Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ O САВВЕ ТУПТАЛЕ И ЕГО РОДЕ.

К июльской книжке "К. С." приложен портрет, изображающий отца св. Димитрия Ростовского — Савву Туптала. Портретов его, писанных маслянными красками, нам приходилось видеть несколько списков, но все они позднейшаго времени и при том сделаны очень неудачно: копиисты видимо подкрашивали подлинник, стараясь изображать какого-то ветхозаветного патриарха. Такая копия находится напр. в собрании В. В. Тарновского. Приложенный "Киевскою Стариною" портрет Саввы Туптала представляет снимок с литографии, изданной в 30-х годах Снегиревым. Нам кажется, что эта литография передает подлинник лучше всех копий, писанных маслянными красками. Имеющаяся на портрете надпись, называющая Савву Туптала киевским сотником, как современная его кончине, дает, конечно, сведение несомненное, но других положительных о нем данных мы не встречаем. Единственное известное нам документальное сведение [383] мы нашли в одном давнем издании (Синбирск. Сборн. М. 1845. Стр. 51—52.), именно "Синбирском Сборнике", заключающем в себе отписки киевского воеводы, кн. Трубецкого, к царю Алексею Михайловичу, за 1673—1674 г. В одной из этих отписок (№ 49) читаем:


"7182 С 1674 г., ноября в 14 день, пришол в Киев выходец ис полону; а в роспросе боярину и воеводам князю Ю. П. Трубецкому с товарыщи свазался: бывал киевской житель, Савою зовут, прозвище Туптула, а служил козацкую службу; тому ныне три года, взяли ево в полон Пивина полку поляки под местечком Бышовым и привели в Димер; а из Димера полковник Пиво отослал его в Полшу к гетману Яну Собескому. И ис Полши Сабеской с полскими войски пошол к Волоской земли войною против турского. А ево де, Саву, гетман Ян Сабеской отпустил из обозу на волю, и дал к Петру Дорошенку листы".

Итак 75-ти лет от роду отец Ростовскаго святителя нес еще действительную козацкую службу со всеми тягостями похода, сражений и плена. И после такой жизни и службы он умирает лишь на 103 году.

Не лишено значения и некотораго отношения к жизни доблестнаго малороссийскаго сотника духовное завещание одной из трех дочерей его, "Параскевии Тупталовны", которая пережила прочих сестер и была игуменьею киевскаго иорданскаго женскаго монастыря. Это завещание (Акты иорданскаго монастыря в библиотеке церк.-археол. муз. при киевск. дух. академии, по каталогу Петрова, № 216, лит. Ж., № 16.), которое мы здесь кстати приводим полностью, указывает на местонахождение отческаго двора завещательницы и вообще рисует обстановку киевской монахини начала ХVIII в. Текст его следующий:

"Во имя Отца и Сына я святаго Духа. Аминь.

Я Параскевия Тупталовна, игумения монастыря иорданского, видячи себе ближшую ко смерти, неже ко животу, як на теле схорелую, еднак же при розуме зуполном зостаючи, напрод поручаю себе милосердию Божому, а тело, як землю, земле и християнскому обиклому погребове. И кого колвек чим когда [384] в житии оскорбила от мирского немирного пристрастия, от всех прощения прошу и молю в Богу превелебнаго господина отца игумена святотроецкаго киевскаго, да по благоутробию своему позволитъ местце в церкве телу моему грешному и изволитъ приняти до обители святой двор отческий власний близ Притиского Николи стоячий, дабы за сие поминано душу мою грешную. Еще извествую последним тестаментом, иж зостаю винна долгу до обители святой иорданской золотих сто, господину свято-константиновскому священнику золотих сорок, старице Анне зол. 20, наймиту золотих 10, уставнице таляров чотори, котории довги, продавши раску песцову, луданомь накритую, и раску соболюю, также луданом прикритую, и цены (цинковую посуду): полумисков деветъ, талерок шестьнадцать, сребраный рострухан и кубочков два келейнии мои и келию новую продавши, поотдавать повини. Келию, которая моя давная и в которой умирзю, исъ пекарнею и зовсемъ келейним моим, полецаю, да и дитина моя с ними, перебудет до смерти; ложок одинадцятъ сребрних на памятку сыну моему Илии, до обители монастыря иерданского зол. 10, а так распорадивши, ис тихъ кубочков малих один господину свято-константиновскому отдать всю диспозицию полецила келейним моим и вярую при семъ, абы сия остатная тестаментовая воля моя не была ни в чом ни от кого нарушена, под неблагословением Божиим и под клятвою святих отец бывших на соборе никейском, а для болшой вери, як неумеючая писать, крестом святим ствержаю †. Еще келейним и казан, що сукно чернят.

Сей тестамент писался в Богу превелебного господина отца игумена Кириловского Евстратия, при битности многих сестер и намесници в то время Анфии року 1710 месяца июня дня 16, от мене попа Григория, попа святих и равноапостолних царей Константина и Елени рукою власною.

А. Лазаревский.

Текст воспроизведен по изданию: Документальные сведения о Савве Туптале и его роде // Киевская старина, № 8. 1882

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.