Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

КНЯГИНЯ-ИГУМЕНЬЯ

1722-1726 гг.

Княгиня Настасья Петровна Голицына, дочь боярина князя Петра Ивановича Прозоровского (Одного из наместников царя Петра, во время отсутствия его за границу в 1697 — 1608 гг. и одного из любимейших государем сановников. – прим. Ред.) — знаменитая княгиня-игуменья, состоя в “прешутейшом соборе князя-папы”, была безотлучно при Екатерина I, и, как оказывается из нижеизложенных сведений, исправляла должность придворной шутихи.

В 1734 году, существовала в Москве особо учрежденная дворцовая счетная комиссия, ревизовавшая денежные приходы и расходы дворцовых учреждений. При рассмотрении счетов уже умершего в то время обер-келлермейстера Гаврилы Мячкова, комиссия нашла, что в 1724 г., октября 3-го, выдано было Мячковым княгине Настасье Петровне Голицыной заимообразно 100 червонных, на срок до 1 января 1725 г., и что по приходным книгам ни к сроку, ни после срока эти деньги Голицыной не были возвращены. Комиссия положила взыскать эти деньги с сына княгини, Бутырского полка капитана князя Федора, потому что самой княгини в то время уже не было в живых. Князя Федора не оказалось в Москве, и служитель его заявил комиссии, что князь находится на службе в польском корпусе, о взыскании ничего не знает; “да и взыскивать с него не следует, потому, что в расходной Мячкова книге написано: ежели де тех червонных на показанной в той [401] записке срок не заплатит и о том, что ее величество государыня императрица укажет, и тем де подлинно явствует те червонные ей, светлейшей княгине, по ее императорского величества высокой к ней, светлейшей княгине, милости суще, пожалованы, и после де того сроку не токмо спрашиваемы, но и сверх того прежде и после, по именным же ее императорского величества всемилостивейшим указам, жалованы ей, светлейшей княгине, многие дачи и значит де по записным его, Мячкова, книгам, и чтоб тех червонных с процентами не взыскивать”.

По справке в комиссии, действительно оказалось, что после заимообразной выдачи 100 червонных, княгине жаловались еще червонцы императрицей. Справка эта представляет некоторые довольно характеристичные черты для обрисовки нравов русского общества в первой четверти XVIII столетия, почему мы и выписываем ее в подлиннике:


“В счетной книге Мячкова светлейшей княгине Настасье Петровне Голицыной записаны дачи тако:

“Прежде вышепомянутой дачи 100 червонных:

“1722 г. апреля 17, за взятия в Москве у княгини Настасьи Голицыной 2 патрахели шиты шёлком и мишурою; 2 оплечья священнические шиты шёлком; 2 оплечья дьяконовские шиты шёлком; 2 пояса толковые, священнические с серебром; 2 пояса же шёлковые с золотом, один пояс, какой, не написано, дано всего денег 26 руб.; те деньги отданы служителю ее Ивану Теплому с распиской”.

“Сентября 26 дня, у реки Сарлака, плакала княгиня Голицына — дано ей 15 червонных, в приеме расписки нет”.

“1723 г. апреля дня, ей, светлейшей княгине, денег 25 рублей, в приеме расписка человека ее Семена Долгова”.

“Июля 18-го числа денег 10 рублей; в приеме расписки нет”.

“1724 года, марта 14-го, изволила ее величество пожаловать княгине Настасье Голицыной 23 червонных для того, чтобы она плакала по сестре и она плакала того же числа; в приеме расписки нет”.

“Октября 19-го, заплачено ей же, светлейшей княгине, за взятые в комнату ее величества 24 гребня костяных частых, 8 гребней редких, 2 солонки хрустальных, всего 9 рублей 10 копеек, которые деньги отданы присланному человеку ее Герасиму Прокофьеву с распиской”.

“Августа 23-го, ее величество изволила взять 16 червонных и пожаловала светлейшей княгине Настасье Петровне; в приеме расписки нет”. [402]

“Да после той, ста червонных дачи показано ей, светлейшей княгине, в даче же:

“В 1725 г., апреля 17-го — 10 червонных”.

“Да 24-го дня ее величество изволила бросить на пол один червонной для светлейшей княгини Настасьи Петровны, которой взят у девицы Устиньи Петровой, и тот червонной ей отдан”.

“Июня 10-го, ее величество изволила взять у Александра Львовича Нарышкина 4 червонных, которые изволила бросить на пол для княгини Голицыной, которые червонные ему и отданы”.

“Августа 6-го дня, ее величество государыня императрица изволила кушать в большом зале, при котором столе светлейший князь и господа майоры лейб-гвардии и княгиня Голицына кушали английское пиво большим кубком, а княгине Голицыной поднесли другой кубок, в которой ее величество изволила положить 10 червонных”.

“Сентября 25-го дня, ее величество изволила положить светлейшей княгине Настасье Петровне 10 червонных, за что она выпила при столе ее величества 2 кубка пива английского”.

“Октября 12-го дня, ее величество изволила положить светлейшей княгине Настасье Голицыной 20 червонцев, за которые выпила она 2 кубка вина виноградного красного”.

“Октября 19-го дня, в вечернее кушанье изволила ее величество пожаловать светлейшей княгине Голицыной 15 червонцев, за которые выпила она большой кубок виноградного вина; в тоже число положено в другой кубок 5 червонцев, который она не выпила и оные червонные отданы муншенку Григорию Буненкову”.

“Октября 22-го дня, подносила ее величеству светлейшая княгиня Настасья Голицына рожденной калач, за которой пожаловала ей 1 червонной”.

“Всего, после той 100-червонной дачи, ей светлейшей княгине пожаловано 71 червонной”.

“В приеме тех червонных расписки ее светлейшей княгини нет”.

“А о даче вышепомянутых червонных в расходной его, Мячкова, книге октября 1724 написано тако:

“Ее величество указала пожаловать светлейшей княгине Настасье Голицыной взаимно (т. е. в займы) 100 червонных, на срок октября с вышеописанного числа января по 1 число 1725 году; а ежели оных червонных помянутая княгиня на вышеописанный срок не заплатит о том, что ее величество укажет”.


Выписавши все это на справку, счетная дворцовая комиссия [403] спрашивала разрешения обер-гофмейстера графа Семена Андреевича Салтыкова и он, со своей стороны, представил настоящее дело на благоусмотрение Кабинета.

1-го июня 1734 года, по приказанию императрицы Анны Иоанновны, Кабинета отвечал Салтыкову: что доказательства представленные человеком князя Голицына не заслуживать уважения и что следует 100 червонных доправить на наследниках княгини Голицыной и “прочие ей, из милости жалованные деньги, к тому в пример служить не могут”.

Примечание. Счет комиссии выписан из дел архива министерства юстиции по бывшему Кабинету, кн. № 69/1146, стр. 522 — 524.

Г. В. Есипов.

Текст воспроизведен по изданию: Княгинья-игуменья. 1722-1726 гг. // Русская старина, Том 1. 1870

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.