Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 103

1769 г. декабря 10. – РЕСКРИПТ ЕКАТЕРИНЫ II П. А. РУМЯНЦЕВУ С ОДОБРЕНИЕМ ПРЕДСТАВЛЕННОГО ИМ ПЛАНА ДАЛЬНЕЙШИХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИИ И С ОБОСНОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТИ ШИРОКОГО НАСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ТУРОК

Со удовольствием читали и рассматривали мы мнение ваше о будущей кампании 1, ибо находим в нем совокупно и предусмотрения разумного полководца и похвальное стремление истинного россиянина к распространению нераздельной славы нашей и отечества. Всемилостивейше приемля потому заблаго основания предполагаемые вами операционному плану, яко сходствующие с общею системою и связью всех наших военных дел, восхотели мы чрез сие и уведомить вас о том, как для приведения вас в состояние к благовременно по сим самым основаниям распоряжение собственных ваших предварительных мер, так и для соглашения с оными мер и приготовлении командующего второю армиею генерала графа Панина, дабы взаимные ваши во свое время операции, хотя частно и к разным предметам склоняющиеся, вследствиях своих тем не меньше сопрягались к единой цели сколько можно большого споспешествования пользе службы нашей. [195]

Вследствие того, и чтоб еще заранее с точностию определить прямые наши на будущую кампанию виды, с коими мнение ваше толь много повстречалось, находим мы за нужно сделать вам здесь для достаточного руководства на все части внимания и подвигов ваших, следующие генеральные, но в то же время и решительные предписания.

Вы знаете уже непременное наше соизволение, да и сами, конечно, чувствуете всю важность пользы от того, чтоб, завоеванное оружием нашим, княжество Молдавское осталось в руках наших, и чтоб в нем будучи уже могли весною, как возможно ранее, возобновиться военные действия вверенной вам армии. Выгоды из того будут превеликие, во-первых, представится вам способность поставить между собою и между неприятелем реку Дунай и заставить его терять время в приготовлениях и покушениях к переходу чрез оную, естьли не можно будет вовсе воспрепятствовать ему в действительной переправе на толь великом пространстве берегов ее или же вы сами иногда по усмотрению обстоятельств за полезнее признаете перепущать турок кучами и бить их по частям, а может быть и всех искусно заманить в предуготовленной на сей стороне ров, где бы им поражение совершенное или по крайней мере поучение довольно чувствительное вероятным образом предстояло в цену невежества и отважности их; во-вторых, прикроется и обеспечится достаточно осада на город Бендеры, ныне нами решительно повеленная генералу графу Панину, ибо оная впрочем с стороны Крыма не будет, по-видимому, иметь никаких препятствий, по маскированию сего полуострова особливым в ту сторону наряжаемым не беззнатным корпусом, которой так далеко пойдет, как только возможность допустит, а сверх того Крым будет еще озабочен со стороны моря и с Кубани.

Вот вам вкратце существо всех наших на предстоящую кампанию намерений. Вы можете из них сами себе весьма легко присвоить все то, что до вас и до вверенной вам армии безпосредственно или же стороною касаться долженствует, а потому и почитаем уже мы за излишно входить здесь с вами в раздробление тех способов мер и самого учреждения оборотов и действий военных, кои в обнадежение успеха сим нашим намерениям теперь заранее человеческою прозорливостью сколько ни есть предусматриваемы и постигаемы быть могли б, но паче в совершенном удостоверении о военном вашем искусстве и патриотическом ревновании о пользе отечества и неприкосновенной еще славе оружия его, кои толь праведно решили выбор наш в персоне вашей и кои да пребудут навсегда верными и лутчими вашими советодателями, оставляем вам самим делать и предпринимать как в предварительных распоряжениях к кампании, так и в самое продолжение ее против неприятеля, все то, что вы собственным благоразумием за нужно и полезно находить будете к верному и совершенному одержанию наших главных намерений, [196] то-есть сохранения Княжества Молдавского с недопущением турков опять в нем утвердиться, следовательно же, и прикрытия осады Бендерской.

Итак отныне собственного уже вашего попечения долгом быть имеет и заготовление в пристойных местах магазинов и благовременное на Днестре и в Молдавии укрепление тех мест, кои по выбору вашему способнейшими покажутся ко ограждению сей завоеванной провинции от нашествия неприятельского, прежде нежели вы сами присутствием своим оному препятствовать в состоянии будете, также и к будущему как в собственном, так и по обстоятельствам иногда представляющимся и локальному положению Бендерской осаде снабжения.

Хотя со многою вероподобностию предполагать можно, что турки на будущую кампанию явятся в поле в большей еще громаде, нежели в прошлую, к чему их, верно, знаем мы, всячески поощряют ненавистники наши французы, обольщая султана мечтою его могущества и таким в ресурсах избытком, какова он и сам себе, конечно, не воображает. Но, с другой стороны, и то не меньше уважить надобно, что турки толь многими понесенными поражениями и предстоящими еще на них повсеместными опасностями приведены уже в крайнею робость и ужас, что лутчее из всего их сброда войско старые янычары, кои, так сказать, одни сохраняли поныне остатки древней турецкой опрометчивости, почти все головою погибло, что самые остатки оного недовольны султаном и явно против его ропщут, почему и он им не только не верит, но и боится еще их, и что напоследок первое с нашей стороны весною удачливое предприятие, сколь бы само по себе в других обстоятельствах ни мало важно было, может весьма легко в конец рассыпать всю сволочь неприятельских волонтеров, кои для одной добычи на войну ходят 2.

Пускай, напротив того, армия наша не будет столь многочисленна, но она обыкла уже побеждать, последний солдат ободрен одержанными успехами и уверен в приобретении новых под предводительством вождя, коего искусство собственным испытанием знает. Таким образом, противу полагая сии важные выгоды и не меньшие еще от свойственного войскам нашим благоустройства и повиновения начальству своему, яко душу военного звания и службы громаде и сброду неприятелей наших, купно же и невежеству начальников их едва уже не будет ли причины сказать, что весы, естьли не перетягивают в нашу пользу, по крайней мере тянут весьма равно.

Все сии уважения не препятствуют однако, чтоб мы ныне же не помышляли о умножении армии вашей, как и действительно дано уже от нас Военной коллегии повеление отправить к оной [197] столько полков, сколько по состоянию всех наших войск повсеместные дела наши и стража границ с здешней стороны то дозволить могут.

Что до конницы и всех легких войск касается, как в будущую кампанию обе армии в близости одна от другой действовать, следовательно же, и легкие их войска между собою цепью смыкаться будут, то по сей причине и думаем мы, что они взаимно в общем пункте против неприятеля взаимные друг друга силы подкреплять могут и будут 3.

Для Бендерской осады повелели мы нашему генералу-фельд-цейхмейстеру, графу Орлову, приготовить достаточное число тяжелой артиллерии с припасами ее, повозками и людьми, которая и будет скоро в Киеве в совершенной исправности для выступления по первому приказу от генерала графа Панина. Вам надобно будет предварительно снестись с сим последним и согласно между собою постановить, когда, какою дорогою и до какого именно места итти сей артиллерии. Так же из каких магазинов той или другой армии по локальному положению получать на походе людям и лошадям провиант и фураж, какое на пути для безопасности иметь прикрытие – непременное ли от Киева, или же сменное от поста до поста, а особливо, каким образом обеспечить ее в том месте, где до времени употребления остановлена будет и откуда там получать пропитание.

В какой силе о всем том, да и о самом плане будущих операций, писано к генералу графу Панину; от сего же числа повелели мы приложить здесь для вашего сведения и руководства точную копию с отправленного к нему рескрипта, а в равном намерении сообщается и ему такая же с сего вам данного, и пребываем вам впрочем императорскою нашею милостию благосклонны.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 121, л. 16-23 об. Копия.


Комментарии

1. См. документ № 84.

2. Предположение о значительной убыли янычарского войска было преувеличено, но недовольство в нем, вызванное попытками реформ Мустафы III, действительно имело место.

3. План кампании 1770 года, разработанный в Петербурге, выдвигал в качестве единственной активной задачи – овладение крепостью Бендеры. Эта задача возлагалась на 2-ю армию П. И. Панина. Армия Румянцева, таким образом, опять должна была выполнять обеспечивающую задачу – прикрывать осаду Бендер. Однако в способах действий Румянцев не был связан, и его предложение – действовать между реками Прут и Серет получило одобрение.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.