Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Извет В. К. Тредьяковского на А. П. Сумарокова.

В Сентябрской книжке Ежемесячных сочинений на 1755 год, издававшихся Академиею Наук, между прочим помещены были духовные оды, сочиненные А. П. Сумаро(ко)вым: в одной из них сделано преложение 106 псалма. В. К. Тредьяковский, бывший в постоянной размолвке (?) с Сумароковым и заподозривавший все, что выходило из-под пера литературного соперника, воспользовался некоторыми выражениями духовной оды, заключающими будто бы мысли, чуждые духу преложенного псалма и представил Св. Синоду извет на сочинителя оды, с просьбою — о запрещении ее, как наполненной ложными понятиями: [272] «Читая сентябрскую книжку Ежемесячных сочинений сего 1755 г., нашел я именованный в ней оды духовные, сочиненныя г. полковником Александром Петровым сыном Сумароковым, между которыми и оду, надписанную из псалма 106; а в ней увидел, что она с осмыя строфы по первую надесять включительно говорит от себя, а не из псаломника, о бесконечности вселенныя и о действительном множестве миров, а не о возможном по всемогуществу Божию. И понеже ежемесячные книжки обращаются многих читателей руками, из которых иныи могут и в соблазн притти; того ради по ревности и вере моей истинному слову Божию, в Священном писании вещающему, о такой помянутыя оды лжи на Псаломника покорнейше донося извещаю. Доношение писал я Василей Тредиаковский, и руку приложил. 13 октября 1755 года».

При извете приложена копия с оды, списанная Тредьяковским «точно по правописанию и препинаниям» и пространное «изъяснение что разумение автора, взявшаго мысли по надписи его, из псалма 106-го, предлагает и утверждает точно о действительной бесконечности вселенныя, и о действительном множестве миров, но что такого разума в подлинном псалме всеконечно не обретается».

VIII-XI строфы духовной оды.

Отверзлось небо, мысль взлетает,
Пронзает дальность, погибает,
Не обретая ей конца,
И неким страхом преткновенна,
Свергается оттоль смущенна,
И славит мудрого Творца.

* * *

Там множество светил горящих,
Подсолночным своим светящих,
И тма великих твердых тел.
Ты царствуешь, Владыко, вечно,
И все пространство бесконечно,
Господства твоего предел. [273]

* * *

Когда сердитой вихрь приходит,
И воздух в беспорядок вводит,
Пески смущает, прах мятет:
Так мысль моя теперь смятенна;
Открывшаяся мне вселенна,
Являет, что конца ей нет.

* * *

Я свет на свет постановляю,
И миллионы вображаю
Их; в смутной мысли я своей.
Толикож их взношу над оны,
И паки паки миллионы;
Песчинка то вселенной всей.

* * *

Изъяснение. 1) В первых седми строфах, предлагает автор стихами своими разум, находящийся точно в подлинном 106-м псалме. Следовательно, надпись его есть непогрешительная, для того, что сей точно псалом был ему прототипом, или подлинным образцом.

2) Но когда автор в осмой строфе говорит, что отверзлось небо, что мысль взлетает, что она пронзает дальность, погибает, не обретая ей конца; то сего разумения в том псалме нет, и потому оно приданное от автора. А придано оно не по разуму Псаломника, вдохновенного Духом Святым, но по ложному разумению о беспредельности вселенныя: ибо 1), когда отверзлось небо; то сие отверзлось автору на подобие действительнаго, потому что не возможно ж образовать мыслию отверзения неба, ежелиб не было неба действительно, и будеб не отверзалось оно иногда как растворением, так и очищением от облаков, туч, и мглы. 2), чрез дальность у автора разумеется беспредельность, то есть, беспредельная экстенсия или распространение вещества, для того, что он автор мыслию своею той дальности действительно не обретает конца. Посему, дальность его та действительно бесконечна. 3), что ж мысль его свергаемая с дальности, не имеющия действительно конца, славит Творца мудраго; то явно, [274] что дальность та сотворенная, которая, по его, действительно бесконечна. Следовательно, инфинитное или бесконечное у него есть сугубое; одно Творец (ибо Создатель истинно есть бесконечен), а другое тварь, а именно, дальность авторова, коей он не обретает действительно конца. Но сугубаго бесконечнаго, по реплеции или по наполнению, ниже новейшии не признавают философы: ибо оно безмесно, а по Христианству и нечестиво.

3. В девятой строфе авторе говорите, что там множество светил горящих; то разум есть сей, что там, то есть, в той бесконечной действительной дальности, множество светил подсолнечным своим светят; то сие у автора по разуму новейших философов, а не по разуму Псаломника, вдохновеннаго Духом Святым: ибо новейшии философы мнят, что каждая звезда есть солнце. А понеже наше одно освещает свою землю: того ради и каждая из звезд, как солнце, освещает свою ж землю, подобную нашей. Такие земли, освещаемые каждою звездою, подобною нашему солнцу, автор назвал подсолнечными, и положил сие слово в дательном множественном числе, и дательный сей падеже есть, по грамматическому сочинению, общий, значащий пользу, да и приложил они местоимение своим, то есть подсолнечным, в том же дательном множественном падеже, разумея, что каждое из светил горящих или — звезд, освещает свою собственную подсолнечную, или землю; а сие он и подтверждает говоря, что там, или в той бесконечной дальности, тма есть великих твердых тел, то есть, подобных нашей земле: ибо чрез твердыя или солидныя тела не разумеются звезды, который суть жидкие тела, для того, что пламенныя, а чрез слово, тма, разумеется у него не десять тысяч определенно (да и десять тысяч уже множество), но непределенное или индефинитное число, то есть, неисчетное же множество твердых тел, равное горящим светилам или звездам, освещающим свои собственныя подсолнечныя или земли: ибо сколько есть числом звезде, столько надобно и твердых тел или [275] земель, (еще и более, еже все твердые тела имеют спутников), коим бы освещаться от множества их неопределеннаго, по мнению новейших философов и следовательно, по мнению авторову. И так, ясно есть и непреоборимо что чрез все сие предлагается у автора действительное множество, а не возможное множество миров.

Что ж в предпоследней пятой строке сея строфы автор упоминает пространство бесконечно, то сим он подтверждает осмую свою строфу о беспредельной действительной экстенсии, или о беспредельном распространении вещества в спации или пространстве.

Но что в последней самой строке сея ж строфы упоминается от него, что оное бесконечное пространство есть господства Владычня предел; то чрез сие разумеется не омнипотенциа или всемогущество, но имменситас нли безместность Божия, наполняющая всяко пространство действительно, бесконечно, и духовно, так, что «пребывает Бог непостижимо внутрь всего, а однако вне всего; выше всего, а ниже всего; однако ж не так, чтоб часть какая была наружнейша, а другая внутреннейша: но един Он и той же всюду председательствуя держит все, и все содержа председательствует, да и окружая проницаете, и проницая окружает». Сии слова суть некоего из отцев, и помнится мне, что сей отец есть из святых Григориев, и что сии речи находятся у него в книге 2, Моральной, в главе 12: ибо я сея книги ныне у себя не имею, но только в старинной своей нашел записной книжке, когда я ту книгу читал. Следовательно, и посему автор разумеет сугубою бесконечную безмерность, одну в бесконечном пространстве, кое есть господства Владычня предел, а другую в наполняющем сие пространство Боге, всесовершенном существе. Но первые бесконечные безмерности в псалме 106-м нет и быть не могло: обо оно ложное и нечестивое. [276]

4. В десятой строфе ясно уже предлагает о действительной бесконечности вселенныя: ибо автору открывшаяся вселенна являет, что конца ей нет. Но в псалме 106-м отнюдь не упоминается о вселенной, не имеющей действительно конца: ибо ложно и нечестиво разуметь вселенную действительно бесконечною. А у автора сия вселенная есть точно действительная, а не возможная: ибо она у него открывшаяся, и являет точную, а не возможную бесконечность, для того, что возможное не находящееся действительно, представляется разуму только идеами или понятиями, а не феноменами или явлениями в естестве вещей пребывающими.

5. В первый надесять строфе множество миров ясно утверждается. Но такое множество миров, воображаемое у автора в мысли, есть не такое, что Творец всемощен произвесть многи миры, но что он и произвел действительно: ибо девятая строфа говорит о действительном множестве миров, как то изъяснено. Следовательно, автор сам бы себе был прескословен, ежелиб в сей первой надесять строфе говорил о возможном множестве миров токмо.

6. Но как то ни есть; только ж в псалме 106-м не упоминается ниже о возможном множестве миров, а толь меньше еще о действительной бесконечности вселенныя: но токмо изъясняется в нем Промысл Божий, наводящий на человеков разные искушения, и подвергающий их различным бедствиям, дабы они прибегали к Нему, взывали Его и боялись, да и прославляли милость Его и щедроту.

Текст воспроизведен по изданию: Извет В. К. Тредьяковского на А. П. Сумарокова // Москвитянин, № 13-16. 1856

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.