Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДВОРЦОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ В 1720-е ГОДЫ

В исследованиях истории русской архитектуры сложилось мнение о большой ограниченности дворцового строительства в Москве первой четверти XVIII столетия. Однако знакомство с архивными материалами того времени заставляет существенно откорректировать этот взгляд. В этом аспекте весьма показательно освещение дворцового строительства, ведшегося в Преображенском в 1720-е годы, существенно дополняющее как представление о петровском периоде московского зодчества, так и об архитектурном ансамбле самого Преображенского.

Изучение Преображенского продолжается более века, ему посвящено значительное число публикаций 1, однако судьба его дворцовых усадеб в XVIII в. оставалась неясной. Относительно них исследователи пришли к следующим выводам: “По непонятным для нас причинам старый Преображенский дворец как бы перестал существовать для Петра... Старый дворец сохраняется как реликвия и постепенно разрушается”; Ново-Преображенский дворец “был сожжен самим Петром во время фейерверка. В дальнейшем территория этого дворца застраивается различными сооружениями, называвшимися также Новым Преображенским дворцом и сохранявшимися как реликвия петровского времени” 2. Предлагаемые ниже данные позволяют кардинально пересмотреть историю Преображенских дворцов в последние годы петровского царствования 3.

Преображенское известно как подмосковное государево село XVII-XVIII вв. Дворцовый комплекс Преображенского сформировался к концу XVII в. в результате перемещения личной резиденции Петра I — сначала из Старо-Преображенского дворца царя Алексея Михайловича в построенный в 1684 г. на острове Яузы “потешный городок” Прешбург, а затем в Ново-Преображенский дворец, возведенный в 1692 г. Фактически к концу XVII в. в Преображенском сложились три автономных ансамбля.

В первые десятилетия XVIII в. московской резиденцией Петра I является Ново-Преображенское. “Городок” Прешбург был заброшен где-то в начале XVIII в. В Старо-Преображенском дворце до 1716 г. жила царевна Наталья Алексеевна, но после ее кончины он был фактически оставлен.

Однако вскоре ситуация меняется. В конце 1721 г. Петр I со всем двором переезжает в Москву, чтобы отпраздновать здесь окончание Северной войны и принятие им императорского титула с тем же великолепием, что и в Петербурге. По замечанию современника, многие торжества в Москве с этих пор устраиваются “на манер петербургских” 4. Это обстоятельство заставляет Петра I позаботиться об обновлении некоторых московских дворцов, в том числе и находящихся в Преображенском. Именно здесь с осени 1721 г. по весну 1724 г. разворачивается наиболее крупное строительство с целью создания обширного дворцового конгломерата, отвечающего современным нормам. Вместе с тем в Преображенском концентрируется основная придворная московская жизнь этого времени.

Уже осенью 1721 г. из средств Приказа Большого Дворца по распоряжению Петра I ведется строительство “в Преображенском на дворе Федосея Скляева хором” 5. (Интересно, что еще в 1718-м и в самом начале 1719 г. был произведен ремонт “в Преображенском на дворе гдря црвича и великого кнзя Алексея Петровича в хоромах, которой двор был Федосея Скляева” 6.)

Федосей Скляев был одним из ближайших сподвижников Петра I и, кстати, родился в Преображенском 7. У нас нет никаких данных об архитектуре его усадьбы, построенной в 1721 г., однако ясно, что ее обновление было вызвано придворными нуждами. Известно, что Петр I неоднократно финансировал строительство домов своих приближенных с тем, чтобы использовать их в качестве собственных репрезентативных дворцов, как бывало с домами Лефорта и Головина в московской Немецкой слободе и как делал он впоследствии в Петербурге. Видимо, Преображенская усадьба Федосея Скляева — явление того же порядка. Есть интересные данные о том, что [504] в 1723 и 1724 гг. на поддержание “в Преображенском на Федосееве дворе Скляева хором” по указам императора выдавались значительные средства 8.

В конце декабря 1721 г. обновляются интерьеры и самой Преображенской резиденции, для чего по указанию Петра I “в село Преображенское к их величеству на двор” было прислано 5 аршин турецкого бархата, 105 аршин кармазинов, различное сукно, а также 12 персидских ковров 9.

Весной 1722 г. начинается решительная реконструкция Ново-Преображенского 10. За несколько месяцев на месте прежнего дворца было построено совершенно новое, деревянное на каменном фундаменте, здание 11. Уже 12 декабря 1722 г. во вновь отстроенном Ново-Преображенском дворце Петр I принимал герцога голштинского 12.

Чтобы полнее представить себе масштаб реконструкции Ново-Преображенского, обратим внимание на важное обстоятельство. В феврале 1723 г. там, при большом стечении гостей, состоялся весьма своеобразный фейерверк. Из свидетельств очевидцев явствует, что во время этого торжества Петром I был сожжен снова предварительно собранный “старый” Ново-Преображенский дворец, а в новопостроенном затем состоялся пир 13. По архивным материалам известно, что сожжение это готовилось заранее. Еще в ноябре 1722 г. последовал указ о присылке крестьян “в село Преображенское на его императорского величества двор, где строят вновь хоромы, для собрания старых хором” 14. В январе и феврале 1723 г. выплачивались деньги “плотником, которые в селе Преображенском на его императорского величества дворе разбирали старые хоромы... 30 человеком, за сбир-ку старых хором, конюшен, заборов, ворот и поставке против прежнего как были...” 15.

Таким образом, в 1722 г. фактически вся прежняя Ново-Преображенская усадьба была разобрана, а в феврале 1723 г. сожжена, сделавшись декорацией фейерверка. А значит, есть основания думать, что планировка этой усадьбы, известная по чертежу 1758 г. 16, сложилась в 1720-е годы, хотя скорее всего вновь выстроенное Ново-Преображенское располагалось на своем “историческом” месте, возможно повторяя в чем-то прежнюю планировку, о чем говорит ее замкнутость, характерная для средневековых принципов организации “государева двора”. К тем же, 1720-м годам следует относить и оформление интерьеров Ново-Преображенского дворца, известных по описям 1739 г., опубликованным О. С. Евангуловой 17. Судя по неопубликованной описи 1735 г. 18, дающей более полное представление о композиции дворца, он находился в едином комплексе со служебными постройками и представлял собой удлиненный объем с продольной линией фасада, длиной 30, шириной 5 саженей и, видимо, обладал чертами “регулярной” архитектуры. Внутреннюю структуру дворца составляли 19 комнат, выдержанные, очевидно, в системе анфиладности. Новый дворец был сравнительно небольшим и в основном служил своеобразной “деловой” резиденцией императора и повседневным жилищем его семьи. Интересно, что одно из дворцовых помещений называлось “камедия” 19. Кроме того, судя по некоторым данным, территория, прилегавшая к Ново-Преображенской усадьбе, была освобождена от старой застройки и превращена в большую площадь 20.

Во время реконструкции Ново-Преображенского, летом 1722 г., императорская фамилия проживала в Старо-Преображенском дворце, где тогда устраивались балы 21. Важно, что в то же время по личному распоряжению Петра I возобновляется прилегающий к Старо-Преображенской усадьбе “городок” 22. 8 июля 1722 г. был объявлен указ: “В Преображенском, при реке Явзе, деревянный городок, где прежде сего был, построить вновь тем же манером...” 23. После восстановления к концу 1722 г. 24 этот объект осмыслялся, конечно, уже не как “потешная” крепость. В 1720-е годы в нем существовали “городовые” стены и башни, подъемный мост, земляные куртины, передние ворота; кроме того, столовая, “другие светлицы”, сени, рундуки и лестницы (см. Приложение 1). В сущности, это был небольшой дворец, “декорированный” крепостной архитектурой. Сохранились сведения о проведении в “городке” в то время пиров 25. Можно предположить, что типологически его следует сблизить с получившими распространение в России петровского времени “эрмитажами”, предназначавшимися для развлечений и приятного времяпрепровождения. Например, петергофский Эрмитаж был сооружен на небольшой площадке в середине четырехугольного бассейна и “имитировал” остров с уединенной постройкой, соединявшейся с “берегом” посредством подъемного моста. Весь второй этаж этого здания занимала большая столовая.

Однако обновление Преображенского на этом не завершилось. Уже 21 марта 1723 г. [505] было велено “на постройку его императорского величества в Преображенску хором по поданному реэстру архитектора Устинова... деньги в расход держать из Приказу Большого Дворца” 26. На эти цели была выделена сумма в 20 598 рублей, а значит, в Преображенском намечалось очень крупное по меркам петровского времени строительство. (Известно, например, что приблизительно в те же годы в 12 тысяч рублей обошлось возведение каменного дома Ф. А. Соловьева в центре Петербурга, который современники признавали едва ли не лучшим зданием в столице 27.) Из “доношения” Ивана Устинова мы знаем, что он лично руководил этими работами 28.

Запланированное Устиновым строительство следует идентифицировать со Старо-Преображенским, так как именно оно в 1724 г. оказалось одной из основных репрезентативных императорских резиденций Москвы, что, видимо, и стало возможным во многом благодаря проведенной там реконструкции, а также в связи с тем, что к 1723 г. Старо-Преображенское оставалось единственной необновленной Преображенской усадьбой.

Уже 4 апреля 1723 г. были выданы деньги и различные припасы, “взятые в Преобра-женское к строению его императорского величества хором” 29. Интересно, что 31 мая в Петербург был послан подьячий “ко двору его императорского величества с пунктами и нужнейшими письмами о строении его императорского величества домов в Преображенском и селе Коломенском и других нужнейших делах” 30. Одна из последних выплат была произведена 16 марта 1724 г. — за “поставленный в Преображенское к строению хором лес, за 268 деревьев” 31.

В мае 1724 г. Старо-Преображенское, уже после окончания там работ, посетил Ф. В. Берхгольц. В своем дневнике он описал, как Петр I лично знакомил гостей с новым усадебным садом: “Сад этот в самом деле стал очень привлекателен, в особенности после того, как многое в нем изменили: теперь там видишь кусты, острова, каналы, пруды, фонтаны и тому подобные затеи...” 32.

Эти данные, вместе с материалами остававшейся до сих пор неизвестной описи Старо-Преображенского дворца 1735 г., выявленной в коллекции Архива древних актов (см. Приложение 2), дают возможность определить, в чем именно заключалась строительная деятельность в этой усадьбе в 1723-1724 гг. Эти работы состояли, во-первых, в организации в Старо-Преображенском современного парка. Новый усадебный сад развивал тенденции, наметившиеся в начале XVIII в. главным образом на строительстве Петербурга. Сущность их коротко можно определить как распространение принципов планировочной композиции регулярных парков голландского барокко на объемно-пространственную структуру усадьбы. Голландским же влиянием объясняется большое значение, придаваемое в парке Старо-Преображенского водным “затеям”. Как отмечал Д. С. Лихачев, “этот аспект петровского стиля в садах резко отличал петровские сады от предшествовавших русских садов XVII века” 33. Создание современной садово-парковой композиции должно было повлиять на весь ансамбль Старо-Преображенского в целом в сторону его большей “открытости”. Удалось выяснить, что на июнь 1724 г. в этой усадьбе имелось три сада 34.

Второй аспект обновления Старо-Преображенского заключался, видимо, в “урегулировании” свободной планировки прежнего дворца и увеличении площади его застройки. Согласно описи 1735 г., в состав Старо-Преображенского дворца, за исключением служебных зданий, входило 5 корпусов. Первыми названы трехэтажные хоромы с переходом, “что от хором к церкви ходят”. В них имелось в общей сложности 43 помещения, среди которых “светлица крестовая”, “подле крестовой спалня”, “другая спалня”, “светлица наугольная”, “мыльня”. Очевидно, что [506] этот корпус был в основном жилым и представлял в плане некую Г-образную структуру. Из него шли “переходы в другую линию”. Это наименование интересно уже само по себе, так как весьма определенно характеризует особенности композиции этого здания. Далее опись называет его “хоромы долгая линея”, “всего на 39 саженях, шириною 5 саженей”. В этом здании было 2 этажа и 54 помещения, однако конкретное назначение ни у одного из них, за исключением сеней, не названо.

Третье дворцовое здание в описи именуется “набережные хоромы, что возле Яузы, длиною на 7 саженях, шириною на 4 саженях с аршином, которые были с лица обшиты тесом...”. Этот небольшой корпус имел 11 помещений и два этажа, причем на втором этаже находилась лишь “верхняя светлица... подле ее сени”, образуя своеобразный “мезонин”. В “набережных хоромах” было несколько “безымянных” светлиц, мыльня и, между прочим, “светлица с комнаткою... в той комнатке стены и потолок обиты картинами...”

Еще одним дворцовым зданием была “новопостроенная линея из старого строения, во оной новопостроенной линее 10 светлиц... при тех светлицах три сени”. Это здание было одноэтажным, однако имело значительные размеры — длиной 26 саженей, шириной 4 сажени.

Последнее названное описью здание имело “4 светлицы... при них были трои сени... в тех сенях чюланы...”

Кроме дворцовых строений, усадьба имела ряд хозяйственных построек и трое ворот; при передних воротах находилась часовая башня.

Планировка Старо-Преображенского дворца показана, правда весьма условно, на плане Москвы 1739 г. К сожалению, идентифицировать изображенные там корпуса с конкретными строениями по описи 1735 г. не представляется возможным.

Насколько можно судить по этому плану, а также словесной характеристике в описи, в целом структура дворца несет в себе черты переходной стадии от древнерусских традиций к эстетике нового времени. При частичном сохранении традиционной схемы “государева двора” многим компонентам ансамбля придана значительная геометрическая упорядоченность. Обращает на себя внимание определение наиболее крупных зданий как “линий”. Их внутреннюю структуру составляли анфилады обширных светлиц. Несмотря на то что отдельные случаи планировки дворцовых строений “в линию” были известны еще во второй половине XVII в. (наиболее известен из них Воробьевский дворец), устойчивое тяготение к такой схеме прослеживается именно в петровское время. В основе такой композиции зданий лежал сильно вытянутый равновысотный объем, обладающий небольшой шириной. Характерный для таких построек протяженный фасад создавал фронтальную композицию, отвечающую идее парадности. Кроме многих петербургских зданий, линейной планировкой обладал, например, построенный в 1724 г. в бывшей усадьбе Головина на Яузе деревянный императорский дворец 35. Как говорилось выше, к тому же типу следует отнести и возведенный в 1722 г. дворец в Ново-Преображенском. Таким образом, можно констатировать, что линейная планировка двух корпусов Старо-Преображенского дворца — результат строительства 1723-1724 гг. В связи с этим интересно, что одно из зданий определяется как “новопостроенная линия из старого строения”. Однако характеристика его “ветхости” ничем не отличается от аналогичных описаний других корпусов. Итак, видимо, это здание сооружено в исследуемый период на основе каких-то прежний строений.

В целом после перестройки 1724 г. облик Старо-Преображенского существенно изменился, однако элементы прежнего ансамбля не были полностью ассимилированы. Наиболее заметным из таких элементов является характерное для “хоромных” композиций “сцепление” отдельных зданий посредством переходов. Вместе с тем, видимо, такие составляющие ансамбля, как церковь и часовая башня, не были подвергнуты существенной перестройке и сохранили свой изначальный облик.

Итак, по существу к весне 1724 г. обновление дворцовых ансамблей Преображенского было завершено. Но именно тогда у Петра I возник замысел совершенно нового дворцово-паркового строительства в Преображенском.

Задание на проектирование новой усадьбы, недалеко от Старо-Преображенского, было дано императором архитекторам Тимофею Усову и Петру Еропкину, только что вернувшимся из Италии. Оба проекта были поданы на высочайшее рассмотрение 17 августа 1724 г. 36 Предложения Еропкина оказались более основательными, почему и были [507] приняты к реализации. Предполагалось “в Преображенской роще” построить двухэтажный каменный дворец, с двусветным залом в центре, по сторонам которого должны были располагаться покои государя и государыни. В парке планировалось соорудить лабиринт и разбить цветники, а на искусственных прудах устроить каскад фонтанов. На Яузе около новой усадьбы предполагалось построить пристань, от которой лучами расходились бы шесть аллей, украшенных аллегорическими скульптурами.

Есть сведения, что Еропкин изготовил модель нового дворца и даже были начаты предварительные работы по осуществлению его проекта 37. Но скорая кончина Петра I помешала реализовать этот замысел.

Итак, подводя итог всему сказанному, можно констатировать, что в последние годы петровского царствования в Преображенском была осуществлена попытка организовать современный дворцовый центр Москвы. Находившиеся здесь исторические усадьбы, основанные в разное время, были адаптированы к новой дворцовой культуре, составив единую сеть парадных ансамблей. Сюда входили: новые хоромы Федосея Скляева, находившиеся в распоряжении Петра I; вновь выстроенное Ново-Преображенское, обладающее, однако, замкнутой композицией, характерной для утилитарных усадеб XVII в.; возобновленный “городок” Прешбург с небольшим дворцом и обновленное Старо-Преображенское, сочетающее традиционную структуру “государева двора” с элементами современной дворцово-парковой архитектуры. Замысел возведения еще одного ансамбля, отвечающего современным вкусам, должен был логически завершить поэтапное обновление Преображенского.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Публикуемое полностью “Известие о городке в Преображенском селе на острове реки Яузы” (РГАДА. Ф. 14. On. 1. Д. 26. Л. 1-2) было составлено в 1729 г. Документ интересен тем, что содержит сведения о состоянии в 1720-е годы одного из интересных архитектурных сооружений эпохи Петра Великого.

“Ведомость о городке, что в Преображенском, на острову на реке Яузе.

В прошлом 723 году генваря 8 дня в письме гдрственного канцлера графа Гаврила Ивановича Головина к действительному тайному советнику... князю Ивану Федоровичу Ромодановскому написано:

Блаженный де и вечно достойныя памяти его императорское величество соизволил приказать, дабы новопостроенный городок в Преображенском был под ведением его сиятельства, х которому б приставить для обережа и караула из отставных салдат и дабы оной городок приказат у капитана Ивана Колемина принять и для караулу отставных салдат приставить.

И по тому писму оной городок принят и караул в нем лейб-гвардии из отставных салдат поставлен.

И в 724 году июня 9 дня в доношении маэора и лейб-гвардии Преображенского полку лейтенанта Ивана Кузовлева, которой вышеписанной городок надсмотром ведает, написано:

в 723 году во оном городке от передних ворот от земляной куртины деревянный стены от дворца от Лебяжья двора пошатнулись и из углов выломались и стоят на подпорах и привязаны веревками, да майя ж в 7 у подъемного мосту вверху что опущается щит железный вертлуги от ветру переломились;

да майя ж в 31 де того ж 723 году, как его императорское величество изволил в том городке быть, указал его починить;

и по тому доношению в том же 724м году по писму из Петербурга от его сиятельства кнзь Ивана Федоровича Ромодановского оной городок починен из доходов Преображенского приказу, и за починку, за покупныя и деревянный припасы и плотником за работу дано: 55 рублей 95 копеек;

да в 725м и 72бм и в 727м году в разных мцах и числах в доношениях оного ж Кузовлева написано:

у городка де полою водою и лдом и многим лесом, которой несло с верху по реке, переднюю стену, земляную куртину розмыло и подъемной мост с перилами и з железными цепми и около того городка обрубы свай и подставки все обломало и рознесло и в столовой и в других светлицах и в сенях полы и рундуки и лестницы и в воротах мосты выломало и городовые стены и башни все подмыло и три дерева олховых сломило;

да в 728м и в нынешнем 729м годех в доношениях оного ж Кузовлева написано:

в 728м году апреля 29 дня в помянутом же городке земляные куртины много обвалились и великим ветром от оной куртины городовыя деревянные стены повалились, который удержаны были старыми конаты, чтоб не розмыло и водою не рознесло;

да в нынешнем 729м году полою водою в светлицах полы и лавки взломало и кругом городка под стеною землю всю розмыло и розвалилось и подставки рознесло и конаты перервало и стена к Яузе реке повалилась, которая с великою нуждою сажен на 10 и болши разобрана;

а откуды оной городок и ис каких доходов сначала строен, того в Преображенском приказе не ведомо”.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Опись Старо-Преображенского дворца, составленная в 1735 г. (РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Д. 42520. Л. 132-154), уникальна прежде всего тем, что является первым выявленным документом, дающим представление о составе этого сооружения, до сих пор остававшегося “белым пятном” в ряду царских подмосковных дворцов. Опись содержит интересный материал, позволяющий сопоставить сведения о Старо-Преображенском дворце с данными об уже известных произведениях дворцовой архитектуры XVII — начала XVIII в. В настоящей публикации опись приводится с незначительными сокращениями (как правило, опускаются характеристики состояния дворцовых помещений, а также стереотипные описания дверных и оконных приборов).

«В Преображенском Старом дворце по описи сего 735 году... имеетца ветхово строения:

црковь во имя Обновления храма Воскресения Христова на каменном фундаменте, длиною оная црковь и трапеза пол 8 сажени, поперех на 6 саженях, да олтар длиною 2 сажени, поперех 3 сажени, рублен 5 стен из брусья, во оной цркви полы и потолоки дощатые (...), во оной цркви 12 окошек болших и малых (...), оная црковь и трапеза и олтар и под главами на осмериках крыта в два теса скалою (...), да при оной цркви 4 рундука (...); в нижнем переходе у северных дверей убито белыми полстьми, оные полсти ветхи, надлежит прибить вновь, а переходы перебрать и зделать заново длиною 13 саженей с полу, шириною пол 3 аршина; да каморка в ней (...), надлежит оную каморку и в ней потолок, пол и стены обить всю красным сукном (...); в тех переходах дверь всходная на петлях с кобою и с цепью (...); в верхнем всходе дверь, обита сукном зеленым (...); хоры, где гдрево место, обито сукном зеленым (...); в переходах, что от хором к цркви ходят, дверь дощатая (...), на петлях железных (...); колоколня “4”х гранная на 4х столбах дубовых с шетром, оной шатер круглой, на 8 саженях (...), на оную колоколню всхожая лесница о “12” ступенях (...); [510]

у хором переднее крылцо, над ним шатер длиною в 3 сажени, шириною 2 сажени 2 аршина, на крылце пол дощатой, у шатра пол дощатой же (...). Вошед с крылца по правую и по левую стороны сени, длиною 5 сажен, шириною 3 сажени с полу, в них перебрано досками, 2 двери дощатые на петлях (...), те сени с перерубом, в них 8 окошек с тавнями, в тех сенях два чюлана и вверх вхожая лестница с поручинами, при них двери дощатые, петли, цепи луженые, у одной замок нутряной, задвишка луженая, двери вверх, петли, скобы луженые, цепь черная, дверь сходная позади чюланов, петли, скоба да цепь черные, в тех сенях лавки с опушками; дверь болшая в другие сени, петли, задвишка, скоба, цепь луженые, на левой стороне дверь, петли черные, задвишка, скоба, цепь луженые, в тех сенях и в чюланах полы и потолоки дощатые (...); вошед из тех сеней, на левой стороне светлица, в ней пол косящетой, ветх, потолок дощатой (...), длиною светлица 4 сажени, шириною тож, изнутри обита холстом и выбелена в ней 6 окошек с тавнями двойных, у тех окошек наличники столярные, местами ветхи и росписаны краскою (...), в ней двери столярные, ветхи, убиты сукном красным (...); светлица крестовая, длиною 5 сажен, шириною 4 сажени с аршином, в ней пол косящетой дощатой, потолок дощатой, ветх, внутри убито холстом и выбелено алебастром (...), “7” окошек двойных красных, в окошках 14 затворов ветхих, наличники у окошек столярные, росписаны (...), в ней 2 двери, одна в спалню, другая в сенцы, обиты сукном красным, у одной двери, что за печью, 2 крюка да скоба, у других дверей крюк (...); подле крестовой спалня, длиною 3 сажени с аршином, шириною 3 сажени, в ней пол и потолок дощатые, ветхи, обита холстом с полстьми в ней 4 окошка, в окошках ставни, ветхи, у оных окошек наличники столярные, росписаны, в ней дверь, обита сукном красным (...), у оной двери наличники столярные другая спалня длиною и шириною по 2 сажени с аршином, в ней пол и потолок дощатые, в ней 2 окошка, при ней каморка двухсаженная, в той каморке пол и потолок дощатые, ветхи, в ней 2 окошка, в окошках ставни, из спални в каморку дверь обита сукном красным (...), оныя 4 ставня обиты сукном красным (...), да ис каморки дверь в сени, обита сукном красным в той спалне обито холстом с полстьми (...); сенцы, длиною 3 сажени, шириною 2 сажени, в них пол дощатой ветхой, 3 двери, обиты сукном красным (...), ис тех сенцов третьи двери в другие сенцы, что к мылне (...), дверь в нужник обита войлоком над дверьми окошко; ис тех сенцов передбанник дверь, обита сукном зеленым (...), в них убито холстом (...), во оных сенях убито холстом (...); передбанник, длиною и шириною по пол 3 сажени, в нем пол дощатой, ветхой, 2 окошка, в окошках ставни на петлях (...), в нем одни лавки, дверь обита сукном зеленым мылня трехсаженная, в ней пол и потолок дощатые, 2 полка дощатые, ветхи, в ней 1 окошко (...), из мылни двери в сенцы, обиты сукном красным (...), ис тех сеней двери на крылцо (...); подле мылни сени, длиною 5 саженей, 2 аршина, шириною 3 сажени, в них полы и потолки дощатые, в них 3 двери, 1 на крылцо, другая в нужник, 3 из маленких сенцов еще двери в нужник (...); перед сенми нужник, длиною 3 сажени, шириною 2 аршина (...); с переднева крылца на правой стороне светлица, длиною и шириною по 3 сажени, в ней пол и потолок дощатые, ветхи, в ней дверь, обита сукном красным (...), 8 окошек, в них ставни столярные, обиты сукном красным; ис той светлицы в другую светлицу двери, обиты сукном (...), в ней обито холстом в окошках наличники столярные, лавки с опушками (...); светлица, длиною и шириною по 3 сажени с полу, в ней пол и потолок дощатой, ветхи, в ней 2 двери, обиты сукном красным... 10 окошек, в них ставни столярные, обиты сукном, в том числе 3 ставня без сукна (...); светлица наугольная, длиною и шириною по 2 сажени, подле кухарни, в ней пол и потолок дощатые, ветхи, 4 окошка, ставни столярные (...), убита холстом, у окошек наличники столярные (...); кухарня, длиною 3 сажени с аршином, шириною 2 сажени с полу, в ней пол и потолок дощатые, 2 двери, убиты сукном красным (...), в ней 4 окошка красных, в них ставни столярные, убиты холстом (...); вверху, над спалнею, 2 светлицы, в том числе 1 длиною 4 сажени, поперех 3 сажени, вторая длиною 3 сажени, поперех 2 сажени с полу, в них полы дощатые косящетые, потолоки дощатые, 6 окошек (...), да 4 двери, обиты сукном красным (...), в них лавки обиты холстом (...); вверху, над мылнею, светлица четырехсаженная с полу, поперех 3 сажени, в ней пол и потолок дощатые, 5 окошек (...), лавки с опушками (...), подбита холстом (...); 2 сени, длиною 3х саженные, поперех пол 2 сажени, в них 2 окошка, в них ставни дощатые (...), в тех сенях чюлан дощатой, в нем окошко, дверь дощатая (...); подле тех сеней 3 сени, в том числе одни длиною две сажени с полу, поперех тож, другие длиною пять сажен с полу, шириною 2 сажени, третьи длиною б сажен с полу, шириною 1 сажень с полусаженью, в них полы дощатые, лавки с опушками, ветхи, трои двери дощатые (...), 9 окошек, в окошках ставни дощатые (...), подле тех сеней сени, длиною на 13 саженях, шириною на 2 саженях с полу саженью, в них лавки, 30 окошек, ставни дощатые ветхи, полы дощатые ж (...); кругом всех хором обламы, длиною на 60 саженях, шириною в одну сажень, в том числе на 30 саженях ставлены болясы рубленые и с тесу, что называются гутками (...); подле тех сеней переходы, длиною на 4 саженях с полу, шириной 1 сажень, пол дощатой (...), под теми переходами рундук (...); 3 светлицы верхние, в них пол и потолок дощатые (...), длиною и шириною оные светлицы по 2 сажени с полу, в них лавки, 4 окошка, в окошках ставни столярные на петлях железных, в той светлице 2 двери дощатые (...); при тех светлицах сени, длиною и шириною по две сажени с аршином, а забраны оные двери досками в косяк, 10 дверей (...) [511] оные сени четырехсаженные, в тех сенях 6 окошек (...), да из оных сеней вверх всхожая лестница, забрана досками (...); подле тех сеней переходы в другую линею, длиною на 8, шириною на 1 саженях, в тех переходах 6 окошек, ставни (...); подле тех сеней 2 светлицы, в них полы и потолоки дощатые, обвалились, в них 7 окошек, у окошек ставни столярные (...), лавки (...), а мерою оные светлицы длиною и шириною по пол “3” сажени; на оных же хоромах на подволоке 3 чюлана дощатые, в них на кровлю 5 окошек (...); внизу 2 светлицы, что к саду, четырехсаженных, в них полы и потолоки дощатые (...), в них лавки, 4 окошка (...), в них 3 двери (...); светлица четырехсаженная, в ней пол и потолок дощатые (...), лавки с опушками (...) дверь дощатая (...), 4 окошка (...); подле той светлицы холодная мшенная светлица, длиною и шириною четырехсаженная, в ней пол и потолок дощатые (...), 2 двери дощатые (...), в том числе одни в сад, другие в сени, в ней лавки (...); подле холодника погреб дубовой четырехсаженной (...), вниз схожая лестница о 12 ступенях (...); перед теми светлицами 3 сени, в длину и в ширину четырехсаженные, в них полы дощатые (...), в тех же сенях 2 чюлана дощатые, ветхи, 2 окошка, в них ставни, да 11 дверей, в том числе 5 дверей у чюланов (...); перед теми сенми подклет четырехсаженной, в нем пол и потолок дощатые (...), 4 окна, в них ставни (...), дверь дощатая (...), подле ево нужник дощатой, в нем столчак и пол ветхи (...), в нем дверь (...); перед теми сенми подклет трехсаженной, в нем пол и потолок дощатой (...), 4 окошка, двери дощатые (...); перед оными хоромами 2 сени, длиною 6 саженей, шириною 3х саженные, в них пол дощатой (...), во оных сенях 2 окошка, семеры двери (...);

хоромы долгая линея, в ней нижних 13 светлиц, в том числе одна светлица подбита холстом (...), да две светлицы холодных, во оных же светлицах полы и потолоки дощатые (...); промеж тех светлиц трои сени, в них полы дощатые, 3 чюлана дощатые, при тех светлицах и сенях имеетца 32 двери (...), да в тех же светлицах и сенях 75 окошек, каждое окошко вышины полтора аршина, ширины аршин (...); да при оном же нижнем апортаменте “13” сеней разных мер, при оных сенях 6 чюланов, 6 нужников, 4 лестницы всхожие вверх, длиною всего на тритцати девяти саженях, шириною пять саженей с полусаженью; перед теми хоромами прихожих 2 рундука, длиною и шириною по три сажени, над ними крыто шетрами (...); да позади оных хором, что к Яузе три рундука, а над оными рундуками четыре шетра, огнили, длиною и шириною по три сажени; да над теми светлицами вверх светлица, длиною и шириною по три сажени, обита холстом (...), в ней пол и потолок дощатой, ветх, 10 окошек, ставни столярные (...), лавки с опушками (...), в ней двери дощатые на петлях луженых (...); против той светлицы сени трехсаженные, в них дверь (...), в тех сенях чюлан дощатой, у него дверь дощатая (...); подле тех сеней нужник дощатой (...), у него дверь (...), да подле тех сеней 6 чердаков, и во оных сенях и во 6 чердаках 4 всхожих лестницы, в тех сенях и в чердаках в окошках 44 ставня (...); ис тех сеней к переходам вниз сходная лестница, надлежит зделать вновь; над теми хоромами 6 чердаков, в них полы дощатые, обвалились, и крышка ветха (...), а оные 6 чердаков длиною на 30 саженях, поперех на двух саженях с аршином, от дворца над светлицами крыто обламами на 39 саженях, поперех на двух аршинах с полу (...);

набережные хоромы, что возле Яузы, длиною на 7 саженях, шириною на 4 саженях с аршином, которые были с лица обшиты тесом, а крышка покрыта с обламами скалою; сени, в них пол и потолок дощатые, ветхи, в них дверь дощатая (...), в них 4 окошка, в тех сенях чюлан дощатой; на правой стороне светлица с комнаткою, в светлице убито холстом (...), в комнатке пол обит сукном зеленым, лавки обиты красным сукном, по сукну травы разного сукна (...), в той комнатке стены и потолок обиты картинами, в той светлице и в комнатке трои дверей (...), обиты сукном красным (...); подле комнатки сенцы, в них пол и потолок дощатые (...), в них дверь, обита сукном красным (...), в тех сенцах 2 нужника дощатые, в том числе один обит сукном красным (...), две двери обиты сукном красным (...); подле тех сеней мылня, в ней пол и потолок дощатые, да 2 полка дощатые, ветхи, в ней дверь, обита сукном красным (...), в ней три окошка, в них ставни столярные, обиты сукном красным, в том числе один ставень круглой (...); светлица на левой стороне, в ней пол и потолок дощатые, в ней лавки с опушками, обиты сукном зеленым (...), в ней 8 окошек, ставни столярные, обиты сукном красным (...), дверь из сеней вверх дощатая (...); верхняя светлица, в ней пол и потолок дощатые, ветхи, в ней 3 окошка, в окошках ставни, дверь дощатая (...), подле ее сени, в сенях окошко (...); против тех хором сад, огорожен забором, 12 звеньев трехсаженных, да вороты створчетые с калиткою, дощатые, да в саду беседка дощатая осмьигранная, оная беседка длиною и шириною по полторы сажени (...), надлежит (...) зделать заново на верх шатрик (...);

возле дворца кладовая полатка, длиною на 6 саженях, шириною на 5 саженях, а в ней пол дощатой (...); подле оной полаты караулня, в ней лавки (...); сад, около того саду огорожено было гутками и заборами, длиною на 50 саженях (...), всего дватцать пять звеньев; два погреба сосновые, напогребицы мшенныя, длиною на 7, шириною на 4 саженях, внис всхожие две десницы (...); подле оных погребов скатерная, длиною и шириною по 4 сажени, в ней пол и потолок дощатые (...), лавки (...), в ней 2 окошка, дверь дощатая (...), покрыта в два теса скалою (...); хлебенная изба, длиною 4х сажен, пол и потолок дощатые (...), лавки (...), 2 окошка, дверь дощатая (...), ветха, покрыта в два теса скалою (...); поваренная изба, длиною 4х сажен, в ней пол и потолок бревенчатые [512] подтесные (...), 4 лавки (...), 4 окошка, двери дощатые (...); против погребов и поварен площадка, намощена досками, длиною оная площадка на 17 саженях с полу, шириною на трех саженях (...); подле поварни 2 избы да сени на 5 саженях с полу, шириною на 2 саженях, в них полы и потолоки бревенчатые подтесные (...), 2 двери дощатые (...), подле тех изб 4 звена забору бревенчатого, до цркви, с калиткою (...); погреб сосновой (...), длиною на 6, шириною на 5 саженъ, покрыт в два теса скалою (...); пивоварня, длиною 8, шириною на 4 саженях с полу, покрыта дранью (...), очаг в пивоварне (...);

новопостроенная линея из старого строения, во оной новопостроенной линее 10 светлиц, в них полы и потолки дощатые, в них лавки с опушками, да по 3 окна красных, во оных светлицах полы и потолоки и лавки все обвалились; при тех светлицах 3 сени, в них полы дощатые, да в тех же сенях 3 нужника дощатые (...), все обвалились; перед светлицами три рундука деревянные, обвалились; у оных 10 светлиц у сеней и у нужников 16 дверей дощатых (...), покрыты оные светлицы и сени дранью, кровля ветха и обвалилась, оные строения длиною на 36 саженях с полу, шириною на четырех саженях (...);

подле светлиц сарай, длиною на пол 9 сажени, шириною на 4 саженях, покрыт дранью на столбах (...); казенные 3 анбара, длиною на 15 саженях, шириною пол 6 сажени, в них полы бревенчатые подтесные (...), покрыта в два теса скалою (...), а перед оными анбарами навес и под навесом мост бревенчатой, длиною 15 сажен, шириною пол 6 сажени (...);

вороты болшие створчатые с калиткою, столярные, с гербами резными, вереи дубовые, толстые, у тех ворот скобы луженые, вверх бочка четырехгранная, крыта в два теса скалою и чешуею и со оных ворот шатер упал (...); у ворот караулная изба полутрехсаженная, в ней пол и потолок бревенчатые подтесные (...), в ней три окна, двери дощатые (...); у передних ворот часовая башня круглая шестистенная, длиною и шириною на 2 саженях, о трех лестницах, со обломы, поставлены были болясы и покрыта шатром, зделаны окошки, на шатре был флюгар, оная башня надлежит разобрать (...), и зделать оную заново (...);

конюшня на 14 саженях с полу, шириною на 4 саженях с полуаршином, в ней 28 стоял; при той конюшне изба трехсаженная, в ней пол и потолок бревенчатые подтесные (...), покрыта в два теса скалою (...); сарай, где згоняются с поля стадные лошади, длиною пол 10, шириною на 5 саженях у него двои двери (...); против цркви огорожено заборами 23 звена, да вороты створчетые, дощатые, с калиткою (...); подле того забору караулная изба Зх саженная, в ней пол и потолок дощатые, ветхи, в ней лавки да дверь дощатые (...);

четыре светлицы, в том числе 3 светлицы длиною и шириною по 2 сажени с аршином, одна светлица длиною и шириною по три сажени, при них были трои сени, в тех светлицах полы дощатые, потолоки бревенчатые подтесные (...) и в сенях полы дощатые, в тех сенях чюланы дощатые (...), в тех светлицах, сенях и чюланах 8 дверей (...), покрыты оные светлицы и сени в два теса скалою (...);

против хором знатно было огорожено гутками (...); да позади дворца к Яузе реке имелись вороты; а ныне имеются толко одни вереи дубовые (...); сараи, длиною на пяти саженях и пол 3 аршина, шириною на трех саженях, покрыты дранью (...); напогребица мшенная длиною на 4х саженях с аршином, шириною на 3х саженях, ветха, в ней погреб сосновой обвалился (...); за дворцом, за передними вороты, изба трехсаженная, в ней пол и потолок и лавки дощатые, обвалились, при ней сени двухсаженные, в них пол дощатой ветхий, во оной избе 3 окошка (...), в сенях двои двери дощатые...»

“Да во оном Преображенском Старом дворце в хоромах во всех хоромах изращатых разных цветов 43 печи, да один комен, да в кухне кирпишных печей 3, да очах кирпишной, все весьма ветхо и обвалилось...”

Комментарии

1. Сорокин Л. Преображенский дворец в Москве. М., 1880; Забелин И. Е. Преображенское, или Преображенск — московская столица достославных преобразований первого императора Петра Великого. М., 1883; Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее / Сост. и изд. П. В. Синицын. М., 1895; Бобровский Н. О. История лейб-гвардии Преображенского полка. СПб., 1900; Русакомский И. К. Преображенское — дворцовое село XVII-XVIII вв. // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Столица и провинция. М., 1994.

2. Русакомский И. К. Указ. соч. С. 99, 103.

3. Во время работы над настоящей статьей мы столкнулись с известной путаницей, вызванной тем, что Преображенские дворцы в начале XVIII в. еще не имели строго определенного наименования. Поэтому пришлось провести специальную идентификацию и разграничить источники в зависимости от их принадлежности к определенному зданию. При этом выяснилось, что Старо-Преображенский дворец в дневнике Ф. В. Берхгольца часто именуется “дом, где прежде жил император”, и “дом, стоящий отдаленно, у рощи"; “Походный журнал” называет его “хоромами, где прежде жила царевна Наталья Алексеевна”, г. строительные документы — “старые хоромы”, “хоромы на дворе его императорского величества”, “хоромы на старом его императорского величества дворе (дворце)”. Правомерность всех этих наименований очевидна. Соответственно Ново-Преображенский дворец Берхгольц чаще всего называет “Преображенским домом, где живет император”; “Походный журнал” — просто “дом императора”, а строительные документы — “дом его императорского величества в Преображенском” и “хоромы императора”.

4. [Берхгольц Ф. В.] Дневник камер-юнкера Ф. В. Берхгольца. М., 1902. Ч. 2. С. 70; М., 1903. Ч. 4. С. 29.

5. РГАДА. Ф. 396. Оп. 3. Д. 308. Л. 147, 228, 230.

6. Там же. Д. 545. Л. 257, 759 об., 760 об. и др.

7. Быховский И. Л. Мастер “доброй пропорции” Федосей Скляев // Быховский И. А. Петровские корабелы. Л., 1982. С. 37-49.

8. Так, например, 3 апреля 1724 г. “по указу его императорского величества велено выдать ис Приказа Большого Дворца от расходу за поставленной лес к строению хором в Преображенское на Федосеев двор Скляева торговым людем... за елевый лес четырехсаженной за 435 дерев 65 рублев 8 алтын 2 денги... за доски елевые, за 195 досок за четырехсаженных, за 152 доски трехсаженных, за 160 брусов сосновых дву саженных, за 2000 тесниц сосновых, за 16 дверей сосновых же, за 1000 лубав москворецких, 273 рубли, 8 алтын, 5 денег...” (РГАДА. Ф. 396. Оп. 3. Д. 562. Л. 2). 11 августа 1724 г. по императорскому указу выдавались деньги “на покупку лесных припасов к строению в Преображенское на Федосееве дворе Скляева другой половины хором” (РГАДА. Ф. 396. Оп. 3. Д. 563. Л. 59).

 

Текст воспроизведен по изданию: Дворцовое строительство в Преображенском в 1720-е годы // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1996. М. Наука. 1998

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.