|
О втором посещении Императором Петром Великим Соловецкого монастыря.(Ето выписка из новой книги: Летописец Соловецкой, или краткое летописание и проч.; издано Соловецкого монастыря Архимандритом Паисием с братиею. Москва. В тип. С. Селевановского 1815. - Книга сия, как известно, не продается в лавках; но ее получать могут только посетители монастыря Соловецкого) 1702 Года Августа 10 дня Великий Государь Царь Петр Алексеевичь, всея России Самодержец, с Сыном Своим, Государем Царевичем и Великим Князем Алексеем Петровичем и с своим Царским сигклитом изволил прибыть под Соловецкий остров на тринадцати кораблях, которые стали на [199] якорях с пушечною пальбою близь Заицкого острова. По Высочайшему Его императорского Величества изволению, объявленному прежде того Архимандриту присланным в монастырь из Анзерского острова чрез Ребольду ближним Стольником Князем Юрьем Феодоровичем Шаховским, Архимандрит с братиею, не ездя в судах ко флоту, в монастыре ожидали встречать Его Величество, Который с ближними своими немногими особами с корабля в боте приехал к монастырю за полтора часа до вечера. Вышед на берег, против монастыря помолился, и принявши у Архимандрита благословение, пожаловал его к своей руке, и сам у него целовал. Потом Келарь с первейшею немногою братиею подошел с подносом, состоявшим в образе, хлебе и рыбе, за что Великий Государь снисходительно благодарил. А прочая братия, отступя мало от Святых ворот, по чину стояли. Его Величество сперва обошел с правой стороны кругом ограды монастырской, а потом вшел святыми воротами в монастырь без благовесту и звону, и изволил прямо идти в Соборную церковь, а из оной, по молитве, в Чудотворную, в коей приложился к рогам Преподобных. Потом изволил быть в ризнице, в оружейной казне и [200] в трапезе, обещаясь Архимандриту в оной на другой день, по отслушании у Преподобных литургии, кушать своею Царскою персоною со всеми своими начальными Особами. За тем удостоил Высочайшим своим посещением Архимандрита в келье, и у него того вечера откушал с ближними из свиты своей десяти персонами. По откушании, Великий Государь изволил в 6 часу ночи отъехать для успокоения на корабль; а ближние его Бояра ночевали в гостиной келье. Августа 11-го дня Его Величество с Царевичем и Великим Князем, по приезде с корабля, и со всем своим сигклитом, изволил войти в монастырь без встречи и звону, и слушал литургию, которую отправлял Иеромонах со Иеродиаконом; пели же придворные певчие походно; а по литургии молебен, за коим благоволил Государь денежный вклад пожаловать. По окончании молебна, ради Государя Царевича изволил ходить вторично в ризную, оружейную и в прочие службы. А в наступившее обыденное время настоятель и вся братия встретили пришедшего в трапезу Великого своего Государя, где Его Величество с Царевичем и ближними начальными Особами благоволил кушать монастырскую ищу и питие, коими потчивали его Архимандрит, Келарь, [201] Казначей и от братии первый Иеромомах. После стола Его Величество благоволил ходить по монастырю и по тюрмам, и посетить вторично Архимандрита в келье, а от него, при наступлении ночи, с Царевичем на корабль уехал. Августа 12 дня Его Величество изволил с корабля в малом судне на берег приехать без Царевича, и в гостиной укрепившись монастырским легким кушаньем, ездил с ближними своими на лошадях верхами на место Вараку, где делался кирпичь; оттуда возвратился в гостиную же из коей уже поздно отбыл ночевать на корабль, с объявлением Архимандриту такового Высочайшего Своего изволения, дабы он в случае пребывания Его Величества в монастыре и на празднике Успения Пресвятые Богородицы приготовил и накормил в тот день говядиною всех его военнослужащих на кораблях. Августа 13 дня, в четверток, Его Величество с корабля не сходил и из монастыря никакой пищи и пития для него не требовано. Но на все корабли послано на каждой по 10 хлебов, да по бочке сельдей военнослужащих людям, которым Высочайше повелено было пищу сию принимать смиренно, с благодарением. [202] Августа 14 дня, в пятницу, Его Величество при наступлении вечера изволил с корабля приехать в малом судне, и войти в гостиную, в коей пришедшему Архимандриту приказавши отправить малую вечерню и молебен по монастырскому уставу, удержал его, и удостоил у себя откушать. По прибытии Царевича на берег, Его Величество с ним изволил придти в Собор ко всенощному служению, во время которого на правом клиросе сам Благочестивейший сей Монарх соединял с певчими свое пение, и на левом клиросе пели придворные же певчие. Пение было все вообще Греческого распева, канон весь без припевов, а только девятая песнь со оными; чтения не было; литийную стихиру и славник пели на клиросе певчие, а прочие стихиры петы были, по приказанию, на глас Головщиками. После всенощного служения, по доношению Архимандрита, Его Величество изволил смотреть жалованные в Соловецкий монастырь граматы Праотеческие, и особенно своего Отца, блаженные памяти Великого Государя Царя Алексея Михайловича, жалованную о чести монастыря и о служении Архимандриту со осеняльными свещами. В следствие чего и сей ревностнейший по благочестии Государь повелел Архимандриту Фирсу и [203] будущим по нем служить против Чудова монастыря полною Алхимандрическою службою, по силе граматы, данной Соловецкому Алхимандриту Ильи 7159 (1651) года, и к тому еще благоволил дать привилегию ему Фирсу и будущим по нем, носить мантию со скрыжальми, и посох с яблоками, о чем тогда же приказал написать и имянный Свой Указ думному Дворянину и Печатнику Никите Моисеевичю Зотову. Августа 15-го, в день Успения Пресвятые Богородицы, Архимандрит Фирс священнослужение отправлял по вышеизображенному Высочайшему Указу, во время которого Монарх сам стоял и пел на клиросе, а Царевичь стоял и пел на клиросе, а Царевич стоял за Архимандричьим местом. По окончании литургии, Его Величество с Царевичем в гостиной имел обеденный стол, приготовленный из придворной пищи по его соизволению; питие же было монастырское. После стола изволил быть в монастыре, и посетить старца Лаврентия Александровича, которой безвыходно из келии своей (кроке в церковь ради причащения) провождал во уединении и безмолвии свою жизнь. Во оное пришествие Великого Государя при нем
были в свите его ближние и [204] окольничные
Бояре, и духовные Особы, и на кораблях чиновные
Начальники нижеименованные: При Великом Государе Царе Духовные чины: Благовещенский Протопоп Иван Лаврентьевичь
Поборский. Походные ближние Бояре: Окольничий Князь Михайло Феодоровичь
Ржевской-Засекин. Стольники: Князь Василий Феодоровичь Македонский. Прочих же книжных чинов и рядовых, кроме тех начальников прописанных Особ, было всех людей слишком 4000 человек. Его Величество, тогда будучи сам в спокойном и веселом духе, ободрял к тому же и всех своих сопутников, которые от вышнего до нижнего были в радости, хваля и благодаря Государя. Тогож 15-го дня, по репорту приехавшего с кораблей в 9 часу к Великому Государю о возможной езде на кораблях морем, Его Величество немедленно у гостиной пожаловал Архимандрита к руке, и приняв от него [207] благословение, изволил с Царевичем на малых судах переехать на корабли; однако в тот вечер с якорей не трогался, а на другой день, то есть 16-го числа, по утру рано поднялся и отправился в путь, и в вечеру того же дня все корабли пришли к Соловецкой пристани Усолью, в Нюхче. Между тем Архимандрит, не упуская времени, с Келарем и с немногими Иеромонахами, взявши образ Чудотворцов и довольно пищи, поехали с сим подносом во флот для возблагодарения за милости Великому Государю и Царевичю; но за противным ветром ночевали в Заицком, а на другой день уже по утру благоприятный ветр донес их прямо к пристани Усолью. Его величество Архимандрита и Келаря, по принятии к себе на корабль, пожаловал к руке, и весьма благодарил за усердной их приезд и от обители за гостинец. Потом, по повелению его, на корабле были они угощены; выданы им за монастырских быков деньги, с изъявлением за то Высочайшего благоволения; также Высочайше повелено выдать для монастыря в Архангельск пороху 200 пуд, и с таковыми Монаршими щедротами отпущены они в свою обитель. Архимандрит, по прибытии во оную, не входя в келью свою, отправил со всею [208] братиею в Соборной церкви Господу Богу молебствие со звоном за Его Великого Государя, за Царевича и за путешествующих с ними, и за радость о посещении его; а потом за здравие Его Величества. Настоятель всей братии предложил угощение. Его Величество от Нюхоцкой пристани в скорости отпустил все корабли к городу Архангельску, а сам предприял путешествие до Повенецкой пристани лесами, мхами и болтами, расстоянием от Нюхоцкой 160 верст, где деланы были мосты Соловецкого монастыря крестьянами из Семского острога и Кемского городка, которые и с лошадьми продолжали ту работу до зимы. По сей сделанной ими дороге протянуты людьми две яхты до Половецкой пристани, от которой Его величество озером Онегою на судах поплыл в пределы Великого Новаграда, и пришел под град Орешков, что именуется ныне Шлиссельбург. Текст воспроизведен по изданию: О втором посещении Императором Петром Великим Соловецкого монастыря // Вестник Европы, Часть 81. № 11. 1815
|
|