Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

МАТЕРИАЛЫ О ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШПАЛЕРНОЙ МАНУФАКТУРЕ В АРХИВЕ ЯКОБА ШТЕЛИНА

Одной из интереснейших страниц в истории русского декоративно-прикладного искусства является деятельность Петербургской шпалерной мануфактуры. Более ста пятидесяти шпалер, сохранившихся до наших дней в музеях Советского Союза и в частных собраниях за рубежом, свидетельствуют о большом умении мастеров, работавших над их созданием. До настоящего времени почти полуторавековая история Петербургской мануфактуры изучена еще недостаточно, хотя за последние три четверти века ей посвящены несколько интересных работ. 1 Однако и поныне ряд вопросов выяснен не полностью. Как и в других областях русского изобразительного искусства XVIII в., перед исследователями шпалер стоят те же проблемы атрибуции и датировки, а кроме того, специфическая для данной области проблема определения картона или оригинала, скоторого ткалась та или иная шпалера.

Важные сведения в отношении ряда шпалер содержат материалы архива Якоба Штелина. 2 Его записки о Петербургской шпалерной мануфактуре являются первой по времени попыткой в историографии русского искусства проследить возникновение и развитие шпалерного ткачества в России на протяжении первых трех четвертей XVIII в. Их особая ценность заключается в том, что это — единственные воспоминания современника об изготовлении шпалер в России.

В материалах Штелина называются имена создателей многих шпалер и указываются даты их исполнения. Так, Ронде выткал портрет Екатерины II (1763), «Купидона» (1757-1758), «Давида с головой Голиафа», Бурдейн — серию «Страны света» (1730-е годы), «Битву Александра», серии «История богов» и «Ковры Индии», Стросбант — «Мадонну с младенцем» (1758), Арганд — «Драку кошки с собакой», Серр — «Кухарку с поваренком» (1759), Арбузов — «Диогена» (1763).

Точная датировка многих шпалер, не имеющих вытканной даты, является часто затруднительной. Определение ее по различным стилистическим признакам далеко не всегда бесспорно, и лишь письменные источники помогают решить этот сложный вопрос. В публикуемых ниже материалах сообщается, что серия «триумфов» — «Триумф Любви», «Триумф Силы», «Триумф Марса» — была выткана в конце 1730-х годов, портрет великого князя Петра Федоровича — в 1760 г., портрет графа П. И. Шувалова — в 1761 г. К 1762 г. следует отнести портреты Е. С. Куракиной, М. П. Нарышкиной, посла Римской империи графа Н. Эстергази.

Очень ценны сведения о том, по чьим картонам и с каких оригиналов ткались шпалеры. Так, Каравак исполнил не только картон для шпалеры «Полтавская баталия», значительно переработав при этом композицию своей картины, но и ряд других, например для «Стран света» и стуловых шпалер, о чем до сих пор не было известно. Портрет Екатерины I ткался с оригинала Танауэра, с работ Ротари ткались портреты Куракиной, Нарышкиной, Е. Р. Воронцовой, Эстергази, великого князя Петра Федоровича. О последнем необходимо сказать особо, поскольку до настоящего времени считалось, что он исполнен с портрета Рокотова. 3 Однако нет оснований сомневаться в достоверности сведений Штелина, поскольку он был близок к Петру Федоровичу, 4 хорошо знаком с Ротари 5 и, естественно, знал, с какого оригинала ткался портрет его покровителя.

Заметки о шпалерном ткачестве должны были стать частью истории искусств в России, создание которой Штелин, по его собственным словам, ставил своей целью. 6 Но он не успел довести свое намерение до конца, и почти все его материалы остались в виде черновых записей, которые Штелин вел до последних лет жизни.

В состав материалов по истории Петербургской шпалерной мануфактуры, хранящихся в фонде Якоба Штелина в Архиве АН СССР в Ленинграде, 7 входят его записки «О шпалерной фабрике в Петербурге» [479] (на немецком языке), а также документы: «Экстракт учиненной в канторе императорской шпалерной мануфактуре из дела присланного ис правительствующаго сената в шпалерной мануфактуре» (на русском языке), «Штат и положение императорской мануфактуры обоев и гобеленовых ковров в первый период ее существования, имена начальников и мастеров, которые управляли ею, и основные произведения, которые были изготовлены там» и «Заметка о главных произведениях, которые были созданы мастерами императорской мануфактуры гобеленовых ковров» (на французском языке). Они поступили в Архив АН СССР в 1932 г. из Исторического музея в Москве. 8 Все четыре документа взаимно дополняют друг друга.

Записки Штелина могут быть датированы 1755-1784 Гг., 9 «Экстракт...» — 1765-1779 гг., 10 «Штат и положение....» и «Заметка о главных произведениях...» — 1764-1765 гг. 11

Цель данной публикации — познакомить широкий круг специалистов с интересным и ценным источником по истории русского декоративно-прикладного искусства XVIII в. Перевод текстов с немецкого и французского языков выполнен автором.


Якоб Штелин

О ШПАЛЕРНОЙ ФАБРИКЕ В ПЕТЕРБУРГЕ

Едва Петр Великий увидел и восхитился превосходными готлиссными и басслиссными шпалерными мануфактурами Гобеленов в Париже 12 и в Брюсселе, 13 он тут же вознамерился создать подобные и в своем государстве. 14 В 1720 году государь получил из Парижа действительно умелого мастера в этом искусстве, а именно мосье Бурдуана, 15 которому по тем дешевым временам было определено соответственно щедрое содержание. Этот мастер получил в свою команду и обучение некоторое число русских крепостных. 16 За короткое время он создал все виды станков, как для басслиссного, так и для готлиссного ткачества, 17 а также необходимые для этого крашение шерсти и шелка, прядение, намотку и т. п. и еще при жизни Петра Великого изготовил несколько малых и больших вещей, которыми император, часто часами находившийся на этой новой фабрике, был очень доволен и не только милостивейшими обещаниями поощрял мастера всячески стараться, чтобы привести фабрику в хорошее состояние, а подчиненных сделать хорошими мастерами, но несколько раз одаривал его и довольный этой художественной работой часто целовал его в лоб.

В правление императрицы Екатерины эта фабрика уже столь преуспела, что превосходно изготовляла в готлиссной технике самые большие картины и портреты. Я видел портрет императрицы Екатерины 18 в готлиссной технике, и он еще находится среди картин при дворе, который ни в чем не уступал оригиналу Данхауэра 19 — ни в сходстве, ни в прочей позитуре.

Во время императрицы Анны эта фабрика находилась в прекрасном состоянии. Некоторые из 30 русских, хорошо обученные, изготовляли в готлиссной и басслиссной техниках все, что требовал двор. 4 части света по рисунку г-на Лебрена 20 в 4 больших шпалерах, 21 картоны для которых мосье Каравак 22 написал здесь таких же размеров, как раз тогда были уже готовы больше чем наполовину.

Затем начали изготовлять 4 других больших шпалеры для зала, а именно, Триумф Любви, Триумф Силы, Триумф Марса 23 и т. д. Эти 4 большие вещи в готлиссной технике удались так превосходно, что их с трудом можно отличить от французских гобеленов. 24 Именно эти вещи украшали большой аванзал в Летнем дворце в Москве в 1742 году во время коронационных празднеств и вызвали восхищение французского посла мосье Шетарди, как и всех иностранных министров. Работники басслиссного ткачества изготовляли в это время также прекраснейшие шпалеры с цветами по картонам Каравака для гарнитура кресел и канапе для ее величества императрицы Анны.

Поскольку эта фабрика со времени ее создания Петром Великим постоянно подчинялась Придворной конторе, 25 то обер-гофмаршал граф Левенвольде имел ее тогда в своем попечении, и все шло хорошо, потому что для нее всегда имелись деньги и материалы. В это время я видел там огромные запасы шелка и персидской [480] шерсти всех мыслимых цветов и оттенков.

Я не знаю, как затем могло случиться, что после отъезда двора в Москву на коронацию в 1742 году об этой фабрике словно забыли, и со временем она все больше и больше приходила в упадок. Мастер, который тогда время от времени являлся <ко двору> и докладывал об упадке, большую часть вины возлагал на нового обер-гофмаршала Шепелева, ибо тот не хотел выдавать денег и, казалось, смотрел на эту фабрику как на излишнюю.

Наконец он (мастер, — К. М.) умер в 1751 году 26 и с ним почти все дело, осталось только несколько его русских учеников, которые в случае необходимости привлекались для той или иной работы для двора.

В 1753 году ее величество императрица Елизавета вновь вывела и эту фабрику из полного упадка. Старшим надсмотрщиком был поставлен г-н советник Лобков, 27 из Франции выписано несколько мастеров, 28 которые вновь обучили местных работников, а фабрику пустили на полный ход.

В 1756 году надворный советник Штелин получил указ Сената, в котором ему, по особому приказу ее величества, было поручено сделать проект инвенций в аллегорических фигурах на деяния ее величества, по которым на этой фабрике должны были изготовляться большие шпалеры для нескольких парадных покоев нового каменного Зимнего дворца. Однако он с самого начала сомневался, что из этого что-то получится, и никто не затребовал у него инвенций, пока в феврале 1759 года... (Так в тексте.)

1758 <год>. — Был готов Купидон 29 (исполнен первым мэтром мосье Ронде) с французской картины. Эта вещь висит в прихожей камергера Ивана Ивановича Шувалова, 30 и почти все принимают ее за картину.

Через французского обойщика мосье Мускэна, который женился на дочери прежнего мастера мосье Бурдуана, еще три других мастера в Париже и с фабрики Гобеленов были затем приглашены на выгодных условиях отправиться в Петербург.

Камергер Петр Иванович Шувалов 31 поддерживал все дело своим влиянием у ее величества, и таким образом эта фабрика вновь достигла прежнего размаха и еще большего, чем когда-либо имела. Тут постепенно стали появляться превосходные вещи с хороших французских и голландских картин. 32

1760 <год>. — Был готов портрет его императорского высочества великого князя, поколенный, с <оригинала> Ротари. 33 Он ни в чем не уступал картине. Именно после этой картины появились различные тканые портреты частных лиц в погрудных изображениях, как-то графа Петра Шувалова, 34 княгини Куракиной 35 (дочери бывшего фельдмаршала Апраксина) и другие, с полным сходством, приятностью красок и сильным выражением. Такой погрудный портрет стоил 100 рублей.

После того как великий князь Петр Федорович взошел на императорский трон (1762), его императорское величество взяли эту фабрику под особое покровительство, сменили бывшего до сих пор недостойным директора Лобкова 36 и на его место <назначили> своего бывшего камердинера, а теперь голштинского камергера мосье Брессана. 37 Этот принял вышеупомянутого мосье Мускэна управляющим и помощником, обещаниями особых императорских милостей поощрил мастеров к новому прилежанию и рвению, увеличил число учеников, улучшил оплату русских работников и подмастерьев, которые до сих пор содержались очень скудно, выломал стены различных помещений в фабричном здании, чтобы сделать из них несколько длинных залов, и этим придал фабрике новый вид.

Надворному советнику Штелину было поручено представить инвенцию, изображающую в аллегорической форме вступление на трон его императорского величества Петра III, для готлиссной шпалеры 7 саженей длиной и 3 высотой. Он исполнил это и поручил изготовить композицию своей инвенции младшему Ла Грене, 38 который и выполнил ее акварельными красками очень пристойно и со вкусом.

1762 <год>. — В апреле, когда император Петр III несколько часов осматривал эту фабрику и заглянул также в ее канцелярию, его величество передали директору Брессану вышеупомянутый аллегорический рисунок с приказом заказать настоящему историческому живописцу написать его в большом размере и затех незамедлительно делать готлиссную шпалеру. Мосье Брессан рассказывал мне впоследствии, что он послал этот рисунок [481] в Париж старшему Лагрене, 39 который взялся написать его в большом размере за условленные 1500 рублей. На станках этой фабрики тогда были в работе различные портреты с оригиналов графа Ротари, а именно, молодая княгиня Куракина, жена обер-егермейстера Нарышкина, 40 уехавший осенью минувшего года посол Римской империи граф Эстергази, 41 все en buste, графиня Елизавета Романовна Воронцова, 42 поколенный портрет.

Обычная цена за погрудный портрет была 100 рублей, за поколенный портрет — от 200 до 300 рублей. Упомянутый последним поколенный портрет в июне был полностью готов и в великолепной раме доставлен в Ораниенбаум, где тогда находился император со своим двором. Заметили несколько ошибок в рисунке лица, а следовательно несходство. Император сам указал эти ошибки французскому мастеру, который признал их и одновременно обещал вырезать голову и воткать другую, так что будет совершенно незаметно.

При последующем правлении (1763) 43 императрицы Екатерины II, которая вообще оказывает особое покровительство изящным искусствам и фабрикам, чтобы поощрять их чем дальше, тем больше, эта фабрика достигла еще большего подъема. Ее величество хотела еще до своего отъезда (1762) в Москву посетить эту фабрику, и вскоре после своего возвращения она действительно приехала туда. Она подтвердила директора с повышением его ранга в характере действительного статского советника и отдала <фабрику> в попечение действительному тайному советнику и обер-гофмейстеру великого князя г-ну Панину, 44 и тут фабрика заработала вовсю, так что каждый, кто только хотел, мог получить свой портрет с хорошей живописной картины, погрудный — за 100 рублей, поколенный — за 200 рублей, сделанный тотчас весьма хорошо.

В апреле 1766 года ее величество посетили эту фабрику и провели несколько часов за внимательным рассмотрением всех ее работ. Для выражения ее всемилостивейшего удовлетворения она приказала подарить директору тысячу рублей, а каждому мастеру, подмастерью и ученику — месячное жалованье.

1778 <год>. — Умер прежний директор мосье Брессан (1778), и на его место пришел обученный рисовальщик и живописец Гаврила Игнатьевич Козлов, профессор Академии художеств. 45

1783 <год>. — После внезапной смерти г-на графа Никиты Ивановича Панина, который был президентом или попечителем готлиссной фабрики с начала правления императрицы Екатерины II, ее величество назначила попечителем этой фабрики кавалера, сенатора и президента Ассигнационного банка г-на графа Андрея Петровича Шувалова. 46 [482]

ЭКСТРАКТ УЧИНЕННОЙ В КАНТОРЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ ШПАЛЕРНОЙ МАНУФАКТУРЕ ИЗ ДЕЛА ПРИСЛАННОГО ИС ПРАВИТЕЛСТВУЮЩАГО СЕНАТА В ШПАЛЕРНОЙ МАНУФАКТУРЕ 47

По имянному блаженный и вечной славы достойный памяти гдря императора Петра Великаго указу заведена здесь в Санкт Петербурге императорская шпалерная мануфактура в 1716 году и содержалась прежде в ведомстве канцелярии бывшаго князя Менщякова по 1719 год.

А с того году по указу его ж императорского величества состояла под ведомством берх мануфактур комерц колегиев по 1732.

В 732-й году имянным указом великия гдрни императрицы Анны Иоанновны препоручена была под ведомство придворной канторы, причем дирекцию иметь велено придворному живописцу Короваку.

Для приведения оной в порядок и обучения русских мастеровых людей нарочно тогда ж выписаны были из Франции мастера Филип Бегагель Пиэрре Камуссе Лефорт, красильщики шолку Клауде Мериэль, шерсти Габриэль Редон. 48

Во все сии времена даже до 1755 году находились мастера вышеописанной Бегагель з братом своим подмастерьем Бегагелем 49 да Бабтист Бурдейн. 50

В 1755 году по указу великия гдрни императрицы Елисаветы Петровны находилась под дирекциею колежского советника Дмитрия Лобкова.

В 1762 году генваря 31 указом гдря императора Петра Третьяго поручена в смотрение брегадиру Дебрессану а июня 18 числа тогож году будучи его величеством веема доволным учиненным распорятком и прилежным присмотром над тою мануфактурою означенным де-Брессаном препоручил ему и прочие находящиеся в гдрстве Российском фабрики и мануфактуры в ево дирекцию жалуя притом ево в мануфактур колегию президентом. В 1763 <году> по имянному ея величества гдрни императрицы Екатерины Алексеевны указу отдана со всею ея дирекциею в главное надзирание и попечение действительному тайному советнику и кавалеру Никите Ивановичу Панину с тем, чтоб он о всех до нея потому касающихся делах и нуждах ея императорскому величеству самим представлял и докладывал как и по ея императорскаго величества одним повелениям исполнял и поступал.

При упомянутом Лобкове мануфактура доходила до совершенного упадка при четырех тово станах находились во оном году ныне находящиеся при мануфактуре мастера ис Франции выписаны были Жант Батист Рондет (кото-ро<й> уже умре), 51 эксприсер 52 Балтазарт Трабант и Крестьян Артан. 53 Об оном Дебресане в имянном ея императорского величества указе, состоявшемся в нижеписанном 763 году июля 23 числа, между протчим в сенат написано хотя означенная мануфактура чрез все прошедшее время доходила как выше значит до совершенного упадка, однако особливым попечением и трудами ныняшняго ея директора Дебресана ко особливому ея императорскаго величества удовольствию приведена в такой порядок, что ея императорское величество нашли ея вовсе учрежденой.

При вышеупомянутом президенте г-не графе Панине мосье Брессан оставался до своей смерти директором фабрики.

1780 <год>. После его смерти директором стал умелый рисовальщик и живописец Гаврила Игнатич Козлов и одновременно произведен из профессоров Академии художеств в надворные советники.

1783 <год>. Умер любезный граф Панин, и тогда ее величество объявила г-на тайного советника и сенатора графа Андрея Петровича Шувалова попечителем этой превосходной фабрики. 54

ШТАТ И ПОЛОЖЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ МАНУФАКТУРЫ ОБОЕВ И ГОБЕЛЕНОВЫХ КОВРОВ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ИМЕНА НАЧАЛЬНИКОВ И МАСТЕРОВ, КОТОРЫЕ УПРАВЛЯЛИ ЕЮ, А ТАКЖЕ ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ИЗГОТОВЛЕНЫ ТАМ 55

Ведение

В 1717 году славной памяти Петр Великий, будучи в Париже, осмотрел Королевскую мануфактуру Гобеленов, способ, которым она управлялась, количество умелых мастеров, которые там использовались, и огромное число прекрасных [483] работ, которые там исполнялись. 56 Полный решимости устроить подобную в своей обширной империи, он говорил об этом с его королевским высочеством герцогом Орлеанским, в то время регентом королевства, который доставил себе удовольствие оказать услугу этому великому императору и дал разрешение мосье Лефорту, его <Петра> министру, нанимать тех мастеров и работников, которые находятся на фабриках, где их число превышает 600 человек. Этот столь хорошо просвещенный министр швейцарской нации избежал в этом обилии умелых людей выбора мастеров и работников, не обладавших надлежащей одаренностью. Он все же не преминул потом опросить здесь мастеров и работников, собирая тем временем хорошо проверенную информацию, были ли они в числе самых умелых, и, будучи уверенным в этом, он нанял их для заведения императорской мануфактуры гобеленовых настенных ковров в Санкт-Петербурге.

Назову главных мастеров, нанятых им, господ Бурдэна, знаменитого в своем искусстве, для готлиссного ткачества и Бага 57 для басслиссного ткачества, которые привезли с собой много работников; к их приезду в эту столицу названной шпалерной мануфактурой руководила императорская коммерц-коллегия, после которой ею руководила Придворная контора, 58 а затем Кабинет ее императорского величества. Бурдэн, который умер в 1750 году, изготовил со своими учениками портрет Петра Первого верхом, с Полтавской баталией, 59 которой тот был очень доволен. Он исполнил также те шпалеры, которые представляют Европу, Азию, Африку и Америку. 60 Он выткал также Битву Александра, 61 Историю богов, 62 ковровые обои в индийском вкусе 63 и множество других работ, которыми восхищалась ее величество славной памяти императрица Елизавета. Г-н Баг, умерший в 1733 году, исполнил портрет ее величества славной памяти императрицы Анны, 64 так же как и большое количество других прекрасных произведений, которыми также восхищалась ее императорское величество.

После смерти г-на Бурдэна мануфактура больше не процветала, испытывая нехватку хороших мастеров, ею управлял Сенат. Он назначил туда мосье Лапкова, пренебрегавшего делами, которыми ему надлежало там заниматься, и упомянутая мануфактура зачахла. Ее императорское величество желала вернуть этой мануфактуре весь ее блеск. Г-н Мускэн, швейцарской нации, был выбран Правительствующим Сенатом для отправки в чужие края, чтобы нанять лучших мастеров, каких будет возможно, на место умерших. Этот, в соответствии со своим поручением, объехал наиболее значительные города Европы, чтобы хорошо исполнить его. Ему требовалась по меньшей мере самая тщательная осмотрительность для достижения своей цели и избежания опасностей, угрожавших ему, ибо <в Европе> начали смотреть завистливыми глазами на предприятие, которое более всех преуспевало, что не могло не вызвать всеобщую зависть.

Правительствующий Сенат приказал господину Гулукину в Гааге 65 сделать все возможное, чтобы нанять мастеров для упомянутой мануфактуры. Этот господин не смог достичь цели, видя большую опасность, которой подвергались те, кто брался за это. И так случилось, что г-н Мускэн был избран для завершения этого опасного поручения, что он делал с радостью для пользы государства.

Тем временем ему удалось нанять г-на Пери, 66 исторического живописца, мастера готлиссного ткачества г-на Ронде, мастеров басслиссного ткачества г-д Строрбума и Аргама, 67 которые отличаются и поныне своим талантом и точностью.

В 1756 году г-н Мускэн вернулся в Санкт-Петербург, представил вышеназванных мастеров Правительствующему Сенату, который одобрил их. В вознаграждение за службу ее императорское величество Елизавета пожаловала г-ну Мускэну годовой оклад в 600 рублей, а в 1764 году царствующая ее императорское величество выказала ему свое расположение, увеличив его оклад на 200 рублей, и оказала честь, пожаловав титул надворного советника, объяснив в своем указе от 18 февраля, что это награда за оказанные им услуги. Его сиятельство камергер Иван Иванович Шувалов пригласил г-на Серра, 68 который стал руководителем басслиссных работ.

В 1762 году его императорское величество Петр III назначил мосье де Брессана директором этой мануфактуры, подчинив Правительствующему Сенату, а г-н Мускэн стал его помощником, как [484] советник, чтобы улучшать и привести к процветанию эту мануфактуру в соответствии с указом Правительствующего Сената от 14 марта 1762 года.

1763 [год]. Ее величество императрица Екатерина доверила попечительство ею его сиятельству г-ну Никите Ивановичу Панину.

ЗАМЕТКА О ГЛАВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ МАСТЕРАМИ ИМПЕРАТОРСКОЙ МАНУФАКТУРЫ ГОБЕЛЕНОВЫХ КОВРОВ 69

Ведение

В 1757 году г-н Пери написал картину, представляющую миф Овидия, и несколько других хороших произведений.

В том же году г-н Ронде выткал ковер с изображением Купидона, 70 которым восхищалась славной памяти ее императорское величество Елизавета. Тем же самым создан Давид, держащий голову Голиафа, 71 которым была довольна ее величество. Он получил в вознаграждение 500 рублей.

В 1763 году упомянутый г-н Ронде изготовил портрет ее императорского величества, 72 которым она осталась довольна и пожаловала ему за то 300 рублей, и он исполнил несколько других портретов, так же как и его ученики.

В 1758 году г-н Строобам, мастер басслиссного ткачества, исполнил портрет Мадонны, держащей на руках младенца Иисуса, 73 и <его> ученики праздновали одобрение <шпалеры императрицей>.

В тот же год г-н Аргам исполнил картину Драка кошки с собакой 74 и другие произведения, которые нашли одобрение, так же как и <его> ученики.

В 1759 году г-н Серр исполнил Кухарку с поваренком. 75

В 1762 году русский мастер Симон Куликов, мастер готлиссного ткачества, ученик знаменитого мастера Бурдэна, исполнил портрет Петра Первого. 76 В вознаграждение он с учениками получил 100 рублей.

В 1763 году русский мастер Арбузов, ученик Бурдэна, исполнил портрет Диогена 77 и получил за то 300 рублей.

Мастер-красильщик г-н Гэ 78 выкрасил большое количество шелка и шерсти и вместе с г-ном Божуром, тоже красильщиком, обслуживал изготовление части вышеупомянутых работ.

Имеется много подмастерьев и работников, обученных г-ном Бурдэном, которые вызывают восхищение каждого красотой своих работ, как и ученики г-на Ронде, отличившиеся более всего, и есть уже такие, которые стали подмастерьями и работниками, <ученики> г-д Строобама и Аграма также выказывают себя.

В настоящее время мануфактура подчиняется г-ну Панину. Кажется, что каждый старается блистать своими талантами, чтобы представить себя возможно более приятно ее императорскому величеству и Правительствующему Сенату. Более не видно, чтобы язвительно отказывались выполнять распоряжения, ибо они исходят от этого господина с такой мягкостью, что каждый выражает желание получить их лично. Все радуются, когда узнают, что будут удостоены его инспекции. Это не оставляет ни малейшего сомнения в стремлении каждого, от первого до последнего, превосходить друг друга в том, что он делал вплоть до последнего времени. Все это не может не привести к совершенству, следствием которого будет восхищение всего мира.

Комментарии

1. Я. Спилиоти. Императорская шпалерная мануфактура. — Художественные сокровища России, 1903, № 4-8, с. 231-250; Д. Иванов. Шпалеры Оружейной палаты. — Среди коллекционеров, 1924, № 1-2, с. 9-22; Т. Т. Коршунова. 1) Создатели шпалер Петербургской шпалерной мануфактуры. — В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1975. М., 1976, с. 262-277; 2) Русские шпалеры Петербургская шпалерная мануфактура. Л., 1975; Русские шпалеры XVIII — начала XX века. Каталог выставки. Автор вступительной статьи и составитель каталога И. М. Ясинская. Л., 1975.

2. О Якобе Штелине и его архиве см.: К. В. Малиновский. Якоб фон Штелин и его записки по истории русской живописи XVIII века. — В кн.: Русское искусство барокко. Материалы и исследования. Под ред. Т. В. Алексеевой. М., 1977, с. 173 — 178.

3. Русские шпалеры XVIII — начала XX века, с. 24.

4. См.: Записки Штелина о Петре Третьем, императоре Всероссийском. — Чтения в Обществе истории и древностей российских. М., 1866, декабрь, с. 67-111.

5. См.: Я. Штелин. Записки о живописи и живописцах в России. — В кн.: Русское искусство барокко. Материалы и исследования, с. 191-192.

6. Jacob von Stählin. Vorrede zu Nachrichten von der Musik in Rußland. — In: M. Johann Joseph Haigold’s Beylagen zum Neuveränderten Rußland. Zweiter Theil. Riga und Leipzig, 1770, S. 43.

7. AAH, ф. 170, оп. 1, ед. xp. 89.

8. См.: Архив Академии наук СССР. Обозрение архивных материалов. Л., 1933, с. 168.

9. Первая дата устанавливается по филиграням: бумага листав 2 и 3 (слева — ГУБР, справа — ФСГП) была изготовлена на «Города Углича бумажной рольной фабрике содержателя Г. Переяславцева» в 1754 г., последняя дата — на основании сообщаемых Штелиным сведений о назначении графа А. П. Шувалова попечителем шпалерной мануфактуры в 1783 г. С конца 1784 г. Штелин был тяжело болен и в июне 1785 г. умер в Петербурге.

10. Бумага листов 4 и 5 (слева корона на GR, справа — Pro Patria) была изготовлена за границей в 1762 г. «Экстракт...» был составлен не ранее 1765 г. (последнее сообщаемое в нем событие — смерть мастера Ронде — датируется 1764 г.) и не позднее 1779 г., когда директором мануфактуры вместо умершего де Брессана был назначен Г. И. Козлов.

11. Бумага листов 6 и 7 (слева — Pro Patria, справа — корона на GR) была изготовлена за границей в 1764 г. Поскольку «Заметка о главных произведениях...» и «Штат и положение...» заканчиваются упоминанием о назначении графа Панина попечителем мануфактуры в 1763 г., то, следовательно, они составлены вскоре после этого — в 1764 или 1765 г.

12. Королевская мануфактура Гобеленов в Париже была организована в 1667 г. и размещалась в отеле Гобелен. На ней были собраны лучшие мастера всех видов прикладного искусства, но ведущее место на Королевской мануфактуре занимало шпалерное ткачество.

13. Шпалерные мастерские в Брюсселе существовали уже в XV в. и славились на всю Европу.

14. Решение об организации шпалерной мануфактуры в Петербурге было принято Петром I еще до того, как он увидел шпалерные мануфактуры в Брюсселе и Париже. Уже в марте 1716 г. П. Лефорт заключил контракт со шпалерным мастером П. Камюсом, а 6 апреля — еще с четырьмя мастерами: Ж. Б. Бурдейном, Л. Вавоком, П. Гриньоном и Ж. Ж. Гошером (см.: T. Т. Коршунова. Русские шпалеры, с. 8; Н. Спилиоти. Указ, соч., с. 232). В Париж же Петр I приехал только в марте 1717 г.

15. Имеется в виду Ж. Б. Бурдейн, французский шпалерный мастер, который приехал в Петербург в 1717, а не в 1720 г., и умер здесь в 1750 г. Следует отметить, что его оценка Штелиным явно завышена. Архивные материалы свидетельствуют о том, что Бурдейн не был большим мастером. Уже в 1719 г. он был уволен из мануфактуры, через четыре года вновь принят туда. Затем, он опять ушел и вернулся на фабрику в 1732 г. (см.: Т. Т. Коршунова. Создатели шпалер..., с. 266; Н. Спилиоти. Указ, соч., с. 234).

16. Это относится к Ф. Бегаглю-отцу, который в контракте назван директором шпалерной мануфактуры . Спилиоти. Указ, соч., с. 232), однако вскоре по приезде в Петербург он умер и его место занял Ф. Бегагль-сын, к которому следует отнести все нижесказанное.

17. Существуют две техники шпалерного ткачества: готлиосная (от французских слов haute — высокая и lisse — основа) — при вертикальном расположении основы на ткацком станке и басслиосная (hasse — низкая) — при ее горизонтальном расположении. Готовые шпалеры, исполненные в готлиссной и баос-лиосной техниках, практически невозможно различить.

18. Портрет Екатерины I был исполнен Ф. Бегаглем-сыном в 1719 г., ныне утрачен (см.: Т. Т. Коршунова. Создатели шпалер..., с. 263).

19. Данхауэр (Таннауер, Дангауэр, Донауэр) Иоганн Готфрид (1680-1737) — немецкий живописец, работал в России с 1711 по 1737 г., за исключением конца 1720-х годов, когда он некоторое время жил в Польше.

20. Лебрен Шарль (1619-1690) — французский живописец, директор Королевской мануфактуры Гобеленов.

21. Серия «Страны света» включала в себя «Европу», «Азию», «Африку» и «Америку». В центре каждой шпалеры этой серии помещались аллегорические женские фигуры, олицетворявшие страны света, на фоне архитектурных пейзажей-символов. Местонахождение шпалер этой серии, исполненных в 1730-е годы, в настоящее время неизвестно.

22. Каравак Луи (1684-1754) — французский живописец, работал в России с 1716 г. К писанию картонов для шпалер он был определен с 1724 г. (Г. Т. Коршунова. Русские шпалеры, с. 15). Спилиоти также указывал, не уточняя, что Каравак писал картоны для шпалерной мануфактуры (Н. Спилиоти. Указ, соч., с. 235).

23. Они были закончены в 1737 г. (Я. Спилиоти. Указ, соч., с. 239). В настоящее время их местонахождение неизвестно.

24. Это точное замечание Штелина указывает на то, что многие неподписанные шпалеры, исполненные на Петербургской мануфактуре по французским образцам, в настоящее время могут находиться в музеях в составе коллекций западноевропейских шпалер.

25. Неточность Штелина. С 1716 по 1719 г. шпалерная мануфактура подчинялась князю Меншикову, с 1719 по 1722 г. — Берг-коллегии, с 1722 по 1732 г. — Мануфактур-коллегии, с 1732 по 1755 г. — Придворной конторе.

26. Имеется в виду Бурдейн, который умер в 1750 г.

27. Смотрение над Мануфактурой было поручено советнику Камер-коллегии Дмитрию Лобкову в 1755 г. (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, № 10348. Т. XIV, с. 295).

28. В октябре 1756 г. приехали мастер готлиссного ткачества И. Б. де Ронде, мастер басслиосного ткачества Б. Стросбант и подмастерье К. Арганд (Т. Т. Коршунова. Русские шпалеры, с. 21).

29. В 1762 г. шпалера находилась в Академии художеств, откуда де Брессап, по назначении его директором шпалерной мануфактуры, потребовал ее обратно (ЦГИА, ф. 789, oп. 1, ч. 1, ед. хр. 19, л. 1). В настоящее время ее местонахождение неизвестно.

30. Шувалов Иван Иванович (1727-1797) — камергер, первый куратор Московского университета, основатель Академии художеств.

31. Шувалов Петр Иванович (1710-1762) — граф, генерал-фельдмаршал, государственный деятель.

32. Например, «Собаки на бойне» (1755, ГРМ) по картине П. де Фоса «Собаки с головой быка» (ГЭ), «Голова Лота» (1762, ГРМ) по картине Л. Ж. Ф. Лагрене старшего «Лот с дочерьми» (ГРМ) (Русские шпалеры XVIII — начала XX века, с. 23, 25).

33. ГРМ. Справа внизу подпись: «Rondet fct». До настоящего времени считалось, что шпалера выткана по портрету Рокотова (Русские шпалеры XVIII--начала XX века, с. 24).

34. Находится в ГРМ.

35. В настоящее время местонахождение неизвестно. Куракина Елена Степановна (1735- 1769) — жена князя Бориса Александровича Куракина. Портрет с нее писал Ротари.

36. Архивные документы свидетельствуют о том, что Лобков заботился о процветании мануфактуры, но в связи с перестройкой бывшего дома купца Апраксина, в котором размещалась мануфактура, он был обвинен в финансовых злоупотреблениях и уволен.

37. Де Брессан Александр Иванович (1719-1779) — камергер, статский советник.

38. Лагрене младший Жан Жак (1739-1821) — французский живописец и гравер, работал в Петербурге с 1760 по 1762 г.

39. Лагрене старший Луи Жан Франсуа (1725-1805) — французский живописец, работал в Петербурге с 1760 по 1762 г., писал картины главным образом на мифологические и аллегорические сюжеты.

40. Нарышкин Семен Кириллович (1710-1775) — генерал-аншеф и обер-егермейстер, был женат на красавице Марии Павловне, урожд. Балк-Полевой (1728-1793). В настоящее время местонахождение шпалеры неизвестно.

41. В настоящее время местонахождение шпалеры неизвестно.

42. В настоящее время находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке (указано Т. Т. Коршуновой).

43. Описка Штелина. Екатерина II вступила на престол в 1762 г.

44. Панин Никита Иванович (1718-1783) — граф, государственный деятель, воспитатель великого князя Павла Петровича. Шпалерная мануфактура была поручена Панину «в главное надзирание и попечение» в январе 1764 г. (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, № 12034. Т. XVI, с. 525).

45. Неточность Штелина. Де Брессан умер в 1779 г., и в этом же году на его место был назначен профессор Академии художеств Г. И. Козлов (1738-1791).

46. Шувалов Андрей Петрович (1744-1789) — граф, сын П. И. Шувалова, камергер, с 1768 г. директор Ассигнационного банка.

47. Копия исполнена неустановленным лицом.

48. Имеется в виду Габриэль Рено, который приехал в Петербург со своим сыном (см.: Т. Т. Коршунова. Русские шпалеры, с. 8).

49. Неточность. Филипп Бегагль-отец умер вскоре после приезда в Петербург. Филипп Бегагль-сын умер в Петербурге в 1733 г., а его брат Людовик Бегагль работал на шпалерной мануфактуре в 1717-1723 гг. (Биобиблиографический словарь, т. I. М., 1970, с. 315).

50. См. прим. 15.

51. Ронде умер в 1764 г. (см.: Т. Т. Коршунова. Русские шпалеры, с. 255).

52. Имеется в виду мастер Эсприссер, как его звали в России (на самом деле Esprit Serre), выписанный из Стокгольма в 1756 г. (см.: Н. Спилиоти. Указ, соч., с. 242-243).

53. Имеются в виду Бальтазар Стростант и Кристиан Арганд. См. прим. 28.

54. Дополнение сделано на немецком языке рукою Штелина.

55. Копия исполнена неустановленным лицом.

56. В июле 1717 г. журнал «Mercure de France» сообщал: «15-го утром, будучи снова в Гобеленах, он <царь> любовался работой мастеров» (М. Fenaille. Etat General de Tapisserie de la Manufacture des Gobelins. Paris, 1904, р.103).

57. Имеется в виду Ф. Бегагль.

58. Ом. прим. 25.

59. Существуют две шпалеры с изображением Петра I верхом на фоне Полтавской баталии. Одна — подписная, начата мастерами Ж. Ж. Гошером и П. Гриньоном, завершена в 1722 г. Ф. Бегаглем-сыном при участии И. Кобылякова (ГЭ). Другая выполнена в 1759-1764 гг. (см.: Русские шпалеры XVIII — начала XX века, с. 19; Т. Т. Коршунова. Новые материалы о создании шпалер «Полтавская баталия». — В кн.: Культура и искусство Петровского времени. Л., 1977, с. 163-173).

60. Спилиоти упоминает лишь о «Странах света» или «Четырех континентах», созданных в 1745 г. и повторенных в 1747-1748 гг. (с. 240). Два варианта этой серии находятся в Эрмитаже.

61. Шпалера «Торжество Александра» была изготовлена в 1737 г. (см.: Н. Спилиоти. Указ, соч., с. 239).

62. Местонахождение неизвестно. Может быть, находится среди западноевропейских шпалер.

63. Вероятно, имеются в виду «Ковры Индии» — серия декоративных шпалер, первоначально изготовленная во Франции по рисункам живописца Депорта. Согласно приводимым Спилиоти данным, в России первые шпалеры этой серии были изготовлены в 1740-х годах и неоднократно повторялись (с. 240).

64. На портрете Анны Иоанновны (ГЭ) по правому борту подпись «Р. Behagle fecit», справа вверху — «S. Petersburg 1732». Однако, согласно найденным Коршуновой архивным документам, Ф. Бегагль-сын ткал лишь наиболее ответственную часть шпалеры — лицо Анны Иоанновны, а остальное — русский ученик Сергей Климов (см.: Т. Т. Коршунова. Создатели шпалер..., с. 263).

65. Имеется в виду посланник России в Голландии А. Г. Головкин.

66. Живописец Никола Пери приехал из Франции в октябре 1756 г.

67. Имеются в виду Б. Стросбант и К. Аргант.

68. См. прим. 52.

69. Копия исполнена неустановленным лицом.

70. См. прим. 29.

71. В 1762 г. шпалера находилась в Академии художеств, откуда де Бреосан требовал возвратить ее на шпалерную мануфактуру (ЦГИА, ф. 789, он. 1, ч. 1, ед. хр. 19, л. 1). В настоящее время местонахождение неизвестно.

72. В настоящее время местонахождение неизвестно.

73. В 1762 г. шпалера находилась в Академии художеств, откуда де Бреосан требовал возвратить ее на шпалерную мануфактуру (ЦГИА, ф. 789, oп. 1, ч. 1, ед. хр. 19, л. 1).

В настоящее время местонахождение неизвестно.

74. В 1762 г. шпалера находилась в Академии художеств, откуда де Брессан требовал возвратить ее на шпалерную мануфактуру (ЦГИА, ф. 789, oп. 1, ч. 1, ед. хр. 19, л. 1). В настоящее время находится в ГРМ. Справа внизу подпись: «Faitpare Argant. Ast. Peterbourg. Lan 1758» (Русские шпалеры XVIII — начала XX века, с. 23).

75. В настоящее время местонахождение неизвестно.

76. ГРМ. Справа внизу подпись: «В С. П. ЗДЕЛ КУЛИКОВ 1762 ГОД» (Русские шпалеры XVIII — начала XX века, с. 24).

77. В настоящее время местонахождение неизвестно.

78. Гэ Матюрэн — французский красильный мастер, работал на Петербургской шпалерной мануфактуре с 1758 г. (см.: Н. Спилиоти. Указ, соч., с. 243).

 

Текст воспроизведен по изданию: Материалы о Петербургской шпалерной мануфактуре в архиве Якоба Штелина // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1981. Л. Наука. 1980

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.