|
ЖДАНОВ М.ВСТРЕЧА С ПЕТРОМ ВЕЛИКИМПодлинная рукопись (Сообщено (в Ярославских Губ. Вед. № 34) г. Трехлетовым). 1720-го, апреля в 24-й день, т. е. по прошествии недели Светлого Христова Воскресения, в день же воскресный, именуемый Фомино уверение, в царствующем С.-Питербурхе, в новопостроенном доме Царского Величества певчего дьячка господина Ивана Михайловича Протопопова, который дом построил оный господин особым к нему Его Царского Величества жалованьем, от некоторого числа деньгами, с которого дому имею я постой свой, по милости его, в особой светлице; в оный дом вышеписанного числа благоволил милостивно прибыть оного господина во благорадостное увеселение, а того дому его якобы во осмотрение, Его Царское Пресветлое Величество. При Его же Величестве были певчие Его Величества. В которое время того дому вышеписанный хозяин, господин Иван Михайлович, благоволил представити пред лицо Его Величества мене убогого, и с книгою труда моего о «Единстве веры», чтобы как мене недостойного, так и той писменный труд мой объявити Его Величеству. Его же Царское Величество благоволил милостивно моего труда мою книгу многочастно осмотрети и читати, которая написана того ради, что подобает по всей вселенной единой быти Восточные Церкве, Греческого закона, юже мы содержим, православной благочестивой вере, а не [2] токмо другой или многим, которая наша вера токмо одна душепасительная, а другие от единства тоя веры развратительная. Его же Царское Величество ко мне недостойному благоволил милостивно глаголати: «Евангение ты читаль ли, что сам Спаситель наш Христос глаголал к Никодиму; понеже на свет в обретающиеся разноверцы каждый свою веру хвалит и порицает, каждый содержати правую себе единую веру. Икогда ты, сочиняя ту книгу, трудился о единстве веры, токмо утверждая и похваляя одну веру, юже содержим, а другие веры уничтожая, ведаешь ли ты даподлинно другия разноверцев веры, чтоб чем они неправы их изобличити?» Его же Величеству я недостойный долженствовал доносити, что иностранным языком неучен есмь, а писал вышепомянутую книгу по управлению ни к каким делам в неопределении годов с пять пребывая, от праздности себя забавляя, токмо одну веру, юже содержим, позволяя и душеспасительною нарицая, о других всех, во обществе, содержащих, на свет разныя веры достоверным свидетельством Божественнаго писания ветхаго и новаго заветов, развращенными от единства и того ради недушеспасительными порицая. А что в той же, в вышеобъявленной своей книге те развращенные веры, по особености каждую, за незнанием иностранных языков в возобличение неправостей их не писал, о том Его Царскому Величеству во объявление доносил, что преосвященнейший Стефан, Митрополит Рязанский и Муромский, написал книгу, которую возъименовал каменем веры, от многих токмо на две веры, а именно на лютерскую и кальвинскую, в которой книги написал по определенно двенадцать догматов, а именно: о почитании святых образов, о кресте, о евхаристии, о литургиях, о призывании святых, о душах святых, о мощах святых, о благих делах, о благотворении умершим, о преданиях, о постах, о наказаниях еретиков,– и в тех догмагах оныя веры в неправостях их Божественным же писанием довольно изобличил. И мне сверх тоя книги, и паче того понеже иностранных языков не ведаю писати не [3] надлежало, а его архиерейство писал тое книгу, иностранные языки их ведая, понеже известно об нем, что до архиерейства, он младых лет многие годы препровождая в школах, он многоученый. И тако Его Царское Величество, по вышепомянутом в словесех моих, преста ко мне глаголати, а дому господин, Иван Михайлович, сказал мне, что де Его Царское Величество жалует меня выпить рюмку водки, юже от его господских рук прием я, Его Царское Величество про здравие выпил. И потом Его Царского Величества певчий же дьяк, Андрей Васильевич Нижегородец взял со стола вышеобъявленную книгу мою, отдал мне, а господин дому Иван Михайлович приказал мне отнесть ее к себе в светлицу, в которой, по его милости, имею я свой постой, и хранить его милость тое книгу приказал мне, в соблюдении до указу. За то, что сподобил мя Господь Бог Его Царское Величество видети и премилостивые словеса от уст ого святых слышати, благорадостным сердцем и душею Господу Богу должен быть благодарение воссылати, и Его Царскому Величеству во вся дни живота моего виват, виват, виват воспевати. Аминь. Вышеписанная Его Царского Величества милость бысть к Воложанину Матфию Жданову, что и написал он, Жданов, сие объявление своеручно. И паки должно мне убогому Его Царское Величество благодарити: еще судьбами Божиими в вышеобъявленное весьма продолжительное время и не у дел Его Величества прилучися мне быти и оную книгу, от праздности забавляясь трудом своим, сочинити; обаче тому моему труду не вотще прилучисля быти, но всещедрый Бог благоизволих той мой труд Его Величеству явити, которое судьбами Божиими учинившееся объявление почитаю за той свой труд якобы мзду восприем, в немалое себе увеселение, за что такожде хвалу и благодарение Господеви Богу возсылаю, а Его Царскому Величеству во благоздравии многолетнаго пребывания от всего моего сердца и души всегдащно желаю. Аминь. [4] Пристижение. По сем долженствую и ваше, премилостив мой господин Иван Михайлович, вышепоказанное ко мне милосердие благодарить, что благоволил мя недостойного пред Его Царского пресветлаго Величества лицо и с оным трудом моим явити, которую вашу ко мне прежнюю милость во вся дни живота моего не буду забыти. И сие мое благодарение прием, ваша милость да благоволит в незабытную о мне убогом память во благословенном доме своем сохранити. Аминь. Вышеписанное объявление вышеписанному господину Ивану Михайловичу подано маия в 7-й деня 1720 года. Текст воспроизведен по изданию: Встреча с Петром Великим // Москвитянин, № 21. 1852 |
|