|
О ПЕРВЫХ ВЛАДЕЛЬЦАХ ЧАСТНЫХ ТИПОГРАФИЙ В-РОССИИ (И. М. Гартунг и И. К. Шнор) До сих пор у нас не имеется почти никаких сведений о владельцах первых частных типографий, внесших значительный вклад в книгоиздательское дело России. Их имена не упоминаются в биографических и энциклопедических словарях, им до сих пор не посвящено ни одной научной работы. Поэтому каждый новый исторический источник имеет большое значение для воссоздания биографии и деятельности книгоиздателей в России конца XVIII в. В Центральном государственном архиве древних актов нам удалось обнаружить документы о типографщиках России Иоганне Михаеле Гартунге и Иоганне Карле Шноре.Первые частные типография и словолития в Петербурге были разрешены сенатским указом 1 марта 1771 г. Иоганну Гартунгу 1. Через несколько месяцев Гартунг подал Екатерине II прошение: «Принося всеподданейшее вашему ими. величеству благодарение за дозволение [179] ему иметь собственную типографию и словолитню, представляет, что для заведения оной потребно ему 10 000 рублев; но как он порук по себе представить по незнакомству своему не может, а намерен напротив того сам в России остаться и свою фамилию из Майнца сюда вывезти, то приемлет дерзновение всеподданейше просить вашего ими. величества пожаловать ему для исправления потребных к тому инструментов и материалов на 10 лет 6000 рублев, которую он сумму в три срока либо отработать, либо готовыми деньгами уплатить обещается. Притом ведая, что в России на казенные типографии издерживается не малая сумма денег, по причине чего и российский книги не могут так дешево продаваться как иностранный, в пользу казны и общества предлагает, не соблоговолено ли будет высочайше некоторыя здешния казеннаго содержания типографии или в них станы помалу уничтожить, либо продать ему. Что же касается до бумаги, то и она подешевле сделается, если указом строго запрещено будет народу бросать на улицу тряпицы, за кои бы он давал всякие мелочи, как-то: ленты, нитки, иглы и прочее; и собрав большое число, отдавал бы оное на бумажную мельницу; ныне же оныя с великим иждивением привозятся из Москвы. Иоган Михаель Гартунг, типографщик и словолитец» 2. На прошении имеется резолюция статс-секретаря Екатерины II Г. В. Козицко-го: «По нынешним военным обстоятельствам учинить сего не можно, чего для возвращается. 1771 года, мая 20. Григорий Козицкий». Из прошения устанавливается, что Гартунг — уроженец Майнца, одного из старейших немецких городов, известного как родина изобретателя книгопечатания Гутеберга. Ранее 1771 г., как известно, типографии в России заводились и содержались на счет правительства. Дохода они, как правило, не приносили. Прямо указывая на это обстоятельство, а также желая, видимо, устранить конкуренцию, Гартунг предлагает часть издания книжной продукции передать в его вновь организуемую типографию. Интересно, на наш взгляд, предложение Гартунга об организованном сборе сырья («тряпиц») для переработки его в бумагу. Как видим, ссылаясь на войну с Турцией, Екатерина в субсидии Гартунгу отказала 3. Приблизительно в это же время начинается книгоиздательская деятельность в России Иоганна Шпора, ставшего впоследствии владельцем крупнейшей в России типографии и книжного магазина в Петербурге. Шпор напечатал ряд многотомных изданий по истории, географии, медицине, ботанике. Среди его друзей были ученые, литераторы, переводчики; он был близко знаком с А. И. Радищевым. В 1789 г. Радищев купил у Шнора печатный стан и шрифт для напечатания «Путешествия из Петербурга в Москву». Когда книга была напечатана, Шнор попросил у автора в счет числящегося за ним долга 50-100 экземпляров, но Радищев, отлично понимавший, что выпуск революционной книги не останется не замеченным, отказал ему, послав следующую записку: «С великим удовольствием хотел бы я дать, г-н Шнор, экземпляров сих книг, но теперь невозможно, ибо для публики вышедшие украдены» 4. [180] В действительности почти весь тираж книги оставался лежать в доме Радищева до дня его ареста. Только тогда, когда Радищев был предупрежден о грозившей ему опасности, книги были сожжены по его указанию— за несколько часов до его ареста и заключения в Петропавловскую крепость. Если бы Радищев отпустил Шпору указанное число книг, они неизбежно бы оказались в руках Тайной канцелярии, так как за Шнором уже велось наблюдение. В своих показаниях па допросе 23 июня 1790 г. Шнор подтвердил, что Радищев является его должником, но умолчал о том, когда он продал ему печатный станок и какое количество литер 5. Арестованный ранее книгопродавец Герасим Зотов сказал: «кто сей книги издатель и где в типографии печатна, того не знает, по литерам же узнает печать, похожую на Шнорову» 6. 1 июля 1790 г. на допросе Радищев ответил: «… прошлым летом получил я стан типографский от Шнора с литерами, за который еще ему всех денег не отдал» 7. Таким образом типограф Иоганн Шнор был одним из тех, кто способствовал изданию великой радищевской книги. Обнаруженный нами документ относится к началу деятельности Шнора в России. Это резолюция Сената по прошению Шнора от 29 ноября 1772 г.: «Челобитная Иоганна Карла Шнора, просит о пожаловании ему указа на заведение типографии для печатания на иностранных языках разных пиэс, на основании том, как позволено и словолитчику Гартунгу, приказали: на основании того, как Гартунгу позволено, позволить и ему, Шнору, завесть типографию» 8. Интересно, что дело Шнора рассматривалось в Первом департаменте Сената, где служил тогда А. Н. Радищев; вполне вероятно, что их знакомство состоялось еще в то время. С.Р. Долгова Комментарии 1. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), т. XIX, № 13572 «О даче иноземцу Гартунгу привилегий на заведение в С.-Петербурге типографии и словолитной для иностранных языков». 2. ЦГАДА, Госархнв, Р. X., Кабинет Екатерины II, оп. 1, д. 587, л. 89-89 об.; публикуется перевод, приложенный к прошению И. Гартунга, написанному на немецком языке. 3. В «Сводном каталоге русской книги XVIII века 1725-1800 гг.» (М., 1962-1967) указано лишь два издания, вышедшие из типографии И. Гартунга: в 1773 г. (предположительно) журнал «Мешенина катоноскарроническая...» (т. IV, № 181) и в 1774 г. комедия «Свадьба господина Промоталова» (т. III, № 6324). 4. Бабкин Д.С. Процесс Радищева. М.-Л., 1952, с. 152. 5. Там же, с. 152. 6. Там же, с. 153. 7. Там же, с. 168. 8. ЦГАДА, ф. 248. Сенат, кн. 3957, лл. 884-884 об. Официальный указ «О дозволении книгопродавцам Вейтбрехту и Шнору завести собственную типографию» последовал лишь 22 августа 1776 г. (ПСЗ, т. XX, № 14495). Текст воспроизведен по изданию: О первых владельцах частных типографий в России (И. М. Гартунг и И. К. Шнор) // Книга. Исследования и материалы, Сборник XXXII. М. Книга. 1976 |
|