|
«...В Великой пост явился муж моей жены...»Дело о разводе крестьянина Василия Бобылева с женой.1779-1781 гг.Жизнь русского человека всегда была теснейшим образом связана с Церковью: крещение, вступление в брак и смерть; семейная жизнь, воспитание и обучение детей, разрешение споров и судебные разбирательства; взаимоотношения с соседями и т. д. Причем последние, как правило, решались духовным правлением - местным коллегиальным церковным судебно-административным учреждением, подведомственным епархиальному архиерею и духовной консистории. В компетенцию духовных правлений как низшей инстанции духовного суда, в соответствии с указом Синода от 4 сентября 1722 г., входило рассмотрение дел: богохульных, еретических, раскольничьих, о запрещении, расторжении и насильственных браках, похищении церковного имущества и т. д. 1 В Челябинской округе в конце XVIII в. в ведении Челябинского духовного правления (1750-1861) 2 находились 34 церкви Челябинского и Троицкого уездов, города Верхнеуральска и Карагайской крепости 3. По духовным росписям за 1791 г. во всех приходах числилось 74 523 человека (включая детей) 4. В фонде Челябинского духовного правления, хранящемся в Объединенном государственном архиве Челябинской области (ОГАЧО), отложился комплекс дел низшей инстанции духовного суда. Составляющие их документы являются важным источником для изучения обычного права 5 применительно к Южному Уралу. О слабой изученности последнего еще в начале XX в. писал автор учебника по церковному праву Н. С. Суворов 6. По идеологическим мотивам изучение церковных источников в XX в. (особенно в провинциальных архивах) было затруднено, а с 1990-х гг. такая возможность появилась. Архивисты провели научное описание фонда, выявили интересные документы по истории Русской православной церкви на Южном Урале в XVIII в., среди них «Дело о разводе крестьянина Нижнеувельской слободы Василия Бобылева с женой» (1779-1781 гг.) 7. Оно привлекло наше внимание по ряду причин. Во-первых, необычной историей крестьянской семьи; во-вторых, оно показывает механизм рассмотрения судебных дел, несамостоятельность духовного правления, взаимоотношения в крестьянской среде и т.д. [128] Вкратце сюжет дела выглядит следующим образом. Совсем еще юными (17-летними) крестьяне Нижнеувельской слободы Челябинского уезда Мартын Брызгалов и Прасковья Яковлева 8 в 1754 г. вступили в брак, через некоторое время у них родилась дочь Вера. В 1757 г. молодого мужа забрали в рекруты. Вестей от него не было («жила безмужнею восемь с половиною лет»), поэтому зимой 1765 г. Прасковья Яковлева Брызгалова, с согласия брата мужа, вышла замуж за местного крестьянина Василия Бобылева. Венчал их священник Нижнеувельской слободы Сергей Дмитриев. В новой семье родились дети: Сергей (1766 г.), Ирина (1771 г.), Харитина (1775 г.). Жизнь шла своим чередом. Выросла и вышла замуж дочь Мартына - Вера. Как вдруг 4 марта 1778 г. из Оренбурга в Нижнеувельскую слободу к родителям приехал бомбардир Троицкой артиллерийской команды Мартын Брызгалов. Узнав, что его жена вновь вышла замуж, он решил «свою жену отобрать» и отправился в дом к Василию Бобылеву. Подробностей этой встречи архивные документы не сохранили, но последствия были следующими. Родственникам (зятю бомбардира Брызгалова - Ивану Волкову и брату Василия Бобылева - Митрофану) удалось убедить Мартына Брызгалова оставить Прасковью второму мужу - «в разсуждении прижитых с ним детей». Правда, за это Василий Бобылев выплатил первому мужу 28 рублей «отступных», получив с него расписку. Свидетелем сделки выступил местный священник Феофилакт Вершинин. Через полтора года после этих событий, 6 октября 1779 г., Челябинское духовное правление постановило разлучить супругов Бобылевых на время, с тем чтобы окончательное решение осталось за Тобольской духовной консисторией. В духовное правление вызвали Митрофана Бобылева и взяли с него поручительство за брата Василия в том, чтобы тот никакого «телесного смешения» с женой Прасковьей не имeл 9. Через неделю Василий Бобылев обратился в духовное правление с просьбой оставить ему жену, а бомбардиру Брызгалову разрешить жениться- повторно (Док. № 1). В свою очередь Челябинское духовное правление отправило 15 октября 1779 г. «покорнейшее доношение» на имя епископа Тобольского и Сибирского Варлаама с подробным изложением всех событий и с просьбой о дозволении крестьянской семье Бобылевых жить вместе, а Мартыну Брызгалову - жениться на другой (Док. № 2). При этом правление осудило действия священника Вершинина, выступившего свидетелем при передаче денег (Док. № 3). Прошел целый год, у Бобылевых родилась дочь Марина. И вот, 5 ноября 1780 г., из Тобольской духовной консистории поступил указ, предписывавший супругов Бобылевых развести, жену вернуть первому мужу, а Василию Бобылеву разрешить жениться снова. Решение вопроса о том, с кем оставить детей и как быть с деньгами, полученными бомбардиром Брызгаловым, консистория оставила на рассмотрение светских властей (Док. № 4). После такого «сурового» приговора уже оба мужа Прасковьи Яковлевой обратились в духовное правление с просьбой оставить все как есть: семье Бобылевых жить вместе, а Мартыну Брызгалову жениться на другой (Док. № 5-7). Однако Тобольская духовная консистория была неумолима - через полгода, 19 июня 1781 г., поступил очередной указ, подтверждавший предыдущий: Прасковью Яковлеву вернуть Мартыну Брызгалову, а Василию Бобылеву разрешить сочетаться новым браком 10. Последний документ дела датируется 31 октября 1781 г. - это рапорт священников Николаевской церкви Нижнеувельской слободы в Челябинское духовное правление, в котором они сообщают, что Прасковья и Василий Бобылевы продолжают жить вместе, а бомбардир Брызгалов за своей женой так и не приехал. К сожалению, мы не узнаем, чем же закончилась эта почти трагическая история - других документов по этому делу в архиве не сохранилось. Но дух времени, нравы и обычаи, язык русских людей, живших много лет назад в Челябинской округе, публикуемые ниже источники, безусловно, передают. [129] Текст разбит на предложения, в нем сохранены все фонетические и морфологические особенности рукописных подлинников. Знаки препинания расставлены в соответствии с правилами современной пунктуации. Сокращенно написанные слова («под титлом») раскрыты. Выносные буквы внесены в строку без выделения. В заголовках оставлены названия видов документов. Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии Е. Н. СУХИНОЙ. № 1 1779 г., октября 11. - Доношение крестьянина Нижнеувельской слободы Василия Бобылева в Челябинское духовное правление с просьбой об оставлении ему жены - Прасковьи Яковлевой В Чилябинское духовное правление Нижноувелской слободы от крестьянина Василия Бобылева покорное доношение Прошлаго 1757 г., по взятии в рекруты Нижноувелской слободы крестьянина Мартына Брызгалова, оставшая от ево жена Парасковья Яковлева чрез восемь с половиною лет, ни получая ни писменнаго, ни словеснаго уведомления об оном своем муже, с совету как своих, так и ево, Мартына Брызгалова, родственников вышла за меня нижайшаго в замужство. И венчаны в Нижноувелской слободе покойным священником Сергием Дмитревым в прошлом 1765 г. в зимнее время, и живет со мной, нижайшим, уже пятнатцатой год, с коей и прижито детей трое, то есть: сын Сергей, коему от роду 14 лет, да две дочери: первая - Ирина осми лет, вторая - Харитина шести лет. А прошлаго, 1778 г., в Великой пост явился муж моей жены Парасковьи Яковлевой - Мартын Брызгалов, взятой прежде в рекруты, в живых, и приезжал из Оренбурга уже бомбандиром в Нижноувелскую слободу. И хотя пришед ко мне в дом, и отнимал тую свою от меня жену, однако, наконец, согласился, в разсуждении прижитых мною с ево женой детей, оставить ее в моем доме по прежнему с тем, что естли дозволено ему, бомбардиру, будет жениться на другой жене. [130] Того ради Чилябинское духовное правление покорнейше прошу сие мое доношение принять и о оставлении при мне вышереченнаго бомбандира Брызгалова жены Параскевы Яковлевой, как у меня, нижайшаго, с нею прижито трое детей, а бомбандир ее к себе взять не желает, я ж с ней хощу до смерти жизнь свою во обществе препровождать, учинить милостивое решение, на что и имею ожидать благоразсмотрительпой резолюции. 1779 года, октября, 11-го дня. К сему доношеиию вместо вышеписаннаго крестьянина Василя Бобылева по прозбе ево подканцеляристской сын Иван Пестряков руку приложил. Помета: «№ 107. Подано 12 октября 1779 г.». ОГАЧО. Ф. И-33. On. 1. Д. 15 б. Л. 78-79. Подлинник. № 2 1779 г., октября 15. - Доношение Челябинского духовного правления в Тобольскую духовную консисторию с просьбой о разрешении Василию Бобылеву жить с Прасковьей Яковлевой, а бомбардиру Мартыну Брызгалову - жениться на другой № 228 Великому господину преосвященнейшему
Варлааму, Сего октября, 12-го дня поданным в Чилябинское духовное правление Нижноувелской слободы крестьянин Василий Бобылев доношением объявил, что прошлаго 1757 году, по взятии в рекруты Нижноувелской слободы крестьянина Мартына Брызгалова, оставшая от ево жена Параскевья Яковлева чрез восемь с половиною лет, ни получая ни писменнаго, ни словеснаго уведомления об оном своем муже, с совету как своих, так и ево, Брызгалова, родственников вышла за ево, крестьянина Бобылева, в замужство. И венчаны в Нижноувелской слободе покойным священником Сергием Дмитровым в прошлом 1765 году в зимнее время, и живет с ним, Бобылевым, уже пятнатцатой год, коей прижито детей трое, а имянно: сын Сергей, коему от роду 14 год, да две дочери: первая - Ирина осми (Далее зачеркнуто «лет»), вторая - Харитина шести лет. А прошлаго де 1778 года в Великой пост явился муж ево жены Парасковьи Яковлевой - Мартын Брызгалов, взятой прежде в рекруты, в живых, и приезжал из Оренбурга уже бомбандиром в Нижпоувелскую слободу. И хотя пришед к нему, Бобылеву, в дом, и отнимал тую свою жену, однако, наконец, согласился, в разсуждении прижитых их с ево женой детей, оставить ее в ево, Бобылева, дом по-прежнему с тем, что естли дозволено ему, бомбардиру, будет жениться на другой жене. И просил опой крестьянин Бобылев тем доношением о оставлении при нем вышереченнаго бомбандира Брызгалова жены Парасковьи Яковлевой, как у иево с нею прижито трое детей, [131] а бомбандир ее взять к себе не желает, он же, Бобылев, хощет до смерти жизнь свою во обществе с нею препровождать, учинить милостивое решение. А бомбандир Мартын Брызгалов в своем допросе показал: от роду ему 43-й год (Далее вписано между строк: «в прошлом 1757 году»), в прошлом 1757 году взят он, Брызгалов, в военную службу и командирован был в полевые полки, в которых и находился всегда в других землях по 775-й год. Будучи ж он, Брызгалов, еще в крестьянстве, женат был на крестьянской дочере Парасковье (Так в документе) Яковлевой, с коей до взятья в рекруты и жил два года и прижил одну дочь Веру (которая ныне уже и в замужстве), и во время бытия ево, Брызгалова, в полевых полках к жене своей ни одного письма не писывал, и от нее тоже не получивал. А в прошлаго 1778 года, марта 4-го, прибыв он, бомбандир, из Оренбурга для свиданья с своими родителями в Нижноувелскую слободу, и как услыше... (Написано неразборчиво), что ево прежняя жена Парасковья Яковлева уже вышла в замужство за крестьянина Василья Бобылева, то и пошел к нему, крестьянину, в дом, с тем чтоб свою жену отобрать. И в то время пришли к нему же крестьяне: зять онаго бомбандира Иван Волков и Митрофан Бобылев и уговаривали, чтоб ему оставить прежнюю свою жену при детях у втораго се мужа - крестьянина Бобылева. А потом назавтрее того дни по многократным крестьянским уговорам склонился оставить прежнюю свою жену у втораго мужа - крестьянина Василья Бобылева, в разсуждении прижитых с ним детей, и за то взял с него, Бобылева, денег дватцать восемь рублев, в чем дал ему, Бобылеву, подписку. И он, бомбандир, прежнюю свою жену Параскеву Яковлеву, ежели ему дозволится на другой жениться, взять к себе, в разсуждении разлучения с ея детьми, прижитыми с крестьянином, не желает. А жена ево - Парасковья Яковлева в своем допросе показала, что от роду ей 43-й год, назат тому дватцать шесть лет выходила она в замужство за крестьянина Мартына Брызгалова, и пожив с ним три года, взят он был в рекруты и командирован в полевые полки, от коего осталась у нее прижитая с ним дочь Вера. По взятье ж ево, Брызгалова, в рекруты жила безмужнею восемь с половиною лет, и как от него ни писмяннаго, ни словеснаго известья, что есть ли он, Брызгалов, в живых, не получала, то по согласию брата прежняго мужа - Ефима Брызгалова вышла за другаго крестьянина - Василия Бобылева, и венчаны были Кичигинской крепости покойным священником Сергием Дмитревым. И живет с ним уже пятнатцатой год, с коим и прижито детей: один мужеска пола - Сергий, коему ныне 14, и женска пола двое: первой - Ирине - 9, а второй - Харитине - 5 лет. А в прошлом, 778-м году, в Великой пост, прибыв из Оренбурга прежней ее муж Мартын Брызгалов бомбандиром, как тогда жить с ним вместе, так и ныне по приезду из Троицкой никогда не звал. А только по прибытии из Оренбурга в 1778 году взял он, Брызгалов, с нынешня го ее мужа денег дватцать восем рублев с тем, чтоб ее у нынешияго мужа в разсуждении прижитых детей оставить. И она, Парасковья Яковлева, ныне с прежним мужем - бомбандиром Брызгаловым жить [132] не желает, а желает с нынешним - крестьянином Бобылевым (Далее до конца предложения написано на полях), с которым она, Парасковья Яковлева, ныне до резолюции от Вашего преосвященства. Но хотя оные бомбандир Брызгалов прежнюю свою жену Параскеву Яковлеву взять к себе не желает, а равно и жена ево реченная Параскева Яковлева с ним жить не хочет, а крестьянин второй ее муж Василей Бобылев взять к себе и жить с нею желает, так же и она, Парасковья Яковлева, жить и при детях своих быть желает же, но духовное правление к допущению крестьянина Бобылева с женою ево, Парасковей Яковлевой жить во обществе, то же и бомбандиру Мартыну Брызгалову жениться на другой дозволить без представления ко Вашему преосвященству само собою не осмеливается. Потому часто поминаемая Парасковья Яковлева со вторым мужем ныне, до воспоследования от Вашего преосвященства резолюции духовным правлением разлучена. Того ради Вашему преосвященству Чилябинское духовное правление сим представляя, покорнейше просит (Далее вписано между строк: «дабы соблаговолено было»), дабы соблаговолено было за вышепрописанным крестьянину Василию Бобылеву с женою ево Парасковьей Яковлевой жить во обществе, а бомбандиру Мартыну Брызгалову на другой жениться архипастырски повелеть и о том учинить милостивое благоразсмотрение и резолюцию. 1779 года, октября 15-го дня. ОГАЧО. Ф. И-33. On. 1. Д. 15 б. Л. 87-89. Подлинник. № 3 1779 г., октября 18. - Подписка священника Нижнеувельской слободы Феофилакта Вершинина, данная в Челябинском духовном правлении о том, чтобы «в непринадлежащие дела не вступаться» 1779 года, октября 18-го дня, в Чилябинском духовном правлении Нижноувелскои слободы священник Феофилакт Вершинин сею подпискою обязуюсь в том, чтоб мне в непринадлежащия дела (подобные тем как я к подписке, данной бомбандиром Брызгаловым крестьянину Василию Бобылеву в получении с него денег, в освидетельство приступил) не вступаться, а ежели за сим буду в таковые или подобные тем входить то в таком случае представлять на меня к Его преосвященству, в чем и подписуюсь. Священник Феофилакт Вершинин ОГАЧО. Ф. И-33. On. 1. Д. 156. Л. 77. Подлинник. [133] № 4 1780 г., октября 13. - Указ из Тобольской духовной консистории в Челябинское духовное правление о разводе крестьянина Василия Бобылева с Прасковьей Яковлевой и о ее возвращении первому мужу - бомбардиру Мартыну Брызгалову № 325 Указ Ея императорскаго величества самодержицы Всероссийския из Тобольской духовной консистории в Чилябинское духовное правление Минувшаго, 1779 года, ноября 29-го на представленное к Его преосвященству из онаго Чилябинскаго духовнаго правления доношение о вышедшей бомбандира Мартына Брызгалова жене Парасковье Яковлевой в небытность ево за другаго крестьянина Василья Бобылева в замужство, которой с нею прижил троих детей, ко взятии бомбандиром Брызгаловым со онаго Бобылева дватцати восьми рублев денег, з доклада Его преосвященству Тобольская духовная консистория приказали: показанного крестьянина Бобылева с женою Парасковьей Яковлевой развесть и отдать ее в сожитие первому мужу - бомбандиру Мартыну Брызгалову, Бобылеву же, ежели пожелает, вступить во вторый брак со свободным лицом дозволить, а о детях, прижитых с нею женкой Бобылевым, при котором из них им остатся, и о деньгах, данных Бобылевым Брызгалову, сообщить в команду и о том послать в Чилябинское духовное правление указ. 1780 года, октября 13-го дня. Никита, протопоп Софийский. Ключарь,
иерей Михаил Карпинский. ОГАЧО. Ф. И-33. Oп. 1. Д. 15 б. Л. 90. Подлинник № 5 1781 г., января 5. - Сообщение Троицкой артиллерийской команды в Челябинское духовное правление об отправлении бомбардира Мартына Брызгалова в Челябинск От Троицкой артиллерийской команды По сообщению реченнаго Челябинскаго правления с прописаиием во оном присланнаго ко оному правлению из Тобольской духовной консистории указа, находящейся здешней команды бомбардир Мартемьян (Здесь и далее так в документе) Брызгалов для взятья по разведении с крестьянином Бобылевым прежней ево [134] жены Парасковьи Яковлевой от сей команды при сем отправлен, по которому Троицкая артиллериская команда требует, дабы благоволило Челябинское духовное правление учинить о сем по законом и что ж последует, сию команду ие оставить уведомлением. Ево ж, Брызгалова, по окончании дела без замедления отправить обратно к команде. Генваря 5-го дня 1781 года. Артиллерис (Здесь и далее
так в документе) подпорутчик Николай (Здесь и далее подписи неразборчивы) Слушано: 19 ч. Обратно отправлен бомбандир Брызгалов 18 числа. Пометы: «№ 12. Получено 16 генваря», «Жену по указу прежнему мужу отдать». ОГАЧО. Ф. И-33. On. 1. Д. 15 б. Л. 92-92 об. Подлинник № 6 1781 г., января 18. — Доношение Троицкой артиллерийской команды бомбардира Мартына Брызгалова в Челябинское духовное правление с просьбой об оставлении его прежней жены Прасковьи Яковлевой крестьянину Василию Бобылеву и о разрешении ему жениться на другой № 19. Подано 20 генваря В Чилябинское духовное правление По сообщению онаго духовнаго правления, кое состоялось по указу Тобольской духовной консистории, от Троицкой артиллярийскои команды я в Чилябинское духовное правление для взятья жены своей Параскои (Так в документе) Яковлевой, вышедшей во время продолжения Ея императорскому величеству моей службы в полевых полках за другаго крестьянина Василья Бобылева, прибыл. А как у онаго крестьянина Бобылева с моею женою прижито уже четверо детей, из коих последняя одна дочь Марина еще 35-ти недель, за малолетством оных, как я еще состою в военной службе, чаятельно, что в пропитании и нести мне будет скудость. А к тому ж оная моя жена Парасковья Яковлева здоровья самаго слабова, почему и вспоможения мне подать пропитывать детей не может, в разсуждении чево я ее взять к себе не желаю, а оставляю при последнем ее муже - крестьянине Василье Бобылеве с тем, чтоб мне позволить на другой жениться. Того ради Чилябинское духовное правление покорнейше прошу сие мое доношение принять и о оставлении жены моей - Параскевы [135] Васильевой (Так в документе) при последнем ее муже - крестьянине Бобылеве, а мне - о дозволении жениться на другой представить к Его преосвященству, и о том учинить милостивую резолюцию. 1781 года, генваря 18-го дня. На подлинном написано: «К сему доиошению вместо бомбандира Мартемьяна Брызгалова по прозбе ево под канцеляристе кой сын Иван Пестряков руку приложил». Слушано: 22 ч. ОГАЧО. Ф. И-33. On. 1. Д. 15 б. Л. 95. Копия. № 7 1781 г., января 21. - Доношение крестьянина Нижнеувельской слободы Василия Бобылева в Челябинское духовное правление с просьбой об оставлении ему жены № 20. Подано 22 генваря. В Чилябинское духовное правление Сего генваря 17-го дня по прибытии в Чилябинск от Чилябинскаго духовнаго правления объявлен мне, нижайшему; полученной из Тобольской духовной консистории указ, коим велено меня с женою моею Парасковьей Яковлевой развесть и отдать ту мою жену прежнему ее мужу - Троицкой артиллерийской команды бомбандиру Мартыну Брызгалову, которая от меня Чилябинским духовным правлением и отобрала. А как уже у меня с нею прижито четверо детей, кои еще состоят в малолетстве, да и бомбандир Брызгалов ее, Парасковыо Яковлеву, взять к себе, и она к нему идти не желает, а я в разсуждении онаго ее к себе по-прежнему принять желание имею, того ради Чилябинское духовное правление покорнейше прошу за вышеписанными резонами оставления ее при мне по-прежнему представить к Его преосвященству и о том учинить милостивую резолюцию. 1781 года, генваря 21-го дня. На подлинном написано: «К сему доношению вместо крестьянина Василья Бобылева по прозбе ево школник Иван Попов руку приложил». Слушано: 25 ч. ОГАЧО. Ф. И-33. On. 1. Д. 15 б. Л. 95 об. Копия. Комментарии 1. Олевская В. В. Духовное правление // Государственность России (конец XV в.- февраль 1917 г.): Словарь-справочник. М. 1999. Кн. 2 (Д-К). С. 65. 2. О составе русского православного населения Челябинской округи см.: Челябинская старина: Документы Челябинского духовного правления последней четверти XVIII века, содержащие сведения о старообрядцах Челябинской округи / Сост. Е. Н. Сухина (Воронкова). Челябинск, 2005. С. 6-12. 3. Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Оренбург, 1900. С. 153. 4. ОГАЧО. Ф. И-33. Он. 1. Д. 551. Л. 17 об. 5. Суворов И. С. Учебник церковного права. Репринт. М., 2004. С. 174. 6. Там же. С. 170-171. 7. ОГАЧО. Ф. И-33. Он. 1. Д. 15 б. Л. 77-97. 8. Известно только отчество Прасковьи Брызгаловой-Бобылевой; сведений о ее девичьей фамилии нет. 9. ОГАЧО. Ф. И-33. Он. 1. Д. 15 б. Л. 86. 10. Там же. Л. 97. Текст воспроизведен по изданию: «...В Великой пост явился муж моей жены...». Дело о разводе крестьянина Василия Бобылева с женой. 1779-1781 гг. // Отечественные архивы, № 4. 2007 |
|