Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

О втором посещении Императором Петром Великим Соловецкого монастыря.

(Ето выписка из новой книги: Летописец Соловецкой, или краткое летописание и проч.; издано Соловецкого монастыря Архимандритом Паисием с братиею. Москва. В тип. С. Селевановского 1815. - Книга сия, как известно, не продается в лавках; но ее получать могут только посетители монастыря Соловецкого)

1702 Года Августа 10 дня Великий Государь Царь Петр Алексеевичь, всея России Самодержец, с Сыном Своим, Государем Царевичем и Великим Князем Алексеем Петровичем и с своим Царским сигклитом изволил прибыть под Соловецкий остров на тринадцати кораблях, которые стали на [199] якорях с пушечною пальбою близь Заицкого острова. По Высочайшему Его императорского Величества изволению, объявленному прежде того Архимандриту присланным в монастырь из Анзерского острова чрез Ребольду ближним Стольником Князем Юрьем Феодоровичем Шаховским, Архимандрит с братиею, не ездя в судах ко флоту, в монастыре ожидали встречать Его Величество, Который с ближними своими немногими особами с корабля в боте приехал к монастырю за полтора часа до вечера. Вышед на берег, против монастыря помолился, и принявши у Архимандрита благословение, пожаловал его к своей руке, и сам у него целовал. Потом Келарь с первейшею немногою братиею подошел с подносом, состоявшим в образе, хлебе и рыбе, за что Великий Государь снисходительно благодарил. А прочая братия, отступя мало от Святых ворот, по чину стояли. Его Величество сперва обошел с правой стороны кругом ограды монастырской, а потом вшел святыми воротами в монастырь без благовесту и звону, и изволил прямо идти в Соборную церковь, а из оной, по молитве, в Чудотворную, в коей приложился к рогам Преподобных. Потом изволил быть в ризнице, в оружейной казне и [200] в трапезе, обещаясь Архимандриту в оной на другой день, по отслушании у Преподобных литургии, кушать своею Царскою персоною со всеми своими начальными Особами. За тем удостоил Высочайшим своим посещением Архимандрита в келье, и у него того вечера откушал с ближними из свиты своей десяти персонами. По откушании, Великий Государь изволил в 6 часу ночи отъехать для успокоения на корабль; а ближние его Бояра ночевали в гостиной келье.

Августа 11-го дня Его Величество с Царевичем и Великим Князем, по приезде с корабля, и со всем своим сигклитом, изволил войти в монастырь без встречи и звону, и слушал литургию, которую отправлял Иеромонах со Иеродиаконом; пели же придворные певчие походно; а по литургии молебен, за коим благоволил Государь денежный вклад пожаловать. По окончании молебна, ради Государя Царевича изволил ходить вторично в ризную, оружейную и в прочие службы. А в наступившее обыденное время настоятель и вся братия встретили пришедшего в трапезу Великого своего Государя, где Его Величество с Царевичем и ближними начальными Особами благоволил кушать монастырскую ищу и питие, коими потчивали его Архимандрит, Келарь, [201] Казначей и от братии первый Иеромомах. После стола Его Величество благоволил ходить по монастырю и по тюрмам, и посетить вторично Архимандрита в келье, а от него, при наступлении ночи, с Царевичем на корабль уехал.

Августа 12 дня Его Величество изволил с корабля в малом судне на берег приехать без Царевича, и в гостиной укрепившись монастырским легким кушаньем, ездил с ближними своими на лошадях верхами на место Вараку, где делался кирпичь; оттуда возвратился в гостиную же из коей уже поздно отбыл ночевать на корабль, с объявлением Архимандриту такового Высочайшего Своего изволения, дабы он в случае пребывания Его Величества в монастыре и на празднике Успения Пресвятые Богородицы приготовил и накормил в тот день говядиною всех его военнослужащих на кораблях.

Августа 13 дня, в четверток, Его Величество с корабля не сходил и из монастыря никакой пищи и пития для него не требовано. Но на все корабли послано на каждой по 10 хлебов, да по бочке сельдей военнослужащих людям, которым Высочайше повелено было пищу сию принимать смиренно, с благодарением. [202]

Августа 14 дня, в пятницу, Его Величество при наступлении вечера изволил с корабля приехать в малом судне, и войти в гостиную, в коей пришедшему Архимандриту приказавши отправить малую вечерню и молебен по монастырскому уставу, удержал его, и удостоил у себя откушать. По прибытии Царевича на берег, Его Величество с ним изволил придти в Собор ко всенощному служению, во время которого на правом клиросе сам Благочестивейший сей Монарх соединял с певчими свое пение, и на левом клиросе пели придворные же певчие. Пение было все вообще Греческого распева, канон весь без припевов, а только девятая песнь со оными; чтения не было; литийную стихиру и славник пели на клиросе певчие, а прочие стихиры петы были, по приказанию, на глас Головщиками. После всенощного служения, по доношению Архимандрита, Его Величество изволил смотреть жалованные в Соловецкий монастырь граматы Праотеческие, и особенно своего Отца, блаженные памяти Великого Государя Царя Алексея Михайловича, жалованную о чести монастыря и о служении Архимандриту со осеняльными свещами. В следствие чего и сей ревностнейший по благочестии Государь повелел Архимандриту Фирсу и [203] будущим по нем служить против Чудова монастыря полною Алхимандрическою службою, по силе граматы, данной Соловецкому Алхимандриту Ильи 7159 (1651) года, и к тому еще благоволил дать привилегию ему Фирсу и будущим по нем, носить мантию со скрыжальми, и посох с яблоками, о чем тогда же приказал написать и имянный Свой Указ думному Дворянину и Печатнику Никите Моисеевичю Зотову.

Августа 15-го, в день Успения Пресвятые Богородицы, Архимандрит Фирс священнослужение отправлял по вышеизображенному Высочайшему Указу, во время которого Монарх сам стоял и пел на клиросе, а Царевичь стоял и пел на клиросе, а Царевич стоял за Архимандричьим местом. По окончании литургии, Его Величество с Царевичем в гостиной имел обеденный стол, приготовленный из придворной пищи по его соизволению; питие же было монастырское. После стола изволил быть в монастыре, и посетить старца Лаврентия Александровича, которой безвыходно из келии своей (кроке в церковь ради причащения) провождал во уединении и безмолвии свою жизнь.

Во оное пришествие Великого Государя при нем были в свите его ближние и [204] окольничные Бояре, и духовные Особы, и на кораблях чиновные Начальники нижеименованные:
 
Князь Андрей Ивановичь Голицын.
Князь Борис Ивановичь Прозоровский.
Князь Михайло Григорьевичь Ромодановский.
Дворянин Феодор Алексеевичь Головин.
Думной Дворянин и Печатник, и Его Величества учитель, Никита Моисеевичь Зотов.
 
Ближние Стольники:
 
Князь Юрий Юрьевичь Трубецкий.
Кирилл Алексеевичь Нарышкин.
Князь Юрий Федоровичь Шаховский.
Иван Давыдовичь Щепотев, и Польский Резидент.
С Государем Царевичем особенно были Чиновники следующие:
 
Ближние Стольники:
 
Алексей Ивановичь
Нарышкины.
Василий Григорьевичь
Ближний, Александр Данилович Меньщиков.
Учитель Царевича Никифор Кондратьев сын Кондратов.
Карлик Ермолай Иванов. [205]

При Великом Государе Царе Духовные чины:

Благовещенский Протопоп Иван Лаврентьевичь Поборский.
Петропавловский Священник Иван Хрисанфовичь.
Дьяки и певчие: Степан Ивановичь Беляев, Андрей Нижегородцев и прочие.

Походные ближние Бояре:

Окольничий Князь Михайло Феодоровичь Ржевской-Засекин.
Тимофей Ивановичь Чоглоков.
Князь Борис Михайловичь Кольцов-Мосальский.
Иван Ивановичь Истленьев.
Думный Дворянин Григорий Ивановичь Немцов.

Стольники:

Князь Василий Феодоровичь Македонский.
Иван Ивановичь Булгаков.
Никита Максимовичь Телягин.
Матфей Васильевичь Колычев.
 
На кораблях ближние начальные чиновники:
 
Князь Михайло Михайловичь
                    Голицыны.
Князь Алексей Борисовичь
Князь Борис Михайловичь Черкасский. [206]
Князь Алексей Петровичь Хованский.
Вясилий Федоровичь Салтыков.
Князь Иван Ивановичь Троеруков.
Князь Семен Никитичь Урусов.
Князь Петр Михайловичь.
Князь Юрий Володимировичь Долгорукий.
Иван Алексеевич Головин.
Василий Ивановичь Салдаев.
Иван Алексеевичь Ржевский.
Князь Федор Ивановичь Дашков.
Князь Федор Федоровичь Борятинский.
Василий Дмитриевичь Корчмин.
Дьяк Дворцовый Иван Федоровичь Леонов.
Переводчик Петр Шафиров.

Прочих же книжных чинов и рядовых, кроме тех начальников прописанных Особ, было всех людей слишком 4000 человек.

Его Величество, тогда будучи сам в спокойном и веселом духе, ободрял к тому же и всех своих сопутников, которые от вышнего до нижнего были в радости, хваля и благодаря Государя.

Тогож 15-го дня, по репорту приехавшего с кораблей в 9 часу к Великому Государю о возможной езде на кораблях морем, Его Величество немедленно у гостиной пожаловал Архимандрита к руке, и приняв от него [207] благословение, изволил с Царевичем на малых судах переехать на корабли; однако в тот вечер с якорей не трогался, а на другой день, то есть 16-го числа, по утру рано поднялся и отправился в путь, и в вечеру того же дня все корабли пришли к Соловецкой пристани Усолью, в Нюхче. Между тем Архимандрит, не упуская времени, с Келарем и с немногими Иеромонахами, взявши образ Чудотворцов и довольно пищи, поехали с сим подносом во флот для возблагодарения за милости Великому Государю и Царевичю; но за противным ветром ночевали в Заицком, а на другой день уже по утру благоприятный ветр донес их прямо к пристани Усолью. Его величество Архимандрита и Келаря, по принятии к себе на корабль, пожаловал к руке, и весьма благодарил за усердной их приезд и от обители за гостинец. Потом, по повелению его, на корабле были они угощены; выданы им за монастырских быков деньги, с изъявлением за то Высочайшего благоволения; также Высочайше повелено выдать для монастыря в Архангельск пороху 200 пуд, и с таковыми Монаршими щедротами отпущены они в свою обитель.

Архимандрит, по прибытии во оную, не входя в келью свою, отправил со всею [208] братиею в Соборной церкви Господу Богу молебствие со звоном за Его Великого Государя, за Царевича и за путешествующих с ними, и за радость о посещении его; а потом за здравие Его Величества. Настоятель всей братии предложил угощение.

Его Величество от Нюхоцкой пристани в скорости отпустил все корабли к городу Архангельску, а сам предприял путешествие до Повенецкой пристани лесами, мхами и болтами, расстоянием от Нюхоцкой 160 верст, где деланы были мосты Соловецкого монастыря крестьянами из Семского острога и Кемского городка, которые и с лошадьми продолжали ту работу до зимы. По сей сделанной ими дороге протянуты людьми две яхты до Половецкой пристани, от которой Его величество озером Онегою на судах поплыл в пределы Великого Новаграда, и пришел под град Орешков, что именуется ныне Шлиссельбург.

Текст воспроизведен по изданию: О втором посещении Императором Петром Великим Соловецкого монастыря // Вестник Европы, Часть 81. № 11. 1815

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.