|
ВОЛЫНСКИЙ А. П.ИНСТРУКЦИЯДВОРЕЦКОМУ ИВАНУ НЕМЧИНОВУ О УПРАВЛЕНИИ ДОМУ И ДЕРЕВЕНЬ.(1724 года). Пункт 1. О смотрении дому и деревень и о содержании людей, и чтоб нигде не сидели вина и табаком не торговали, и разбойники бы и плуты никакова пристанища не имели, также и крестъяня краденого ничего ни у кого не принимали. Жита в Москве и управлять дом мой и деревни, и по часту ездить тебе во все деревни каждый год раза по два; протчих же людей содержать в своем послушании, и всего над ними смотреть и наказывать всех, кроме стряпчего: ибо, кроме других, все взыщется на тебе. Также смотреть, чтоб нигде не сидели вина и табаком никтоб не торговал, как люди, так и крестьяня; и чтоб разбойники и плуты никакова пристанища у крестьян моих и в моих лесах не имели: а буде где явятся, таких, если сила есть, ловить и приводить в город; а буде нет силы поймать, то о том в городах, где пристойно, доносить и подавать явки. Также чтоб люди и крестьяня краденых лошадей и протчего отнюдь ни у кого не принимали ничего, и для того везде о том указами чаще подтверждать, и сверх того и самому накрепко смотреть. А ежели где какие шалости явятся, с теми поступать по указам Его Императорского Величества; и для того плутов приводить и просить о розыску и о наказанье, и отнюдь в том никому не токмо потакать, но и не упускать и не покрывать, а поступать во всем по силе состоявшихся Его Императорского Величества указов, и какие впредь будут. Пункт II. О содержании крестьян в законе и должности христианской, и о покупке новоизданных книжиц о десяти заповедях Божиих, о символе веры, о девяти блаженствах, и о раздаче оных во все деревни священником, и о выборе десяти человек робят, и об учении [12] их грамоте, также о выборе от семей выростков дли обучения кузнешному, колесному, бочарному и протчему ремеслу. Понеже у нас деревенские мужики ни закону Божио, ни должности христианской не знают: того ради посылаете» при сем к вам новоизданная печатная книжица о десяти заповедях Божиих, о символ веры и о девяти блаженствах. Купи таких и роздай в деревнях во всех священником, и скажи им от меня, чтоб они по вся воскресные и в праздничные дни, по окончании святой литургии, прежде отпуска, читали на амбоне вместо поучения — иногда заповеди с толкованием, иногда символ веры, а иногда блаженствы: понеже сие надлежит ведать всякому христианину и то делать. И для того надлежит священником внушать сие прилежно, дабы всякой мог помнить, что слышит. Также велите накрепко прикащиком смотреть, чтоб дворовые люди, крестьяня, и жены их и дети их всегда в воскресные и в праздничные дни ходили в церковь, и по прошествии того дни, чтоб всякой десятской объявлял о своем десятке, кто был и кто не был, — и которые не будут, тем чинит наказанье. Также, чтоб по вся годы всеконечно исповедывались ежели не случится кому в великий пост, то можно и в другой который. И по прошествии года велите священником подавать росписи тем, которые были; и которых имян в росписи не явится, также и жен их и детей, — тех жестоко наказывать. № игом же всеми образы надобно трудится, чтоб было в деревнях по нескольку человек умеющих грамоте, в чем состоит крайняя нужда. Того ради конюховых детей велите всех учить; и если у конюхов мало, то брать и из крестьян сирот; буде же сирот не сыщется, то брать и у отцов, но токмо у таких, которые семьянисты, а так бедны, что с нуждою и со скитанием по миру питаются. Изо всех деревень выбери ныне десять человек, чтоб не гораздо малые были, а имянно от осми лет до двенадцати, — и роздай священником, и вели учить их грамоте. И понеже им во дьячках не бывать, того ради надобно, чтоб только знали силу складов; для того вели учить прежде по новоизданным азбукам, которые печатаны с толкованием заповедей и с [13] символом веры; а потом, не уча часослов, велите учить псалтырь. И когда которой, хотя и не доуча всей псалтыри, а совершенно познает слог, отдавай в Москве учить писать хорошим писцам. А из сего польза та, понеже у нас в деревнях своих писцов нет, то, которые годны будут, отдавать в деревне прикащиком для записок, а протчие годятся учить ремеслу, какое в доме потребно будет. А паче всего великая нужда в коновалах нам: для того выбери нарочитых робят двух умеющих грамоте, и отдай учить иноземцу коновалу, чтоб умели лечить лошадей и подковывать. Также крайняя нужда требует, чтоб во всех деревнях были свои кузнецы, понеже ни один мужик не может без того обойтится, чтоб не имел в железной работе нужды, а отдают в дело чужим мужикам и платят за то иногда вдвое деньги. Того ради безо всякого отлагательства выберите от семей выростков, робят таких, которые бедные, и отдайте добрым мастерам учить кузнечному ремеслу не в годы, но с рядою за ученье, и платить за то мои деньги. Также когда выучатца, купить им нужные инструменты на мои ж деньги. И чтоб было в Батыеве два кузнеца, в Никольском, в Васильевском и в Архангельском по одному: и чтоб у них всегда были ученики, — ежели охотников не будет, то и по неволе брать таких же бедных, и отдавать, дабы конечно свои не переводились. Также случаются домашние мои нужды, также и крестьянам, а дома не всяк может сделали; для того конечно выберите во всех деревнях таких же бедных, и велите выучить колесников, бочарников, сани делать и пр. Пункт III. О смотрении над прикащиками, а прикащикам над старостами, над выборными и, обще с ними, над всеми крестьянами, дабы обходились с соседьми ласково и учтиво; и о выборе во всех деревнях десятских для смотрения за крестьянами, которые б по торгам праздно не ездили; и о бытии оным десятским сборщиками Государевых податей с них крестьян всякому с своего десятка, и каким образом те подати сбирать и платить. На крепко приказывайте и подтверждайте прикащикам, [14] чтоб в соседстве жили смирно и обходились бы с соседьми ласково и учтиво, понеже людская и мужичья всякая грубость и невежество причитается нам самим в поношение: и для того вы смотрите сего над прикащиками, а прикащики чтоб смотрели над старостами, над выборными, и, обще с ними, над всеми крестьянами, дабы от посторонних отнюдь ни в чем жалобы не было в озорннчестве и в невежестве на людей моих и на крестьян. Буде же какая бы от кого кому хоть малая была учинена обида или противность, не токмо какому шляхтичу, но хотя последнему чьему и нищему крестьянину, дабы за то всякому конечно учинена была справедливая сатисфакция (то есть, за невежество и грубость чинить наказанье, а за корыстную обиду достойную заплату), и сверх того за преступление сего — наказанье; понеже потачка таких грубиян ни в какое добро не приведет, но паче попускает зло делать: ибо бесстрашие, да к тому же еще пьянство, — всякому непотребному и Богу противному делу корень, отчего и всякие безделицы происходят. Второе и то худо, естли кто обыкнет праздновать и лениться; оставя свой должный труд и работу, ездить по торжкам. Понеже у мужиков и у баб, мало не у всех, обычай, хотя есть нужда, или нет, однакож надобно на торгу побывать; и вместо того, чтобы сделать себе от трудов своих какой прибыток, а иной и последнюю копейку пропьет; а и кроме того, где в околичности поденные торжки, но которым мужики и бабы, лытая с торгу на торг, целую неделю могут проводить в праздности и в пьянстве: для того во всех деревнях выберите десятских из лутчих мужиков и семьянистых, переменяя их погодно; и естли которая деревня больше пятнадцати дворов, тут определить двух десятских; и ежели где десять дворов или меньше, тут быть по одному; однакоже, чтоб ни одна деревня без десятского не была. И тех, которые десятскими выбраны будут, так и в книгах десятским писать; им же и сборщиками быть податей, чтоб всякой собирал с своего десятку по приказу прикащикову, старост и выборных; и приказать, чтоб того десятка тому десятскому были [15] все послушны. А подати поголовные собирать не тогда, когда спрашивают, и не но третям года, но по вся месяцы: понеже так будет мужикам легче. И собрав, десятским с своего десятка деньги приносить к выборным и к старостам на мой двор при собрании; а им того-ж часа приносить те деньги к прикащику, и класть в ящик нарочно к тому сделанной, которой чтоб был крепкой и за замком и за печатьми прикащика, старосты и выборных. И по принятии денег прикащику спрашивать мужиков и сличать, тольколь с них десятской собрал, что в отдачу отдал. И таким образом всегда податные деньги принимать, — не один на один, но при собрании, для чего нарошно всех старших от семей собирать. А когда придет термин (или срок) платежа податей, и естли приедет земской коммиссар для собрания податей, тогда прикащику призвать к себе старосту, выборных и всех десятских, и при них тог ящик распечатать и деньги отдать; и потом паки так же запечатать, как выше показано. Буде же коммиссар земской сам не приедет, а потребует, чтоб деньги к нему были привезены, возит и к нему самому прикащику с старостою, или с выборным, и притом с двумя или с тремя десятскими; а с одними мужиками без прикащика отнюдь не посылать, понеже от того бывают мужикам напрасные убытки. Так же и для приказных нужд в городы отнюдь одних мужиков не посылать, а ездить прикащику самому с выборным и с двумя десятскими. Пункт IV. Чтоб никто из дворов своих без позволении десятского никуды не ездил, и о смотрении десятским в бытность на торжках над мужиками и над бабами, и о должности их десятских. Десятским и всем крестьяном накрепко приказать, чтоб никакой крестьянин, ни крестьянка, ни дети их из двора своего никуды, и не токмо для иной нужды, ни для дров, и ни для чего не в свои собственные угодьи не ездили и не ходили без позволения своего десятского; но ежели какая случится кому домашняя нужда ехать в свои [16] угодьи, или в другую в свою ж деревню, повинен всякой мужик спроситься у своего десятника, и с его позволения иттить или ехать. Буде же потребует нужда отлучиться куда самому десятнику, то он должен приказать десяток свой другому десятнику, естли есть в той деревне; а когда нет, то из простых мужиков, которым в небытность десятского править так, как десятскому. Буде же крестьянину или крестьянке нужда куда иттить или ехать, на торжек, который в близости, а именно, не дал десяти верст, то оные должны явиться за день торгового дни десятнику, нужду свою, за чем он едет, сказать; а что имеет продать, то и объявить ему. И потом всякой десятской должен приттить на мой двор, и прикащику сказать, кто с чем или для чего на торжек хочет ехать, а прикащику надобно приказать из тех десятников, которые имеют нужду на Торжок сами, чтоб они смотрели над мужиками и над бабами, дабы они ничего без ведома десятских не покупали и не продавали; и притом же и того б смотрели, чтоб не лакомились по лабазам и пили б по кабакам. Буде же десятником нет нужды на торгу, и случится так, что ни один не пожелает ехать; то и посылать, чтоб конечно на всяком Торжку но одному десятскому с мужиками было; или кого выбрать знатного, и тому всех подчинять, ежели староста или выборные не поедут туда. И когда возвратятся с которого Торжку крестьяня, то каждой десятской в своем десятке должен пересмотреть всех, — не пьянь ли кто, и что купил, то купленое, или что продал, деньги осмотреть. Так же всякой десятской в своей деревне каждой вечерь и каждое утро должен десяток свой обойтить по всем дворам, — все ли ночевали в домах своих, и нет ли кого прибылых посторонних (кроме проезжих стояльцев, которые к кому на двор как скоро въедут, повинен он десятскому объявить об них, кто проезжие и с чем, а десятской повинен сам осмотреть и объявить им, проезжим, чтоб они, отъезжая, объявили ему, что они в целости поехали в путь свой; буде же стояльцы не пойдут к десятскому, то тот хозяин повинен десятскому [17] объявить, что они едут, и десятской повинен приттить к ним и спросить, все ли у них цело). А ежели за кем что увидит, или пьянство, или мотовство, или какое нибудь непотребство, то конечно тогож дни всякой десятской должен о своем подчиненном нрикаицику объявить, а прикащик того виноватаго должен взять и при собрании знатных мужиков, то есть: старост, выборных и всех десятских, розыскать, и по розыску смотря, по вине чинить наказанье. Пункт V. О даче отлучающимся в отъезд и на дальные торги крестьяном пашпортов за прикащичьими и священническими руками, и как выбирать в десятники и от каких лет. Ежели случится куда мужику ехать во отъезд от десяти верст до тридцати для торгу какова мелкова, или для иной какой нужды, то не повинен ни один крестьянин ехать не спросяся прикащика и не объявя свою подлинную нужду; и прикащик не повинен мужика ни отпускать, ни посылать никуда один собою без старосты и выборных. Буде же куда понадобится мужику ехать дал пятидесяти верст и в другой уезд за какою нуждою, или для работы, или под каким извозом, то без пашпорта отнюдь прикащику не отпускать, но давать ему пашпорт за своею рукою, прописывая имянно, — с чем он или для какова дела и куда отпущен, и на которые места и знатные села путь его, и притом прописывать имянно срок, на сколько он времени и но которое число отпущен. Также вместе с прикащиком, чтоб и священник приходской тот же пашпорт подписал; однакож никому пашпортов дал трех месяцев не давать. И когда тот отпущеной крестьянин возвратится, надлежит прикащику с старостами и с выборными и с десятником того десятка осмотреть, подлинно ли он то исправил, за чем ездил или ходил туда. В десятники надлежит выбирать знатных и добрых мужиков, кому б можно было верить. И сей выбор чинить десятским не одному прикащику, но обще с [18] старостами и с выборными, и чтоб десятские были совершенных лет, а именно — не меньше тридцати пяти лет; к тому ж, чтоб не глупые и не нищие были. Пункт VІ. О осторожности крестьянской от воров и разбойников, и о покупке для роздана по всем деревням десятским фузей, и чтоб всякой крестьянин (кроме престарелых) имел у себя копье, также чтоб имели в деревнях по ночам часовых. Понеже у нас в государств разбои и татьбы ни отчего так иного умножаются, токмо от несмотрения и небрежения нашего, да от потачки и попущения прикащиков наших, к тому ж от неосторожности и оплошности самих мужиков: понеже вору у того как не красть, или его не разбивать, который ему противиться не может, да еще чем надобно противиться, того и в дом своем не имеет, как то обыкновенно разве у осторожного человека в дом перержавелая рогатина, а у иного случается и того нет, кроме одного ожега, которым в печи дрова мешает. И тако, например, которая деревня состоит в числе пятидесяти дворов, а разбойников в ту деревню придут человек двадцать или меньше, которым мужики не токмо противятся, но и того не ведают, как и в деревню войдут: понеже караулов нет. А когда услышат, что которого из них мужика разбойники разбивают, протчие не токмо выручать, но и кричать не смеют, и всякой ищет места, куда б уйтить и схорониться. А и нарекать на них за то нельзя, понеже с голыми руками не токмо против рогатины или еще пищали, но и против дубины не пошто соватца. А когда случаются и погони за разбойниками, собирается мужиков погонщиков иногда по нескольку сот; но и таким людством сделать ничего не могут, разве удастся на таких безоружных напасть, каковы сами погонщики, но и таких большую половину упустят, и сие делается токмо от того, как вышепоказано, и от неискусства мужиков: понеже не токмо стрелять, но и за пищаль приняться не умеют. Того ради надобно, чтоб у всякого десятского была пищаль, [19] гладкая, а не винтовальная, так как бывают завесные пищали; и ежели не сыщется деланных, то вели сам нарочно сделать в Ивановском, что близко Батыева, и чтоб не малопулешные были — пуль по пятдесят или по сороку из фунта; а ценою чтоб пищаль была не выше рубля. На которую покупку деньги собери с мужиков, и сам оные пищали подряди и раздай десятским во всех деревнях. И чтоб конечно всякой десятской умел из пищали стрелять; буде же который десятской стар, то вместо его чтоб умел сын его или брат. Однакож, чтоб пищаль всегда была в доме у десятского, и он, не токмо отдавать кому на ссуду, но и сам никуда из дому своего брать не повинен. Протчие ж мужики, сколько б их во дворе ни было, от четырнадцати или пятнадцати лет и до самых таких престарелых, что который уже работать не может, чтоб у всякого было копье с ратовищем длиною в две сажени. Также во всякой деревне чтоб по ночам всегда был часовой, понеже сие потребно не токмо иметь ради опасности от воров, но и для пожаров; и чтоб было какое звонкое бревно или доска: ибо когда увидит караульной воров или пожар, чтоб мог стучать, и тем прочим людем всем значь дать. Также во всех деревнях поделать и трещотки, и приказать, чтоб у каждого крестьянина в дом были трещотки. И ежели десятской услышит от караульного голос или крик, то он должен кого из своих с трещоткою послать или сам по деревне ходить и трещать, чтоб всякой мог услышать скорее; и каждой повинен бежать к десятскому на двор, и тут собрався, иттить помогать; а которые из дворов своих не выдут, тем чинить жестокое наказанье. Пунтк VII. О приуготовлении и о содержании для пожарных случаев инструментов, и о караульнях, и о колоколах, и о покупать фузей, и о раздаче конюхам, и об учении их стрелять. По всех деревнях сделать для пожарного случая в каждой деревне, хороших лестниц по две или по три, также [20] надобно крючья и пилы обыкновенные пожарные поделать, токмо не такие большие, которые для великого здания делаются. — и держать по расстоянию места; например, когда деревня от деревни по верст или по полторы, тут можно и у трех деревень одним инструментам быть, а лежать в той деревне, которая в середин из тех, и чтоб лежали не на улицах, но на дворах у десятников, как крючья и вилы, так и лестницы. Буде же которые деревни от других или от моих дворов удалели, там держать особливые инструменты такие ж. И для таких случаев определит, исчисляя по припорции деревни, кому с чем на пожар быть, и чтоб все было поголовно. Апонеже у мужиков избы и протчее строенье кроется обыкновенно соломою, того ради надобно при тех инструментах быть граблям железным широким для стаскиванья соломы, которые насаживать на длинные шесты, так как и крючья — и сие делать на крестьянские деньги, понеже то не для меня, но для их общей пользы. Сверх того во всех деревнях для домов моих сделать особливые пожарные инструменты, а именно: во всяком дом по два крюка, но двои вилы и по двои грабли; и чтоб насажены были на длинные шесты и готовы лежали; также и лестниц по две или по три, что приставливаются к хоромам. Также везде в деревнях в домах моих поставить в пристойных местах у ворот, или где удобнее, караульни высокие на четырех столбах, и сверху покрыт дранью или тесом, также и на верху, где стоять караульному, с сторон забрать до половины кровли досками для защиты от погоды. И чтоб на той караульне, как ночью, так и в день, часовой был — в летнее время в день из конюхов, а по ночам и зимою из крестьян караульные. И понеже у нас в Васильевском и в Никольском довольно есть колоколов того ради выбрать колокол, который всех больше из Васильевских или из Никольских и от ослать в Батыево, и велеть повесить на караульне. Также в Васильевском, в Никольском и в Петине из средних колоколов на моем двор держать всегда на караульнях по одному колоколу. Сие сделано не для того, чтоб часы бит в колокол, но для пожаров и для плутов; — [21] и для того с колокола часов отнюдь не велеть бить, но в доску или бревно, дабы всяк мог знать, что в колокол не даром бьют. Также обычай у нас в деревнях сторожам быть на наших дворах, которые приходят с одними голыми руками, что весьма запретить, и приказать, чтоб во всех деревнях приходили на сторожу с копьями или с рогатинами, и на часах бы отнюдь без того не стояли. А для караулов или сторожу купить песочные часовые стеклянные часы и разослать по всем деревням. Также купить на мои деньги завесных пищалей гладких таких же, как выше показано, и раздать конюхам, и сверх того давать им в год по фунту пороху и по фунту свинцу на человека, и приказать прикащикам, чтоб они учили их стрелять в цель, чего и самому смотреть; однакож, конюховым пищалям лежать всегда у прикащика, а не у них но избам. Пункт VIII. О умножении хлеба, и о пашнях, и о пробе севу, и о учреждении земли. Надлежит в деревнях прилежно смотреть, чтоб умножить хлеба; того ради, где возможно, прибавить пашни больше. А в которой деревне будет семянной хлеб какой худ, или каких семян нет, то купите на семяна хорошего хлеба. И во время работы над мужиками неоплошно смотрит, и как приспеет время пашни и севу, то самому в пашне и в сенных покосах смотреть, чтоб не пропускали удобного времени к работе. А понеже у нас земли старые и почти везде выпахались, отчего и хлеб родится худо, и хотя бы и довольно кладен на землю навоз был, но уже и то мало помогает. Также и та худоба у нас, что редко сеют хлеб: ржи на десятину по четверти, овса по полторы, ячмени по полторы, пшеницы но четверти; для того опробовать так, как в протчих местах сеют: во всех деревнях ярового и аржаного посеять по мерной десятине, унавозить и выпахать гораздо и посеять вдвое, а по другой десятине в полтора против прежнего. Еще некоторые домостроители сыскали способ, от чего земля так родит хлеб, как бы новая; [22] и сие не великого труда требует, а именно: в осенние времена, когда уберутся с ноль, заготавливать гораздо больше прутнику, какое б дерево ни было, и изрубя помельче и связав как фашины вяжут, возить на поле и класть в копны величиною так как свиные; и чтоб одна копна от другой не редко была, например, сажень по десяти или по пятнадцати, и так чи об чрез зиму тот хворост в копнах лежал. Также когда станет лист пасть с дерев, велеть оный сбирать, также и иголки елевые и сосновые, сколько возможно, и возить на двор и класть в навоз вместо соломы; тут же мешать и солому. И для того всегда готовить листу больше, для которого сделать нарочные мыла во всех деревнях, и велеть оплесть плетнем, только чтоб ветром не разносило, а сверху не надобно покрывать; и тако и солом от того подспорье будет. И когда весною сойдет снег и приспеет время возить навоз, тогда те копны с хворостом сжечь вдруг и потом класть в навоз. Также готовить и под ржаной сев, чтоб хворост лежал через зиму; и когда придет время возить навоз, делать таким же образом, как выше показано. А у нас, по благости Божией, во всех деревнях есть довольно лесов, и можно сие без великого труда делать; еще и та из того прибыль будет, что леса будут подчищены, и могут прибавляться год от году и сенные покосы. Однакож нынешний год надобно для пробы во всех деревнях положить по три десятины с фашинами, и так сжечь, как выше показано; а лист и елевые и сосновые иглы делать и без пробы неотменно. И для того буде удастся, что хворост жженный поможет, то можно по вся годы рощи подчищать: один год ту, а на другой другую рощу; также и пахотку вели подчищать, понеже елевой и сосновой хворость чаю лучше будет другого. Притом же и крестьяном позволение дайте подчищать сучья, только того накрепко смотрите, чтоб дерев, кроме сучья, не рубили. И когда будут пахать, надобно прилежно смотреть, чтоб земля была глубже пахана, и потом мелко перепахана и выборонена, что комьев больших не было; понеже в том нет пользы, что хотя и много напахано, а плохо, — отчего и [23] труды и хлеб теряем напрасно; того ради надлежит за пашнею гораздо прилежно смотреть, понеже сие всему Фундамент. Пункт IX. О расположении по числу мужеска и женски полу крестьянам тягл, и о расположении по тяглам земли, и о смотрении, чтоб у них земля пуста не лежала и в наймы б никто не отдавал, и чтоб у каждого тягла меньше двух лошадей не было. Понеже у нас в деревнях тягла именуются не одним званием: инде называются деньги да полушки, а инде осмаки протчия звании, что все во всех деревнях оставить, а называть и писать тяглами, исчисляя людей в целое тягло, чтоб было два человека работников мужеского полу и две женского; а работников счислять — мужеской пол от двадцати лет, а женской, как замуж выйдет. Токмо того прикащикам, а сверх того накрепко и вам смотреть, чтоб холостых выше двадцати лет не было. И понеже мужики, не хотя на себя брать участия тягла, для того долго некоторые не женятся; однакож, женат он, или пет, не смотря на то, токмо когда которому двадцать лет, накладывать на него полтягла. И повинен всякой, имея целое тягло, вспахать моей земли две десятины в поле, а в дву потому ж мерные, а именно: всякая десятина восемьдесят сажен длиною, а сорок сажен поперечнику. А которая земля учреждается под мелкой хлеб: под пшеницу, под горох, под конопли, под мак, просу, репу и лен, — оную пахать и собирать всем поголовно, кроме положенной на них десятинной пашни. Також на каждое целое тягло уровнять земли крестьяном их собственные во всех деревнях: когда тягло вспашет на меня две десятины в поле, то надобно, чтоб собственной ему земли было на всякое тягло против того вдвое, которую не запуская конечно, повинен всякой крестьянин сам для себя вспахать и всю землю посеять, не отговариваясь тем, что посеять нечем или не на чем пахать, понеже на то им определяется ссуда. И тако всеми мерами ленивцев к тому принуждать и накрепко того за ними смотреть, чтоб у них земля напрасно пуста не лежала. И есть много таких, которые, имея [24] землю и леняся работать, отдают из оной половину или и больше внаймы, что весьма запретит во всех деревнях. И того накрепко смотреть, под кем целое тягло, и чтоб у него меньше двух лошадей конечно не было, а у кого больше, то и лучше. Токмо еще есть такие плуты мужики, что нарочно, хотя бы он мог и три лошади держать, однакож держит одну, и ту бездельную, чтоб только про себя ему самую нужду вспахать, без чего пробыть нельзя; и хотя бы и невейной хлеб есть, только бы меньше работать ему. Пункт X. О отбирании с 725 году по вся годы изо всего десятой части, и о продаже оного, и о употреблении из тех денег на всякие церковные утвари, и на содержание престарелых, и увечных, и дряхлых, и вдов, и сирот. С нынешнего 1725 году начните во всех деревнях отбирать десятую часть из всего, что в котором году от всех плодов Всевышний Бог милостиво подаст нам, а имянно, что родитца какова хлеба, что родитца лошадей и всякого скота и птиц; также что придет оброчных мельничных и за отдагочные земли денег, всякой приплод, как выше показано. Хлеб, как скоро с поль уберут, десятой сноп особливо отбирать и, обмолотя прежде другова, сыпать в особую житницу; мелкой скот и птиц, когда выростут, отбирать лучшее особливо ж, и продавать; а лошадей и рогатую скотину отбирать таким образом, например: естли в нынешним годе родилось шесть жеребчиков, оставьте так; а на другой год, когда начнут кобылы же ребнтца, то первого и другого и третьего пропустить, а когда четвертый родитца, то и будет десятой, которого запятнать особливым данным на то пятном. Таким же образом отбирать и телят и тех десятого числа (как выше сказано) лошедей, жеребец или кобыла будет. Когда которой лошади исполнитца пять лет, на шестом году продавать, приведши в Москву; а быков и коров таких же пятнанных продавать в деревнях, перекорми два года на третьем. И оные деньги и нротчие за хлеб и за скот и за птицы, также и с денежных приходов — сообщать вместе с особливою запискою, сколько отчего собралось. И из тех [25] денег содержать в деревнях церкви, а имянно: в которой церкви какой недостаток, или в книгах, или где сосуды оловянные, то вместо тех купить серебренные; также естли нужда в священных одеждах, и буде понадобятца пани-кадилы, подсвешники, лампады, — то все исправлять; на те ж деньги покупать вино церковное, свечи, ладон, муку крупи-чегую на просвиры; из тех же денег давать ружные деньги священником и протчим причетникам. А что за тем останется, из того содержать престарелых и увечных и дряхлых тех, кои никакой работы не могут работать, о которых в 12 пункте следует, а имянно: покупать им платье и пищу, дабы кроме хлеба и каша была с маслом. Также из тех денег содержать и сирот, одевать их и на те деньги учить, также бедных вдов и девок, о которых в 13 пункте показано; выдавать приданное, награждая из тех же денег по рассуждению, а имянно: давать, когда денег таких мало, то рубли по два; а когда случитца довольно, давать и до пяти рублев, дабы женихи таких бедных и сирот лутче охотилися брать; однако ж с сим награждением не за чужих, но за своих выдавать. И тому всему иметь по вся годы особливые, как приходные, так и расходные книги. А что за всеми теми вышеупомянутыми расходами оставатца будет, в иные расходы ни в какие нужды не держать, разве когда необходимая нужда будет требовать, брать под образом займов; а когда получены будут иные деньги, тотчас паки в ту сумму возвращать. И что таких денег в приходе, в расходе и за расходом оставатца будет — присылать по окончании года ведомости однова в год по вся годы. Пункт XI. О смотрении, чтоб в деревнях убогие и сироты по миру не скитались, и ежели такие явятся, как с ними поступать. Во всех деревнях накрепко смотреть, чтоб престарелые как мужеска, так и женска полу по миру не скитались, также и сироты без призрения не бродили и не лытали, но обучались бы работать всяк по своей возможности и по силе. И для того велеть таких нищих престарелых [26] сирот, также и убогих вдов во всех деревнях переписать особливо, и потому самому с прикащиками и старостами пересмотреть, и которые явятся, что они могут работать, тех отдавать в работу своим крестьяном, которые заживные, и велеть их кормить и одевать, понеже они чужих наймут же себе в работу. Буде же те нищие бродят для того только по миру, чтоб туне есть хлеб, а не работать, таких насильно к работе принуждать и наказывать; и когда будут жалобы приносить те хозяева на них, что они работать ленятца, таким чинить жестокое наказанье, понеже и закон Божий учит, дабы никто туне хлеба не ял. А кому такие нищие, в работу и в пропитание розданы будут, иметь тем особливые книги; а других, естли некому отдать или нужда моя требует, брать на мой двор и кормить моим хлебом и одевать, только того смотреть, чтоб туне никто не ял хлеба. Пункт XII. О принимании престарелых и увечных и сирот на мой двор и о призрении их кормом и одежею, а которые безродные, а молодые, оных по возрасте куда определят. Буде явятся дворовые или крестьяня такие престарелые, что уже они никакой работы работать не могут, или, кроме старости которые слепы, или хромы так, что ходить не могут, или безрукие и не могут никак себя пропитать, кроме одной милостыни, а не имеют у себя ни родственников, ни свойственников, и хотя и имеют, но они их пропитать конечно не могут, таких всех брать на мой двор и кормить их моим хлебом, какой где Бог даст. Сверх того приказать и самому конечно смотреть, чтоб ходили за ними деловые бабы и обмывали их и покоили. Им же давать в год по две рубашки, а в два года по сермяжному кафтану да по две овчины на безрукавные полушубки, и по шапке; и сие со всяким прилежанием делать и исполнять, понеже в том состоит христианская должность, и вы дадите отвит в том, где того не сделано хотя одному какому будет. Между тем чаю везде есть довольно одиноких и безтяглых холостых робят (или [28] и впредь где будут), которые от младенчества и до возраста скитаютца по миру, таких брать на мой двор (ежели крестьяня свои не возьмут в работу), и велите работать им всякую крестьянскую работу на моих лошадях, и одевать их и кормить и за них платить подати подушные, и которые годные явятца, тех определять в конюхи, а за тем кои останутся, а пожелают крестьяня принять к себе в дом в семейство, таких выпускать в крестьяны и женить, а протчих держать и для того, естли случитца побор в солдаты, то вместо того, что у крестьян детей брать с тягл, отдавать из них в солдаты, и сие держат секретно, дабы они не ведали. Пункт XIII. О безродных девках и вдовах, и о их довольстве, и о замужестве, и о смотрении, чтоб у крестьян работников посторонних не было, а брали б вместо того своих. Которые будут безродные девки, а хотя и с матерьми, по естли такие матери, что и сами себя прокормить не могут, а не сыщутся из крестьян кто бы в работу взять мог их и прокормить, таких девок брать на мой же двор и до возрасту кормить (только чтоб даром хлеба не ели), и когда приспеет к замужству, выдавать за конюхов и за крестьян своих, кроме тех, коих отдавать в солдаты. А когда не будет у себя женихов таких, выдавать и в чужие деревни, имая за них вывод. А сколько который год на сторону и у себя выдано будет, о том писать имянно, кто она такова и куда выдана; тож чинить и со вдовами молодыми безродными и одинокими, которые похотят замуж; однакож, в пропитании того крепко смотреть, естли у кого никаких свойственников нет, чтоб оные могли их пропитать, таких на мой двор для пропитания брат, а буде у кого есть хотя малое свойство, таких и в неволю свойственникам отдавать в работу. И для того накрепко во всех деревнях заказать, чтоб крестьяня отнюдь чужих работников, или по их званию батраков и казаков, также и работниц не наймывали, а брали б вместо того своих крестьян и крестьянок. [28] Пункт XIV. О пересматривании по вся годы бедных крестьян, кто каким образом оскудал, и при том о ссуде, и как содержать ленивцев и наказывать, и ежели ссуда и наказанье не поможет, брать на мой двор и определять в конюхи и содержат их в непрестанной работе. По вся годы свидетельствовать бедных мужиков, отчего он обеднял, и ежели не от лености, не от пьянства припала ему скудость, таких ссужать хлебом всяким, освидетельствовав, подлинно ли скуден; и когда потом поспеет хлеб, оной данной ему от него ваять, а прибыль ему отдать. И так во всех деревнях ссужать крестьян; также хотя которые от своего непотребства и от лености обнищали, и тех ссужать, однакож с наказанием, дабы впредь даром хлеб есть не повадно было. Буде же и за тем себе пользы не сделают, то таких брать в конюхи или и в пашенную работу на мой двор, и таких ленивцов или непотребцов кормил месячиною невейным хлебом, и чтоб он был в непрестанной работе, а подати за них моими деньгами платить. Пункт XV. О свидетельстве крестьян против переписи, все ль написаны, и осмотреть, чтоб не было у них чужих крестьян, и о платеже податей, не запуская в доимку, и о платеже за нужных крестьян податей из моих денег, и о уравнении крестьян в податях. Во всех деревнях освидетельствовать, сходна ль перепись против указу, и нет ли где утаенных душ, или не явитца ль чужих каких; и ежели, паче чаяния, где явитца, оных объявил, где надлежит; и кто утаил или принимал чужих и держал прикащик или староста, тех отдавать туда ж к розыску. И смотреть, чтоб нигде в деревнях, моих не было пришлых чужих беглых, не токмо семейных, но и холостых, которых крестьяне нанимают для скотины, что везде весьма запретить, чтоб не принимали; а кто принимал, тех приводить в городы ж и с теми беглыми, и просить, чтоб им учинено было по указу наказанье. Буде же где проведаете моих за кем [29] беглых крестьян, то посылать туда или самому стряпчему ездить, и поступать приказными порядки, как надлежит по указам. Також накрепко смотреть, чтоб подати конечно все с деревень плачены были, не запуская год за год. А ежели где крайняя нужда, то хотя несколько платить за них и из монх денег; а с крестьян собирать те деньги исподоволь. И хотя ныне и учинена подушная перепись и сбираются подати поголовно, однакож есть некоторые мужики в семьях многолюдны, а зело бедны, к тому ж и детей имеют малолетных, а другие заводные имеют у себя мало в семье мужеска полу: того ради, естли не верстая против их тягол, а платит подати с голов, так что у кого в семье есть мужеска полу, то конечно семьянистые и бедные в один год пропасть могут, а та подать вся ляжет на одних оставших; и тако и последние принуждены будут нищими быть, и оставя свои домы бежать. Того ради надлежит вам с стряпчим, с прикащиками и притом с добрыми мужиками положить во всех деревнях против подушного окладу, разложа по тяглам, а не с душе собирать подати и платить по исчислению душ. Пункт XVI. О переписи по вся годно в генваре крестьян мужеска и женска полу с их пожитками, и какое кто ремесло имеет, и что на меня и на себя тот год посеял, и что заплачено податей, и что против переписи прибыло или убыло людей, и что кому идет дворовым месячины, и кто что работает, и о присылке о том ведомостей. По вся годы во всех деревнях в генваре переписывать крестьян всех по дворам: кто он имянем, и скольких лет, и женат, или вдов, и что у него детей мужеска и женена полу, и в каковы лета, и что он платил государственных податей в прошлом годе, и сколько имеет скота, а именно: лошадей, коров, овец и свиней; и что под ним тягла, и сколько какова хлеба он себе в под посеял, и что моей вспахал пашни; и только ли одною пашнею кормится, или какое имеет ремесло, или под какой извоз в прошлом году или в работу наймывался, и где. [31] И такие подлинные книги держать вам у себя, а с них такие ж ко мне присылать по вся годы, подписывая под теми книгами перечни, например, сколько в Батыеве дворов, и что в них мужеска полу и женска душ, и сколько работников, и что в том числе малолетных, и сколько всех тягол, и что со всех заплачено государевых податей в том прошедшем году, и сколько душе прибыло или убыло против нынешней переписи. Также присылать книги имянные и деловым людем: кто в которой деревне. в каковьи лета, и что за кем работы за самим и за детьми, и что где платится с них в которой деревне податей, и сколько против нынешней переписи прибыло или убыло, и что у кого собственной его скотины, и что кому идет месячины. По тому ж писать деловых вдов и, девок, с л игами, и что у которой скотины и протчего моего вручено. Пункт XVII. О смотрениии в Никольском, в Васильевском, в Батыеве и в Пет ине лесов, и о выборе для смотрение нарочных крестьян. В Никольском, в Васильевском и в Батыеве выбрать добрых мужиков, из престарелых или увечных по человеку, и в место работы велеть осматривать леса и беречь от посторонних, также и своим приказать везде, чтоб кроме самой крайней нужды не рубили. А особливо смотреть, чтоб продажи посторонним и поноровки не было; и ежели чьих застанут в лесу, то б ловили и приводили в город, и рубленный лес записывать, и ездить туды стряпчему и бить челом где пристойно, а в небытность стряпчего ездить тебе. Л своим крестьяпом прикажите, чтоб рубили там, где с другими смежно, а от двора дале и то чтоб с позволения прикащикова, старост и выборных. И того за ними смотреть, чтоб смолы и дегтю на продажу не сидели из надобного и стоячего лесу; однакож, чтоб и то без позволения вашеуо, також прикащиков, старост и выборных не делали и ничего не рубили, кроме дров. Также для смотрения лесу определить одного и в Петине. Пункт XVIII. О строении во всех деревнях, а особливо чтоб в Батыеве и в Васильевском, конюшен а лошадиных [31] сараев, и о перестройке, в Батыев хором, и чтоб покрыты были дранью, и о даче чертежа. Всякое строенье во всех деревнях, паче же конюшенные дворы и скотские, сараи, есть инде что лет по пятидесяти как построены, а не перебираны, понеже так водится до тех мест неперебирают и не починнвают, как уже все упадут, да к тому ж кого нибудь еще и задавит, то уже станут перебирать. Того ради везде всякое строенье, не дожидался того, заранее перебирать и починивать, а паче укреплять фундамент, также и кровли плотнее крыть. И хотя в один год не без труда, однакож, конечно, в два года в Батыеве и в Васильевском конюшни и лошадиные сараи чтоб все дранью покрыты были, понеже от соломы уже была видимая беда такая, что можно было и всем лошадям погореть, и для того во Васильевском велеть довольное число наготовить драни, а в Батыеве, где способнее, там сметясь, сколько потребно и лубья купить и в пристойном месте положить до зимы, и дождався пути первого зимнего, перевозить. Но ежели только одною дранью и лунками сараи и конюшни покрыты будут, а подволоки или потолок не будет, то не будет тепла. Буде же делать подволоки из досок, то станет зело дорого. Того ради, когда станете перебирать конюшни или сараи, подрубливать фундамент новым лесом, и когда придет дело под кровлю, тогда класть чаще переклады: один от другова по аршину, а по крайней мере но полтора; и у перекладов сверху круглость стесывать четвертую часть бревна. Также чаще под них ставить крепкие подст авы, а именно пропусти два переклада, под третьим под каждым по два столба или подстава, утверди шипами в переклад. И на те переклады класть плетневые подволоки, а плесть из самого мелкого прутья, оплетая около жердок как показано, сколько можно чаще, и класть приводя край на переклады, и всякой плетень по краям прибивать к перекладам чаще деревянными гвоздьми, и потом сверху сплошь вымазать глиною, чтоб гладко было, а глину мешать с сечкою из яровой соломы. И подволоку до стен не допускать на пол-аршина или четверти на три, чтоб можно было сено [32] сверху опускать в решетки, и для того по краям подволоки класть бревна или брусья во весь сарай, и в него вдалбливать колья вышиною аршина по полтора, и кол от кола чаще, и около кольев оплесть плетнем же, чтоб сено само собою не валилось. И то сделав, крыть кровлю, осгавлиная не малые двери, куда под кровлю складывать сено, которое класть по средине, а на подле самих плетней, дабы подле плетней свободно было людем ходить и метать оттуда сено в решетки. И где ходить людем подл плетней, тут класть доски или лубья, чтоб по тем доскам ходить, а не по подволоке плетневой. А как перебирать в Батыевте кошюшню и сараи, и куда переставить хоромы, тому при сем прилагается чертеж (В подлиннике чертежа нет). (Окончание в следующей книге.) ____________________________________________________ Читатели удивятся, когда узнают, кому принадлежит эта в высшей степени замечательная для своего времени, и по языку, и по содержанию, инструкция 1724 года. — М. П. Текст воспроизведен по изданию: Инструкция дворецкому Ивану Немчинову о управлении дому и деревень // Москвитянин, № 1-2. 1854 |
|