Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПЕРВАЯ РУССКАЯ БАЛЕТНАЯ ТРУППА

В истории русского театра первой среди национальных профессиональных кадров возникла балетная труппа. Историкам отечественного театра XVIII в. известен тот факт, что в сентябре 1737 г. танцмейстер Петербургского кадетского шляхетного корпуса Жан Батист Ланде подал императрице Анне Иоанновне челобитную с проектом «Танцевальной Ее Императорского Величества школы» 1, и 15 мая 1738 г. был подписан указ о выдаче жалованья «принятому на службу ко двору балетмейстеру Жану Батисту Ланде для обучения танцованию театральному разных карактеров» 2. Документы об этом были найдены В. И. Всеволодским-Гернгроссом и опубликованы в его капитальном труде «История театрального образования в России». Но установить точную дату основания школы и первоначальный состав этой первой балетной труппы ему не удалось. «Известия 0 первых годах существования школы очень скудны. Ее учреждение не ознаменовалось никаким указом и совершилось, по-видимому, исподволь», — пишет Всеволодский-Гернгросс 3. Поэтому датой основания Танцевальной школы, «являющейся непосредственным началом Императорского Санкт-Петербургского театрального училища», он считает 15 мая 1738 г., т.е. дату подписания указа о выдаче Ланде жалованья 4.

Все последующие историки национального балетного искусства сетовали на отсутствие точных документальных данных о раннем периоде существования нашей танцевальной труппы, включая и автора двухтомного труда, посвященного истории русского балета и истории первого балетного училища, М. Борисоглебского.

Отрывочные сведения о начале петербургской Танцевальной школы сообщил Якоб Штелин в своей статье «Известия о танцевальном искусстве и балетах в России», изданной в 1770 г. 5 «Обязавшись подготовить совершенный балет из русских молодых людей, он (Ланде. — Л. С.) прежде всего выбрал (большей частью из детей простолюдинов) двенадцать стройных на вырасте (юных, — Л. С.) девушек и такое же число юношей, которые были взяты на содержание двора», — пишет Я. Штелин и далее называет имена лучших учеников Ланде: «Из девушек у него превосходно успели Аксинья, Елизавета и Авдотья, а из учеников достигли в хореографии виртуозности Афанасий, Андрей и Андрюшка» 6.

М. Борисоглебский попытался дополнить сведения о первых русских танцовщиках — учениках Ланде: «Особенно замечательными учениками были Тимофей Бубликов, Николай Чоглоков, Афанасий Топорков, Иван Шатилов, Николай Тулубеев, Сергей Чалышкин и Андрей Самарин. Кроме перечисленных семи учеников, Ланде приблизил к себе, как он выражался, "свыше меры одаренных богом" Андрея Нестерова и Тома Лебрена» 7. В этом списке бросается в глаза смешение имен кадетов, обучавшихся танцам у Ланде в корпусе и участвовавших в придворных балетных спектаклях, с учениками, ставшими впоследствии профессиональными русскими танцовщиками, причем среди учеников мы встречаем имена окончивших школу в первые годы ее существования и имена тех, которые пришли много позже смерти Ланде. Борисоглебский пишет: «К сожалению, весь период зарождения русского балета является самым туманным в истории русского театра. Нужны многолетние архивные изыскания, чтобы дать ясную безукоризненную картину театральных дел 1730-х — 1740-х годов и не впасть в изложение мифов» 8.

Автору данной статьи удалось по документам различных архивов установить точный состав первой русской танцевальной труппы и последить ее изменения па протяжении первых 20 лет существования (до 1758 г.), а если учесть, что Штелин в упоминавшейся уже работе сообщил полный состав петербургской труппы за 1768 г., то мы получаем сведения о составе нашего балета за 30 лет.

Публикацию вновь найденных документов нужно начать с указа, уточняющего [103] момент принятия Ланде на службу ко двору и, стало быть, основание Танцевальной школы. Он хранится в Центральном гос. архиве древних актов, в документах Соляной конторы, и подписан (так же как и указ, опубликованный Всеволодским-Гернгроссом) 15 мая 1738 г., но содержит в себе важное дополнение:

«По имянному Ее Императорского Величества указу, за подписанием собственной Ее Императорского Величества руки, выдано от комиссарства соляной конторы из соляной суммы принятому в службу ко двору Ее Императорского Величества балетмейстеру Жан Батисту Ланде для обучения танцеванию театральному разных карактеров определенного ему жалованья генваря с 1-го числа 1738 года...» 9.

В челобитной, поданной Ланде в сентябре 1737 г. императрице Анне Иоанновне, содержащей, по существу, проект Танцевальной школы, он просил: «...повелеть определить ко мне в обучение 12 человек из малолетних российской нации шесть мужеска полу и шесть женска для сочинения балетов двенадцатью персонами»; далее Ланде предполагал, что «ученики по обучению одного года начнут танцевать на театре, как и помянутые кадеты, а с двух лет будут танцевать всякого сорта танцевания, потом третий год, следовательно, будут обучаться для достижения совершенства...» 10. Эти три года [104] пребывания в учении истекли к 1741 г.; однако в это время в жизни России происходили волнующие события и двору было не до танцевальных учеников Ланде: 17 октября 1740 г. скончалась Анна Иоанновна, а 25 ноября 1741 г. совершился дворцовый переворот и на престол взошла Елизавета Петровна. Единственный найденный документ об этих годах существования танцевальной труппы опубликован Всеволодским-Гернгроссом — это ведомость 1739 г. об издержках на платье и прочее для танцевальных учеников, причем ни их число, ни имена не были указаны 11.

После коронационных торжеств, в которых ученики Ланде публично доказали, что «достигли уже совершенства», участвуя в оперно-балетных спектаклях, появляются указы, упорядочивающие положение первой русской танцевальной труппы; кроме точного состава труппы, они проливают свет и на профессиональный уровень танцовщиков. В ЦГАДА, в фонде Кабинета ЕИВ, хранится следующий документ:

«На 1743 год из соляной конторы отпустить:

По 1-му пункту июня 28 дня на раздачу итальянской компании, обретающейся в службе при дворе Ее Императорского Величества, и прочим при той компании служителям жалованья в определенную годовую сумму 25 675 рублев, в том числе на содержание обретающихся во обучении балетов российских 12 человек на платье и обувь и прочее 650 рублев на оной 1743 год отпустить из соляных денег в придворную контору.

По 2-му пункту декабря 22 дня обретающимся при дворе Ее Императорского Величества при операх, комедиях и интермедиях танцевальщикам годовое жалованье производить с начала прошлого 743 года из соляной суммы обще с теми деньгами, которые им на платье и обувь по ЕИВ указу от 28 июня 650 рублев положены, а именно: [105]

французу Томасу Леброну — 400 рублев

русским:
Афанасию Топоркову, Михайле Литрову — по 350 рублев
Семену Брюхову, Александру Лаптеву, Андрею Нестерову, Козьме Орденову — по 250 рублев
женска полу девкам 12:
Аксинье Сергеевой — 350 рублев
Елизавете Борисовой — 300 рублев
Аграфене Ивановой, Аграфене Абрамовой — по 250 рублев
вновь принятой Авдотье Лаврентьевой по 50 рублев...» 13.

Далее в деле следует подробный денежный отчет капитана Степана Гамбурга, ведавшего финансами итальянской компании, о том, сколько денег и кому из танцевальщиков дано на платье и обувь. В конце этого перечня есть запись, особенно интересная для нас: «... За тем де было во справке 105 рублев 45 копеек, и оные остаточные деньги употребляются на платье ж и обувь вновь принятой к обучению балетов девке Марфе Максимовой, которой еще жалованье не определено» 14.

Итак, мы имеем первоначальный состав танцевальной труппы, которая сначала числится еще в учениках (см. пункт 1); в ней, не считая «француза» Томаса Леброна, 10 русских: 6 юношей и 4 девушки. К ним в конце 1742 — начале 1743 г. «вновь принимается» Авдотья Лаврентьева, а в 1743 г. еще и Марфа Максимова, числящаяся пока в ученицах и не получающая жалованья.

По документам, хранящимся в ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, удалось проследить состав этой труппы на протяжении последующих лет.

До 1748 г. в материальном положении танцоров изменений не происходит 15; это может свидетельствовать о том, что и в профессиональном уровне их наблюдается стабильность. В 1748 г. некоторые танцевальщики и танцевальщицы ушли в отставку. Об этом кратко сообщал и Всеволодский-Гернгросс, заключая: «...одно только непонятно, почему их так скоро уволили в отставку» 16. В Архиве Дирекции императорских театров есть тому простое объяснение: в то время срок службы для всех артистов, в том числе и для танцовщиков, был установлен в 10 лет, по прошествии их можно было выходить на пенсион, а исчислялся срок службы с момента поступления или на сцену, или в театральную школу. В данном случае у танцоров он отсчитывался от 1 января 1738 г., и в начале 1748 г. вышел указ «о даче жалованья танцевальщикам, уволенным от двора» 17. Немного раньше выбыл из труппы Александр Лаптев, умерший 26 октября 1747 г. 18, а еще за год до этого, 26 февраля 1746 г., скончался балетмейстер, Ланде 19. Танцовщик Андрей Нестеров 19а, уволившись, перешел на службу танцмейстером в кадетский корпус, а в труппу на «убылые» места пришли новые танцевальщики. По указу от 30 января 1748 г. состав балетной труппы и ее оклады, разграничивающие профессиональный уровень танцовщиков, выглядят следующим образом 20:

«Французу Томасу Леброну русским

— 400 рублев

Афанасию Топоркову

по 350 рублев

Михаиле Литрову

Семену Брюхову

Козьме Орденову

— 250 рублев

Аксинье Сергеевой

— 350 рублев

Аграфене Ивановой

— 250 рублев

Сергею Нестерову

по 130 рублев

Алексею Михайлову

Марфе Максимовой

по 110 рублев

Наталье Сергеевой

Авдотье Лаврентьевой

Авдотье Тимофеевой

— 260 рублев».

В этом составе русская балетная труппа просуществовала до конца 1751 г., когда выбыл один из ведущих танцовщиков — Михаил Литров, умерший 17 декабря 21; 27 января 1756 г. умерла ведущая танцовщица Аксинья Сергеева 22. В связи с освободившимися окладами и за особые успехи несколько танцовщиков получили «прибавочное» жалованье, и в 1757 г. состав и оклады русских танцовщиков выглядят так 23:

«Тома Леброн

— 400 рублев

Афанасий Топорков

— 350 рублев

Семен Брюхов

— 250 рублев

Козьма Орденов

— 250 рублев

Сергей Нестеров

180 рублев

Алексей Михайлов

— 130 рублев

Авдотья Тимофеева

— 260 рублев

Аграфена Иванова

— 250 рублев

Авдотья Лаврентьева

— 110 рублев

Марфа Максимова

— 110 рублев

Наталья Сергеева

— 160 рублев».

В конце 1757 г. получила прибавочное жалованье и Марфа Максимова «за лучшее ее против прочих русских [106] танцевальщиков и танцевальщиц в балетах искусство» 24. В мае 1758 г. увольняется из труппы Авдотья Лаврентьева 25.

Новый этап в жизни русской балетной труппы наступил в конце 1758 г., когда в ней появились «вновь определенные малолетние ученики десять человек» 26. Затем на протяжении 1759-1767 гг. в делах о выдаче жалованья танцевальщикам постоянно встречаются упоминания о «танцевальных учениках и ученицах», имена которых, к сожалению, не называются; зная, однако, состав труппы 1768 г. и привлекая документы Архива Дирекции императорских театров, их можно установить. В 1762 г. после низложения Петра III расформировывается его оперно-балетная труппа Ораниенбаумского театра, танцовщики которой переходят на императорскую сцену и вливаются в балетную труппу 27. Именно отсюда и пришел в русский балет знаменитый впоследствии Тимофей Бубликов, имя которого встречается в документах петербургской танцевальной труппы в 1764 г., когда он посылается «в чужие края» для совершенствования. В эти годы присоединяются к русскому балету и некоторые танцовщики из труппы разорившегося Локателли, так что к концу третьего десятилетия своего существования петербургская балетная труппа численно необыкновенно вырастает. По штатам «принадлежащих к театрам людей», принятым в 1766 г., балетная труппа переставала разделяться на «русских» и иностранных танцевальщиков; в 1768 г. она выглядела следующим образом 28:

«Балетмейстер и первый танцор Гаспаро Анджиолини

Танцовщики
Парадиз, Таулато, Гранже, Тимофей Бубликов

Танцовщицы
Сантини-Убри, Приер, Мекур, Бурнонвиль, Фузи (по мужу Бернарди)

фигуранты

Франц Морелли

Семен Брюхов

Трофим Слопкин

Вавила Медведев

Петр Васильев

Антон Бианкин

Андрей Серков

Михайла Орлов

Дмитрий Махаев

Дмитрий Григорьев

Петр Колумбус

Василий Коненков

Демьян Грозипский

Григорий Даровский

Иван Данилов

Дмитрий Высоцкий

Алексей Татаринов

Иван Бианкин

фигурантки

Айна Дюкло

Катерина Шлаковская

Франциска Березолская

Марфа Хандошкина

Пелагея Мошковская

Дарья Александрова» 29

Марья Петрова

Пелагея Иванова

Анна Васильева

Мария Савопьянова

Марфа Топова

Авдотья Тимофеева

Авдотья Степанова

Авдотья Макарова

Варвара Михайлова

Афимья Кальянова

Марья Татаринова

Существуют также и другие документы, позволяющие уточнить отдельные моменты истории первой русской танцевальной труппы. Например, удалось установить год рождения некоторых танцовщиков. Так, Семен Андреевич Брюхов родился в 1725 г.: по исповедным росписям 1762 г., ему 37 лет 30, следовательно, в 1738 г. ему было 13 лет; Андрей Алексеевич Нестеров родился в 1727 г.: по исповедным росписям 1755 г., ему 28 лет, а его жене, тоже танцовщице, Елизавете Борисовой — 25 лет 31, значит, в 1738 г. Нестерову было 11, а Борисовой -8 лет. Эти данные позволяют представить возраст учеников, набиравшихся Ланде 32.

В первой русской балетной труппе сложилось много супружеских пар как между русскими, так и с иностранными артистами: известно, что Авдотья Тимофеева была замужем за Таулато; Аксинья Сергеева была женой Томаса Лебрена 33; Франциска Ибершер стала женой Максима Березовского 34. Эти сведения помогают представить как бытовую, так и творческую атмосферу первых лет существования нашего театра.

Комментарии

1. Всеволодский-Гернгросс В. Н. История театрального образования в России. СПб., 1913, с. 391.

2. Там же, с. 394.

3. Там же.

4. Там же.

5. Haigol’s, Beylagen zum Neuveranderten Rufiland. T. 2. Riga und Mitau, 1770: Nachrichten von der Tanzkunst und Ballet in RuBland.

6. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. Л., 1935, с. 152.

7. Борисоглебский М. Материалы по истории русского балета. Л., 1938, т. I, с. 16.

8. Там же.

9. Здесь и далее курсив мой. ЦГАДА, ф. 353, оп. 1, ч. 2, д. 841, л. 28 об.; ГЦТМ, ф. 486, д. 715.

10. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Указ, соч., с. 392.

11. Там же, с. 396.

12. Слово «девка» приводило иногда в заблуждение историков театра, считавших, что оно означает принадлежность только к крепостному состоянию, тогда как в начале и середине XVIII в. оно было признаком не социальной принадлежности, а указанием на семейное положение и употреблялось не только в крестьянской, купеческой и мещанской среде, но даже и по отношению к дворянкам и лишь ко второй половине XVIII в. было заменено словом «девица»; слово «девка» осталось употребительным по отношению к низшим сословиям, со временем относясь только к крепостным.

13. ЦГАДА, ф. 9, оп. 5, д. 75, л. 1.

14. Там же, л. 2 об.

15. ГЦТМ, ф. 486, д. 718, 719. 722.

16. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Указ. соч., с. 400.

17. ЦГАДА, ф. 353, оп. 1, ч. 2, д. 1235, л. 36.

18. Там же, л. 12.

19. ЦГАДА, ф. 17, д. 322, л. 36.

19а. В предыдущем томе «Памятники культуры. Новые открытия. 1983 г.» в статье Н. А. Лисовой «Сухопутный шляхетный кадетский корпус» на с. 265 был опубликован паспорт, данный уволенному от двора ЕИВ танцевальщику Андрею Нестерову, который был ошибочно определен Н. А. Лисовой как «вольная, жалованная императрицей крепостному артисту» (с. 267). На самом же деле Андрей Нестеров получил этот паспорт (что было обязательным для всех в XVIII в.), при уходе в отставку из придворных танцевалыциков в 1748 г. и, поступая вновь на службу, в частности в Кадетский корпус, предъявил с него копию, которая и опубликована на с. 265.

20. ЦГАДА. ф. 353, оп. 1, ч. 2, д. 1235, л. 55; ГЦТМ, ф. 486, д. 724.

21. ЦГАДА, ф. 19, д. 182, ч. 6, л. 234.

22. ЦГАДА, ф. 17, д. 322, л. 36 об.; ф. 353, оп. 1, ч. 2, д. 1513, л. 28.

23. ЦГАДА, ф. 17, д. 322, л. 35 об.

24. ЦГИАЛ, ф. 466, д. 93, л. 125.

25. ЦГАДА, ф. 353, оп. 1, ч. 2, д. 1548, л. 36.

26. Там же, д. 1584, л. 14.

27. Документ об этом был найден в архиве Придворной конторы и опубликован А. Гозенпудом. В нем поименованы все танцовщики, взятые из Ораниенбаумской труппы: «...танцовщики В. Медведев, П. Васильев, Т. Слепкин, Т. Бубликов, танцовщицы А. Степанова, А. Игнатьева, П. Михайлова, А. Чурбанова». См.: Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. Л., 1959, с. 101.

28. Штелин Я. Указ, соч., с. 168.

29. Этот «список танцоров и танцорок придворной сцены за 1768 год» приводит в указанной статье Я. Штелин; здесь он воспроизводится для составления наиболее полной картины о русской балетной труппе, так как во всех других работах этот список лишь упоминается, но не цитируется полностью.

30. ЛГИА, ф. 19, оп. 112, д. 167.

31. Там же, д. 122, т. 2.

32. Выясняется, что все танцевалыцики были грамотными, а все танцевальщицы и первого набора 1738 г., и второго — 1748 г. были неграмотны: в делах о получении жалованья за них расписывались их товарищи (ЦГАДА, ф. 353, оп. 1, ч. 2, д. 1096, л. 42-44; д. 1259, л. 35-37). Некоторые историки нашего театра считали, что первыми актрисами после учреждения русского профессионального драматического театра стали несколько танцевальщиц, перешедших на драматическую сцену, но данная публикация полностью отвергает эту версию: во-первых, видно, что в 1756 г. из балетной труппы никто из танцевальщиц не выбывал (кроме умершей Аксиньи Сергеевой); во-вторых, то, что танцевальщицы были неграмотны, также ставит под сомнение подобное предположение; интересно, что до ноября 1744 г. при танцевальной труппе состоял француз-учитель Малье, обучавший их французскому языку, вероятно, для того, чтобы танцевальные ученики лучше понимали самого Ланде.

33. ЦГАДА, ф. 353, оп. 1, ч. 2, д. 1513, л. 28.

34. ЛГИА, ф. 19, оп. 111, д. 54, л. 181 об.

 

Текст воспроизведен по изданию: Первая русская балетная труппа // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1985. Л. Наука. 1987

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.