|
Проклятие Глебова1721 г.Наперсник первой супруги царя Петра Алексеевича царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной, в пострижении инокини Елены, маиор Степан Богданович Глебов, за то «что ходил он к ней, как сказано в обнародованном 6-го марта 1718 г. манифесте, бывшей царице, безвременно для того, что жил с нею блудно года с два, тогда как был у набору рекрутского в Суздале» и в том, как он, так и царица, инокиня Елена, повинились, и за другие вины, объявленные в том же манифесте, казнен смертью. Пытанный четыре раза: кнутом (34 удара), горячими угольями, раскаленным железом, три дня привязанный к доске, убитой гвоздями, Глебов был посажен 15-го марта 1718 г. живой на кол, на Красной площади, в Москве, в третьем часу пополудни. При нем были, для напутствия в жизнь загробную, архимандрит Спасского монастыря Лопатинский (в последствии жертва Тайной канцелярии при Анне Иоанновне), иеромонах Маркел, да священник того же монастыря Анофрий. Посаженный на кол Глебов хранил молчание с первой минуты своих адских мучений и не принес покаяния, только ночью просил иеромонаха принести ему Святые Дары для причащения; неизвестно, выполнил-ли эту просьбу от. Маркел. 16-го марта 1718 г., в половине восьмого пополуночи, Степан Богданович Глебов испустил дух на колу. Голова его была отрублена и тело долго валялось на площади между трупами прочих казненных по страшному розыску, вызванному делом царевича Алексея. Все это дело и судьба одной из ее жертв, Глебова, ныне вполне известна. Но, если не ошибаемся, не было еще известно, что царь Петр, в мести своей к Глебову, не оставил его и после смерти. Три года спустя, святейший синод, по царскому по велению, предал Глебова проклятию. Вот распоряжение об этом святейшего правительствующего синода: _____________________________________ По указу преосвященного Варлаама, епископа Суздальского и Юрьевского, Суздальской соборной церкви Рождества Пресвятые Богородицы протопопу Ивану с братиею. [443] Сего ноября в 21-й день нынешнего 721-го году, в указе великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержца из святейшего правительствующего синода к преосвященному епископу, за приписью ассесора и обер-секретаря иеромонаха Варлаама Овсяникова, писано: прешедшего-де августа 15-го дня нынешнего 1721 году царское пресветлое величество указал, по имянному своего царского величества указу, каков в святейшем правительствующем синоде записан и руками всего синода закреплен, Степана Глебова в бесприкладном преступлении и бесстрашии и в племенном против его царского величества народном возмущении, как в печатном, марта 6-го числа 1718 году, манифесте показано, явившегося, который, по жестокости своей я непокаянному сердцу, когда, по его царского величества правам, достойная ему, Глебову, казнь чинена, свойственного по христианской должности покаяния не принес и причастия Святых Тайн не точию не пожелал, но и отвергся и клятве церковной, яко злолютый преступник и таковые святые тайны презиратель и отметник, сам себя подверг — иметь от святейшего правительствующего синода во анафематстве вечно и с протчими проклятию и анафеме подпадша, во всех российских церквах, где в недели православные проклятие таковым бывает повсягодно, его, Глебова, анафематствовали. И при том его великого государя указе прислана форма и преосвященному епископу велено чинить о вышеявленном, по оному его царского величества имянному указу, непременно. И как вы сей архиерейской указ получите и вы-б о вышеявленном чинили по оному его царского величества имянному указу непременно, а с присланной формы прилагается при сем указе (копия), а как сей архиерейской указ получите, о том в архиерейской ховной приказ прислали ведение. Форма. По возглашении анафематствования, древние анафеме подпадшим, возглашать сице: По сих тому-ж-де подпадает злолютый закона Божия преступник и царского величества противник Стефан Глебов, который в бесприкладном преступлении и в племенном против его царского величества народном возмущении повинен, по жестокосердию своему ни пред смертию, во время достойные по делом его казни, свойственного Христианом покаяния не принес и причастия Святых Таин отвергся и сим клятве церковной, яко лютейший благочестия преступник и презиратель, сам себя подверг и за сия церкви и отечеству богоненавистные противности, во веки да будет анафема!
Сообщ. K. Н. Тихонравов. Текст воспроизведен по изданию: Проклятие Глебова. 1721 г. // Русская старина, № 2. 1876 |
|