Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

1725 г. ноября 11. — Инструкция барона Николая Григорьевича Строганова вотчинным приказчикам села Рождественского Федору Клинову и Данилу Черникову

1. Общая инструкция

/л. 197/ Копия с ынструкцыи или предложение деревенским нашим прикащиком Рожественскаго села Федору Клинову, Данилу Черникову.

Будучи вам в прикащиках должность свою исправлять со всяким тщательным радением по следующым образом непременно.

1. Понеже определены вы для отправления всяких надлежащых дел, и велено иметь вам под ведением села, а имянно: Рожественское, Козьмодемьянское, Кызвенское, Зукаское, Карагайское, Юричское и Кокшаровское с присудствующыми к ним деревнями и починками, и всякия надлежащыя дела отправлять вам с общаго согласия.

2. По присланным ея и. в. /л. 197 об./ указом и по печатному плакату в зборе всяких доходов иметь вам тщательное радение и оные с крестьян наших вашего ведения збирать, а на ослушниках правать всемерно на указные сроки, как о том в плакате во 2-м пункте показано, не дожыдаяся о том от приказных нашых памятей, но всегда бы оные, когда спросят, на срок в готовности были, а в доимку отнюдь не запускать, понеже сего миновать невозможно. А ежели запущено будет, то из этого крестьяном нашым великое раззорение может быть, чего ради всемерно старатца, дабы оные доходы выбираны были бездоимочно на указные сроки, как о том печатной плакат повелевает. И о зборе оных денег, сочиня, присылать бы вам в Орловскую нашу домовых дел канцелярию репорты и наличную денежную собранную казну. А ежели вы оные доходы запустите своим нерадением в доимку, то оная доимка правлена будет на вас, а за преслушание указов учинено будет вам жестокое наказание без малосердия и определены будете в работу. [158] /л. 198/

3. Когда вышепоказанные ея и. в. доходы с крестьян вашего ведомства збирать будите, и тогда, оные деньги принимая у определенных зборшыков, валовою суммою записывать вам в приход и в росход в книги имянно, которые статьи, как вам, прикащыком, тако и старостам подписывать своими руками, дабы впредь в том какого спору не было, и те деньги содержать вам в коробье за общыми печатьми, и по прошествии года во оном приходе и росходе отдавать вам отчет мирским людем немедленно без упущения времяни. Токмо весьма вам подтверждаетца, чтоб помянутых мирских денег напрасно куды вами утрачено не было. А ежели из вас которой что утратит или лихоимством похитит, а о том чрез кого донесено будет и изследовано, и то утраченное доправлено будет на том, а за преступление виновному учинено будет жестокое наказание без всякого милосердия. /л. 198 об./

4. Беглых салдат, матрозов, рекрут и протчих от службы кроющыхся, и никаких гулящых людей в отчине нашей отнюдь не держать и смотреть того накрепко, дабы, как в селах, так и в деревнях вашего ведомства таких людей и протчих каких прихожих, не имеющых надлежащых пашпортов, как о том блаженныя и вечно достойныя памяти его и. в. печатной плакат повелевает, весьма бы не было, и не токмо оных жыть не допущать, но ниже одного наслега им не давать. А которые люди мимо вотчину нашу вашего ведомства в проезде или в пути явятца, и у таковых требовать пашпортов и оные свидетельствовать, и ежели по свидетельству явятца у них пашпорты подлинные, то таковых пропущать. А которые пашпортов не объявят, а хотя и объявят, да фальшывые, и тех людей, заарестовав, отсылать к орловским прикащыком, которые отданы будут к градскому суду, а з женами и з детьми, хотя бы кто и пашпорты имеет, таковых отнюдь не пропущать и ниже единаго наслегу /л. 199/ давать не допущать, как о том в печатном плакате в 14-м пункте повелевает, но чинить с такими по оному пункту непременно. А ежели где помянутые причинные люди сыщутца, и таковых, и кто их под укрывательством имел, заарестовав, отсылать к орловским нашым прикащыком Прокопью Воронову с товарыщи, которые отданы будут к грацкому суду. Ежели же вашым неусмотрением такие люди будут являтца и в вотчине нашей жыгь будут, и оные, кроме вас, кем сысканы будут, то вы равным же образом ответствовать будете в градцком суде непремеяно. [159]

5. Зело того смотреть накрепко, дабы государевых людей, которые в отказных книгах и в подушном окладе за нами не написаны, и по следствии нашем сего 1725 году книгам не имеютца, також и помещычьих вечных крестьян, и таковых бы в вотчинах наших весьма не было. И смотреть накрепко, /л. 199 об./ чтобы никаких некрепостных людей в вотчинах нашых не имелось, чего ради выбрать десяцких и соцких, которым приказывать чтобы всякой сотник в своей сотне, а десятник в своем десятке обо всех крепостных крестьянех ведали, а некрепосных бы у них никогда не имелось, которым сотником надлежыт вам о вышепоказанном репортовать повсямесячно. Також, ежели пришлые люди, которые уже из вотчин наших вывезены, и чтоб впредь таковых отнюдь никто в вашем ведомстве и никаких пришлых людей у себя ни под какими образы или виды держать не дерзал на что иметь крепкое смотрение показанными десяцкими и соцкими. И как вам, тако и десяцким и соцким и свещеником и земским дьячкам и протчим оного надзирать и по указом блаженныя и вечно достойныя памяти его и. в. и ея величества государыни императрицы исполнять, в чем подтвердить их подпискою рук своих, дабы по оным исполняли непременно и буде за кем оное ведают, чтобы вам извещали. И ежели в которой сотне явитца какой некрепостной человек, таковых ловить /л. 200/ и, заарестовав посылать в Орловскую нашу домовых дел канцелярию, которые пришлые и кто их укрывал отданы будут к градцкому суду, по которому таковые сошлютца, как о том блаженныя и вечно достойныя памяти его и. в. указы повелевают. А ежели вы, також десяцкие в соцкие, в том крепкого смотрения иметь не будите, и за вашым неусмотрением ежели явятца какие пришлые некрепосные крестьяне, и кем будут мимо вас показаны, и за то вы подлежать будите вышеписанному ж градцкому суду, и те беглые на прежние жилища посланы будут на вашем коште, и все произшедшые убытки доправлены будут на вас неотменно.

6. Понеже надлежит весьма того смотреть накрепко, дабы крестьяна нашы из своего жытельства никуды никто побегу не имели, того ради вашего ведомства по всех крестьянех учинить друг по друге поруки с подписанием рук своих, чтоб никто как в сибирские городы, тако и в другие /л. 200 об./ места не бежали. И того им смотреть друг за другом накрепко, дабы оного побегу весьма не было, и не токмо в чюжые места отбежать, но и в наши [160] вотчины не имея от вас пашпортов, отнюдь никому не отбежать и в работу никуды не ходить. А ежели проведаите, что к побегу будут збиратца, тех от того всячески удержывать, а которые побегут, за теми гнать в погоню и ловить, и как пойманных, тако и удержанных, жестоко наказывать без всякого милосердия, как о том в печатном в плакате в 9-м пункте показано. Сие разумеетца не токмо о своих, которые под вашым ведением имеютца, но хотя и других приходов нашых крестьян о намерении их к побегу уведаете, то о том немедленно дать знать того села прикащыку с товарыщи, дабы они могли заблаговременно тех от побегу удяржывать. Будет же до того время не допустит, то и вам тщитца и как возможно поимку чинить и, поимав, к наказанию отдавать тем прикащиком с товарыщы, у кого оные беглецы в ведомстве имеютца. А ежели кто презрев блаженныя и вечно достойныя памяти его и. /л. 201/ в. и ея величества государыни императрицы имянныя указы и наше повеление, дерзнет кто из-за их крестьянской поруки куды отъехать, то за неусмотрение ваше будете вы жестоко биты кнутьем без всякого милосердия, а оных беглецов сыскивать вам своими коштами и на указной срок возвращать в вотчину нашу неотложно.

7. Ежели кто пожелает куды отъити для работ или для торгового промыслу, и таковым, буде кого надлежит отпустить, по прошению их, давать бы вам пашпорты за своими руками на указные сроки, как о том в печатном плакате в 12-м и в 14-м пунктах изображено, а без пашпортов бы, хотя и в нашы вотчины, отнюдь нихто ходить не дерзали, а з женами и з детьми отнюдь никого никуды не отпущать и пашпортов не давать, как в помянутом плакате в 14-м пункте объявлено, о чем и посланной наш указ сего 725-году марта месяца 9 дня повелевает имянно; чего ради, последуя оному, и исполнять непременно. /л. 201 об./

8. А ежели кто дерзнет отъитить хотя куды в работу или для торгового промыслу, не объявясь вам и не взяв пашпорта, или не имея от главных наших приказных письмянного позволения, и таковых сыскивать вам же своими коштами. А за нерадетельное ваше смотрение всем вам и таковым, кто без пашпорту отлучатца, за противное учинено будет против вышеписанного ж, как в 6-м пункте объявлено, и отданы будите к градцкому суду неотменно.

9. Также ежели кто похотят женитца, и о таковых справлятца вам з допросными книгами, которые посланы к вам за [161] нашею рукою, и буде по справке явятца крепостные, давать им за своими руками справочные письма, по которым бы письмам священники их венчать могли, а без правочных писем отнюдь не венчать, чего ради священником заказать, дабы они того не чинили.

10. Також объявить всем вашего ведомства /л. 202/ жытелем с приложением рук, чтоб никто без явного свидетельства никаких гулящих людей, как днем, так и ночью, которые во близости, не объявя вам, а в дальных местах не объявя сотником и десятником, на наслег не пущали. А которых ежели вам объявлять будут, а в дальных местех сотником и десятником, и тех бы людей спрашивать, кто, откуд, и чей человек, и куды едет, и имеет ли пропускное письмо, дабы вы могли о всяком человеке звать подлинно. И ежели явятца безпорочны, то таковым давать только один наслег, а более того времени жыть отнюдь не допущать. А буде кто явитца подозрителен, о таковых поступать, как выше сего в 5-м пункте показано. Ежели же кто в проезде будут какие офицеры или протчие служилые люди, таковых отвозить на постоялые дворы.

11. Ежели у которых крестьян имеютца какие роботники или строшные, и таковых как мужеска, так и женска пол освидетельствовать, какими они обязательствы оных людей у себя держат, и имеютца ли /л. 202 об./ у них покормежные письма от тех управителей, где кто ведом; и буде имеютца, то велеть оные письма явить вам, которые, записав у себя в книгу, и по оным до указного числа, как в тех покормежных показано, держать позволять, а далее того отнюдь не держать. А ежели у кого по вашему свидетельству кто в работниках явитца без покормежных писем, или хотя и с письмами, а оные вам не объявлены будут и не записаны, таковых отнюдь держать отрешать; и впредь работников пришлых, кроме своих, как мужеска, так и женска полу, без покормежных писем, не объявя вам, ни на малое время, а з женами пришлых, хотя б кто имел и покормежны письма, никто б к себе отнюдь жыть не пускали, чего вам по должности своей смотреть накрепко, чтобы по сему исполняли непременно, понеже о том многими блаженныя и вечно достойныя его и. в. указами запрещено. А ежели кто станет у себя держать без покормежных писем, также и необъявя вам, и таковых, яко преслушников указом, отдавать к грацкому суду, и приимут по делом своим заплату, как о том в указах состоявщи/л. 203/хся [162] 1721-м году февраля 22 числа в 8-м пункте, також и в 1722-м году апреля 2 числа в 7-м пункте изображено. А ежели сие через вас пренебрежетца, и за оное сами приимите равно, чему те преступники повинны будут.

12. А особливо повелеваетца вам смотреть, понеже имеют пристанища всякия разные люди на кабаках и в протчих тому подобных местах, того ради чтоб отнюдь пришлых и других причинных людей не было, а ежели явятца, таковых ловить, и, роспрашивая, отсылать к орловским прикащыком.

13. Понеже большая часть бывает пришлых людей из нищых, и жывут при казенных наших мельницах, для того смотреть вам накрепко, паче в воскресные дни и в праздники, которых в те дни бывают при церквах, а в протчие дни на мельницах, и оных свидетельствовать, какие они; и ежели в том числе явятца /л. 203 об./ пришлые, спрашывать, у кого они имеют пристанища, и таковым держателям чинить жестокое наказание на сходе при всех мирских людех и отсылать на прежние жылища на их коштех.

14. Весьма подтверждаетца смотреть того накрепко, дабы винной, пивной, табашной, картяной и протчих корчемств вашего ведомства крестьяне отнюдь не держали, понеже от того может быть крестьяном напрасное раззорение. А буде кто в том явитца виновен, и таковых по следствию жестоко наказывать, и штрафные деньги по указом править без всякого отлагательства, и оные отдавать таможенным головам, дабы, на оное взирая, и другие того чинить не дерзали. А ежели когда целовальники будут требовать домовых людей и протчих понятых, то давать и чинить им в том споможение по расмотрению; однако же смотреть, дабы крестьяном напрасного раззорения не было, равным же образом и самим вам никакого корчемства ни под каким видом /л. 204/ отнюдь не иметь под вышеписанным же штрафом. А ежели за вашим неусмотрением кто корчемства держать будут, и про оное сыщется кроме вас, и за то вы будите жестоко наказаны, також и штрафные деньги по ея и. в. указу доправлены будут на вас, кроме тех, которые в том виновны явятца, непременно, дабы вы в том имели неоплошное смотрение.

15. Ежели кому надлежыт всякого чина проежым людем по дорожным ея и. в., також и по посланным от орловских нашых приказных всякого звания людем, дать подводы с прогонами, то у оных проежых требовать прогонных денег по силе [163] печатного плаката, как в 7-м пункте показано, а кому повелено будет по подорожным брать подводы от прикащыков нашых без прогонов, то, освидетельствовав оные подорожные, так и поступать, токмо со оных подорожных /л. 204 об./ как з государевых, так и прикащыков нашых, впредь для ведома списывать копии, а без указных прогонов и излишных сверх подорожных подвод отнюдь никому не давать, кроме вышеписанного, дабы от того крестьяном напрасного раззорения не происходило. А в котором году месяце и числе, и с кого имяны прогонных денег взято будет, и кому подвотчику оные деньги прогонные, и что сверх прогонных денег даваны будут, и коликое число, записывать в книги имянно и при счете подводной гоньбы объявлять о том всеуездным имянно ж.

16. Когда по указом, присланным от орловских прикащыков, велено будет с вашего ведомства набрать в рекруты коликое число человек, надлежыт тогда собрать бы вам всех мирских людей в земскую избу, и о том с ними советовать, кого они в рекруты похотят отдать; и кого на оном совете отдать положат, то оных людей велеть им, мирским людем, взяв, приводить в земскую избу самим и отдавать /л. 205/ за арест определенным караульщыком. Токмо смотреть того накрепко, чтоб оные люди в рекруты привожены ими были к службе годные, и никаких болезней не имеюшые, понеже за брачею негодных приключатца в миру напрасные великие убытки, для того что в Москве и в Санкт-Питербурхе таковых негодных отставливают, а вместо их спрашивают других, из чего видно, как напрасные убытки быть имеютца. А такой хватки, как наперед сего бывало, что посылалися домовые нашы люди и хватали неволею, ково хотели, из своих корыстей, ныне не чинить, понеже между тем чинилися многие вредительные причины, а имянно: из ружья и из луков друг по друге стреляли, а иные топорами секли и ножами резали. И кого бы надлежало прямо отдать в салдаты, но вышеписанным боем отбивались и убегали, и вместо оных уже отдаваны были, кого бы и отдавать не надлежало, отчего в вотчине нашей напрасныя раззорения происходили. Токмо весьма подтверждаетца смотреть накрепко, чтоб в рекруты отдавать таких, которые безпахотные и протчих никаких /л. 205 об./ промыслов не имеющые, и безданных, которые только всегда обращаютца в гульбе, от которых никакого благонадежия как нам, так и мирским людем надеятца не возможно. [164]

17. Для лутчаго смотрения надлежыт каждому десятскому за своим десятком накрепко смотреть, чтоб чего не учинилось противно запрещения; и ежели за кем что усмотрит, о том тотчас объявлять соцкому, а соцкому объявлять вам, а вам чинить по важности дела неотложно. А которого числа о чем соцкой нам в Рожественской домовых дел канцелярии объявит или кого приведет, о том о всем иметь у себя запискою перечневую книгу.

18. По присланным ея и. в., також и от орловских нашых приказных, указом отправлять бы вам как гражданские, тако и казенные наши приключающыяся всякия дела. И между крестьянами вашего ведомства всякую росправу чинить вам с общего согласия во всякой /л. 206/ сущей правде по христианской совести и челобитчиком чинить решение скорее без всякой волокиты и фальши и маности 1, не касаяся ни х каким взяткам; а друг без друга никаких дел вам не делать. А когда прилучитца какие большые дела, которых вам решыть невозможно, а хотя бы и можно было, но большы дел вам решыть не надлежыт, и таковые дела посылать в Орловскую нашу домовых дел канцелярию к главным нашым приказным Прокопью Воронову с товарыщи, и о том писать к ним обстоятельно и требовать на оное решения.

19. Подьячие, которые имеютца в селе Рожественском при казенных нашых делах в канцелярии, таким определенное годовое жалованье велеть збирать с крестьян и отдавать, а большы определенного числа, как из казны нашей, так и из миру им не давать, и того вам смотреть накрепко, чтобы они брать и ни с кого ни под каким видом для своего лакомства просить не дерзали, також бы и дела делали /л. 206 об./ порядочно и справедливо и ни на кого б бездельными своими нападками не нападали и из своей корысти правого виноватым, а виноватого правым не делали. А ежели что усмотрено будет противно сему, таковых жестоко наказывать и писать о том к орловским приказным, которые по важности вин и от дел отрешены будут.

20. Понеже многие нам жалобы происходят, что посылаемые от вас домовые нашы люди и земские приставы, как для казенных нашых, також и челобитчиковых дел, берут себе с крестьян ездовые многие деньги, чего весьма и брать им не надлежыт, того ради, ежели куды надлежыт посылать для казенных или челобитчиковых дел, то посылать домовых нашых людей и земских приставов или десятников, и за то ни с кого ездовых денег брать отнюдь не велеть, понеже домовые нашы люди получают [165] из казны вашей как денежное, так и хлебное и протчее годовое жалованье, а земским приставом /л. 207/ и десятником имеетца плата от мирских людей по их договорам. А ежели кто по трем посылкам явятца ослушны и к суду не станут или для казенных дел не будут, то таковых посылать с наказами из езду. А езду с него брать по деньге на версту в одну сторону, а возвратно отнюдь ничего брать не велеть, и для того в наказах им писать имянно, дабы что излишняго брать не дерзали. А ежели кто выше определенного с кого что возьмет из своих прихотей, или хотя сыщетца, что он не ходил, а скажет, что ходил, ради своего лакомства, таковым чинить наказание без пощады.

21. Зело вам подтверждаетца смотреть того накрепко, дабы крестьяне вашего ведомства ни с какими прошениями к нам к Москве не ходили, понеже от того происходят им, как от проезду, тако и от долговремянного в Москве жития, напрасные убытки. А ежели кто будет какие иметь нужды, /л. 207 об./ и таковые бы подавали челобитные вам, а вам бы по тем их челобитным, о чем кто будет бити челом, чинить решение по своей возможности безволокитно, а чего решыть вы не можыте, то таковые дела отсылать к орловским нашым приказным и требовать на оное решения, понеже по нашему указу велено всякие дела им решать, а ежели чего и они решыть не могут, то о таковых делах могут они к нам писать и ожыдать от нас указу. И того ради никаких челобитчиков к нам отнюдь не отпускать под жестоким наказанием. А ежели кто, презрев сие, дерзнет с какими прошениями, не бив челом здесь, к нам приходить, и таковые, яко преступники нашего повеления, жестоко наказаны будут.

22. Ежели кого надлежыт за какие вины или преступления наказывать, и таковым наказание чинить, смотря по важности вин их, в Рожественской нашей домовой канцелярии с общаго согласия, а не так, как прежде /л. 208/ бывало, что наказывали многих у себя в домех во своей воли, для какой страсти или лакомства. Но и оные наказания виновным чинить по самой сущей правде, кто чего достоин будет, а не исполняя злобу свою, или ис какой своей бездельной корысти, також и не маня в том никому, ни для свойства, ни для дружбы и ниже для какого лакомства, под опасением наказания и штрафа, дабы виновные не могли ни под каким видом наказания избывать, ибо упущения вин без наказания может придать причину впредь в преступления и безстрашые впадать. А что кому какое наказание [166] и когда учинено будет, записывать во учрежденную книгу, в которой прописывать вины их, кто и которого году и месяца и числа за что наказан будет имянно.

23. Повеже наперед сего бывало, что крестьяне нашы как в казенных долгах, так и по делам в ысцовых исках держались на правеже, а которые с правежу окупатца /л. 208 об./ не могли, и у таковых за казенные долги и за исцов иски, отбирая, отдавали в платеж дворы и пашенные земли и сенные покосы и протчие их пожытки, от чего крестьяном нашым происходило конечное раззорение; а понеже в ымянном блаженные и вечно достойныя памяти его и. в. указе напечатано: которые люди во всяких государевых казенных долгах и штрафных деньгах на определенныя им сроки в платежах не исправились, и держатца на правеже, и впредь ежели кто в таковых неисправах являтца, и таковых как самих, так и порутчиков их, а буде сами должники померли, после их жен и детей на правеже держать не велено, а отсылать их в Санкт-Питербурх и определять годных в галерную работу, а старых и малолетных мужеска полу в другую работу, а жен в предильной дом; а буде такие должники будут просить в платеж тех долговых денег сроку, и таковым сроку давать з добрыми поруками на полгода, а более не давать, а буде порук не будет, то посылать против вышеписанного ж; а которые люди будут в ысцовых исках /л. 209/ должны, и на определенныя сроки платежем не исправятца ж, и о посылке тех чинить велено по выше писанному ж: долги вычитать за работу по рублю за месяц человеку, а заимодавцом зачитать каждую персону за работника, кроме жен. И того ради, по силе вышеписанного блаженныя и вечно достойныя памяти его и. в. указу, которые крестьяне нашы иметца будут в казенных нашых долгах, також и в ысцовых исках, и у оных ныне и впредь дворов их и земель и протчих пожытков, как за казенные, так и за исцовы иски, отнюдь не отписывать и в ыск никому не отдавать, дабы от того не было им конечного раззорения, а брать у них скаски, что им таким долги [и] исцовы иски платить есть ли чем. И буде которые скажут, что они такия долги или иски платить будут, а станут требовать сроку, и им сроку давать по указу на месяц и на 2, и на полгода с поруками. А буде скажут, что им как долгов, так и исцовых исков платить нечем, и таковых посылать за арестом к орловским нашым приказным, которые отданы будут к соляным нашым /л. 209 об./ промыслом или на медные рудники в работу из [167] определенного найма, и оные заработные деньги за казенные долги зачитатца, также и исцом в ыски отдаваны будут в платеж. А ежели где имеютца казенные нашы пашни, на которые повсягодно наймуютца из миру строшные, то тех должников определять бы вам вместо показанных строшных в работу, и наемные деньги из миру как за казенные долги, так и челобитчиком в ыски отдавать с росписками. А где казенных пашен не имеетца, а из Орловской канцелярии ежели когда будет наряд каким казенным работам тогда оных должников к тем работам посылать по тому ж непременно.

24. Понеже наперед сего бывало и ныне имеетца, что лутчие и пожыточные крестьяна, как в государевы доходы, так и в нашы казенные оброки и протчие тому подобныя зборы, льготя себя, на маломочных накладывали с собою в раненство, да и ныне подушные деньги роскладывают на них, маломочных, и за детей /л. 210/ их на каждую душу, а не по окладу. Да они ж, маломочные и одинакие, на всякия нашы казенныя зделья и на лодейную груску ходят все поголовно, и прожыточныя и семьянистыя крестьяне на оныя зделья ходят только по одному человеку. Чего ради ныне вам повелеваетца чинить последующее, а имянно: всякие государевы доходы и казенные оброки збирать с окладов по мирскому расположению которые оклады окладчиком велеть класть с промыслов, с торгов, з земель и со всяких заводов и по пожытком, а не по душам, дабы маломочные в таком подушном окладе и в казенных оброках отягощены не были, при которых окладех быть вам самим, також и оклады иметь ежегодные, и оные чинить вам во всякой сущей християнской правде, ни маня никому и не посягая ни на кого, под опасением за не правду наказания.

25. Положенные нашы казенные оброки, а именно хлеб, також столовые и протчие припасы, с крестьян нашых збирать бы вам со всяким радением против окладной книги бездоимочно /л. 210 об./ не упуская удобного времяни, а именно: хлеб с полу-сентября да в октябре, а досталой конечно в ноябре месяцех, а протчие все припасы в ноябре месяце без всякого отлагательства. И собрав как хлеб, тако и протчие припасы по указом от орловских прикащыков, отпускать посылкою на мирских подводах, как о том в окладной книге показано, все без доимки немедленно. А ежели что в доимку вами упущено будет, и оное взыщетца [168] на вас под вышеписанным же штрафом, как о том во втором пункте объявлено.

26. Когда обложатца мирские люди, как хлебными, так столовыми и протчими припасами, и на кого что положено будет, велеть сочинить окладные книги, и оные заручить окладчиком, в которых прописать в начале каждого имя с окладом, положенным на него, оные книги освидетельствовать, все ли по указом, как хлеб, так и протчие припасы, по роскладке имеютца, а буде чего не розложено, то немедленно велеть обложитца. /л. 211/ А потом, как оной оброк збирать будите, подписывать под каждого имя платеж, и в том от них приеме, у кого что принято будет, давать ярлыки за своими руками, ис которых бы книг мочно было видеть вам без труда, на ком какая доимка имеетца, по чему оную и изыскивать, а в доимку отнюдь не запускать. И по зборе показанного полного окладу всяких оброков, сосчитая, оные книги содержать в Рожественской домовых нашых дел в канцелярии впредь для всякого спору и справы.

27. Которые имеютца у вас по прежнему обыкновению выборные хлебные целовальники, и оных всемерно ныне отрешыть, а оное положенное дело отправлять вам обще со старостою, чего ради у хлебных анбаров иметь вам, прикащиком, печать, (В документе - печатать, в копии - печать – Н. У.) а старосте ключи, и как хлебной приход, так и расход ведать вам обще, а друг без друга оного хлебного приходу и росходу не иметь, и дабы в том между вами какой фальши и манности отнюдь не было /л. 211 об./ под жестоким наказанием и штрафом.

28. Иметь же тщательное смотрение над казенными мельницами, дабы оные всегда в действии предходили, а туне не стояли, понеже за оные в казну ея и. в. платитца оброку 4-я часть, и чтоб оные також на построй и на починку тех мельниц вымолотными деньгами могли окуплятца без изьяну, но еще и с прибытком. Чего ради весьма того предостерегать, дабы крестьяне вашего ведомства всякого хлеба, кроме что на казенных мельницах, нигде не мололи, ибо, как известно имеетца, что многие, оставя казенные мельницы, мелют на посторонных, то естъ на крестьянских, и от того в казне нашей в зборе помольных денег чинитца недобор немалой. Также смотреть над выборными целовальниками, или где имеютца домовые ваши поседельщыцы, чтоб они помольными деньгами не корыстовались, [169] но всегда бы оные во учрежденной ящык клали, а себе отнюдь не похищали. Также, /л. 212/ когда по указом из Орловской нашей домовых дел канцелярии и повелено будет вам из яшыков деньги высыпать, и оную высыпку чинить бы вам в Рожественской нашей домовой канцелярии всем обще; и в котором месяце что высыпано будет, записывать в книгу, и оные деньги отсылать к орловским приказным и репортовать имянно. Потому ж смотреть, чтоб лопатошную муку в надлежащые заклейменые лопатки збирали правдиво ж (лопатошная мука – смешанная мука различных сортов – прим. OCR). Сие разумеетца и о бусу (бус – мучная пыль – прим. OCR), дабы и оной туне не пропадал. И коликое число лопатошной муки, тако ж и бусу, и в котором месяце збиратца будет, записывать в книги, и о том к орловским нашым приказным репортовать имянно. Кто же подозретелен в чем явитца, таковых подвергать наказанию, или смотря по важности вины, отрешать, а на их место удостоивать других добрых людей, кому бы в том можно было верить.

29. Где имеютца рыбные ловли, а именно: /л. 212 об./ реки и озера, и в таких рыбу ловить про казенной обиход и присылать к орловским приказным, а из крестьян бы никто, не имея от них, приказных, позволения, ловить не дерзал, чего ради велеть выбрать из крестьян, а где имеютца в довольствие, из домовых людей, и велеть оные рыбные ловли караулить, чего надзирать вам накрепко, дабы в том какой фальшы не имелось, а виноватых наказывать.

30. Которые домовые нашы люди имеютца под вашим ведением, и над оными надзирать, дабы они каждой определенную ему службу ведал и изправлял неленостно. А когда от надлежащей службы имеют быть свободны, тогда понуждать их, чтобы каждой про себя и про вдов, которые имеютца при тамошных казенных домех, дрова секли и возили, ибо ныне из миру дров брать отрешено; а праздны б весьма не были, и туне как денежного, так /л. 213/ и хлебного и протчего годового нашего жалованья, не получали и тунеятцами не были. А левишыхся наказывать и к работе принуждать против вышеписанного. Также смотреть, дабы они не пьянствовали и никаких бы ссор, и что суть вредительно, отнюдь не чинили. Не брегушых же наказания и полезного не творящых и пьяниц отдавать вместо крестьян в салдаты, дабы, на оное взирая, и другие старание имели и безчинствовать не дерзали.

31. Понеже несколькие крестьяне пашенных земель и сенных покосов и протчих заводов не имеют, а за скудостию своею [170] покупкою получить себе не могут, а многие крестьяне такие имеютца, что пашенных земель и сенных покосов и всяких угодей и чертежей и заимок имеют со удовольствием, ис которых нескольки за их обиходом лежат впусте, а другим оные владеть, також и заимок и чертежей вновь розчитать не допущают, называя своими чертежами и заимками; /л. 213 об./ того ради, ежели которые крестьяне пашенных земель и сенных покосов не имеют, а желают содержать пашню, и о том они просить будут, а у других ежели за удовольствием пашенные земли и сенные покосы имеютца и лежат впусте, и вам бы у таковых не токмо росчисные, но хотя бы оные и купленные земли и покосы и чертежы и заимки были, отбирая, отдавать неимущым, смотря кому что надлежыт, и селить их на тех местах, дабы они со временем могли быть подлинные пахотные крестьяне, а не гуляки. Чего ради последовать, как о том посланной наш сего 725-го году марта месяца 9 дня указ повелевает.

32. Паче же всего надлежит иметь вам крепкое и тщательное смотрение вашего ведомства над крестьянами, яко есть главное дело, дабы они в надлежащее время обращалися все при своей работе неотлучно, а туне б никто не гуляли, но всегда б оные каждой к пашне своей имели прилежные /л. 214/ труды и тшание и работали неленосно, ибо когда пашенные земли достойными трудами и тшанием будут пестуемы, то есть приложением трудов добрых ко оной пашне, и тогда от оной божиим благословением весьма плод происходить будет, к общей их крестьянской пользе. И ежели достойных трудов прилагать не будут, то какого плода надеятися можно, а понеж и писано есть: «от пота лица твоего снеси хлеб», чего ради и крестьяне гуляками никогда быть не могут. Сицевым образом можно божиим благословением и хорошым присмотром и трудами много благополучествовать, зане бог подает свое благословевие чрез тшание и труды, ибо как пашня тшаливо 2 навожена, и за нею хожено бывает. Чего ради смотреть вам и ленинцев понуждать, дабы работали, а гулять отнюдь никого не допускать, а не хотяшых трудитися, яко тунеядцов, наказывать и отдавать в салдаты. /л. 214 об./

33. Когда орловские прикашыки пришлют указ о наряде крестьян вашего ведомства к соляным промыслам для дровяной воски, и коликое число сажен дров положено будет вывозить, то немедленно собрать всех крестьян и объявить им сей указ, и [171] потом оною воского велеть обложитца и высылать по окладу всех вдруг. А для лутчаго уверения в вывоске оных дров выбрать одного человека выборного и посылать с ними, которому велеть жыть, докамест по окладу оных дров не вывозят. А по вывоске всех дров брать ему, выборному, у орловских нашых приказных валовые отпуски, которые им велеть привозить и объявлять вам, а вам, оные отпуски принимая, справливатца по окладным книгам настояще оклад, все ли в вывоске имеютца, и, ежели явитца недовоска, высылать, чиня наказание, а оные отписи объявлять орловским приказным и отдавать в зачет, в какие доходы от них приняты будут. /л. 215/

34. Також, когда будет от них же, приказных, наряд крестьяном для высылки на лодьи, и сколько душ повелено будет высылать, то чинить оную высылку против вышеписанного ж, и куды повелено будет, туды и выслать немедленно, не упуская удобного времяни, дабы как в груске в лодьи соли, тако и в отпуску оных до Нижнего не учинились за тем остановки.

35. Понеже усмотрили мы из поданных мирских росходов книг многие непотребные росходы, которые держали мирские старосты и плутали обще с вами, прикащыками, и земскими подьячими, которые непотребные росходы записывали в росходные книги: кому дача бывает рублевая, а писали по два, а гривенную по 2 и другие тому же подобные, а наипаче яко бы в лихоимство прикащыком нашым, також и подьячим и домовым людем давали, прилагая будто в почесть, которые дачи были по всему /л. 215 об./ видно, что от дел и от зборов положенных с них доходов, желая, чтобы даваны были им сроки, а иных бы и головой не спрашивали, от которой их дачи немало себе пользы не получили, токмо положенных доходов великия на себя доимки запусти и от того пришли они в немалое раззорение занапрасно. Того ради ныне и впредь вышепоказанных непотребных росходов держать весьма запрещаетца, и как настоящым нашым приказным, так и подьячим и посылаемым домовым людем и проежым всякого чину людем и никому, как с позволения их мирского, так и по запросом, никаких мирских почестей и других тому подобных росходов отнюдь не иметь, и зборов, кроме положенных ея и. в. доходов, також и вашых казенных, никаких в непотребные росходы и в лихоимственныя дачи и в поднос прикащыком не збирать, кроме надлежащаго, ежели кому надлежит [172] дать подводы по подорожным за указные прогоны или кого накормить. А буде ж кто сему явитца презретель и дерзнет и ломянутые непотребньте росходы /л. 216/ збирать и в поднос кому давать, причитая в почесть, или хотя малое что за надлежащым ея и. в. доходом и нашим казенным издержкам, и о том от кого чрез доношение или другим каким образом ведомо будет, и таковые призиратели жестоко будут наказаны кнутом, и означенные напрасно истраченные деньги движимым и не движимым имением отобраны будут в казну нашу безвозвратно. Равным образом и вам ни х каким взяткам, вменяя яко бы в почесть, отнюдь не касатца под вышеписанным же штрафом.

36. К тому же и сие не без известия имеетца, что старосты и зборшики, которые выбраны бывают к денежным зборам, и оные, собирая с крестьян положенныя деньги, из того числа многие на кабаках пропивают и другим своим воровством напрасно корыстуютца, отчего крестьяном нашым происходило всеконечное /л. 216 об./ раззорение; чего ради ныне весьма подтверждаетца смотреть того вам накрепко, дабы как старосты, так и зборщики и все вашего ведомства крестьяне, на кабаки пить не ходили и в домы никакого питья не покупали, и не токмо мирских, но и своих денег к других пожытков отнюдь не пропивали и никаким воровством мирских денег не похищали, дабы от того раззорения крестьяном не происходило. Ежели ж кто сему противно чинить будет, и на таковых позволяетца каждому доносить свободно без всякого опасения главным нашым приказным, о чем будет следовано, а по следствию на виновных утраченое взыскано и возвращено будет в мир, да сверх того учинено будет оному преступнику по вышеписанному же, как в 3-м пункте показано, а доносителю за правдивое доношение учинена будет награда.

37. Понеже ведением поручены вам села /л. 217/, а имення: Рожественское, Козьмодемьянское, Кызвенское, Зукайское, Карагайское, Нердвинское, Юричское и Кошкаровское и с присудствующыми с к ним деревнями и починками, того ради смотреть бы вам тех сел над прикащыками, дабы они по надлежащей своей должности дело свое исправляли изрядно, чего ради с сей инструкцыи дать им каждому прикащыку за своими руками копии с росписками, дабы по оному чинили они, как в пунктах [173] изображено непременно, чего должны и вы смотрить прилежно, понеже оное все взыскано будет на вас.

38. Ежели по вышеписанным пунктам чинить вы не будите, и что непотребно и противно сему мимо вас явитца, и за то вам чинено будет то ж, по которому пункту, кому что за преступление надлежит учинить.

39. Вышеписанные пункты, собрав всех крестьян нашых на исходе, велеть прочесть и в слышании о вышеписанном подписатца, чтоб неведением никто не отговаривался. Оные подписки иметь вам у себя в Рожественской нашей домовых дел канцелярии впредь для всякого бы спору и справы.

/л. 217 об./ II. О содержании казенных пашен

Смотреть прикащыком и старосте над казенными пашнями, чтоб положенное число десятин крестьяне пахали к хлебородию добрым уходом во благополучное время.

А имянно: 1. Под яровой вешней сев под овес, под полбу, под горох, под пшеницу земли пахать, сиречь парить, с началу самаго вешняго времяни, не упуская удобное время, и, вспахав, как во благополучное время дерн весь перепреет, и, смотря по времяни, боронить добрым уходом, и забороня во благополучное ж время, в ведренные (солнечные – прим. OCR) дни, не упуская времяни, и сиять наперед горох, пшеницу, овес, полбу и, посеяв, запахать сохами и, запахав, заборонить. И смотреть вам, прикащыком и старосте, потвержать сотником и десятником, чтоб с началу пашни паровой, також как посеят семина, запахивали не мелко и подпахивали хоро/л. 218/шенько, дерну и гребнев, то есть бороздою целижон (целижоны – небольшие не пропаханные целины в полях – прим. OCR) не пропускали, також подле дорог и меж с началу отпахивали сохами, и межы б оставливали уские, а не шырокие. И как посеют и запашут и заборонят, велеть объезжать подле меж и дорог сохою по дважды по одному месту, чтоб подле дорог и меж были борозды.

2. Вешнего ж севу под ячмень, под гречю, под просу землю готовить после тое земли, которая готовитца земля под овес. Сначалу також вспарить и, вспаря, заборонить, и ежели в которых местех земли плохи и не мяхки или новороспашные такие пахать вдругорядь и боронить, и, забороновав сеять ячмень смотря во времяни, а больши счисляя ранней за 8 недель до Ильина дни, позной за 7 недель. И сеять ячмень на хороших [174] землях на новораспашных или на навозных, и сеять також под соху и заборонить. Просу сеять в мае месяце 13-м числе и в 16 числе, позная же маия в 21 числе. И посеяв просу /л. 218 об./ на хорошых на пахотных землях, посеяв, запахав, заборонить же. И после боронитьбы, умедля времяни с неделю или большы, как оная проса рост пустит, как уже можно и всходу быть, вторично спахать хорошым уходом и, вспахав, заборонить и кругом меж и дорог объежать с сохою ж и делить бороздою, а сеять нечасто, чтоб двумя четвериками московскими (четверик = 26,24 л – прим. OCR) усеять десятину без мала.

3. Гречю сиять в ыюне месяце ранную в 8-м и в 10-м числех, позную в 13-м и в 14-м числех, а сиять десятину по 2 четверти, токмо на пахотной, сиречь на паренной земли, где б была земля средняя или хотя и плохая, и, посеяв, запахивать, запахав, заборонить самою мяхкою боронидьбою.

4. Когда яровые всякие хлебы будут на всходах, в те времена прикащыком и старосте объезжать /л. 219/ яровые поля и смотреть, в которых яровых хлебах станет поевлятца простая какая трава, в те числа посылать баб и велеть траву полоть, и чтоб всякая баба ходила по загонам босиком, и траву, полов, выносили на дороги и на межы. И смотреть вторично, и буде будет в яровых трава, посылать полоть и вторично, и весьма того смотреть, чтоб яровые всякие хлебы травою не заростали, понеже в которых яровых хлебах умножитца трава, от того яровым живет повреда, и совершеннаго росту трава не допустит.

5. Ежели в которых пашнях имеютца стоячие деревья или пеньки, и опахивать сохами невозможно, и такое стоячее дерево вырубить и пеньки выкапывать ис корени, чтоб весьма в казенных пашнях как стоячего деревья, тако и пеньков не было. А ежели в новорозчисных землях всякого пенька ис кореня выкопать в скорые времена невозможно, и во время пашни около пеньков окопывать копорулями 3, чтобы весьма залужнова (дырявого, пустого, плешивого – прим. OCR) места около пеньков не имелось, /л. 219 об./ дабы всякой посеянной хлеб, которой близ пеньков в посев происходить будет, напрасно не тратился, понеже на котором месте около пеньков сохою земли не подпашет и копорулею леностию земледельцы не окопают, то на тех местах посеянныя семена всякого хлеба всходить не могут. Таковым же образом разумеваетца о мелкой пашни в пропущении целыжон, понеж которой земледелец всякую пашнею пашет мелко, то на тех местах всякой хлеб высокого достойного [175] возрасту иметь не будет и колосом будет мелок, а где целыжна пропуститца, на том месте, кроме травы, ничего не родитца. Того ради весьма прикащыком и старосте во время пашни над земледельцами смотреть накрепко, чтоб пашню пахивали добрым уходом и немелко и целыжон не пропускали и около пеньков подпахивали и копорулями окапывали без всякой лености.

6. На семена всякой яровой хлеб выдавать ис казенных жытниц старосте з запис/л. 220/кою. И при севу всякого хлеба быть прикащыком и старосте безотлучно и смотреть накрепко, чтоб земледельцы сеяли хорошим севом, как надлежит: не часто и не ретко, и смотреть, чтоб от земледельцов в семенах не было кражы, и отсталыя от севу семена принимать возвратно в жытницы мерою ж. А сколько каких семян высеяно будет и на скольких десятиннах, записывать в книги, и с тех книг по окончании севу посылать ведомости, сколько какого хлеба ярового посеяно будет и на скольких десятинах имянно, в Орловскую канцелярию.

7. Посеяв яровые хлебы, не допустя того времяни, когда пашню в другом поле, то есть перемена, пашут в посев под рожь к предбудущему году, на те поля, сиречь перемены, на которых сеять рожь под зиму, возити навозы со всех казенных дворцов телегами, на которых дворцах не оставлять ни малого числа навозу, и класть на тех землях, /л. 220 об./ которые уже повыпахались и плохи, и класть кучами. И как со всех дворцов навозы на поля все вывозят, в те числа, не упуская время, посылать баб, у которых бы были у всякой вилы, и те кучи велеть раз бивать и розстилать тот навоз по полю, чтоб нигде простого места не было, тако ж и кучами не лежало, а земледельцов в то же время посылать [в] те места, где навоз розбивают, с сохами пахать, чтоб из того навозу, где скоро незапахано будет, напрасно от солянишного (солнечного – прим. OCR) жару и от ветру влаги не вытянуло. Того ради запахивати того ж дни. Тот навоз естественной своей влаг сообщитца з землею, от которого влагу земля вступит к достойному за помощыю божыею к хлебородию на несколько лет. А которые навозы возятца зимою, то от таких навозов к хлебородию землям помощы мало имеетца, понеже ис того навозу влаг весь морозами и стужею вытягает, и на весну земле никакой влаги не придастся. Також ежели в летнее время вывезен будет навоз на поля /л. 221/, а пролежит в кучах или розбит долгое время, то всю влагу сонцом и ветром высушит. Того [176] ради всеконечно навозы возить в летнее время, а не зимою. Учинить против вышеписанного неотменно с радением.

8. Паровые пашни под озимое, как навозные, так и во всем поле, пахать, не упуская ж удобного времени, и вспахав, упустя несколько дней, чтоб мог дерн в трава перепреть, боронить хорошим уходом, те ж земли вторично перепахивать, не допуская того времени, как сеять, за несколько дней. И как приспеет время рожь сеять, в те числа оную землю до посеву боронить хорошим же уходом, и, забороня, рожь сеять и, посеяв, запахивать сохами, то есть под соху. И ежели которые земли мяхкия, покидать так, не бороня, а которые земли не очень мяхки, такие за боронить. А, забороня, около меж и дорог опахивать сохами и делать бороздами, чтобы имелось равность, я залежных мест подле дороги и меж не имелось бы. А се/л. 221 об./мян выдавать, смотря по земле, выдавая ис казенных жытниц старосте з запискою, и чинить против 6 пункта неотменно, как о севу и о ведомостях ярового хлеба показано. Рожь под соху надлежит сеять и покидать не боронить в такой силе — на тех землях, которые под соху сеютца не боронив покидаетца, родитца соломою ядреняя и колосом крупная, а которыя сеютца под борону, на тех землях к сухому году родятца ниски и колосом мелки.

9. Когда приспеет время ржы жатва, посылать на жатву баб всех, не обходя никоторой, и жать згоном, токмо ставить на десятину по 20 баб, и смотреть прикащиком и старосте, також и сотником, накрепко, чтоб жали ниско и чисто и колосья не покидали, и снопы бы вязали равно, и не пуще крупны, и вязали б крепко, которые бы определенные 20 баб на день выжинали по десятине. А ежели когда посылатца будут на жатву и мущины, /л. 222/ мущин ставить по 15 человек на десятину, и чтоб днем выжинали ж. И снопы сносить в обносы и класть в круглые копны щетом по 100 снопов и счислять, по коликому числу на десятине сотниц снопов нажинатца будет, записывать на роспись, а по окончании всей ржаной жатве чинить сметку, что всей ржы сотниц снопов будет нажато, и на скольких десятинах, записывать в книги. И как в копнах рожь высохнет, избирая благополучние ведреное время, во гуменнниках готовить места, на которых бы кладях настилать большие соломы и очищать вокруг, где становитца телегами, токи. И оное все управя, возить с поля телегам и становитца на тех местах, где изготовитца, класть клади вокруг на токах, и клади класть большие и [177] нетонкие, а токи около кладей готовить в такой силе: на которых становитца телегами, понеже во время кладки снопы мнутца и колос ломитца, и ис колосу рожь многая вытекает, то на тех токах ничто не угинет, и надлежит по окончании кладей как колос, тако и зерны, на тех токах сметать вместо, кото/л. 222 об./рую употреблять мочно птицам и скоту. А ныне, как видно, оное тратитца, не имея искуства, занапрасно. И как все клади окончатца и будут покрыты, велеть около всякой клади делать мелкие коналы, сиречь рвы, дабы, чтоб в неностье — дождевое время не могла под кладь потти вода; понеже которая вода и придет, то вся будет в коналах, а под кладь не подойдет и повреждения никакова не учинит. Таким же образом жать и считать и убирать — в клади класть и яровой всякой хлеб убирать по вышеписанному, а гречю класть в ометы. И сколько какова хлеба нажато будет сотниц или суслонов, и в скольких кладях будет складено, записывать в книги имянно, ис которых посылать ведомости в Орловскую канцелярию. А когда весь всякой хлеб убран будет в гуменники, тогда учинить всякому хлебу опыт: посадить на овин снопов счетом доброго и среднего и плохово и сушить, как надлежит, и обмолотить при вас, при/л. 223/кащиках и старосте, и смотреть накрепко, чтобы вымолотили хорошенько; и что какова хлеба со скольких снопов вымолотитца, чинить обстоятельные ведомости, что какова хлеба в ужине сотниц было, и со скольких десятин, и по чему с сотницы по опыту в ызмолоте явилось, и те ведомости посылать в Орловскую канцелярию за руками своими.

10. Как настоящая молодьба всякому хлебу происходить будет, при которой навсегда быть прикащиком и старосте и смотреть накрепко, чтоб высушывали и вымолачивали хорошенько, и, молотя, солому сносить и класть в ометы в удобных местах, а колос, то есть крупная спахиванная мякина, носить в особливые сараи, то есть половни (низкие, длинные сараи – прим. OCR), которые бы имелись с мостом 4, а жита, то есть всякого хлеба зерны, згребая ворохи, вееть, и, извея, мерять; при которой мере стоять прикащиком и отдавать в житницы и к старосте. И что с которого /л. 223 об./ овина в которой день намерено будет, записывать имянно по числам [в] приходные умолотные книги, а от веяльныя мекину сносить в собливые ж сараи, которые мекины — спахивальной колос употреблять в зимнее время всякому скоту и лошадям, а мелкую отвеянную свиньям.

11. И как всякой хлеб перемолочен будет, и что какова хлеба [178] четвертей в умолоте будет, чинить обстоятельные из умолотных приходных книг ведомости, посылать за руками в Орловскую канцелярию. И, послав ведомости, оставлять всякого хлеба на семена доброго и всхожего по припорцыи, достальной отсылать весь в Орловской промысел, или куды прикащыки повелят. А во время молодьбы на семена всякой хлеб отнимать самой доброй.

III. О содержании казенных лошадей и всякого /л. 224/ конского заводу.

1. Казенных работных лошадей в кобылиц и жеребцов содержать на конских дворцах, на которых бы было несколько сараев, и во всяком бы сарае были мосты и крышки хорошые, а среди дворца зделаны б были ясли, в которых бы можно кормить овсом, или тому же подобны большыя колоды крепкия и кругом мост, нат которыми зделать козлы с решетками, учинить на столбах крышки и наметывать в те козлы сена. И к тем козлам к сену пущать работных лошадей днем, когда не в ненасные время, а к ночи загонять в сараи, в которых бы были ясли с решетками, класть сена, и в постилку возить з довольством ржаной соломы; и когда та солома приходить будет в мокроту, тогда тое солому и с навозом велеть выметывать воч на дворец и вычищать до мосту и подстилать вторичную сухую солому. Також бы и на дворце завсегда соломы было со удовольствием. И смотреть прикащиком накрепко с радением, чтоб лошади были завсегда в добром призоре /л. 224 об./ и покое. А когда надлежит давать овес, тогда ссыпать в те показанные ясли или в колоды, которые на дворцах сочинены, и смотреть при том времени, чтоб от конюхов не было какова воровства, прикащиком и старосте, а в теплые осенные и в вешныя дни кормить лошадей гуменным кормом, то есть спахованным колосом, которой носить и сыпать в те колоды на дворцы и поливать водою и месить с водою хорошенько и кормить, как работных лошадей, таким же образом и кобыл и молодых гулящих лошадей, понеже гуменной корм весьма лошадям угоден.

2. Рослых кобылиц отбирать всобливо, и в зимное время содержать в особливых сараех и к ним же жеребцов рослых же хороших, которых жеребцов содержать на стойлах привязанных и кормить невеенным овсом и сеном, а в вешнее время давать и [179] чистого /л. 225/ овса по росмотрению. И во время припуску припущать х кобылам из рук по утрам рано, вторично среди дни, в-третьи ввечеру, при котором припуске в те часы, кроме конюхов, никого б людей не было.

3. Мелких кобыл содержать в особливых сараях и к ним жеребцов из мелких, особливо ж содержать, кормить особливо ж гуменным кормом и сеном по вышепоказанному же. И в вешнее время пущать тех мелких кобыл с мелкими жеребцами, розделяя по препорцыи, по скольку кобыл надлежит у жеребца быть. А с отборными крупными кобылами, как в вешнее время на дворцах, тако и в лете в поскотинах (поскотины – пастбища, выгоны, иногда огороженные – прим. OCR), мелких жеребцов не пускать, а пускать мелких жеребцов с мелкими кобылами табунами.

4. Крупных жеребцов припускать х крупным кобылам в марте и с началу апреля /л. 225 об./ и майя месяцах и припускать из рук, а жеребцов крупных в табун отнюдь не припускать, и, кроме вышеписанных месяцов, крупных жеребцов отнюдь же х кобылам не припускать.

5. Також крупных жеребцов и кобыл блюсти, кроме мелких табунных, чтобы отнюдь не пускать отца з дочерью или сына с матерью, или брата с сестрою, понеже оным зело завод переводитца, и лошади бывают мелки. Того ради иметь книги, в которых записывать, которой жеребенок от которого жеребца и от которой кобылы родитца, и по тем записным книгам, как те жеребцы будут достойного возраста, ис которых жеребенков для припуску кобыл к которым кобылам припущать надлежит, знать будет мочно.

6. Бережих кобыл содержать зимой в особливых сараях, в которых бы /л. 226/ не имелось тесноты, и чтоб между собою как не помялись, и постилкою соломою довольствовать и на дворец выпускать х корму бережно, чтоб в те числа других лошадей отнюдь не было. А которыя кобылы станут вымнить, то есть на часех того время, когда жеребитца, тогда тех кобыл отделять в особливые сараи, в которых бы было довольно постилкою соломы, чтобы, как придет время жеребитца, не было бы повреды. И кормить в те числа в поить в тех сараях, а на водопой не гонять; и смотреть прикащиком самим накрепко, чтобы в те числа конюхи на дворце неотлучны были и ходили бы за бережими кобылами с великим береженьем.

7. На водопой кобыл з другими лошадями и жеребцами отнюдь не гонять, а гонять особливо, и тяжелых (жеребых, беременных – прим. OCR) кобыл поить в [180] сараях, привозя воду с реки, також и стоялых жеребцов поить в конюшне, выводя ис стойл, а на водопой /л. 226 об./ не водить, которых повседневно чистить скреблицами и счетками и выбивать пыль хвостами и покрывать попонами.

8. В летнее время лошадей и мелких кобыл и жеребят и жеребцов мелких пасти конюхам днем и ночью на добрых кормах, перегоняя с места на место, без паства отнюдь так в поскотины и в дубравы не пускали [б], чего смотреть прикащиком накрепко и приезжать в табуны повсядневно или через день самем прикащаком и осматривать, в каких местах конюхи табуны пасут, и все ли лошади в целости, и довольство ли кормами; буди недовольство кормами, велеть перегонять в другие места. А ежели конюхи станут в паздьбе ленитца, и табуны станут содержать на плохих местах, и их прикащиком за то наказывать. А для ненасного времяни давать конюхам казенныя япанчи (епанча – плащ, служивший зимней одеждой в русской армии, вообще же широкий и длинный плащ – прим. OCR) и смотреть того прикащикам /л. 227/ накрепко, чтоб табуны бес пастухов не ходили, понеже за конюхами другой никакой службы не имеетца.

9. От кобыл жеребят отымать в октябре месяце и запирать тех жеребят в собые теплые сараи и содержать их с того врем в сараях, и в поскотину до весны не допущать, и кормить сеном и невеянным овсом. Ис тех жеребят жеребятков отбирать хороших и рослых, которых мочно для припуску содержать, таковых отделить в особливой сарай и держать на оборотях привязанных у ясель, и кормить сеном и невеянным овсом и на воду поить в руках водить, а тоном не гонять, чтобы обыкли к рукам и были б смирны. А на весну отборных, хороших отборных жеребчиков ставить на стойла и кормить в конюшнях, а в поскотину не пускать и содержать до шти лет, не припуская к кобылам. И как 6 лет пройдет, и оный жеребцы в самой достойной рост придут, в те числа припускать к кобылам из рук.

10. Других, которые помельче, жеребенков, когда будут по другому году, которым бы /л. 227 об./ для припуску в табуны, отбирая от кобылок, содержать в особливых поскотинах до 5 лет и до шти, чтобы могли совершенной рост принять, в те числа пущать в табун, а других, которых употреблять в работу, холостить от 3-х лет против 4-й или 5-й против 6-й, а холостить по веснам, а не летом и зимою.

11. Кобылок молодых, також отбирая содержать особливо, как в зиме, так и в лете до 5-ти лет, а з жеребцами не спускать. [181] А когда будет 5 лет, в те числа хороших рослых спущать со стоялыми большими жеребцами, а малых с табунниками.

И по вышеписанным пунктам поступать неотменно с радением и старанием так, чтоб оных лошадей было можно нам употреблять в Москве про свой обиход в колясках и коретах.

IV. О содержании рогатово скота

1. Рогатой скот содержать на особливом дворце, которой бы был весь крыт, на котором иметь несколько сараев с мостами и крышками хорошими. И среди дворца, где и класть корм, сено и яровую солому, зделать ясли, что называетца козел с решетками, и повсядневно класть сено и солому яровую, и на пост возить со удовольствием ржаную солому. А в сараях також ясли с решетками, где класть сено и яровую солому. В тех сараях поделать колоды хорошие и ставить подле стен, и в те колоды в теплые дни носить гуменного корму — спаханово колосу и, поливая водою, и месить. И отделять по сараем дойных коров осабливо, подтелков особливо в теплом сарае. И смотреть прикащиком и прикащицам над скотниками накрепко, чтоб оная рогатая скотина всяким кормом была удовольствована и покойна, в поить днем подважды. А овец содержать в особливом теплом сарае, чтоб в том сарае были ж ясли с решетками, и довольствовать сеном, которые сена класть в ясли, а не под ноги, а на постилку возить солому ж. И поить овец в сарае, а на водопой зимой не гонять, токмо в вешные теплые дни пущать на дворец и на водопой.

2. При тех же скоцких дворцах иметь несколько скотьих больших изб, в которых поставить большие колоды, в которые в зимнее время носить гуменной корм, сиречь спаханную мекину и колос, и месить с водою, и пущать дойных коров в те избы к показанным колодам и кормом, у которых колод всякую корову привязывать и доить, и, подоя, как в тех колодах корм съедят, выгонять паки на дворец, а пущать других, по скольку надлежит, и смотря по величине избы и колод. А на дворе в зимнее время отнюдь не доить. И во время доения коров быть в те часы прикащиком и смотреть, чтоб доили хорошенько и обиходно, и молоко относить на омшенники (омшаник - законопаченная мохом зимняя кладовая-сруб, используемая для хранения овощей, для зимовки пчел, в омшаниках всегда прохладно, как в погребах – прим. OCR) и лить в кринки, и копить сметану, и делать масла; и чтоб со всякой коровы масла сходилось в год по пуду, а ис средней и ис плохой не меньши [182] 30 фунтов, чего весьма смотреть прикащикам над скотницами накрепко, понеже оное спроситца на вас, а не на скотницах. /л. 229/

3. Из телят маленьких, как будут по году, бычков холостить, а телок, отбирая, и содержать их в особливых поскотинах и за ними особливово скотника, которых содержать особливо и з быками не спускать до 4-х годов, дабы они пришли в совершенной рост.

4. Тако ж и всякую рогатую скотину и овец в летнее время скотником пасти в поскотинах и полях, то есть и в переменах и в других местах на хороших кормах, и быть скотником у всякого скота безотлучно, а к ночи пригонять на дворцы. А поутру тем же скотником паки выгонять рано и пасти — перегонять с места на место по хорошим кормам неотменно, чего прикащиком смотреть накрепко, чтоб скотники по вышепоказанному чинили неотменно, понеже всякое неотправление взыщетца на прикащиках и на женах их.

5. Что от казенного рогатово скота и от овец в котором о ду дароаал бог /л. 229 об./ приплоду, о том репортовать в Орловскую нашу канцелярию повсягодно.

6. От казенных коров, коня сметану, изделать масло и отсылать в Орловский промысел и писать, от скольких коров того масла накоплено и послано будет.

7. Шерсть с овец снимать, сиречь стричь, поярки (с ярок, молодых овечек – прим. OCR) особливо, а со старых особливо ж, и собрав всю, отсылать в Орловской же промысел весом же с письмами, в которых писать, со скольких овец старых шерсти имянно.

8. Казенных птиц содержать в хорошем призоре и водитца со оными прилежно, чего ради определить тамошных домовых наших людей жен, чтоб за оными ходили неленосно и смотрели, дабы от них могло быть приращение плода /л. 230/, а паче оных птиц содержать, а имянно: гусей и уток при казенных мельницах, которых велеть кормить хлебными отвеями и протчим надлежащим кормом. И при оных мельницах для содержания тех птиц зделать избы, а при которых мельницах имеютца мельники и засыпки домовые люди (помощники мельника, подносившие зерно, собиравшие и носившие мешки с мукой, а так же по надобности выполнявшие другие работы на мельнице – прим. OCR), и за теми птицами велеть ходить женам их.

9. Про казенной всякой скот сено ставить вашего ведомства крестьянами по прежнему обыкновению как надлежит, и смотреть того, дабы сено было со удовольствием бес покупки, чего ради ко умножению оного в удобных местах каждою весною [183] сенные покосы росчищать крестьянами, и как возможно тщитца сенных покосов прибавлять, чтоб против нынешняго казенного скота впредь содержать со излишеством, к чему показать бы зам тщательное радение и услугу.

У подлинной инструкцыи закрепа по листам государя барона Николая /л. 230 об./ Григорьевича. 1725 году ноября 11 дня.

По листам скрепа: Закрепил сию копию Рожественского села прикащик Федор Клинов 1725 году декабря 19 дня.

На л. 230 об. под текстом отметки: У Рожества получена ноября 29 дня 1725 г. В селе Карагайском получена декабря 22 дня 1725 году.

ЦГАДА. Пермский фонд Строгановых. Вязка № 6, д. 45, (21), лл. 197-230 об.


Комментарии

1. Маность — проволочка; от глагола манить.

2. Тшаливо — тщательно.

3. По В. И. Далю, копоруля — ральник на крюку, лопатка, которою счищают землю с сошника. (Копоруля – небольшая лопатка, примерным размером 25 х 15 см – прим. OCR).

4. Мост — пол.

Текст воспроизведен по изданию: Инструкция вотчинному приказчику первой четверти XVIII в. // Исторический архив, Том IV. М.-Л. 1949

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.