|
ИНСТРУКЦИЯ В. Н. ТАТИЩЕВА 1721 г.О ПОРЯДКЕ ШКОЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯС 1721 г. при уральских горных заводах стали создаваться первые государственные школы, призванные готовить грамотных людей для развивающейся горной промышленности. Инициатива открытия этих учебных заведений и разработка всех основных норм их деятельности принадлежат выдающемуся деятелю первой половины XVIII в. В.Н. Татищеву, занимавшему в начале 20-х и середине 30-х гг. пост главного начальника уральских горных заводов. Значительная часть документов по истории уральских школ уже введена в научный оборот, текст наиболее важных из них опубликован 1. Но как показали результаты специальных архивных разысканий, многие важные источники продолжают оставаться неизвестными исследователям. Среди документов, впервые обнаруженных нами в фондах ГАСО, особый интерес представляет школьная инструкция 1721 г. Составлена она была В.Н. Татищевым в сентябре 1721 г. в связи с открытием первой в Кунгуре арифметической школы и предназначалась учителю ее, Дмитрию Одинцову. Двенадцать пунктов инструкции подробно регламентировали жизнь этого учебного заведения и должны были служить для преподавателя основным руководством в его повседневной деятельности. Рассмотрение этой инструкции в комплексе с другими документами показывает, что, несмотря на сугубо конкретный характер, она является важным историческим источником, позволяющим существенно дополнить наши представления о первых годах деятельности уральских школ, о роли Татищева в их организации. [96] Особая ценность инструкции заключается в том, что она принадлежит к числу первых документов Татищева, посвященных разработке основ школьного строительства на Урале. До сих пор было известно два подобных документа за период 1721-1723 гг. – наказ заводскому комиссару Бурцову от 25 февраля 1721 г. и наказ комиссару Неклюдову от 14 октября 1723 г. 2 Отныне место между ними (хронологически) должна по праву занять инструкция, адресованная учителю Одинцову. Сравнение наказа 1721 г. и инструкции показывает, что оба эти документа действовали параллельно: на основе первого должна была строиться жизнь словесных школ при Уктусском и Алапаевском заводах, на основе второго – деятельность арифметической школы в Кунгуре. Если в наказе Бурцову основное внимание Татищев уделил обоснованию причин заведения школ, определению материальных источников их содержания, программ обучения и мер привлечения к учебе, то в инструкции Одинцову он развил положения, касающиеся самого процесса школьного обучения. В этом документе Татищев впервые определил точное количество часов обучения в день, ввел ежедневную проверку самостоятельной работы учащихся, сформулировал положения о применении мер наказания и поощрения школьников. Особое внимание он уделил вопросам нравственного воспитания учащихся и сформулировал конкретные задачи этого воспитания. Некоторые положения, впервые высказанные в инструкции, были развиты Татищевым позднее в наказе комиссару Неклюдову (1723 г.), проекте Горного устава (1735 г.) и знаменитом «учреждении» о порядке школьного преподавания, составленном в 1736 г. Поэтому мы вправе рассматривать разработку инструкции как один из важных этапов в развитии передовых педагогических взглядов Татищева, как еще одно свидетельство его большого внимания к организационной стороне в деятельности уральских школ. Большую ценность представляет инструкция и как один из важных источников, освещающих жизнь самой арифметической школы города Кунгура. Ее содержание позволяет судить о первоначальном месте расположения школы, программе и методике обучения, социальном составе учащихся, обязанностях, возложенных на учителя, и некоторых других вопросах. Ввиду важности инструкции как исторического источника мы полностью публикуем ее текст с сохранением основных палеографических особенностей, сделав лишь самые необходимые исправления (знаки препинания и др.). Инструкция хранится в ГАСО, в фонде «Уральское горное управление» среди документов, касающихся заводского производства. [97] 1721 г. сентября 16. Инструкция В.Н. Татищева учителю арифметической школы Кунгура Дмитрию Одинцову о порядке школьного преподавания. Указ шихтмейстеру Одинцову. По указу Великого Государя, каков прислан из Государственной Берг-коллегии за подписанием его сиательства господина презыдента графа Якова Вилимовича Брюса с товарыщи, велено в Кунгуре церковничьих и приказных служителей детей их собрать и обучать арифметике и геометрии и тебе, приехав на Кунгур, оных принять от камисара Попова и обучать на съежем дворе арихметике и геометрии со всяким прилежанием по последующему: 1. Дабы по утрам до обеда сходились и учили[сь] четыре часа, после обеда три часа. Свидетельствовать, что кто выучил и кпредь 3 будущему дню давать задачи. 2. Задачи, которые предписаны будут, сказывать и толковать с прилежанием и терпеливою лехкостию без озлобления, дабы тем наиспособне по[н]ять могли. 3. Смотреть того, дабы они учились без лености и которой понимать лутчше будет, чтоб другим помоществовал. 4. В школе им сидеть не по старости лет, но по превосхождению науки в высшем месте. 5. Весьма того хранить, дабы они были в школе смирны и междо собою друг к другу почитательны с любовию, брани и игор не бывало б, також шалостей яко зерни, пиянства, блуда и протчего не токмо в школе, но и кроме школы со всяким прилежанием удерживать и обучать их честному, правдивому и любительному 4 с почтением. Жития знали б, кому дать место, каков поклон и каким почтением с кем говорить. Ежели кто придет в школу, смотреть, чтоб по должности чести встав, все поклон отдали и паки учились, ежели кто о чем спросит, чтоб честно и вежливо ответствовал один, а не два или многие вдруг. 6. Преступивших и непокорившихся наказывать без послобления, дабы не дать слабостию другим образа; також и в жестокости иметь мерность, взирая на вину и лета, дабы не озлобить над меру и не отнять охоты к учению. 7. От учеников и от родителей их за преступления или послабления никаких подарков не принимать и их гулять не в указные дни и часы не отпущать под жестоким наказанием. 8. Для гуляния отпущается ученикам день четверток 5, дабы их не отягчить над меру. Однако ж смотреть и водить в них, дабы игры и гуляния их были в честном обхождении, любви и 6 предложения их науки, которые есть потребнейше в жизни человеческой и оным может паче всех учении благочестное житие и богатство [98] получить. Наипаче того надзирать, дабы лжи и кражи надвсе 7 удержаны были, которое паче всех жизни человеческой вредительны и оных довольно наказывать и с родителем их накрепко заказывать, дабы над детьми своими под наказанием надсматривали и удерживали. 9. Которые своею охотою не токмо того города, но и других всяких чинов люди будут приводить детей или родственников в школу ж для обучения, оных 8 принимать и обучать с теми, имая себе за труд от родителей их по возможности их, а от неимущих ничего не требовать 9. 10. Доски, понеже каменных достать невозможно, то обучать на деревянных черных, которых зделать велено 10 ис казны, колико пристойно. 11. Дом оной содержать в чистоте и смотреть, чтоб всегда поврежденое 11 починено было. 12. Тебе самому по вся пятницы ездить на работу горную для смотру мест и учининия росписи работ, а в отъезд свой приказывать из учеников одному. Таков указ за рукою господина капитана Василия Никитича Татищева отдан школьнику Одинцову сентября 16 дня 1721 году. Таков указ Дмитрей Одинцов принел и росписалса. ГАСО, ф. 24, оп. 1, д. 6, л. 293-294. Отпуск.Комментарии 1. Сборник статей, касающихся Пермской губернии. Вып. 1. Пермь, 1882, отдел 2, стр. 16-17; «Заводской устав» В. Н. Татищева. – «Горный журнал», 1831, кн. 2, 8, 9; В. де-Геннин. Описание уральских и сибирских заводов 1735 г. М., 1937, стр. 99-101; Н. Ф. Демидова. Инструкция В. Н. Татищева о порядке преподавания в школах при Уральских казенных заводах. – «Исторический архив», 1950, т. 5, стр. 166-178; Н. И. Павленко. «Наказ шихтмейстеру» В. Н. Татищева. – «Исторический архив», 1951, т. 6, стр. 199-244; Из истории Урала. Сборник документов и материалов. Свердловск, 1971, стр. 146-148 и др.2. Из истории Урала, стр. 146-148; Сборник статей, касающихся Пермской губернии, стр. 16-17. 3. Так в тексте. 4. Так в тексте. Опущено, по-видимому, слово «обхождению». 5. Так в тексте. 6. Так в тексте. Следует читать «из». 7. Так в тексте. 8. Слова «или родственников в школу ж для обучения оных» вставлены над строкой. 9. Слова «а от неимущих ничего не требовать» дописаны той же рукой, что и вставка. 10. Первоначально было «велеть», исправлено на «велено». 11. Первоначально было «повреждение», исправлено на «поврежденое». Текст воспроизведен по изданию: Инструкция В. Н. Татищева 1721 г. о порядке школьного преподавания // Уральский археографический ежегодник за 1973 год. Свердловск. 1975
|
|