|
ПОДМЕТНОЕ ПИСЬМО 1728 ГОДА.(Из дел Преображенского приказа). I. 1728 года июня в 18 день но указу Его Императорского Величества в Преображенском приказа определено: присланного в Преображенской приказ из Московской Губернской Канцелярий колодника подмосковной вотчины господина графа Опраксина села Изславского дьячка Ивана Григорьева по Уложенью первой главы первого да седмагонадесять пунктов двадесять второй главы третьего-надесять пунктажь казнить смертью отсечь голову за то: будучи он по отсылке из оной канцелярии в остроге сказал за собою, да за колодником же роздьяконом Павлом важное дело; а в Преображенском приказе в роспросе и в очной ставка извещал на того роздьякона, якобы оной роздьякон во оном остроге обронил писмо, в котором написано к возмущению народа. А с розысков винился, что он то писмо сочинил, умысла воровски собою, в котором сперва на простом листу, обманув оного роздьякона, велел написать некоторые под скрытом речи, а к тому приписал он, дьячок, возмутителные слова, отписываясь от своей руки, чтоб оное писмо причтено было якобы сочинил оной роздьякон, и чаял, что тому его составнову писму поверят и роздьякону учинят тожь, за что и Ростовской епископ кажнен, а емубь, дьячку, за оное, якобы за правой извет, от определенной ссылки за воровство в Сибирь быть свободну. А по Уложенью вышепомянутых пунктов: кто учнет мыслити на государское здравие злое дело и про то сыщется допряма, что он на Царское [126] Beличество злое дело мыслил и делати хотел, и такова по сыску велено казнити смертью; а кто на кого доводил государево великое дело или измену, а не довел и сыщется про то допряма, что он такое дело затеял на кого напрасно, и тому изветчику велено учинить тожь, чего бы довелся тот, на кого он доводил; а которые воры чинят в людях смуту и затевают на многих людей своим воровским умышленном затейные дела, и таковых воров за такое их воровство велено казнить смертью. И для того ево, дьячка, за объявленную ево вину, по силе оных пунктов, смертью и казнить. Подлинное определение за подписанном его сиятелства деиствителного тайного советника и кавалера и Московской губернии генерала губернатора князя Ивана Федоровича Рамодановского. С подлинным определением читал канцелярист Иван Кирилов. II. 1728 года июня в 18 день по указу Его Императорского Величества в Преображенском приказе определено о присланном в Преображенской приказ из Московской губернской канцелярии колоднике дьячке Иване Григорьеве послать в оную канцелярию промеморию, в которой написать, что по указу Его Императорского Величества и по определению в Преображенском приказе по градским законам и по Уложенью за составное ево возмутителное воровское писмо велено того дьячка казнить смертью, которая казнь учинена будет ис Преображенского приказу. Подлинное определение за подписанием его сиятелства действителного тайного советника и кавалера и Московской губернии Генерала губернатора князя Ивана Федоровича Рамодановского. ІII. Экстракт подмосковной вотчины графа Андрея Матвеевича Опраксина села Изславского о дьячке Иване Григорьеве. Маия 14-го числа сего 728 году в Преображенской приказ прислан из Московской губернской канцелярии помянутой дьячек Григорьев для того: По розыску из оной канцелярии определен он за воровство в сылку в Сибирь и, будучи в остроге под караулом, сказал за [127] собою да за колодником же роздьяконом Павлом Его Императорского Величества важное дело. А в Преображенском Приказа оной дьячек объявил писмо прошито бумагою бес печати. А в роспросе сказал: оногожь де маия 13-го дня вышепомянутой роздьякон, пошед из острогу в мир, оное писмо завернуто в тряпице выронил из за пазухи, а какое то писмо и кто ево писал про то он, дьячек, не ведает. А роздьякон Павел в роспросе и з дьячком в очной ставке сказал, что у него никакова писма не бывало и в тряпице не выранивал. И вышепоказанное писмо роспечатано и роздьякону Павлу казано. И оной роздьякон спрашиван: то писмо чьих рук, он знает-ли? И роздьякон, смотря того писма, сказал: то де писмо чьей руки, не знает. Он же, постояв, винился и сказал: в том де писме сначала крупное писмо чьей руки, не знает; а в конце де того писма на другой страница шесть строк писмо руки ево, роздьяконовой; писал он на белом полулисте, по прозбе вышеписанного дьячка Ивана с письма ево, дьячковой, руки. А как де то писмо он, роздьякон, стал писать и того дьячка спросил: для чего с того ево писма ему списать дал? И он ему сказал: как де он с того писма спишет, и он де то писмо пошлет к другу (а х кому не сказал), чтоб ему на нужду дал денег. И он де с того писма написал спроста, не выразумев в том писме силы и, списав то писмо, отдал тому дьячку; и за то тот дьячек дал ему две денги. А на том же полулисте досталное писмо чьей руки, не знает. А дьячек Иван Григорьев в роспросе и с ним, роздьяконом, в застенке в очной ставке сказал: тому роздьякону того писма писать он не веливал и показанных слов не говаривал, а то де писмо подлинно обронил тот роздьякон в остроге, а он, Иван, поднял. А с подъему оной дьячек винился: вышепомянутое де писмо сочинял он, дьячек, сначала крупным писмом на страница и на другой стороне с четверть страницы писал он, дьячек, отписываясь от своей руки, а ниже того мелкое писмо писал вышеписанной роздьякон Павел по ево дьячкову прошенью с руки ево дьячковой на белом полулисте. А в вышеписанном писме написано: [] (1). Ведомо всем чиню, яко грех ради наших в Россииском государстве умножение всякого непотребства и зла преисполнение от вышних господ. (2). В начале святей церкви озлобление: ходят в церковь в париках, а жены их в пластырях. (3). Они же учиняли подушной оклад и тень разорение народу чинят, людей и крестьян укрепили, мучат холодом и голодом, а детца негде. (4). Полковые афицерн солдат мучат и жалованьем их корыстуютца, за мундир и за ружье выворачивают. (5). О православнии християне, военны чине и простыи народ! станите крепце за веру християнскую против господ и афицеров учинить с ними брань, не якоже бы прежние стрелцы: народ к вам и чернь приклонитца, а паче люди боярские и будите вы господа! (6). Стрелцы, аще телесне и пострадали, но души их с праведными радуютца. (7). Пророк Илия, аще и много людей закла, но однако праведен жив. (8). А сей владеющии Россиею Император не долгожизнен, скоро умрет. (9). Вы же в то время будите христоименити людие, и господа всему государству, и я в то время явлюся, аще и далече отлучен, о чем значит рука моя ниже сего. (10). А они боятца вас военных: во един круг салдатом сошедшимся ничего думать и шептать невелят. В том же писме внизу мелким писмом другою рукою написано тако: «Прошу и молю всех усердно со слезами о вышеписанном споможение учинить и всеусердно постаратца, как о том явствует в сем писме; и кем сие писмо получено будет, чтоб сие писмо, пожаловал, удержал у себя. И как по сему писму доброе будет чинитца, я вашей милости в то время и сам явлюся». А дьячек Иван Григорьев на оное писмо в роспросех и с трех пыток и с огня по пунктам говорил: (На 1). Как де в прошлом 727 году сидел он, дьячек, в губернской канцелярии в колодничьей полате и после розысков за воровство велено ево сослать в Сибирь, и послан был в острог, и стал мыслить: как бы ему написать какое ни есть писмо, чем бы ему от ссылки свободитца; а суды де их, колодников, держат за караулом многое время, а кроме того иного никакова непотребства за вышними господами и ни за кем не знает. (На 2). Оное написал в такой силе, что в прошлых годех, а сколь давно, не помнит, приезжал он к Москве для домовных [129] покупок и в одно время шел он из города на постоялой двор, и за Смоленской у лицо стоя расколщики 2 человека межь себя говорили: «господа де афицеры ходят в церковь в париках и в шпагах, а жены де их в пластырях и то де Богу грубно, а они де за тем в церковь не ходят». (На 3). Написал для того: как жил он на свободе и из двора езживал в Звенигород на торг для своих нужд, и на том торгу говорили крестьяне, а чьи не знает, что подушным де окладом народу отяхчение и у скудных де крестьян хотя 3 или 4 сына маленкие и с тех подушные денги велят платить; а у которого да крестьянина у богатова сын один и с того де одного подушные берут, и тем де в народе неравенство и они де убогие от того хододни и голодни и детца им негде. (На 4). Писал он, выдумав собою, к вине роздьякену, а ни от кого про то не слыхал и не знает. (На 5). Написал, вымысла собоюжь, якобы оное писал вышепомянутой же роздьякон Павел в возмущению народа. (На 6). Писал, выдумав собоюжь, в оному рездьякону; а в стрелцах у него Ивана родственников и знаемых никого не бывало и нет и их не сожалея. (На 7). Написал, припомня, что о том напечатано в Прологе в житии пророка Илии, а не для иной какой причины. (На 8). Написал, вымысля собою ж, якобы оное писал тот же роздьякон, потому: припомнил он, как на Красной площади прибит был к столбу каменному лист жестяной, а на нем написано показанное, что пророчествовал Ростовской епископ блаженные и вечно достойные памяти о Его Императорском Величестве, и за то он, епископ, кажнен. И чаял, что, поверя оному его составному писму, и помянутому роздьякону учинят тожь. (На 9). Написал то, приводя якобы то писал и сочинял помянутой же роздьякон, и что он отправлялся в сылку в Сибирь. (На 10). Написал к такой силе: в прошлых годех, а в котором, не помнит, был он в Москве для покупок и у Соляного двора стоя два человека саддаты говорили межь собою громко: «у нас де ныне в армее хорошо военной суд творитца: сошедчись де во един круг ничего говорить и шептать никому невелят». А он, Иван, те слова прислушал, а от иных ни от кого не слыхал, и причинял то к тому ж роздьякону. А что де в том же писме снизу написано другою рукою мелким писмом, и о том де у него сказано с первого подъему выше сего. [130] Вышеписанное де все он, Иван, писан, выдумав собою один, а никого в сообщении с ним, Иваном, о том писме не было и умыслу к возмущению народа к бунту, и чтоб то писмо где подкинуть у него, Ивана, не быложь; а оное писмо бутто писал он, роздьякон, и держал при себе, хотел ево объявить в Преображенском приказе и сказать, что то писмо писал он, роздьякон, и тем би ему, Ивану, свободитца от ссылки. А других такихже и тому подобных к возмущению и никаких подметннх писем не писывал, и не подметывал, и других таких воров никого он не знает, и помянутого писма, чтоб где ево подкинуть, умыслу у него не было. А тряпицы де никакой у помянутого роздьякона в остроге из за пазухи не выпадывало, и он, Иван, не подымывал, и оногожь пнсма он, Иван, никому не казал, и копии с него никому не давывал, и сам не списывал, и никуда не посаливал, и на Его Императорское Величество злаго никакова умыслу у него, Ивана, нет и не бывало, и ни за кем такова умыслу не знает, и с тем роздьяконом у него, Ивана, ссоры никакой не бываложь. И о том о всем показал он самую истинну, и в той ево вине воля Его Императорского Величества.
А в Уложенье напечатано: во 2-й главе, 1-я статья: Будет кто учнет мыслити за государское здоровье мое дело, и про то его злое умышленно кто известит, и по тому извету про то его злое умышление сыщется допряма, что он на Царское Величество злое дело мыслил и делати хотел и такова по сыску казнити смертью. Во 2-й: Такоже будет кто при державе Царскою Величества хотя Московским государством завладею и государем быти, и для того своего злато умышления начнет разбирати или кто Царскою Величества с недруги учнет дружитися и советными грамотами ссылатися, и цомощ им всячески чинити, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государством завладею или какое дурно учинити, и про то на него кто известит и по тому извету сыщется про ту ево измену допряма, и такова изменника потомужь казнят. В 17-й: Будет кто на кого доводил государево великое дело или измену, а не довел и сыщется про то допряма, что он такое дело затеял за кого напрасно, и тому изветчику тоже учинить, чего бы довелся тот, на кого он доводил. В 22-8 главе, в 13-й статье: Которые воры чинят в людях смуту и затевают на многих людей своим воровским умышлением затейное дела, и таковых воров за такое их воровство казнити смертью. И по слушании оного экстракту в Преображенском приказе определено: вышеписанного дьячка Ивана Григорьева по Уложенью второй главы первого да седмагонадесять пунктов, двадесятьвторой главы третьягонадесять пунктах казнить смертью за то: будучи он по отсылке на оной канцелярии в остроге, сказал за [131] собою да за колодником же роздьяконом Павлом важное дело; а в Преображенском приказа в роспросе и в очной ставка извещал на того роздьякона, якобы оной роздьякон во оном остроге обронил писмо, в котором написано к возмущению народа, а с розысков винился, что он то писмо сочинил, умысля воровски собою, в котором сперва на простом листу, обманув оного роздьякона, велел написать некоторые под скрытом речи, а к тому приписал он, дьячек, возмутителные слова, отписываясь от своей руки, чтоб оное писмо причтено было, якобы сочинил оный роздьякон, и чаял, что тому ево составному писму поверят и роздьякону учинят тожь, за что и Ростовской епископ кажнен, я емуб, дьячку, за оное, якобы за правой извет, от определенной ссылки за воровство в Сибирь быть свободну. И вышеписанному дьячку, по оному определению, экзекуцыю чинитьли, о том указом Его Императорского Величества что повелено будет? IV. 1730 году марта 20-го дня, по указу Ее Императорскою Величества, Правительствующии Сенат, слушав предложенного из бывшей Преображенской Канцелярий экстракта, приказали: колодника подмосковной вотчины графа Андрея Апраксина села Иславского дьячка Ивана Григорьева, которой, будучи в Московской губернской канцелярии, в тюрме написал воровское злоумышленное возмутителное писмо и желал тем воровским умыслом привести постороннего невинно к смертной казни, в чем он в роспросе и с розысков сам винился, казнить смертью четвертовать; и голову и руки и ноги поставить на колье; и для той казни отослать ево, Григорьева, в Московскую губернскую канцелярию. Москва.Сообщ. Н. С. Тихонравов. Текст воспроизведен по изданию: Подметное письмо 1728 года. (Из дел Преображенского приказа) // Русская старина, № 5. 1880 |
|