|
Из Питера ли письма?Широкая волна неповиновений и открытых выступлений приписных крестьян, страдавших от жестокого обращения и тяжелых условий труда, прокатилась по горным заводам Урала в 50-60-е годы XVIII в. Особенно упорными были вооруженные схватки крестьян с властями в Маслянской и Барневской слободах, приписанных к Кыштымским заводам. Многочисленные жалобы крестьян в управлении заводами оставлялись без внимания. Были посланы челобитные и в Петербург. Они и послужили причиной направления на Урал специальной комиссии А. Вяземского. Об истории волнений приписных крестьян в середине XVIII в. имеется обширная историография 1. Исследователи упоминают и о существовании писем, отправляющихся челобитчиками в родные села. Однако тексты самих писем не были известны. В Государственном архиве Свердловской области (ГАСО) обнаружены подлинники писем и следственные материалы по ним, которые позволяют дополнить и частично исправить факты, приведенные советскими историками. В этих письмах многое удивляет. И в первую очередь бросается в глаза фраза: «а мы за Вас в Питере трудиться будем». Ни в одном источнике XVIII и даже XIX в., известном в настоящее время, не встречается такое название столицы Российской империи. Как посмели крестьяне употребить простонародное и в то же время дерзкое для того периода слово, назвав «город святого Петра» — Питером? Это — одна из особенностей обнаруженных нами писем крестьян XVIII в., связанных с волнениями на горных заводах Урала. Все исследователи утверждают, что письма были отправлены из Петербурга. Однако этот факт нельзя признать правильным. Действительно, челобитчики добрались до столицы и подали прошение в Сенат 7 января 1762 г 2. Но здесь возникает вопрос, все ли из посланных прибыли в Петербург? Текст челобитной дает основание утверждать, что не все, а только Е. Баландин и М. Харитонов. И «по их прошению академический ученик Гаврила Серебров руку приложил» к челобитной в Сенат; подписи двух крестьян в документе отсутствуют. Причем саму челобитную писал за крестьян солдат Семеновского полка Егор Елисеев, так как авторы прошения были неграмотны. Могли ли неграмотные люди, да еще под караулом (их сразу же арестовали после подачи челобитной), писать письма своим родным и «миру»? Наверное, нет. В этой связи необходимо отметить, что послания написаны 22 и 23 января, а уже 7 февраля они были получены в селе. Более 2 тысяч верст отделяли Петербург от Урала. За 15 дней только курьерская почта могла прибыть сюда из Петербурга. К тому же указание на адресат свидетельствует, что письма были направлены наудачу, через многочисленных людей, что еще больше увеличивало время нахождения писем в пути. На деле так оно и было — письмо передано на екатеринбургском рынке незнакомым человеком крестьянину И. Коптелову, который и доставил его в Маслянскую слободу, а Тимофей Назаров (см. примечание к письмам) со своими односельчанами не виделся около 20 лет и все это время жил в Екатеринбурге. Таким образом, можно сделать вывод, что письма пришли не из Петербурга. Материалы следствия также подтверждают это. Местные власти тщательно исследовали обстоятельства появления писем. В докладной главному горному начальнику прямо сказано: «...в том есть сумнение — оные челобитчики не имеют ли жительство где около Екатеринбурга, и не от них ли к возмущению оные письма как в Щадринск колодникам, так и в Кыштымский завод разосланы?» 3. Сомнение, как видим, вполне обоснованно. Челобитчики добирались до Екатеринбурга, центра горных заводов, и здесь делились на две неравные части. Очень незначительное их число отправлялось дальше в Петербург, другие оставались в окрестностях города, возможно, в потайных местах, у старообрядцев, и отсюда с помощью грамотных людей поддерживали письмами боевой дух недовольных местной властью приписных крестьян. Подобные послания действовали на крестьян убедительно, они с еще большим упорством сопротивлялись репрессиям горного и земского начальства. Публикацию подготовил А. В. Черноухов, кандидат исторических наук. [77] Письмо отправленного с Урала в Петербург челобитчика Е. И. Баландина жене 22 января 1762 г. Сожительнице моей Оксинье Коновне от мужа твоего Ефима Никифорова с любовью поклон. Детям моим Якову, Афонасию, Степаниде мир и благославление. Братам моим Никифору, Митрофану и сожительницам вашим и с детками желаю здравствовать и нижайший свой поклон посылаю. Свояку моему Осипу Сивухину с сожительницей Анною нижайший поклон; пожалуйте, не оставьте в нуждах детей моих. А буде нужда какая будет в деньгах – и ты проси у старосты с мирскими людьми, ибо от нас к ним писано, чтоб Вас в нуждахъ не оставили. А мы за мир стараться будем. А тако окончив остаюсь муж твой Ефим Баландин с любовью поклон посылаю. ГАСО, ф. 24, оп. 1, д. 2329, л. 454. Подлинник. Письмо отправленных с Урала в Петербург челобитчиков Е. Баландина, М. Харитонова, В. Качилова, Е. Шахматова своим односельчанам и жене У. Д. Харитоновой. Масяцкой слободы староста с мирскими людьми, здравствуйте. О себе Вам объявляем: В Санкт-Питербурх как мы, так и протчие, приехали благополучно и челобитье о делах наших подали, по которым неусыпно стараемся. И чтоб Вам после нас в письмах в челобитчики никого не извольте присылать, мы и одни справиться можем. И так Вы себе убыток привели, и чтоб Вам провожатому Андрею Казану деньги не давайте. А что о делах наших будет какое произвождение – о том к Вам наперед описать будем. Ожидаем у бога милости упросить. При сем остаемся посланные от Вас челобитчики Ефим Баландин, Матвей Харитонов, Василий Качилов, Ефим Шахматов и с покорностью кланяемся. Сожительнице моей Ульяне Дементьевне от мужа твоего Матвея Харитонова с любовью поклон и детям нашим мир и благословление. Теще моей Офимье Васильевне от зятя твоего Матвея Харитонова поклон. Шурьям, троим братьяи и соседям нашим поклон. Покорно просим не оставить при нужде домашних моих. А тако окончив остаюсь муж твой Матвей Харитонов с любовью поклон посылаю. Пожалуйте, староста с мирскими людьми, не оставьте в нужде домашних наших, дайте им на нужду потребное число денег, а мы за Вас в Питере трудиться будем (На «конверте» было написно: «отдать сие письмо в Маслянский острог, а буде тут быть не случится, то отдать в городе Екатеринбурге Маслянской слободы проволошному мастеру Тимофею Назарову, чтобы он передал в Маслянскую слободу к старосте с крестьянами»). ГАСО, ф. 24, оп. 1, д. 2329, л. 454-456. Подлинник. Комментарии 1. См. например: Кондрашенков А. А. Очерки истории крестьянских волнении в Зауралье в XVII веке. Курган, 1962; Орлов А. С. Волнения на Урале в середине XVII века. М., 1979 (в работе содержится подробная историографии проблемы). 2. Орлов А. С. Указ. соч., с. 66 (приложение). 3. ГАСО, ф. 24, он. 1, д. 2329, л. 458. Текст воспроизведен по изданию: Из Питера ли письма? // Советские архивы, № 1. 1983
|
|