Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПРОЕКТЫ ОБРАЗЦОВЫХ ЗАГОРОДНЫХ ДОМОВ Д. ТРЕЗИНИ И ЗАСТРОЙКА БЕРЕГОВ ФОНТАНКИ

Стремясь регулировать застройку Петербурга, Петр I поручил архитектору Доменико Трезини составить образцовые проекты жилых домов для различных категорий населения. Эти проекты неоднократно публиковались в ряде изданий. В третьем томе «Истории русского искусства» академик И. Э. Грабарь, кроме того, опубликовал единственный известный в то время проект загородного дома, составленный также Д. Трезини. 1

В последнее время в Центральном Государственном военно-историческом архиве в Москве обнаружено еще десять таких гравированных чертежей образцовых загородных домов, 2 а в делах «кабинета Петра» найдена собственноручная инструкция Петра I, на основании которой Трезини разрабатывал эти проекты. 3 Инструкция свидетельствует о непосредственном участии Петра в решении вопросов планировки загородных участков и о попытках, наряду с другими реформами, внедрить новое направление в архитектуре и строительстве.


Текст инструкции озаглавлен: «О загородных домах и асамблеях» и состоит из семи параграфов:

«Дворы загородные строить по сему:

1. Чтоб от реки были отделены фашинами или иным чем прочным так, чтоб в мелких судах мочно было пристать (во всю ширину двора).

2. Чтоб у той пристани был дом, а по углам чердочки, между домом и чердочками чтоб были деревья сажены локтя 4 дерева или локтей 6 широте или чветники, а от реки решетки или ниские аллеи. Позади строения огороды или где очень ниско и убыточно насыпать землю под огород, то сделать пруды, а за прудом огород, из которого землю поднять да к фашинам по реке под деревья или чветники (рис. 1).

3. Буде же кто не похочет строения на реке строить для низости места, то надлежит строить по конец Сухова места, а перед строением пруд с вышеописанными обряды, а на том месте, где было дому делать ворота, а огород позади. Сие надвое написано для тех мест, которые к реке пришли ниски или болотисты, а где сухо, тут неотменно строению жилому хозяйскому быть на берегу (рис. 2, 3, 4).

4. Улицы перед дворами не быть, но позади огородов.

5. Конюшни и людские покои делать в боках у огородов и особливо отгораживать и чтоб оные были не ближе к реке, а именно не ближе трети долины всего места, дабы дров, щепы, навозу, грязи и прочей нечистоты не было видеть прохожим.

6. Заборам никаким не быть около огородов, но садить алей ольховые с малым внешним ровиком, а конюшни и прочие домовые нужды досками забивать в тесанные столбы.

7. Чердочкам, воротам, пристаням и протчему украшению ... есть продажные листы также и модели для лутчего выразумения». 4


На чертежах изображены генеральные планы приречных загородных участков или сады загородных усадеб (рис. 5, 6), в которых дома расположены в соответствии с инструкцией — или у воды или в глубине участка. Архитектура домов аналогична типовым городским домам Д. Трезини. По размерам и характеру оформления они являются промежуточными между домами «для зажиточных» и «для именитых».

К сожалению, до сих пор еще не обнаружены чертежи с планами загородных домов, но планировка образцовых городских домов известна. 5 Судя по размерам (10 сажен или около 21 м по фасаду, как и дома «для именитых»), а также по расположению входа, загородные дома проектировались, очевидно, подобно городским, на основе планов русской избы с горницами по бокам центральных сеней.

Варианты образцовых проектов рассчитаны на различный достаток владельца участка.

Первый тип усадебного дома с мезонином (рис. 2), напоминающий городской дом «для [6] зажиточных», не получил распространения. Одноэтажные же дома в трех различных вариантах нашли широкое применение в практике городской усадебной застройки, из них тип второй — с глубокой раскреповкой ризалитов — показан на чертеже (рис. 3) с фигурным прудом перед домом; тип третий имеет менее выступающие ризалиты, увенчанные характерными фронтонами с люкарнами и на чертеже (рис. 4) показан с овальным прудом; наконец, четвертый — без раскреповок с лопатками на углах — изображен на чертеже (рис. 1) стоящим на берегу протока.

Хозяйственные надворные строения на участках одинаковы для всех проектов и в них повторена планировка построек русских усадеб XVII века (рис. 1, 2, 3, 4). Но если раньше усадьба окружалась высоким и глухим тыном, то в проектах Трезини показаны штакетные фигурные заборы, ограждающие участок со стороны набережной или улицы. Они явились новшеством в русской архитектуре, отражавшим существенные изменения быта русского общества.

Архитектура ворот, изображенных на листах в ряде вариантов, также резко отличается от деревянных ворот XVII века.

Планировка участков имеет ярко выраженную ось симметрии, которая от ворот участка проходит по главной аллее, через дом, до лестницы на набережной, спускающейся к воде двумя расходящимися маршами (рис. 1, 2, 3, 4). Фасад застройки вдоль набережной фланкируется беседками, называемыми в инструкции «чердочками», 6 которые, так же как и фигурные ворота, представлены в нескольких вариантах. Разнообразие планов, лепная или резная отделка, пилястры, большие остеклённые проёмы делали беседки нарядными. Вместе с цветниками, фонтанами и фигурными бассейнами, они придавали приречным участкам праздничный вид, который требовался от архитектуры молодой столицы.

Чертежи, запроектированные Трезини, и приложенная к ним инструкция Петра I показывают то новое представление о характере загородного жилища, которое сложилось в начале XVIII века. По мысли Петра I, загородная дача это временное увеселительное местопребывание «именитых» и зажиточных столичных жителей.

Совершенно по-новому, в сравнении с прежней планировкой русского сада-«огорода», дана разбивка «регулярного» сада. [7]

Проекты планировки загородных усадеб, исполненные Трезини, широко использованы в практике застройки берегов реки Фонтанки, по которой при Петре I проходила городская граница. Об этом свидетельствуют как архивные документы, так и старинные планы Петербурга.

Так, в Центральном Государственном историческом архиве СССР в Ленинграде сохранился реестр мест по Фонтанке, назначенных к раздаче под загородные дворцы, 7 датированный 11 февраля 1724 г.

Участки распределялись вниз по Фонтанке, по правую сторону от Невской перспективы — до Чернышева двора и по левую сторону — от двора Параскевы Федоровны к полотняным заводам, расположенным у устья реки. На левом берегу участки отводятся князю-кесарю Бутурлину, Нарышкину, Долгорукову, Новосельцеву, Ушакову, Алсуфьеву, Матюшкину, Румянцеву, Борятинскому, Алабердееву, Зыбину, Рагузинскому, Эвенсу с Эмзелем, адмиралу Крюйсу и Гичкину; на правом берегу — Девиеру, Мамонову и Макарову. В документе указывается, что «когда те места раздадутся, то им на тех местах строение и огороды построить по обрасцовым печатным листам, кои учинены в 1721 году (рукой Петра I приписано «построить в 4 года»), чего ради с них постоя и посаженных денег не брать, а кто не построит, то имать с них посаженные деньги».

В реестре имеется точная ссылка на публикуемые образцовые чертежи с указанием даты их изготовления. Это даёт возможность точно датировать их и установить места, отведенные для их использования.

Из дальнейшего текста и, особенно, из указаний Петра видно, каково должно было быть отношение к застройщикам и какая намечалась общая система застройки.

Петр пишет: «Буде хто не похочет брать (участок) то отдавать другим ... улице быть позади, а не на переди» (т. е. не по берегу Фонтанки).

В соответствии с этими указаниями и осуществлялось строительство по проектам Трезини. О ходе застройки можно судить как по фиксационному плану Зихгейма 1738 года, на котором [8] указаны некоторые фамилии застройщиков, совпадающие с перечисленными выше, так и по плану Махаева 1753 года.

Доклад «полицмейстерской канцелярии» от 3 января 1733 г. даёт дополнительные сведения об этом строительстве. 8

В начале доклада напоминается указ Петра I от 11 февраля 1724 г. о распределении мест на берегах Фонтанки, об условиях осуществления застройки в четыре года, о праве отказа от участков, если застройщики не пожелают строиться. Из дальнейшего текста видно, что оставшиеся свободными участки были дополнительно розданы новым указом от 25 июля 1727 г.: «А при той раздаче обязываны письменно чтоб на тех местах строение и огороды построили в указанный термин (срок), но из них многие на тех местах не токмо что какое строение и огород строить не начали, но и горотьбы нет, а другие хотя и построили, но одна по печатным листам строение, а огородов и поныне не делали, у некоторых же такое строение ветхое и не по печатным листам а срок уже прошёл и потому с них предлагается брать посаженные деньги а сколько имянно приложен реестр».

Из реестра следует, что строительство загородных домов по Фонтанке, начиная от Невской перспективы, велось и в 1715—1719 годах. Но при этом не упоминаются имена цариц Марфы Матвеевны и Параскевы Федоровны, а также адмирала Апраксина, владевших участками по Фонтанке. Очевидно, эти участки были им переданы ранее. Отвод участков в период с 1715 по 1719 гг. не был связан с печатными проектами Трезини и только с 1724 г. производится из расчета использования печатных чертежей. По этим проектам были построены многие дома и осуществлена планировка ряда усадеб.

На правом берегу Фонтанки, начиная от Невского проспекта (нумерация участков по плану 1738 г.):

Участок 1п — «бывшего полицмейстера Девиера деревянный дом на берегу, на дворе людские и амбары, в огороде пруд по печатным рисункам построен, а огород простой». На плане 1738 г. этот участок уже значится за Преображенским полком, позже здесь построен Аничков дворец.

Участок 4п — генерала Дупрея — «деревянный дом по образцовым рисункам, а огород простой». По форме плана его можно отнести к четвертому типу (рис. 1). На плане 1738 г. этот, 4-й от Невского, участок значится принадлежащим Балку.

Участок 5п — «генерала Мамонова деревянный дом, людские и прочие конюшни, амбары и пруд по печатным рисункам, а огород простой». На плане 1738 г. дом указан как принадлежащий Поспелову; по пятну плана его также можно отнести к четвертому типу.

Участок 6п — «Макарова дом в два аппартамента и огород с перспективами и прудом по печатным рисункам». Планировка сада по плану 1738 г. не имеет сходства с типовыми проектами. [9]

Участок 7п — «Волкова огород с деревьями и пруд по печатным рисункам». По плану 1738 г. нет возможности определить тип постройки.

Участки 6 и 7 к середине XVIII века вошли в состав усадьбы Воронцова. Это подтверждает план Махаева.

Участок 8п — «генерала Чернышева дом и огород с прудом по печатным рисункам». Дом соответствует четвертому типу.

Как видно из плана Махаева, планировка сада была сделана параднее, чем это предусматривали образцовые чертежи.

Участок 11п — «дом Вилбау на каменном фундаменте по печатным рисункам во дворе людские и прочие покои, а огород не сделан». Дом может быть отнесен к четвертому типу.

Участок 17п — «князя Юсупова дом на каменном фундаменте построен по печатным рисункам, только печей, окон и подмазки нет, во дворе людская, огород простой». Тип дома второй.

На левом берегу, начиная от Невского проспекта:

Участок 1л — «Алексея Аргомакова деревянный дом по печатным рисункам, во дворе людские, конюшни и сарай построены регулярно и огород». На плане 1738 г. участок показан принадлежащим Шаховскому и имеет сильно уплотненную застройку. Из-за этого нет возможности определить по какому из образцовых проектов он первоначально был построен.

Участок 2л — «адмирала Дугфуса деревянный дом и огород с першпективными дорогами усаженными деревьями; все построено регулярно по печатным рисункам и во дворе людская, конюшни и сараи». По плану 1738 г. обозначен принадлежащим Троицкому подворью, в застройке которого можно обнаружить черты сходства с четвертым типом.

Участок 4л — «интенданта Кармедона деревянный дом, во дворе людские, конюшня, сарай и огород с прудом; построены по печатным рисункам». По плану 1738 г. дом приближается к первому типу (рис. 2), в то время как на плане Махаева 1753 г. его можно отнести ко второму типу. На участке изображен пруд и показана планировка сада.

Участок 5л — «адмирала Головина деревянный большой дом, во дворе людские, конюшня, сарай, погреб и огород; построены по печатным рисункам». По плану 1738 г. композиция дома приближается к первому типу. На плане Махаева дом имеет конфигурацию Петергофского дворца.

Участок 7л — «штальмейстера Кошелева деревянный дом, во дворе разные покои и огород с першпективами и пруд; построены по печатным рисункам». По плану 1738 г. дом можно отнести к первому типу. На плане Махаева за домом показан большой сад, в планировке которого использованы элементы композиции, изображенные на рис. 5.

Участок 8л — «Д. А. Шепелева деревянный дом на каменном фундаменте и погребах, по обе стороны флигели, конюшни, сараи, погреб и огород с першпективами, покрытыми дорогами усаженными деревьями, и пруд; построено все регулярно по печатным рисункам». По плану 1738 г. трудно найти черты сходства с тем или иным из образцовых проектов, по плану Махаева дом [10] может быть отнесен к первому типу. Планировка сада состоит из ряда простых прямоугольников.

Участок 9л — «Тихменеева дом не построен, только по флигелю две светлицы с сеньми, конюшня, сарай и огород с першпективами, посаженными деревьями находит по печатным рисункам». На плане Махаева планировка сада представляет сочетание прямых и диагональных аллей и не может быть отнесена к публикуемым проектам Трезини.

Участок 10л — «Кольцова — Масальского деревянный дом на берегу и людские покои по печатным рисункам, только в доме печей, окошек, дверей и подмазки не сделано. Огород простой». 3 1738 г. этот участок принадлежал Дашкову. По плану Махаева дом может быть отнесен к четвертому типу.

Участок 11л — «вдовы бригадира Норова по флигелях по обе стороны построены 2 камеры, конюшни, амбары, кладовые и огород с першпективами часть находит по печатным рисункам». На плане 1738 г. участок значится принадлежащим Куракину и не имеет каких либо характерных признаков, по которым его можно было бы отнести к тому или другому образцовому типу. По плану Махаева планировка сада состоит из ряда прямоугольников, дом в плане асимметричен.

Участок 14л — «генерала А. И. Ушакова на берегу деревянный дом, во дворе людские, конюшни, погреб, амбары построены по печатным рисункам и огород имеется». По плану 1738 г. дом может быть отнесен к первому типу. По плану Махаева видно, что планировка сада выполнена более парадно и не соответствует рекомендуемым образцам.

Участок 15л — «адмирала Сиверса деревянный дом на берегу, флигели, конюшни, людские, сараи построены по печатным рисункам и огород имеется». Дом на плане 1738 г. изображен асимметричным. В образцовых рисунках таких домов нет. По плану Махаева дом может быть отнесен к первому типу (рис. 2).

Участок 19л — «генерала Декулона по берегу деревянный дом, во дворе людские, конюшни, сарай построены по печатным рисункам и огород перед хоромами и позади имеется». На плане 1738 г. значится как дом Элваля и имеет конфигурацию, сходную с первым типом. Планировка сада хорошо видна на плане Махаева и состоит из двух повторенных элементов, показанных на рис. 5, с радиальными аллеями. [11]

Участок 20л — «Нарышкина во флигелях по одной стороне домовое строение и оранжереи с заморскими деревьями, погреб, амбар, по другому флигелю людские и прочие покои и сады с прудами; построено регулярно по печатным рисункам». По планам 1738 г. и Махаева видно, что дом был построен по первому типу, но планировка сада была сделана значительно параднее.

Участок 22л — «Алексея Зыбина деревянный дом, людские, баня, конюшни, сараи; построено все по печатным рисункам и огород имеется». По характеру плана дом можно отнести ко второму типу. На плане Махаева перед домом показан пруд и более сложная, чем в образцовых чертежах, планировка сада.

Участок 24л — «Румянцева дом, людские и огород с першпективами, усаженными деревьями, построено по печатным рисункам». По планам 1738 г. и Махаева дом может быть отнесен ко второму типу; планировка сада имеет индивидуальные черты.

Участок 25л — «И. Ф. Борятинского по берегу деревянный дом построен по печатным рисункам и во дворе людские, конюшни и огород имеется». Дом, показанный на плане 1738 г., может быть отнесен к четвертому типу. Планировка сада сложнее, чем в образцовых чертежах.

Из намеченных к застройке 76 участков к 1738 году были освоены по образцовым проектам всего 22.

По планам Зихгейма и Махаева, а также из реестра видно, что строительство на основе образцовых чертежей осуществлялось медленно и с большими отклонениями. Наиболее состоятельные застройщики, например, адмиралы Головин, Сиверс, Шепелёв, генерал Ушаков и другие устраивали сады и возводили дома значительно богаче, чем это обусловливалось образцовыми чертежами. Большая часть застройщиков старалась закрепить за собой земельные участки, но лишь формально и далеко не полностью выполняла требования по их застройке.

* * *

Приведенные материалы говорят о большом значении, которое придавалось типовому проектированию при застройке Петербурга в начале XVIII века. Без этого невозможно было бы быстрое развитие молодого города. В последующие периоды, особенно в конце XVIII — начале XIX века образцовые проекты распространяются на всю страну, обеспечивая быструю застройку русских городов.


Комментарии

1. И. Э. Грабарь, История русского искусства, т. III, стр. 33.

2. ЦГВИА, ф. 492, д. 481, л. 1-10.

3. ЦГАДА, ф. кабинета Петра 1, кн. 57, л. 460.

4. Судя по упомянутым в § 7 инструкции «печатным книгам», приведенные чертежи являются лишь частью оттисков с медных досок, гравированных для распространения среди застройщиков. Наряду с образцовыми загородными домами и планировкой участков, имеются в большом масштабе чертежи садовых беседок, ворот и изгородей, пристаней и садовых ваз на постаментах. (ЦГВИА, ф. 492, д. 482-492). Некоторые гравюры подписаны Алексеем Зубовым, П. Пикаром и А. Ростовцевым. Нумерация листов (в правом верхнем углу) позволяет предположить, что чертежи являются разрозненными листами из альбомов. На некоторых гравюрах с подписью А. Ростовцева — надписи на голландском языке. Возможно, что это копии голландских образцов.

5. История русской архитектуры, краткий курс, М., 1951, табл. на стр. 150.

6. Название беседок — «чердочки» происходит от старинного названия приречных рыбных складов. Толковый словарь Даля, т. 4, стр. 608.

7. ЦГИАЛ, ф. 1329, д. 21, 1724 г., Именные указы правительствующему сенату, л. 21. На документе собственноручные пометки Петра 1.

8. Там же, д. 25, 1733 г., л. 1-2, 3-8.

Текст воспроизведен по изданию: Проекты образцовых загородных домов Д. Трезини и застройка берегов Фонтанки Н. Крашенинникова // Архитектурное наследство, 7. Институт истории и теории архитектуры. М.-Л. 1955

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.