Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 31

В 29де[нь] aвгycтa 1745-го, о полудни, при докладе у Ея Императорскаго Величества о делах происходило.

1. Соизволила Ее Императорское Величество подписать ратификации на заключенной недавно с[о] Швециею союзной и оборонителной трактат и на один сепаратной и два секретныя к тому же трактату принадлежащия артикулы 1.

2. Подписать же соизволила циркулярныя рескрыпты ко всем, при чужестранных дворах обретающимся, министрам для ведома об отъезде вице-канцлера [168] в чужия краи для излечения болезни его, и чтоб они в случающихся делах ему откровенное сообщение и, в случае нужды, потребное вспоможение чинили 2, и

3. Пашпорт ему, вице-канцлеру, для такого его отъезду, которой у себя оставить изволила.

При сем случае по представлению его, вице-канцлера, Ее Императорское Величество всемилостивейше соизволила указать для случающихся дел отправить с ним из Коллегии Иностранных дел секретаря Бехтеева, которому для того и надлежащее жалованье туда, где находится будет, переводить.

4. Подписать же соизволила указ Сенату о пожаловании действителных статских советников Юрьева 3 и Веселовскаго 4 в тайныя советники с жалованьем по три тысячи рублев на год и о бытии им по-прежнему в Коллегии Иностранных дел.

При сем же всеподданнейше от вице-канцлера Ее Императорскому Величеству донесено, что он по верной должности своей сего оставить не может, чтоб при сем случае Ее Величеству не рекомендовать искуства в делах и верность статскаго советника Неплюева, о чем, как канцлер, так и вся коллегия, засвидетелствовать могут, дабы Ее Императорское Величество о сем сведома быть изволила и своею высочайшею милостию его не оставила, еже Ее Императорское Величество весма милостиво принять изволила.

5. Докладывано о поданной в 27 де[нь] сего месяца от союзных послов и резидента саксонскаго записке, чрез которую они вновь о дозволении конференции у канцлера и вице-канцлера просят.

И Ее Императорское Величество, выслушав перевод с той записки, всемилостивейше соизволила указать их в конференцию с канцлером и вице-канцлером допустить.

6. Ее Императорское Величество упоминать соизволила о разсмотрении нынешних, между пруским и саксонским дворами происходящих, дел, чего ради пред сим и совет собрать назначено было, дабы по тому с здешней стороны пристойныя меры приняты быть могли. И на сие всеподданнейше донесено, что для такого совета настоящие торжественныя дни препятствовали, а между тем, однакож, изготовлена роспись о всех находящихся здесь персонах (которая для всемилостивейшаго разсмотрения Ее Императорскому Величеству поднесена будет), кого из оных персон к такому совету назначить соизволит.

7. Також де Ее Императорское Величество упоминать соизволила о потребности кому-либо из голштинских министров здесь при Его Императорском Высочестве государе Великом князе быть, спрашивая при том, едет ли сюда надворной канцлер Вестфал. На что всеподданнейше донесено, что он ехать не желает и (по полученным вновь писмам) весма от того отговаривается. А необходимо [169] кому-либо из тамошних министров быть здесь надобно. Да, и лутче бы двум, а не одному. И для того, кого бы всемилостивейше соизволено было оттуду вместо помянутаго Вестфала призвать?

На что Ее Императорское Величество, разсуждая, что лутче тех призвать, которых напредь сего и сам Его Императорское Высочество государь Великий князь за способных к тому признавал, то есть обретающагося в Стокголме голштинскаго министра Пехлина 5 и другова, находящегося в Киле, тамошней юстиц-коллегии вице-канцлера Пфенинга, соизволила указать Его Императорскому Высочеству о сем представить. И чтоб Его Высочество изволил к ним указы послать, дабы они немедленно сюда ехали, понеже присутствие их, яко голштинских министров, ныне, а, особливо, при начинаемой с дацким двором негоциации здесь необходимо потребно.

Причем всеподданнейше донесено, что подлинно непродолжителное произведение и окончание сей негоциации потребно, как наипаче в разсуждении существителных Его Императорскаго Высочества интерессов, так и по тому, что дацкой посол на свое об удоволствовании голштинскаго дому за Шлезвиг учиненное предложение прямой резолюции и ответа нетерпеливо домогается. Сия [170] же резолюция толь важнаго разсуждения быть имеет, что хотя желателно было б, дабы Шлезвиг по прежнему голштинскому дому <возвращен> 6 был, но весма чаять не можно, дабы дацкой двор на то поступил. И, разве прямою войною того доставать надобно будет, для убежания чего, також де и других далнейших из того быть могущих следствий (например, в разсуждении Его Императорскаго Высочества веры греческаго исповедания, еже бы иногда во владении Его Высочеству и досталной Голштиндии по германским узаконениям при таких зачинаемых вновь ссорах препятствовать могло), разсуждается, что не лутче ли будет голштинскому дому таким образом удоволствоватся, дабы у дацкого двора потребовать, чтоб оной вместо Шлезвига некоторыя к нынешним Его Императорскаго Высочества голштинским владениям соседственныя земли уступил, а, сверх того, и представляемыя ныне от онаго милион ефимков уплатил. Из чего бы и накопившияся на оной голштинской дом долги (которых уже и вновь с прибытия Его Высочества сюда, в Россию, 240 000 ефимков по полученным оттуду известиям является) все заплачены быть могли. А здешняя казна платежей оных не отягчена была б.

И Ее Императорское Величество, удивляяся о сих новых долгах, в прочем выше означенное представление милостивейше апробовать, однако же при том разсуждать изволила, что от стороны Ея Императорскаго Величества сие дело прямо таким образом разпорядить неприлично. Но наперед о том с Его Императорским Высочеством и с министерством голштинским, которыя сюда приедут, советовать надлежит, яко собственно до них оное принадлежит. А, сверх того, и Его Императорскому Высочеству гораздо лутче настоящим его наследством в здешней империи ползоватся, нежели для толь неболшаго владения, как Голштиндия, попечение иметь надобно.

Докладывано при том в разсуждении отменившейся выше означенным образом канцлера Вестфала поездки, не соизволено ль будет переведенныя для того к нему три тысячи рублев от него возвратить, и оныя, разделяя пополам, вместо его назначенным министрам Пехлину и Пфенингу для переезду сюда пожаловать?

И Ее Императорское Величество на сие соизволила.

8. Докладывано, кого соизволено будет от Его Императорского Высочества государя Великаго князя с нотификателною грамотою о супружестве х кронпринцу шведскому в Стокголм отправить? А на всемилостивейшую апробацию представлено, что обер-ягермейстер Его Высочества Бредаль 7 за способнаго к тому признавается.

И Ее Императорское Величество на отправление его, Бредаля, всемилостивейше соизволила. [171]

9. Докладывано ж, что Его Императорское Высочество изволил канцлеру говорить о определении к Его Высочеству в секретари кабинетныя обретающагося во флоте обер-аудитора Клинштейна.

Но Ее Императорское Величество, не соизволяя на сие для его Клинштейна подозрителнаго состояния, и что он, когда у дела находится, то отлучать его ненадобно, соизволила указать о сем Его Высочеству донести.

10. Еще докладывано о наряженном к отправлению с грамотами и кавалериями к Виртембергской герцогине и к двум принцессам Голштинским гвардии капитане князе Голицыне, которой для настоящаго торжества остановлен. Соизволено ль будет ныне его отправить?

И Ее Императорское Величество изволила указать его отправить.

11. Докладывано ж, что при вознамеренном Ея Императорскаго Величества в Сарское село отсудствии в день приходящаго тезоименитства Ея Императорскаго Величества 8 соизволено ль будет здесь, в Петербурге, чюжестранных министров кому трактовать?

И Ее Императорское Величество объявить изволила, что за таким отсудствием никакова трактования здесь не будет.

12. Докладывано ж, что генерал-лейтнант и камергер граф Апраксин 9 двух сыновей своих желает отпустить на своем коште в чужия края для обучения и о всемилостивейшем на то позволении просит.

И Ее Императорское Величество на сие всемилостивейше соизволила.

13. Докладывано ж о полученных доношениях из Констянтинополя, что бывшей тамо резидент Вешняков умре, а после его денег ничего не осталось. Оставшия же тамо в свите его служители пишут, что определеннаго жалованья иныя на полтора, а иныя на два года не получали (хотя к нему, резиденту, денги отсюду на вексели всегда перевожены), и им тамо содержать себя нечем. Чего ради, они, яко же и для погребения его, резидента, тамо у венгерскаго резидента Пенклера 5 000 левков (еже учинит 3 000 ру[блев]) заняли, из которых и жене его, Вешнякова, за неимуществом 300 ру[блев] заимно дали. А она, жена его, с тремя малолетными детми сюда выехать желает и о позволении на то просит.

И Ее Императорское Величество всемилостивейше соизволила указать ей такое позволение дать.

А по всеподданнейшему представлению, соизволено ль будет ей на проезд что пожаловать, також выше упомянутыя, у венгерскаго резидента занятыя, денги заплатить и на будущее содержание оставших тамо служителей несколко переслать, Ее Императорское Величество разсуждать изволила, для чего бы они толь немалое время жалованья не получали, когда к резиденту денги перевожены были. На сие всеподданнейше донесено, что неизвестно, куда у него денги употреблялись, хотя [172] к нему неоднократно крепкими указами о збережении денег писано и о росходе оных щетов требовано было. Токмо от него не прислано.

И Ее Императорское Величество, всемилостивейше разсуждая, чтоб ныне для такой нужды денги туда, хотя и переслать, однако впредь крепким указом запретить, чтоб министры при чужестранных дворах сверх определеннаго им жалованья казенных денег на себя отнюдь не забирали и долгов не наживали, яко оныя из казны никогда уже плачены не будут. А ежели кто долги наживет или инако казенный денги сверх жалован[ь]я употреблять станет, то всеконечно из их деревень по продаже и из других имениев их доправлены будут.

Граф Алексей Бестужев-Рюмин.
Граф Михайла Воронцов.

АВПРИ, ф. 2, оп. 2/6, д. 814, л. 195-201 об.


Комментарии

1. Русско-шведский союзный трактат подписан в Санкт-Петербурге 25 июня (6 июля) 1745 г.

2. Путешествие М. Л. и А. К. Воронцовых по Европе продолжалось с сентября 1745 г. по август 1746 г. Их маршрут пролегал через Ригу, Берлин, Дрезден, Прагу, Вену, Венецию, Рим, Неаполь, Рим, Париж, Гаагу, Берлин, Ригу.

3. Юрьев Иван Юрьевич, советник Коллегии Иностранных дел, 29 августа 1745 г. пожалован в тайные статские советники. К присяге приведен 8 сентября 1745 г. протопресвитером Исаакиевского собора Тимофеем Симеоновым (РГАДА, ф. 286, oп. 1, д. 306, л. 776, 780).

4. Веселовский Исаак Павлович (1690-1754), с 1741 г. глава Секретной экспедиции Коллегии Иностранных дел. 29 августа 1745 г. произведен в тайные советники. К присяге приведен 8 сентября 1745 г. протопресвитером Исаакиевского собора Тимофеем Симеоновым (РГАДА, ф. 286, oп. 1, д. 306, л. 776, 781).

5. Пехлин Иоганн Фрайхер, с 1745 г. голштинский посланник при русском дворе, в Петербург приехал 25 октября 1745 г. (Архив Воронцова. М., 1871. Кн. 2. С. 129).

6. В подлиннике написано «привращен».

7. Бредаль Петр Петрович, сын норвежца, адмирала на русской службе П. П. Бредаля, обер-егермейстер великого князя Петра Федоровича, из России в Швецию с заездом в Гамбург выехал 30 сентября (11 октября) или 1/12 октября 1745 г., вернулся через Фридрихсгам 3/14 февраля 1746 г. (АВПРИ, ф. 2, оп. 2/1, д. 3083, л. 201, 201 об., 221; д. 3084, лл. 24, 25 об., 26).

8. Тезоименитство императрицы отмечалось 5 сентября. Впрочем, именины свои она отпраздновала не в Царском селе, а в Гостилицах, усадьбе А. Г. Разумовского, где находилась с 3 по 8 сентября 1745 г.

9. Апраксин Федор Андреевич (1703-1754), с 1734 г. камергер императрицы.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.