|
№ 2 ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ В 1734-1735 ГОДАХ ДОРОЖНОЙ ЖУРНАЛ 1 Из Кузнецка города до Томска поехали мы с господином доктором, 2 взяв оттуду одного татарскаго толмача и вожа, водою, на трех лотках, вниз по Томе реке, сентября 27 дня, а господин профессор Миллер того же дня с одним переводчиком и несколько солдат сухим путем поехал. При нашем отъезде начел снег итти. Мы в сем пути день и ночь ехали, где возможно было. И сего дня мы следующие деревни проехали: Рождественской монастырь, Керецкие татарские юрты, 3 Тытыковы татарские же юрты, а Митину деревню, Севергину, Бедареву, Ильинское село, Шорохову, Антонову, Тихонову, Мокроусову, Поросенковы телеуцкие ж юрты, Сидорову, Кашканаковы юрты — и, около полуночи в Терехину деревню приехавши, свету дожидаться принуждены были, понеже две лотки на мель стали, из которых одну уже поутру из оные деревни, людей пославши, с мели сняли. [Сентябрь] 28 дня б Першуткину деревню проехавши, приплыли в вечеру в Мамышевы татарские юрты, в которых живут тюлиберские татары, где мы ночевать принуждены были, понеже для великих на Томе реке мелей ночью никоим образом ехать невозможно было. У сих татар юрты очень худо построены, иные на подобие [50] руских изб, а иные из досок зделаны, круглые и на подобие башни в верху сведены, и все землею так осыпаны, что издали никак не можно за юрту признать, двери так малы, что немалому человеку почти полском лесть в них надобно. А полу в них нет, а на средине их зделан комель, в котором днем и ночью, зимою и летом огонь безпрестанно кладут. Мы, в сии юрты приехавши, ни единой почти бабы не видали, понеже они думают, что к ним неприятели идут, все в лес разбежались. 29. Кокошниковы татарские юрты, Бабей камень, Узун и Ургей горы, Дуралук речку, Ябил и Анс горы проехали. 30 дня поутру приплыли мы до Сустанаковых юрт, в которых живут тюлиберские татары. Тут видели мы девку, которая 4 косы имеет, по две на стороне. Вины спрашивая, для чего сия девка от девок и от баб разнствует, понеже у девок кос по 10 и по 20 имеют, а у баб только по две, по одной на стороне заплетаются, узнали, что эта девка зговорена и для того 4 косы имеет, а когда уже замуж выдет, то ей те 4 косы в две заплетают. Бабы татарские и девки сверх волосов муские шапки надевают. Тут же видели мы у трех дворов по 4 березки поставлены, на восток наклоненные, из которых на трех обрески китайчетые, стамедные, хамовые и зенденные 4 навешены, а на четвертой, передней из них, повешена заячья кожа, на всех лапах его, близ лап, лоскутки красные привязаны. У сих березок оные татары по всякой год жертву приносят богу, наваривши браги великую кадь, и, к тем березкам вынесши, на них льют, и сами пьют, и таким образом бога молят, о котором сказывают, что с нашим богом на небе вместе живет, и меж собою великое содружество имеют. Они так же, как и татары барсаяцкие, 5 камов имеют, у них всех есть инструмент, которой руские бубном, а они тюрю называют, обод у него как у сита, на одной стороне кожа как на барабане натянута. Внутри его вдоль зделана толстая палка, а посредине его, где рукою держать, тоне выделано. Сквозь оную палку поперег продет железный прут, на котором железцы повешены, на одной стороне 4, а на другой пять, внутри ж на ободе также некоторые железцы повешены. В сей инструмент бьют колотушкою зайчинною, а иные собольею, неведомо чем набитою, а бьючи в него, [51] камы призывают чорта. У него во всем помощи просят. Они сказывают, что его видят в подобии стени человеческой. Мы говорили — для чего не у бога, но у чорта помощи просят, — сказали, что бог помощи нам дать как может, понеже он высоко живет, а чорт, так же как и мы, на земле, того ради луче нам помочь и может. Оттуду поехавши мы мимо Личиновой деревни, Боевой, Красного камня, Тайдана, Осиповой и Мунгата речек, Кропивиной деревни, которая есть близ Мунгатского острогу, в него приехали мы ночью и несколько промешкали. Кругом сего острогу нет никакой ограды, ни церкви, одна только часовня во имя Покрова богородицы. Здесь мы взятых в Кузнецке 30 человек работных людей переменили, а к прикащику Верхотомскаго острогу отсюды писмо послано от господина доктора, чтоб 30 человек работных людей в готовности имел, на перемену взятым в Мунгатском остроге работникам. Той же ночи мы далее до Змеиного камня доехали. Октября 1 дня ехали Банную деревню, Еловку и Банную речки, Нижнюю деревню, Грязную речку, Горелой камень, Порывной порог, через которой, как судно спускали, то все с него сойти принуждены, понеже на нем валы немалые суть, а его проплывши, Спускову деревню, Березовку речку и деревню, Унгу речку, Чорнову деревню, Люпку речку, Смолину деревню. И приехавши в Бородину, ночевали, понеже для мелей ночью ехать неможно было. В ней живут руские и татары крещеные, которые в церковь ходят и иконы в домах имеют. Болшая же часть крещеных татар, понеже сказывают, что крещены неволею, сброся с себя кресты, по-прежнему свою веру держат. О остяках сказывают (из них очень много крещеных), что иные на иконах рыбу чистят и молоко ими покрывают, у иных место игрушки робятам, и как де их спросят, для чего к стене лицом ставят, малым играть даны, а иные их лицом к стене ставят, — что де малые робята, увидя на них написанное, снимут и играть станут. 2 дня из Бородиной проехали мимо Щербаковой, Багровой, Щеглаковой деревень, мимо Красного камня, Кучюковых юрт и около полудни в Верхотомской острог приехали, где для перемены взятых из Мунгатского [52] острога работников стоять надлежало. Кругом сего острога есть ограда и рогатки, также церковь древяная во имя Вознесения Христова. От прикащика сего острога уведомились мы о триумфалной победе российской над поляками, 6 которой сказывал нам, что по всем городам печатные манифесты о сей виктории розосланы. Отсюду такожде, как и прежде, господин доктор послал писмо к Сосновскаго острога прикащику, чтоб толикое ж число, то есть 30 человек, набравши из служивых или беломесных, на перемену взятым в Верхотомском остроге работникам, в готовности имел. Того же дня, из Верхотомскаго острогу поехавши, следующие деревни проехали: Балахну речку и деревню, Подшипову речку и деревню ж, Глубокую речку и деревню, Стрельной камень — речку и деревню, Касагорову деревню — и, приехавши до писаного камня, пристали. Томь река, которая больше на север на страну меж севером и западом течет, здесь почти на запад течение имеет. Камень нарисоваными фигурами к реке стоит. Вышина его около 10 сажен. Нижнее камня место, где фигуры изображены, в двух почти саженях от воды есть. На него, ежели хорошенько разсмотреть кто хочет, всходить не без трудности надобно. Место, на котором те фигуры изображены, в вышину около трех сажен. Близ сего с правой руки в равной высоте другое место, изображенное фигурами, с реки видится, с сажень вышины. Туды по разселинам между сими вышеписанными местами очень трудной всход. Сие место такожде, как и вышеозначенные места, фигурами изображено. На всех сих местах маралы, лоси, олени, лошади и инде рыбы и люди вырезаны. В нижних местах оное изображение почти все попорчено и инде иные новые фигуры изображены. На верхнем, понеже туды взойти не всякому можно, все изображение очень ясно видеть можно было. 7 Сих фигур понеже ночью разсмотреть невозможно было, до утра стоять там от господина доктора приказ отдан. Он поутру, вышеписанное разсмотря, с оного камня проспект снять и фигуры рисовать велел. в [53] 3 дня поутру оттуду поехавши, мимо Калбихи деревни, Пачи погоста и речки, Убионы деревни и речки, Пашковой деревни, Тайменки монастырской деревни, Тайменьки деревни ж и речки, Брускуровой, Попкиной, Искитимской, Поломошной, Юрги речки, Талы, Куженькиной, Моховой, Гутовой деревень, ехали. 4 дня поутру Кулаков погост, Корчюганову, Саламатову деревни, Иткару погост, Анкудинову, Басалаевы юрты, Скороходову и Осанову проехали. Часу в 9 того же дня приплыли мы до Сосновского острогу, где для перемены работников, в Верхотомском остроге взятых, пристать надлежало, а понеже оной острог стоит за островом, и того ради у него пристать неможно было, то пристали мы на другой стороне, против острогу у деревни Томиловой, которая стоит над Лебяжьей речкою. И оттуду послал господин доктор капрала в острог к прикащику, чтоб по оному писму, которое к нему из Верхотомска послано, дал работников на перемену верхотомским. Оной прикащик сам приходил в ту деревню, у которого господин доктор просил, чтоб ему для прочитания сообщил манифест о росейской виктории, что и вспоследовало. В сем остроге есть церковь древяная во имя Преображения господня, также кругом его ограда и рогатки. Переменивши работников, далее отъехали и в тот же день Селедеево село, Виснинову деревню, Костянтиновы татарские юрты, Алаеву деревню, Варюхину, Юрской погост, Вершинину, Калтайскую рускую и татарскую деревни, Батаринскую, Казанские юрты, Спаское село, Барабинские юрты, Каптанчикову деревню, — в которой живут роскольщики, они платье таким же манером, как и у московских роскольщиков зделанное носят, а за бороды платят в год по 50 рублев, — Муратовы юрты, Токтамышевы юрты проехали. 5 дня поутру в 8 часу в город Томск приехали, где господа профессоры пути дожидаться за благо разсудили. В сем городе есть крепость деревянная, а в ней соборная церковь древяная ж во имя Троицы и воеводской двор, а приходских церквей во всем городе пять деревянных и два монастыря, мужеской и женской, в них такожде церкви древяные. В нем лавок також довольно, а в них всякими товарами — китайскими и рускими — торгуют, [54] и харчевых, в которых мясом и рыбою торгуют, а рыбы такое там довольство, что и в скоромные дни жители тамошние больше ее, нежели мясо, покупают. Через город течет в Томь речка Ушайка. 9. С полудни начался снег очень великой итти, а в ту ж ночь немалой мороз, чего ради следующего, то есть 10 октября, без нужды уже на санях ездили. 11. В ночи был жестокой мороз, от которого 12 дня поутру Томь река стала. В сем городе все почти по старине поступают, что из следующего явно есть: в поезду у них живут тысяцкие и бояры, и во время венчания, как запоют «Исаия ликуй», священник берет не жениха, но тысяцкого за руку, тысяцкой же жениха, а жених невесту, как мы 13 октября видели. 27. У иных же бывают в поезду мальчики, которые по плечам кушаками толковыми крест на крест повязаны, как мы 27 октября видели. Они напереди всех ехали, а называют тех мальчики боярами. В Тобольске зговореные девицы по всякой день воют, тех девиц называют они пахабными, которые не воют. 30. В Томской воеводской канцелярии бывши, видел близ воеводскаго места повешеннаго деревяннаго льва, очень нехудо вырезанного и брюхом на палку, длиною аршина в два или больше, насаженнаго, о котором сказывают, что оной лев прежними еще воеводами очень давно зделан. Ево, когда о некаком неважном деле публично во весь народ, на пример ежели какой человек збежал или иное сему подобное, объявлять хотят, вместо барабанного бою на базаре поутру, понеже там с утра до полудни только в лавках сидят, выносят, которой видя, как многие люди зберутся, то человек, которой ево носит, словесно всем причину объявляет, ради которой оного льва вынесть велено. А по их называется — бирючь, или кличь, кликать. К тому ж у женщин кунтыши с долгими рукавами, шапки рогатые, а у мущин руские кавтаны и бороды, которое у них в таком употреблении есть, что мы во всю нашу бытность там не видали 10 женщин, которые бы по-немецки убраны были, но все или в треухах, или с рогами, или рукава у кунтышей их по полу волочатся. А больше, такой кунтыш на голову наложивши, ходят. А мущины такожде немногие без бород [55] или в немецком платье ходят, но всякого чину дворяне, дети боярские, конные и пешие казаки и торговые, кроме солдат и приежжих, почти все з бородами и руское платье носят. Жители здешнего города пиво варят и вино про себя сидят невозбранно. Ноябрь. 3. Чрез почтаря, из Санктпетербурга в Якуцк едущего, уведомились мы, что обер-секретарь Сената Иван Кирилович 8 в статские советники пожалован и месяца августа сего года поехал на Ужу для строения крепостей. 26 сего месяца в 7 часу пополудни из Томска поехали и, едучи до Енисейска, в следующих деревнях лошадей переменяли: 1) в Семилужном селе, в нем церковь древяная во имя Николая чюдотворца. 27. 2) В Спаском селе, в нем церковь древяная во имя Спаса нерукотвореннаго. Под ним течет река Яя. 28. 3) В Зырянской деревне, в ней церковь во имя Николая чюдотворца. 4) В Чирдатских юртах татарских, в них церковь во имя Рождества пресвятые богородицы. 29. 5) В Казаковых юртах. 6) В Сарбичиковых юртах, в них церковь во имя Богоявления господня. 30. 7) В юртах князца тутальскаго. Декабрь. 1.8) В Круземечевых юртах. 2. 9) В Мелеском остроге, в нем жило только четыре двора и церковь древяная во имя Успения пресвятые богородицы. 3. 10) В Кемчиковых юртах. Все татары, которые живут в вышереченных юртах, кроме Кемчюковых, очень бедное житье имеют. Хлеба почти в глаза не видают, курмачем (то есть ячменем чищеным и сушеным) и орехами кедровыми питаются. Лутшее у них кушанье, ежели оной курмач в горшке с водою сварят или ево, розтерши и в воде житко разваривши, из корыта ковшем хлебают, понеже ставцев и ложек почти ни у единого из них не видали. Окончины у юрт их лденые и вместо хлопья снегом мазаны. [56] А татары, которые живут в Кемчюковых юртах, несравненно лутшее житие имеют. Они, так же как и руские, хлеб сеют, и мелют, и пекут, и юрты их, (не знаючи; прежде, что татары живут в них), никто не назовет татарскою, но рускою деревнею. Бабы их платье руское носят. По-руски также всех татар, по Чюлыму живущих, говорят лутче. Оные татары, так как и протчие, до табаку такие охотники, что дыму из роту вон никогда не выпускают, но глотают, а за неимением табаку, нарезав товоложного прутья, сердце из него выскабливают и курят. Ганзы 9 у них каменные, кругленкие, в них дирочка зделана, так малая, что татары, три раза дым глонувши, всее выкуривают. Все вышеписанные деревни, как руские, так и татарские, от Зырянской и до Кемчика, стоят над рекою Чюлымом. Татары в них живут все крещоные. 3. 11) В Малокетской слободе, — она стоит над Малою Кетью, — в ней церковь во имя Троицы живоначальные. От сей слободы до Вельского острога ехавши, два зимовья переехать надобно: 1) Алтайское, над рекою Алтаном, от слободы в 21 версте; 2) Большекетское, над рекою Кетью, от Алтанскаго в 28 верстах. 12) В Бельском остроге, оной стоит над рекою Белою, церковь в нем древяная во имя Благовещения пресвятые богородицы, от Большекетскаго зимовья в 34 верстах, а от слободы в 83 [верстах] 100 [саженях]. 13) В Челбышевой деревне. Церковь в ней древяная во имя Знамения пресвятые богородицы. 14) В Мордовской деревне, в нее приехали мы около полуночи, а понеже в город ехать ночью неприлично, то мы в оной деревне почти до заутрен мешкали. Из нее, за 4 часа до свету поехавши, в город Енисейск 6 числа декабря поутру на день святого Николая чюдотворца. Всего от Томска до Енисейска 627 версты 770 сажени. (Сей город стоит над рекою Енисеем. В нем крепость древяная, 4 церкви, соборная каменная во имя Богоявления господня и 3 монастыря, два муские и один женской. Енисей река против сего города шириною около двух верст. Вверху ее есть место, где с обеих сторон каменные горы как стены очень блиско вместе сошлися, в сем месте оная река очень быстра. А повыше его она верст на 14 шириною. [57] Как мы в сей город приехали, такие морозы великие стояли, что иногда за пылью, которая от жестоких морозов бывает, в 10 саженях человека видеть неможно. В Туруханске или в Мангазейске городе, которой стоит на реке ж Енисее, близ устья, где оная река в море впала, морозы гораздо больше бывают, а ежели встанет там вьюга, то никто никогда из двора не выходит, понеже, хотя 10 сажен отойдет от двора, опять его не найдет, отчего иные и замерзают, о чем самовидцы сказывают. Здесь в день тезоименитства или рождения ее императорского величества и всей императорской фамилии бывает илюминация, то есть сажигают везде по окошкам свечи, а у кого не будет, с таких берут по 50 к. штрафу. Декабря 23. Подавали господа профессоры в Енисейскую провинциальную канцелярию промеморию, чтоб по присланному во оную канцелярию из Сибирской губернской канцелярии ее императорского величества указу всей нашей свите жалованье на 1735 год вперед выдано было. И, по определению оной канцелярии, мы наше жалованье того ж месяца, дня и получили. 25. В день рождества Христова здешние жители нарочно пекут из теста коровки, сабаки, зайцы и иныя звери, которые по их обще козылки называются, которыми делят славелшиков, а иные место козулек орехами или пирогами за славленье дают. Во все святки из Абалацкого монастыря, которой от города Енисейска в 1 версте, служители ходят в вертепом, которой следующим образом зделан. Вверху его зделано жилье, видом круглое, с слюдеными четвероугольными окошками, в котором зделан образ богоматери, сидячей на стуле и держащей Христа, да над ним дух, в подобии голобя летающий, вверху утвержден. По правую ее сторону поставлен престол, а на нем три сосудца, в которых принесенные от персицких волхвов дары положены: злато, и ливан, и смирна. По левую сторону образ Иосифа, хранителя богородицы, на жезл опершигося зделан. Недалеко от него, на той же стороне, поставлены ясли, а в них сено положено. Лицы как богоматери, так и Христово, и Иосифово очень нехудо изображены. В нижнем жилье зделано бумажное колесо, которое от свечи горящей кругом ходит, вкруг его обведен бумажной же круг, на котором позолоченая [58] паталью налеплена бумажная звезда, за нею три цари на конях, хотящии поклонитися Христу, после их разные звери и пастухи вырезаны. И у всех как лице, так и одежда малеваные. Сей круг вместе с вышеобъявленным колесом, и ежели свеча горит, безпрестанно вертится. Весь сей вертеп из бумаги выклеен, снаружи на подобие башни зделан, нижнее жилье гораздо пошире верхнего. На самом верху он на подобие башни зделан и красною краскою снаружи выкрашен. Те, которые оной вертеп носят, партес преизрядно поют. 10 Изобретателем сей фигуры, сказывают, быть иродиакона некоторого, именем Филарета, прежде жившего во оном монастыре. Понеже жителей сего города сквозниками зовут, то спрашивали их, нет ли протчих городов сибирских жителям подобных прозваньев. И от них уведали, что тобольские жители — язиовики называются, томские — булыги, тарские — роскольщики, или коловичи, понеже многие из них от вице-губернатора сибирского Салавова на колья посажены были, кузнецкие — сурки, потому что почти у всякого из них сурковые шубы или шапки и нигде больше сего зверя нет, как в их стороне, енисейские — свозники, понеже много обманывать умеют, красноярские — бунтовщики, потому что много на воевод доносят, 11 сургутские — кривые, туруханские — светлолобые, илимские — павлы, иркутские — иваны. И хотя, может быть, и всех городов сибирских жителям особливое прозвание есть, однакож здесь еще уведомится невозможно было. Отсюду до Красноярска отъехали мы генваря 13 числа, пополудни в 6 часу, а едучи по следующим деревням, подводы переменяли.
В сем городе есть крепость древяная и 2 церкви, одна в крепости во имя Владимерские богородицы, а другая во имя Покрова богородицы. Он стоит над рекою Енисеем, а под ним впала в Енисей река Кача. По сей реке живущие татары качинцы называются. 12 Здесь имел я случай видеть одного из тех татар с женою, которой приведен был к господину профессору Миллеру. Он очень стар, но жена еще лет окол 20, она сказывала, что ее насильно взял, понеже она прежде была за сыном ево, а по смерти сына он ее за иного не выдал, потому что, как сказывает, много за нее калыму дал. Сии татары едят всякого зверя, а вместо хлеба в зиму запасают кырлык, которой много на гречу походит, и… г А хлеб из них очень мало или почти никто не пашет. Ясак платят иные по соболю, а иные по 2 и по 3 и по 6, а выше сего не бывает. Во время збору дается им вино по числу соболей, кто один соболь платит, тому и чарка [61] одна, и так до 6. Перед сим незадолго во время же ясашного збору им давана была лошадь, одна на всех, которую они не убивают, но, по улицам ее гоняючи и поленьями или палками бросаючи, умучивают, а умучивши, как собаки рвали, кто что ухватит, а которой из них много ухватит, за тем человек 20 бегут и, настигши, отнимают, и так, кто из них урвет да уйдет, что никто не увидит, тот и прав. А ныне им, вместо лошади, дают из казны полтора рубли денег, которые они, понеже делить их неможно и по копейке на человека не придет, в церковь нашу отдают. Богу они небесному молятся, праздников никаких не знают, однажды только в год в осеннее время лошадь убивают. Попов такожде не имеют. Свадьбы они венчают так: в тот день, в которой свадьбе быть, съежжаются жениховы гости в избу, а невестины в другую, и как придет время, то невеста из отцова двора поедет на другой день, а в то время жених с поездом, сокрывшися, стоят, а когда она выедет, то все на нее бросаются, и кто у всех отнимет, того и невеста. Того ради нарочно уступают жениху у всех отбить, а отбивши, он уводит домой к себе. Они года по два, по три и по 10 лет сговоренные бывают. Жених, оставя отца, приходит к тестю жить, и калым, которой они за невесту платят, заробатывают, а невесту ему тесть по тех пор не отдает, покамест он весь калым заплатит. Калым дают они деньгами, скотом и товаром. Богатые из них дают и по 100 скотин. Жен им иметь по две и по три вольно, такожде и в родстве за себя брать не воспрещается, брат меньшой по смерти большего брата невеску за себя брать может, а большему нельзя: сыну на мачихе и отцу на снохе женится не возбраняется. Умерших татар иных в каменю хоронят, а иных, ежели при смерти сами прикажут, со всем их платьем и ружьем, которым они владели, сожигают. Имена всякому из них даются того человека, которой впредь всех после родин придет. Генварь 20. По поданной от господина доктора промемории в Красноярскую канцелярию о поимании зверя кабарги, его же около сего города очень довольно есть, к нему сего роду 2 самца, одна самка принесены были, [62] которых он анатомил и кости одного в Санктпетербург отослал. Самец сего роду имеет два зуба, как кабан, которые с дюйм вон высунулись. В нем имеется мускус, а находится в круглом сосудце, которой подле конца уда есть. Уд сквозь сей сосудец проходит, во оном сосуде две дирочки, одна — в которую мускус, а другая — в которую урина выходит. Мускус сего зверя много худший есть, нежели оного, которой в китайских землях находится. Хвоста, как у самца, так и самки нет, самка зубов такожде кабаньих не имеет. Волосы на них долгие, жесткие и по всему извитые, которые снизу как снег белые, а сверху темные. Февраля дня 1 послан был я с 30 служивыми, в котором числе один пятидесятник и 4 человека плотников было, в имеющиеся вверх по Енисею реке пещеры и к писаному камню для приуготовления там надлежащих лесниц и способного всходу. И так того же дня перед полуднем приехал я в Овсянскую деревню, которая от города Красноярска в 221 верстах, а против сей деревни, едучи вверх, на правой стороне Енисея реки, есть пещера, Овсянская называемая, длиною в 7 сажен 1 ар., а поперег в 1 сажень. Река Енисей против сей пещеры только в 20 сажень. Вход в нее на WNW. Здесь все по силе данной мне инструкции изготовивши, половину служивых наперед к писаному камню послал, которой верстах в 20 от помянутой деревни, чтоб того же дня дорога к нему прочищена была, а сам с остальными в Овсянской деревне ночевать принужден был, потому что близ писаного камня деревни не имеется, а посланным служивым, зделавши дорогу, в Бирюсинскую деревню, которая в 5 верстах от помянутого камня, ночевать ехать велел. 2 февраля поутру, из оной деревни поехавши, смотрел писаного камня и меру снять велел, по которой лесница к оному в Бирюсинской деревне после зделана. Сей камень от натуры есть кирпишного цвету и вышиною не менше 60 сажен. В 3 саженях от льду (понеже он над самою рекою стоит) помянутой камень мелом, как видится, вымазан, а по мелу красною краскою фигуры изображены. Первая и знатнейшая из них — человек на звере. Кроме сей, три человека, подпершися одною рукою, а другую протянувши, намалеваны. Пониже сих фигур к углу зверь [63] на подобие оленя, а на правой стороне гораздо подале их один только олень же написаны. Кроме сих, иного ничего не видно, однакож можно думать, что весь камень в помянутой 3-саженной вышине такими фигурами прежде разкрашен был, потому что еще и поныне белая краска, по которой фигуры красным, может быть, написаны были, не вся слиняла, и тож и оттого, что и нынешние фигуры не в долгом времени все сойдут. Того же дня в Бирюсинскую деревню приехал, которая от Овсянской деревни в 26, а от города в 48 верстах, где, зделавши к помянутому камню лесницу к бирюсинской пещере, которая в верстех в… д от помянутой деревни находится, служивых отправил, чтоб на оную способной всход зделали. Они того ж дня и лестницы поставили, и, где надлежало, из земли и снегу ступени поделали, и от устья пещеры до низу веревку протянули, чтоб всходить способнее было. Всход к ней очень труден есть, потому что очень крут и, как веревкою мерели, в вышину 45 сажен. Устье ее на подобие ворот градских, вход в нее на SWZS, длиною она 16, шириною 3 сажен 1¼ аршина, а вышиною в ней около 7 сажен. Внутри ее гораздо тепло, в ней такожде и многие сосульки лденые, очень толстые, высокие и безмерно чистые находятся. 4 дня сего месяца, по полудни в 4 часу, господин доктор с одним живописцом и геодезистом в оную деревню прибыл, и того же часу поехали мы до оной пещеры, а понеже тогда уже ночь настала, того ради с смолеными пуками лучины ходили, которые нарочно для того были зделаны. Господин доктор оную пещеру срисовать велел. И назад в деревню приехали мы часу в 7 по полудни и 5 дня поутру домой ехать намерены были, а понеже время не допустило прошедшего дня быть в одной пещере, которая нижная называется и разстоит от деревни только в 3 верстах. К сей пещере с реки всходу зделать никоим образом зделать невозможно было, потому что безмерно крута и вышина до устья ее не меньше 40 сажень. И в нее никак попасть не можно, разве из оной деревни верхами ехать. 5 дня поутру прежде солнечного всходу в помянутую нижнюю пещеру верхами поехали. [64] Оная пещера сквозная, одно ее устье на реку, а другие на горе, вход в нея с горы на SW, а с реки на SO, ширина ея 3 сажень и 1 ар[шин], длина 13½ сажени, вышиною такожде не ниже верхней. Здесь, все отправивши, назад поехали. И доехавши до писаного камня, к которому уже лесница от посланных с нею по утру рано служивых 10 человек уже поставлена была, господин доктор и протчие, всходивши до него, ясно очень разсмотрели вышеписанные фигуры всей сей горы, и на них фигур господин доктор живописцу рисунок зделатъ приказал. 13 Оттуду поехавши и на Овсянке лошадей переменивши, в город Красноярск того же дня в вечеру приехали. А здешнего города обычаи, которые мы, там живши, приметили. 1. Во время праздничное жители по гостям незваные ходят и чережчюр упиваться любят потому что иные из них одного дня почти весь город обходить не ленятся и инде чарку вина, а инде стакан пива урвет, и хотя уже в такое состояние придет, что на ногах ходить не может, однакож лишь бы в котором доме шум услышал, понеже из того признавают, что там попойка есть, хотя ползком ползет во двор, чтоб еще напиться. 2. Во время масленицы по горам уливают водою катушки, на которых во всю ту неделю почти всего города девицы и женщины вместе с мужиками на коровьих кожах катаются. А в последний день, то есть в воскресение, с оных катушек идучи, со всяким, кто бы ни шол навстречю, целуются. 3. Смотру невестам никогда или очень редко, и то у знатных, бывает, и жених по тех пор ее не видает покамест ее в церковь к венцу приведут. 4. Сговореным невестам за день перед свадьбою обычай есть ходить на могилы выть, у которых отец или мать, хотя очень давно, умер. Из Красноярска выехали февраля 18 дня. И в следующих деревнях лошадей переменяли.
27 дня поутру в Удинской острог приехали. Он стоит [в] 34 [верстах] над рекою Удою. Строения в нем прикащиков двор, несколько анбаров, баня над воротами, часовня. А за острогом только 4 двора обывательских. От Красноярска до сего острогу ехали больше горами, нежели ровными местами. Около сего острога кочюют братские татары, которых язык с тунгуским и мунгальским очень много сходен. 14 Вера их такая, какую держат качинские татары. Зимою живут в юртах деревянных, осмиугольных, на верху оных оставлено круглое окно для исхождения дыму, потому что под ним огонь кладут, которой днем и ночью не утухает. В той же юрте и скот их, и сами живут, а летом в войлочных юртах, также видом круглых. Шаманов, так же как и протчие татары, имеют. Оные шаманы платье, когда хотят бить в бубен, надевают кожаное, долгое, на спине оного разные железные фигуры навешены, кругом всего подолу всяких зверков кожы пришиты и кохти филиновы. На голову надевают бытто связку широкую, на которой перье филиновы пришиты. Больные татары призывают их и просят от них помощи, над которыми они за битье в бубен довольную плату берут. А бьючи, все спиною трясет, чтоб оные, повешенные на спине железцы, гремели. Бубны их такие ж, как и камов, которые имеют кузнецкие татары. Волосы у них так свалялись, как волос бабы, их платье такое ж, какое бабы качинских татар носят. Поясы, как мужики, так и бабы заживные, серебром насеченые имеют. Волосы у мужиков и баб черные. Бабы к косам своим приплетают лошединые черные хвосты, на половине косы продеты сквозь оловянную трубку и концами в оловянных же трубках утверждены. [67] Девки их кос много имеют, которые концами в оловянные трубки вложены. Поясы такие ж, как выше помянуто, имеют, а около его разные медные фигуры, кольцы и протчее навешены, а над поясом медные колокольчики с язычками, над колокольчиками спина оловянными фигурками выкладена, на переди змеиные головки нашиты, на шеи бисерные перлы, на голове шапка круглая, опушеная лисицой. Оное платье девки, и замуж вышедши, носят по тех пор, покамест не родит ребенка. А как родит, то оное скидает и бабье надевает, а косы только две заплетает. Многие из них и в девках робят родят, потому что сговоренному жениху жить с ней невозбранно. Воспы они так боятся, что, ежели кто из них занеможет, все сродники ево оставляют и прочь на иное место откочевывают, что[б] и к ним не пришла. Ею очень много татар умирают, и разве сотой встанет, на которого она придет. В летнее время так, как и протчие татары, мужики и бабы и малые робяты всегда пьяны, потому что в то время из кобылья молока они вино сидят. Февраля 28 дня, переменивши здесь лошадей, из оного острогу, после полудни, выехали и
Он стоит над рекою Ангарою, а звание имеет от реки Иркута, которая с другой стороны немного повыше города в Ангару впала. Каменного строения в нем 2 церкви, одна соборная во имя… е а другая приходская во имя... ж да деревянных церквей. з Кругом сего города стоячей, ров и рогатки зделаны. Против самого города на той стороне реки Ангары девичей монастырь, церковь во имя..., и в 5 верстах ниже города мужеской Вознесенской монастырь, в нем 2 церкви, одна во имя Вознесения господня, а другая во имя..., к а третья новая еще недостроена во имя... л в сем монастыре живет и сам епископ иркуцкий. 15 Из сего города до Селенгинска и до Кяхтинского форпосту поехали марта 23 дня и кормили лошадей.
Сего же дня приехавши в Архангельскую слободу, которая прежде Треснова деревня называлася. Ночевали над Селенгою. [70] 27. Проехали Троицкой монастырь, а в нем 3 церкви. Одна во имя Троицы живоначальной, другая во имя Николая чюдотворца, а третия над святыми воротами во имя всех святых. В Ильинском остроге лошадей переменяли, в нем церковь во имя Богоявления господня, настоящая, и 2 предела, один во имя Введения богородицы, а другой — Илии пророка. Сей острог и большею заимкой называется.
Переехавши море, жители редкие квас держат, но все чай пьют, которой в больших медяниках варят, и, переходя друг к другу, по утрам пьют. Рыбы никакой почти не имеют, кроме омулей, которая из моря в Селенгу весною заходит и так густо из него идет, что, как сказывают, — из одного невода три бочки ими наполнили в Троицком монастыре, о котором выше помянуто. Здешние жители, как мужики, так и бабы, почти все мунгальской породы, лицо имеют широкое, волосы черные, и все по-братски говорить умеют. Их руские зовут карымами. Из Селенгинска на Кяхту поехали мы апреля 22 числа, пополудни во 2 часу, и того же дня приехали в Петропавловскую крепость, которая и Чикойскою стрелкою называется, потому что она стоит не очень далеко от устья сей реки, где она в Селенгу впала. В сей крепости 2 церкви деревянные, одна во имя Тройцы живоначальной, а другая во имя верховных апостол Петра и Павла. Здесь мы чрез Чикой реку переправлялись.
Кругом ее стоячей четвероугольный острог о 6 бастионах. Внутри его посредине гостиной двор, а по сторонам близ ограды казармы линейно построены, двои [72] ворота проежжие, одни с северную, а другие с полуденную сторону. Против сей крепости саженях в 120 китайская крепость, около ее стоячей четвероугольной же острог. Строение в крепости состоит в 3 линеях, а другие в северную сторону, северными воротами в нашу слободу, а полуденными в Китай ходят. Юрты их вместо кровли землею насыпаны. Гостиного двора не имеют, но у всякого купца товары в юрте. Вместо лавок полки, как у татар, в юртах зделаны, на которых войлоки или ковры посланы, посреди оных полков зделаны маленькие столики, в которых поставлены железные котлы, а в них безпрестанно уголья горят. Печи у них под полками зделаны, от которых очень мало теплоты имеют. Сами они, так же как и протчие азиатские народы, рожи широкие имеют, смуглые, волосы на головах бреют, только одну косу тоненькую оставляют, которую вкруг головы обвивают. Нохти никогда не обрезывают, и, того ради, иные из них, как они сами сказывают, нохти вершка на полтора имеют. Платье у них снизу долгое, а сверху короткое. Сапоги не кожаные, но или фанзовые, или китайчетые, без каблуков, подошвы из дабы, очень толсто склеены, например с полвершка толщины у сапогов. На головах летом носят шляпы круглые, вверху узенькие, из корней сплетенные, сверху ее красная шерсть разпушена, которая всю шляпу покрывает, ее под горлом привязывают, потому что она на голове без привяски не держится. Год у них с февраля месяца начинается, и тогда великое веселие бывает, у знатных купцов поставлены бывают на дворах шесты, которые в ту пору фонарями украшают. Сей праздник у них белой месяц называется. Товары имеют голи, полуголи, фанзы, канфы, урубок, соломенки, семиланные и пятиланные, подставы, лощеную и нелощеную китайку, атласы, банбереки, флоры, крепы, дабы, шар, чай, ценинная посуда, сахар песошной и леденец, трости, ганзы, закуски в сахаре и протчие мелошные товары. 16 Маия 7 дня оттуду опять в Селенгинск поехали и по той же дороге ехали, а лошадей кормили.
Из города Селенгинска в Нерчинск поехали мы маия 23 дня и ехали до Удинска пригорода на двух дощениках вниз по Селеньге реке. А в нем оставлен студент Василей Третьяков для продолжения метеорологических обсерваций. Того дня проехали мы Луков камень, Табунецкую падь, Толиной мыз и, доехавши до Зуевой деревни, пристали, а после обеда отваливши и не больше полуверсты отплывши, на другой стороне ночевали, понеже ради великой погоды от того берегу отбиться невозможно было. 24. Плыли мимо Суворова зимовья, Арсентьевой деревни, Хилка речки, Кабалина зимовья и в Кабалиной деревне приставали, а отваливши, плыли мимо Хободала речки, Барана камня, Аранзиной деревни, Экибрюхова зимовья, Джирина, Оронгою речек, Шестакова и Ганзурина зимовьев, Кайтуна речки, Карымовой деревни, Ногина зимовья, Рещикова зимовья, Быка камня, Маркова зимовья, Сантуя речки, Тологою камня и Иволги речки. И того же числа в 1 часу после полудни в Удинской пригород приехали в день пятьдесятницы.
11. Ехали через Тосоркай речку и у речки Норту лошадей кормили. 13. Сего дня в 10 часу прежде полудни приехали на Аргунские серебряные заводы. В них строения церковь во имя верховных апостол Петра и Павла, с пределом рождества Христова, строена старанием бывшего здесь комиссара Бурцова. Берг Алип, две плавильни, строение, где серебро от свинцу разделяют, печки, в которых руду обжигают, каменой подвал, где свинец кладется, анбар против берг алипа, в котором казна государева, у самых заводов и подале немного имеются горы, в которых руду берут. В помянутой плавильне машина лошадями действуется, без перемежки по две лошади оной шпиль вертят, а на нем лежит мужик, которой лошадей погоняет, чтоб не останавливались. Над самыми заводами высокая гора есть, а на ней крест поставлен, отчего она и Крестовою сопкою называется. Под заводами течет небольшой ручеек, которой в вышеписанную речку Серебренку впал. Обывательских домов на сих заводах... н, 17 . 16 дня господа профессоры отсюду в Аргунской острог поехали, взявши с собою живописца и переводчика. Оной острог от заводов в 48 верстах. Из помянутого острогу господа профессоры июля 18 дня приехали. А 20 дня сего же месяца меня и геодезиста Александра Иванова для освидетельствования теплых вод послали, дав нам толмача, вожа, солдата и стрелка. Мы оного дня пополудни поехали и ехали тою же дорогою, которою прежде на заводы ехали, до Борзи речки, которая в Онон течет. На переезд ее, где читинские жители, ездящие для соли чрез нее переежжают, приехали мы 24 числа сего месяца по утру, а с нее на соляное озеро, из которого на Нерчинск и Нерчинской уезд соль [81] берется. Здесь геодезист Александр Иванов оное озеро смерил и нашол в округ его 3 версты 295 сажен. А куды с помянутого озера ехали, и в которой день сколько отъехали, и через какие урочища и где лошадей переменяли, о том смотреть в приложенном при сем репорте и реэстре урочищам, с которых копии господам профессорам подали, В Читинск с теплых вод приехали мы августа 6 дня и жили тут августа до 10 числа, ожидая прибытия господ профессоров. Господа профессоры помянутого 10 дня августа во оной острог приехали. 11. Подали мы господам профессорам репорт о нашем до теплых вод и оттуду возвратно до Читинска [путешествии]. Сего же дня пополудни из помянутого острогу выехали и ехали тою же дорогою, которою и прежде. В Яравнинской острог приехали мы того ж августа 13 дня. А с Яравни поехали 14. В Удинской пригород приехали мы того же августа 17 дня. 18. Послали господа професоры переводчика Илью Петровича Яхонтова в город Селенгинск для взятия из Селенгинской воеводской канцелярии мунгальской книги, 18 которую им обещал кяхтинской комисар Иван Рязанов, а она в то время отдана была Подгороднаго роду зайсану Амуру, и о которой господа профессоры промеморию в помянутую канцелярию писали, чтоб она у вышеписанного зайсана взята и к ним прислана была, и для взятия у Лобзана Тайши Манджия, и из Селенгинска толмача для переводу оной книги. 23. Приплыли из Иркуцка два судна, из которых одно велено дать господам профессорам для переезду через Байкал озеро. Хотя мы, еще будучи в Читинске, слышали, что господин профессор ла Кроер женился, однакож мы тому еще мало верили, а ныне от приехавших на помянутых судах людей достовернее известились, что он женился и взял за себя иркуцкого сына боярского Медведева племянницу. 25. Как господа профессоры оное судно осмотрели, то увидели они, что всей нашей свите на оное убраться невозможно. И того ради сего дня чрез нарочного человека послали они в Селенгинск промемории, чтоб нанять или купить судно повелено было. [82] Сентября 10. Сего дня прибыл в Удинск господин агент Ланг на 3 дощениках. Сентябрь 13. Из Удинска до Иркуцка отправились мы на двух дощениках, из которых на одном была негодная корованная казна, сентября 13 числа, а ночевали близ Тресковой деревни, которая и Архангельскою слободою называется. 14 дня ночевали у Колесниковой деревни, в ней церковь во имя Казанской богородицы. 15 дня приплыли мы на устье Селенги реки, где она в Байкал озеро впала, и стояли за противною погодою до 17 числа сего месяца. Селенга река в помянутое озеро впала тремя устьями, нижнее устье от середнего верстах в 6, а верхнее от середнего в 10 верстах. На берегу середнего устья, на котором мы стояли, стоят два зимовья да несколько крестов, которые поставлены от людей, за погодою в том месте стоявших. А Байкал озеро длиною на 450, а шириною на 30 верст и больше. Из него по всяк год вверх по реке Селенге ходит рыба, называемая омули, которая так густо ходит, что неводом в один раз по 20 000 рыб добывают, а всходит она вверх по Селенге выше Селенгинска и до Чикотской стрелки и, идучи вверх, ни в которую из впадающих в Селенгу реку речек не заходит, но все прямо идет. В тех местах их очень много ловят, в которых они для отдыху останавливаются и иногда по суткам стоят. Сею рыбою не токмо живущие по Селенге реке по целому году довольствуются, но ради излишнего довольствия и в Иркуцк соленую уже бочками привозят, которая такожде и иркуцким жителям не мало пользует. Сия рыба обыкновенно из Байкала выходит осенью. 17 дня по утру, как бог нам дал способную погоду, то мы, подняв парусы, благополучно к другому берегу переехали и ехали неподалеку от онаго берега мимо Голоуснова и Кадильного зимовий и мимо Соболева отстою, а от сего отстою, версты с 3 только отъехавши, захватила нас противная погода, ради которой мы, спустя парусы, с великою трудностию до берегу догребли и, спустя работников с бечевою, шли назад до Соболева отстою. Пришедши к помянутому отстою, с обеих судов бросили по два якоря, да с носу по два ж каната толстых, [83] да по одной бечеве, которыми оные суда причалили. А как помянутая погода от часу жесточае стала, то у нас снасти, которыми нос у берегу причален был, порвалися и один якорь оторвался, и так мы в немалом страхе были, потому что ежели бы вскоре снастей опять на берег вывести не успели, то, без сумнения, и другой бы якорь оторвало, понеже погода гораздо большая поднялася. И так бы нас, отнесши от берегу, на середку Байкала отнесло. Большого страха причиною было наше судно, которое так шатко было, что оно и не в большую погоду опрокинуться может, чему что уже было и случалось, ибо, как мы чрез Байкал ехали, то оно раза с два чють не опрокинулось. Из Иркуцка через оное озеро пловущим в Селенгинское устье способный ветр W, а из устья в Иркуцк О. 19. Как помянутая погода утихла и никакого ветру не было, то мы от Соболья отстою шли бечевою, и того ж числа вышли на ангарское устье, и того же числа доплыли до Саватеева зимовья. А оттуду в Иркуцк приплыли сего дня по полудни, где мы господина профессора ла Кроера застали. Город Иркуцк стоит на полуденном берегу Ангары реки. В нем каменного строения имеется две церкви, одна соборная, во имя Богоявления господня, а другая приходская, Спаская, да 7 церквей деревянных, а имянно: Троицкая, Прокофья праведнаго. Сентябрь 28. Сего дня выпал снег, которой вскоре и растаял. Октября 1 дня выпал снег же и мороз был великой. 5. Сего дня было солнечное затмение, а затмевалось с полуденную сторону, светлого солнца оставалось только 10 часть диаметра. Начало затмения ради случившихся в то время облаков видеть не можно было, но конец, которой был в 9 часу прежде полудни, очень хорошо виден был. По реке Ангаре лед начал итти ноября с... о дня. Река Ангара против города Иркуцка стала генваря на 1 число ночью 1736 году. Помянутая река не вся вдруг становится, но прежде близ устья станет, а потом сверху лед глыбами итти станет и к тому замерзлому месту [84] собирается. И таким образом до самого города доходит. В то самое время, когда она против города станет, и Байкал озеро становится, что уже многократно жители иркуцкие примечали. На сей реке осенью безпрестанно туманы бывают, так густы, что сажени на две человека видеть невозможно. Декабря 21. Отправлен от господ профессоров на Тунку или в Тункинской острог геодезист Александр Иванов для некоторых обсерваций. Из Тункинского острогу приехал он генваря 2 дня 1736 году. При случае сказывал он нам, что, не доежжая до Тункинского острогу, над рекою Иркутом, есть камень, которой шаманским называется. Об оном камне кочюющие около Тункинского острогу соеты и братские мужики такое суеверие имеют. Ежели у них меж собою кто что украдет или иное что зделает и запираться будет, то его к помянутому шаманскому камню водят и велят ему перед тем камнем побожится. И ежели он побожится, то, хотя бы подлинно знали о его шалости, вину ему прощают. Они же сказывают, что такому человеку напрасная божба без притчи не пройдет, но или жена, или дети, или скот, или сам умрет. Почтение оному камню такое отдают, что к нему и пеши приступить не смеют, а ежели случится мимо ехать, то по реке подалеку от него идут, без шапки и не на коне. Помянутой геодезист отшиб оного камня несколько кусков, которые случилось ему в юрту принесть. Про то узнавши, братские, что обломки шаманского камня, все вон розбежались и просили его с уничижением, чтоб он оные обломки из юрты вынес. 19 Генваря 21 дня дана нам с геодезистом Александром Ивановым инструкция, по силе которой велено нам ехать в Баргузинской острог и пересмотреть там старинные приказные дела, а потом ехать для следствия теплых, которые имеются ниже устья Баргузина реки. Мы того же дня из Иркуцка поехали и ночью до Голоусного зимовья выехали. Из Голоусного 22 дня поехали с полудни и того ж дня под вечер на Посольской монастырь приехали. В Кабанской острог приехали 23 дня. 24 дня приехали на большую заимку и пробыли там по 30 число генваря. [85] Того же дня приехали в Итанцынский острог. Оной острог стоит у устья Итанцы реки, где она в Селенгу впала. Церьковь в нем во имя Спаса нерукотворенного. Февраля 2 дня из оного острогу выехали. В Баргузинской острог приехали того же февраля 7 дня, а какие урочища, едучи от Итанцы до Баргузина, переежжали, при сем реэстр имеется. Из оного острогу на теплые воды поехали февраля 15 дня. Там все по силе инструкции исправивши, в Верхоленск поехали. В Верхоленской острог приехали марта 12 дня. Стоит он над Леною рекою по правую сторону. 2 церкви в нем, одна новая, другая старая, старая во имя Воскресения, а новая во имя Богоявления. Разночтенияа. Зачеркнуто: в которых живут телеутские татары, они летом живут в юртах, из камышу сплетенные, видом круглые, у которых верхи на подобие башни зделаны, а зимою в таких же избах, как и русские. б. Зачеркнуто: от Терехиной деревни поехавши. в. Зачеркнуто: Резба оная так худая, что всякой человек, хотя мало резному делу искусен, несравненно лутче вырезать может. Однако, оттого что сей камень в тех местах, где те личины вырезаны, стесан и весь чорною краскою вымазан, можно признать древних язычников, которые в тех местах прежде жили, и было мольбище. г. В подлиннике пропуск. д. В подлиннике пропуск. е. В подлиннике пропуск. ж. В подлиннике пропуск. з. В подлиннике пропуск. и. В подлиннике пропуск. к. В подлиннике пропуск. л. В подлиннике пропуск. м. В подлиннике пропуск. н. В подлиннике пропуск. о. Пропуск в оригинале. Комментарии1. Работа представляет собой черновик, испещренный помарками и зачеркнутыми местами. Заголовок «Дорожный журнал» принадлежит автору. Над ним другой рукой написано: «С. П. Крашенинников. Дневник путешествия в 1734-1736 годах». 2. поехали мы с господином доктором. С. И.-Г. Гмелином. 3. И сего дня мы следующие деревни проехали: Рождественской монастырь, керецкие татарские юрты. Описанию этого пути посвящена работа Крашенинникова «Реестр деревням от Кузнецка вниз по Томи до Томска, с указанием поверстного расстояния между ними» (публикуется в данном издании на стр. 38). 4. обрески китайчетые, стамедные, хамовые и зенденные. Виды шерстяных и полотняных тканей XVII в. 5. Татары борсаяцкие. «Барсаяков улус» Кузнецкого уезда в начале XVIII в. имел 25 плательщиков ясака, был в составе племени абинцев (предки шорцев). В XIX в. была Барсиатская шорская волость (Б. О. Долгих. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М., 1960, стр. 105, 109). 6. От прикащика сего острога уведомились мы о триумфалной победе российской над поляками. Речь, по-видимому, идет о капитуляции Гданьска в июле 1734 г., решающем эпизоде так называемой «войны за польское наследство» (1733-1735 гг.). 7. Томские писаницы более подробно были описаны другими участниками академического отряда — И.-Г, Гмелином и Г.-Ф. Миллером (J.-G. Gmelin. Reise durch Sibirien, Theil I. Gottingen, 1751, SS. 303-306; Г.-Ф. Миллер. История Сибири, т. I, М.-Л., 1937, стр. 532-535 (О сибирских надписях). 8. обер-секретарь Сената Иван Кирилович. Иван Кириллович Кирилов (1689-1737 гг.), выдающийся русский географ и картограф, с 1728 г. — обер-секретарь Сената; был одним из организаторов Второй Камчатской экспедиции, 9. Ганзы — монгольские и китайские курительные трубки, 10. партес преизрядно поют. Партес (от латинского partes), партесное пение — вид хорового пения, получивший распространение в русской и украинской церковной музыке XVII и первой половины XVIII в. 11. красноярские — бунтовщики, потому что много на воевод доносят. Объяснение Крашенинникова не совсем точно. Такое прозвище жителей Красноярска, видимо, связано с так называемым Красноярским бунтом 1695-1698 гг. — восстанием населения города против воеводской администрации (см.: Н. Н. Оглоблин. Красноярский бунт 1695-1698 гг. «Журнал Министерства народного просвещения», 1901, № 5; Очерки истории СССР. Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. М., 1954, стр. 234-236). 12. Качинцы — племенная тюркоязычная группа, ядро современных хакасов. О качинцах в XVIII в. см,: Л. П. Потапов. Происхождение и формирование хакасской народности, Абакан, 1957, стр. 175-197. 13. Об енисейских писаницах см. также у других участников экспедиции — И.-Г. Гмелина и Г.-Ф. Миллера (J.-G. Gmelin. Reise durch Sibirien, Theil I, §§ 374-379; Г.-Ф. Миллер, История Сибири, т. I, стр. 532-535). 14. Здесь Крашенинников дает ряд интересных данных о быте и религиозных представлениях бурят в XVIII в. О бурятах в первой четверти XVIII в. см.: История Бурят-Монгольской АССР, т. I. Изд. 2. Улан-Удэ, 1954, стр. 115-170; В. П. Гирченко. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX вв. о бурят-монголах. Улан-Удэ, 1939; Ф. А. Кудрявцев. История бурят-монгольского народа. М.-Л., 1940, стр. 104-127; Сборник материалов по истории Бурятии XVIII и первой половины XIX в., вып. I, под ред. и с примечаниями В. П. Гирченко, Верхнеудинск, 1926; Е. М. 3алкинд. 1) Присоединение Бурятии к России. Улан-Удэ, 1958; 2) Хозяйство бурят-монголов в XVII — начале XVIII в. «Записки Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры», вып. XXIV, Улан-Удэ, 1957. О родовом составе нижнеудинских бурят и расселении см.: Б. О. Долгих. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке, стр. 247-252; С. А. Токарев. Расселение бурятских племен в XVII веке. «Записки Бурят-Монгольского института языка, литературы и истории», вып. I, Улан-Удэ, стр. 102. 15. Подробное описание Иркутска в это же время было дано другим участником экспедиции — Г.-Ф. Миллером (см.: П. М. Головачев. Первое столетие Иркутска. СПб., 1902, стр. 13-15). 16. О китайском торге в Кяхте см. работу: Е. П. Силин. Кяхта в XVIII веке. Иркутск. 1947, стр. 118-153. Крашенинников в своем перечислении товаров дает некоторые наименования, отсутствующие в списке, приводимом Силиным (урубок, банбереки, крепы, ганзы). Дабы и китайки — бумажные ткани. Голи, полуголи, канфы (камфы), флоры (флер), фанзы — шелковые ткани. Урубок — китайская ткань из крапивы. Банберек (бамберек, байберек, байбарак) — плотная шелковая и парчовая ткань. Креп (крепы) — шелковая ткань. Ценинная посуда — фарфоровая и фаянсовая. Шар (шара) — кирпичный чай. 17. Описание нерчинского и аргунского серебряных заводов в 30-х годах XVIII в., т. е. во время экспедиции Крашенинникова, дал В. де Геннин в своем труде «Описание уральских и сибирских заводов» (М., 1935, стр. 599-610). 18. О «мунгальской книге» — монгольской летописи, найденной в Селенгинске, см.: Г.-Ф. Миллер. История Сибири, т. I, стр. 181. 19. О «шаманском камне» и связанных с ним верованиях тунгусов см. также: И. Г. Георги. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, ч. III. СПб., 1799, стр. 38. |
|