|
«ИЗВЕСТИЕ ОБ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ И. И. ШУВАЛОВА»ЯКОБА ШТЕЛИНАКаждая страна в прошлом имела своего историка искусства, сохранившего для потомков сведения о художниках и их произведениях. В Италии это был Вазари, в Испании — Паломино, в Нидерландах — ван Мандер. В России эту роль сыграл Якоб Штелин. Его записки о живописи, скульптуре и архитектуре являются первыми сохранившимися свидетельствами по истории русского искусства XVIII в. Якоб Штелин родился 9 мая 1709 г. в небольшом городке Меммингене (Германия). По окончании Лейпцигского университета в 1735 г. он был приглашен в Российскую Академию наук адъюнктом элоквенции и поэзии в исторический класс. Деятельность Штелина в Петербурге была чрезвычайно многообразной: чтение лекций в Академии, сочинение од к различным торжественным датам и инвенций для фейерверков и иллюминаций, которые устраивались по случаю всех радостных событий придворной и государственной жизни, составление каталога Академической библиотеки и многое другое. В 1738 г. ему была поручена в смотрение Гравировальная палата Академии наук, в которой он развернул энергичную деятельность: организовал при Академии три класса для рисования — с рисунков, с гипсов и с натуры, пригласил для преподавания сначала Тарсиа, затем Гриммеля. После того как в 1747 г. Академия наук была преобразована в Академию наук и художеств, Штелин возглавил ее «Художественный департамент» или, как его тогда называли, Академию художеств при Академии наук, которая существовала двадцать лет и сыграла выдающуюся роль в подготовке русских граверов. С 1757 г. по указу Сената Штелин руководил медальерным делом в России и сам выполнил более ста пятидесяти инвенций для различных памятных медалей. Академик Российской Академии наук, почетный член шести западноевропейских академий и научных обществ, человек разносторонне образованный и литературно одаренный, Штелин первый понял необходимость написания истории русского искусства. В течение нескольких десятилетий он внимательно наблюдал за его развитием в Петербурге и Москве и записывал все, что видел и слышал. Причиной, побудившей Штелина к этому, было, по его собственным словам, «уважение ко многим трудам и заслугам России в области свободных искусств». Ценность его записок — в собирании и фиксации фактов, в передаче своих впечатлений и чужих отзывов. Именно Штелину принадлежит заслуга в пропаганде русского искусства в XVIII в. за границей. В письмах к известному деятелю немецкого просвещения Готшеду он сообщал множество сведений, которые тот использовал в своих публикациях без указания на источник. В 60-е годы Штелин опубликовал на немецком языке «Известия о музыке в России», «Известия о танцевальном искусстве и балетах в России» и «К истории театра в России». В 1782 г. он послал в журнал «Miscellaneen artistischen Inhalts», издававшийся в Эрфурте, большую статью о русском искусстве, которая была опубликована, к сожалению, с большими искажениями. Архив Якоба Штелина после смерти ученого в 1785 г. оставался долгое время у его родственников. В 1844 г. академик М. П. Погодин получил этот архив от правнука Штелина Ф. И. Отто. Материалы по искусству М. П. Погодин передал Д. А. Ровинскому, который пользовался ими в своих работах, однако часто не ссылаясь на источник и допуская в изложении фактов и написании фамилий множество неточностей. Часть полученного архива Д. А. Ровинский отдал затем Н. П. Собко. Позднее оба передали имевшиеся у них записки Штелина в Публичную библиотеку, куда еще в 1853 г. поступили оставшиеся у М. П. Погодина материалы. «Известие об Академии художеств его сиятельства господина камергера Ивана Ивановича Шувалова» входят в состав дела № 6 «Заметки и материалы по [59] истории русской живописи XVIII века», лл. 16-21 фонда № 871 («Архив Якоба Штелина»), хранящегося в отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Они являются лишь малой частью материалов Штелина по истории русского искусства, которые состоят из «Воспоминаний о живописцах в России», «Воспоминаний об архитектуре в России», «О скульптуре в России» (хранятся в отделе рукописей ГПБ) и «Умножения картин в России» (заметок по истории живописных собраний в России), описания картинных галерей в Петербурге, Петергофе, Царском Селе и Ораниенбауме, «О мозаике», «О шпалерной фабрике в Петербурге» и «Краткой истории искусства фейерверков в России» (хранятся в Архиве АН СССР). Значение перечисленных записок Штелина для искусствоведов и работников музеев трудно переоценить. Однако в большинстве своем эти материалы до настоящего времени не опубликованы и почти не известны, поскольку работа над архивом Штелина связана со значительными трудностями: записи сделаны трудно читаемым почерком на немецком языке, готическим шрифтом и в соответствии с орфографией XVIII в. Кроме того, их перевод на русский язык весьма сложен из-за обилия слов, выражений и конструкций, давно вышедших из употребления и с трудом поддающихся пониманию с позиций современного немецкого языка. Публикуемые ниже материалы Штелина имеют особую ценность, поскольку сведений о первом десятилетии деятельности Академии художеств сохранилось очень мало. Это — краткие записки графа А. С. Строганова на французском языке и небольшое число документов и писем, которые были опубликованы П. Н. Петровым в «Сборнике материалов для истории императорской С.-Петербургской Академии художеств...». Судьба новой Академии художеств камергера И. И. Шувалова в отличие от старой Академии, руководимой Штелином, с самого начала складывалась очень счастливо. Она пользовалась поддержкой и вниманием императрицы и вельмож; специально для преподавания в ней из Франции и Италии выписывались известные живописцы, скульпторы, архитекторы: Ле Лоррен, Лагрене, Торелли, Жилле, Деламот. Для новой Академии на набережной Невы было воздвигнуто огромное здание. Оно наполнялось картинами известных европейских мастеров, античными и современными скульптурами, которые передавались в Академию из царских дворцов и коллекций российских вельмож. Своими регулярно устраиваемыми выставками новая Академия художеств внесла определенное организующее начало в художественную жизнь Петербурга. Все эти и множество других событий доносят до нас воспоминания Штелина. Перевод «Известия об Академии художеств...» сделан автором настоящей публикации. ИЗВЕСТИЕ ОБ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ЕГО СИЯТЕЛЬСТВА ГОСПОДИНА КАМЕРГЕРА ИВАНА ИВАНОВИЧА ШУВАЛОВА После того как Московский университет и гимназия были полностью организованы и приведены в достаточное действие, камергерское сиятельство 1 начали хлопотать об устройстве там также и Академии художеств. Но поскольку художники, выписанные для этого из Парижа, — мосье Шалль, 2 мосье Жилле 3 и др., хотели поступить на службу не в Москву, а в Петербург, то начало вышеназванной Академии было положено в Петербурге. Уже в 1756 г. < 17>57 годах его сиятельство содержал в своем дворце несколько учеников при мосье графе Ротари, 4 которые очень далеко продвинулись в копировании его манеры и в написании оригинальных портретов: а именно, Александр.., (Далее автором пропущено две строчки.) В 1758 году его сиятельство отдали собственный дом позади церкви Вознесения 5 для вышеназванной Академии и школы, в которой было около 30 учеников. Первым живописцем был выписан мосье Лоррен 6 из Парижа и обер-скульптором мосье Жилле. Мосье Жилле получает [60] 1000 руб. в год и за каждую скульптуру отдельно, мосье Лоррен — так же. Подмастерья в лепке и резьбе Сталетова 7 я отдал из Петербургской Академии, 8 как и подмастерья в рисовании Гаврилу Баленикова. 9 Сверх того, был нанят учитель французского языка мосье Буле, 10 который должен до полудня преподавать ученикам французский язык. В начале 1759 года эта Академия была переведена в дом графа Братислава на Васильевском острове на Большой Неве: 11 как объявлено, только до тех пор, пока не будет заложена и выстроена большая Академия художеств по очень пышному и великолепному плану, профилю и фасаду, начертанным мосье Блонделем 12 в Париже и названная им Academie du Nord.( Этот проект составляет целую книгу из более чем дюжины листов размером в большой империал и стоит камергеру или императорской кассе несколько сот дукатов. В нем с расточительной пышностью стащено и набито в комнатах и залах все, что только могло быть найдено во всех прочих академиях художеств, картинных галереях, кунсткамерах, нумизматических кабинетах и кабинетах редкостей во всей Европе. Одним словом, на страницах этого проекта имелось больше, чем можно было бы собрать за несколько миллионов рублей и несколько веков. (Прим. Штелина).) Учредитель и куратор этой Академии художеств — камергер Иван Иванович Шувалов, который благодаря своему неустанному рачению о подъеме изящных искусств добывает Академии большие суммы для ее достаточного содержания 13 и тем приобретает огромные заслуги перед отечеством и уважение всех будущих поколений. Директор — князь Хованский, 14 с окладом 1000 руб., но с ученостью, остроумием, искусством и опытом, не стоящими и 1000 полушек, а только в воображении и на языке. И поэтому он вскоре был опять смещен, и молодой архитектор Кокоринов, любимец камергера, был определен вице-директором. 15 1759 год. При этой Академии была основана также Гравировальная палата, большей частью из учеников предыдущей Академии. Фр. Шмидт, 16 который, собственно, был выписан только для Академии наук, позволил и там использовать себя и поступил на службу обер-гравером, как и при своем истинном ангажементе. От Академии наук эта новая Гравировальная палата получила подмастерья по имени Васильев, 17 который в этом году гравировал на меди портрет нового святого Димитрия Ростовского по картине Ротари, и одного из лучших учеников по имени Дмитрий Герасимов; 18 кроме того, на должность мастера был нанят гравер из Вены по имени Тейхер, 19 чтобы можно было принять еще больше учеников. Васильев наряду с гравированием усердно налег на пьянство и умер осенью 1760 года. Тейхер в 1760 году гравировал на меди портрет французского посла маркиза д’Опиталя по картине Токке 20 и окончил его за несколько дней до отъезда господина посла в феврале 1761 года. Среди учеников этой Гравировальной палаты особенно выделился в гравировании на втором году своей учебы российский дворянин Емилиан Чемисев, 21 который прежде служил капралом в гвардии. В 1760 году он гравировал на меди портрет Петра Великого с оригинала, написанного в Париже знаменитым Натье, 22 с таким тонким вкусом и столь чисто, что этому по праву следует удивляться. Эта работа гравирована в восьмую долю листа и предназначена собственно для «Истории Петра Великого» Вольтера. Впрочем, этот Чемисев уже до этого вызвал восхищение и большое одобрение своими удивительно тонкими копиями пером французских гравюр и особенно некоторых Вагнера 23 из Венеции и именно тем проложил себе дорогу к камергеру и для своего приема в его Академию. Этот молодой человек обнаруживает такое усердие и прилежание в изучении гравирования, что он по собственному желанию день и ночь сидит над доской. Камергер Шувалов взял его летом 1760 года на несколько недель с собой в Петергоф, только чтобы немного отвлечь его от неустанной работы: тем более, что он кажется от природы болезненным и чахоточным. Два лучших портрета Елизаветы Первой гравированы им, один — в 1760 году, другой в черной мантилье, который был окончен только вскоре после смерти этой милостивой монархини, — в 1761 году. Оба исполнены по оригиналам Ротари и последний, которым обладает камергер Шувалов, не дописан до конца. Среди всех ее портретов он более всего похож на императрицу и полностью обнаруживает ее несравненный, прямо ангельский характер. [61] В марте 1761 года Академия наук вновь должна была по требованию господина камергера отдать и отослать несколько умелых воспитанников, а именно, лучшего шрифтового гравера Панина 24 и лучшего печатника гравюр Швесникова. 25 И таким образом эта молодая Академия все разрасталась за счет старой, и напоследок эта дочь хулила свою мать. 1762 год. После того как императрица Екатерина Вторая взошла на трон Российской империи, эта Академия выступила с гравированным Чемишевым профильным портретом ее величества, который граф Ротари написал уже несколько лет тому назад. (Эта довольно удачная гравюра вскоре после этого была скопирована в Данциге и издана в черной манере. (Прим. Штелина)) Прежний гравировальный мастер Тейхер получил отставку и следующей весной опять вернулся в Германию. Еще в этом году Чемишев гравировал портрет его императорского высочества великого князя Павла Петровича. Он удался не лучшим образом и выглядел на 20 лет старше, чем прототип. Поэтому он не нашел особого сбыта. Портрет его сиятельства господина камергера графа Орлова удался ему также не лучше. Но он оправдывался несхожестью картины, с которой он делал гравюру. Господин граф Орлов раздарил оттиски этой гравюры своим друзьям и знакомым; и когда он среди других послал один графу Бестужеву, этот старый граф послал ему в ответ оттиск своего портрета, гравированного Бернигеродтом в Лейпциге по рисунку Преннера, с учтивой подписью: paroli, 26 потому что он столь же мало похож на него, как тот на графа Орлова. Прежний шеф этой Академии господин камергер Иван Иванович Шувалов уехал со двором в Москву на императорскую коронацию. Там он получил разрешение отправиться на несколько лет путешествовать за границу с сохранением своего оклада. 27 1763 год. Еще по последнему санному пути он действительно уехал, и шефом вместо него был тем временем назначен Главный директор Конторы строений ее императорского величества Иван Иванович Бецкой. Большую коллекцию итальянских и других картин камергера Шувалова ее императорское величество купили для этой Академии приблизительно за 20 000 руб. Среди них наиболее интересные произведения и их цена следующие: 1. Тинторет. Св. Бонифаций в больнице, где он своим прикосновением излечивает больных. — 2000 руб. 1. Карл Лотт. Блудный сын. — 1000 руб. 1. Кавалер Челести. Вифлеемское избиение младенцев. — 1000 руб. 1. Ла Фосс. Христос в пустыне. (Этот превосходный оригинал я выторговал несколько лет назад за 1000 руб. у мосье Ле Пренса 28 для графа Ивана Чернышева, который подарил его камергеру Шувалову на именины. (Прим. Штелина).) — 600 руб. 1. Карл Лотт. Рахиль. — 1000 руб. 1. Рубенс. Вакханалия. — 600 руб. 1. Беккафуми. Моисей с больными. — 1000 руб. 1. Рембрант... (Пропуск автора) — 800 руб. 29 1. Пауль Веронезе. Воскрешение Лазаря Христом. — 600 руб. Остальные картины числом до 100 постепенно уменьшаются в цене, и их можно видеть в прилагаемом здесь каталоге. 30 Сверх того, в этой Академии находится еще много прекрасных произведений, которые были подарены или предложены туда различными покровителями. Среди них и «Обращение Павла» на доске, удостоверенный оригинал Рафаэля, который камергер Шувалов приобрел у одной дворянской семьи из Летландии за 600 дукатов и затем подарил этой Академии. (Семья Врангель в Эстландии владела этой картиной уже свыше 200 лет и до того не хотела продать ее королю Польши. (Прим. Штелина).) Ее величество императрица дали Академии также всемилостивейшее позволение брать из дворцовых и других казенных зданий лучшие картины и использовать их для обучения. Это изъявление милости чрезвычайно прославило собрание живописи Академии. Так, в числе различных прекрасных картин Академия забрала себе также одну картину Герарда Доу, представляющую отшельника над книгой перед распятием, которую я ранее вытащил из плесени придворных картин, отдал господину Пфанцельту 31 очистить ее с большой осторожностью и в полном блеске поднес императору Петру III. 1763 год. Осенью этого года был устроен общий экзамен этой Академии и на него приглашены любители искусств. [62] Произведения учеников, созданные до сих пор, были публично выставлены и после полученной оценки лучшим розданы награды, а именно, медаль на голубой ленте. Ее величество императрица однажды пополудни сами отправились туда, чтобы посмотреть на выставленные работы воспитанников, и выказали всемилостивейшее благоволение. Утром там состоялось также публичное торжество, которое происходило в этой Академии впервые. 32 Так как при основании этой Академии было установлено, что со временем и другие, не состоящие при Академии могут быть приняты в ее члены, господин камергер граф Строганов 33 как любитель искусств и гравер Шмидт как большой художник тогда сразу же были назначены ими, то теперь были приняты в члены г-н советник Ломоносов 34 за свою стекольную и мозаичную фабрику и придворный живописец г-н Гроот 35 за свое отменное искусство в писании зверей. Этот поблагодарил за такую честь очень коротко — представлением двух превосходных картин, написанных им в последнее время, а именно — орла, терзающего индюка, и лисицы, которой мальчик-калмык при Дворе так боялся, что не хотел подходить к ней близко, и наконец, после долгих уговоров, погладил ее мех. А тот произнес по бумаге длинную благодарственную и похвальную речь в честь этой Академии на русском языке. И на этом торжество закончилось. 1764 год. В январе в этой Академии состоялась публичная продажа множества картин, которые до сих пор были написаны учениками с помощью их учителей как учебные картины. Цены на некоторые картины были подняты до 40-50 руб. Излишки дохода после вычета академических издержек предполагалось распределить среди авторов. В это же время был выпущен каталог на русском языке на двух листах в восьмую долю, в нем предлагалось для продажи по назначенной цене некоторое количество гипсовых фигур и барельефов, как и учебные работы граверов. 36 Ученейший г-н директор Кокоринов, урожденный сибиряк, или кто иной, кто написал и велел отпечатать каталог, должен был так поучать читателя и считать его таким же просвещенным в искусстве, как самого себя, поскольку он называет большинство предложенных для продажи гипсовых копий, которые в этой Академии изготовлялись сплошь с плохих гипсовых копий, не иначе как антиками. Итак, по содержанию или выражению этого каталога за 20 руб. покупают знаменитую античную статую греческой Венеры в натуральную величину, а в действительности получают гипсовый отлив с отформованной гипсовой копии, как в прилагаемом каталоге. 37 Еще в минувшем 1763 году, хотя эта Академия уже давно состояла из сломанных и объединенных домов графа Головкина и графа Братислава, для нее еще был взят прилегающий третий дом, где до сих пор были адмиралтейская аптека и морская Академия, и присоединен к Академии. 1765 <год>. На масленице, сырной неделе или неделе гуляний, этого года ученики этой Академии играли почти все вечера русские комедии и трагедии на небольшой сцене, построенной в тамошнем центральном зале. 38 Для этого они в течение месяца упражнялись под руководством своего главного инспектора и архитектора Кокоринова. Зрителей на спектаклях этих сколь самозванных, столь и необученных комедиантов было немного, однако шеф этой Академии и главный директор Конторы строений г-н Бецкой даже дал упросить себя несколько раз быть зрителем и, конечно, привести туда с собой того или другого придворного, которые потом в угоду ему свидетельствовали на словах свой восторг, а в мыслях свое искреннее соболезнование. Следующим летом несколько сот рабочих начали закладывать фундамент нового здания для расширения этой Академии. Прежде всего с восточной стороны этого здания должны быть пристроены большой зал или длинная галерея, чтобы развесить там собрание картин. В октябре Главный директор или президент этой Академии добился того, что ее императорское величество подписали ее новый штат 39 и ассигновали ежегодно на ее содержание 60 тыс. руб. В это же время ее профессорам, а именно — живописцу Торелли, 40 скульптору Жилле и архитектору Ла Моту, 41 был присвоен чин майора и они были объявлены попеременными директорами Академии. 6 июля с большой торжественностью произошло освящение этой Академии. 42 Перед фасадом дома, сложенного из Головкинского и Вратиславова домов, а также жилья воспитанников Академии [63] и адмиралтейской аптеки, была построена с обеих сторон от переулков великолепная лестница. По ней попадали на балкон посреди здания, украшенный колоннами и балдахином, а с него — в аванзал Академии. По обеим сторонам балкона во всю длину здания вдоль среднего этажа проходила открытая галерея. Под ней в нишах были поставлены попеременно гипсовые аллегорические статуи в натуральную величину и изящные вазы с барельефами. Перед всеми окнами целого здания во втором и третьем этажах (так как нижний был закрыт сводчатой галереей или аркадой) были нагромождены chassis 43 или зонтики от солнца из пестрого и полосатого полотна. Площадь перед Академией была вымощена досками, и на берегу Невы сделана пристань с тремя причалами с лестницей, а на площади по обоим краям сооружены широкие и высокие стены, убранные зелеными ветками, для сдержания народа и каждая с проходом, перед которым маршировал многочисленный караул и сдерживал сбегающийся народ. Другой гвардейский караул парадировал у пристани на Неве. А напротив здания Академии посреди реки стояли две императорские яхты, которые накануне ночью бросили там якорь. Наверху на лестнице галереи стояли два швейцара или привратника в ливреях придворных лакеев с широкими перевязями золотых галунов через плечо и длинными камышовыми тростями с большими серебряными набалдашниками в руках, серебряными шпагами на боку и красными перьями на обшитых золотом шляпах. Из аванзала Академии сквозь здание или через несколько других комнат попадали по галерее, сооруженной через весь двор, в церковь, устроенную в верхнем этаже заднего корпуса, при освящении которой в этот день ее императорское величество должны были положить закладной, или краеугольный, камень. Там все и было устроено для такого торжества. На столе, покрытом красным сукном, лежали серебряный и позолоченный лоток, в котором ее величеству должен быть подан известковый раствор для обмазки закладного камня, порфирный закладной камень в размер обычного кирпича, серебряная и позолоченная доска, на которой была гравирована памятная надпись об этом торжестве на русском языке, 44 и в корзиночке из серебряной проволоки по одной из всех различных серебряных и золотых монет и памятных медалей, выпущенных до сих пор в правление се императорского величества. По четырем углам в стенах были положены угловые или квадратные камни, выдолбленные внутри, в которые должны быть вложены принесенные теперь монеты и на которых должны возводиться церковные стены. Все каменщики были наряжены в праздничные одежды и имели на шляпах розово-красные ленты. Они стояли в готовности двумя рядами по сторонам с известью и камнями. А посредине, перед местом, где ставится алтарь, между несколькими большими серебряными канделябрами был установлен налой, покрытый дорогой тканью, для высокого духовенства, которое должно было совершить освящение. Далее на этом месте, предназначенном для церкви, был разбит большой шатер для ее величества и ее свиты и пол был устлан турецкими коврами. Перед входом на это место был установлен архитектурный портал, написанный на доске. Около 11 часов ее величество прибыли на шлюпке к Академии, были встречены внизу на лестнице президентом г-ном генералом Бецким и всеми директорами и членами Академии под звуки литавр и труб двух оркестров, поставленных на галерее, и нашли залы, комнаты и галереи заполненными дамами, кавалерами и другими уважаемыми лицами, которые за несколько дней до этого были приглашены отпечатанными уведомлениями. 45 Президент, директора и секретарь были одеты в темно-карминовые кафтаны с легким золотым позументом; члены — так же, но с окантовкой золотыми галунами а lа Bourgogne 46 вместо позумента, а прочие из Академии — в одежды того же цвета, но без окантовки. Они направились через вестибюль прямо по галерее в закладываемую церковь и были встречены архиепископами и членами Синода. Затем начались песнопения, молитвы и проповеди и происходило освящение. При последних молитвах, как и позднее, при закладке, по данному сигналу с яхт палили пушки. По завершении этой церемонии ее величество с большой свитой прошли через анфиладу комнат, в которых по обеим сторонам в два ряда были построены воспитанники трех разных классов, в главный зал Академии, где для ее величества был приготовлен балдахин с несколькими ступенями, обитыми [64] бархатом, и под ним на стене прибит ее портрет в натуральную величину, написанный датским живописцем Эриксеном, 47 в великолепной золотой раме. Ее величество не взошли на тронное место, а соизволили остановиться возле длинного стола, (На этом столе, покрытом красным бархатом, сверху лежали Привилегия и Устав, подписанные собственноручно ее величеством и переплетенные в золотой глазет. Далее стояла большая академическая печать, вырезанная Вернье, 48 рядом с чеканом медали выпущенной на основание этой Академии; далее — употребительная при жеребьевке или голосовании машина из трех ящиков 49 и внизу пробный рисунок, исполненный великим князем Павлом Петровичем, вместе с его письмом в Академию. (Прим. Штелина).) вокруг которого с одной стороны г-н президент подле императрицы, за ним — директора и члены Академии и в конце стола стоял секретарь г-н Салтыков, который зачитал на русском языке благодарственную речь и затем Привилегию, данную ее императорским величеством этой Академии вместе с ее Уставом. (Все эти три документа — на русском языке и затем переведены на французский, отпечатаны и разосланы самым знатным особам. (Прим. Штелина)) По окончании чтения г-н президент представил директоров и членов Академии ее величеству для целования руки, а затем ее величество направились в аванзал, где на двух сооруженных хорах двумя лучшими церковными певцами была спета кантата, написанная русскими стихами и положенная на музыку итальянским придворным капельмейстером Манфредини, и в заключение — красивый и сильный хор в сопровождении итальянской придворной капеллы. По окончании музыки ее величество с прежней свитой в 1 час пополудни отбыли опять водой ко дворцу. Тем временем по всемилостивейшему приказу г-н гофмаршал повелел приготовить большой обеденный стол (На 100 кувертов. (Прим. Штелина).) в комнатах между вестибюлем и главным залом для директоров, членов Академии и знатных гостей, которые своим присутствием в этот полдень изволили почтить Академию. Среди них находились различные знатные дамы, придворные и другие кавалеры, а также старый бравый фельдмаршал граф Салтыков, который несколько недель назад приехал сюда по делам из Москвы. За этим столом были выпиты 3 кубка: за здоровье ее императорского величества, его императорского высочества великого князя и благосостояние Академии, каждый под звуки труб и литавр и пушечные выстрелы с яхт. Но для того чтобы и каждый мог принять участие в этом академическом празднике, та самая «Академия» в вышеописанном уборе под надзором дежурного директора и члена «Академии» была полностью открыта целых 8 дней. Наплыв знатных, средних и простых людей осмотреть Академию был постоянно столь большим, что ежедневно с утра до наступления ночи комнаты и залы кишели множеством людей. 1765 <год>. Выше упоминалось о письме, которое было послано его высочеством великим князем Павлом Петровичем в июне месяце в эту Академию с приложением головки, нарисованной собственноручно с Буше, и предложением себя в члены этой Академии. Вскоре после этого 50 его императорскому высочеству был вручен г-ном президентом, директорами и членами «Академии» обычный диплом почетного члена. В августе придворные живописцы Торелли и Гроот были посланы в бывший великокняжеский увеселительный дворец Ораниенбаум, чтобы отобрать для Академии партию лучших картин из картинной галереи, устроенной там императором Петром III. Они привезли с собой около 20 превосходных картин Карло Лотти, Чиньяле, 51 Тициана, Воувермана, Деннера и других, которые были включены в коллекцию картин Академии. 21 сентября, а именно на следующий день после празднования дня рождения его высочества, великий князь 52 отправился с теми-то или теми-то Двора, большим числом придворных и других дам и кавалеров, генералов и чужеземных министров в 3 часа пополудни в эту Академию, чтобы занять там место как почетный член и осмотреться в тамошних учреждениях. Именно на этом заседании были приняты в почетные члены также несколько кавалеров, которые частью устно, частью письменно выразили такое желание, а именно, вице-канцлер князь Голицын, 53 тайный советник и сенатор Олсуфьев 54 и оба брата графы Иван и Захар Григорьевичи Чернышевы. 55 Итак, теперь была введена также мода принимать [65] в члены не только художников и знатоков искусства, но также и любителей искусств и тем самым приобретать больше внимания, уважения и покровительства. До сих пор только двое были избраны в члены «Академии», а именно, живописец Кабинета Фридрих Гроот как знаменитый художник, который выказывает себя в живописи зверей, и г-н статский советник Ломоносов как квазихудожник, который изготовил на своей стекольной фабрике цветные стекла и тем самым основал здесь мозаичную мастерскую (с живописными учениками Академии). 1768 год. В июне был обычный восьмидневный праздник в Академии художеств, и одновременно были публично выставлены новейшие работы академистов. Среди них в скульптуре появилась одна очень хорошо удавшаяся и другая голова ее величества в гипсе мадемуазель Колло, 56 а также хорошо изображенные головы ее учителя мосье Фальконе, 57 полковника артиллерии г-на Мелиссино 58 и его жены. Академическим agrege 59 мосье Роланом 60 показана хорошо скомпонованная горка для вставления часов. 1769 <год>. В июле было обычное публичное собрание и выставка работ академиков, но среди них было показано мало нового. В этот раз собрание было перенесено с июня на июль, потому что в июне их высочества еще жили в Петергофе. В августе Академия получила на 2 кораблях из Чивитавеккья 61 значительное собрание античных и современных произведений из мрамора, купленных камергером Шуваловым. Произведения следующие: список. 62 Комментарии 1. Штелин имеет в виду И. И. Шувалова. 2. Шарль Мишель-Анж Шалль (1718-1778), французский исторический живописец и гравер, ученик Лемуана и Буше, с 1758 г. профессор перспективы в Королевской Академии живописи и скульптуры. В Россию он так и не приехал. 3. Никола Франсуа Жилле (1705-1791), французский скульптор, с 1757 г. член Королевской Академии живописи и скульптуры, работал в России с 1758 по 1779 г. Он был учителем целого ряда выдающихся русских скульпторов, таких, как Гордеев, Козловский, Прокофьев, Шубин, Щедрин. 4. Пьетро Антонио Ротари (1709-1762), итальянский живописец, работал в России с 1756 по 1762 г. 5. Церковь Вознесения находилась на левом берегу речки Кривуши (ныне канал Грибоедова) при пересечении ее Вознесенским проспектом (ныне проспект Майорова). 6. Луи Жозеф Ле Лоррен (1715-1759), французский исторический живописец, работал в Петербурге с 1758 по 1759 г. 7. Штелин имеет в виду Петра Столетова (1731- после 1779). Неточности в написании ряда имен и фамилий объясняются тем, что Штелин воспроизводил их приблизительно, так, как слышал от других. 8. Штелин имеет в виду руководимую им Академию художеств при Академии наук. 9. Штелин имеет в виду Баланинова. 10. Алексис Луи дю Буле де Тэ, служил вначале домашним учителем в доме графа М. И. Воронцова. В Академии он работал до марта 1763 г., когда был уволен Бецким, и в сентябре того же года уехал из России. 11. Дом, стоявший на набережной Невы между 3-й и 4-й линиями Васильевского острова, с 1732 г. принадлежал австрийскому послу в России графу Братиславу Лобковичу. При отъезде из России Лобкович поручил Дж. Трезини сдавать его в аренду и при случае продать. 12. Жак Франсуа Блондель (1705-1774), французский архитектор, руководитель известной архитектурной школы в Париже, в 1757- 1758 гг. исполнил проект здания Академии художеств для Москвы. 13. В 1757 г. на содержание Академии художеств было отпущено 6000 руб. Когда в 1758 г. выяснилось, что ассигнованной суммы недостаточно, то, по ходатайству Шувалова, было дополнительно отпущено еще 20 000 руб. из доходов портовой таможни. 14. Петр Васильевич Хованский, заведовал первое время хозяйством Академии художеств в Петербурге. Однако в апреле 1762 г. университет ходатайствовал перед Сенатом о том, чтобы определить Хованского в другое место за неимением при университете для него «пристойной должности». Истинной причиной его удаления из Академии было неудовольствие Шувалова, так как Хованский пренебрегал своими обязанностями и бывал в Академии реже куратора. 15. Александр Филиппович Кокоринов (1726- 1772), известный русский архитектор, один из авторов проекта и руководитель строительства здания Академии. В 1758 г. он был пожалован званием «Академии художеств архитектор», в 1760 г. назначен инспектором, а в 1761 г. ему была поручена «дирекция над Академиею». В 1769 г. Кокоринов был произведен в ректоры Академии. Необъективная оценка деятельности Кокоринова (см. ниже) объясняется обидой Штелина, который на протяжении двадцати лет возглавлял Художественный департамент Академии паук, немало сделал для развития изящных искусств в России, а после образования новой Академии художеств не был привлечен к работе в ней. 16. Георг Фридрих Шмидт (1712-1775), известный немецкий гравер, член Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже и Российской Академии художеств, работал в России с сентября 1757 по август 1762 г. 17. Яков Васильевич Васильев (1730-1760), ученик известного русского гравера И. А. Соколова. 18. Дмитрий Федорович Герасимов (1739-1784), с 1753 г. работал в Гравировальной палате Академии наук, с 1757 г. учился у Г. Ф. Шмидта. 19. Иоганн Кристоф Тейхер (1715 — дата смерти неизвестна), учился в Париже, был выписан в Академию художеств на три года. 20. Луи Токке (1696-1772), известный французский портретист, ученик Ж. М. Наттье, советник Королевской Академии живописи и скульптуры, работал в России в 1756-1758 гг. 21. Имеется в виду выдающийся русский гравер Евграф Петрович Чемесов. 22. Жан Марк Наттье (1685-1766), французский исторический живописец и портретист, член Королевской Академии живописи и скульптуры. 23. Йозеф Вагнер (1706-1780), живописец и гравер, ученик Амикони, с 1739 г. жил в Венеции, где быстро приобрел известность и основал знаменитую школу граверов и издательство. 24. Степан Алексеевич Панин (1739-1776), учился словорезному делу у М. И. Махаева. 20 марта 1761 г. по требованию Шувалова он был взят в Академию художеств. В 1772 г. Панин получил звание мастера по гравированию на меди. 25. По-видимому, Штелин имеет в виду Константина Свечникова. 26. Буквально — удвоение первой ставки при игре в фараон; здесь употреблено в переносном смысле: «плачу вдвойне» (фр.). 27. В такой форме Шувалову была дана отставка от Академии художеств. 28. Жан Батист Ле Пренс (Лепренс) (1734-1781), французский жанровый, пейзажный и портретный живописец, в 1757-1762 гг. работал в России. 29. П. Н. Петров в «Сборнике материалов для истории императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования» (ч. I. СПб., 1864, с. 4, прим.) публикует каталог, в котором перечисляются три картины Рембрандта: «Урия», «Явление ангела св. Анне» и «Притча о виноградаре». Однако в современных работах, например в книге «Рембрандт Гарменс ван Рейн» (Л., 1970), не упоминается о нахождении какой-либо из картин Рембрандта в коллекции Шувалова. 30. Каталог в рукописи отсутствует. Он находится в Архиве АН СССР (ф. 170, оп. 1, ед. хр. 70). 31. Лукас Конрад Пфандцельт (1716-1786), немецкий портретист и исторический живописец, копиист и реставратор. В 1741 г. он приехал в Петербург, в 1748 г. был назначен смотрителем картинных галерей в императорских дворцах. 32. 9 октября 1763 г. 33. Александр Сергеевич Строганов (1733-1811), известный коллекционер произведений искусства, впоследствии, с 1800 по 1811 г., президент Российской Академии художеств. 34. В ордере Кокоринову в марте 1763 г. Шувалов писал: «Господин Ломоносов просил меня, чтобы удостоин был в число членов почетных оратором, и естли Иван Иванович Бецкой будет со мною согласен, изволите числить почетным членом Академии оратором и дать надлежащий диплом» (цит. по: Я. Н. Петров. Указ, соч., с. 75-76). 35. Иоганн Фридрих Гроот (1717-1801), немецкий живописец-анималист, в 1745 г. приехал в Петербург к своему старшему брату Георгу Кристофу Грооту, портретисту, и остался здесь навсегда. С 1746 г. И. Ф. Гроот — придворный живописец, в Академии художеств руководил анималистическим классом. 36. См.: П. Н. Петров. Указ, соч., с. 81. 37. Каталог в рукописи отсутствует. 38. Учреждение театра в Академии художеств относится к 1764 г. Бецкой в ордере Кокоринову писал: «Для отвращения мыслей ученических во время праздное от скуки, причиняющей угрюмость, и для недопущения их до самых недозволенных шалостей: по желанию их дозволить играть комедии и трагедии при Академии художеств; чего ради небольшой театр приказать сделать в удобном месте, так же и принадлежащие к тому приготовления как в платье, так и в декорации из экономической суммы, не более на то употребля трех сот рублев. Но чтобы сие только служило собственно для Академии, а не для посторонних людей» (цит. по: Я. Я. Петров. Указ, соч., с. 81-82). Первой была поставлена трагедия А. П. Сумарокова «Синав и Трувор», затем комедии Мольера «Амфитрион» и «Школа мужей». Театр при Академии художеств существовал до 1798 г. (подробнее об этом см. статью М. Бурнашева «Театр при императорской Академии художеств в XVIII веке» в журнале «Старые годы», 1907, № 7-9, с. 391-401). 39. В октябре 1764 г. проект Регламента и Привилегии Академии художеств, представленный Бецким, одобрила комиссия, в которую входили Шаховской, Панин, Миних, Олсуфьев и Теплов. Екатерина II утвердила Регламент со штатом 4 ноября 1764 г. 40. Стефано Торелли (1712-1780), итальянский портретный, исторический и декоративный живописец, работал в России с 1762 по 1780 г. 41. Жан-Батист Мишель Валлен-Деламот (Ла Мот) (1729-1800), французский архитектор, работал в России с 1759 по 1776 г. К числу наиболее известных его построек относятся Малый Эрмитаж, Гостиный двор, католическая церковь св. Екатерины и «Новая Голландия» в Петербурге. 42. Официальное описание «торжества инавгурации» см. в указ. соч. П. Н. Петрова (с. 100- 111). Событие это произошло не 6 июля, как ошибочно указывает Штелин, а 28 июня, в годовщину восшествия на престол Екатерины II. 43. Рама, на которую натягивается материал (фр.). 44. Текст надписи приводится в указ. соч. П. Н. Петрова (с. 104-105). 45. Было отпечатано 500 пригласительных листков — «инвитациев» (см.: Я. Я. Петров. Указ, соч., прим., с. 769). 46. На манер бургундских (фр.). 47. Вигилиус Эриксен (1722-1782), датский живописец, с 1757 по 1772 г. работал в Петербурге, с 1762 г. был придворным живописцем Екатерины II, написал около тридцати ее портретов. 48. Пьер Луи Вернье, медальер, в 1764-1768 гг. преподавал в Академии художеств. Его биографические данные неизвестны. 49. «Балатировальник» (см.: Я. Я. Петров. Указ, соч., с. 111). 50. 25 июня 1765 г. вел. кн. Павел Петрович был признан «Академического собрания почетным любителем художеств» (см.: П. И. Петров. Указ, соч., с. 111). 51. Имеется в виду итальянский живописец Карло Чиньяни (1628-1719). 52. Одиннадцатилетний. 53. Александр Михайлович Голицын (1723-1807), обер-камергер, вице-президент иностранной коллегии и вице-канцлер. 54. Адам Васильевич Олсуфьев (1721-1784), статс-секретарь Екатерины II, один из образованнейших русских вельмож второй половины XVIII в. 55. Иван Григорьевич Чернышев (1726-1797), вице-президент Адмиралтейской коллегии; Захар Григорьевич Чернышев (1722-1784), вице-президент Военной коллегии. Неточность Штелина: в число почетных любителей был принят только граф И. Г. Чернышев. Кроме того, Штелин не упоминает о принятии в число почетных членов Академии графа Г. Г. Орлова, графа Н. И. Панина, Г. Н. Теплова. 56. Мари Анн Колло (1748-1821), ученица Фальконе, исполнила модель головы Петра I для «Медного всадника». 57. Этьен Морис Фальконе (1716-1791), выдающийся французский скульптор, автор «Медного всадника», работал в Петербурге над его созданием с 1766 по 1778 г. Упоминаемый бюст Фальконе находится в собрании Эрмитажа. 58. Петр Иванович Мелиссино (1726-1797), принимал участие в работе Фальконе над «Медным всадником». 59. Профессор (фр.). 60. Луи Роллан (1711-1791), французский скульптор-орнаменталист, резчик и гравер по металлу, работал в России с 1740-х годов. С 1766 по 1769 г. преподавал в Академии художеств. 61. Итальянский порт северо-западнее Рима. 62. Список отсутствует. Перечень слепков с антиков, присланных Шуваловым в Петербург, приводится в указ. соч. П. Н. Петрова (с. 196-198). Текст воспроизведен по изданию: "Известие об Академии художеств И. И. Шувалова" Якоба Штелина // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1978. Л. Наука. 1979 |
|