Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

/л. 1/ И того же марта 4-го дня по приказу С[вятейша]го П[равительствующаго] Си[но]да вышеозначенной рас[колник] Мануил Петров, которой явился не в расколническом, но в простом мужицком платье, в Духовном правлении до будущаго в С[вятейше]м Синоде собрания задержан.

1737-го марта 7-го дня вышеозначенной рас[колник] Мануил Петров пред собрание С [вятейша]го П[равительствующаго] Синода в канцелярии их святейш[ества] представлен и словесно, о чем надлежало, пред их святейш[еством] спрашивая. Потом же от их святейшес[тва] велено ево, Мануила, обстоятелне в Духовном правлен[ии] писменно допросить. И по допросе о том, чтоб он и другие ныне с ним зде сущии расколники никого из правовер[ных] к своему расколу и лживому суеверию подговаривать не дерзали, обязав своеручною ево с крепким подтверждением подпискою, свободить.

И того ж марта 7-го числа в Санктьпитеръбурхском духовном правлении оной расколник допрашиван. А в допросе сказал: Мануилом ево зовут Петров сын, от роду ему ныне лет с пятдесят или мало менши, а точно сказать не упомнит. Отец ево Петр Иванов сын и мать Соломонида Иванова дочь, как он слыхал, были родом Галицкого уезда, а котораго имянно места и чьи крестьяня, того сказать не знает, потому что де он, [63] Мануил, от них, отца своего и матери, которые в давных годех померли, остался в малых летех. И слыхал он, Мануил, о себе, /л. 1 об./ что по рождении во он Галицком уезде крещен правоверным (каковыя и ныне везде суть) священником по обычаю церковному неотменно, толко де как оные ево отец и мать сами крестное на себе изображение полагали, так и ево, Мануила, креститися научили двоеперстным сложением, как ныне расколники крестятся, а причастия ради святых тайн тела и крове Христовы к православным священником с самаго младенчества он, Мануил, от помянутых родителей, где и когда ношен ли и тоя святыни причаститися сподоблен ли, того он, Мануил, не ведает, и оные ево родители кроме двоеперстнаго к крестному изображению сложения другое какое расколническое мудрование имели ль или нет, того он, Мануил, не ведает же.

А в Олонецкой уезд из Галицкого уезда на житье оные ево родители переехали и ево, Мануила, привезли тому ныне лет с сорок пять, а подлинно сказать не упомнит же, и поселились жить за Онегом озером в Выгорецком стану от Повенецкаго рядка в сорока а верстах на реке Выг именуемой, текущей сквозе Выгъозеро в море океан, повыше оного Выгъозера в шестидесяти верстах, в пустых лесопорослых местах, где по оном приезде вскоре оные ево, Мануиловы, отец и мать померли и погребены в тех же лесах при часовне бывшим тогда тамо пришлым из Соловецкого монастыря иеромонахом Пафнутием, а он, Мануил, после их, родителей своих, возрастая у других тамошних выгорецких жителей, которые до состояния Петровских заводов нигде никому неведомы и не имея никакой б над собою управляющей власти даже до прошлого 1703-го году.

А по возрасте своем, например, лет пятнатцати он, Мануил, вышед из помянутых жилищ, жил /л. 2/ лет восмь на Петровских заводах, где, будучи лет дватцати, и женился, понял себе в супружество тутошную Петровских заводов жителку, не имеющую отца и матери девку Марью Логинову дочь, с которою в брак венчал их тутошней Петровских же заводов церкви святых апостол Петра и Павла священник, а как ево звали, имени и отечества не помнит, по правоверному церкве святыя обычаю без всякаго к расколу склонения, толко как он, Мануил, так и та ево жена Марья сами крестилися двоеперстным сложением. И живучи он, Мануил, с женою на [64] тех Петровских заводех с три года, прижили сына Петра, котораго молитвовал и крестил тутошней же Петровских заводов священник по обычаю в церкви святей и восприемник от купели ево был тутошней молотовой мастер Иван Федоров, россианин, правоверной же. Толко причастия святых тайн тела и крове Христовы он, ево сын Петр, не сподоблен. И сам он, Мануил, во всю на оных Петровских заводах бытность чрез осмь лет, также и помянутая ево жена Марья ни у правоверных священников по сопряжении за него в супружество и ни у кого нигде никогда не исповедывались и святых тайн не причащались.

По прешествии же в том супружестве трех годов он, Мануил, оставил свою жену и с сыном на Петровских заводах тому ныне дватцать пять лет, например, в 1712 году сам сошел в помянутое выгорецкое жилище, которое до того еще в прошлом 703-м году по состоянии помянутых Петровских и протчих тамошних железных и медных заводов, когда весь Олонецкой уезд ко оным заводам определен, потому ж с протчими приписано к помянутым же заводам в работу. А в 1705-м году о поселении в тех выгорецких /л. 2 об./ местах и вновь приходящих людей от бывшаго тогда тамо каменданта Алексея Семенова сына Чоглокова указ дан, с котораго указа он, Мануил, имеет при себе здесь копию, а подлинной тот указ хранитца у них в выгорецком жилище. И по тому указу, когда тамошние выгорецкие расколники возимели себе везде свободу, тогда построено тамо на Выгу реке по подобию монастырскому два жилища, одно мужеское, другое женское, которые называются пустынями. А болше оне сами именуют те места Выгорецкое общежителство, потому что у них во обоих тех жилищах хлеб и скот, и платье, и протчее все содержится под единою властию, якобы казенное монастырьское общее. И в тех обоих жилищах имеются часовни, в которых и служба по старопечатным книгам происходит, а имянно вечерня, павечерня, полунощницы, утрени и часы повседневно.

И в тех жилищах обращается в коемждо человек по двести и болши. Около же тех жилищ обретаются и особыми дворами поселившиися расколники с женами и детми, и те все расколники. Между ими же во общежителстве мужеском и он, Мануил, по прошлой 1722 год до генералной переписи и свидетелства мужеска полу душ с протчими крестьяны вместо податей государственных работали по нарядам на заводах. А по генералной переписи и по свидетелстве мужеска полу душ положены в подушной двойной оклад, а имянно с мужеска пола вместо семигривеннаго збору по рублю по сороку копеек, [65] да вместо оброку равно как и с правоверных тамошних государьственных крестьян емлется по сороку копеек, а с женска пола всего толко по тритцати по пяти копеек, котораго збору бывает в год в платеже по ты/л. 3/сяче по двести рублей, и те денги оне вси платят в Олонецкой воеводской канцелярии, а из оной воевод[ской] канце[лярии] отсылаются те денги в Москву в Расколническую кантору повсягодно без доимки.

По вышереченном же с Петровских заводов в Выгорецкое рас[колническое] об[щежителство] приходе он, Мануил, стал жить тут неотлучно, а жена ево Марья и с сыном после ево еще на Петровских заводах без него жила лет с семь. Потом же и оная ево жена, приехав, вселилась во общежителство их женское, где и ныне живет. А сына своего он, Мануил, взял к себе в жилище мужеское, котораго и грамоте тут обучил и, возращая до полнаго мужества, содержал по прошлой 1732 год. А в том 1732-м году оной ево сын, не похотя тут жить, сошел в Сибирь в и, женився, ныне живет в работе на железных Федковских заводах под ведением Акинфея Никитина сына Демидова, толко по записке тутошней выгорецкой пашпорт имеет и числится того выгорецкого жилища.

А он, Мануил, также и жена ево, живучи в тех выгорецких жилищах, веру свою по учению и мудрованию тутошних жителей с протчими расколники содержат неотменно и крестное знамение на себе полагают двема перстами, и протчия чины у них обдержатся по старопечатным книгам, и вси в тех двух помянутых общежителствах наподобие общаго монастырскаго жития пребывают как мужеский, так и женский пол, не совокупляяся плотски ни со своими прежними женами, в растоянии между собою в дватцати верстах. А которые и особливыми домами своими около тех мест и с женским полом живут вкупе, однако ж и оные содержат с собою токмо /л. 3 об./ как своих жен, так и близосродственных престарелых, между которыми бы не токмо и блудодеянию, но и мужем со своими женами к плотскому смешению подозрения не было. И те расколники, со своими женами вместе живущии, в тамошних их расколнических местах детей не раждают и молодым людем мужеску и женску полу в единых домех несродственным жить не попущают, и брачнаго совокупления между ими не имеется, для того что священников у них ныне не обретается, а которые пожелают брачитися, оные отходят в тамошния погосты и волости и по чину церковному у тамошних священников венчаются. И оне, выгорецкие жители, в том им [66] запрещения и возбранения не чинят и насилно к безженному житию никого не принуждают, толко те женящиися живут хотя и под их ведомством, но или в волостях между протчими крестьяны, или одаль того их выгорецкого жилища.

Мяса де они, общежители, за сожитие во едином месте со иноки не едят, также и особно живущии в своих домах многие, которые с женами не совокупляются, мяс не едят же.

Платье они вси носят простое крестьянское, называемое русское, а особливаго по образцу, в 1722-м году выданному, расколническаго платья никто нигде никогда не носили и ныне не носят, для того что они числятся с протчими того Олонецкого уезда государственными пахотными крестьянами, яко крестьяня ж, а о ношении указнаго расколническаго платья, каково носят другия их братья расколники, хотя оне о тех указах и сведомы, толко таких указов ниоткуду к ним не /л. 4/ прислано и принуждения в том им ни от кого не бывало. И оне в вышепомянутом простом мужицком платье ходят не для своего расколу укрывателства, яко бы под видом благочестия, но явно себя везде показуют записными под двойной оклад расколниками, о чем он, Мануил, многие имеет ныне здесь при себе из Олонецкой воеводской канцелярии пашпорты.

А в Санктьпитеръбурх он, Мануил, начал приезжать для общих тамошняш выгорецкого жилища разных нужд уже тому лет з десять и болше. А ныне приехал в генваре сего 1737-го году месяце з данным ему пашпортом из Олонецкой же воеводской канцелярии] и от их выгорецкого старосты отпускным писмом с живыми морскими зверми для объявления ко двору ея импер[аторскаго] велич[ества], для которых зверей промыслу и указ он, Мануил, данной из Архангелогороцкой губ[ернской] канцелярии] у себя здесь же имеет. Да он же, Мануил, здесь, в Санктьпитербурге, имеет дело г» до иностранной коллегии о грабеже их выгорецких морских промышленников в Грунланде иноземцами. И товарыщь ево, Мануилов, Алексей Киселев приехал сюда из того же их Выгорецкого общежителства купно с ним, Мануилом, а сверх того для пригону живых оленей и привозу живых же морских зверей были здесь и другие их выгорецкие жители Иван Андреев с товарищи пять человек, которые, пригнав оных зверей, вскоре отсюду ди выехали е паки в [67] свое место ж. Толко ныне здесь обретаются з он, Мануил, с Киселевым за вышеписанным делом.

А живучи здесь и они, Мануил с товарыщи, тайно по домам ни к кому /л. 4 об./ не ходят и разговоров о вере никому никаких не произносят, и в раскол от церкви никого не отвращают. И к здешних жителей, уклоняющихся к расколу, и явных записных расколников и их учителей никого не знают. И сие де он, Мануил, сказал самую сущую истинную прав[ду].

РГБ, ф. 17 (Е. В. Барсова), № 430, л. 1-4 об.


Разночтения

а. Испр., в рукописи сороке;

б. написано над строкой;

в. испр., в рукописи Сиборь;

г. написано над строкой;

д-е. написано над строкой;

ж. далее зачеркнуто возвратилися;

з. испр., в рукописи обретаюся;

и. написано над строкой;

к. написано дважды.

Текст воспроизведен по изданию: К биографии выговского писателя Мануила Петрова // Русское общество и литература позднего феодализма. Новосибирск. Сибирский хронограф. 1996

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.