|
К истории освоения Северного морского пути 1. В данной от капитана командора Беринга капитану Шпанберху февраля 23 дня 733 году инструкции написано 1. Понеже мы неизвестны, как в летнее время от Соликамской до Таболска путь надлежит, того ради, когда вы прибудите к Соликамской, уведомится там у воеводы, сколко разстояния сухим путем до реки Гуры, которая впадает в реку Табол, и можно ль перевозить матриалы сухим путем летним времянем и каким способом лутче к поклаже матриалов и припасов и удобно ль теми реками в осеннее время дойти до Таболска, чтоб то исправить без потеряния время и без убытка государственного. А ежели того невозможно летним путем исправить, то приготовить /л. 138 об./ подводы и что к тому надлежит для перевозу матриалов и служителей к первому зимнему пути. Что по оной инструкции исполнено. На 1. По оному пункту какое исполнение было ль, о том от капитана Шпанберха х капитану командору Берингу не репортовано /л. 138 об./. 2. Когда прибудете в Тоболск, требовать от губернской канцелярии лесу на строение одной дубель шлюпа, которая будет строитца при Таболске, которой чертеж имеет подмастерья, определенной с вами, и к тому строению плотников и кузнецов с их инструменты, железа, конопати, уголья, смолы, красок, точил и протчаго, что надлежит, и на то судно приготовить правиант сухопутной и морской против сообщенного при сем регестра, також фалканетов, ядер, картечь, пороху и протчих артилериских припасов против данной вам росписи, и иметь /л. 139/ вам старание, чтоб от Табольской губернской канцелярии к прибытию нашему приуготовлено было, что по указу правителствующаго сената повелено делать на заводах Демидовых — якори и пушки и протчия железныя вещи, которыя надлежат в нашу экспедиции сверх вышеобъявленного судна, а смолы и пенки на конопать и железа, что к тому дубель шлюпу надобно, то взяв известие от мастера, обретающагося с вами, заготовить. Також требовать купоров и чтоб [143] приготовили лес на делание водяных бочек величиною по 10 или до 12 ведр и велеть оныя делать, а при строени того дубель шлюпа, оставить вам в Тобольске шлюпочного подмастерья /л. 139 об./. На 2. Капитан Шпанберх прибыл в Тобольск апреля 2 дня 733 году и требовал от Тобольской губернской канцелярии о приуготовлении матриалов и протчаго, касающегося до экспедиции; чего ради и сообщены от него в тое канцелярию з данных инструкцей точныя копии, на что от оной канцелярии и ответствовано о приуготовлении де сухопутного и морского правианта, что касается к экспедиции в Енисейскую и в Ыркутскую правинцию и в Якуцк тамошним камандиром указы посланы; к строению дубель шлюпки мастеровые и работные люди и с их инструментами от оной Сибирской губернской канцелярии /л. 139/ присланы; и посланы для рубки лесу и копания кокор 90 человек, а железо, и укладь, и уголья велено от той канцелярии отпускать, смолу и краски определено купить в Таболску, а о деле и о присылке в Таболск пушек и протчей артилерии, котлов и якорей от сибирского берхъамта им, капитаном, апреля от 20 дня требовано. А к строению пакет ботов и дубель шлюпок, которыя будут строитца в Якуцке, в Охоцке и в Камчатке, железо от губернской канцелярии отпущено в каманду его, капитана Шпанберха, 200 пуд. А сверх того к строению оных судов железа, сколко понадобитца, велено отпускать из Якуцкого и из Ыркуцкого присутствия с новозаведенных железных заводов от камисара Бурцова; смолу и уголье заготовлять и отправлять из Якуцка; для дела водяных бочек купоры и с их /л. 139 об./ инструментами от губернской канцелярии к каманде присланы; а для строения дубель шлюпки в Таболску оставил он, капитан Шпанберх, подмастерья Коротаева, и оная дубель шлюпка строением окончилась в 734 году генваря 26 дня. 3. Уведомитца в Тоболске подлинно при Охоцком и Якуцке, какие ныне вещи тамо есть, а имянно: пушки, порох и протчее, какие вещи, которые к нашему делу могут быть надобны ис привозу нашего или от полководца Шестакова отсталых, дабы двойного перевозу не имели, а ежели в Таболску о охоцких и якуцких наличных оных вещах известия не имеетца /л. 140/, а хотя и есть, да малое число, то требовать, чтоб приготовить; також приготовить смолы, пенки, железа, уголья, краски на то строение судов, которое будет строитца при Якуцке, Охоцке и на Камчатке, а где сколко определено построить судов, о том вы известны. На 3. Апреля 13 дня требовал он, капитан Шпанберх, от Сибирской губернской канцелярии, коликое число имеетца при Охоцку и при Якуцку пушек, пороху и протчаго, что принадлежит к нашему делу, и на оное требование коликое число имеетца в Якуцку артилерии и артилерных припасов, тому прислана от губернской канцелярии ж к нему, капитану, ведомость, с которой от него, капитана, х капитану [144] командору сообщена точная копия; о присылке пенки от оной же канцелярии в городы /л. 140/ и дистрикты х воеводам и управителем указы посланы, а краски, какия сысканы в Таболску в продаже, те, купя от Сибирской губернской канцелярии, отданы ему, капитану Шпанберху. 4. Понеже при прежней экспедиции Камчацкой сумы сыромятныя для перевозу правианта скоро не были изготовлены и дорого при Якуцке становились, а имянно около 90 копеек пара, и для того ис Таболской губернский канцелярии требовать, чтоб подрядить или купить оных сум, в которых бы можно положить по 2? пуда муки, и оныя сумы приготовить одну часть в Таболске, другую часть /л. 140 об./— в Енисейске и в Иркуцке, третью — в Якуцке или где за благо разсудят в тамошних ближних местах, чтоб в прибытие наше в том не было остановки и в цене лишней передачи, а надлежит тех сум 4 497 пар. На 4. По требованию его, капитана Шпанберха, велено сумы делать подрядом — в Таболску 1 499 пар, в Енисейске и Иркуцке — 1 499 пар, в Якутске — 1 499 пар и о деле де тех сум в те городы указы от Сибирской губернской канцелярии посланы и от Сибирской губернской канцелярии приняты х каманде капитана Чирикова в 734 году 1 998 пар да по репорту его ж, капитана /л. 140 об./ Чирикова, показано, прислано в Ылимск из Енисейской правинцыалной канцелярии 275 пар от Иркуцкой правинцыалной канцелярии, по силе указа отпуску сумам не было, а ответствовано х капитану Шпанберху — о заготовлении сум в Якуцке указ послан, а при Якуцком принято капитаном Шпанберхом от Якуцкой воеводской канцелярии 1 140 пар, да принято ж ко экспедиции в бытность капитана командора Беринга в Якуцку от Якуцкой воевоцкой канцелярия 867 пар. 5. Правиант морской и сухопутной требовать, чтоб приготовить на реке Лене на те два судна, которыя будут строитца при Якуцке против сообщенного при сем регестра и довозить оной до Якуцка и при Якуцку чтоб приготовлено /л. 141/ было лесу на один дубель шлюп и на один бот с палубою. А какой величиною, о том вам известно, а смолы и пенки на конопать приготовить, взяв справку от мастера, которой с вами отправляетца, також для варения смолы при Охоцком и на Камчатке, чтоб от Таболской губернской канцелярии поведено послать напредь таких людей, которые умеют приготовить и варить смолу /л. 141/. На 5. Оным капитаном Шпанберхом от Иркуцкой правинции к отпуску в Камчацкую экспедицию морского и сухопутного правиантов, коликое число имеетца в готовности, требовано: и на то ответствовано: тот правиант велено изготовить и собрать в Ылимску и в Верхоленску [145] /л. 141/, о чем к тамошним командиром и указы посланы, муки и на сухари мукою 31 387 пуд, а соль, сухари, рыбу, вино и под то вино и под масло фляги велено изготовить в Якуцку; а масло, крупы и горох велено ж изготовить в Ылимском, а о заготовлении на строение при Якуцку 2 судов лесу репортов марта от 13 дня 734 году от егож, капитана Шпанберха, объявлено при Ополошном селе вытесано и из вываленного лиственишного лесу досок в разныя дюйма до 1500; а кили и штивни, банкштоки и копоры на оба судна тесаны все по лекалом, да на магазеин 1 000 бревен. А смолы де, уголья и фляг приуготовил своею ж командою доволно, ис которого лесу при Якуцку 2 морския судна и построены; а для варения смолы на Камчатке о посылке умеющих людей хотя им, капитаном Шпанберхом, и не требовано, однакож в числе мастеровых людей такия знающия люди находились /л. 141 об./, а о смоле, хотя он Шпанберх и показал, что приготовил доволно, токмо оной на помянутая морския 2 судна, которыя при Якуцку строились, не доволно было: чего ради прибавок к той смолу сидели командою капитана командора при Якуцку. 6. При Таболске, чтоб изготовить суда дощаники для перевозу матриалов и людей по реке Иртышу, Обью и Кетью до Маковского острога или, ежели за благо разсуждено будет от Таболской губернской канцелярии, чтоб чрез Барабу в зимнее время на лошадях перевозить часть на адмиралтейских мастеровых людей до реки Лены и оттуда с первоскрытием воды рекою Леною плыть до Якуцка и потому могут прибыть в Якуцк в 1734 году около июля /л. 142/ месяца, а ежели по рекам, то прежде не могут быть как в 1735 году в июле ж месяце, отчего потеряеца целой год и для перевоски матриалов при Енисейске и Ылимске дощеники и мелкия суда изготовить /л. 142 об./. На 6. Капитан Шпанберх репортами объявил, что для перевозу матриалов и людей по рекам Иртышу, Обью и Кетью по требованию ево, капитана Шпанберха, определено от Сибирской губернской канцелярии 3 дощеника и с надлежащими припасами, да работных людей 72 человека; а от Енисейской правинцыалной канцелярии определено для перевозу от Енисейска до Ылимска служителей и матриалов по требованию ево ж, капитана Шпанберха, 4 дощеника с малыми лотками и припасами и работных людей и с вожами 33 человека, на которых дощениках он, Шпанберх, из Енисейска и отправился, а к прибытию де капитана /л. 142/ командора для перевозу матриалов и служителей при Енисейске дощаники приготовлятца будут, о чем де Енисейская правинцыалная канцелярия ведением к нему сообщила. А по прибытии в Ылимск требовал он, капитан Шпанберх, от тамошней канцелярии, сколко построено при Лене реке для сплавки матриалов до Якуцка судов, и на оное Илимская канцелярия к нему ответствовала: имеетца де построенных подрядом казенных пять дощеников, и те де дощеники крепки ль и к поклаже годны ль, о том де неизвестно, а к 734 году велено де построить 14 дощеников. А репортом, писанным марта от 13 числа того 734 году от него, Шпанберха, показано: [146] построенные де от Илимской канцелярии 9 дощеников явились по свидетелству негодны, и для того построено при команде его барок 7, дощеник один, лодок с палубами 8, приплавлено в 734 году в каманде его, капитана Шпанберха, от Верхоленских мест /л. 142 об./ в Якуцк на 4 барках да на 7 палубных лотках и на плотах муки 32 164 пуда, круп 2 556 пуд, соли 716 пуд, масла коровья 102 пуда, и прибыл оной капитан Шпанберх в Якуцк с мастеровыми людьми и с провиантом маия 26 числа 734 году. 7. Об отправлении правианта из Ыркуцкой правинции к Охоцкому острогу требовать, чтоб отправлен был таким порядком, как бы мог поставлен быть скорее и безубытошнее и в строени судов под правиант и матриалы положить на разсуждение тамошних командиров, на каких судах без остановки мог быть довезен до Юдомского креста, а сколко на те суда надобно людей, требовать определения, чтоб даны были из Ыркуцкой правинции /л. 143/ или откуда Таболская канцелярия лутче разсудит. /л. 144 об./ На 7. От капитана Шпанберха репортом, писанным ноября от 6 дня 733 году, объявлено об отправлении из Ыркуцкой правинцы морского в сухопутного правианта к Охоцкому острогу, как скоряе и безубыточнее без остановки и о строении под те матриалы и под правиант судов и об определении на те суда работных людей Иркуцкой канцелярии он, капитан Шпанберх, предлагал, и на оное Иркуцкая канцелярия ответствовала: о строени де судов, в какову меру и сколко числом и коликое число работных людей на каждое судно определить и о тамошнем водяном пути канцелярия де неизвестна, и для того от него, капитана, паки в тое канцелярию предложено, /л. 143/ чтоб зделано при Якуцку 15 судов, в которые тягости можно положить по 200 или по 250 пуд, а работных людей определено б было на каждое судно по 10 человек. И в то число Якуцкою воеводскою канцеляриею построено 10 судов, о которых капитан командор объявил, что те суда за неудобностию ко экспедиции не взяты. Понеже весма коротки и валки, к тому ж и шиты прутьями, а хотя бы и все 15 судов построены и для сплаву правианта годны были: и положить в каждое судно по двести по пятидесят пуд, итого положено б было правианта токмо 3 750 пуд, а ему, капитану Шпанберху, в приложенной при сей инструкции в росписи написано: на 2 пакет бота и на бот с палубою и на 2 дубель шлюпки в отпуск к Охоцку на год сухопутного правианта 15 138 пуд, да на оные ж суда морского правианта, кроме рыбы, вина, пива и уксусу, 8 012 пуд, всего морского и сухопутного правианта 23 150 пуд. К тому ж и сам он, капитан, отправился из Якуцка в 734 году июня 16 числа всеми судами, а правианта взял с собою 2 389 пуд, но и тот правиант до Юдомского креста не довезен, а остановились те /л. 143 об./ суда в Юдоме реке в урочищах Щеках сентября 4 числа, а он, капитан Шпанберх, с малые числом людми отправился в Охоцк. А по прибытии в Ыркуцк капитана командора Беринга прошлого 734 году Иркуцкая канцелярия в августе месяце промемориею объявила, по [147] силе де вашего императорского величества и с правительствующего сената указу и по проэкту, что касаетца до нее, то де ныне исполняетца и впредь исполнятца будет, и требовала для наилучшаго надсмотрения в строении судов, который строитца будут по проэкту, чтоб определен был мастер, которой бы мог построить суда удобныя и впредь способныя. Того ради посланы от капитана командора Беринга х капитану Чирикову 2 ордера в том же августе месяце, по которым велено — по первому при Верхоленских местах строить лехкие суда, по второму, дабы имел старание об отправлении экспедичного правианта. И по тем ордерам капитаном Чириковым весною 735 года построено при Верхоленских местах 24 дощеника, 3 барки, 43 судна малых для отправления правианта от Якуцка вверх /л. 144/ по рекам до Юдомского креста; всего построено 70 судов и к ним перевозных малых лодок 51, на которыя по требованию его, Чиржкова, от Якуцкой правинцыи дано в работу служилых людей и разночинцов и ссылных 731 человек. А в Якутск приплавлено на означенных судах в маие — июне месяцах тогож 735 году муки, круп и протчаго правианту 41 521 пуд да матриалов экспедичных 4000 пуд с ызлишеством и из Якуцка тогож лета июля в 5 день в Охоцкой путь отправлено вверх по рекам 14 дощаников и на них правианту разного звания 9 001 пуд, да следующия во экспедицию якори, канаты, пушки, протчия припасы, которых было слишком з 2 000 пуд, да перед тем отправлено ж из Якуцка июня в 29 числе из вышепомянутых малых судов 41, погрузи на них правианта разного ж звания 8 227 пуд, на которых чаятелно было тогож лета дойтить до Юдомского креста; точию оныя суда тем летом не дошли, а дошли в лете 736 году. Да при Майском устье построено в том же 735 году 10 судов, на которых оттуда отправлено правианта 2 025 пуд, который правиант того /л. 144 об./ лета не довезен до Юдомского креста только за двадцать пять верст. И те мелкия суда порозжия сплавлены и хранены были чрез зиму до весны при Майской пристани. А работныя люди с них зимовали в Якуцку. А на 14 дощениках до Майскова устья и, тут выгрузя, возвратились в Якуцк. И с того 735 году повсягодно на означенных судах отправлялся правиант и припасы из Якуцка на дощаниках до Майского и Юдомского устий. А на мелких судах от Майского и Юдомского устей и из протчих мест до Юдомского креста, о чем обстоятелнее в сочиненной на проэкт ведомости всеподданейше донесено. Да ис построенных же судов капитаном Чириковым в лете в 735 году послано с правиантом 4 дощеника при морских судах, отправленных от Якутска Леною рекою до Северного моря да 6 дощаников остались тогда не во отправлении за побегом данных работных людей от Иркутской правинции. 8. Понеже прошедшаго 1732 году повелено по указу правительствующаго /л. 145/ сената комерц колегии, чтоб до Якуцка отправлять людей, умеющих из чугуну из криц переделовать в прутовое железо: того ради иметь старание, ежели оные не отправлены, чтоб ис Таболской губернской канцелярии при Якуцке повелено к прибытию нашему железа изготовить, чтоб нам х нашему делу не было остановки. /л. 145 об./.[148] На 8. По требованию его, капитана Шпанберха, от Сибирской губернской канцелярии сколку понадобитца железа велено /л. 145/ отпускать из Иркуцкого присудствия с новозаведенных железных заводов от камисара Бурцова, а камисар Бурцов к нему, Шпанберху, ответствовал, к делу де мореходных судов железа чистого имееца к отпуску токмо 300 пуд, а ежели де он удоволствован будет от Иркуцкой правинцыалной канцелярии кузнецами, и он де Бурцов во экспедицию надлежащия потребы железа отправлять будет, и оное наличное число 300 пуд железа х команде его, капитана, принято, да ис Таболска 200 пуд, о чем и против 2 пункта упомянуто, всего приплавлено к Якуцку 500 пуд, точию толикого числа железа на все подлежащия суда весма мало было, а доволствовались с построенного вновь при Якуцку железного завода, которой построен в бытность капитана командора Беринга, да и вышепомянутое принятое от камисара Бурцова железо негодно было, ис которого хотя и держано при строении в Якуцку 2 морских судов, токмо уже по самой нужде; також и на правианския суда, строенныя /л. 145 об./ при Майской пристани несколко употреблялось, и всего ис того железа издержано было толко 115 пуд 25 фунтов, а досталное 184 пуда 15 фунтов за тою негодностию отослано от капитана командора в Якуцкую воеводскую канцелярию в 735 году сентября 12 числа. 9. Лес на блоки заранее изготовить в принадлежащих местах и чтоб оной мог высохнуть до прибытия отсюда мастеровых людей, також пенки для мелочных веревок приготовить около 400 пуд для отправления при Якуцке. /л. 146/ На 9. Строющияся при Якуцку 2 морския судна блоками удоволствованы привозными из Санкт Питербурха и вновь сделанными при Якуцку, и пенки, хотя по требованию его, капитана Шпанберха, и велено от Сибирской губернской канцелярии купить в Томску, и Ыркуцку, в Якуцку и в Ыримску по 100 пуд, точию принято им, капитаном Шпанберхом, от Енисейской правинцыалной канцелярии 44 пуда 19 фунтов, а из Томска, из Ыркуцка, Илимска по требованию его, капитана, пенки отпуску не было. /л. 146/ 10. Мастеровыя люди, которыя нам определяютца по определению правительствующего сената из сибирских городов, чтоб заранее выбраны были, також при Ускуте на реке Лене дощаники для перевозу матриалов и людей до Якуцка приготовить. На 10. Мастеровые люди для строения судов по требованию его, капитана отправлено от Сибирской губернской канцелярии — 26, от Енисейской правинцыалной канцелярии — 117 да кузнецов 15 человек. А для [149] перевозу матриалов и людей до Якуцка оставлено им, капитаном Шпанберхом, барок 3, дощеник 1, лодок с палубою 1. 11. Правианта где сколко надлежит приготовить, о том при сем сообщается регестр. /л. 146 об./ На 11. По прибытии в Таболск капитан Шпанберх, где сколко надлежит приготовить правианта, подал в Сибирскую губернскую канцелярию ведомость, на которое и получено им ответствие, о приуготовлении де морскаго и сухопутного правианта /л. 146 об./ в Енисейск, в Ыркуцк, в Якуцк посланы послушные указы и велено от Енисейской правинцыалной канцелярии отправить до Илимска правианта до 2 000 четвертей, а отправлено токмо 1 200 четвертей, но и тот до Илимска в том 733 году не довезен, також и что о заготовлении оного правианта Иркуцкая правинцыалная канцелярия ответствовала, о том против пункта 5 показано. 12. Вам же сообщается регестр, сколко в которую экспедицию назначено морских и адмиралтейских служителей, на которых надлежит правиант заготовлять, також и из сибирских городов /л. 147/ сколко определено мастеровых людей для строения судов, и всех, как артилерных, так и о протчих припасех и которые надлежат заготовлять на Демидовых сибирских заводах, и в протчих сибирских городех, которых, по объявленной росписи, где пристойнее изволте требовать, дабы все то благовремянно заготовлено было. На 12. Мастеровые люди для строения судов по требованию ево, капитана Шпанберха, отправлены, а артилерных и протчих припасов откуда надлежит требовал, о чем против 2 и 10 пунктов показано. /л. 147/ 13. Хотя в росписи, данной вам, написано на пакет боты четырех-фунтовых пушек сделать на Демидовых заводах 12 и к ним станков /л. 147 об./ и ядер и протчих припасов по препорции того калибера, а по указу из адмиралтейской колегии определено вместо четырехфунтовых пушек зделать на пакет боты на оных заводах толикое ж число трех-фунтовыя пушки по настоящей их препорции к ним всяких припасов, что надлежит. /л. 148/ На 13. По прибытии в Таболск капитан Шпанберх пушек на 2 пакет бота трех-фунтовых требовал /л. 147/ от сибирского берхъамта, которые и приняты х команде.[150] Captain commandeur Vitus Bering. ___________________ Экстракт, учиненной на проэкт, присланной при казе из Сибирского приказу в 733 году, о подлежащем для Камчацкой экспедиции, а имянно, о строении способных по обстоятельству рек судов и о перевосках правианта и протчего в Охоцк и о утверждении в том порядков и что по оному исполнено кроме неподлежащаго по тому ж проэкту до экспедиции 1. Понеже до сего времяни в Верхоленских пристанях для сплавки хлеба в Якуцк строивались барки, кои поднимали пудов тысяч по шти, а становились толко рублев по дватцати да плоты, на которых клалось тысячи по две пудов, а становились рублев по десяти и меньше, а илимские воеводы завели дощеники, в которых кладут толко сот по пяти пудов, а подряжают делать рублев по штидесят и больше; того ради надлежит такие дощеники к отпуску в Якуцк конечно запретить, а делать с 734 году барки, в которых бы вмещалось тысяч по шти пудов также и плоты как прежде. Что исполнено. Построено было при команде экспедичной барок капитаном Шпанберхом в 734 году семь, капитаном же Чириковым в 735 году — три, ценою стали восемь по двадцати пяти рублев по пятидесяти копеек, две по тридцати шести рублев по 57 копеек. Барка грузу подняла от 4 тысяч до 5 300 пуд и оныя барки хотя и менше б тысяч пуд грузом были, как по проэкту показано; однако ж усмотрены, что и такия за тягостию их, понеже очень велики и ходят в воде глубоко, весьма неспособны и правиант сплавливать на них опасно, ибо построенныя Шпанберхом многожды становились на мелях, а одна барка, плыучи к Якуцку, на мель так стала, что и стащить не могли и для того принуждены были выгружать и на мелких судах к Якуцку переправлять. И, за такою неспособностию капитан командор Беринг с протчими следующими во экспедиции офицерами со общаго согласия, барки отрешили, а велели строить в Верхоленских пристанях для сплавки правианта в Якуцк плоты, на которые можно б было положить пудов тысячи по две и по полтретьи на плот, понеже и впредь в барках способу быть не признаватца, кроме опасности и казеннаго убытку, а плоты в том надежны, что беспрепятственно ходят, а ценою становятся и дорого, рублев по 10, а иногда и менше, и в Якуцку они даром не пропадают, но употребляются на строение и на починку магазеин, и на протчее надобное строение удобны, а когда в таком строении нужды нет /л. 149/, то продаются ис казны посторонним людям [151] рублев по 5 и по шести плот, понеже покупают их и на хоромное строение, потому что такого лесу годного на строение близ Якуцка не имеется. А барки в Якуцку, кроме дров, ни на что не годятца, и для того продаются иногда дешевле и плотов, и о том в Ыркуцкую правинцыалную канцелярию от капитана командора Беринга писано в 735 году ноября 3 дня и после того с 736 году и поныне с Верхоленских пристаней в Якуцк сплавливают правиант на плотах. 2. Для охоцкого отпуску строить лехкие суды, которые подняли б пудов тысячу грузу, опричь служилых людей, правианта, ибо болшими судами Алданом, Маею и Юдомою реками подыматца трудно, а инде и невозможно; к тому ж такие малыя суда лета 4 и болше служить могут, а надобно их хотя б по 5 тысячь четвертей в год к Охоцку отпускать толко сорок судов, и пропускать их, не задерживая, прямо Леною до Алданского устья, а от устья Алданом, Маею и Юдомою реками вверх по тех мест, пока мочно с полным, грузом судам иттить, и усмотря место, зделать тут пристань и магазеин, где привезенной хлеб сложить немедленно, а суды, нимало не задерживая, отпускать попрежнему в Якуцк, а из Якуцка не останавливая отпускать в те верховыя места /л. 149 об./, где весною нагружались, кои могут поспеть в сентябре месяце, и так впредь всегда к раннему вешнему отпуску готовы будут без потеряния времени и казенного напрасного росходу; служилых ледей в работу надобно на каждое судно по 15 человек. И такими судами все тягости и припасы для экспедиции удобно до Юдомской пристани отвозить, а от Юдомской пристани Камчацкую зборную казну, також и в Якуцке заранее казну заготовлять и оными ж судами вверх отвозить, а не нарочныя особливыя суды под тое казну с напрасным казенным убытком и с напрасным же служилых людей расходом посылать. Что исполнено. Для онаго отпуску построено на Лене при Ускуте и в протчих в Верхоленских местах и при Илге реке дощеников, ими ж капитанами Шпанберхом в 734 — один, Чириковым в 735 годех — 24, ценою обошлись в отделке построенные капитаном Чириковым каждой по 26 рублев по 97 копеек и из оных дощеников один Шпанберхов за великостию неспособен был и затем в Якуцку продан, а ис протчих 24-х в 735 году 14 дощеников по отправлении из Якуцка с лейтенантом Дмитреем Лаптевым едва до Майской пристани, где оной реки имеется устье, дойтить могли за препятствием от мелкой воды; чего ради для облегчения судов принужден был, не дошед до Майской пристани, на Алдане реке /л. 150/ на Белской переправе згрузить с них несколко сум с правиантом, понеже без выгруски с полным грузом от той Белской переправы за мелководствием тогда он, Лаптев, иттить опасен был, и те дощеники от Майской пристани назад до Якуцка порозжия возвратились, клади было от 700 до 900 пудов на [152] судне, кроме правианта, работных людей, грузом шли в воде на 3? и на 3? фута, в работе было людей по 20, по 22 и по 24 человека на судне. А в 736 году ис тех же 24-х 11 дощеников, отправленныя с лейтенантом Свен Векселем, дошли из Якуцка с полным грузом до того Майского устья, а 4 с штюрманом Андрис Эзельберхом, и по Мае до устья Юдомы реки дошли ж и назад до Якуцка возвратились одним же летом, понеже во оном 736 и после в других годах такого маловодствия и препятствия, как в 735 году случилось, уже не было. Клади гружено на оныя дощеники от 700 же до 900 пудов на судно, людей в работе было по 24 человека, по которому числу весма быть надлежит, а 15 человеком судна не толко с таким грузом, как по проекту показано, чтоб класть по 1 000 пуд, но и дощеника с помянутым грузом, с каким при экспедиции ходили вверх по рекам, тащить не можно. А болше того дощеников в тех годах отправить было не можно за умалением работных людей, что на все суда многова числа недоставало, понеже на мелкоходныя суда для перевоски до Юдомского креста определены были, а иныя разбежались. К тому ж тогда отправлено было из Якуцка на два морския судна на бот да на дубель шлюпку к Ленскому устью с правиантом в 735 — 4 дощеника, в 736 годех — 3 дощеника да одно судно из мелкоходных, и на них для /л. 151 об./ сплаву туда и возврату их в Якуцк немалое число определено было работных людей и с ними и из экспедицких служителей были ж. Да и после того по отправлениям от Якуцкой канцелярии из вышеписанных дощеников, кои в удобное время отправлены были также до Майской пристани, а иныя до Юдомского устья с правиантом доходили, а которыя поздо отправлялись, те замерзали на Алдане реке. А зборная ясашная казна, о которой в проэкте показано, на вышеписанных судах в бытность их во экспедичной каманде не отвозилась, понеже о перевоске на них камчацкой казны в Якуцк бывшей охоцкий камандир Писарев не требовал, а перевозил на своих судах, а из Якуцка оная и зборная ж в Якуцку ясашная казна отвозилась вверх от Якуцкой воеводской канцелярии на особливых дощениках, как и прежде бывало, для того, что экспедичныя суды из Якуцка вверх не посыланы были, а зачем — о том предложено ниже в 3 пункте, да и отправление такой зборной казны из Якуцка бывает толко по одному дощенику в год, а и много что два, и то ретко случитца. 3. Пристань Юдомскую (о которой во втором пункте показано) в таком месте изобрать надлежит, где б можно бы поселению людскому и доволству в скотопастве, ибо по реке Юдоме таких мест доволно, лесу сосноваго и елового отчасти есть, хотя в реке мало рыбы, однако ж имеются озера рыбные. И от той Юдомской пристани для перевозу до Креста иметь особливыя суда, которые подымали б сот по пяти пудов, кроме служилых людей, провианта ж и теми судами с весны раза по два и по три лехко возвращатца могут, потому что останется расстояние невеликое, верст не з болшим 300, толко мешкают в малую воду в двух местах мелкия пороги, которые со времянем, когда росчистят, то пятью и [153] шестью обратятца суды, а зделаютца они хотя и служилыми людми, однако ж станет например в 60 рублев, служить может лет пять, а годом трижды оборотяца, и тако отвезет 1 500 пуд, служилых людей надобно человек 10. И для того перевозу суды надлежит вделать тут же на Юдоме реке, потому что лесов доволно и смолу сидеть могут, токмо одна пенка потребуетца с Верхоленских пристаней, а железо из Якуцка, пока там по близости железо ковать станут. /л. 151 об./ Что исполнено. Юдомской пристани изобрать негде, понеже к поселению людскому и удоволствию в скотопастве по Юдоме до самого Креста нигде удобных мест не имеется и судов на Юдоме, хотя лес и есть, за далностию и за пустотою строить весма неспособно, а строены для ходу по Юдоме мелкоходные суда сначала в Верхоленских и в протчих тамо местах, а после на Майской пристани и в Якуцку, где весма способнее, да и нужды Юдомской пристани для приставания судов как по опробации перевоски усмотрено уже не было, для того, что болшими судами, которыя по проэкту показаны, по Юдоме ходить не можно, понеже и дощеники доходили сперва до Майской пристани, а и после толко до Юдомского устья. А мелкоходныя суда отправляемы были от Юдомского устья, а болше от Майской пристани и проходили прямо до Юдомского креста и назад до Майской пристани возвращались, а иныя мелкоходныя суда и из Якуцка на проход до Креста ходили, кроме 735 году, в котором не дошли до Юдомского креста, и те остановились не в удобных местах для пристани, одни только за 25 верст до Юдомского креста, а другия уже весма от Креста далеко, а от Май реки близко, толко с 30 верст по Юдоме шли, где и пристаням быть не надлежит. А понеже хотя дощеники доходили и до Юдомского устья, при котором и магазеин построен, токмо главная пристань как тем дощеникам, как и мелкоходным /л. 152/ имелось при устье Май реки, где болшия и магазеины и жилье на первой случай в 735 году построено, понеже сначала перевоски во оном в 735 году те дощеники с трудом великим и до Майской пристани дошли, и потому неизвестно было, что могут ли они и впредь до того Юдомского устья доходить, и до того болшее отправление было правианта и протчего на мелкоходных судах от той Майской пристани, где те суда и зимовали, да к тому ж и места около оной пристани к жилью весма удобныя, чего ради и крестьян 5 семей в 730 году поселено, от которых экспедиции и Охоцкому правлению в подводах нужным посылкам есть способ. Вышеупоминаемых мелкоходных судов для перевоски до Креста правианта и протчего построено капитаном Шпанберхом в 734 году на Ускупе лодок с палубами — 8, капитаном же Чириковым в 755 годех там же и в верхоленских местах и при Илге реке мелкоходных двух обрасцов с палубами ж остродонных — 43, в том числе 10 судов по посланной от капитана командора Беринга мадели, которую зделал обретающейся во экспедиции лейтенант Валтон, ценою обошлися Чирикова строения каждое по 11 рублев по 7 копеек. На Майской пристани построено одними экспедицкими плотниками без найму посторонних в 735 году /л. 152 об./ — 10, в 736 — вновь 6, да застроенных в 735 годех достроено 5, в Якуцку в 737 году такими ж плотниками — 3, всего мелкоходных судов построено было 75. [154] Да для обрасца одно судно куплено в Якуцку, дано 25 рублев, против которого помянутыя суда в 736 на Майской пристани вновь 6, а в 737 годех в Якуцку 3 построены. Из оных капитана Шпанберха лодки все за великостию их по Юдоме реке ходить не годны: ибо он Шпанберх на 7 судах из Якуцка пошел с камандою в 734 году июня 16 числа с таким намерением, чтоб конечно того лета дойтить до Юдомского креста, токмо не дошел, но остановился сентября 4 числа на Юдоме в урочище, называемом Щеках, расстоянием между Юдомского устья и Креста на половине пути, и в том месте те суда замерзли, и затем болше того они к перевоске не употреблялись. А ис протчих судов сперва в 735 году отправлено было три партии, первая из Якуцка с лейтенантом Егором Ендогуровым строения капитана Чирикова 41 судно, дошли по Юдоме до зимовья Горбова именуемого по речке Горбей, разстоянием от Юдомского устья верстах в тритцати. А партии от Майской пристани с штюрманом Михаилом Щербиным да с шипором Иваном Белого на построенных на той Майской пристани 10 судах, дошли по Юдоме ж до зимовей Сокоревских называемых по речке Сокоревке, разстоянием до Креста за дватцать за пять верст /л. 153/ из тех местах за осенним времянем и за мелководием остановились и возвратились порожия к Майской пристани. Клади было в них — у Ендогурова по 180 пуд в грузу, шли на два и с четвертью, на два фута, в работе людей было по 9 и по 10; у Щербинина и у Белого — клади по 200 пуд в грузу, шли на 19 на 20 и 21 дюйм, в работе людей было по 12 человек на судне. А после того 735 году, как и по той реке водяной путь опробован же и в порядок приведен, то хотя по ней обыкновенныя и всегда имеются людем трудности, а судам в ходу препятствии от подымания их чрез порог и частыя шиверы, також и от маловодствия, однакож те мелкоходныя суда (опричь построенных по маделе) в 736, в 737 и в 738 годех не токмо от Юдомского устья, но и от Майской пристани ко Кресту доходили и от Креста, по выгруске из них клади в магазейны, возвратно к Майской пристани сплавливаны по однажды, а болше и по 2 раза одним летом, а 3 судна, которые строены в Якуцку и прямо из Якуцка в 737 году дошли до Юдомского креста и назад до Майской пристани тем летом сплавлены ж; клади грузили по 200 и по 250 пуд, в работе людей было по 10 и по 12 человек, в том числе на те суда, что в Якуцку куплено и которые против его образцом строены, грузили з 735 и 738 годех около 500 пудов на судно, и оные суда способнее других, кои строены в верхоленских местах, потому что клади поднимают болше вдвое тех судов, а до Юдомского креста они хотя в малую воду на мелких местах и на порогах по несколку правианта и выгружают, однако ж /л. 153 об./ доходят как и протчия малыя суда, кои поднимают по 200 и по 250 пуд, благополучно ж с полный грузом, понеже тот правиант, которой на порогах и на мелких местах для облегчения судов выгружаютца, паки на те суда по прошествии таких мест грузица, токмо работных людей было на них по 20 человек на судне и по толикому числу, а по крайней мере, что по 18 человек конечно быть подлежит. А 10 человеком такого судна, которое поднимает по 500, как по проэкту показано, вверх по Юдоме реке, кроме болшаго порогу да подпорожья за быстротою и за частыми чрез шиверы подъемами, и около кос обводами, також и чрез мели в [155] малую воду перетаскиванием вести и до Юдомского креста одним летом доходить им весма невозможно, понеже Юдома зело необстоятелна, и судам в ходу препятственна, в летнюю пору, когда дожди великия идут, из берегов выходит и разливаетца на многие протоки и глухия заливы, что и настоящаго речного ходу с трудом ищут, и случаетца иногда, что и в глухия заливы суда заходят, ибо весма островиста, а когда дождей нет, мелка находитца, что в ыных местах воды бывает толко фута на два и на полтора, а весма быстра, а паче где косы; ктому ж имеютца по ней частые шиверы и один порог да подпорожье, и вся оная состоит на мелких каменях и против такой быстроты и понеже суда дном часто по мелким каменьям трутца, а идут по Юдоме немалое время, весьма трудно 10 человеком судно тащить и с малым грузом, а с таким чтоб по 500 пудов и не можно, и опричь порогу ж знатных шивер и самых мелких мест, чрез которые одно судно, собрав работных людей з двух и з трех и з 5 судов, смотря по месту, а в ыном и всеми людми сколко их случитца, поднимают и перетаскивают, а бес такого труда обойтитца не можно. А 10 судов, кои строены по маделе, еще по первой опробации в 735 году, явились по Юдоме реке ходить неспособны и затем оставлены. А что они строены другим образцом, а не тем, которые в Верхоленских же местах протчия 33 судна построены, и то для того, что тогда еще неизвестно было, какия из них по Юдоме ходить будут способнее, и того ради капитан командор, изыскивая лутчих способов, велел и по той сделанной лейтенантом Валтоном моделе суда строить для усмотрения впредь, которые лутче будут, и к тому еще и иным образцом одно судно (о котором выше упоминаетца) в 736 году в Якуцку им, капитаном командором, куплено у купецкого человека, которое строил про себя для сплавки толко Леною до Якутска своего хлеба и протчаго на продажу, а как усмотрено по опробации экспедициею водяного ходу Юдомы реки, что то судно и по Юдоме реке ходить способнее еще и протчих мелкоходных суднов, то приказал он, капитан командору строить суда обрасцом против того купленого судна, понеже на судах такова обрасца довозят до Юдомского креста и по 500 пудов одним же летом. А которые суда ж по проэкту показаны строить для Охоцкого отпуску, чтоб поднимали грузу пудов по тысяче, и пропускать прямо Леною рекою до Алданского устья, а от устья Алданом, Маею и Юдомою реками по тех мест, пока можно с полным грузом итить, и такие суда по Алдану и по Мае рекам ходить могут, токмо не всегда с таким грузом, понеже и дощеники, построенныя при экспедиции могли б поднимать по 1 000 пудов, точию такого грузу не полагалось затем, что и оныя реки не всегда в одном состоянии бывают и хотя доволно опробованы, но подлинно на форватере их утвердитца не можно /л. 154 об./, потому что год на год не придет, и грузить по столку опасно было, ибо в 735 году, как лейтенант Лаптев (о котором выше во втором пункте предложено) шел на дощениках, в коих клади было и менше 1000 пуд, и в грузу шли фута на 3 с половиною и с четвертью, и тем в самую летнюю пору в ыюле месяце от маловодствия многия по Алдану чинились препятствии, и к такому месту пришли, что в самом судовом ходу глубина была воды на 3 фута, где принужден был выгружать из дощеников грузу по половине, и чрез то место перетягивались, и шед 3 дни, пришли к двум мелям, ис которых на одной глубины 3?, [156] и чрез оную також перетянулись, а на другой того ж дни пришед, не успели перетянутца, то чрез ночь менше 2 фут воды стало. И сыскав неширокую косу, перекопали и, выгрузя суда, перетаскивали, а 28 числа того июля прибыло воды в 12 часов фут около 10, и тою водою, хотя во многих местах трудно было от протоков и быстрых кос, однакож шли августа по 2 число, а с 3 по 6 число так воды много прибыло, что отняло весь бечевник, и семь дощеников стояли на одном месте 3 дни. И когда вода от дождей прибывает, тогда великия разливы бывают во многая протоки и, смешавшись с песком, весма быстро течет. И пришед он, Лаптев, к Белской переправе, опасаясь впредь мелких вод, сложил с тех дощаников 1 200 сум с мукою и оттуда пришел к Майской пристани 22 числа того августа месяца, а от Юдомского устья по Юдоме реке такими большими судами ни до которого места за мелкостию и за быстротою итить не можно, понеже для ходу по оной реке /л. 155/ и не такия суда экспедициею построены, штоб по 1 000 пуд поднимали, но только и болшия, как уже перевостка устанавилась, нагружали около 500 пуд, и те от самого Юдомского устья с трудом по ней ходят. А что сочинитель того проэкта показал, что помянутыя суда, кои поднимать будут по 1 000 пуд, могут де от Юдомской пристани в верховыя места, где они весною нагружались, поспеть в сентябре месяце и также впредь всегда к раннему вешнему отпуску готовы будут без потеряния времяни и казенного напрасного расходу, тому статца невозможно, чтоб одним летом и до Майской пристани из Якуцка доходить и оттуда в Верхоленские пристани возвращатца, понеже дощеники по возвращении их от Майской пристани и в Якуцк приходили в сентябре месяце уже в самое осеннее время, в котором месяце и по Лене реке шуга бывает, а в октябре и лдом становитца, а весть надобно вверх бечевыми, а разстояние от Якуцка не ближнее, и до Ускутского острога одною Леною рекою около 1 600 верст, а от оного острога до тех верхоленских мест еще несколко верст останетца вверх же иттить, и ежели б их посылать, то б они на дороге по Лене реке в далном от верхоленских мест разстоянии замерзали, и в другое лето туда доходили б, а к вешней сплавке правианта никогда б не поспевали, ибо по разполении воды /л. 155 об./ рано итить нелзя, затем что полою водою бечевники отнимает. А тех судов как в верхоленских местах для сплавки на них правианта в Якуцк, так и в Якуцку для отправления их с тем правиантом к Майской пристани принуждено б было по всягодно дожидатца, и тако сплавка на них из верхоленских мест и отправление им из Якуцка было б очюнь поздое, всегда б со многим упущением удобнаго времяни, и до Майской пристани они одним летом уже не доходили б и не можно, отчего всегда б терялся целой год напрасно, и для того тех дощеников из Якуцка в верхоленские места и не посылали, а велели для сплавки в Якуцк правианта делать плоты, о чем представлено в первом пункте. А для перевоски из Якуцка о строении судов от капитана командора в Якуцкую воеводскую в 738 октября 31, в Ыркуцкую правинцыалную канцелярии в 739 годах марта 12 чисел и требовано, чтоб вышеписанныя отданныя от экспедиции суда Якуцкой канцелярии осмотрить, ежели из них явица которые в перевоске правианта ненадежны, то б вместо тех строить вновь мелкоходныя суда против купленого в Якуцку, кое поднимает по 500 пудов, також и дощеники таким же [157] обрасцом, каковы при экспедиции построены были, и что к тому заготовлять надлежит и где и о содержании при той перевоске надлежащаго числа работных людей и о удоволствии их денежным и хлебным жалованьем и об отправлении правианта в удобное время и о поставке повсягодно к Юдомскому кресту сполна, обстоятелно в Ыркуцкую канцелярию сообщено и требовано ж, чтоб об оном о всем в Якуцкую канцелярию подтверждено было указом, дабы оная Якуцкая канцелярия /л. 156/ без отговорки и без упущения исполняла. Також и ко обретающемуся в Якуцку от флота лейтенанту Ларионову, о том послан экстракт со обстоятелством же, дабы он ведал, что Якуцкой канцелярии до экспедиции исправлять и в чем ему оную понуждать надлежит, и по коликому числу морскаго и сухопутного правианта на команду, капитана командора и капитана Шпанберха в Охоцк и на Камчатку ставить надлежит объявлено, а имянно муки и вместо сухарей и на квас мукою ж по 10 000 пудов, круп яшных и за горох за неимением оного крупою ж по 2 600 пуд на каждый год, покаместь экспедиция в здешних местах пробудет, ис которого правианта и отправленного на боту из Ленского устья для проходу на Камчатку лейтенанта Лаптева с командою, ежели сюда будет, удовольствовать можно. А во ответствии от Якуцкой воеводской канцелярии в 739 году апреля 22 числа показано, что 9 дощеников по осмотру в 738 году явились ветхи и к перевоске ненадежны, и для того де о строении в верхоленских волостях таких же дощеников писано ис той Якуцкой канцелярии в Ыркуцкую правинциалную канцелярию. А для де перевески до Юдомского креста определила оная Якуцкая канцелярия построить в Якуцку ис приплавленного с правиантом плотоваго лесу вновь 30 мелкоходных судов, которых несколко и построено и отправлено было прямо из Якуцка к Юдомскому кресту, в 739 году — грузу в них было по 500 и по 510 пудов, работных людей на каждом по 18 человек, и ис тех судов 14 до Юдомского креста дошли и оттуда порозжия в Якуцк возвратились в том же году, а 5 судов дошли толко до Майской пристани, понеже они отправлены были из Якуцка позже тех 14 судов, а именно июля 10, а 14 — июня 23 /л. 156 об./ чисел, к томуж и за великою водою також и за побегом многих работных людей, о чем от Якуцкой воеводской канцелярии, промемариею х капитану командору объявлено. 4. От Юдомского креста для перевозу в Охоцк, которого разстоянием менее 200 верст, надлежит на пути, переехав Урацкой хребет, у реки Ураку в урочищах Горях или где лутчее и ближе найдетца, потому что имеютца и [к] скотопаству травы и к пашне земли и места по Ураке реке хорошия, обселить переведенцев из сылошных несколко дворов по разсмотрению Писарева, награда при первом случае хлебом и лошадми, о чем и в указе 731 году к нему было писано. И теми поселеными впредь как обселятца при первом случае служилыми людми, дав им казенных лошадей, перевозить зимою з генваря месяца, как снеги установятца, разве что нужное, то летом вьюками, ибо на телегах и роспусках ныне, затем что еще дорога не зделана, ездить нелзя; к тому ж летом малыми судами и Ураком спускатца до [158] Охоцка прибылыми дождевыми водами, а весною всегда, и тако останетца между Юдомским крестом и реки Урака сухова перевозу верст с 40. И понеже до Юдомского креста всякая кладь может доходить последняя в осеннее время, то без далной трудности можно, наделав саней, перевозить на Урак зимним /л. 157/ путем к тому месту, где назначено будет селитца, а разстоянием будет до Гарей верст с 60 и можно зимою лехко десятью одной лошади оборотитца, а на лошадь хотя по 15 пуд класть, вести может. Что исполнено. Для перевозу от оного Юдомского креста в Охоцк, которого разстоянием летнею дорогою 220, а зимнею 251 верста 150 сажен, по пути у реки Ураку и нигде до самого Охоцка из русских никто не поселены, а поселено было несколько якутов, и те, немного пожив, разбежались. Травы по Ураку реке имеются, а к пашне земли хотя и есть, токмо не во многих местах, да и то ненадежно, чтоб там и в приближних к Охоцку местах хлеб родился за холодным и мокрым воздухом, понеже бывшей Охоцкой командир Писарев х капитану командору Берингу сообщил, что в 733 году для пробы несколко и ярового хлеба посеяно было и рос нарочито, токмо и тот до морозов созреть не мог и побит зеленой морозом, что подлинно статца может, потому что воздух мокрой и студеной, и от Охоцка что далее к Юдомскому кресту, то ранее снега выпадают, и стужа становитца. Санной перевоски не учреждено, и дорога не зделана, и бывшей Охоцкой командир Писарев, на которого перевоска, от Юдомского креста в Охоцк экспедичного правианта положена, ни в какую перевоску того правианта собою не вступал, а когда и вспоможение в том чинил, и то уже с великими оговорками (о чем на него Писарева от капитана командора в правителствующий сенат и в адмиралтейскую колегию /л. 157 об./ репортовано и в Ыркуцкую правинцыалную канцелярию писано было), того ради принуждены были и в тое перевоску вступитца и исправлять экспедициею ж, а имянно: В 735 и 736 годех зимним времянем вышеписанной в третьем пункте завезенной на судах в 735 в Сокоревския зимовья и в 736 годех к Юдомскому кресту правиант перевозили ис тех мест на Урацкое плотбище и в Охоцк служители нартами на себе, тако ж в 736 году и на присланных от Скорнякова — Писарева лошадях вьюками по пяти пуд. А к 737,738 и к 739 годам к перевоскам от Юдомского креста завезенного на судах же правианта требовал капитан командор Беринг лошадей от Якуцкой воеводской канцелярии по 200 и по 300 на год, понеже Писарев от лошадей отказал, а к 740 году, понеже определенным в вояж ему капитану командору Берингу судам во оном году построитьца уже надежно было, того ради для поспешения в перевоске от Креста в Охоцк правианта по удоволствию в вояж, чтоб затем еще в Охоцку не остатца, требовал от Якуцкой канцелярии 600 лошадей, и на оных в тех годах правиант от Креста летом вьюками ж, а зимним времянем на оленях, коих капитан командор по многим требованиям своим и посылкам от Писарева едва получить мог, а имянно в 738 году — 25, в 739 да в 740 годех в разных месяцах 128 аленей також и экспедицкия служители на себе ж нартами на [159] Урацкое плодбище (откуда Ураком сплавка была разстоянием от Креста зимнею дорогою 72 верст, о чем ниже предложено) тако ж и прямо в Охоцк для пропитания бывшим у строения морских судов и на карауле и у протчих /л. 158/ работ служителем же возили по 5 ж пуд, понеже одними лошадми и аленми без нартеной людми перевоски исправитца неможно было, ибо ис помянутых аленей много худых было, и за тем они не во все зимнее время у перевоски были, но иные однажды по правиант сходили толко, от Урацкого плодбища до Охоцка посланы обратно к нему Писареву, а тяжелыя припасы и матриалы перевозили от Креста на то Урацкое плодбище все людми, понеже на аленях возить за великостию их неудобно, а и лошадми хотя и зачал было капитан Чириков в 736 году от Креста перевозить зимою на санях на три судна капитана Шпанберха якори да 2 пушки, которые тою зимою и перевезены были до Урацкого плодбюца, точию та санная перевоска пересеклась болше за неготовлением Охоцким правлением сен, что лошадей в зиму содержать и прокормить нечем, нежели за неспособностию дороги, и для того лошади отпусканы были из Охоцка осенним времянем обратно в Якуцк. 5. В проекте. К весне зимою заготовить на Ураке реке суда на одну вешнюю сплавку и на сплавку ж, когда в летнее время от дождей вода прибывает, и на тех судах всякую кладь сплавливать до Охоцка, а из Охоцка затем что вверх по Ураку подымать нельзя, употреблять на строение, а лесу по Ураку на строение судов доволно. Что исполнено. Место на Ураке реке к строению судов и сплавке на них /л. 158 об./ правианта сыскано в 736 году посланным от капитана Шпанберха лейтенантом Валтоном от Юдомского креста разстоянием в 72 верстах и названо то место Урацкое плодбище, где суда и строились, понеже ближе того места от Юдомского креста для сплавки по Ураку не находятца, а судов в построении было в 736 — 8, в 737 — 29, в 738 — 41, в 739 — 45, да в 740 годех — 47 и на тех судах тою Ураком рекою сплавлены экспедичныя припасы и матриалы и несколко тысяч правианта к устью Урацкому, которое впало в Пенжинское море, и оттуда те суда обвожены морем подле берега бечевыми в тихое время, когда на море волнения не бывает, и провожены в Охоту реку к Охоцку, где жителство имеетца, разстоянием от того Урацкого устья берегом верст в дватцать. Сплавка тем судам была по дважды летом, как и по проэкту показано, первая весною по полой воде, другая — летом, а иногда осенью по прибылой от дождей, токмо в 738 году одна вешняя, а другой сплавки не было за бездождием. Оныя суда в грузу ходят глубиною фута на полтора, клади поднимают пудов по 150 каждое, а людей на них у сплавки в работе было по 4 человека на судне; в Охоцку они употреблялись на дрова, також из них по нужде один магазеин построен, понеже оныя суда назад не возвращаютца, затем что вверх по Ураку вести невозможно; а строили их и сплавливали одною экспедицкою ж командою, толко в 740 году у сплавки было команды Охоцкого правления людей человек с 30, а при тех при всех сплавках были обер и унтер афицеры експедицкия ж, для доброго [160] смотрения и лутчаго порядку, понеже оная Урак река от безмерной и непримерной /л. 159/ к другим рекам быстроты и каменьев, також вешним времянем и ото лдов в великой состоит опасности, и чрез один порог спускают суда с великим страхом, и хотя при сплавках некоторая и утрата была, точию оная сплавка в перевоске от Урацкого плодбища к Охоцку не токмо тяжелых припасов и матриалов, но и правианта великая экспедиции способь, а лошадям и аленям (хотя б их полный комплет содержать, о котором ниже предложено) помощь и отставить ее не можно, понеже лошади и алени того, что водою на судах сплавитца, сухим путем от Урацкого плодбища в Охоцк, которого разстоянием слишком 170 верст, уже не перевозят, а им, и кроме того, в перевоске еще доволно труда останетца. А что по оному Ураку ото лдов бывает предпятствие и опасность, а плавят, не дожидаясь того, как он ото лдов очиститца, и то для того, что вода после лда скоро збывает, и ежели затем умедливать и дожидатца, как лед очиститца, то за мелководием сплавить судов уже нельзя будет. И о строении и впредь на том Урацком плодбище судов по 60 повсягодно, и о перевоске сухим путем от Юдомского креста правианта, и о содержании для той перевоски двух или трехсот лошадей и аленей пополам, и о кошении сен, и росчищении дороги /л. 159 об./ и о протчем, что к тому принадлежит, обстоятелно от капитана командора писано в Ыркуцкую правинцыалную канцелярию марта 12 дня 739 году, и требовано, чтоб о том ис той канцелярии к Охоцкому камандиру подтверждено было указом, також и ко обретающемуся в Якуцку от флота лейтенанту Ларионову о том, дабы он ведал, в чем ему того Охоцкого камандира понуждать надлежит, послан экстракт. И по оному требованию к Охоцкому камандиру из Ыркуцкой правинцыалной канцелярии о перевоске правианта и о учреждении к тому подлежащаго с крепким подтверждением указ прислан, також и от лейтенента Ларионова о том же подтверждено. А прошедшаго 740 году августа 19 дня во ответствии х капитану командору Берингу от Охоцкого камандира Антона Дивиэра объявлено, что в нынешную де зиму при Охоцку для перевоски правианта лошадей более 30 за неготовлением сен содержать невозможно, а впредь будущих де годов в зимы можно содержать /л. 160/ лошадей по 50 для летней перевоски, а для зимней — как во оную зиму, так и впредь будущия годы по 300 аленей. Capit: commandeur Witus Bering. От флота капитан Алексей Чириков. Комментарии Для лучшего ознакомления с главнейшими географическими пунктами, которые упоминаются в донесениях Беринга, прилагается снимок с одной из карт XVIII в. (ГАФКЭ, № 10а) разм. 64 х 68 см. На ней мы находим следующие записи: 1) На левой стороне в нижнем углу: «сочинял по малому смыслу [161] поcледней от человек казачей подпрапорной...». Продолжение записи стерто; 2) «Земля усмотрена в 748 году июля 13 дня во время морского путешествия, учиненного из устия реки Анадыря к Берингову острову и Камчатке купцами Новиковым и Баховым, а от партии Анадырской подпрапорным Переваловым». Итак, перед нами карта, сделанная около 1750 г. Переваловым; следовательно, она была сделана вскоре после Беринга. Ее составитель, как видно из самой карты, хорошо был осведомлен о путешествии Беринга и Чирикова к берегам Америки. Он нанес пунктиром весь морской путь этих мореплавателей и тем самым доказал, насколько важным явлением того времени была вторая Камчатская экспедиция Беринга. Не лишено интереса и то, что, несмотря на все строгости, принимаемые тогда правительством с целью сохранить в тайне результаты этой экспедиции, они все же стали известны сибирякам. Несмотря на то, что в 1743 г. экспедиция официально была объявлена закрытой и участникам ее «в морские вояжи ездить не велено», сама жизнь настойчиво диктовала необходимость дальнейших разысканий, дальнейших «освоений», мало известных «новых путей». Во всей колонизаторской политике царизма в то время особую трудность представлял вопрос снабжения, в особенности продовольственный. Уже из опубликованных в «Красном архиве» отчетов Беринга видно, что вопрос о завозе продовольствия в те края, вопрос о путях сообщения, поглощал чуть ли не главное внимание Беринга и его спутников. Официальное прекращение Камчатской экспедиции, конечно, не снимало с очереди продовольственного вопроса. Хлеб нужен был и для Охотска, и для Камчатки, и для всей северовосточной линии сибирских острогов и поселков. Весь крайний северо-восточный угол материка, заселенный немирными чукчами, не признававшими власти русского царя и стойко боровшимися за свою самостоятельность, был областью «иностранства», в которой правительству нужно было содержать русские отряды. — Опять возникал вопрос о путях сообщения. Этот военно-феодальный дух того времени находит отражение и в прилагаемой карте, где читатель увидит следующие обозначения: «Тракт майора Павлуцкого на неприятелей чукочь в 745 году». В связи с карательными экспедициями против местного населения вставал вопрос об использовании морских путей и для переброски отрядов. «Охотская канцелярия, — читаем мы в документах той эпохи, - представляет, что по мнению ее за наилучшее признается... на бунтовщиков и изменников наступать походом на судах морем; хотя и с трудом легчае б было против сухопутного походу их искоренить и смирить». Эти две причины и побуждали продолжать «освоение» морских путей. Кроме того здесь выступают аппетиты купцов, которые с жадностью бросаются на дело, обещавшее им верные и огромные барыши. Одна купеческая кампания была организована купцами Новиковым и Баховым. Вот что говорят об этом официальные документы: «Правящий в Анадырске в партии за подпрапорщика казак Тимофей Перевалов и с ним якутские купцы Семен Новиков с товарищи, по желанию их, отправлены на их собственных судах в 1748 году мая 30 дня для описи и проведывания морем нового пути из устья реки Анадыра до реки Камчатки, и велено ему, Перевалову, по прибытии в Анадырск объявить тому пути описи и чертеж, ибо ежели оный морем путь будет проведен, то из Якутска в Анадырск на партию способнее будет ставить провиант. И оный де казак и купцы в 1749 году августа 14 числа на Камчатку прибыли и объявили, что будучи они от Анадырска к Камчатке в морском вояже и у большого острова, где прежде Берингово судно разбило, от великих ветров судно их разбилось и затем сделали другое судно, на коем и прибыли на Камчатку» («Материалы для истории русского флота», т. X, стр. 165). Автор прилагаемой карты сам побывал на Командорских островах, подобно Берингу потерпел крушение, подобно спутникам Беринга спасся оттуда; он хорошо знал совокупность местных условий того времени — уже по одному этому карта является любопытным документом, дополняющим показания Беринга и его спутников. 1. См. «Красный архив», тт. LXXI, LXXII, LXXIII. Текст воспроизведен по изданию: К истории освоения Северного морского пути // Красный архив, № 1 (74), 1936
|
|