|
АРСЕНИЙ МАЦЕЕВИЧ, МИТРОПОЛИТ РОСТОВСКИЙ. Отлучение им от церкви в 1754 г. В дополнение к обширным историческим монографиям профессоров Н. И. Барсова и В. С. Иконникова, помещенных на страницах «Русской Старины», (изд. 1876 г., том XV, 1879 г., т. XXIV и XXV, приводим документ, весьма характеризующий своеобразную замечательную личность Арсения Мацеевича и его управление Ростовскою и Ярославскою епархиею. — А. М. ———— Указ ее императорского величества самодержицы всероссийския из Романовского святейшего правительствующего синода члена преосвященного Арсения митрополита Ростовского и Ярославского духовного правления града Романова закащику, соборной церкви попу Иоанну.... Минувшего августа 24 дня 1754 года, в указ ее императорского величества из походной его преосвященства конторы во оное Романовское духовное правление присланном написано: Тогож де 24 августа, по указу ее императорского величества, его преосвященство слушал поданные его преосвященству Ярославского уезда села Пазушина церкви Воскресения Христова от попа Ивана Матвеева, дьячка Петра Васильева прошения, да приходских людей вотчины маиора Григорья Козмина сына Гурьева, того-ж села Пазушина церковного старосты крестьянина Алексея Иванова, мирского старосты Алексея Иванова, вотчины лейб-гвардии Семеновского полку подпрапорщика Димитрия Васильева сына Шъшетнева, слоботки Дуткиной выборнаго Михайла Иванова, вотчины маиора Василья Федорова сына Гренкова, деревни Мологина старосты Ивана Васильева, вотчины капитана Степанова сына Калычева деревни Мологина-ж старосты Степана Васильева, вотчины катедральнаго... [556] Итцкого монастыря деревни Юдова старости Ивана Петрова доношения, коими представляют поп да дьячек: Мннувшего-де июля месяца сего 754 году, на церковной их престольной пахатной земле которая пригорожена церквам Божиим да погребения умерших в монастыри имелась в скошении ими трава, а того села маиором Матвеем Обресковым от них отнята, о чем к его архипастырству от них попа и дьячка и прошение происходило; и по иследовании того дела они, маиор и сын ево аудитор Обресковы, без Божия и его архипастырского благословениа имеются и церковного входа отлучены; но еще-де они, не удовольствуясь прежнею обидою, паки показывают наигоршее нападение и разорение, и посеянного ими с церковной престольной другого поля земли ярового хлеба сжать недопускают; а показанной-де их церкви понамарь Иван Григорьев с сыном своим Федором ношным временен и всегда таясь от них попа и дьячка к нему, маиору Обрескову, в дом ходят, и чего признаваются, н, видно, для одного нанесения и напрасных каких клевет по злобе своей; а ныне-де от предписанного маиора Обрескова к ним, попу и дьячку, происходит нестерпимое утеснение и разорение напрасно, и показанному пономарю к посеянному его хлебу яровому и проезду и сжатию во всем свободность, из чего он, понамарь, и его сын им, попу и дьячку, чинят посмеяние. Приходские люди (доносят) — посеяннаго-де означеным попом и дьячком на церковной земле ярового хлеба показанной маиор Обресков сжать недопускает, и в том поле, чрез имеющийся ево, маиора Обрескова, луг, который подле поля церковной пахотной земли, проходу и проезду им недает; а того августа 14 дня пришли от них, приходских людей, для сжатия того ярового хлеба вышепрописанных вотчин женска пола жнецы, и помянутого-де Обрескова дворовые люди Афонасей Борисов, Андрей Осипов, Степан Иванов, Иван Кирилов, выбежав, чрез тот луг перейти недопустили и прочь отгнали; а тогож августа 18 дня паки пришли от них, прихожан, жневы и ево, Обрескова, луг обшед, на то церковное поле пришли обходом и пожали пшеницу овина с два; и той-де ночи против девятого надесять числа того пожатаго хлеба по полю разбитаго явилось людьми нарочно, а не травлею скотом, боле половины; и тот хлеб по полю лежит разбит и по ныне; а 21 числа того-ж августа оплаченные поп и дьячек после утреннего пения просили их всех, приходских людей, чтоб тот их имеющийся яровой хлеб сжать и свезти в гумна их, и тогож-де дни после отпетия святыя литоргии помянутого аудитора Обрескова при жене Екатерине [557] Степановой дочери вышеписанной дворовой их человек Афанасий Борисов им, приходским людям, стал говорить криком и грозить, ежели кто жать попов и дьячков хлеб придут и возить будут, то им руки и ноги переламаем, а лошадей заберем на господский двор. Однако-де они, приходские люди, сожалея отца своего духовнаго и дьячка сошлися для сжатия того хлеба. А от того Обрескова дворовые люди и крестьяне, по приказанию-ли или собою собравшись, стерегли в пол своем с дубьем, и они-де, прихожане, боясь, не пошли, чтоб неучинили бою напрасно. А издревле-де, подле той церковной пахатной земли при владениях господ Хомутовых и Шестакова фамилии до оного Обрезкова владения, имелась вымеренная по межовании проезжая дорога по тому лугу вдоль не для одних священно-церковно-служителей, но для проезду и возки и прочих обывателей с Волги реки лесу и дров, и всяких нужд, а ныне-де он, Обрезков, и поперег того лугу переитить их, попа и дьячка, не пропущает, а они-де, приходские люди, показанным попом и дьячком при церкви святые служением довольны, и они де ж, поп и дьячек, состояния добраго. А понеже, по учиненному того-ж августа 13 дня его преосвященства определению, показанные маиор Матвей Иванов и сын ево аудитор Обрезковы, за презрение его архипастырской власти и за противление и ирод?раость правосудию, Божия и его архиерейского благословения лишены, и от входа церковного отлучены, и им в церкви Божии входить паки до исповеди и до причастия в? допускать, и в дом их никому с требами входить не велено; а-они-де, Обрезковы, но тоиию пред его преосвященством в таковой своей продерзости Богу покаяния не приносят, но, пребывая в правильном от его архипастырства запрещении и неблагословении, явно оказываются презирателями суда Божия и власти церковные с великим соблазном немощных братий издая от себе воню безбожия; на что смотря и показанные в доношении того села Пазушина прихожан дворовые Обрезковых люди и крестьяне в таковое бесстрашие отваживаются, что показанным приходским своим попу Ивану Матвееву и дьячку Петру Васильеву посеянного ими на церковной земле хлеба сжать недают, и чрез то наносят им также и церкви Божией не малую обиду и раззорение. Того ради учиненным за своим архиерейским подписанием определением повелел: показанного маиора Обрескова Матвея и сына ево женам и домашним их, того Пазушинского приходу дворовым их людям и крестьянам и домашним же их всем объявить Божие и его архипастырское неблагословение и от [558] входа церковного их всех отлучить и как в церкви Божии входить, так и до исповеди и причастия святых тайн недопускать и в домы их не ходить, никому ни с какими требами не входить; буде-де кто из них, Обресковых, или жен их, или домашних и дворовых людей, и крестьян их, и домашних жен насильно в церковь во время каковаго пения или литоргии вошли, то оное пение оставить и не петь дотоле, донележе они из церкви невыдут; а ежели кто из Обрезковых, или жен их, или из домашних же, из дворовых людей, или же крестьян их, из домашних их умрет, то зарывать их в поле без всякого отпевания. И о том в епархии его преосвященства, кроме Ростова и Ростовского уезду, во всей, по монастырям и по соборам и по всем церквам от Ярославского духовного правления публиковать указами, и велеть оные указы, по получении их, прочесть в воскресный день по божественной литоргии при народном собрании... О чем сей указ и послан к тебе, закащику соборной церкви попу Иоанну... Сентября в дня 1754 года. Сообщ. 19 февраля 1881 г. свящ. А. А Мизеров. Текст воспроизведен по изданию: Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский. Отлучение им от церкви в 1754 г. // Русская старина, № 9. 1883 © текст - Мизеров А. А. 1883 |
|