МИТРОПОЛИТ ПЛАТОН
(ЛЕВШИН П. Г.)
ЖИЗНЬ ПЛАТОНА, МИТРОПОЛИТА
МОСКОВСКОГО
СОБСТВЕННЫЕ ЕГО ЗАПИСКИ.
Сему призыву (в С.-Петербург) не
радовался Платон, ибо любя уединение, и наскучив
суетами мира сего, и приближаясь к старости,
боялся, чтоб не принужден был жить в
С.-Петербурге, и не привязан был к каким-либо
делам. Однако положил ехать, хотя был в великой
слабости здоровья, ибо до сего за день случилась ему жестокая колика. Но не рассудил
скоро в путь отправиться. Ибо не сказано ему, чтоб
ехать не медля; но, напротив, сказано, чтоб прежде
распорядить по Епархии, в коей уже он более году
не был. А притом, в тот же день получил и от
Градоначальника из Москвы, Измайлова, письмо,
коим просил он Митрополита приехать в Москву и
совершить с ним новое торжество. И так на другой
же день, по получении сего известия, отправился
он в Москву, куда при слабости здоровья в тот же
день прибыв, и ожидал указа о торжестве, но сего
ни тогда, ни после не воспоследовало.
Все обратили взоры свои на Платона, не
только в Poccии, но, может
быть, и вне предел, как то он мог усмотреть из
писем, полученных им из разных мест. [70]
Все почитали, что он у нового Императора в
особой будет доверенности. Ибо, кроме должности
учительской, которую он проходил при новом
Государе, еще с девяти его лет, всегда был им
любим Платон, и по отбытии от Двора, всегдашнюю с
ним любовную вел переписку лет чрез пятнадцать;
даже не упускал Государь того, когда был и в чужих
краях, как то своеручные письма его, коих до 200, и
кои хранятся доныне целы, свидетельствуют.
Всегда удостоивал к нему в письмах: ваш верный
друг. Да и в самые из Москвы в С.-Петербург
приезды, не иначе с ним обходился, как с другом. Он
задолго пред сим временем, когда заходила речь о
царствовании Павла I и о имеющем быть для него
особливом тогда счастии, всегда и многократно
говаривал, что при новом царствовании того себе
ожидает счастия, что новый Государь, помня его
заслуги и дружбу, наградит его покоем, являя к
нему отличное свое благоволение, и чрез то со
удовольствием даст ему в уединении окончать дни
свои. Так рассуждали при новом сем случае другие;
так рассуждал Платон.
Пребывая в Москве, Митрополит услышал,
что Архиереям Государь пожаловал кавалерии (Здесь в тетради пропущены две страницы. Ред.)...
Платон просил Императора, чтоб, по
случаю его отъезда в Петербург, пожаловать
повелеть Викарию Епископу Дмитровскому
присутствовать в Синодальной Конторе; что и
прежде бывало при отлучке в Петербург, что
Викарий его, Епископ Севский, в Синодальной
Конторе присутствовал; чем хотелось ему
несколько ободрить своего сотрудника, а себя
совсем от оной освободить.
Послав таковое письмо и получил от
Императора побуждение, чтоб он не медлил
отправиться в путь, тотчас отправился в Лавру, а
оттуда в Петербург, [71] Декабря
2 дня. Но на дороге, не доезжая Твери, в селе
Городне, встретил его нарочно посланный курьер.
Вручил он от Государя письмо, а от Синода указ.
Прочетши и то и другое, Митрополит поражен был
смущением, и решился возвратиться в Лавру.
Приехав в Лавру и болезнен и горестен, отписал
Государю все обстоятельно, и почему медлил, и
почему отважился к нему писать, и для чего
возвратился назад, а притом просил и увольнения
от Епархии. И на cиe получил ответ прежнего
благосклоннее. Что требовал его по привычке быть
с ним, и чтоб дать ему кавалерию, и что он
надеялся, что еще потрудится в правлении Епархии.
А от приезду его в Петербург увольняет, поелику
сам скоро сбирается в Москву. Получив таковое от
Государя письмо, несколько отдохнул от тягости
душевной Платон, а паче рад был, что от поездки в
Петербург уволен. Находясь после сего в слабости
здоровья, однако сбирался в Москву, куда в конце
Генваря 1797 года и отправился. Ибо назначен был
приезд Государев в Москву 10 Марта. Жив в Москве,
Митрополит, чувствуя слабость здоровья, и в
унынии, не оставлял и Епаршеские дела по
возможности производить, а как в Москву прибыл и
Синод, где и ему велено присутствовать, то и в
Синод ездил, хотя очень редко. Какие же притом
терпел от своих собратий искушения, трудно все
подробно объяснять.
Но вот искушение и от Бога, по
неиспытанным судьбам. За день до приезда
Государева, случилась Платону самая мучительная
болезнь, какой Платон никогда не испытал: колика,
и с камнем в почках, cum calculo venum. Был от жестокости мучения почти без памяти
и чувствия. В самый день приезда Государева
несколько болезнь облегчилась; однако так, что он
с трудностью мог по покою пройти. Что делать?
Ехать ли на сретение Государя, или нет? Ехать
препятствовала крайняя слабость и чувствуемая
по временам жестокая боль в почках;
не ехать опасался, чтоб cиe не было [72] принято
в один вид; и тем бы Государя на гнев не привести.
Однако совсем так решился, а паче по совету
других, не ехать, и велеть себя везти в Петровский
подъездный дворец. Туда приехал с мучением, лег
на лавке, и ожидал прибытия Государева. Пред
самым прибытием несколько болезнь отдала; так
что он мог выдти на крыльцо, и сретить Императора
и Императрицу. Государь, увидев его, сказал: что
он очень рад, что его увидел. Потом в
покое приветствовал Государя пристойною речью,
тотчас отправился домой, куда как его от
жестокости болезни привезли, едва помнить мог.
Лег и был вне чувствия. Но тотчас от Государя
посланный привез своеручное письмо, в коем,
изъясняя свое удовольствие за речь, просил его на
другой день приехать к нему, чтоб расплатиться,
чем он обязан ему пред собою и пред светом. Митрополит
едва-едва мог посланному сказать, чтобы он донес
Государю, в каком его видит состоянии. На другой
день, по самом малом облегчении, едва мог
подписать Государю письмо, что он крайне болен, и
ежели хотя мало пооблегчится, не преминет
явиться лицу его. По пяти дней, по малом
облегчении, явился к Государю. Государь не медля
его допустил, и тотчас по входе, ничего не говоря,
возложил на него Андреевский орден. По окончании
сего Государь посадя, долго с ним разговаривал
любовно. И так его отпустил, оставляя у себя при
столе; но он слабостию здоровья извинился. Потом
Императрица ему показала всю Императорскую
Фамилию, которую всю имел счастие видеть он в
первый раз. В Великую субботу, Митрополит в
Чудове служил, и приобщил всю Императорскую
Фамилию Св. Таин, по Государеву изволению, и после
обедни был в Архиерейских покоях, где стоял
Государь Наследник и благосклонно с
Митрополитом разговаривал. В течение сих дней
Государь сам собою дал указ в Троицкой Семинарии
быть больнице, с назначением на оную по две
тысячи рублей в год. По совершении коронации, на
другой день Платон был с прочими [73] духовными
на аудиенции, и говорил приветственную речь,
потом на четвертый день был он у Государя, по
случаю порученной ему от Государя 90 000 р., суммы на
раздачу бедным; где долго Государь с ним
разговаривал, и склонял, чтоб ехать в Петербург,
от чего Митрополит всячески, представляя свою
слабость и старость, отрицался. К чему и
Императрица прежде много его уговаривала. Но он и
ей то же представлял. В разговоре своем Государь
благоволил ему открыть многие на него,
Митрополита, наговоры, и не безважные, которые
все были сущая и злобная клевета. Ибо многие и
светские и духовные всемерно старались, и ныне,
может быть, стараются, чтоб его до Государевой
доверенности не допустить. Слыша то Митрополит
из уст Государевых, просил Государя, стоя на
коленах, чтоб он учинил правосудие, повелел бы
исследовать; и ежели он окажется виноват, то бы
его наказал по строгости законов; а ежели другие
окажутся клеветниками, то и их клевету и злобу
унять. Но на cиe Государь не иное что говорил,
как только, что ему о сем говорили.
По коронации и по прошествии
праздников Пасхи, Митрополит, зная, что Государь
намерен посетить Лавру, ходил к Государю просить
его о посещении; и притом дозволил бы ему наперед
отправиться в Лавру. Каковое обещание и
дозволение и получил. И Платон при слабости
здоровья, которая продолжалась во всю бытность
Государеву в Москве, отправился в Лавру, куда
приехав, надлежащее к принятию Государя
Императора и Высочайшей Фамилии чинил
распоряжение. В Лавру Государь Император и с
Императрицею и со всею Фамилиею прибыл 25 Апреля в
вечеру, в 8 часу. По надлежащем сретении и по входе
в покои Архимандричьи, Государь, тотчас
Митрополиту говорит, что он завтра будет обедать
в Вифании. Удивился сему Платон и несколько
смутился; ибо все приуготовление сделано в Лавре,
а в Вифании ничего, кроме того, что покои были
поубраны. [74] Зная, что
Государь Вифанию посетит на полчаса или на час, и
осмелился ему представить, что в Вифании покои
малы, и приуготовления никакого для стола там не
сделано. Но Государь подтвердил, что хотя в
уголку, но там будет обедать. После сего
поговорил Государь с ним, что отменяет поход свой
в Казань и о других материях, отпустил Платона
готовиться к служению. На другой день поутру, быв
у Государя и кой о чем доложив, пошел на служение
в Троицкий Собор, и служил, а после обедни был
молебен. Потом возвратясь в покои, и из оных, со
всеми, посетил все церкви и ризницу, и потом
Семинарию, где приветствован был от
семинаристов, и принимал все с отличным
удовольствием. Наконец отправился в Вифанию, где
его паки Митрополит сретил. Был в большой церкви
и изволил хвалить; потом в домовой, которая ему
еще больше понравилась, и хотел у себя такую
сделать. Потом и покои изволил похвалять, и
говорил: вот как тесны у тебя покои; на что
более! Потом открывал некоторые
клеветнические наговоры, которые ему внушали о
Вифании; а теперь, де, сам вижу, что это не правда;
и видя Митрополит, что Государь весел, и все
хвалит, осмелился ему, яко в шутках, сказать:
когда, Государь, все здесь удостоилось вашей
похвалы, то хотя б игуменство здесь благоволили
учредить. Но Государь отвечал: «на что тебе
игуменство? Ты сам здесь Игумен». Потом пошли к
столу Государь Император с Императрицею и со
всею Императорскою Фамилиею. Государь был весел,
и весь стол проговорил с Митрополитом, а между
тем семинаристы разные читали разговоры из
Географии, из Истории, из Философии и прочего, что
Государю весьма было угодно и семинаристов
целовал. За столом Государь дозволил в Семинарии
обучать Французскому языку, который был
воспрещен. После стола скоро изволил отправиться
в Лавру, и приложившись к мощам, хотел выходить из
церкви. Но Митрополит тут же, поднесши всем
образа в [75] благословение,
подал Государю прошение о уволении его от
Епархии. Государь, приняв, спросил: что такое? На
то Платон: Государь! извольте прочесть, и увидите.
Потом открыв и несколько усмотрев, сказал, что
сему быть нельзя. И сколько Митрополит ни
просил, чтоб явил милость, но он несколько раз
повторил тоже: сему быть нельзя; вышел из
церкви и сел в карету, сказав только, чтоб скорее
приезжал в Москву к церемонии, которая
положена в Преполовениев день, при крестном ходе
на Москву реку. По несчастию, накануне прибытия
день был хорош, и на другой день по отъезде, 23,
самый теплый и прекрасный; а в самый день
присутствия весь день был дождь и самый густой
туман; почему и дорога вся вдруг испортилась, и
Государь ехал с беспокойством, и в Вифании
местоположение не могло себя открыть; поелику и
пруд еще был под льдом, и в лесу снег, а дорога
очень грязна.
Таким образом проводив Государя и
отдохнув от трудов, Митрополит отправился в
Москву 28 Апреля, и по приезде отправил службу и
крестный ход; церемония была весьма
великолепная, Государь сам войсками командовал,
где Митрополит, осеняя его крестом, и кропил
святою водою Его и знамена, и все войско, по пути
стоящее. Платон пошел в Кремль во дворец, чтоб
принесть благодарение за посещение, но отказано.
На другой день приехал к нему от
Государя Секретарь его Трощинский, с
объявлением, что Государю Императору угодно
учредить в Вифании второклассный монастырь и
устроить при нем Семинарию; и потому повелел с
ним поговорить, на каком всему тому быть
основании. Посланный понуждал, чтоб о сем
положить не медля. Митрополит испросил подумать
о сем хотя до утра. И так на другой день подал
записку, а по той записке, на другой потом день,
первого Маия, состоялся указ, чтоб Вифанию
сделать второклассным монастырем и учредить
Семинарию, и о прочем, что явствует в том [76] указе, а между тем прислано 2 000
р. на семинаристов Троицких, а Ректору часы
золотые с каменьями. Поспешил Митрополит
принесть благодарение за таковые милости, и
ожидая во дворце вынесли ему от Государя
бриллиантовый орден Андреевский, а Государыня
Императица в день Преполовения пожаловала ему
крест золотой, из хрисопрасов и с бриллиантами.
На другой день, Маия 3 дня, который был
отъезда Государева из Москвы, Митрополит с
прочими духовными по литургии приносил
благодарственную речь. Государь после сего
извинялся, что вчера с ним не виделся, говоря, что
он про то не знал; а притом не однократно говорил:
пожалуйте приезжайте к нам. И хотя Платону крайне
сего не желалось; однако как Государь сие говорил
публично пред всеми, то он не осмелился более
противоречить Государю; а объявил, что он его
волю должен исполнить; то же самое, что Государь,
повторила и Императрица. И так проводили Высоких
Особ.
Теперь полюбопытствует кто знать,
почему Митрополит склонился подать Государю
прошение о увольнении его от Епархии. На сие
решение уже из предсказанного видеть можно. Был
он всегда к уединению склонен; всему предпочитал
спокойствие; был притом уже к старости преклонен,
достигши 60 лет. Всю почти изнуривши жизнь в
разных и непрестанных трудах и заботах, а не
редко и оскорблениях, притом частыми болезнями
ослабляемый, ничего так не желал, чтоб хотя в
последние дни, по Павлову слову, распяться ми py, то есть так в нем жить,
как бы в нем никакой нужды не было. Однако как
Государь его не уволил, и пригласил в Петербург,
то, уважая и сие приглашение, и обещание свое,
туда сбирался. Но прежде писал к Государю,
поздравляя его со днем тезоименитства, и в какое
время благоугоднее для него, чтоб ему туда
приехать. На то ответствовал Государь, что когда
будет для него Митрополита угоднее и спокойнее.
Почему и рассудил [77] Митрополит
отправиться туда ко дню рождения Государева, к 20
Сентября, к коему дню туда прибыл.
Государь находился в Гатчине. Испросив
чрез Генерал-Прокурора дозволение, 20 Сентября, в
Гатчине, представлен был лицу Государеву, и
приветствовал его речью со днем рождения, и
поднесь свои нововышедшие проповеди. Государь
принял его благосклонно и ласково, и оставил при
своем столе. Прежде стола и во время оного
изволил с ним разговаривать о разных вещах; после
стола Государь, встав с Императрицею, и
поклонившись, пошли в свои покои. Проживя потом в
Петербурге близ шести недель, решился Митрополит
писать к Государю в Гатчину, чтоб дозволил ему
возвратиться во своясы; где помянул и о прежней
просьбе, что от Епархии быть уволену. Дни чрез два
получил письмо от Государя, в коем сказав, что
сколько б ни желалось ему, дабы он пожил с ними
подолее, но снисходя на его просьбу, уволяет его
во своясы. Получив сие, Платон начал сбираться в
дорогу, а между тем писал к Государю благодаря, и
притом испрашивая милости, чтоб завести в Лавре
типографию на собственный его кошт. И так
Митрополит, простившись с знакомыми, выехал из
него 26 Октября, и прибыл прямо в Лавру, Ноября 2
дня, слава Богу, благополучно.
По прибытии успокоился и несколько в
здоровье поправился. Упражнялся в управлении
дел, присылаемых из Консистории, указов и разных
прошений; а потом в хозяйственном устроении, а
особливо в строении Семинарии в Вифании. По
наступлении 1798 года, Государя к Maию ожидали в Москве. Почему Митрополит
почел, долгом своим отправиться в Москву. В самый
день, прибытия объявлено Протопопу Успенскому,
чтоб он в Соборе служил, а не Митрополит, или
другой какой Архиерей, и чтоб встречи никакой не
было, ниже какой приветственной речи, и обедню б
отправляли б в свое время; что все и исполнено.
Государь прибыл в Собор [78] в
начале первого по полудни. Митрополит с
духовными в церкве предстал пред него. Государь,
поцеловав Митрополита руку, и свою пожаловав,
спросил о здоровье, и что пора начинать обедню;
ответствовано, что обедня отпета. Государь: «Я
думал хотя часть застать». А был день
торжественный, Maия 10.
Митрополит ответствовал, что объявлена воля его,
дабы обедню отправлять во свое время. Почему и
отправлена. Приложившись к образам, и всего минут
с пять побыв в Соборе, Государь отправился во
дворец.
Платон, совершив в великий Св. Троицы
день службу в Чудове, и сказав слово, пробыл в
Москве до 1 Июня. А по исправлении надлежащих
Епаршеских и хозяйственных дел, отправился прямо
в Вифанию, и туда прибыв в начале Июня 1798 года, и
доселе (как cиe пишется), то есть Марта по 25
день 1799 года, во оной пребывает безотлучно.
Упражняется в отправлении
обыкновенных Епаршеских дел, представляемых от
Консистории, указов и разных прошений, также
хозяйственных, и в приведении к окончанию
Семинарии Вифанской. В большие праздники в Лавре
служит и проповеди говорит. В Вифании сам
крылосную должность правит. Ибо особо охотник до
пения. Времянно, в хорошее время прохаживается,
по силами ослабевает. Быв великий в младых летах
к прохаживанию охотник, но ныне ногами стал не
здоров: слаб желудком, отчего не редко
несварения, а от того колики и рвоты, и
непрестанно беспокоится глухими геморроидами.
Государя с большими праздниками поздравляет, и
получает на то благосклонные ответы. По большой
части спокоен; но не редко бывает прискорбен,
особливо по делам затруднительным или по слухам
неприятным. Хотя и ныне довольно словоохотец и
весел; но весьма много убыло от прежнего его
веселого нрава, и не редко бывает задумчив.
Однако при всем том блогодарит Бога, что его
успокоил; об общем вещей течении [79] рассуждая,
ревнует и скорбит. В прошлом 1798 году обрадован он
был, что Государь, по его просьбе, на содержание
братии в Лавре, прибавил 3 409 р. в год да на
богадельню к прежним по 5 руб. итого на 50 чел. 500 р.,
да на соборных и приказнослужителей, по 1 500 руб. в
год. Теперь остается доканчивать описание его
жизни, доколе Бог оную продолжит, или сему самому
перу, или другому, коему память Платонова
покажется того стоющею...
__________________________________
В рукописи, мне доставшейся, слишком
ветхой и нечистой, так что многие места должен я
был исключить, не разобрав, на этом месте
помещено следующее примечание:
«Жизнеописание Митрополита Платона до
сих пор писано с тетради, правленной по местам
его рукою. Замечание о характере Платона и мысли
его, писаны с такой же правленой им тетради. А
следующая часть жизнеописания до 1810 г. в
подлиннике писана рукою М. Платона и сохранилась
в черневом виде. Остальная же часть написана
неизвестно кем; настоящий список сделан с
черневых листов, приложенных к жизнеописанию,
составленному самим Платоном».
Эти части будут напечатаны уже в
следующем 1850 году. М. П.
Текст воспроизведен по
изданию: Жизнь Платона, митрополита Московского.
Собственные его записки // Москвитянин, № 24. 1849
|