|
ИНОСТРАННЫЕ КУКОЛЬНИКИ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.Являясь историком русского драматического театра XVIII в. и занимаясь преимущественно поисками и изучением нового фактологического материала, я могу отметить, что значительное место в тогдашней театральной жизни принадлежало кукольным представлениям. В большей степени это относится к первой половине XVIII столетия. Однако историки кукольного театра до недавнего времени почти не имели подлинного документального материала (особенно о рассматриваемом периоде), кроме нескольких единичных свидетельств 1. Несколько лет назад нами были обнаружены и опубликованы новые документы о династии кукольников Якубовских, живших и игравших в России в то время 2. Теперь же удалось выявить и собрать значительный материал о деятельности кукольников-иностранцев, функционировавших в России на протяжении трех десятилетий с 1720 по 1750 г. Русский профессиональный театр окончательно родился, как известно, в середине XVIII в. (в 1756 г.), а в занимающий нас временной отрезок наше национальное театральное искусство только еще формировалось. И в этот период российские деятели любительского и полупрофессионального театра развивались в непосредственном контакте и взаимодействии с западноевропейскими мастерами сцены, работавшими в России, учась у них, творчески заимствуя многое, порой интуитивно что-то всецело воспринимая, порой напрочь что-то отвергая. Во многих статьях и публикациях предыдущих лет мы уделили достаточное внимание раскрытию деятельности западноевропейских трупп в России первой половины XVIII в. и взаимовлиянию их с русским театральным искусством той поры 3. В данной публикации нужно подчеркнуть, что представления кукольников, в частности иностранных, занимали в указанную эпоху одно из главнейших мест в театрально-зрелищной панораме России и являлись едва ли не самыми популярными среди русских зрителей всех слоев, начиная с самих монархов и их придворных, и кончая “низами”, причем одни и те же исполнители-кукольники показывали свою “игру” “в доме Его царского величества и в других господских домах, и публично” (!) (В скобках указаны номера документов, из которых цитируется.) Увлечение тогда кукольным театром объяснить очень просто: как в детстве, играя в куклы, дети постигают и осмысливают настоящую жизнь, моделируя ее ситуации, человеческие взаимоотношения, проблемы и их разрешение, так же и неопытные зрители первой половины XVIII столетия через кукольные спектакли познавали и осмысляли театр настоящей (то есть, живых актеров), его законы и эмоциональную стихию. Хронологические рамки представленных читателю новых документов охватывают время с 1721-го по 1750-й годы, т.е. три десятилетия трех разных царствований. Именно в петровскую эпоху начались частые и тесные контакты русского зрителя с иностранным театральным искусством. Этому периоду посвятили свои исследования многие историки, в том числе и театра, в частности, С. К. Богоявленский, издавший целый сборник документов, среди которых всего лишь два относятся к кукольникам: 1699 и 1700 гг. 4; а о 1720-х годах мы не знали ни одного такового. О следующем десятилетии — эпохе Анны Иоанновны — мы имели до сего времени несколько упоминаний о кукольниках: одним из первых обратился к истории кукольного театра на Руси В. Н. Перетц, выпустивший в 1895 г. краткий “Исторический очерк”. В нем он обратил внимание 5 на опубликованные в “Отчете Императорской Публичной [136] библиотеки за 1868 г.” афиши “немецких показывателей выпускных кукол” 6, выступавших в Санкт-Петербурге (как предположили издатели) в 1730-е годы. Чуть раньше, в 1882 г., известным русским архивистом П. Н. Петровым было опубликовано в “Русской старине” несколько указов императрицы Анны Иоанновны камер-цалмейстеру (ведавшему придворными финансами). Среди них документ, датированный 7 июля 1733 г., о выдаче “камедианту курлянцу Ягану Христофору Сигмундусу с женою ево, которые играли в комнате нашей кукалную комедию, денег 100 рублев” (11). Впоследствии этот указ процитировал В. Н. Всеволодский-Гернгросс, присовокупив еще один, ранее неизвестный, о награждении в августе 1736 г. 10 рублями “куколного комедианта Кондрата Брока с товарыщи” (17). На этом фактологический арсенал историков театра кукол в России в 1730-е годы был исчерпан и сохранялся в таком виде до недавнего времени. Как известно, именно в начале этого десятилетия (именно в царствование Анны Иоанновны) в Россию приехала первая итальянская труппа комедии дель’арте, начавшая с 1731 г. постоянное функционирование подобных трупп в продолжение нескольких последующих десятилетий. Весьма показательно, что среди оставшихся после отъезда в конце 1731 г. итальянских артистов первой труппы “комедианского платья, театра и протчих, к тому подлежащих уборов” находились “4 малых театра кукалных, зделаны из дерева, оклеены бумагой серой” 7. Среди документов, относящихся к деятельности данной труппы комедии дель’арте нет упоминаний о приезде с ними кукольников, и нам неизвестно, кто показывал кукольные представления в этих “театрах”. Вероятнее всего, итальянские артисты в свободное от большой сцены время развлекались и развлекали русских придворных, разыгрывая куклами те же пьесы, которые сами исполняли на большом театре. [137] У историков кукольного театра существует мнение, что многие маски итальянской комедии дель’арте пришли из народного итальянского кукольного театра 8, и что кукольники посредством кукол-марионеток представляли тот же репертуар и разыгрывали тот же тип театрального представления, что и актеры комедии дель’арте. Йорик, например, сообщает: в XVII в. почти все итальянские актеры комедии дель’арте достигли большой известности благодаря тому, что до того как пришли на сцену, они были хозяевами кукольных театров. В. Н. Перетц в упоминавшейся уже работе, высказал мысль, очень важную для нас: “кукольный театр — это живой театр в миниатюре” 9, и многие пьесы, шедшие в XVIII в. на “живом” театре, переходили на кукольную сцену. Часто в одной труппе “ютились вместе” настоящий и кукольный театр (т.е. исполнители и того и другого). В связи с этим, среди всех кукольников, посещавших Россию в ту пору, для нас наиболее интересна, (как и показательна) фигура уже упоминавшегося Ягана Христофора Зигмунда (тем более, что его имя встречается в документах публикуемых чаще многих других — 5, 8, 10, 11, 13, 15, 25). Впервые его фамилия упоминается в док. 5: 24 марта 1727 г. петербургский житель “портной мастер” Расмус Паульсен Меллер “объявил”, что пустил к себе жить, прибывшего из Пруссии из города Кенигсберга “баланцерного мастера и комедианта Ягана Христофора Сигмунта”, который приехал “для прокормления своего показыванием разных баланцырных вещей” (т.е. появился он в России, еще не будучи кукольником, а балансером и актером “живого” театра). Затем упоминается, что 7 февраля 1732 г. он “проехал чрез Ригу” (т.е. пересек границу), едучи “из Городни” (8/а), и вероятно, некоторое время жил в Риге, где встретился со своей женой Елизаветой, с которой в марте прибыл в Петербург, а потом, в июле того же 1732 г., отбыл вместе с ней в Швецию (8/6, в). Через год, в июле 1733, Яган Христофор Зигмунд вновь выехал в Петербург (10) и уже 7 числа этого же месяца вместе с женой играл перед императрицею “кукольную комедию” (11). В последующих документах Зигмунд говорит о себе, что он приехал “для прокормления своего игрою куколною”. Его творческая судьба может служить яркой [138] иллюстрацией, насколько театр кукольный и “живых” актеров (а также цирковое искусство) были тесно связаны в это время, и как чутко откликаясь на потребности широкой русской публики, опытные западноевропейские артисты меняли свой профессиональный профиль (будучи в основном синкретическими мастерами). В январе 1734 г. кукольник Зигмунд с многочисленным семейством (женой, тещей Марией Гибнер “гданской жительницей”, приехавшей в сентябре 1732 г. “с малолетными детми” в Петербург, со своячницей Доротеей Гибнер и служителем Яганом Пилем) отъехал из России в Гданск (13/а, б); а в декабре того же 1734-го вновь вернулся в пределы Российской Империи, то есть “проехал чрез Ригу” (13/в), но направился сначала в Дерпт (Тарту). В Петербурге же он появился лишь в мае 1735 г. (15) и вскоре опять попросил паспорт для выезда за границу, в Стокгольм, оставив тещу в Петербурге (15). Приезжал ли Зигмунд в последующие (1730-е) годы? О том мы не имеем пока документов (может быть, они не сохранились); известно только о его приезде из Кенигсберга с женой и двумя служителями < в июне 1742 года (25). Вскоре после приезда Зигмунду с женой императрицею Елиза-] ветою была дана привилегия на содержание “Немецкой комедии” — “вольного”, т.е. городского публичного театра (уже не кукольного, а “настоящего”) в обеих столицах, а также в Риге, Нарве, Ревеле и Выборге. В начале 1740-х годов он выстроил на отведенных ему участках земли театральные здания в Москве — на Новой Басманной, а в Петербурге — на Большой Морской улицах 10 и владел этой частной антрепризой вплоть до своей смерти в 1747 г. Помимо предприимчивого Зигмунда в 30-е годы XVIII в. в Россию приезжало множество кукольников разных национальностей из различных европейских городов и государств с куклами всевозможнейших видов: механическими, марионетками, перчаточными и пр. (“в ящиках”, “выпускными”, с ширмами и т.д.). Среди кукольников бывали часто итальянцы, немцы, но особенно [139] жаловали Россию “савоярды”, многие из которых посещали Россию на протяжении нескольких десятилетий, как например, большая фамилия во главе с Себастьяном Кемином (именовали их русские писцы каждый раз по-разному: Шемин, Хемин, Циемин, Чюмин, а в одном из документов обозвали даже почему-то Иван Петров, см.: 7, 12, 21, 23, 26, 32). Наезжали кукольники “с компаниею”, чаще всего в летние месяцы, приурочивая, вероятно, свои выступления к ярмаркам и народным гуляниям, происходившим в основном на вольном воздухе. В холодное же время года представления происходили, по всей вероятности, в трактирах, где и останавливались как правило приезжавшие кукольники. Из документов следует, что многие группы кукольников, приезжавшие на летнее время, отбывая, оставляли одного из своих компаньонов, который являлся как бы их представителем в России, обживался, содержал их место жительства, хранил театральный инвентарь, координировал их приезды, и в то же время, конечно же, показывал “кукольные комедии”. В 1740-е годы продолжается эта массовая миграция кукольников в Россию и обратно в Европу. В Петербурге в эти годы даже существовал специальный “Комедиантский анбар, построен был у Синяго мосту, в котором отправляют комедии кукольный с 1749 году” 11. Однако также как и о предыдущих двух десятилетиях, историки имели лишь несколько документальных свидетельств — объявления о кукольных представлениях, опубликованные в “Санкт-Петербургских ведомостях” в 1743- 1745 гг. 12 В публикуемых документах, помимо обширной информации о кукольниках в 40-е годы XVIII столетия, находятся сведения о продавцах кукол (31, 33, 34) — значит товар их пользовался спросом, покупателями которого уже бывали, вероятно, и российские (местные) кукольники. Не будучи историком именно кукольного театра XVIII в., не претендуя на всесторонний анализ и комментирование данных новых архивных документов, автор считает необходимым прежде всего ввести их в фактологический арсенал нашей науки о театре XVIII в., так как они во многом будут корректировать выводы исследователей не только кукольного театра, а и драматического, музыкального, историков зрелищ да и культуры вообще. Комментарии1. Богоявленский С. К. Московский театр при царях Алексее и Петре. М., 1914. С. 75-82; Барсов Е. В. Новые розысками о первом периоде русского театра. М., 1883. С. 6; Петров П. Н. Русская старина. 1882. Т. 36, № 10. С. 170; Всеволодский-Гернгросс В. Н. Театр в России при императрице Анне Иоанновне. СПб., 1914. С. 67; Материалы к истории русского театра. М., 1966. С. 56. За прошедшее десятилетие в Государственном институте искусствознания были выполнены и защищены две диссертации: Голдовский Б. Кукольный театр в России XVII-XVIII веков, 1988 г.; Рейтаровская Н. Марионетка в России, 1989 г., в последней есть глава, посвященная XVIII в. В 1994 г. вышла “Летопись театра кукол в России XV-XVIII веков”, составленная Б. Голдовским (М., 1994. С. 7-90). Однако новых фактов, относящихся к истории кукольного театра в России в первой половине XVIII в., в ней не появилось. Новым в данной “Летописи” является то, что составитель ее присовокупил непосредственно к истории кукольного театра факты, свидетельствующие о существовании и развитии в России театрально-зрелищного искусства вообще (например, документы о функционировании Немецкого театра Зигмунда-Гильфердинга, сообщения о представлениях “школьных” спектаклей, фейерверков и пр.). Несмотря на некоторую связь с указанными явлениями, данные факты все-таки нельзя считать непосредственно относящимися к истории именно кукольного театра. 2. Старикова Л. М. Династия кукольников Якубовских в России в первой половине XVIII в. // ПКНО. 1989. М., 1990. С. 95-106. 3. Старикова Л. М. Театрально-зрелищная жизнь Москвы в середине XVIII века // ПКНО. 1986. Л., 1987. С. 133-188; Она же. Новые документы о деятельности итальянской труппы в России в 30-е годы XVIII в. и русском любительском театре той поры // ПКНО. 1988. М" 1989. С. 67-95. 4. Богоявленский С. К. Указ. соч. С. 75-82. 5. Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси. СПб., 1895. С. 13. 6. Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1868 год. СПб., 1869. С. 205-206. 7. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Указ. соч. С. 16-17; Старикова Л. М. Новые документы о деятельности итальянской труппы... С. 78. 8. Йорик. История марионеток // Библиотека театра и искусства. 1913. № 5. С.13. 9. Перетц В. Н. Указ. соч. С. 6. 10. Старикова Л. М. Театрально-зрелищная жизнь Москвы в середине XVIII века. С. 134-136,143-144. 11. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год, сочиненное Г. Богдановым, со многими изображениями первых зданий; а ныне дополненное и изданное надворным советником Васильем Рубаном. СПб., 1779. С. 137. 12. В “Санкт-Петербургских ведомостях” за 1743 год в № 83 было опубликовано следующее сообщение: “Для Известия Чрез сие чинится известно, что находящейся здесь комедиант Мартин Ниренбах по понедельникам и четверткам по полудни в начале 6 часа продолжать имеет Марионеттовы Италианския комедии, сперва фигурами, а потом живыми персонами, так что смотрители наконец великое удовольствие получить могут”. Это объявление было повторено в последующих № 84 и 85 (см.: “Санкт-Петербургские ведомости”, 1743, № 83-85, С. 682,691,700). В 1744 г. тот же Ниренбах в № 2 поместил следующее сообщение: “Чрез сие чинится известно, что находящейся здесь комедиант Мартин Ниренбах в большой Морской улице недалеко от новаго гостинаго двора в каждой неделе трижды, а именно по понедельникам, средам и пятницам в начале 6 часа по полудни, играть будет комедии”. Объявление было повторено в № 3-6, 9. Начиная с № 10, в тексте объявления сделали поправку, что комедии отправляться будут “в начале 7 часа по полудни”, и в таком виде оно повторилось в № 11-13 (см.: Санкт-Петербургские ведомости, 1744, № 3-6, 9, 11-13. С. 14, 23-24, 32,40, 48, 72, 79, 87. 95, 103-104). В 1745 г., начиная с 1-го номера, читателям предлагалось: “Для известия. Сего дня по полудни в начале 6 часа в Морской недалеко от Синяго мосту начнут играть комедию, и оная в каждой неделе по понедельникам, средам и пятницам продолжаться имеет.” В следующем объявлении, помещенном в № 3 в тексте появилось небольшое дополнение: “Начавшиеся в прошедшую пятницу в Морской недалеко от Синяго мосту с выпускными куклами комедии, в каждой неделе по понедельникам, средам и пятницам продолжаться будут”. В таком виде это сообщение было повторено в № ° 6-8, 13-15 (см.: Санкт-Петербургские ведомости, 1745. С. 8, 23,48, 56,64, 104, 112, 120). Хотя в процитированных сообщениях за 1745 г. имя кукольника не названо, однако можно считать, что им мог быть все тот же Ниренбах. Основанием тому служат сохранившиеся до наших дней в Архиве Академии наук афиши (“цеттели”) 1745 г., повествующие о выступлениях М. Ниренбаха. Впервые о существовании этих афиш сообщила Р. М. Тонкова, однако текст их она не публиковала (см.: К истории петербургских театров. Печатание цеттелей в типографии Академии наук с 1727 по 1771 г. // XVIII век. Сб. 4, М.-Л. 1959. С. 385-394). В подлиннике данные “цеттели” представляют собой 7 афиш размером в лист, напечатанные на немецком языке готическим шрифтом. Они никогда не воспроизводились целиком ни в подлиннике, ни в русском переводе, поэтому мы решили поместить их здесь в переведенном виде, так как они несут в себе информацию, не ставшую еще достоянием историков. 1. “С разрешения высокого начальства находящиеся здесь северо-германские марионеточные игроки, со своими большими фигурами на своем малом театре с меняющимися механизмами покажут сегодня благосклонным и милостивым дамам и кавалерам переведенную с испанского на немецкий язык достопримечательную пьесу с пристойными выражениями в стихах и приятной музыкой под названием ДЕСЯТИЛЕТНЯЯ ОСАДА ГОРОДА ТРОИ ИЗ-ЗА ПРЕКРАСНОЙ КОРОЛЕВЫ ЕЛЕНЫ При этом будет представлена полная осада всемирно известной древней Трои и ее бомбардировка с помощью искусного фейерверка. После этого будет показано публичное отсечение головы невинной принцессы Касандры. Уверяем, что все действо пронизано веселостью Арлекина, также и даваемая после него веселая комедия с живыми персонами закончит сегодня представление под названием ДВУЛИКИЙ АРЛЕКИН или Место представления находится на реке Неве, в малой улице, на углу, в доме полковника Мурзина, где вывешено объявление. За вход в первое место каждой персоне платить по 32 коп., а во второе по 16 коп. Начало в 7 часов в С. Петербурге 1745-го 3 мая в пятницу, куда вас почтительно приглашают М. Н. Б. и С. Л." 2. “С разрешения высокого начальства находящиеся здесь северо-германские марионеточные игроки покажут сегодня полюбившуюся главную комедию под названием О КОРОЛЕ ЭБЕРИКУСЕ Для большего удовольствия благосклонной публике будет представлено бурное озеро или море с кораблями, сиренами, китами, лебедями, утками и т.п. После этого достопримечательного Главного государственного действа последует дополнительно поистине очень веселая нах-комедия с живыми персонами под названием СКРОМНОЕ УГОЩЕНИЕ НА СВАДЬБЕ АРЛЕКИНА в стихах, чем на протяжении всего представления надеемся нашими возможностями доставить благосклонной и высокочтимой аудитории полное удовлетворение. Место представления находится на реке Неве, в малой улице, на углу, в доме полковника Морзина, где вывешено объявление. За вход в первое место каждой персоне платить по 32 коп, а во второе по 16 коп. Начало в 7 часов в С. Петербурге 1745-го 6 мая в понедельник, куда вас приглашают М. Н. Б. и С. Л.” 3. “С разрешения высокого начальства находящиеся здесь северо-германские марионеточные игроки, принимаемые по заслугам благосклонно, покажут сегодня высокочтимым любителям театральных представлений весьма достопримечательные Главные и государственные действа со своими редкими статуями и богато окаймленными большими итальянскими фигурами под названием О ВЕЛИКОМ КОРОЛЕ МАРОККО ИЗ ВАВИЛОНА Эти довольно известные, но здесь еще не показываемые, действа позабавят не только ваш глаз, но и слух. В заключение будет дополнительно показана веселая нах-комедия с живыми персонами под названием ЛИЦЕМЕРИЕ Как и ранее, сегодня к большому удовольствию зрителей будет представлена женщина, которая своими телодвижениями, танцуя на раскаленном железе голыми ногами, на протяжении всего спектакля доставит присутствующим полное удовлетворение. Место представления находится на реке Неве, в малой улице, на углу, в доме полковника Морзина, где вывешено объявление. За вход в первое место каждой персоне платить по 32 коп., а во второе по 16 коп. Начало в 7 часов в С. Петербурге 1745-го в среду 8 мая, куда вас почтительно приглашают М. Н. Б. и С. Л.” 4. “С разрешения высокого начальства находящиеся здесь северо-германские марионеточные игроки, принимаемые по заслугам благосклонно, покажут сегодня высокочтимым любителям театральных представлений достопримечательные Главные и государственные действа со своими редкими и новыми и хорошо окаймленными большими итальянскими фигурами под названием АЗИАТСКАЯ БАНИЗЕ При сем будет представлен прекрасный и великолепный храм и т.д. Это прекрасное и полюбившееся действо является роскошно оформленной комедией с хорошими стихами и интригами, составленной в точности по мотивам одного из известных романов, подлежащих, по возможности, более лучшему изучению. Впрочем, льстим себя надеждою, что благосклонная и высокочтимая аудитория с сегодняшнего дня почтит нас многократными посещениями. В конце представления и вплоть до того момента, когда будет закрыта наша сцена (театр, — Л. С.) будет показаны дополнительно галантная нах-комедия с живыми персонами под названием АРЛЕКИН — ЖИВЫЕ ЦВЕТЫ Место представления находится на реке Неве, в малой улице, на углу, в доме полковника Морзина, где вывешено объявление. За вход в первое место каждой персоне платить по 32 коп., а во второе по 16 коп. Начало в 7 часов в день святого Панкратия, а также в пятницу 10 мая в С. Петербурге 1745-го. М. Н. Б. и С. Л.” 5. “С разрешения высокого начальства находящиеся здесь северо-германские марионеточные игроки со своими новыми и редкими фигурами покажут сегодня благосклонным и милостивым кавалерам и дамам на своем малом театре с меняющимися механизмами совершенно новую и здесь еще не виданную пьесу с пристойными выражениями и приятной музыкой под названием ВЛАСТЬ ВЕЛИКОГО ГЕРКУЛЕСА которая из-за любви к своему супругу сама лишает себя жизни. Публично показывается, как из ее груди вытекает кровь, но где нет недостатка в проделках Арлекина. В заключение показывается еще невиданная здесь нах-комедия под названием ОБМАНУТЫЙ ЖЕНИХ ИОГАНН ХЕННЕ Место представления находится на реке Неве, в малой улице, на углу, в доме полковника Морзина, где вывешено объявление. За вход в первое место каждой персоне платить по 32 коп., а во второе по 16 коп. Начало в 7 часов в С. Петербурге 1745-го 15 мая в среду, куда вас почтительно приглашает, готовая к услугам С. Л." 6.”С разрешения высокого начальства находящиеся здесь северо-германские марионеточные игроки со своими фигурами покажут сегодня необычное Главное и государственное действо под названием ВЕЛИКИЙ МОГОЛ Это действо исштудированное вдоль и поперек, подмешенное прекрасными стихами, стало новой и любимой пьесой во многих местах. Мы будем способствовать тому, чтобы заинтересовать ею еще более многочисленную аудиторию. Арлекин представит супруга, вызывающего отвращение. В заключение будет показана нах-комедия под названием АРЛЕКИНПРОРИЦАЮЩИЙ ПО ВОДЕ НЕПРИЯТНОСТИ Место представления находится на реке Неве, в малой улице, на углу, в доме полковника Морзина, где висит объявление. За вход в первое место каждой персоне платить по 32 коп., а во второе по 16 коп. Начало в 7 часов в пятницу 17 мая в С. Петербурге 1745-го, куда вас почтительно приглашает С. Л.” 7. “С разрешения высокого начальства находящиеся здесь северо-германские марионеточные игроки покажут сегодня достопримечательную комедию под названием КОРОЛЕВСКАЯ ПРИНЦЕССА АВРОРА Действующие лица:
АРАБСКИЙ КОРОЛЬ МАНТЕЛОР В заключение будет показана нах-комедия под названием АМУР В КУПЕЧЕСКОЙ ЛАВКЕ Место представления находится на реке Неве, в малой улице, на углу, в доме полковника Морзина, где вывешено объявление. За вход в первое место каждой персоне платить по 32 коп., а во второе по 16 коп. Начало в 17 часов в С. Петербурге 1745-го в понедельник 20 мая, куда вас почтительно приглашает С. Л.” АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 96. Л. 228, 227,225,226, 229-230. На основании содержания процитированных выше афиш, из которых следует, что в представлениях, даваемых Ниренбахом, принимали участие, наряду с куклами, “живые персоны”, т.е. актеры, а также, из-за упоминания, содержащегося в “Санкт-Петербургских ведомостях”, что спектакли происходили “в Морской”, некоторыми историками была высказана мысль об объединении Ниренбаха с труппой Зигмунда — Гильфердинга (см.: Петровская И. Ф. Немецкая комедия (Немецкий комедиальный дом) на Большой Морской // И. Петровская. В. Сомина. Театральный Петербург. СПб., 1994. С. 92). На самом же деле из приведенных афиш это не следует бесспорно. Во-первых, афиши подписаны: М. Н. Б. и С. Л.; и первые инициалы обозначают, несомненно, Мартин Нирен Бах; а вот следующие — С. Л. — могли принадлежать, как нам кажется, руководителю, (руководительнице) группы “живых персон” (может быть, это была та самая женщина, ходившая по раскаленную железу?). Вдобавок, из процитированных афиш следует, что представления Ниренбаха происходили не в театре Зигмунда, а в доме полковника Морзина (Мурзина), “что на реке Неве, в малой улице, на углу”. В объявлении 1745 г. говорится “в Морской”, возможно, это была Малая Морская ул. — (Однако все-таки есть некоторый искус инициалы “V. Л.” расшифровать как “Сигмунд Лизавета”). Что касается самого Ниренбаха, то на первый взгляд может показаться странным, что его имя не встречается среди приезжих кукольников в 1740-е годы. Нам думается, что упоминаемый в док. 14 “кукалной игратель Мартын Бах”, приехавший в Петербург в июне 1734 г., и есть Ниренбах, фамилию которого так записали тогдашние русские писцы (что случалось частенько). Текст воспроизведен по изданию: Иностранные кукольники в России в первой половине XVIII века // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1995. М. Наука. 1996 |
|