Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

НОВЫЙ ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ ПО ИСТОРИИ ТЕАТРА В РОССИИ XVIII в.

(эпоха Елизаветы Петровны)

(Публикация осуществлена при финансовой поддержке РГНФ.)

Историки русского театра XVIII в. долгое время имели о своем предмете весьма мало достоверных сведений, и открытие каждого нового источника становилось важнейшим научным событием. Так, в свое время невозможно было переоценить публикацию “Камер-фурьерских журналов” 1 (сохранившихся за XVIII в. почти в полном объеме), а также издание “Журналов дежурных генерал-адъютантов” 2, которое, к сожалению, вышло только в 2-х выпусках и вобрало в себя записи нескольких лет (с 1745 по 1752 г.). Однако это издание проложило исследователям путь в Архив, к неизданным “Журналам”, так как выявилось их содержание.

Мы предлагаем еще один подобный архивный источник, не попавший до сих пор в поле зрения историков театра России XVIII в., -это так называемые “Журналы церемониальных дел”, которые велись погодно, начиная с 1744 г. Именно в этом, 1744 г., при Коллегии иностранных дел была образована особая “Церемониальная часть”, просуществовавшая до 1779 г., когда ее преобразовали в “Церемониальный департамент”.

В задачу “Церемониальных дел” входило прежде всего соблюдение церемониального этикета по отношению к иностранным послам, посланникам, резидентам, членам посольств, а также знатным чужестранным путешественникам, посещавшим Россию, и отчасти вообще по отношению к иностранным подданным (правда, высокого ранга), проживавшим в Российском государстве.

При “Церемониальных делах” с самого их основания велась “Журнальная записка”, где фиксировались события и текущие дела, связанные с данным ведомством. Но так как все вращалось вокруг главной фигуры — монарха (монархини), то в журналах отражались, фиксировались, главным образом, различные события жизни императорского двора, в коей значительное место отводилось придворному театру. Сведения, касающиеся тогдашних театральных представлений, в “Журналах церемониальных дел” весьма разнообразны и часто раскрывают нам такие их стороны, о которых умолчали все другие, известные уже историкам, источники: мы узнаем, например, многие бытовые подробности театральной жизни при дворе, нравы и поведение зрителей, их реакцию и пр. Очень важны многочисленные упоминания о различных театрах, строительстве, устройстве и переустройстве зрительных залов, размещении в них зрителей, их составе, репертуаре и т.д. Причем некоторые из подобных сведений, частично почерпнутые нами ранее из “Камер-фурьерских журналов” и “Журналов дежурных генерал-адъютантов”, здесь представлены наиболее полно и подробно. Г од за годом фиксируются все, даже незначительные изменения, происходящие в придворном театральном регламенте, связанные с реальными потребностями, а также с изменением настроения, желаний и политики императрицы и императорского двора. Из “Церемониальных журналов” видно, как постепенно отрабатываются определенные правила и придворный театральный распорядок, закрепляющийся потом на последующие годы. И, наконец, мы можем в полной мере представить себе, что же это такое — “придворный” театр в России этого времени (т.е. театр Ея Императорского Величества Елизаветы Петровны), где спектакль давали только в том случае, если его посещала императрица. С появлением великого князя Петра Федоровича, а впоследующем четы Их Императорских Высочеств (наследника престола будущего императора Петра III и его супруги великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II) театральное представление могло состояться и без присутствия монархини, но [98] непременно при наличии в зрительном зале кого-нибудь из указанной великокняжеской четы. Спектакль не начинался, пока высочайшая особа не прибывала в театр, а все остальные, включая послов, должны были, по этикету, занять свои места в зрительном зале раньше высочайшего приезда. В самый день спектакля, а иногда буквально за несколько часов до начала его, представление могли назначить или отменить, заменить пьесу или труппу (при этом “обыкновенное время” начала редко соблюдалось главной зрительницей). И, главное, благодаря “Журналам церемониальных дел” мы документально выявляем, что уже при Елизавете Петровне театр обязательно занимал в церемониале русской придворной жизни весьма определенное место и был его необходимым атрибутом.

С 1744 г. “Церемониальную часть” возглавлял обер-церемонимейстер граф Санти до 1761 г. (года своей смерти). Он поступил на русскую службу по протекции короля Августа I в 1710 г.; после кончины Петра I был арестован, сослан и через 15 лет, в 1741 г., Елизаветой Петровной возвращен и вновь возвышен.

Заведенные им “Журналы церемониальных дел” по содержанию распадались как бы на две части: I — это “Журнальная записка”, т.е. записи собственно сотрудников “Церемониальной части”; II — это “повестки” от других учреждений, “присланные... к церемониальным делам”, и в большей степени это “повестки” от Придворной конторы, состоящие из объявлений о предстоящих куртагах, маскарадах и театральных представлениях, с оповещением места и времени их проведения, а также с сообщениями об отмене или замене спектаклей. Нужно заметить, что это, пожалуй, наиболее полное собрание подобных документов, которые нигде более не сохранились в таком количестве и систематическом подборе. По данным “повесткам” историки имеют возможность представить объем, размах и периодичность русской придворной театральной жизни.

В данной публикации мы предлагаем выдержки из “Журналов церемониальных дел”, относящиеся только к театрально-зрелищной жизни при дворе во время царствования Елизаветы Петровны (т.е. по 1761 г., исключая, за редким случаем, материалы, касающиеся маскарадов и куртагов). Сведения эти, ценные и сами по себе, существенно дополняют, а подчас и уточняют информацию, находящуюся в “Камер-фурьерских журналах”, “Журналах дежурных генерал-адъютантов” и других источниках, и содержат множество новых фактов, существенно пополняющих документальный арсенал историков театра России XVIII в.


Комментарии

1. Камер-фурьерские журналы. Пг., 1853-1916.

2. Евдокимов Л. В. Журнал дежурных генерал-адъютантов. СПб., 1897-1898. Вып. 1-2.

Текст воспроизведен по изданию: Новый источник сведений по истории театра в России XVIII в. (эпоха Елизаветы Петровны) // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 2001. М. Наука. 2001

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.