Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 21

В 15 де[нь] июня 1745-го, пополудни, в Петергофе при докладе у Ея Императорскаго Величества о делах происходило. [133]

Поднесены Ее Императорскому Величеству на всемилостивейшую апробацию изготовленныя проекты указов, которыя по пред идущем Его Императорскому Высочеству государю Великому князю формалном объявлении его майоренства для правителства в голштинских владениях в действо произведены и отправлены быть имеют, из которых

1. Указ от Его Императорскаго Высочества к Совету Киелскому о начинаемом Его Высочества самоправителстве, и

2. От Его ж Императорскаго Высочества объявителную о сем к Его Королевскому Высочеству кронпринцу шведскому, яко администратору до ныне бывшему в Голштиндии, грамоту Ее Императорское Величество соизволила выслушать и всемилостивейше апробовать.

А потом о сем же деле

3. Проект указа от Ея Императорскаго Величества х камергеру Корфу, при котором выше упомянутой Его Высочества, також де и викариатской указы к Совету Киелскому и патент викариатской же для тамошняго обнародования и учинения присяги посылаются, и

4. Проект же циркулярного рескрыпта ко всем российским при чужестранных дворах обретающимся министрам соизволила Ее Императорское Величество выслушать и всемилостивейшую апробацию на них подписать.

5. Докладывано о полученной с ротмистром Шерером из Дрездена от обер-гофмаршала, действителнаго тайнаго советника графа Бестужева-Рюмина реляции от 30 минувшего маия, что он по причине произшедшей недавно в Шлезии аустрийским и саксонским войскам неудачливой противу пруских войск акции такия опасности представляет, что король полской во француския и пруския руки неминуемо себя отдать и представляемую от них корону императорскую поневоле принять, а полскую оставить принужден будет. И, следователно, в Полше немалыя безпокойства возставлены быть имеют, ежели сие от здешней стороны предупреждено и оному королю скорее вспомоществовано не будет.

И Ее Императорское Величество, всемилостивейше разсуждая о обращающейся в сем деле важности, до точной впредь резолюции оную реляцию купно с переводами с двух при оной приложенных писем — 1) от короля прускаго, а 2) от помянутаго графа Бестужева-Рюмина х коронному гетману Потоцкому о набираемых в Полше войсках, писанных, для прочтения у себя оставить изволила.

6. Поднесена и другая ево ж, графа Бестужева-Рюмина, реляция от 30-го ж маия, в которой он упоминает, что король полской из секвестрованных в Курляндии герцогских заводов несколко хороших лошадей купить желает.

И оную реляцию у себя же Ее Императорское Величество оставить и, к перепущению таких лошадей в подарок соизволяя, всемилостивейше указать [134] изволила наперед осведомится, есть ли ныне на тех заводах хорошия лошади, и сколко их тамо находится.

7. Поднесена же реляция камергера графа Чернышева из Берлина от 1-го сего июня, сколко тамо о произшедшей у короля прускаго с аустрийскими и саксонскими войсками в Шлезии акции и об авантажах онаго короля разглашется, и

8. Перевод с сообщенной здесь от прускаго министра барона Мардефелда об оной акции обстоятелной реляции, которыя для прочтения у себя же Ее Императорское Величество оставить изволила.

9. Еще поднесен перевод с поданной в 11 де[нь] сего месяца от него ж, Мардефелда, записки, чрез которую он именем королевским на грамоту Ея Императорскаго Величества, пред сим ко оному отправленную, и на учиненное при том от графа Чернышева в Берлине предъявление о здешнем еще не признании случая к даче требованной оным королем помощи в ответ и во изъяснение вновь представляет и, оправдая поступки короля своего с саксонским двором, повторително от Ея Императорскаго Величества постановленной союзом помощи требует.

И оной перевод також де у себя Ее Императорское Величество для прочтения оставить изволила.

10. Поднесен же перевод с писма графа Бестужева-Рюмина из Дрездена от 25-го минувшаго маия, х канцлеру писаннаго, с приложенною росписью об отправленной к Ее Императорскому Величеству в подарок от короля полскаго парцелинной посуде.

И оной перевод Ее Императорское Величество у себя же оставить, а по докладу при том, куда б оную посуду по привозе в Петербург отдать, указать соизволила во дворец оную привести и в покоях Ея Величества поставить.

11. Слушать и подписать соизволила указ Коллегии Иностранных дел о определении вместо генерала князя Репнина к разграничению земель с[о] Швециею генерала-маеора Ганибала и о снабдении его для того инструкциею и полною мочью, и о даче ему на екипаж двух тысяч рублев, да на стол шестисот и на чрезвычайныя расходы четырехсот рублев, и

12. Указ же Статс-канторе об отпуске для той дачи на екипаж двух тысяч рублев в Коллегию Иностранных дел, да

13. Указ Военной коллегии о таком онаго Ганибала к разграничению определении и о переведении из Дюнаменд шанцов полковника и коменданта Штейна в Нарву комендантом же.

14. Указ же Коллегии Иностранных дел о даче тайному советнику, князю Щербатову на переезд его за королем из Лондона в Гановер дву[х] тысяч рублев, и [135]

15. Указ Статс-канторе об отпуске оных двух тысяч рублев в Коллегию Иностранных дел.

16. Указ же Коллегии Иностранных дел о даче тайному советнику, графу Кейзерлингу, пока он во Франкфурте пробудет, для тамошней дороговизны, сверх жалованья, по пятисот рублев на месяц и о переводе оных к нему ныне на три месяца, щитая с 14-го маия, и

17. Указ Статс-канторе об отпуске оных денег в Коллегию Иностранных дел.

18. Указ же Коллегии Иностранных дел о даче шведскому переводчику Дункану тысячи рублев из высочайшей Ея Императорскаго Величества милости в награждение за убытки, что он в Финляндии своих владений, кои в российскую сторону отошли, лишился, и

19. Указ Статс-канторе об отпуске оной тысячи рублев в Коллегию Иностранных дел.

20. Докладывано еще о подарках, какия соизволены будут на викариатскую канцелярию по причине дозволеннаго Его Императорскому Высочеству майоренства, також де и резиденту саксонскому Пецолду, которой при объявлении сего майоренства викариатской диплом поднести имеет.

И Ее Императорское Величество от себя оному Пецолду табакерку с алмазами, а на канцелярию викариатскую от Его Императорскаго Высочества три тысячи рублев всемилостивейше назначить соизволила.

21. По причине намеряемой из Стокголма присылки к здешнему двору министром камергера графа Гилленбурга (как о том генерал Любрас пред сим доносил) докладывано, что не соизволено ль будет для отвращения того, как здесь шведскому послу барону Цедеркрейцу, так и в Стокголме чрез генерала Любраса знать дать, что здесь поступками находящагося их министра графа Барка доволны, и что Ее Императорскому Величеству благоугодно будет, ежели оной и далее здесь останется?

И Ее Императорское Величество на сие всемилостивейше соизволила с таким прибавлением, чтоб здесь послу шведскому прямо знать дать, и в Стокголм к генералу Любрасу, а в запас и к едущему туда ж камергеру Пушкину отписать, чтоб они тамо именно так же объявили, что здесь персона помянутаго графа Гилленбурга по его доволно сведомым поступкам неприятна будет.

22. Докладывано ж, что дацкой посол Голштейн нарочно х канцлеру приезжал и о вступлении с ним в конференции по учиненному от него представлению о возобновлении прежняго с его двором союзнаго трактата просил. И для того наперед о всемилостивейших Ея Императорскаго Величества соизволениях в разсуждении голштинских дел знать потребно, на которых бы оныя конференции [136] с здешней стороны основыватся могли. Или не соизволено ль будет начатие оных до прибытия сюда голштинского канцлера Вестфала продолжить, дабы и он, яко доволно сведущий о тех делах, при сей негоциации употреблен быть мог?

И Ее Императорское Величество на сие последнее всемилостивейше соизволила.

23. Поднесена была поданная от баварскаго министра барона Нейгауза грамота курфирста его, в которой он Ее Императорскому Величеству благодарение приносит за то, что веcма благосклонно об нем отзыватся соизволила.

И Ее Императорское Величество, разпечатав, оную грамоту для переводу обратно отдать изволила.

24. Поднесена же возвращенная из Дрездена за подписанием Ея Императорскаго Величества грамота, которая в запас х королю полскому о дозволении Его Императорскому Высочеству государю Великому князю майоренства писана была, но за действителным онаго между тем возпоследованием уже не подавана.

И Ее Императорское Величество уничтожить оную изволила.

25. Докладывано еще об отправляемых с посолством к персидскому шаху подарках.

И Ее Императорское Величество соизволила объявить, что еще поданную пред сим об оных роспись разcмотреть изволит.

26. Докладывано ж по выписке о товарах у обретающихся ныне в Москве зюнгорских посланцов 1, которыя они для отвозу с собою накупили. И по учиненной оценке всего оных на 37 873 ру[блев] 98½ ко[пеек] показано. А по указом надлежало со оных пошлин внутренних и верхотурских в Сибири 6 261 ру[бль] 82½ ко[пейки] взять. Но напредь сего, когда такия посланцы в Москве бывали, то для приласкания их и владелца их покупныя ими товары без взятья пошлин отпусканы. Равномерно же для такого приласкания и ныне разcуждается, чтоб означенныя товары без пошлин с ними отпустить. А впредь каким образом всегда уже с ними в том поступать, в том по разcмотрению какое-либо постановление учинить надобно.

И Ее Императорское Величество на сие всемилостивейше соизволила.

27. Докладывано ж о прошении санкт-петербургскаго гарнизона капитана Федора Муравьева, что он при свите бывшаго напоследи здесь турецкаго посолства между другими офицерами был, которыя все по рекомендации посолской чинами награждены. А он за отлучкою с лошадми посолскими в Тихвину и потом, хотя от него ж посла и рекомендация была, которая в Военную коллегию отослана, но и поныне того награждения не получил. И о всемилостивейшем пожаловании его чином против других при том посолстве бывших офицеров просит. [137]

И Ее Императорское Величество на такое его против других награждение всемилостивейше соизволила.

28. Також де докладывано о прошении саксонскаго оружейнаго мастера Ягана Кондрата Вилгелма, которое при 2 заступателной за него промемории от бывшаго здесь саксонскаго министра барона Герсдорфа подано, что он в 1741-м году привез сюда из Саксонии с заводов своих и отдал ко двору три пушки хорошей работы, о которых, как он показывает, что еще от государыни императрицы блаженныя памяти Анны Иоанновны повелено ему было. А денег за оныя и поныне ему не заплачено. И поставляет им цену 7 800 ру[блев]. И понеже он тогда со оными пушками к генералу-фелтмаршалу принцу Гессен-Гомбургскому адресовался, то из Коллегии Иностранных дел с ним, принцом, справливанось. Почему от него писмом х канцлеру ответствовано, что те пушки ко двору приняты, но денег за них не плачено, кроме, что из артиллерии 100 ру[блев] заимно тому саксонцу выдано. И в разсуждении, что от Демидова 3 такия ж пушки весма недорогою ценою зделаны, представляет он, принц, свое мнение, чтоб оному саксонцу пушки ево обратно отдать, а за провоз их и за долгое времянное здесь житье и для бедности его до 1 300 ру[блев] ему дать.

И Ее Императорское Величество, выслушав оное, принца Гессен-Гомбургскаго, писмо, соизволила сие до возвращения своего в Петербург отложить, когда те саксонския пушки отьискать и разобрать изволит приказать, чтоб вместо оных у Демидова зделанныя не отданы были 4.

29. При сих докладах Ее Императорское Величество изволила потребовать известие, сколко денег изходит в год на жалованье здешним при чужестранных дворах министрам и им же на переезды и другия чрезвычайный росходы, также и здесь на дачи чужестранным министрам.

30. Соизволила ж Ее Императорское Величество указать ко всем здешним министрам, при чужестранных дворах находящимся, отписать, чтоб каждой из своего места, сколко возможно, обстоятелныя известия о иждивениях тамошних дворов прислали, какия и сколь обширны тамо в королевских домах, как для самих государей, так и для фамилей их, столы обыкновенно по вся дни и инако при каких банкетах бывают, и до коликой суммы денег на оныя, також на жалованье придворным чинам и в протчем на все дворовое содержание в год исходит.

31. Еще Ее Императорское Величество в разсуждении о дворянах посолства 5, в Париже обретающихся (об науках которых, недавно присланное оттуду от советника канцелярии Гроса, описание Ее Величество видеть изволила), во всемилостивейшее удоволствие приемля, что они не худо обучаются, соизволила указать с подтверждением туда отписать, дабы они при том наипаче веры и закона не забывали. А понеже церкви здешней и священника ныне тамо нет, то, как для [138] оных дворян посолства, так и для всех здешних людей, которыя, чаятелно, тамо времянно бывают, церкви с утварью и священника туда отправить. Яко же и к другим дворам, где ныне российской нации министры находятся, а церкви нет, оныя равномерно отправить.

Граф Алексей Бестужев-Рюмин.
Граф Михайла Воронцов.

АВПРИ, ф. 2, оп. 2/6, д. 814, л. 127-136.


Комментарии

1. Зюнгорцы или джунгарцы (ойраты), жители Джунгарского (Ойратского) ханства (1635-1758), располагавшегося на современной территории северо-западной части Китая, на границе с Манчжурским государством, которое его и покорило в 1757-1758 гг.

2. Иоганн Кондрат Вилгелм, саксонский оружейный мастер, покинул Россию с напарником Иоганном Валентином, «с тремя зделанными с украшенными пушками и с покупными в России кожеными партупеями» 31 октября (11 ноября) 1745 г. (АВПРИ, ф. 2, оп. 2/1, д. 3083, лл. 221, 221 об.).

3. Демидов Акинфий Никитич (1678-1745), старший сын основателя династии предпринимателей Демидовых, с 1702 г. управляющий уральскими заводами с центром в Невьянске, с 1725 г. владелец всех семи заводов отца (одного тульского и шести уральских), число которых к 1745 г. возросло до двадцати четырех. С 1740 г. — статский советник, с 1742 г. — действительный статский советник.

4. В Париже в звании дворян посольства при посланнике А. Д. Кантемире обучались различным наукам с лета 1742 г. братья Александр и Владимир Сергеевичи Долгоруковы, Василий и Иван Сергеевичи Головины (выехали из России 9/20 и 20/31 марта 1742 г.), с мая 1743 г. — Александр и Петр Васильевичи Хованские. В Россию все возвратились в 1746 г.: Головины — 14/25 июня, Долгоруковы в свите вице-канцлера М. Л. Воронцова — 13/24 августа, Хованские — 25 сентября (6 октября). Кроме них с осени 1742 г. по 5/16 марта 1743 г. в Париже в звании дворянина посольства находился Андрей Михайлович Ефимовский (из России выехал 12/23 августа 1742 г.), которого, впрочем, уже 25 января 1743 г. императрица отозвала на родину (АВПРИ, ф. 2, оп. 2/1, д. 3080, л. 8, 8 об., 16, 16 об.; д. 3084, л. 78, 132, 148, 176; ф. 93, оп. 93/1, 1743, д. 3, л. 114, 114 об., 157).

5. На полях отмечено: «Сие о церквах и священниках выписано и сообщено в Публичную экспедицию».

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.