|
ИНСТРУКЦИЯ В. Н. ТАТИЩЕВА О ПОРЯДКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛАХ ПРИ УРАЛЬСКИХ КАЗЕННЫХ ЗАВОДАХОрганизация школ при казенных заводах Урала связана с деятельностью В. Н. Татищева. В 1720 г. он был назначен начальником Главного правления сибирскими и казанскими казенными заводами, а уже в 1721 г., по его инициативе, были созданы казенные школы при Кунгурском и Уктусском, 1 а позднее — и при ряде других заводов.В своем первоначальном виде школы эти, по-видимому, ставили своей целью подготовку русских специалистов горного дела, необходимых как для обслуживания самих заводов, так и для геологических изысканий. Но очень скоро школы получили более общий характер; малое число грамотной молодежи среди обслуживающего персонала заводов заставило в первую очередь позаботиться об обучения русскому языку и арифметике и только в дальнейшем перейти к профессиональной подготовке. Это вызвало рост количества учащихся в школах и потребовало создания специальных правил постановки преподавания в них. Источниками, освещающими организацию, характер и методику обучения в казенных школах при уральских заводах в первой половине ХVIII в., являлись до сих пор составленный В. Н. Татищевым проект горного устава, 2 кратко касающийся организация школ и «порядка учения» в них, а также [167] посвященная этому вопросу часть работы Геннина, 3 временно сменившего в 1722 г. Татищева. Сведения, сообщаемые обоими документами могут быть значительно пополнены публикуемой здесь инструкцией Татищева учителям русских школ. Инструкция эта, или «Учреждение коим порядком учители русских школ имеют поступать», составлена была в 1736 г., как руководство для учителей заводских школ, и охватывала собой все стороны школьного преподавания. «Учреждение» В. Н. Татищева отражает педагогические воззрения одного из самых передовых дворянских общественных деятелей первой половины ХVIII в. Документ дошел до нас в виде чернового отпуска, являющегося в большей своей части автографом самого Татищева с его собственноручными помарками и дополнениями и позволяет наблюдать процесс работы по составлению инструкции. Работа эта в некоторых своих частях представляет определенный интерес. Отметим, например, изъятие Татищевым из первоначального текста части, говорящей о необходимости издания псалтыря с объяснением мало понятных слов «или вновь простым наречием переведши». «Учреждение» обнаружено в одной из книг отпусков Главного правления сибирскими и казанскими казенными заводами за 1736 г. и хранится в Центральном государственном архиве древних актов в фонде дел правительствующего Сената по Заводской комиссии, который состоит из основной массы дел, отложившихся в результате деятельности Главного правления сибирскими и казанскими казенными заводами. 1736 г. ноября 9. — Инструкция В. Н. Татищева о преподавании в школах при уральских заводах /стр. 462/ Учреждение коим порядком учителя русских школ имеют поступать.1. Учитель есть человек, которой детей читать и писать или иным каким наукам и познанию полезных правил и жизни [168] человеческой обучает. И для того он, яко един отец им обсчий вместо многих родителей, Он должен по совести не токмо в их предприатом учении, но во всех делах, обхождениях и поступках твердое и прилежное надзирание и попечение иметь, как отец о сусчих детех. И им без лености и продолжения все ясно и внятно добрым порятком и наставлением показывать. Но как известно, что младенцы образы жития /стр.463/ старших над собою от видения приемлют и по тому прилежно следуют, того ради должен учитель быть благоразумен, кроток, трезв, не пианица, не зершик, не блудник, не крадлив, не лжив, от всякого зла и неприличных, паче же младенцем соблазненных поступков, отдален, чтоб своим добрым и честным житием был им образец, ибо в противном случае как пред божиим, так е. в. судом ответствовать за всякое преступление и соблазн должен. 2. Учители должны каждодневно в школу приходить преже прихода учеников; и если где учитель не один, то наипаче молочшей повинен то чинить, дабы столы и скамьи, осмотря, в порядок поставить, школа чтоб /стр.464/ чиста, а зимою тепла, чада и смрада чтоб никакого не было, и ежели что не исправно, то исправить, книги учебные, которые в шкапах хранятся, по местам разложить и все к приходу их изготовить. Если же которой учитель то презрит, то за едино умедление жалованья за неделю лишен будет. 3. Ученикам собираться в школы летом, апреля с 1-го сентября по 1-му, поутру точно 6, после обеда 2, выходить до полудни 10, в вечеру 6 часов; зимою, т. е. октября с 1-го марта по 1-е число, приходить по утру 8, после обеда 12, выходить по утру 11, в вечеру 3; весною и в осень, т. е. в сентябре /стр. 465/ и в марте, до обеда 4, после обеда 3 часа учиться. Но сие разумеется о младенцах не меньше семи лет, которые же меньше семи лет, тем убавить как пред полуднем, так и по полудни полчаса и более, смотря по состоянию каждаго. Самые же малые лет пяти и до шести не имеют долее сидеть как 2 часа споряд, дабы вдруг сидением не отяготить и науки им не омерзить, некогда же и междо учением может учитель на полчаса младенцем допустить погулять. [169] 4. По собрании учеников в школу должен каждой учитель всех своих учеников, по росписи пересмотря, посадить и прочитать им гласно и внятно одно зачало из Новаго [Далее написано рукой В. Н. Татищева.] /стр. 466/ завета, положеннаго на тот день, а имянно: поутру из Евангелиа, по обеде из Апостола и потом предписанную молитву, а в среду же в суботу часть ис катехизиса часть, [Слово часть вставлено над строкой.] чтоб всякой мог слышать и розуметь, и потом начинать учение. Пред отпуском же каждодневно всем ученикам за учителем говорить «Отче наш». 5. В учении младенцем должен учитель начинаюсчим азбуку каждому сам начинать, и когда ему несколико раз буквы покажет, тогда посадить его подле такого, которой уже основательно знает, и приказать, чтоб оной за ним надсматривал и как к показанию, так изречению букв поправлял, а за тем учителю почасту самому надзирать и поправлять, однако ж без всякой злобы и свирепости, но ласкою и с любовию показуя себя как словами, так и поступками любительно и весело. И когда будет чисто слова выговаривать и их познавать, тогда его похвалять и скорым науки окончанием /стр.467/ обнадеживать. И потом же, как многие буквы познает и складывать начнет, тогда учитель может одному из учеников приказать, чтоб начинал, дабы ему к надзиранию других и прослушиванию уроков времени не оскудевало. б. Чтоб ученики охотнее и скорее обучались и меньше принуждения и надзирания требовали, давать им мерные 4 уроки, и как скоро которой урок свой выучит, так скоро его с похвалою из школы выпустить, чрез что и ленивым подается лучшая охота. для котораго сперва давать уроки малые, и когда способность в котором усмотрит, то по малу может учитель прибавливать, а ленивых наказывать, однакож не столько битьем, как другими обстоятельствы, а наипаче чтоб более стыдом, нежели скорбию, яко стоя у дверей, привязану к скамье и на земли сидя /стр.468/ кому учиться, или неколико часов излишнее пред другими в школе удержать. И если такие наказания жестокосердому недостаточны, тогда биением по рукам или лехкою плетью по спиве, токмо того весьма храниться, [170] чтоб часто не бить, ибо тем более побои в уничтожение и ученики в бестрашие приводятся. В голову же и по счеке учеников отнюдь не бить. 7. Хотя до сего времени неискуством учителей в обычай введено младенцев обучать азбуке, потом часовник, псалтырь, некоторые же Апостол и все оное наизусть, а потом писать, которым многих лет до пяти удерживали. И хотя оные книги наизусть читать могли, но силы слов не разумели, писать правильно и порядочно ничего не умели. И для того ныне оной порядок отставить, а учинить тако: Как скоро младенец азбуку выучит, то ученику начать для читания и показания склада учить книжицу, /стр. 469/ сочиненную преосвяченным архиереем новогородским Феофаном Прокоповичем, имянуемую «Первое учение отроком», 5 и «Зерцало человеческого жития», сочиненную его превосходительством графом Брюсом; 6 которыми при читании купно знанию закона божия и честного жития обучаться будет, Но и при том, когда младенец каков-либо стих выучит, должен его учитель спрашивать, преж читая ему, знает ли он силу того, что учил, чтоб простым наречием и хотя непредписанным порятком пересказал. (И хотя псалтирь же хотя не меньше страха божия и честнаго жития поучает, но для труднаго перевода неупотребляемых нами многих славенских и весьма странных речений и сложений многия и учители сами, что читают, не знают, и для того весьма бы нуждно такие учебные псалтири со истолкованием всех странных слов или вновь простым наречием /стр. 470/ переведши иметь напечатать, дабы всяк точно ее разуметь мог). [Заключенное в скобки зачеркнуто.] Но при том учителем смотреть, чтобы ученики читая не кричали, но каждой тихо про себя, чтоб другому в разумении, а учителю в прослушивании не мешали. 8. Как скоро объявленные книжицы ученик складывать станет, тогда немедленно начать ему и писать буквы по черной деревянной доске роствореным мелом, которой во всех школах иметь казенной. Оные буквы писать крупно, чисто и хотя разными, но употребляемыми почерки. И для того письма уделять им после обеда час из вышеобъявленного времяни. [171] А когда внятно читать и все буквы хороше писать будет, тогда начать ему склады писать и сусче ис тех же, или для того нарочно сочиненных, книжек, тогда все время после обеда оставить к писанию, токмо следуюсчее накрепко хранить: 1) /стр. 471/ чтоб в письме странных [Так в тексте.] букв и много на верху строки, а особливо целого слогу не писали; 2) чтоб одну букву з другою не мешали. И для того учителем граматику и при сем приобсченныя правила прилежно читать, разуметь и хранить; 3) в начале всякого писания класть большую букву, потом також во всяком стихе начальную нечто побольше рядовых, а протчие все равны; 4) привыкать речь разделять точками, где дух переводить, запятыми, чтоб читаюсчему вразумительно было; 5) строки вести прямо и междо строк оставливать равно, в котором не малая письму краса есть, паки от младенчества правильно и порядочно писать и писанное читать привыкнуть. И для оных же слогов давать каждому ученику бумаги /стр. 472/ казенной по 6 листов и смотреть, чтоб оное как для себя, так для других впредь хранили, а сверх того могут, от Канцелярии черные бумаги брав, обучаться, токмо им бездельных сказок и врак писать отнюдь не допусчать. Сверх же того могут от Канцелярии данные указы или дела набело переписывать. 9. Когда ученик довольно в писании основание положит, тогда начать ему писать и цыфирь, а по выписании оной час пред полуднем в час по полудни ходить в аривметическую школу, токмо, чтоб не много вдруг во оную входило, разделить их по часам, дабы одни других переменяли. По научении же тройных правил начинать геометрии. Для которого каждому ученику в школе давать инструменты казенные и бумаги 12 листов, на которой /стр. 473/ должен все ученое в аривметике и геометрии записывать и хранить, чтоб при свидетельстве управителю мог юную бумагу не изодрану и не марану показать, в чем мастера тех наук должны ответствовать, и те тетрати по окончании года управителем, подписав, отдавать ученикам, чтоб другой раз объявлять не могли. [172] А понеже арифметики и геометрии учители за недостатком есче не на все заводы определены, того ради оное положить на надзирателей работ тех заводов. 10. Понеже при заводах обучаюсчимся для собственной своей пользы, чтоб в чины правления происходить и для пользы заводов, чтоб искуством надлежасчую услугу показывать и вновь пользы изобретая приносить могли, нуждно разным необходимым к тому искуствам и ремеслам обучаться, яко: 1) и главнейшее есть, /стр. 474/ руды по их внешнему виду познавать и внутреннее содержание испытывать или пробовать и уведывать; 2) подобное сему механика, то есть хитродвижность, чрез которую научиться силу машин вычитать, оные вновь сочинять и с пользою в действо приводить; 3) архитектура или учение строений, чрез что искуство приобретет, как всякое строение покойно и способно к намеренному употреблению заложить, крепко строить и с пристойною вида красотою отделать; 4) наука знаменования и живописи, к той же архитектуре и протчим наукам и ремеслам в помочь весьма полезна, понеже оная всех природных весчей сусчую подобномерность в членах разуметь и паче свет и тень различать поучает. И сии все от нижнего ремесленника и до вышнего начальника каждому полезны и нуждны. /стр. 475/ Протчия же особливо ремесленникам нуждны, яко: 5) каменья резать и грани, ибо, добывая руды, достают различныя каменья, которые иногда многократно дороже стоят, нежели руды 1000 пуд, но за незнанием бросают; 6) токарное ремесло, как собственно каждому, так на при заводах нуждно и полезно; 7) столярное, 8) пояльное; механикам и другим многим мастерам нуждны, и если б кто сам работать не хотел, чрез оное удобнее о деле или сочинении росказать и ремесленника научить может. И для того, при всех заводах, где искусные учители или такие ремесленники есть, всем, розделя время, по одному часу хотя и всякой день с переменами обучать, так, чтоб некоторые приходили в ту или другую науку до полудни, а другие после полудни, дабы учители в наставлении могли исправляться /стр. 476/ и ученики за множеством напрасно не гуляли; но чтоб всякой учитель звал, в которой день и час кто у него [173] обучаться имеет, должен главной той школы начальник роздать всем оным росписи как приложенные при сем примерные табели показывают. [Табели в деле отсутствуют.] И тако ученики всех оных по малу обучиться могут. А когда кто к чему большую охоту и способность явит, тогда ему к той науке более времени допустить, а в другом убавить или весьма отставить. И для того инструменты и потребные материалы неоскудно заготовлять и в готовности иметь казенное. Однако ж того смотреть, чтоб оные что-нибудь к заводам или на продажу годное делали, чтоб употребленные припасы напрасно не пропали. 12. [Так в тексте.] Управительские, подьяческие и церковничьи дети, как скоро по-русски научатся чисто писать и читать, тогда об них присылать ведомости и их самих к главному межевсчику 7 для определения в немецкую, а церковничьих в латинскую школы. 8 И оных более осми лет возраста их нигде не держать, но понеже церковничьим /стр. 477/ детем не столько нуждно вышеобъявленные ремесла, того ради их некоторым, яко столярному, токарному, пробирному, пояльному, весьма не учить, разве сам кто к чему охоту возъимеет, но вместо того учить пению по нотам, дабы в церкви искусными певцы быть могли. 13. Хотя выше сего о приходе и выходе учеником часы каждодневные показаны, но из оного выключаются все праздники и торжества, которым например сего года роспись приложена. [Роспись в деле отсутствует.] Сверх же того, всякую суботу и среду, когда в седмице в учебные дни праздника не прилучится, после обода не учить; ежели же в понедельник или другой учебной день праздник случится, то в среду и суботу по полудни учить, однако ж в суботу во полудни час прежде обыкновеннаго отпусчать. На дом ни для каких домовых праздников яко /стр. 478/ имянин и пр., не увольнять, но отправлять им во дни недельные. И ежели которой ученик в урошное время не придет и прогуляет час или более, такого наказывать, кроме битья, по вышепоказанному в 6-м пункте; если же которой прогуляет без надлежасчей причины целой день, то оного наказать на теле; [174] а буде которой более одного дня прогуляет, то у получаюсчих жалованье вычесть втрое, по чему на учебный день приходит, и сверх того донести управителю, которой помогаюсчего родителя или содержателя равномерно накажет; а которые школьники не получают, то с тех родителей доправить против равных ему получаюсчих учеников, и сии деньги, записывая особно, употреблять на школьной расход со определенным на оную, и для того о всех прогулах в месечных ведомостях учителем писать имянно. /стр. 479/ 14. К научению грамоты и ко благонравию предпочтение подает немалую пользу. Того ради весьма нуждно различать, чтоб высший в науке высшее и место имел и всегда у нижайшаго правую руку брал, несмотря его рода, ни возраста. Исче преимусчество: каждой в своей школе, в которой он другаго превосходить имеет, яко ежели Симен пред Маркою в руской школе — он и первенствует, а когда Марко в другой науке, яко геометрии или знаменовании и пр., превосходит, то во оной школе паки Марко преимусчество имеет. Не в школе же должны все по классам друг друга почитать, и ежели из разных школ в равных классах вместе будут, то латинские пред немецкими и немецкие пред рускими да первенствуют. /стр. 480/ 15. для лучшего обучения, когда в церкви служба божия бывает, каждодневно посылать в церковь по очереди по 2 или по 3 ученика, чтоб оные, как благовестить станут, не медля шли читать, что им от попа повелено будет; тако ж им и на крыласе петь как в обедню, так заутреню и вечерню. А ежели которой прогуляет, то их наказывать учителю. Во дни же праздничные должен всякой учитель всех своих учеников во время благовеста, собрав, отвести в церковь и поставить порядочно подле крыласов, малых впереди, а больших позади, сам же над ними надзирать, чтоб кротко и чинно стояли. А которые петь учатся, тех должен учитель пения на крылосы для пения поставить и смотреть, чтоб согласно и гладко пели, а чрезвычайно не крычали. /стр. 481/ 16. Принуждать учителям учеников своих к чистоте, да бы никто не умывшияся и не часавшися или с необрезанными нохтями в школу не явился. [175] 17. Ни которому учителю позволено без ведома начальствуюсчаго своего вновь учеников не принимать и принятых отпускать, ниже от учеников сверх своего жалованья что-либо не требовать и принимать. 18. Учителем смотреть, чтоб родители, сродники и те, у которых они стоят, их домашних работ работать не заставляли, например дрова рубить и пр. тому подобное, понеже тем не токмо они в науке напрасно время потеряют, но от оной тяжелой работы руки портят и чисто писать делаются не способны, /стр. 482/ паче же от того в науке немалое продолжение чинится, что сии данные им уроки от сего помешательства не могут вытвердить, а учитель должен будет отвечать, что они долго школе учатся. 19. Должен он все непристойные игры ученическия пресечь и отрешить, наипаче же которые и не вредны, яко играть сукою, 9 городки, мясом, бабки — от того будет рука трястися, а особливо в кулачки, от того может потерять глаз, яко карты и протчие игры, но чрез частое увесчание свое во учтивость их приводить. 20. Учеников надлежит обучать честно говорить, кланяться, старейших почитать словом и местом, не токмо во училисче, но и в домех. Тако ж учеником пред протчими детьми, которые не учатся, почтение должно отдано быть, не взирая на чин отца его и лета. Но когда кто во училисча придет человек знатной для дела или присмотру их науки, тогда учеником надлежит встать от своих мест, обратя лицо на приходясчую персону, и по достоинству человека отдать поклон; ежели же он о чем спросит, дать отповедь /стр. 483/ кратко с почтением, а в лишней разговор и спор не вступать. 21. В содержании учеников учители должны со младенцами не слабо и не жестоко поступать, прилежно и внятно не токмо наукам, ремеслам принадлежасчим, но и страху божию и благочестному житию поучать, с ними ласково поступать и более любовию, нежели страхом обходиться, и для того не токмо в школах, но и в гулянии за ними надзирали. А понеже ложь во младенцах и кража суть такие злодеяния, чрез которые, ежели во младости воздержаны не будут, то в возрасте от обычая вкоренившияся всякое благонравное наставление изгоняют и благополучия лишают, того ради [176] онаго накрепко за учениками смотреть и по обличении, не упусчая ни малейшего, наказывать; если же к тому злодеянию от родителей повод или причина дастся, то немедленно доносить командиру, которой родителей и содержателей накажет; если же учитель презрит, то сам, яко потакаюсчий, постраждет. 22. Сквернословия и всякие непристойные слова не токмо во училисче, но и вне весьма накрепко запресчается, и дабы во училисче, кроме учения, лишних посторонних разговоров, а наипаче брани не допусчать, за которое по пристойности вины и возвраста наказывать. /стр. 484/ 23. Иметь ему об оных учениках, которые получают е. и. в. жалованье, каждого месяца имянной реэстр, и против каждого имяни в линейках отмечать — [не] явятца зачем, болен или за отлучением куда. И при подании списков к даче жалованья писать имянно о том, у кого сколько в учении дней прогульных и больных, и уволенных. А ежели кто из учеников божиею волею разнеможется, то немедленно при письмах отсылать к лекарю и записывать имянно, с которого и по которое число был в лечении у лекаря, також и от него принимать при письмах же. 24. Иметь ему каждодневальную записку [В тексте зачеркнуто журнал, с чем согласуется дальнейший текст.] всем о наличии, також о отлучаюсчихся и больных. И оной подавать по третям года. а к даче жалованья помесячно командуюсчим, однакож, чтоб от ленности болезней не притворяли или напрасно без надлежасчаго надзирания и лечения скорби не умножали, дол жен учитель немедленно о заболевшем доктору или лекарю объявить и требовать, чтоб осмотрел и о содержании определил. 25. Е. и. в. указы и протчие письменные дела, /стр. 485/ которые они получали и впредь получать будут от начальств, оным сочинить числемой журнал с номерами и внесть с такою подпискою — которого числа получены и под которым №. И содержать оные всегда в чистоте под добрым охранением в удобном месте. 26. Иметь особливую книгу, в которыя вносить отходясчия доношение и протчия письма с номерами, каковы и с кем будут посланы подписывать, под которою подпискою должен он, с кем пошлется, в приеме того ко отданию росписаться. [177] 27. Всем полученным казенным в школы книгам и инструментам иметь приходную книгу и всегда порядочно записывать. А которыя отдаются ученикам для обучения, те записывать в росходную книгу, имянно, — кому какая отдана будет,— на ево имя с роспискою, а которые писать есче сами не умеют, /стр. 486/ вместо себя кому они верят, а без записки в росход и без росписки приемсчиков отнюдь никому не отдавать; и сказывать им, чтоб они приятые книги и инструменты всяк свое в чистоте и целости хранили и держали под страхом наказания и денежного платежа. [На этом кончается текст, написанный рукою В. Н. Татищева.] Ноября 9 числа 1736 г. На подлинном подписано тако: В. Татисчев. Под текстом отметка: Оное послано в Канцелярию Главного правления 11-го числа того ж месяца. ЦГАДА, Дела Правительствующего Сената по Заводской комиссии, кн. 11/1533, стр. 462—486. Отпуск. Комментарии 1. Н. В. Нечаев. Школы при горных заводах Урала в первой половине ХVIII столетия, М., 1944, стр. 39.2. «Горный журнал», 1831, кн. II, VIII, IХ. 3. В. де-Геннин. Описание уральских и сибирских заводов 1735 г., М., 1937, стр. 99—101. 4. Определенного объема. 5. Феофан Прокопович. «Первое учение отроком, в ней же буквы и слоги, так же: краткое толкование законного десятословия, молитвы господней, символа веры и девяти блаженств», СПб., 1720. 6. Сочинение Я. В. Брюса под таким названием неизвестно. Возможно, что В. Н. Татищев имеет в виду «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению», вышедшее в Петербурге в 1717 г. без указания автора. Это тем более вероятно, что было бы непонятным отсутствие упоминания о «Юности честном зерцале» в перечисленных Татищевым книгах для юношества, при малом количестве подобной литературы. 7. Главный межевщик входил в состав канцелярии Главного управления сибирских и казанских заводов. Ему были подчинены горные межевщики, лесные надзиратели и геодезисты. По горному уставу, в его ведении находилось также управление школами при горных заводах. 8. Латинская и немецкая школы были организованы В. Н. Татищевым как высшие специализированные отделения Екатеринбургской школы (наряду с русской школой) и комплектовались из детей высшего технического персонала заводов и духовенства. Латинская школа была в основном рассчитана на детей иностранных специалистов, которые обучались главным образом латинскому языку. Немецкая же школа имела техническую специализацию. Одновременно с немецким языком в ней изучались физика и механика. И та и другая не играли значительной роли в истории Екатеринбургской школы и просуществовали сравнительно не долго. Латинская школа в 1741 г. была закрыта, в связи с тем, что к этому времени основные кадры высшего технического персонала были представлены русскими специалистами и приглашение для работы на заводах иностранцев почти не практиковалось. 9. По Далю, сука — род игры, называемой также касло, лунки, дубинки и пр. Текст воспроизведен по изданию: Инструкция В. Н. Татищева о порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах // Исторический архив, Том V. М.-Л. 1950
|
|