистрата от 16 января 1721 г. определял многообразные функции этой коллегии. Он также учреждал на местах городовые магистраты, в ведении которых находились в основном финансовые дела. По этому Реламенту магистрат Архангельска должен состоять из президента, четырех бургомистров и восьми ратманов (советников), избиравшихся «из первостатейных, добрых, пожиточных и умных дюдей». 2. Пуфендорф Самуэль (1632-1694) – историк, юрист. Перевод его сочинения «О должности человека и гражданина по закону естественному...» (СПб., 1726) был предпринят по инициативе Петра I и выполнен справщиком санкт-петербургской типографии И. Кречетовским. Редактировал перевод Г. Бужинский. 3. От гол. schipper – корабельщик, управляющий купеческим судном, капитан. 4. От лат. recreatio – каникулы, восстановление. 5. Служебное положение, чин. 6. Учебное руководство с кратким изложением христианского вероучения в форме вопросов и ответов. 7. «Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской», составленный В. Н. Татищевым, сообщает: «Грамматика, слово греческое... которая учит правильно говорить, читать и писать. Оная состоит в четырех частях: первая ортография или правописание...» // Татищев B. Н. Избранные произведения. Л., 1979. С. 246. 8. Здесь и далее ошибка. Должно быть – невеже. См. примеч. 9. 9. Сочинение Феофана Прокоповича «Краткое учение христианское малому отроку и невеже всякому прислужающее, беседами учителя и ученика составленное» представляет собой краткий катехизис, где в разговорной форме излагаются основные положения христианского вероучения. Написано в конце 20-х годов XVIII в., не издавалось. 10. Первое послание к коринфянам святого апостола Павла. См.: Библия, или Книги священного писания Ветхого и Нового завета... М., 1956. С. 1179. 11. Гюбнер (Hubner) Иоганн (1668-1731) – педагог, писатель. Учился в Лейпцигском университете на теологическом факультете. С 1694 г. – ректор Мерзебургской гимназии. Автор и составитель исторических, географических, картографических, религиозных и других книг. См.: Deutsche Biographische Enzyklopaedie. Muenchen, 2001. Bd. 5. S. 205. 12. Гартунг (Hartung) Иоганн (1699-1756). Издавал книги по вопросам образования сначала в Эрфурте и Лейпциге, затем в Кенигсберге на немецком, латинском, латышском, литовском и польском языках. См.: Deutsche Biographische... Bd. 4. S. 416. 13. Греч, eucharistia – причащение, одно из семи христианских таинств. 14. Послание к ефесянам святого апостола Павла. См.: Библия, или Книги священного писания... C. 1202. Текст воспроизведен по изданию: Проекты В. В. Крестинина о школьном образовании в России // Археографический ежегодник за 2003 год. М. 2004 |
|