Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПЕРВЫЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ УЧЕНИКИ В АКАДЕМИИ НАУК

В. Н. Татищев в 1734 г., вторично заняв пост руководителя правления Сибирских и Казанских заводов, обратил серьезное внимание на подготовку административно-технических работников. Им были приняты меры для расширения школьного образования 1 на Урале и в 1735 г. посланы три группы учеников в Петербург.

Первая из них, в составе трех человек, должна была обучаться общеобразовательным и специальным дисциплинам. Эта группа, пробыв в Петербурге несколько месяцев, была возвращена на Урал 2. [83]

Вторая группа состояла из четырех человек. Как первую, так и вторую группу доставил в Петербург гитеимейстер (чин горного ведомства) Иоганн Готлиб Улих. В «Промемории», адресованной Академии наук за подписью Татищева, было указано 3: «Сего 1735 года генваря 2 дня по е. и. в. указу и но определению нашему для обучения языков немецкого, латинского, тако ж мафематики, физики, механики, архитектуры, знаменования 4 и протчего, что к ползе заводской знать нужно, посланы в Академию наук из здешних управительских лучших детей четыре человека, а именно: Александр Степанов, Федор Сикорской, Григорей Клеопин, Богдан Арефьев. И на содержание их: на платье, пищу и протчее з гитенмейстером Улихом послано по дватцати по четыре рубли на человека на год. Того ради Академии наук сим просим чтоб оных посланных четырех человек учеников и на них жалованье от гитенмейстера Улиха благоволено было принять, их показанным наукам обучать, доколе выписаны будут из-за моря сюда в школы латинского и неметского языка учителя...»

В этой же «Промемории» содержалась просьба направить в Екатеринбург для преподавания в местной школе трех учителей: математики, рисования и языков. Кроме того, прилагался реестр книгам, необходимым для обучения 50 учеников. Для обучения латинскому языку Татищев просил прислать латинских азбук и грамматик по 25 экземпляров, пять латино-русских словарей, по одному экземпляру сочинений Виргилия, Овидия, Горация, Марциала, Цицерона, Сенеки, Ливия на латинском языке, а также «на латинском языке историю церковную и гражданскую». Пособия для обучения немецкому языку просиди прислать по усмотрению Академии наук.

Прибывших из Екатеринбурга учеников определили в Академическую гимназию и поместили на жительство в «нахлебники» к сержанту коммерц-коллегии Ивану Гавриловичу Сикорскому, видимо, родственнику одного из юношей 5.

В конце того же 1735 г. в Петербург прибыла третья группа екатеринбургских учеников для обучения в инструментальных мастерских Академии наук. В «Промемории», подписанной Татищевым 6 декабря 1735 г., указано: «По справке в главной кацелярии с начала ведения в Берг-коллегии заводов 6 были неоднократные присылки сюда на заводы инструментов маркшейдерских и математических, которые по долгом бытии при делах повреждаются, так же и вновь многие надобны часто бывают. А здесь тому умеющего мастера никого нет. И за тем в делах горных и заводских не без остановки бывает. И ради того, что б впредь в том при заводах оскудения не было, посланы для обучения тому в Санкт Питер Бурх в Академию наук школьники два человека из геометрической науки Терентей Кочкин [и] Давыд Козицын» 7. Этих учеников определили в Инструментальные мастерские. Академия наук различия между ними и учениками гимназии ни в чем не делала. За время обучения они побывали в «нахлебниках» у разных лиц.

1 июля 1737 г. Берг-директория 8 потребовала от Академии наук сообщить о ходе обучения присланных из Екатеринбурга учеников 9 . В связи с этим была составлена справка, черновая копия которой сохранилась. Почти все ученики стали видными деятелями техники на Урале и отзывы об их школьных успехах интересны для их биографии 10.


«Федор Сикорский обучается немецкому языку. Немецкую грамматику выучил; переводит с немецкого на российский и с российского на немецкий язык нехудо. Говорит по немецки нехудо. Читает и пишет по немецки и латински хорошо; в географии учит пятую главу о Франции, в арифметике учит тройные правила; и при том учится по французски; танцовать и рисовать начал.

Богдан Арефьев обучается немецкому языку, немецкую грамматику выучил, переводит с немецкого на российский нарочито; а с российского на немецкий нехудо, говорит по немецки нехудо ж. Читает и пишет по немецки и латински нарочито. В географии учит вторую главу о Эвропе, в арифметике учит умножение, а при том учится по французски, танцовать и рисовать начал.

Григорей Клеопин обучается немецкому языку, немецкую грамматику выучил; переводить с немецкого на российский и с российского на немецкий язык начал, говорит немного по немецки, читает и пишет по немецки и по латыни нарочито, в арифметике учит деление.

Александр Степанов обучается немецкому языку. В немецкой грамматике учит «203» страницу в этимологии о глаголе страдательном, говорит худо по немецки, читает по немецки нарочито, по латински худо, пишет по немецки и латински нехудо.

А математике, физике, механике, архитектуре они еще не обучаются». [84]

Об успехах учеников Терентия Кочкина и Давыда Козицына сохранился отзыв, собственноручно подписанный Андреем Константиновичем Нартовым. «Сего 1737го-ду июля 6 дня истребовано от меня от Академии Наук известие справкою об учениках в инструментальной Палате Терентье Кочкине, Давыде Козицыне; что они обучились ли или не обучились маркшейдерских и математических инструментов, о которых ныне по справке во Академию Наук объявляю: что оные ученики маркшейдерских и математических инструментов обучились те инструменты поправлять исправно.

Асессор Андрей Нартов» 11.


После составления этой справки екатеринбургские ученики проучились в Академии наук еще около двух лет. За это время, вероятно, гимназисты перешли уже к обучению начала «математики, физики, механики и архитектуры», а инструментальщики выучились не только исправлять, но и вновь изготовлять научные инструменты. Пока екатеринбургские юноши обучались в гимназии, в самом Екатеринбурге налаживалась работа школ. Поэтому в 1739 г. было решено отозвать учеников из Академии наук и вернуть их для обучения в екатеринбургской школе 12.

После отъезда гимназистов в академических мастерских продолжали обучаться Кочкин и Козицын. Этот период их деятельности изучен довольно основательно 13. Оба они успешно обучались под руководством Петра Осиповича Голинина. Отзыв Нартова, приведенный выше, был очень осторожным. В действительности, уже через год после приезда в Петербург Кочкин и Козицын могли самостоятельно изготовлять чертежные инструменты. С 1737 г. они начали делать солнечные часы, маркшейдерские плоские компасы и астролябии, т. е. сложные «математические инструменты». Затем им стали доверять и наиболее ответственные работы — инструменты и приборы для экспериментов профессоров Академии наук.

Весной 1739 г. Козицын был отправлен на Урал, а Кочкин продолжал совершенствоваться, выполняя, наравне с основными приборостроителями Академии, наиболее ответственные заказы. В январе 1742 г. его обучение сочли завершенным и он также был отправлен на Урал.

Д. М. Козицын и Т. В. Кочкин возвратились в Екатеринбург, где была создана первая па Урале мастерская по изготовлению приборов 14. В ней изготовлялись горные теодолиты, полевые компасы, солнечные часы, магниты и чертежные инструменты не только для использования на месте, но и для отсылки в Петербург.

Ф. Н. Загорский (Севастополь)


Комментарии

1. Н. В. Нечаев. Школы при горных заводах Урала в первой половине XVIII столетия. М., 1944.

2. Государственный архив Свердловской области, ф. 129. Наркиз Константинович Чупин, оп. 1, д. 106; Заметки к биографиям Геннина, Ломоносова, Рычкова, л. 13-16 об. «Заметка, которая может пригодиться для будущего составителя биографии Ломоносова», собственноручная рукопись Чупина (чистовая). См. также: Ф. П. Загорский. Заметки Н. К. Чупина о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Ломоносов. Сб. статей и материалов, т. V. М., 1961, стр. 307-311.

3. Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, № 16. Дело о екатеринбургских учениках, об обучении оных при Академии, марта 28 числа 1735 года, л. 667-770.

4. Рисования.

5. Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, № 16, л. 675.

6. Берг-коллегия была учреждена в 1719 г. вместо Приказа рудокопных дел; в 1735 г. присоединена к Коммерц-коллегии.

7. Архив АН СССР. ф. 3, оп. 1, № 16, л. 672, 672 об.

8. В 1736 г. управление горных заводов из Коммерц-коллегии было передано Генерал-Берг-Директориуму.

9. Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1. № 16, л. 722.

10. Там же, л. 722 об., 727.

11. Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, № 16, л. 725, 725 об.

12. Там же, л. 731. 731 об.

13В. Л. Ченакал. Русские приборостроители первой половины XVIII века. Л., 1953, стр. 76-79.

14. А. Г. Козлов. Редкие экземпляры астрономических часов. Из истории приборостроения на Урале в XVIII веке. — Труды Свердл. обл. краевед, музея, 1960, вып. I, стр. 125-129.

Текст воспроизведен по изданию: Первые екатеринбургские ученики в Академии Наук // Вопросы истории естествознания и техники, № 20. 1966

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.