Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 9

Михаил Петрович Бестужев-Рюмин

По учинении моих в разные места вояжев, в 1708-м году определен я был дворянином посолства к обретающемуся тогда при дацком дворе послу Василью Долгорукову, и по возвращении моем из Копенгагена в отечество был я с родителем моим при армеи под Прутом во время турецкого похода. А потом, по заключении мира с турками при Пруте, барон Шафиров от Его Величества блаженной и вечно достойной памяти государя императора Петра Великого отправлен был послом в турки. И я при нем был дворянином посолства и, следовав с визирем даже до Адрианополя, от помянутого барона Шафирова отправлен был курьером к Его Императорскому Величеству с нужными писмами. И потом вскоре определен я был в Курляндии при родителе моем для вспомоществования ему на немецком языке. [78]

А в 1712-м году Ея Высочество, государыня кронпринцесса по прибытии своем в Россию изволила меня с позволения Его Императорского Величества взять к себе в камер-юнкеры и поручить мне в смотрение свою конюшню, в которой службе был я даже до Ея Высочества кончины. А по кончине Ея Его Императорское Величество изволил меня к венскому двору отправить до Их Римско-Императорских Величеств с нотификателными о Ея Высочества кончине грамотами, куда я, прибыв и имев аудиенцию у императора и императрицы, вручил оные нотификателные грамоты с обыкновенными речми. И потом с ответными грамотами из Вены возвратился назад к Его Императорскому Величеству во Гданск, где Его Императорское Величество со всем высочайшим своим двором торжествовал брак государыни царевны Екатерины Ивановны с герцогом Мекленбургским. По окончании того торжества Его Императорское Величество всемилостивейше меня изволил определить при помянутой герцогине Мекленбургской камер-юнкером. И был я в оной мекленбургской службе до 1719-го году.

По возвращении моем в отечество Его Императорское Величество изволил меня отправить резидентом в Англию на место Федора Веселовского. А по возврате моем из Англии в 1721-м году и по заключении Нейстатского мира с[о] шведами Его Императорское Величество всемилостивейше пожаловать меня изволил в свои камер-юнкеры и министром без карактера определить в Швецию с жалован[ь]ем по 3000 ру[блев] в год, где мне повелено было крайнейше старатся от шведов доставить Его Императорскому Величеству титул императорской, а герцогу Голштинскому — Королевского Высочества, и наипаче всеми мерами домогатся, чтоб с[о] Швециею трактат оборонителного союза заключить. Еже все по высочайшему Его Императорского Величества желанию действително и возпоследовало и помянутой союзной с[о] шведами трактат мною на 12 лет заключен, за которые мои рачителные услуги Его Императорское Величе[ство] изволил меня всемилостивейше тогда пожаловать в свои де[йстви]телные камергеры и чрезвычайным посланником определить п[ри] шведском дворе с жалованьем по 5000 ру[блев] в год, где я был даже пока [Всевысший] изволившу сего великого и во всем свете славного монарха к себе отоз[вать].

Потом, будучи я указом блаженной, вечно достойной памяти государыни императрицы Екатерины Алексеевны к Ея высочайшему двору отозва[н], был при Ея Императорском Величестве действителным ея камер[гером] до 1726 года. А в 26-м году по указу Ея же Императорского Величест[ва] отправлен был я в Полшу чрезвычайным посланником на место к[нязя] Василья Долгорукова с жалован[ь]ем по 5000 ру[блев] в год. И был тамо до 1730-[го]. Потом блаженной памяти государыня императрица Анна Ивановна изволила меня в том же карактере чрезвычайного посланника и с тем же жалованьем отправить в Берлин, где я до 1732 года был.

А в 32-м году отправлен я был опять к шведскому двору в том же карактере чрезвычайного посланника с жалованьем по 6000 ру[блев] в год. При котором дворе, будучи у нас тогда в намерении с турками войну начинать, повелено мне было всевозможным образом старатся вышепомянутой оборонителного союза трактат с[о] Швециею (понеже оной в 35-м году ко [79] окончанию приходил) паки возобновить. В чем я желаемой успех совершенно и получил, хотя француская и Станиславова партия с[о] своей стороны наисилнейше трудилась Швецию до того не допустить. И оной трактат мною еще на 12 лет возобновлен был, за которые мои усердные услуги государыня императрица Анна Ивановна в награждение мне 10000 ру[блев] и в тайные советники пожаловать, а вскоре потом и в действителные тайные советники меня всемилостивейше удостоить изволила с прибавкою к жалованью 4000 рублев.

И был я в Швеции даже до последней с[о] шведами войны, откуду я с крайнею опасностию жизни моей выехал в Гамбург. А из Гамбурга послан был с некоторою комисиею в Гановер к Великобританскому королю. Потом Ея Императорское Величество, наша всемилостивейшая государыня при счастливом Ея возшествии на наследный прародителский свой престол изволила меня к высочайшему своему двору возвратить и вскоре по возврате моем изволила меня в свои обер-гофмаршалы 1, а потом вскоре и в кавалеры ордена Святаго Апостола Андрея всемилостивейше пожаловать, в которой обер-гофмаршалской должности при высочайшем Ея Императорского Величества дворе был я до 1744-го. А в начале того года отправлен я был полномочным министром в Берлин к нынешнему королю, и того ж года получив указ ехать на полской сейм в Гродню и быть полномочным же министром при нынешнем короле полском и Речи Посполитой. При котором полском дворе был я до 1749 году, а в 49-м году Ея Императорское Величество всемилостивейше изволила меня отправить в Вену в карактере чрезвычайного своего посла, где я три года и три месяца находился.

От роду мне лет в сентябре месяце 65 исполнится. Детей не имею, а о крепостных моих людях, сколко мужеска полу числом, и деревнях, в которых уездах оне находятся, за давным моим из России отсутствием подлинной ведомости дать не могу. О чем, однакож, господин генерал-лейтенант Иван Лукъяныч Талызин, который по своему ко мне жалованью моими деревнями управляет, обстоятелное о том известие подать может. Я же во уверение сего всего своеручно подписуюсь.

В Дрездене, маия в[о] 2-й день 1754-го года.

Ея Императорского Величества действителны[й] тайны[й] советник
и обер-гофмаршал, граф Михаила Бестужев-Рюмин.

РГАДА, ф. 248, оп. 1/102, д. 8122, ч. 2, лл. 712-713.


Комментарии

1. М. П. Бестужев-Рюмин пожалован в обер-гофмаршалы 15 марта 1742 г. (СПб. Вед. 1742. № 24 от 22 марта).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.